Великий кошевой атаман иван сирко. Иван сирко - кошовой атаман и национальный герой франции, не проигравший ни одной битвы На какой картине запечатлен иван сирко

.

Иван Сирко: сглагаемые военных успехов

Иван Дмитриевич Сирко (1605-1680 гг.) - один из самых прославленных и популярных кошевых атаманов Запорожской Сечи. Трудно найти другого лидера эпохи казачества, который бы пользовался в народе такой огромной любовью и уважением, навсегда оставшись в его памяти, многочисленных думах, песнях и легендах (порой даже самых фантастических и невероятных). С 1659 года и до самой смерти запорожцы неоднократно избирали его своим предводителем. За свою долгую, полную героических и противоречивых событий жизнь, кошевой атаман принял участие в десятках морских и сухопутных военных походов, провел свыше 50 битв, из которых неизменно выходил победителем.

Иван Сирко.
Рисунок С. Торопа. 2012 г.

.
При нем с силой и мощью Запорожского войска вынуждены были считаться властители самых могущественных держав XVII века, а многочисленные претенденты на гетманскую булаву, при первой возможности, не упускали случая нейтрализовать народного героя, видя в нем опасного конкурента.

Иван Сирко никогда не считал себя подданным какого-либо монарха, гетьмана или правителя, всегда и при любых обстоятельствах упорно и последовательно отстаивая суверенные права Запорожской Сечи.

Талантливый казацкий полководец вел скромный, и даже аскетический образ жизни. Был предан друзьям и предельно суров (даже жесток!) в обращении с врагами, практически всегда расправляясь со всеми теми, кого считал «предателем» или «отступником». Слава легендарного кошевого атамана надолго пережила его самого, чего нельзя сказать о многих предшественниках и последователях Ивана Дмитриевича, чьи имена и деяния со временем стали забываться.

Без преувеличения можно сказать, что именно Иван Сирко на долгие годы стал олицетворением свободолюбивого духа Запорожской Сечи и Запорожского казачества.

Его образ всегда привлекал и, наверно, еще долго будет привлекать многих историков и исследователей, писателей и художников, политиков и государственных деятелей. В XIX веке могилу кошевого атамана посещали писатели Алексей Стороженко и Александр Афанасьев-Чужбинский, историки Аполлон Скальковский и Николай Костомаров, а в 1872 году протоиерей Иоанн Карелин лично составил ее описание.

А.С. Афанасьев-Чужбинский.

В 1894 году была опубликована научная работа известного исследователя истории казачества Дмитрия Яворницкого «Иван Дмитриевич - славный кошевой атаман Войска Запорожского Низовых казаков», а выдающийся художник Илья Репин увековечил легендарного предводителя запорожцев на своем грандиозном полотне «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Дмитрий Яворницкий в одежде запорожского казака.
Фото: www.korolenko.kharkov.com

Эта картина имела невероятный успех на всех художественных выставках Российской империи и странах Европы. Позже ее приобрел сам государь император Александр III за 35 000 рублей.

И. Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880-1891 гг. Холст; масло. 100х160 см.

Буквально все этапы жизни Ивана Сирко (от рождения и до смерти) окружены невероятным количеством народных легенд. Некоторые из них настолько переплелись с реальными историческими событиями, что отличить правду от вымысла весьма нелегко. Так, согласно народным поверьям, легендарный кошевой атаман принадлежал к особому братству или ордену воинов-характерников.

Старая могила кошевого атамана Ивана Сирко
в с. Капуловке (Никопольский район, Днепропетровская область). 1956 г.
Фото из архива историка и краеведа Леонида Бурды

До наших дней дошло сказание о том, что Иван Сирко, однажды застрелил из пистолета проплывавшего по реке черта. По этой причине она якобы и получила название - Чертомлык. На самом деле имя реки, на которой стояла Сечь, никакого отношения к черту не имеет, да и появилось оно еще задолго до Ивана Сирка. В переводе с тюркского языка слово «чертомлык» буквально означает «щучья река» или «щучья вода». После смерти кошевого атамана ходила молва, что он «трижды умирал в возрасте семидесяти лет, а всего ему было 210 лет отроду».

Даже отдельные части тела казачьего полководца, по народным преданиям, обладали «чудодейственной силой» и приносили удачу в бою.

Земли исторического Запорожья во времена Освободительной войны (1648-1654 гг.)

.
Согласно одним рассказам, после смерти своего легендарного предводителя запорожцы в течение пяти лет возили с собой во всех походах гроб с его телом, по другим рассказам - семь лет правую руку.

Конный казак со знаменем.
Рисунок С. Торопа. 2012 г.

С рукой Ивана Сирко связана еще одна легенда, безусловно, появившаяся в начале XIX века и связанная с событиями войны 1812 года. Она повествует о том, что перед смертью кошевой атаман якобы завещал запорожцам: «Если возникнет большая угроза белому царю, то пусть, хотя бы руку мою откопают и понесут впереди войска: неприятель сам себя порубает». Один из вариантов данной легенды записал краевед и собиратель народного фольклора Яков Новицкий (1847-1925 гг.) со слов 78-летнего жителя местечка Никополь Дмитрия Быковского 11 июля 1894 года: «В двенадцатом году хранцуз (француз - С.Т.) завоевал Москву. Сколько наше войско ни палило из пушек - ничто не помогало. Тогда один черноморец (казак Войска Черноморского - С.Т.) и говорит: «Стойте, братцы! Не будет дела, пока не достанем руки Серко!». Поехали в Капуловку, откопали руку и быстрей назад. Как только руку вокруг Москвы обнесли, так хранцузское войско и подалось оттуда. Тогда хранцузы так быстро убегали, что даже сапоги свои позабывали».

Бегство французской кавалерии, которая съела своих лошадей в России.
Карикатура начала ХІХ в.

Вот только во время исследования погребения кошевого атамана выяснилось, что правая рука Ивана Сирко (как и левая) была… на месте. Правда, со следами переломов и повреждений, как и все тело предводителя запорожцев, что, впрочем, не мудрено, если учесть, что вся его жизнь прошла в битвах.

Оружие запорожских казаков второй половины XVII - начала XVIII вв.:
1 - ружье турецкого образца (тип «янычарка»);
2 - пистолеты русского и турецкого образца с ударно-кремниевым замком;
3 - сабля (тип «ордынка»); 4 - пороховница;
5 - переносная пушка с цапфами (тип «фальконет»);
6 - ядро от осадной пушки.
Рисунок С. Торопа. 2012 г.

Но если потусторонние силы, как выяснилось, тут не причем, то в чем же тогда, состоял секрет неизменных военных успехов Ивана Сирко? Его полководческий талант ни в коей мере не подлежит сомнению, а более пятидесяти выигранных им битв красноречиво говорят сами за себя. Целый ряд побед им было одержано над значительно превосходящими отряды запорожцев по численности войсками крымских татар и Османской империи. Отборные формирования «бусурманов» терпели поражения на суше и на море.

Казаки во время боя.
Рисунок С. Торопа. 2012 г.

Под предводительством Ивана Сирко казаки не раз совершали успешные походы на неприятельские города-крепости: Очаков (июнь 1670 г., февраль-март 1675 г.), Ислам-Кермен (июнь 1673 г.), Кызыл-Кермен (январь 1679 г.) и другие.

Походы запоржских казаков под руководством И.Д. Сирко
на турецкие города-крепости на Нижнем Днепре в 70-х годах ХVII в.

Более того, Ивану Дмитриевичу неоднократно доводилось командовать не только пешими и конными формированиями Войска Запорожского, но и настоящими коалиционными соединениями союзных войск. Так, в октябре 1663 года он с Войском Запорожским и отрядом стрельцов Григория Косагова совершил поход на Перекоп.

Запорожские казаки и стрельцы возле турецкой крепости.
Рисунок С. Торопа. 2012 г.

А в декабре того же года (во время нового похода на Перекоп) возглавлял объединенный отряд, состоявший из запорожцев, калмыков и донских казаков. В октябре 1671 года объединенный польско-запорожский отряд во главе с Иваном Сирко в 15 верстах от местечка Ильинцы провел встречный бой с ханским войском, уничтожив до 2 000 татар.

Казак-пехотинец с копьем.
Рисунок С. Торопа. 2012 г.

Во время состоявшегося в сентябре 1675 года похода на Перекоп Иван Сирко руководил действиями объединенных сил, состоявших из полка запорожцев (1 500 человек), отрядов черкесского князя Каспулата Муцаловича, калмыкского мурзы Мазана, донских казаков стольников Ивана Леонтьева и Ивана Лукашина. Уже сам факт того, что легендарному кошевому не раз доверяли командование своими воинскими подразделениями союзники, красноречиво свидетельствует о глубоком уважении к нему и широком признании его полководческого таланта.

Казак-пехотинец с мушкетом.
Рисунок С. Торопа. 2012 г.

Если внимательно проанализировать все письменные источники, повествующие о проведенных Иваном Сирко сражениях, то, по мнению автора статьи, можно выявить основные причины его воинских успехов: во-первых, казачий полководец, еще в юные годы попавший на Сечь, уже в молодости участвовавший в десятках походов, был хорошо знаком с организацией и тактикой войск своих основных противников (Крымского ханства и Блистательной Порты), их сильными и слабыми сторонами.

Пять из семи Запорожских Сечей находились на территории
современного Никопольского района (Днепропетровская область),
а одна из них (Никитинская) - непосредственно в центральной части современного г. Никополя

.
Это не раз помогало ему с успехом использовать такие приемы, как имитация отступления, нанесение отвлекающего удара и т.д. Обратите внимание на следующий отрывок из народного предания: «Бывало, кто б ни задумал воевать с ним (Иваном Сирко - С.Т.), он уже тут же все знает, войско собирает, и копья точит, и ружья готовит. Не зря его турки прозвали шайтаном». Откуда казачий полководец мог столь оперативно узнавать о военных приготовлениях врага? Уж не в колдовстве ли, владение которым ему всегда приписывали (и сегодня продолжают приписывать!) все дело? Нет, вне всякого сомнения, речь идет о хорошо организованной Иваном Дмитриевичем на Запорожской Сечи разведке и контрразведке. В качестве поставщиков необходимой информации чаще всего, по-видимому, использовались купцы и чумаки, а также посланные под их видом в глубокий тыл запорожцы.

Конный казак с копьем.
Рисунок С. Торопа. 2012 г.

Не исключено, что при сборе сведений разведывательного характера не раз приходилось прибегать к услугам татар-перебежчиков (как известно на Сечь принимали всех), длительное время находившихся в плену либо живших «на турецкой стороне» казаков, владевших татарским или турецкими языками.

Конный казак с пистолетом.
Рисунок С. Торопа. 2012 г.

.

Запорожцы обычно никогда не выступали в поход и не начинали сражения, не получив необходимой информации о расположении неприятеля и численности его войска. В разведку всегда отправлялись наиболее опытные и смелые казаки. В степи казаки разведчики искали сакмы - так они называли лошадиные следы на траве. По ним определяли направление передвижения и расположение лагеря крымских татар. Если найти следов не удалось, они скрытно, «В траве с травою ровен», приближались к улусам и добывали нужные сведения. Если перед казаками-разведчиками возникала широкая река, они быстро изготавливали своеобразные «понтоны» из нескольких пучков прибрежного тростника, плотно связанных между собой. На них переправляли седла и вьюки, а сами пускались вплавь. В случае обнаружения и преследования неприятелем, запорожцы пускали своих лошадей в быструю реку и, уцепившись за их хвосты, удачно переправлялись на противоположный берег. При необходимости они могли долго находиться под водой и скрытно приближаться к врагу, используя для дыхания полые трубочки, изготовленные из того же прибрежного тростника.

Снаряжение казаков-разведчиков чаще всего состояло из ружья, сабли, ножа или кинжала, 2-4 пистолетов, веревки, пороховницы, сумки для пуль и необходимого запаса пороха. Наиболее опытные из них обладали умением по характеру земли, крикам дневных и ночных птиц, помятой траве и сломанным веткам, следам от разведенных костров устанавливать численность и место нахождение турецких и татарских войск. Свои навыки они передавали молодым казакам, заставляя их припасть к земле и приложить к ней ухо. После этого между молодым запорожцем и его более опытным товарищем происходил примерно такой разговор.
- Что слыхать?
- Слышу какой-то шум, похожий на крик птицы…
- Да разве птица кричит в темную ночь? Она сидит смирно.
- Так что же это такое?
- А вот что: недалеко остановился неприятельский отряд и разложил костры, а на свет-то птица поднялась и кричит. По большому крику, надо полагать, что огней много, а стало быть, и бусурман много. Крик доносится со стороны вон той балки, значит и неприятель где-то недалеко от нее расположился…

Осадам расположенных на Нижнем Днепре и берегах Черного моря турецких крепостей нередко предшествовали рейды высланных в их окрестности казаков-разведчиков. После этого основные силы запорожцев, стараясь застать врага врасплох, скрытно выходили на берег быстрым и сильным натиском брали приморские крепости и селения. Передовые отряды казаков-разведчиков обычно уклонялись от схваток с превосходящим их по силе противником. Если последнему удавалось их обнаружить, они, не принимая боя, отступали к морскому берегу, входили в устье реки, затопляли свои лодки, рассыпались по плавням, скрываясь в их густой растительности. Переждав опасность, собирались вновь. Будучи застигнутыми в чистом поле татарской конницей они, чтобы сбить преследователей с толку, рассыпались по всей степи в разные стороны, договариваясь встретиться в условленном месте.

С пойманными казаками-разведчиками турки и татары расправлялись особенно жестоко. Их неизменно ожидали долгие пытки и мучительная смерть. Пленным запорожцам сбривали усы и оселедцы, выкалывали глаза, отрезали уши и нос. Их, еще живых, нередко затаскивали в терен, привязывали к нему руки и ноги, и, распяв, оставляли на погибель. Впрочем, с захваченными в плен своими обидчиками казаки поступали не менее жестоко. Состарившиеся казаки-разведчики, как и многие запорожцы, оставляли Сечь и отправлялись в монастыри, где доживали свои годы, а иногда и дни.

.
Для оперативного наблюдения за приближающимися к Сечи силами противника слаженно действовала система «фигур» (как правило, искусственно сооруженных высотных постов), подача сигналов огнем, дымом, звуком или посредством передачи эстафеты, заблаговременно высланных вперед конных разъездов и т.д. И, наконец, не стоит забывать о том, что середина-конец XVII века ознаменовались совершенствованием стрелкового оружия, что, в свою очередь, привело к изменению тактики и боевых построений войск.

Конный казак с ружьем.
Рисунок С. Торопа. 2012 г.

В европейских армиях глубинные построения стали заменяться вытянутыми по фронту, а в целях уменьшения промежутков времени между отдельными залпами был применен строй стрелков, состоявший из нескольких шеренг.

Так выглядели западноевропейские мушкетеры и стрелок,
вооруженные фитильными ружьями. Начало XVII в.

Первая шеренга давала залп, перемещалась на место последней и начинала заряжать ружья. Ее заменяла вторая шеренга, которая после залпа также отходила назад, уступая место третьей и т.д. Например, в Тридцатилетней войне (1618-1648 гг.) шведские мушкетеры Густава II Адольфа строились в шесть шеренг.

Густав ІІ Адольф

.
Запорожцы по достоинству оценив преимущества огнестрельного оружия, ввели усовершенствованные приемы его применения в бою. В частности, так называемую, «беглую» или «скоростную» стрельбу, поражавшую современников (как союзников так и противников) и достаточно хорошо описанную в исторической и художественной литературе.

Русские самопалы или ручницы,
которые также использовались в Войске Запорожском. XVI-XVII вв.

.
Доподлинно не известно, был ли именно Иван Дмитриевич автором подобных приемов, но то, что при нем они широко использовались и не раз приносили удачу в сражениях - факт, не подлежащий сомнению.

Итак, хорошее знание сильных и слабых сторон противника, отменно организованная разведка и контрразведка, «скоростная» стрельба. Все секреты кошевого атамана наиболее полно просматриваются на примере знаменитого Рождественского ночного боя 1675 года. Тогда к Чертомлыкской Сечи не заметно (как казалось вначале) при поддержке 40-тысячного крымско-татарского войска подошел турецкий экспедиционный корпус, состоявший из 15 000 янычар. Неожиданно запорожцы открыли дружную «беглую» стрельбу по неприятелю.

Турецкое ружье с ударно-кремниевым замком. XVIІ-XVІII вв.

.
В завязавшемся сражении воинство султана Мехмеда IV оказалось на голову разгромленным. Турки потеряли 13 500 человек убитыми! Многих османов казаки захватили в плен, в том числе 4 аги (офицера). Целый ряд обстоятельств указывает на то, что сечевики были не только хорошо проинформированы о планах и приблизительной численности войск неприятеля, но и предприняли целый комплекс контрмер, с учетом сильных и слабых сторон нападавших. Без предварительной подготовки, включавшей распределение обязанностей бойцов, мест перезарядки оружия и т.д., открытая казаками «беглая» стрельба (практически в упор!) оказалась бы не столь слаженной и эффективной. В пользу мысли о заблаговременной подготовке к ночному штурму свидетельствует и следующий факт: потери запорожцев оказались минимальными: всего 50 человек убитыми и до 80 человек ранеными.

Янычарский офицер

.
Об оперативности разведки кошевого атамана свидетельствует и такой факт. В 1676 г. на Чертомлыкскую Сечь из Турции прибыли люди, чтобы найти и выкупить из плена знатную особу - Мустафу-агу. Иван Сирко заподозрил их в неискренности. Вскоре от посланного в Крым разведчика он узнал, что на самом деле гости из Османской Порты разыскивали еще более важную персону - Хапич-пашу. Находясь в плену, он скрывал свой статус, чтобы за него не запросили слишком большого выкупа. Получив необходимую информацию от разведчика, кошевой атаман согласился обменять Хапич-пашу только на знатного московского боярина Андрея Ромодановского, за освобождение которого татары хотели получить 40 000 ефимок и 60 своих пленных воинов. Хочется также отметить, что благодаря стараниям разведчиков Ивана Сирко, русский царь и польский король часто получали из Сечи своевременную информацию о военных приготовлениях Османской империи и Крымского ханства.

Европейский мушкет с колесцовым замком, применявшийся также в России и Войске Запорожском.
Внизу изображено так называемое «шведское перо». XVII в.

.
Будучи убежденным противником Османской Порты и Крымского ханства, Иван Сирко не раз критиковал украинских гетманов (в том числе и Богдана Хмельницкого) даже за попытки заключения с ними какого-либо союза. Главной задачей Запорожской Сечи и Войска Запорожского он считал защиту христианских народов от «бусурманов». Многие современники, описывая полководческий талант предводителя запорожцев, изображали его ревностным защитником христианской веры. В связи с этим любые попытки современных неоязычников (и даже сатанистов!) причислить Ивана Дмитриевича к своему пантеону выглядят, по меньшей мере, безосновательными.

Конный казак с саблей.
Рисунок С. Торопа. 2012 г.

В условиях длительной политической неразберихи, которая царила на обоих берегах Днепра и вошла в историю под названием Руины, кошевой атаман и запорожцы стали единственной реальной военной силой, способной надежно защищать южные пределы Руси и их христианское население от набегов агрессивных соседей. Не будучи отягощенным какими-либо политическими соображениями, казачий предводитель всегда гордо преграждал путь ордам завоевателей.

Стрелец. В качестве опоры для мушкета использовался бердыш

.
Во время своих многочисленных походов в «бусурманские владения» он неизменно освобождал из плена большое количество христиан-невольников (как православных, так и католиков), причем без всякого выкупа. Неизвестный автор «Истории русов» отмечал: «Татары крымские и белогородские, сии страшилища и бичь всем народам, были у Серка пужливыми оленями и зайцами. Он проходил наквозь их жилища и укрепления, загонял всех татар в Кефские (Крымские - С.Т.) горы, где и сами ханы их не раз крылись в ущельях и кустарниках горских».

Последовательная и бескомпромиссная борьба с «неверными», освобождение пленных христиан, без всякого сомнения, вызывала симпатию и пользовалась поддержкой широких народных масс на обоих берегах Днепра. Благодаря им, легендарный кошевой атаман снискал славу настоящего народного героя-защитника. Современники сравнивали его то с былинным богатырем, то с киевским князем Святославом, воспевали его смелость и отвагу, а Войско Запорожское, как отмечал Самойло Величко, «за батька своего его считало».

Современная могила кошевого атамана Ивана Сирко
в с. Капуловка (Никопольский район, Днепропетровская область). 2012 г.
Фото: А. Рудоманова


Сторожевые посты Никитинской Сечи. Цифрами на карте обозначены:
1 - место расположения Коша (цитадели) Никитинской Сечи (1639-1652 гг.) и кургана Высокая Могила (h-7 м),
где находился главный сторожевой пост;
2 - место расположения укреплений первой Запорожской Сечи на о. Томаковка (сер. XVI в. - 1593 г.),
где находился восточный сторожевой пост наблюдения казаков Никитинской Сечи;
3 - место расположения большого царского скифского кургана Чертомлык (h-20 м),
где находился северный сторожевой пост наблюдения казаков Никитинской Сечи;
4 - место расположения кургана арийского времени Сторожевая Могила (h-6 м),
где находился западный сторожевой пост наблюдения казаков Никитинской Сечи.
Место нахождения памятника национального значения «Могила И.Д. Сирко».


Главный сторожевой пост наблюдения казаков Никитинской Сечи на кургане Высокая Могила


Восточный сторожевой пост наблюдения казаков Никитинской Сечи на о. Томаковка


Северный сторожевой пост наблюдения казаков Никитинской Сечи на скифском кургане Чертомлык


Западный сторожевой пост наблюдения казаков Никитинской Сечи на кургане Сторожевая Могила

.

По достоинству заслуги Ивана Сирко в противостоянии агрессивным устремлениям «неверных» были оценены не только на Руси, но и во многих странах Европы. Следует отметить, что во второй половине ХVII в. султанская Турция, подчинившая своему господству Переднюю Азию, Северную Африку, Египет, Юго-Восточную Европу, предпринимала отчаянные попытки утвердиться в роли гегемона на европейском континенте, представляя реальную угрозу для христианских стран и христианской цивилизации.

Смерть казака в бою.
Рисунок С. Торопа. 2012 г.

Запорожская Сечь, оказавшись на передовом рубеже глобального цивилизационного противоборства, надежно сдерживала значительные силы османов, а предпринимаемые Иваном Сирко походы на Крым и турецкие города-крепости существенно подрывали военную мощь Блистательной Порты. Одержанные легендарным казачьим полководцем многочисленные победы над «неверными» можно смело поставить в один ряд с «великой победой» Яна III Собеского - короля Речи Посполитой и выдающегося военачальника, разгромившего в 1683 г. турецкую армию, осаждавшую Вену.

А. Гроттгер. Встреча Яна ІІІ Собеского с императором Леопольдом после победы под Веной.
1859 г. Холст; масло. 101х 57 см.

Интересные факты

  • Очевидно Чертомлыкская Сечь не всегда находилась на одном и том же месте. Так, в одном из документов 1663 г. повествуется о том, что Сечи «у запорожцев на поле и крепости возле нее нет никакой». По мнению Д.И. Яворницкого, подобное перемещение могло быть сделано на определенное время в связи с угрозой вторжения какого-нибудь неприятеля.

Чертомлыкская Сечь.
Рисунок С. Торопа. 2012 г.

«А строил этот город Сечу кошевой атаман Лутай с козаками…».
Рисунок С. Торопа. 2012 г.

  • Во время Освободительной войны (1648-1654 гг.) в войске Богдана Хмельницкого использовались мушкеты, пищали и гаковницы разного калибра. Как свидетельствуют материалы археологического исследования, казаки использовали распространенные в то время в Европе мушкеты облегченного образца с ударно-кремниевыми замками. Хотя последние не требовали опоры на специальную подставку (форкету), их вес все равно оставался большим (до 7 кг).


Стрелковое оружие XVII в.:
1 - турецкое ружье с фитильным замком;
2 - английский мушкет с фитильным замком;
3 - голландский мушкет с фитильным замком;
4 - французское ружье с фитильным замком;
5 - западноевропейский мушкет с фитильным замком;
6 - бандельер: подсумок для пуль (а), фитиль (б), пороховница (в), натруска (г), сосуд для пороха (д).

  • На некоторых старинных изображениях можно различить надетый на левое плечо мушкетера, стрельца или казака кожаный ремень - бандельер. К нему обычно прикрепляли 10-12 деревянных (иногда обшитых кожей) сосудов с заранее отмеренными дозами пороха; фляжку с мелким, затравочным порохом; изготовленный из рога, кожи и дерева подсумок для пуль, пыжей и инструмента (иглы для прочистки затравочного отверстия, ветоши), пороховницу, свернутые кольцами фитили. Казаки Войска Запорожского преимущественно использовали для ношения ружейного снаряжения специальные сумки или небольшие патронташи, которые носили за спиной на узком ремешке или тесьме. Натруски с пороховой мякотью носили на шее или прикрепляли к поясу. К нему обычно подвешивали и пороховницу.

Пороховницы ХVII в.

  • Пули для ружей первое время изготавливали из самых разнообразных материалов - камней, железа, стали, бронзы, меди, олова. Они имели форму стрел, шаров, кубов и ромбов. В конце концов остановились на круглой пуле, отлитой из свинца. Дело в том, что этот металл легко обрабатывался, а благодаря его высокому удельному весу пули приобретали хорошие баллистические свойства. Поскольку ружья XVI-XVII вв. имели разные калибры, проблему изготовления для них пуль в войсках решали весьма своеобразно. Стрелки отливали их сами, в соответствии с калибрами своих ружей. В те годы нередко считалось, что материал пули должен соответствовать намеченной цели. Например, стальные и железные пули предназначались исключительно для стрельбы по воинам, облаченным в доспехи, а для покушения на королей и царственных особ, случалось, отливали даже золотые пули. На Руси и землях Войска Запорожского во время интенсивных боев и осад, когда быстро заканчивались боеприпасы, мушкеты заряжали дробью, гвоздями и кусками железа. Такие заряды имели большой радиус разлета и причиняли, особенно с близкого расстояния, страшные раны и увечья. Их использование против яростных атак польской и татарской конницы было очень эффективным. Запорожская пехота, в отличие от вооруженной легким стрелковым оружием конницы, была оснащена мощными, с длинным стволом и большим калибром (18-20 мм), мушкетами. Выпущенные из них пули попадали в цель на расстоянии 250-300 м.

Казачья пехота.
Барельеф на саркофаге Яна-Казимира. Вторая половина ХVII в. Париж (Франция)

  • Примерно со второй половины XVII в., когда огнестрельным оружием начали оснащать всю пехоту и потребовался его массовый выпуск, производство ружей начало осуществляться, в основном, мануфактурами и крупными оружейными мастерскими.

Казак-пехотинец перезаряжает мушкет.
Рисунок С. Торопа. 2012 г.

  • Во время археологических исследований на поле Берестецкой битвы были обнаружены карабины с длиной ствола 85 см и калибром 10-12 мм. Как установил И.К. Свешников, данные образцы были изготовлены мастерами московской Оружейной палаты и попали к казакам в централизованных поставках или в качестве трофеев. Подобные карабины в основном оснащались ударно-кремниевыми замками.

Ударно-кремниевый замок ружья,
найденного на поле Берестец кой битвы. XVII в.

  • Во второй половине XVII - начале XVIII вв. основным типом построения казачьего полка был подвижный лагерь, который служил базой организации активной обороны и развертывания наступления пехоты и конницы. Сначала запорожцы прицельным огнем из-за возов и рогаток сбивали темп наступления противника, выматывали его основные силы, а затем, двигаясь под прикрытием возов, переходили в атаку.

Казачьи возы.
Рисунки С. Торопа. 2012 г.

Литература

  1. Военная энциклопедия т-ва Сытина И.Д. - Спб., 1910. - 436 с.
  2. Жук А.Б. Стрелковое оружие. Револьверы, пистолеты, винтовки, пистолеты-пулеметы, автоматы. - М. : Воениздат, 1992. - 735 с.
  3. История Русов или Малой России. Сочинение Георгія Конискаго, архиепископа белорусскаго. - М., 1846. (Репринтне видання. - К. : Дзвін, 1991) - 356 с.
  4. Історія українського козацтва: Нариси: у 2 т. - К. : Києво-Могилянська академія, 2006. - Т. 1. - 800 с.
  5. Мицик Ю.А. Отаман Іван Сірко. - Запоріжжя: РА Тандем-У, 2000. - 44 с.
  6. Народна пам`ять про козацтво. - Запоріжжя: Інтербук, 1991. - 299 с.
  7. От ручницы до мушкета // Техника-молодежи. - 1988. - № 9. - С. 48-49.
  8. Потоцький В.П. Хто є хто в українській історії. - Харків: Школа, 2010. - 160 с.
  9. Саратов І. Іван Сірко. - Харків: Акта, 1998. - 112 с.
  10. Советская военная энциклопедия. Т. 1-8. - М. : Воениздат, 1976-1980.

Говорят, что атаман запорожских козаков Иван Сирко:

  • Не проиграл ни одного сражения
  • Подписал знаменитое письмо запорожцев турецкому султану
  • Участвовал во взятии крепости Дюнкерк во время Тридцатилетней войны
  • После смерти атамана козаки побеждали врагов, выставляя вперед его отрезанную руку
  • В 1812 году руку Ивана Сирко три раза обнесли вокруг занятой французами Москвы, и судьба войны была решена
  • Его называли оборотнем и характерником, а турки - Урус-Шайтаном.
  • Что здесь правда, а что - миф? И кем на самом деле был Иван Сирко?
Таким Ивана Сирко изобразил Репин

Непобедимый атаман

Год и место рождения Ивана Дмитриевича Сирко неизвестны. По некоторым данным, он родился в семье шляхтича на Подолье. По другим - Сирко родом из козацкой слободы Мерефы Слободской Украины (нынешней Харьковской области). По преданию, уже рождение Ивана Сирко было необычным - мальчик родился с зубами, чем испугал всех присутствующих! Отец попытался исправить ситуацию, заявив, что Иван «зубами будет грызть врагов».Но это мало успокоило селян. К ребенку относились с опаской, и в какой-то мере это было оправданно, потому что он с детства проявлял необычные способности, которые впоследствии стали просто сверхъестественными.

Иван Сирко, необычайно талантливый воин и выдающийся политический деятель своего времени, осуществил около 50 военных походов, и не потерпел ни одного поражения.

Чего стоит только участие во франко-испанской Тридцатилетней войне (1618-1648) на стороне французов! В 1646 году, согласно договору с французами, подписанным Богданом Хмельницким, 2500 козаков через Гданьск по морю добрались до французского порта Кале. Вели козаков полковники Сирко и Солтенко. Именно благодаря военному искусству запорожцев удалось взять неприступную крепость Дюнкерк, которая находилась в руках испанцев.

Крепость имела важное стратегическое значение - ее называли «ключом от Ла-Манша». Французы многократно пытались взять Дюнкерк, но тщетно. А козаки взяли крепость за несколько дней и, по сути, вручили французам столь желанный «ключ».Воевал Сирко и против турецкого султана, одерживая многочисленные славные победы. Не зря турки и татары называли Сирко Урус-Шайтаном и Семиголовым драконом.Именем легендарного атамана подписано знаменитое письмо турецкому султану Мухаммеду IV - то самое, которое увековечил на своей картине Илья Репин! Авторитет Ивана Сирко в Сечи был огромен. Поэтому неудивительно, что запорожские козаки 12 раз избирали его кошевым атаманом - с 1659 года по август 1680-го, т.е. до самой смерти.

Козаки-характерники

Это вполне реальные, хотя и удивительные факты. Но о Сирко говорили и вовсе невероятные вещи.Например, что его не брали ни пуля, ни меч. Что Сирко - оборотень, который может превращаться в волка! И что был он «великим характерником». Но кто такие характерники? Так в Запорожской Сечи называли людей, которых сегодня назвали бы магами или экстрасенсами. Они на самом деле обладали сверхъестественными способностями. Козакам–характерникам, владевшим тайными знаниями, приписывали разные умения: находить и прятать клады, заговаривать раны, и, что уж совсем невероятно, «мертвых на ноги ставить, ядра полами кафтанов ловить на лету, и в мгновение ока переноситься из одного края степи в другой!» Считалось, что характерники способны обращаться в волков. В дохристианские времена бога-громовержца представляли в сопровождении двух волков, или хортов. Именно о превращении в хорта говорится в легендах про атамана Сирко. Недаром слово «сiрко» - один из эпитетов волка. Не случайно и то, что от слова «хорт» происходит название острова Хортицы.

Есть легенды, в которых козак-характерник превращается в зверя, чтобы попасть в иной мир и вернуть к жизни умирающего или только что умершего товарища. Считалось, что это можно сделать лишь в облике волка.Похоже, характерники владели также искусством гипноза. А чем еще можно объяснить рассказы о том, как они напускали на врагов «морок»?

В рассказах о запорожцах часто упоминаются случаи, когда казацкий отряд, встретившись с превосходящими силами противника, «прятался». Для этого казаки быстро втыкали колья вокруг отряда козаков, чтобы получилась изгородь.

Характерники внушали врагам, что перед ними обыкновенная роща. И «замороченные» враги просто проезжали мимо. Но иногда им везло гораздо меньше: характерники с помощью магических заклинаний могли заставить врагов перерезать друг другу глотки! Даже стихии покорялись характерникам! Им были подвластны огонь, вода, земля и воздух. Говорят, они могли разогнать облака, вызвать грозу, или, наоборот, успокоить разбушевавшуюся стихию.

Неудивительно, что в народе говорили: «Запорожский козак может обмануть самого черта».

Великий характерник

Характерниками считались многие козацкие гетманы, кошевые атаманы и полковники: Дмитрий Байда-Вишневецкий, Иван Подкова, Самойло Кошка, Иван Богун, Северин Наливайко, Максим Кривонос.

Говорят, однажды Иван Богун провел ночью войско через польский лагерь, и ни одна собака не залаяла!

Но самым знаменитым и могущественным характерником был атаман Иван Сирко. «Кошевой Сирко был превеликий колдун. Недаром его турки прозвали шайтаном…»

Запорожцы говорили, что равного Сирку в целом свете не было. Рассказывали, что когда он подставлял руку под удар сабли, на ней оставался лишь синий след. Сирко умел наводить на врагов сон, часто при этом оборачиваясь белым хортом.

Но Сирко не только побеждал людей, а и нечистую силу. Речку Чертомлык назвали так потому, что в ней Сирко убил черта: тот только «мликнул» (мелькнул) ногами, когда Сирко выстрелил в него из пистоля.

Бурной оказалась не только земная жизнь Ивана Сирко, но и посмертная. Великий воин-характерник, даже после смерти продолжал побеждать врагов! Он завещал козакам после его смерти отрезать его правую руку и ходить с ней в походы.

Козаки выполнили завет атамана и, встречаясь с неприятелем, выставляли вперед его руку со словами: «Душа и рука Сирка с нами!» Козаки верили: где рука - там и удача. Поэтому запорожцев еще долго боялись и турки, и ляхи. В одном предании Сирко даже назван Сирентием Праворучником. Руку кошевого захоронили только после разрушения Запорожской Сечи…

А на могиле Сирка была надпись на кресте: «Кто будет семь лет перед Пасхой выносить по три заполы земли на мою могилу, то будет иметь такую силу, как я, и будет знать столько, сколько и я».

Спасение Москвы

Жива и невероятная легенда о том, что рука Ивана Сирко помогла победить французов в Отечественной войне 1812 года. Когда русская армия стояла под Бородино, козак Михайло Нелипа рассказал фельдмаршалу Кутузову про победоносную правую руку атамана Сирко. Дело в том, что семья Нелипы из поколения в поколения присматривала за останками атамана. И, поразмыслив, Кутузов отправил козаков за рукой Сирко.

Но дед Нелипы, старый хранитель останков запорожского атамана, ни за что не соглашался отдать руку! Долго упрашивали его козаки и, наконец, все-таки уговорили. Старый Нелипа выдал руку только под личные гарантии фельдмаршала Кутузова.

Руку три раза обнесли вокруг занятой французами Москвы, и… французы ушли из русской столицы. Судьба войны была решена.Так Иван Сирко помог русской армии победить французов. Не верите? Эта история кажется вам невероятной? Однако после войны, в 1813 году Кутузов ходатайствовал о захоронении останков Ивана Сирко. С чего бы ему было беспокоиться о каком-то давно умершем запорожском козаке? Ходатайство было удовлетворено, и останки Сирко захоронили в 1836 году на окраине села Капуловка Никопольского района.

Посмертные скитания

Могила Ивана Сирко пострадала еще в 1709 году во время разорения Чертомлыцкой Сечи. Но местные жители уберегли ее, и семьи козаков присматривали за могилой атамана из поколения в поколение.
В ноябре 1967 года, когда берег, на котором находилась могила кошевого атамана, подмыли волны Каховского водохранилища, останки атамана перезахоронили. Но перед этим при очень странных обстоятельствах череп атамана изъяли из могилы…

Поскольку во второй раз Ивана Сирко хоронили торжественно, при большом стечении народа, предать его земле обезглавленным было невозможно. Выход нашли самый простой - в гроб положили другой череп, обнаруженный при раскопках того же кургана.

А череп атамана для изготовления скульптурного портрета отправили в Москву, в знаменитую мастерскую антрополога М. Герасимова, с целью проведения антропологической реконструкции внешности Ивана Сирко.

После этого череп Сирко почти четверть века оставался в Москве. Вернули его лишь в 1990 году, перед празднованием 500-летия украинского козачества. Но и на этом мытарства не закончились. После празднования юбилея череп Ивана Сирко попал… в сейф начальника местного отдела культуры, где он пролежал еще семь лет, пока его не передали в Днепропетровский исторический музей.

Летом 2000 года, после многочисленных обращений историков, было принято решение о дозахоронении черепа атамана Ивана Сирко вместе с другими останками в кургане Баба-могила. И через 320 лет после смерти знаменитый атаман наконец-то обрел мир и покой.

Т урки называли их тенями. От одного только упоминания о них кровь в жилах врагов закипала, а сердцебиение замедлялось. Страх перед ними был настолько большим, что вражеские войска убивали друг друга, в панике, спасая свои жизни. Враги верили, что эти воины бессмертны, что они одновременно везде и негде, что их невозможно ни ранить, ни увидеть, поскольку они наделены удивительной сверхприродной силой и появлялись перед противником в виде теней. Или же могли превращаться волков. Кто же они в действительности эти непобедимые воины, которые выходили на бой с тысячным войском с голыми руками и побеждали, не получив и царапины? Кто такие характерники и откуда они получили дар неуязвимости?

Б ыл 1605 год, когда родился этот ребенок, повитуха ойкнула от страха, а мать – лишилась чувств, ведь ребенок родился с зубами. На столе лежал мальчик, который не издавал ни звука. По селу поползли слухи, что ребенок - чертов сын. Тогда крестьяне и не догадывались, что из этого младенца впоследствии вырастет казак-характерник, который будет защищать родную землю и выиграет сотни битв и ни одной не проиграет! Но люди верили, что ребенок, родившийся с зубами, станет убийцей. Поэтому, чтобы угомонить напуганную толпу, отец мальчика вынес его на вече и заверил: «Этими зубами мой сын Иван будет грызть врагов!».

Н икто в селе не хотел, чтобы дети играли с Иваном, поэтому мальчик рос в одиночестве. Крестьяне замечали за ним удивительные способности, он мог передвигать предметы одним только взглядом и читать чужие мысли. Люди называли его колдуном, сам же Иван был хилым и болезненным и хотел, чтобы к нему относились, как к обычному ребенку.

Э то случилось ночью на Ивана Купала. Иван захотел пойти в лес. Позже он будет рассказывать своим сыновьям, что и сам не знал, чего его туда потянуло, словно какая-то неизвестная сила позвала. Он брел темным лесом в густом тумане. Иван почувствовал себя добычей, а когда оглянулся, то увидел большую волчицу, которая набросилась на него. Барахтаясь в болоте, он пытался спастись, чувствуя нестерпимую боль от укусов зверя и истекая кровью. Вдруг в голове промелькнула ясная мысль: я не погибну. Собравшись, он уцепился волчице в горло. Не контролируя себя, Иван сдавил горло зверя. Иван осознал, что приобрел удивительную силу. К тому же он перестал чувствовать боль. Вдруг услышал жалобное скуление. Это был маленький волчонок, Иван забрал его себе. Три дня не было Ивана, а когда он вернулся, то крестьяне увидели, что в руках у двенадцатилетнего мальчишки был волчонок. Люди не хотели жить рядом с волком, но Иван поклялся, что не бросит зверя. Волк стал его самым верным другом. Люди рассказывали, что видели, как парень разговаривает с волком, а тот - отвечает ему. Односельчане стали думать, что парнишка научился языку зверя. Тогда же Иван взял себе второе имя – Сирко. Так появился непобедимый воин, силу которого никто не мог разгадать, а враги молились за его смерть и пугали им своих детей, этот воин – атаман Запорожской Сечи Иван Сирко.

П равда, чтобы стать атаманом Ивану Сирко пришлось пройти непростой путь испытания. А произошло следующее. Как-то по селу проходили запорожцы. Парень слышал об их удивительной силе и знал, что только на Сечи сможет себя найти. Но казаки отказались брать его с собой, поскольку тот, мол, был слишком мал для военного дела. Покидая село, они, шутя, сказали Сирко: «Если сможешь пройти все тринадцать порогов и добраться до Хортицы целым, то примем тебя».

К огда казаки вернулись на Хортицу, то увидели, что на берегу у костра сидит тот же парнишка, а рядом с ним лежит волк. Казаки поняли, что парню судилось большое будущее. Они привели его к потомкам волхвов – запорожским казакам-характерникам, которые тайное свое знание черпали из древнейшей веры. Из сотни вновь прибывших на Сечь только один мог стать характерником. Именно тем одним из сотни и оказался Сирко.

П ервым характерником считают великого князя Киевского – Святослава. Когда он возвращался домой по Днепру, неподалеку от острова Хортица печенежский князь напал на него, желая отобрать два меча судьбы бога Перуна. По преданию, правитель того народа, который положит на жертвенник бога Перуна эти два меча, стал бы непобедимым правителем Причерноморья, но сделать это можно только раз в шестьсот лет. Святослава убили, но князь успел выбросить один из мечей в Днепр. Так меч Святослава был потерян. По преданию, один из казаков нашел его на дне Днепра и передал особенному юноше, который владел языком зверей и умел превращаться в волка, – это был Иван Сирко.

П осле того началась изнурительная учеба. Парень упрямо тренировался, чтобы никто больше не смог его обидеть. Первое испытание для будущего характерника стало самым опасным. Парню завязали глаза и руки и приказали бежать. Он покорился приказу и изо всех сил помчался вслепую. А когда почувствовал, что падает в бездну, то понял, как можно останавливать время. Казаки застелили землю сеном, поэтому парень не разбился, но научился – отделять душу от тела. Это умение он потом будет использовать в бою, насылая на вражеские войска мор, когда те в страхе будут уничтожать друг друга.

В торым его заданием было научиться защищаться, когда ты истощен, голоден, без всякого оружия – только голыми руками. Этого юношу привязали к дереву посреди леса. Несколько дней подряд его не кормили и не давали ему воду. Единственное что позволяли – обливать его прохладной водой, спасая от знойного солнца. Иван угасал. Это была непосильная мука, стоять несколько дней одному посреди леса, не понимая ночь на дворе или день. Через несколько дней парню развязали руки. Обессиленный он упал, а когда снял с глаз повязку, то понял, что его атакуют. В это мгновение он почувствовал, как в нем просыпается зверь, раздраженный усталостью и жаждой, разбросал нападающих. За несколько секунд пятеро воинов лежали неподвижно у ног Ивана. Так он понял, что может пробуждать в себе зверя по своему желанию.

П оследнее испытание было самым жестоким. Его отправили в пески Херсонщины, чтобы найти секрет бессмертия. Километры сплошного песка и никакого шанса на жизнь. Сирко должен был сам найти в тех песках секрет характерников, он должен был сам узнать тайну знания волхвов, пробыв там три месяца без воды и еды. От голода, усталости и упадка сил, у Сирко начались галлюцинации и бред. Он увидел красивую девушку, которая манила его к себе, когда же Сирко очнулся, то почувствовал, что в его руке что-то есть, это были зернышки какого-то растения. Сирко съел их и почувствовал, как к нему возвращаются силы. Это растение - это «любка двулистная». Фитотерапевты заверяют, что она действительно обладает удивительной способностью восстанавливать силы. Одно зернышко способно восстановить водный баланс человека и утолить голод, два зернышка, - способны утолить голод коня. Позже казаки будут носить это растение, как амулет на шее. Враги будут удивляться тому, что казачьи отряды не берут в поход запасы воды и еды и легко маневрируют, не обремененные лишним провиантом. Даже под действием страшных пыток казаки не рассказывали секрет этого растения, зернышки которого всегда были при них.

С ирко возвратился из пустыни победителем. В этот момент он осознал, что обладает бессмертием и способен управлять временем, но судьба подарила ему еще одно испытание – любовь, которая для него стала фатальной.

С тарые характерники предостерегали Серко от брака, но тот не послушал. Он встретил женщину, которая стала настоящей отрадой для кошевого атамана. Враги знали его, как оборотня, но жена и дети знали его, как любящего мужа и заботливого отца. Тело его было воином, а душа атамана – раздвоилась: в семье – один, а в бою – другой.


Р ассказывали, что Сирко, с наступлением сумерек, превращался в волка и проникал во враждебный лагерь. Он узнавал, где что стоит, как располагаются защитники, и на утро возвращался к казакам, детально рисуя все, что видел. Казаки начинали наступление и всегда побеждали. Напуганные враги рассказывали, что Сирко в разгар боя мог взлетать в воздух и вызывать ненастье. В страхе, конечно же, глаза велики и каждый видел то, что хотел, но когда вражеские войска слышали, что на них идет кошевой Сирко, то знали – они обречены на поражение. Казаки были убеждены, пока с ними Сирко, то войско будет непобедимым. Именно поэтому на призывы атамана идти в бой они, обычно, отвечали: «Веди нас, мы с тобой до конца!» Сирко владел удивительной силой стратегического предвидения и в совершенстве владел искусством маневрирования в бою.

К азаки рассказывали, что как-то вечером, стоя на берегу Хортицы, Иван Сирко встретился с чертом. Тот соблазнял его славой, золотом и властью. Предлагал ему гетманскую булаву и пожизненный почет побратимов. На все эти искушения нечистого Сирко только рассмеялся и выстрелил в черта из пистоля. С того времени казаки начали говорить: «Сирко сам черт не страшен!»

В раги решили забрать у атамана его душу – его семью. Сирко имел удивительный нрав. Рассказывали, что на поле боя он заживлял раны своих побратимов, однако свою душевную рану он заживить так и не смог. Невзирая на всю характерницкую и непобедимую силу, Иван Сирко так и не смог пережить смерть своей жены и двух сынов, которые погибли от рук врагов. Сирко был разбит, его село сожгли, семьи у него больше не было, кому в наследство передать свое знание и умение характерницкой силы. Так враги нашли способ, как отобрать у непобедимого воина его душу, а, заодно отобрав у него то, что делало его человеком.

В страшном гневе Иван Сирко возвращается на Сечь. Зверь проснулся в атамане. Сирко приказал сзывать поход на турков. На своем пути Сирко не жалел никого. Он выходил на бой к врагам голыми руками, без оружия. Переводы рассказывают, что в бою перед Сирком враги умирали от страха. Сирко приказал пленных не брать, после себя атаман оставлял только пепелища. Но даже тот триумфально победный поход не принес Сирко душевного покоя. Дома его так никто и не ждал.

С ирко был убит горем, он начал терять свою силу, душа его раздвоилась, жажда враждебной крови угомонилась и Сирко пожелал умереть. Он ожидал смерти как благословления, но смерть не приходила. Тогда Сирко смастерил себе гроб, сам лег в него и умер (1680).

Н а смертном ложе Сирко оставил завещание своим побратимам: «Кто семь лет подряд перед Пасхой будет носить на мою могилу землю – получит мою силу». Но, настоящее место захоронения атамана-характерника так и осталось неизвестным. Побратимы хорошо позаботились о том, чтобы тайна их кошевого осталась недоступной для врагов. Именно поэтому Серко несколько раз перезахоранивали, а место его захоронения знали лишь избранные. Казаки так верили в силу своего атамана, что свыше пяти лет гроб с телом Сирко хранился на Сечи. И даже возили ее с собой в военные походы, а враги, заслышав то, что с казаками тело и дух кошевого, сдавались без боя, или же убегали.

Е ще одно завещание оставил Сирко побратимам: «Как наступят плохие времена, откройте мой гроб, возьмите мою десницу и идите с ней в бой!» . Казаки выполнили завещание кошевое. Они отрезали десницу Сирко и еще двадцать лет возили ее с собой в походы. Когда бой был особенно тяжелым, казаки выставляли десницу атамана на копье и кричали: «Бойтесь басурманы! С нами рука и душа атамана Сирко!» Казаки верили, что десница будет оберегать казаков и Сечь от врагов. Так, даже после смерти, кошевой атаман Сечи Запорожской Иван Сирко наводил ужас на врагов. Турки рассказывали, что по ночам перед тяжелым боем с казацким войском они видели серого волка, убить которого никто из них не осмеливался. Говорят именно так Сирко после смерти и помогал казакам в походах.

В последний раз же десницу Сирко использовали в войне 1812 года, когда войска Наполеона взяли Москву. Тогда десницу Сирко трижды проносили вокруг оккупированного города, и это заставило французов отступить. Куда делось секретное оружие – неизвестно, ведь его последующая судьба окутана тайной. Однако казаки хорошо заботились о покое своего атамана, поэтому место захоронения отказывались открыть. Когда историки приехали на могилу Сирко, чтобы взять череп атамана, чтобы реконструировать его внешний вид, то оказалось: в гробу лежит не Иван Сирко.

Ч то из этого всего, правда, а что выдумка? Это, наверное, вопрос не к историкам, а к психологам. В действительности в приложение к удивительному стратегическому умению, постановки боя, казаки владели еще и способностью психологически запугивать соперников. Своими ритуалами, умениям выживать в самых сложных условиях, появляться неоткуда и так же внезапно исчезать, они вводили своих врагов в состояние глубокого психологического шока, после которого начиналась паника, враг убивал сам себя, казакам же только и оставалось ждать.

Характерник – воин, обладающий удивительным нравом, особенным характером, стойким и несокрушимым духом. Он не просто имел стойкую волю, но и был бесстрашным, а поэтому в глазах врага – бессмертным. Характерники – особенная каста воинов, которые несокрушимым духом и верой творили великие и славные подвиги, защищая родную землю от врагов.

Подготовил Александр Панов

Т урки называли их тенями. От одного только упоминания о них кровь в жилах врагов закипала, а сердцебиение замедлялось. Страх перед ними был настолько большим, что вражеские войска убивали друг друга, в панике, спасая свои жизни. Враги верили, что эти воины бессмертны, что они одновременно везде и негде, что их невозможно ни ранить, ни увидеть, поскольку они наделены удивительной сверхприродной силой и появлялись перед противником в виде теней. Или же могли превращаться волков. Кто же они в действительности эти непобедимые воины, которые выходили на бой с тысячным войском с голыми руками и побеждали, не получив и царапины? Кто такие характерники и откуда они получили дар неуязвимости?

Б ыл 1605 год, когда родился этот ребенок, повитуха ойкнула от страха, а мать – лишилась чувств, ведь ребенок родился с зубами. На столе лежал мальчик, который не издавал ни звука. По селу поползли слухи, что ребенок - чертов сын. Тогда крестьяне и не догадывались, что из этого младенца впоследствии вырастет казак-характерник, который будет защищать родную землю и выиграет сотни битв и ни одной не проиграет! Но люди верили, что ребенок, родившийся с зубами, станет убийцей. Поэтому, чтобы угомонить напуганную толпу, отец мальчика вынес его на вече и заверил: «Этими зубами мой сын Иван будет грызть врагов!».

Н икто в селе не хотел, чтобы дети играли с Иваном, поэтому мальчик рос в одиночестве. Крестьяне замечали за ним удивительные способности, он мог передвигать предметы одним только взглядом и читать чужие мысли. Люди называли его колдуном, сам же Иван был хилым и болезненным и хотел, чтобы к нему относились, как к обычному ребенку.

Э то случилось ночью на Ивана Купала. Иван захотел пойти в лес. Позже он будет рассказывать своим сыновьям, что и сам не знал, чего его туда потянуло, словно какая-то неизвестная сила позвала. Он брел темным лесом в густом тумане. Иван почувствовал себя добычей, а когда оглянулся, то увидел большую волчицу, которая набросилась на него. Барахтаясь в болоте, он пытался спастись, чувствуя нестерпимую боль от укусов зверя и истекая кровью. Вдруг в голове промелькнула ясная мысль: я не погибну. Собравшись, он уцепился волчице в горло. Не контролируя себя, Иван сдавил горло зверя. Иван осознал, что приобрел удивительную силу. К тому же он перестал чувствовать боль. Вдруг услышал жалобное скуление. Это был маленький волчонок, Иван забрал его себе. Три дня не было Ивана, а когда он вернулся, то крестьяне увидели, что в руках у двенадцатилетнего мальчишки был волчонок. Люди не хотели жить рядом с волком, но Иван поклялся, что не бросит зверя. Волк стал его самым верным другом. Люди рассказывали, что видели, как парень разговаривает с волком, а тот - отвечает ему. Односельчане стали думать, что парнишка научился языку зверя. Тогда же Иван взял себе второе имя – Сирко. Так появился непобедимый воин, силу которого никто не мог разгадать, а враги молились за его смерть и пугали им своих детей, этот воин – атаман Запорожской Сечи Иван Сирко.

П равда, чтобы стать атаманом Ивану Сирко пришлось пройти непростой путь испытания. А произошло следующее. Как-то по селу проходили запорожцы. Парень слышал об их удивительной силе и знал, что только на Сечи сможет себя найти. Но казаки отказались брать его с собой, поскольку тот, мол, был слишком мал для военного дела. Покидая село, они, шутя, сказали Сирко: «Если сможешь пройти все тринадцать порогов и добраться до Хортицы целым, то примем тебя».

К огда казаки вернулись на Хортицу, то увидели, что на берегу у костра сидит тот же парнишка, а рядом с ним лежит волк. Казаки поняли, что парню судилось большое будущее. Они привели его к потомкам волхвов – запорожским казакам-характерникам, которые тайное свое знание черпали из древнейшей веры. Из сотни вновь прибывших на Сечь только один мог стать характерником. Именно тем одним из сотни и оказался Сирко.

П ервым характерником считают великого князя Киевского – Святослава. Когда он возвращался домой по Днепру, неподалеку от острова Хортица печенежский князь напал на него, желая отобрать два меча судьбы бога Перуна. По преданию, правитель того народа, который положит на жертвенник бога Перуна эти два меча, стал бы непобедимым правителем Причерноморья, но сделать это можно только раз в шестьсот лет. Святослава убили, но князь успел выбросить один из мечей в Днепр. Так меч Святослава был потерян. По преданию, один из казаков нашел его на дне Днепра и передал особенному юноше, который владел языком зверей и умел превращаться в волка, – это был Иван Сирко.

П осле того началась изнурительная учеба. Парень упрямо тренировался, чтобы никто больше не смог его обидеть. Первое испытание для будущего характерника стало самым опасным. Парню завязали глаза и руки и приказали бежать. Он покорился приказу и изо всех сил помчался вслепую. А когда почувствовал, что падает в бездну, то понял, как можно останавливать время. Казаки застелили землю сеном, поэтому парень не разбился, но научился – отделять душу от тела. Это умение он потом будет использовать в бою, насылая на вражеские войска мор, когда те в страхе будут уничтожать друг друга.

В торым его заданием было научиться защищаться, когда ты истощен, голоден, без всякого оружия – только голыми руками. Этого юношу привязали к дереву посреди леса. Несколько дней подряд его не кормили и не давали ему воду. Единственное что позволяли – обливать его прохладной водой, спасая от знойного солнца. Иван угасал. Это была непосильная мука, стоять несколько дней одному посреди леса, не понимая ночь на дворе или день. Через несколько дней парню развязали руки. Обессиленный он упал, а когда снял с глаз повязку, то понял, что его атакуют. В это мгновение он почувствовал, как в нем просыпается зверь, раздраженный усталостью и жаждой, разбросал нападающих. За несколько секунд пятеро воинов лежали неподвижно у ног Ивана. Так он понял, что может пробуждать в себе зверя по своему желанию.

П оследнее испытание было самым жестоким. Его отправили в пески Херсонщины, чтобы найти секрет бессмертия. Километры сплошного песка и никакого шанса на жизнь. Сирко должен был сам найти в тех песках секрет характерников, он должен был сам узнать тайну знания волхвов, пробыв там три месяца без воды и еды. От голода, усталости и упадка сил, у Сирко начались галлюцинации и бред. Он увидел красивую девушку, которая манила его к себе, когда же Сирко очнулся, то почувствовал, что в его руке что-то есть, это были зернышки какого-то растения. Сирко съел их и почувствовал, как к нему возвращаются силы. Это растение - это «любка двулистная». Фитотерапевты заверяют, что она действительно обладает удивительной способностью восстанавливать силы. Одно зернышко способно восстановить водный баланс человека и утолить голод, два зернышка, - способны утолить голод коня. Позже казаки будут носить это растение, как амулет на шее. Враги будут удивляться тому, что казачьи отряды не берут в поход запасы воды и еды и легко маневрируют, не обремененные лишним провиантом. Даже под действием страшных пыток казаки не рассказывали секрет этого растения, зернышки которого всегда были при них.

С ирко возвратился из пустыни победителем. В этот момент он осознал, что обладает бессмертием и способен управлять временем, но судьба подарила ему еще одно испытание – любовь, которая для него стала фатальной.

С тарые характерники предостерегали Серко от брака, но тот не послушал. Он встретил женщину, которая стала настоящей отрадой для кошевого атамана. Враги знали его, как оборотня, но жена и дети знали его, как любящего мужа и заботливого отца. Тело его было воином, а душа атамана – раздвоилась: в семье – один, а в бою – другой.


Р ассказывали, что Сирко, с наступлением сумерек, превращался в волка и проникал во враждебный лагерь. Он узнавал, где что стоит, как располагаются защитники, и на утро возвращался к казакам, детально рисуя все, что видел. Казаки начинали наступление и всегда побеждали. Напуганные враги рассказывали, что Сирко в разгар боя мог взлетать в воздух и вызывать ненастье. В страхе, конечно же, глаза велики и каждый видел то, что хотел, но когда вражеские войска слышали, что на них идет кошевой Сирко, то знали – они обречены на поражение. Казаки были убеждены, пока с ними Сирко, то войско будет непобедимым. Именно поэтому на призывы атамана идти в бой они, обычно, отвечали: «Веди нас, мы с тобой до конца!» Сирко владел удивительной силой стратегического предвидения и в совершенстве владел искусством маневрирования в бою.

К азаки рассказывали, что как-то вечером, стоя на берегу Хортицы, Иван Сирко встретился с чертом. Тот соблазнял его славой, золотом и властью. Предлагал ему гетманскую булаву и пожизненный почет побратимов. На все эти искушения нечистого Сирко только рассмеялся и выстрелил в черта из пистоля. С того времени казаки начали говорить: «Сирко сам черт не страшен!»

В раги решили забрать у атамана его душу – его семью. Сирко имел удивительный нрав. Рассказывали, что на поле боя он заживлял раны своих побратимов, однако свою душевную рану он заживить так и не смог. Невзирая на всю характерницкую и непобедимую силу, Иван Сирко так и не смог пережить смерть своей жены и двух сынов, которые погибли от рук врагов. Сирко был разбит, его село сожгли, семьи у него больше не было, кому в наследство передать свое знание и умение характерницкой силы. Так враги нашли способ, как отобрать у непобедимого воина его душу, а, заодно отобрав у него то, что делало его человеком.

В страшном гневе Иван Сирко возвращается на Сечь. Зверь проснулся в атамане. Сирко приказал сзывать поход на турков. На своем пути Сирко не жалел никого. Он выходил на бой к врагам голыми руками, без оружия. Переводы рассказывают, что в бою перед Сирком враги умирали от страха. Сирко приказал пленных не брать, после себя атаман оставлял только пепелища. Но даже тот триумфально победный поход не принес Сирко душевного покоя. Дома его так никто и не ждал.

С ирко был убит горем, он начал терять свою силу, душа его раздвоилась, жажда враждебной крови угомонилась и Сирко пожелал умереть. Он ожидал смерти как благословления, но смерть не приходила. Тогда Сирко смастерил себе гроб, сам лег в него и умер (1680).

Н а смертном ложе Сирко оставил завещание своим побратимам: «Кто семь лет подряд перед Пасхой будет носить на мою могилу землю – получит мою силу». Но, настоящее место захоронения атамана-характерника так и осталось неизвестным. Побратимы хорошо позаботились о том, чтобы тайна их кошевого осталась недоступной для врагов. Именно поэтому Серко несколько раз перезахоранивали, а место его захоронения знали лишь избранные. Казаки так верили в силу своего атамана, что свыше пяти лет гроб с телом Сирко хранился на Сечи. И даже возили ее с собой в военные походы, а враги, заслышав то, что с казаками тело и дух кошевого, сдавались без боя, или же убегали.

Е ще одно завещание оставил Сирко побратимам: «Как наступят плохие времена, откройте мой гроб, возьмите мою десницу и идите с ней в бой!» . Казаки выполнили завещание кошевое. Они отрезали десницу Сирко и еще двадцать лет возили ее с собой в походы. Когда бой был особенно тяжелым, казаки выставляли десницу атамана на копье и кричали: «Бойтесь басурманы! С нами рука и душа атамана Сирко!» Казаки верили, что десница будет оберегать казаков и Сечь от врагов. Так, даже после смерти, кошевой атаман Сечи Запорожской Иван Сирко наводил ужас на врагов. Турки рассказывали, что по ночам перед тяжелым боем с казацким войском они видели серого волка, убить которого никто из них не осмеливался. Говорят именно так Сирко после смерти и помогал казакам в походах.

В последний раз же десницу Сирко использовали в войне 1812 года, когда войска Наполеона взяли Москву. Тогда десницу Сирко трижды проносили вокруг оккупированного города, и это заставило французов отступить. Куда делось секретное оружие – неизвестно, ведь его последующая судьба окутана тайной. Однако казаки хорошо заботились о покое своего атамана, поэтому место захоронения отказывались открыть. Когда историки приехали на могилу Сирко, чтобы взять череп атамана, чтобы реконструировать его внешний вид, то оказалось: в гробу лежит не Иван Сирко.

Ч то из этого всего, правда, а что выдумка? Это, наверное, вопрос не к историкам, а к психологам. В действительности в приложение к удивительному стратегическому умению, постановки боя, казаки владели еще и способностью психологически запугивать соперников. Своими ритуалами, умениям выживать в самых сложных условиях, появляться неоткуда и так же внезапно исчезать, они вводили своих врагов в состояние глубокого психологического шока, после которого начиналась паника, враг убивал сам себя, казакам же только и оставалось ждать.

Характерник – воин, обладающий удивительным нравом, особенным характером, стойким и несокрушимым духом. Он не просто имел стойкую волю, но и был бесстрашным, а поэтому в глазах врага – бессмертным. Характерники – особенная каста воинов, которые несокрушимым духом и верой творили великие и славные подвиги, защищая родную землю от врагов.

Подготовил Александр Панов

Таким Ивана Сирко изобразил Репин

Периодически мне предлагают реанимировать мой старый теле-проект «Коллекция заблуждений «. И в данный момент одна из студий продакшен пытается это осуществить. Может чего и получится.

А пока программы в эфире нет, поделюсь с Сайтом Востоколюба одним сценарием, невписавшимся в формат 🙂

Казак Сирко

Это был тот их исправный и счастливый вождь, который с молодых лет вплоть до старости, забавляясь военными промыслами, не только значительно воевал Крым, но и отбивал пленный христианский ясырь. Он выплывал на лодках и в Черное море, громил он корабли и каторги, которые плыли из Константинополя в Крым, Азов… Его все войско очень любило и за отца своего почитало.

Украинский летописец Самийло Величко
Казак Иван Сирко - личность легендарная. Каких только великих свершений ему не приписывают. Якобы он не проиграл ни одного сражения. Якобы он подписал знаменитое письмо турецкому султану. Якобы он был характерником и сабля его не рубила и пули на лету он чуть ли не ртом ловил. А еще умел оборачиваться волком, чтобы спасти умирающего боевого товарища. А еще однажды сошелся в схватке с самим чертом и сумел его одолеть.

Начнем с последнего события.

Сирко и Люципер

Справка.

Иван Сирко. Родился в 1605 году предположительно на Виннитчине. Умер в 1680 году. Один из самых известных атаманов Запорожской сечи, прославившийся своими ратными подвигами. Имел больше всех избраний на должность кошевого. С 1659 и по 1680 гг., он не меньше 15 раз возглавлял Войско низовое запорожское.

Черт. Он же Люцифер или как его называли казаки - Люципер. Дата и место рождения - неизвестны. Противостоит всем настоящим христианам.

Не имея никакой достоверной информации по поводу поединка Сирко и Люципера, поскольку документальных подтверждений данного события не существует, осмелимся предположить, что этой дуэли не было. И вот почему. Если бы, как сообщают легенды, победил Иван Сирко, количество зла на нашей планете сильно бы уменьшилось, чего, как нам известно, не произошло. А если бы, победил черт, то Сирко вряд ли бы выжил. А мы ведь знаем, что жил он долго, совершил много подвигов и умер своей смертью.

Сирко — характерник?

Все те же народные легенды приписывают Ивану Сирко великие колдовские способности. Рассказывают, что он был характерником и умел обращаться в волка.

Справка.

Характерники. Так в Запорожской Сечи называли казаков, обладавших магическими или сверхъестественными способностями и применявших их в военном деле. Первые упоминания о характерниках относятся к 15-му веку. Польский публицист Бартош Папроцкий писал, что характерники ловили руками вражьи пули и бросали их обратно в своих врагов. Те, в кого попадали брошенные характерниками пули, умирали на месте. Кроме того, характерникам приписывали следующие умения: останавливать сильное кровотечение, ходить по воде и огню, часами находиться под водой, становиться невидимыми, появляться одновременно в нескольких местах. Кроме того, характерники могли видеть будущее, воскрешать умерших и управлять погодой. Убить же характерника можно было только серебряной пулей.

Согласно легендам Иван Сирко был характерником. Якобы он не проиграл ни одного сражения, потому как превращался в волка или ястреба и заклинал вражеское войско. Приписывают атаману и умение оживлять боевых товарищей. Для этого почему-то тоже нужно было оборачиваться волком .
Еще по одной легенде запорожские казаки в течение пяти лет не хоронили умершего Ивана Сирко и возили его тело с собой в военные походы. Даже мёртвый он наводил страх на врагов и помогал казакам побеждать.

Надо сказать, что легенды эти впечатляют. Только вот с действительностью имеют мало общего. Эти рассказы о Сирко появились уже после смерти легендарного атамана как попытка объяснить его ратные подвиги.
А они и без умения ловить пули ртом, были не менее впечатляющими.

Современники сравнивали его с Чингисханом и Тамерланом, а татары и турки звали “урус-шайтаном”. Польский автор Веспиян Коховский, без особой симпатии относившийся к запорожцам, писал о Сирко хвалебно: “Страшный он был в орде, ибо был опытный в военных делах и отважный кавалер… гожий человек, воинской натуры и не боялся ни слякоти, ни мороза, ни солнечной жары. Он был отзывчивый, осторожный, терпеливо переносил голод, был решительный в военных опасностях. Летом он находился на порогах, а зимой – на украинском пограничье. Он не любил тратить время на женщин, потому что постоянно сражался с татарами…”.

То, что Иван Сирко не проиграл ни одного сражения - не совсем точно. Беспристрастные исследователи отмечают, что единичные поражения у него все же были. Но при этом было и более шестидесяти успешных битв, чем не может похвастаться ни один другой полководец Запорожской сечи.

Местом рождения казака Сирко, как правило, называют село Мерефу, что под Харьковом. Это мнение высказал лет так сто назад один из крупнейших исследователей запорожского казачества академик Яворницкий. Современные же исследователи считают, что в данном случае авторитетный ученый был неправ. Известно, что Сирко лично основал Мерефу в 1658 году и родиться в селе, которое летописцы называют также Сирковкой, никак не мог.

Где же в таком случае он родился? Есть разные предположения. Так, по мнению некоторых исследователей атаман появился на свет на территории современной Кировоградской области. В то же время, автор фундаментального труда об атамане Сирко профессор Киево-Могилянской академии Юрий Мыцик, считает, что Иван Сирко родился в Правобережной Украине в созвучном Мерефе селе Мурафе (Мурахве), которая стоит на берегах одноименной реки на Виннитчине.

Юрий Мыцик опровергает еще одно распространенное заблуждение о казаке Сирко. Видимо с подачи советских историков, считавших, что все герои просто обязаны иметь пролетарское или на худой конец, крестьянское происхождение, таковое записали и для легендарного атамана. Но Юрий Мыцик документально доказал, что Иван Сирко - из православного благородного рода, известного со второй половины ХVII века. Об этом свидетельствует и то, что короли Речи Посполитой в письмах называли Сирко «уродзоным шляхтичем».

Сирко и Д’Артаньян

Историки отмечают, что первая половина жизни Ивана Сирко не так хорошо изучена, как вторая. Они вполне допускают, что атаман принимал участие в Тридцатилетней войне на территории Франции под зафиксированным в документах именем казацкого вожака Seri.

Справка.

19 апреля 1645 года командующим французской армией принцем Луи II де Конде и Богданом Хмельницким было подписано соглашение о поступлении на французскую службу 1800 пеших и 800 конных запорожцев. В соглашении оговаривалось, что казачий корпус является самостоятельной единицей французской армии и подчиняется лично принцу Конде.

На полях европейских сражений Иван Сирко познакомился и подружился с Шарлем де Батц де Кастельмором, хорошо нам известного по взятому им при дворе псевдониму «Д’Артаньян».

Да, да, всем известный выдумщик писатель Дюма изобразил в своих романах реально существовавшего человека. Такой человек действительно был мушкетером и даже командовал этой знаменитой ротой.

Шарлm де Батц де Кастельмор. Он же Д’Артаньян

Д’Артаньян личностью был неординарной. Отличившись в походах против гугенотов в войнах «За веру», он поступил в непосредственное подчинение к преемнику кардинала Ришелье, итальянцу Мазарини. О том, насколько он был ценим кардиналом свидетельствуют многочисленные награды гасконца, полученные за «мужество, верность и отвагу».

Справка.

Многие читатели Дюма уверены, что любимый герой писателя поднялся на самый верх воинской иерархии во Франции. Этот вывод делается на основании того, что Шарль де Батц де Кастельмор дослужился до звания маршала. Правда, при этом не упоминается какого маршала. А ведь звание Д’Артаньяна было «полевой маршал», не имевшее ничего общего кроме, конечно, названия со званием маршала Франции. В армии Франции «полевых маршалов» в то время было более ста человек.

Впрочем, в те времена, когда Д’Артаньян дружил с Сирко он был еще лейтенантом. Среди современников ходило много слухов не только о ратных подвигах, но и о любовных похождениях двух друзей. Добавим, что и в нашей стране образ настоящего казака включает в себя склонность к пьянкам-гулянкам.

И вот тут совсем не вяжется с выдуманным ликом лихого казацкого атамана то, что реальный Иван Сирко был хорошим семьянином, практически не употреблял крепкие напитки и не сквернословил. Супруги Сирко имели по меньшей мере двух взрослых сыновей (Петр, Роман) и двух замужних дочерей.

Ученые, изучающие документы той эпохи рассказывают, что Сирко был не колдуном, связанным с темными силами, а глубоко религиозным православным христианином. Он вносил пожертвования на Спасо-Покровский храм на Сечи и заботился о Спасо-Преображенском Межигорском монастыре в Киеве.

Не исключено, конечно, что во времена ратной службы во Франции, будучи молодым, Иван Сирко больше соответствовал народному образу казака-гулены. Но подтверждений этому нет. Кроме слухов. А слухи вряд ли можно назвать достоверными источниками.

Сирко и письмо турецкому султану

Запорожцы пробуют себя с эпистолярном жанре

Особо популярна легенда о том, что именно Сирко является автором знаменитого письма казаков турецкому султану.

Цитата из письма.

Ти, султан, чорт турецкий, і проклятого чорта брат і товарищ, самого Люцеперя секретарь. Який ти в чорта лицарь, коли голою сракою їжака не вб’ешь. Чорт висирае, а твое війско пожирае. Не будешь, сукін ти сину, синів христіянських під собою мати, твойого війска ми не боімось, землею і водою будем биться з тобою, распройоб твою мать.

Вавилоньский ти кухарь, Макидоньский колесник, Ієрусалимський бравирник, Александрійський козолуп, Великого и Малого Египта свинарь, Армянська злодиюка, Татарський сагайдак, Каменецкий кат, у всего світу і підсвіту блазень, самого гаспида внук и нашего хуя крюк. Свиняча ты морда, кобиляча срака, різницька собака, нехрещений лоб, мать твою въйоб.

От так тобі запорожці висказали, плюгавче. Не будешь ти і свиней христіанских пасти. Теперь кончаемо, бо числа не знаемо і календаря не маемо, місяц у небі, год у книзі, а день такий у нас, який і у Вас, за це поцілуй в сраку нас!

Підписали: Кошевой атаман Иван Сірко Зо всім кошем Запорожским.
Однако ученые всеобщую уверенность в том, что именно Сирко автор знаменитого письма опровергают. Они утверждают, что первые варианты письма султану якобы написанного Сирко, появились в 1600 году еще до того, как великий атаман родился. Само письмо - продукт литературного творчества. Существуют его разные варианты, датированные 1619, 1620, 1667, 1677, 1683 и другими годами. Подписаны они разными лицами, кроме Ивана Сирко есть еще подпись «атаман Захарченко» и даже подпись «низовые казаки». К тому же имеют разных адресатов - султан Осман, султан Махмуд и другие.

Иван Сирко вопреки еще одному распространенному заблуждению не был неграмотным. До нашего времени сохранилось тридцать шесть писем Сирко, адресованных гетманам Украины, московским царям, королю Речи Посполитой, крымскому хану и другим адресатам. Но знаменитого письма турецкому султану среди этих писем нет.

Сирко прогнал Наполеона

Рассмотрим еще один, пожалуй, наиболее мистический миф о Сирко, не считая совсем уж сказочной истории о поединке с чертом. Согласно одной из легенд атаман помогал казакам даже после смерти. Якобы Сирко завещал им отрезать после смерти его правую руку и ходить с ней в походы. Казаки, идя в бой, выставляли вперед его руку и кричали: “Душа и рука Сирка с нами!” И когда рука Сирко была с ними не проигрывали сражений.

Более того, рука атамана помогла победить французов в 1812 году. Некий казак Михайло Нелипа, чья семья присматривала за могилой Сирко, рассказал самому Михаилу Кутузову про его завещание – и тот послал за победоносной рукой. Доставленную к Москве руку Сирко три раза обнесли вокруг занятого неприятелем города и Наполеон покинул город, а затем и бежал из России.

Нужно ли говорить, что исследователи, изучающие жизнь реального казака Ивана Сирко подобные сказки не подтверждают? Они считают, что Сирко действительно был выдающейся неординарной личностью и совершенно не нуждается в приписывании ему каких-либо особых свойств мистического характера.

Подведем итог. Есть два Ивана Сирко. Один - реальный исторический персонаж, чьи великие победы во славу Украины навсегда останутся в памяти нашего народа. И второй - легендарный - чьи деяния составят еще один пласт околоисторических мифов и сказок. Если не путать одного и другого, то они вполне могут мирно сосуществовать на пользу всем живущим на земле украинской.

Цитата на полях

«Я ляхов не защищаю, этих тяжких нам панов и угнетателей наших вольностей, однако из двух зол я выбираю одно, меньшее, и главным врагом считаю того, кто забирает нашу жизнь и кровь, а не того, кто упоминается у нас о живности и доходах. Орда огнем и мечом воюет, она наполняет свои пустыни нашими женщинами и детьми, и посмотрите, сколько татары уничтожили или продали казацкого народа на галеры! С ними нужно воевать. Сам Бог говорит наступать на тех врагов Христова имени за сожженные или профанированные церкви Божьи. Идите за мной, я поведу вас».

Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!

Facebook Comments

Биология