Какой немецкий поэт написал трагедию эгмонт. Биография. Но «борьба» на этом не заканчивается

УВЕРТЮРА «ЭГМОНТ»

Музыка к трагедии Гёте «Эгмонт» была закончена Бетховеном два года спустя после создания пятой симфонии, в 1810 году. Увертюра — первый из девяти номеров этой музыки. Трагедия привлекла Бетховена своим героическим содержанием. События «Эгмонта» относятся к XVI веку, когда народ Нидерландов восстал против своих поработителей — испанцев. Борьбу народа возглавил граф Эгмонт, смелый и мужественный человек. Эгмонт гибнет, но народ завершает начатое им дело. Восстание закончилось победой в 1576 году. А в 1609 году было заключено перемирие, по которому Испания признала независимость части Нидерландов.

Увертюра «Эгмонт» — произведение одночастное. В увертюре Бетховен сумел показать основные моменты развития трагедии в сжатой форме.
Увертюра начинается медленным вступлением. Здесь даны две резко контрастные темы. Первая из них, аккордовая, звучит торжественно, властно. Низкий регистр, минорный лад придают ей мрачную, зловещую окраску. В оркестре ее исполняют струнные инструменты. Медленный темп, характерный ритм темы напоминают величавую поступь сарабанды:
Вторую тему «запевает» гобой, к которому присоединяются другие деревянные духовые инструменты, а затем и струнные. В основе мелодии лежит очень выразительная секундовая интонация, которая придает ей скорбный характер. Тема воспринимается как просьба, жалоба:
Зная содержание трагедии Гёте, можно с определенностью говорить о воплощении здесь образов двух враждебных сил: угнетателей-испанцев и страдающего под их властью нидерландского народа. Борьба этих сил составляет основу трагедии Гёте, развитие соответствующих музыкальных тем является содержанием увертюры.
Как обычно, увертюра написана в форме сонатного аллегро. Главная партия имеет волевой, героический характер. Сила и энергия ее постепенно возрастают. Вначале она звучит в нижнем регистре у виолончелей и других струнных инструментов piano, затем подхватывается всем оркестром fortissimo:
Ход на секунду в начале мелодии раскрывает родство главной партии со второй темой вступления — темой «страданий» народа. Ее героический характер говорит уже не о покорности, а о возмущении нидерландцев и восстании их против поработителей.
Побочная партия также тесно связана с музыкой вступления, она совмещает в себе черты обеих его тем. В первой фразе — аккордовой, тяжеловесной — без труда можно узнать тему «поработителей». Изложенная в мажоре, она звучит теперь не только торжественно, но и победно. И здесь эта тема поручена струнным инструментам. Тихое звучание деревянных духовых инструментов во второй фразе роднит побочную партию со второй темой вступления:
Мужественная и решительная заключительная партия завершает экспозицию.
Разработка очень невелика. В ней как бы продолжается сопоставление контрастных тем вступления, «борьба» обостряется. На робкие «просьбы» каждый раз следует неумолимый и жестокий «ответ». Многократное повторение мелодии начала главной партии каждый раз завершается двумя отрывистыми и резкими аккордами:
Но «борьба» на этом не заканчивается. Тема «испанских поработителей» звучит здесь особенно непреклонно и яростно, и еще более жалобно и умоляюще — тема народа. Неравный поединок внезапно обрывается. Реприза заканчивается рядом выдержанных, тихо и печально звучащих аккордов. Бетховен хотел, очевидно, передать здесь последнюю жестокую схватку народа с врагом и гибель героя, Эгмонта.
Увертюра заканчивается большой кодой, в которой показан итог борьбы. Ее торжественный и ликующий характер говорит о победе народа:
Начало коды напоминает гул приближающейся толпы, который быстро нарастает и выливается в поступь грандиозного массового шествия. Звучат призывные возгласы труб и валторн, а в конце увертюры флейты пикколо.
Интерес Бетховена к судьбам народов, стремление в своей музыке показать «борьбу» как неизбежный путь к достижению цели и грядущую победу — основное содержание героических произведений композитора, в том числе «Патетической сонаты», пятой симфонии, увертюры «Эгмонт».

vanbethoven.ru/5.php

Эгмонт (Egmont) - Трагедия (1775-1787)

Действие трагедии происходит в Нидерландах, в Брюсселе, в 1567- 1568 гг., хотя в пьесе события этих лет разворачиваются в течение нескольких недель.

На городской площади горожане состязаются в стрельбе из лука, к ним присоединяется солдат из войска Эгмонта, он легко обыгрывает всех и угощает за свой счет вином. Из разговора горожан и солдата мы узнаем, что Нидерландами правит Маргарита Пармская, которая принимает решения с постоянной оглядкой на своего брата, короля Испании Филиппа. Народ же Фландрии любит и поддерживает своего наместника графа Эгмонта, славного полководца, не раз одерживавшего победы. К тому же он намного терпимее относится к проповедникам новой религии, которая проникает в страну из соседней Германии. Несмотря на все старания Маргариты Пармской, новая вера находит много сторонников среди простого населения, уставшего от гнета и поборов католических священников, от постоянных войн.

Во дворце Маргарита Пармская вместе со своим секретарем, Макиавелли, составляет отчет Филиппу о волнениях, происходящих во Фландрии, главным образом на религиозной почве. Чтобы принять решение о дальнейших действиях, она созвала совет, на который должны прибыть наместники нидерландских провинций.

В этом же городе, в скромном бюргерском доме живет девушка Клара со своей матерью. Время от времени к ним заходит сосед Бракенбург. Он явно влюблен в Клару, но та уже давно привыкла к его привязанности и воспринимает его, скорее, как брата. Недавно в ее жизни случились большие перемены, в их дом стал наведываться сам граф Эгмонт. Он заметил Клару, когда проезжал по их улице в сопровождении своих солдат и все приветствовали его. Когда Эгмонт неожиданно появился у них, девушка окончательно потеряла из-за него голову. Мать так надеялась, что ее Клэрхен выйдет замуж за добропорядочного Бракенбурга и будет счастлива, но теперь понимает, что не уберегла дочь, которая только и ждет, когда наступит вечер и появится ее герой, в котором теперь весь смысл ее жизни.

Граф Эгмонт занят вместе со своим секретарем разбором своей корреспонденции. Здесь и письма простых солдат с просьбой выплатить жалованье, и жалобы солдатских вдов на то, что им нечем кормить детей. Есть и жалобы на солдат, которые надругались над простой девушкой, дочерью трактирщика. Во всех случаях Эгмонт предлагает простое и справедливое решение. Из Испании пришло письмо графа Оливы. Достойный старец советует быть Эгмонту осторожнее. Его открытость и опрометчивые поступки не доведут до добра. Но для смелого полководца свобода и справедливость превыше всего, а потому ему трудно соблюдать осторожность.

Приходит принц Оранский, он сообщает, что из Испании во Фландрию направляется герцог Альба, известный своей "кровожадностью". Принц советует Эгмонту удалиться в свою провинцию и там укрепиться, сам он поступит именно так. Он также предупреждает графа, что в Брюсселе ему грозит гибель, но тот не верит ему. Чтобы отвлечься от грустных мыслей, Эгмонт отправляется к своей любимой Клэрхен. Сегодня по просьбе девушки он пришел к ней в наряде рыцаря Золотого руна. Клэрхен счастлива, она искренне любит Эгмонта, и он отвечает ей тем же.

Тем временем Маргарита Пармская, узнавшая также о прибытии герцога Альбы, отрекается от престола и покидает страну. В Брюссель прибывает с войсками испанского короля Альба. Теперь, по его указу, запрещено горожанам собираться на улицах. Даже если двух людей заметят вместе, то сразу бросают в тюрьму за подстрекательство. Наместнику испанского короля повсюду мерещится заговор. Но главные его противники - это принц Оранский и граф Эгмонт. Он пригласил их в Куленбургский дворец, где приготовил им ловушку. После свидания с ним их арестуют его офицеры. Среди приближенных Альбы и его внебрачный сын Фердинанд. Молодой человек очарован Эгмонтом, его благородством и простотой в общении, его героизмом и смелостью, но он не в силах перечить планам своего отца. Незадолго до начала аудиенции гонец из Антверпена привозит письмо от принца Оранского, который под благовидным предлогом отказывается прибыть в Брюссель.

Появляется Эгмонт, он спокоен. На все претензии Альбы по поводу волнений в Нидерландах он отвечает с учтивостью, но в то же время его суждения о происходящих событиях достаточно независимы. Граф заботится о благе своего народа, его независимости. Он предупреждает Альбу, что король идет по неверному пути, стремясь "втоптать в землю" людей, которые преданы ему, они же рассчитывают на его поддержку и защиту. Герцог не способен понять Эгмонта, он предъявляет ему приказ короля арестовать его, отбирает личное оружие графа, и стражники уводят его в тюрьму.

Узнав о судьбе своего любимого, Клэрхен не в силах оставаться дома. Она бросается на улицу и призывает горожан взять в руки оружие и освободить графа Эгмонта. Горожане лишь сочувственно смотрят на нее и в страхе расходятся. Бракенбург увлекает Клэрхен домой.

Граф Эгмонт, впервые в жизни утративший свободу, тяжело переживает свой арест. С одной стороны, вспоминая предостережения друзей, он чувствует, что смерть где-то совсем рядом, и он, безоружный, не в силах защитить себя. С другой стороны, в глубине души он надеется, что Оранский все же придет ему на выручку или народ сделает попытку освободить его.

Суд короля единогласно выносит Эгмонту приговор - смертная казнь. Узнает об этом и Клэрхен. Ее мучит мысль, что она не в силах помочь своему могущественному возлюбленному. Пришедший из города Бракенбург сообщает, что все улицы заполонили солдаты короля, а на рыночной площади возводят эшафот. Понимая, что Эгмонт неминуемо будет убит, Клэрхен выкрадывает у Бракенбурга яд, выпивает его, ложится в постель и умирает. Ее последняя просьба - это позаботиться о стареющей матери.

О решении королевского суда сообщает Эгмонту офицер Альбы. Графа обезглавят на рассвете. Вместе с офицером попрощаться с Эгмонтом пришел сын Альбы - Фердинанд. Оставшись с графом наедине, молодой человек признается, что всю свою жизнь он считал Эгмонта своим героем. И теперь ему горько осознавать, что он ничем не может помочь своему кумиру: отец все предусмотрел, не оставив никакой возможности для освобождения Эгмонта. Тогда граф просит Фердинанда позаботиться о Клэрхен.

УЗНИК остается один, он засыпает, и во сне ему является Клэрхен, которая венчает его лавровым венком победителя. Проснувшись, граф ощупывает свою голову, но на ней ничего нет. Брезжит рассвет, раздаются звуки победной музыки, и Эгмонт направляется навстречу стражникам, пришедшим вести его на казнь.

Где-то в 1567-1568 гг., в Нидерландах в Брюсселе разворачивались события нескольких недель. Солдат из войска Эгмонта принимает участие в стрельбе из лука среди горожан и, празднуя победу, решил угостить всех вином. Завязался разговор о том, что Маргарита Пармская правит в Нидерландах, приходя к важным решениям не без помощи брата Филиппа, Короля Испании. Граф Эгмонт, наместник Фландрии, напротив, пользуется большим уважением у своего народа, терпимо относясь к новой религии, проникающей к ним из Германии.Народ, уставший от давления и поборов католической церкви и от частых войн, находит утешение в новой вере, несмотря на протест Маргариты Пармской.
Маргарита Пармская в отчёте доносит Филиппу о религиозных волнениях во Фландрии и для принятия решения был созван совет наместников нидерландских провинций.
В Брюсселе, в маленьком бюргерском доме жила девушка Клара со своей матерью. Граф Эгмонт проезжая с кортежем мимо их дома заметил девушку в толпе приветствовавших его людей. С тех пор он стал частым гостем в доме Клары, а девушка окончательно в него влюбилась. Мать девушки прочила в женихи дочери соседа порядочного Бракенбурга, который уже давно был влюблён в Клэрхен, но появление графа Эгмонта спутало все планы.
Эгмонт вместе с секретарём изучает свою корреспонденцию. Ни одно письмо не остаётся без ответа и справедливого решения: жалобы вдов солдат на голод в семье, просьбы повысить жалование, жалобы на солдат-насильников. В одном из писем от графа Оливы из Испании приходит предупреждение о том, чтобы Эгмонт вёл себя осмотрительней, что его простота не доведёт до добра. Предупреждение он получает и от принца Оранского, который рассказал, что во Фландрию собирается «кровожадный» герцог Альба из Испании. Эгмонт получает совет вернуться во Фландрию, так как в Брюсселе он в опасности. Влюблённый Эгмонт пренебрегает всеми предупреждениями и навещает Клэрхен в наряде рыцаря Золотого руна, по просьбе девушки.
Испугавшись герцога Альбы, Маргарита Пармская бросает престол и уезжает из страны. Герцог Альба, наместник испанского короля, прибыв в Нидерланды, издаёт указ о том, что жителям нельзя собираться на улицах, иначе их посадят в тюрьму как заговорщиков. Принца Оранского и графа Эгмонта он считает главными врагами и приготовил им ловушку в Куленбургском дворце, куда он их приглашает на переговоры. Но принц Оранский в последний момент отказывается от встречи, граф Эгмонт приходит на встречу. Он спокойно и разумно отвечает на вопросы Альбы, ссылаясь на то, что он всегда заботится о своём народе и, указывая Альбе на то, что королю Испании не стоит «втаптывать в землю», преданных ему людей.Графа Эгмонта бросают в тюрьму.
Услышав о том, что случилось с любимым, Клэр пыталась призвать горожан помочь ей освободить Эгмонта, но люди в ужасе разбегаются, а Бракенбург заводит её домой. Граф Эгмонт напрасно надеется на то, что кто-то придёт на помощь. Даже внебрачный сын АльбыФердинанд, который считал Эгмонта своим кумиром, не может помочь графу, его отец все предусмотрел.
Графа приговаривают к смертной казни, а Клэрхен потеряв всякую надежду, кончает жизнь самоубийством, выпив яду и в последниймомент, попросив Бракенбурга позаботиться о матери.
Перед казнью графу приснилась его любимая Клэр, которая надела на него венок победителя. Альба оглашает решение королевского суда. Граф Эгмонт перед смертью просит Фердинанда позаботиться о Клэр и на рассвете его обезглавят.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Эгмонт». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Данное произведение рассказывает о событиях, которые происходят в Голландии много веков назад. Страной правит Маргарита. Ей не довольны простые жители, но это никак не мешает ей спокойно править. Ее политику поддерживает родной брат, который является королем Испании. Простой народ хочет новой власти и новой веры, о которой они услышали от жителей Германии. Большинство людей, которые относиться к простым лядинам, да и многие благородных кровей, хотят видеть у власти графа Эгмонта.

Но эти желания, никому не выгодны. Королева собрала совет, на нем она узнает о постоянных волнениях и недовольстве своего народа. В это время граф Эгмонт живет своей обычной жизнью и не подозревает, что его поджидает опасность.

Когда граф читал свою почту то, прочитав письмо своего друга, немного опечалился, но к совету друга всё равно не прислушался. А в данном письме его предупреждали, что над ним сгущаются тучи и это грозит опасностью. Но Эгмонт слишком справедлив, честен и открыт, поэтому ни о какой осторожности или смене своих убеждений и действий он и не подумал.

Вскоре к нему с визитом приходит один из его друзей и лично предупреждает о заговоре. Но Эгмонт просто послушал и пошел на свидание к своей любимой.

Ведь веря в честность и справедливость своего окружения, граф никак не мог предположить о том, что с ним может случиться трагедия. Чтобы отвлечься от печальных мыслей он идет к своей любимой Клэрхен. Они познакомились недавно но, чувствуя, что их любовь взаимна, он посещает ее все чаще и чаще.

Клэрхен граф увидел во время прогулки по городу, она ему очень понравилась. И он тут же навёл справки о происхождении и о точном адресе ее проживания. Девушка выросла в пристойной семье, но в бедной, ее мать уже нашла своей дочери приличного мужа, и поэтому совсем недовольна встречами графа с ее дочерью.

Вскоре к графу в имение приходит принц Оранский, он рассказывает о сложившейся ситуации в стране и советует Эгмонту отойти от дел и уехать прочь из города. В свое самое дальнее имение и не отвечать на провокации принца Альбы.

Эгмонт не принимает в серьез предостережения своего друга и не слушает его советов, остаётся в городе и занимается своими прежними делами. В это время в город приезжает принц Альба, Маргарита отрекается от престола и спасается бегством.

Принц Альба устанавливает новые законы в городе и во всей стране. Он запретил находиться большому количеству народа одновременно на улицах городов, кроме этого решил уничтожить всех своих врагов.

Самыми сильными и влиятельными врагами оказались принц Оранский и граф Эгмонт. С помощью коварного замысла и огромной власти, которую принц Альба подкрепил мощным войском, он вступил во владения данной страны.

Принц Оранский и граф Эгмонт не являются единомышленниками Альбы, и он решает их арестовать, так как кругом видит одни интриги и заговоры. Для этого данных смертников он приглашает к себе во дворец на ужин.

Принц Оранский не приходит на встречу, а Эгмонта после злополучной встречи заточили в темницу. Таков был коварный и хитро просчитанный план этого жестокого правителя.

Видя всю происходящую вокруг несправедливость и смуту. Сын нового правителя хочет спасти от казни Эгмонта. Но так как он является незаконнорожденным и не имеет такой власти как его отец. Помочь Эгмонту он не может, в итоге на следующий день назначен суд, а потом и казнь графа.

Граф до последней минуты верил в то, что его спасет или народ, которому он был так верен или принц Оранский. Но помощи не последовало, его возлюбленная бродила по улицам города и просила простолюдинов встать на помощь их графу, но никто не согласился.

Тогда она пошла к знатоку ядов и купила себе флакон смертельного средства, затем попросила близких заботиться о своей матери и выпила смертельную дозу яда. На следующий й день граф был казнен.

Данное произведение учит читателя тому, что если даже очень сильно любишь какого то человека, то из-за этого не стоит терять свои мысли убеждения и волю к свободе.

Картинка или рисунок Гёте - Эгмонт

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Рождественская сказка Салтыков-Щедрин

    На празднике рождества, священник в церкви произнёс прекрасные слова. Он рассказал сущность правды, то что она была дана нам вместе с приходом Иисуса и проявлялась в его любой жизненной ситуации.

    Была сильная вьюга. В небольшом селе, застигнутая непогодой кибитка решила заночевать. Конвоир по имени Степан Гаврилов, ехавший на этом экипаже, описывает свою первую рабочую поездку.

Увертюра к трагедии Гёте

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, литавры, струнные.

История создания

Из десяти бетховенских увертюр лишь некоторые, наиболее типичные для мышления Бетховена-симфониста, вошли в репертуар симфонических оркестров. Такие увертюры, как «Кориолан », «Леонора № 3 » и «Эгмонт» до сих пор остаются лучшими произведениями этого жанра.

В трагедии Гете «Эгмонт» многое привлекало Бетховена и было ему особенно близким.

Центральная идея всей музыкально-драматической композиции «Эгмонта» - борьба за свободу и радость ее достижения - концентрируются в увертюре.

Глубочайшая по внутреннему замыслу и драматической идее, целеустремленная в своем развитии, превосходно отшлифованная во всех деталях, эта увертюра представляет исключительное явление даже в творчестве Бетховена.

Движение направляющей мысли в увертюре - от мрака - к свету, от страдания - к радости аналогично развитию основной идеи в Пятой и Девятой симфониях.

Монолитность формы в увертюре «Эгмонт» сочетается с ясным ощущением отдельных разделов, которые можно уподобить отдельным актам драмы.

I - Медленное вступление (Sostenuto ma non troppo) - завязка драмы.

II - Быстрая часть (Allegro) -активное драматическое действие, завершающееся трагической кульминацией.

III - Кода (Allegro con brio) - триумф, торжество победы.

Два контрастных музыкальных образа, изложенные в медленном вступлении, воплощают непримиримо враждебные силы. Они - источник драматического развития и тематическая основа увертюры.

Первая тема выражает идею власти, угнетения, испанского владычества. Недаром в этой теме есть сходство с сарабандой (Старинный танец испанского происхождения, обычно скорбного или мрачно-величавого характера. Звучание сарабанды сопровождало наподобие похоронного марша торжественные траурные шествия, погребальные процессии) : тяжелая, мрачная поступь аккордов в больших длительностях при медленном темпе (размер 3/2), характерный синкопированный ритм, сурово-сдержанное звучание:

Вторая тема, построенная на имитационном перебрасывании звучащих, как эхо, интонаций вздоха, - выражение народного горя, страдания:

Вторичное проведение тем еще сильнее подчеркивает их контрастность. Правда, следующий эпизод в какой-то степени затушевывает остроту конфликта. Мягкая лирическая мелодия словно парит плавно и свободно. Но глухо доносятся удары баса - это отзвуки темы сарабанды, в них слышится скрытая угроза. И чем ниже спускается мелодия, тем угрюмее становится «стучащий» ритм сарабанды.

Итак, в медленном вступлении происходит показ основных движущих сил, выявляется их конфликт, завязывается узел драмы.

Развитие тем вступления продолжается в Allegro. Из секундовых интонаций второй темы вырастает тема главной партии. Ее широко и энергично проводят виолончели. Страстная и мужественная, она внутри себя таит противоречие: решительность мелодических ходов баса как бы наталкивается на противодействие верхних мелодических голосов с их скорбными интонациями, падающими, слабыми окончаниями:

В побочной партии вплотную соприкасаются обе темы вступления. В быстром темпе, в укороченных длительностях агрессивность первой становится более явной, в то время как вторая приобретает характер светлый и энергичный:

В целом Allegro охвачено стремительным движением, непрерывно нарастающая динамика скрадывает грани отдельных разделов формы. В результате - экспозиция, разработка, реприза оказываются накрепко слиты. (Немаловажен при этом тональный план сонатного allegro. Закономерная для разработки тональная неустойчивость не получает в репризе требуемого разрешения и утверждения основной тональности. В репризе побочная партия проходит в Des-dur, который для f-moll как главной тональности является субдоминантой (тональностью VI ступени). Разрешение тонального конфликта, как и всех остальных, сдвинуто в коду.) Трагическая кульминация, очевидно, совпадающая с моментом гибели героя, отнесена в конец репризы.

В кульминационном эпизоде троекратно сопоставляются обе темы. С каждым проведением «испанская» тема звучит все жестче, наступательная сила ее делается все увереннее; чем больше крепнет она, тем бессильнее никнут скорбные интонации второй темы. Внезапно все обрывается, наступает долгое молчание:

По оптимистической идейной концепции Гёте, гибель героя несет народу свободу. В этом смысле идейно-композиционное значение коды увертюры подобно финалу Пятой симфонии. Действительно, завершающая трагедию кода вырастает в грандиозный, величественный апофеоз, подлинный гимн свободы. Блеск оркестрового звучания, ослепительный свет, излучаемый фанфарными темами, мощное утверждение мажорной тоники (F-dur) сообщают заключительному построению увертюры характер триумфальности, праздничного великолепия:

Идейная значительность образов, удивительная собранность и совершенство формы поднимают увертюру к «Эгмонту» на уровень симфоний, от которых она отличается лишь новизной жанра.

Химия