"Мцыри": история создания поэмы. История создания поэмы «Мцыри Краткое содержание мцыри по частям

Меню статьи:

Написанная Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1838 году романтическая поэма «Мцыри», повествует о мальчике-сироте, взятом в плен и впоследствии ставшим беглым монахом. Основа сюжета взята из кавказской жизни. Мцыри становится воплощением гордого, независимого духа горцев. Его личная трагедия в какой-то мере пересекается с душевным поиском самого автора.

Главные герои

Мцыри – главный и единственный герой поэмы. Угрюмый, одинокий, но в тоже время подверженный сильным внутренним страстям, юноша. С безудержной силой жизни внутри, так и не смогший смириться с вынужденным пребыванием в монастыре и жизнью монаха.
Старый монах – безликий персонаж, о котором известно лишь то, что он спас пленного Мцыри в детском возрасте и стал единственным безмолвным свидетелем его предсмертной исповеди.

Глава первая: живое прошлое.

Автор вводит читателя в повествование в ретроспективе, описывая пейзажи Грузии и монастырь, в котором в прошлом и произойдут главные события поэмы. Хранителем этой истории является старый монах «людьми и смертью забыт».

Глава вторая: пленный ребёнок.

«Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.
Но в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов».

Однажды проезжая мимо русский генерал привёз пленного ребёнка. Пленник с раннего детства проявлял свою гордую натуру горца. Но под заботой монахов оттаял, смирился. Но как оказалось только внешне, на время до момента своего внезапного исчезновения и исповеди, в которой он открывает свою сущность.


Глава третья: без сожаления.

Мцыри признаёт, что его исповедь не сожаление о мыслях, о побеге, а лишь желание, чтобы кто-то всё же узнал правду.

Глава четвертая: мечта.

И начинает он свою исповедь со слов о своей сиротской доле, о своей мечте, о семье, родителях и друзьях, о свободной жизни. Несмотря на все попытки послушнического долга, он не смог в себе их подавить.

Глава пятая: «Ты жил, – я также мог бы жить!»

Углубляясь в свои рассуждения, он говорит о желаниях юности, которые в нём бушевали, о силе жизни, которая рвалась изнутри! Он хотел жить полной жизнью, дышать и наслаждаться всем!

Глава шестая: родной Кавказ.

Он говорил, о том, что увидел на воле. Прекрасные живые описания полей, рек, горных хребтов, утренней зари и любимого Кавказа, который пульсировал в его мыслях и сердце голосом крови и памяти.

«Седой незыблемый Кавказ;
И было сердцу моему
Легко, не знаю почему.
Мне тайный голос говорил,
Что некогда и я там жил,
И стало в памяти моей
Прошедшее ясней, ясней…»

Глава седьмая: отцовский дом.

Тайники памяти вперемешку с безудержной волей и мечтами, как мозаику составляли для главного героя картины прошлого. В них он видел отцовский дом, родной народ всё то, что у него так несправедливо отняли.


Глава восьмая: он просто жил…

«Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.»

Как оказалось, Мцыри давно задумал бежать, увидеть узнать, что там за стенами постылого монастыря. Он говорит об этом с неким торжеством, без тени сожаления.

Глава девятая: гроза утихла.

Стихия природы смешалась с внутренней стихией бушующей внутри него. И становится уже трудно отличить, где он говорит о природе, а где о своих переживаниях. То был неописуемый глоток свободы для так долго томящейся души.

Глава десятая: на краю бездны.

Пробуждение на краю бездны становится символичным для него. Вся его жизнь с этого момента приблизилась к краю пропасти.

Глава одиннадцатая: волшебное утро.

Но он этого не замечает, желанная мечта сияет для него в каждой капельке утренней росы, шепчется среди кустов «волшебными странными голосами»

Глава двенадцатая: грузинка.

Созерцание прелести утра, пробуждают в нём жажду, которая приводит его к потоку воды, где он встречает молодую грузинскую девушку. Эта немая встреча подарила ему миг пылкого юношеского ослепления.

Глава тринадцатая: тоска юноши.

Приоткрытая дверь, тех чуждых для монахов чувств, стала таинством души юного героя. Открыть его он не готов никому, оно умрёт вместе с ним.


Глава четырнадцатая: судьба.

«Пройти в родимую страну –
Имел в душе и превозмог
Страданье голода, как мог.
И вот дорогою прямой
Пустился, робкий и немой.
Но скоро в глубине лесной
Из виду горы потерял
И тут с пути сбиваться стал».

Главной целью нашего героя было попасть в родные края, которые его манили с новой силой. Но судьба распорядилась иначе, из-за перевозбуждения и неопытности он заблудился в лесу, и это стало началом его конца.

Глава пятнадцатая: чёрные глаза ночи.

Вечный лес принял его в свои объятия. Страх перемешался с тоской и отчаянием, он рыдал, упав на землю, но даже сейчас его гордый дух не желал человеческой помощи.

Глава шестнадцатая: голос крови.

За эти три дня беглец проживает почти полную жизнь. Оставшись ночью в лесу, он вступает в схватку с диким барсом.

Встреча с животным разжигает в беглеце огонь борьбы, в нём вскипает кровь его воинственных предков.

Глава семнадцатая-девятнадцатая: смертельная схватка.

Поединок с барсом описывается героем в ярких красках.

«Ко мне он кинулся на грудь:
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Мое оружье… Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле».

И хотя зверь был побеждён, для главного героя эта схватка не прошла бесследно, на его груди остались раны.

Глава двадцатая: возвращение

Утром Мцыри осознал, что возвратился туда, откуда начал своё путешествие. Он вернулся в свою «тюрьму». Осознание собственного бессилия, фатальности случая лишили его последних сил.
« И смутно понял я тогда,
Что мне на родину следа
Не проложить уж никогда».

Глава двадцать первая: цветок.

Мцыри сравнивает себя с домашним цветком, который рвался к свету, свободе,… но оказавшись в «саду средь роз» в незнакомых суровых условиях – вянет и гибнет под палящими лучами солнца.

Глава двадцать вторая: безжизненная тишина.

Это утро было полной противоположностью его первого пробуждения на воле, краски поблекли, осталась лишь гнетущая, звенящая тишина.

Глава двадцать третья: иной мир.

Прощальный взгляд на окружающую красоту, прерывается предсмертным забытьем, в котором душа героя устремляется к свободе и покою, но уже в другом мире.

Глава двадцать четвертая: не забывайте!

В последний час жизненного пути Мцыри томит мысль о том, что его история канет в забытье.

Глава двадцать пятая: минуты блаженства.

Понимая, что умирает, юноша остаётся непреклонным; за те несколько минут блаженного счастья, которое ему довелось испытать, готов променять и рай, и вечность.

Глава двадцать шестая: завещание.

Прощальная речь главного героя оканчивается завещанием, – похоронить его в саду, где цветут две акации и откуда виден Кавказ. В его словах таиться глубокая убеждённость, что его свободный дух и память навсегда останутся живыми для его «милой родины» и народа.

Знаменитая поэма Лермонтова – не очень крупное произведение, но, тем не менее, перед уроком у юных читателей не всегда есть время перечитывать его в оригинале. И не надо, ведь в подготовке к уроку можно использовать краткий пересказ «Мцыри» по главам. А для полного понимания замыслов автора мы рекомендуем обратиться к .

  1. Автор описывает место дальнейших событий: полузаброшенный монастырь, располагающийся около рек Арагвы и Куры. Здесь же появляется и первый из героев: старик-монах, единственный страж этого храма, забытый всеми.
  2. Однажды, проезжая из гор к Тифлису, русский генерал вёз пленного ребёнка. Хотя мальчику и было лет шести, он проявлял характер настоящего мужчины, гордо выдерживая испытания, упавшие на его плечи. Один монах из жалости забрал слабого и больного пленника в монастырь, где мальчик и рос. Когда казалось, что послушник уже смирился с пленом, герой поэмы исчез. Через несколько дней его находят, и он рассказывает произошедшее.
  3. Юноша (вот его ) рассказывает, что не сожалеет о содеянном побеге. Исповедью он хочет облегчить грудь, обнажить свою душу.
  4. Мцыри рассказывает о мечте увидеть родителей, родной край, пожить свободной жизнью. Хоть в монастыре и хотели приучить его ребёнком к смирению, у монахов этого не получилось.
  5. Юноша объясняет свою жажду к свободе. Это желание познать те чувства, которые бурлят в сердце молодых.
  6. Мцыри описывает великолепные пейзажи, увиденные им: бескрайние поля, величественные скалы и горы, снежный Кавказ, пробудивший в герое детские воспоминания.
  7. Герой вспоминает родные края: дом, отца и сестер, ущелье, где он играл, будучи ребёнком.
  8. «Давным-давно задумал я взглянуть на дальние поля» — объясняет юноша причину побега и рассказывает, что он совершил его во время грозы, пока монахи были испуганы.
  9. Мцыри бежал сквозь леса, не зная, где он и куда ему стремиться. Единственное, что вело героя – его глаза. И только спустя много часов, выбившись из сил, юноша лег и, услышав, что погони нет, успокоился и заснул.
  10. Пробуждается герой на краю бездны.
  11. Очнувшись ото сна, он осматривает природу, окружающую его. Красота поражает Мцыри, не видевшего ничего подобного, но жажда даёт о себе знать.
  12. Она приводит его к потоку горных вод. Утоляя жажду, он слышит шум шагов и, спрятавшись в кустах, видит прекрасную грузинскую девушку.
  13. Мимолётная встреча пробуждает во Мцыри неизвестное ранее, но так желаемое чувство – любовь. Воспоминанья тех минут юноша унесёт с собой в могилу.
  14. Герой невольно засыпает, и во сне ему приходит образ встретившейся грузинки. Проснувшись посреди ночи, юноша, движимый единственной целью попасть в родные края, отправляется в путь через леса. Но, потеряв горы Кавказа из виду, он сбивается с пути.
  15. Мцыри всеми способами пытается добраться до цели, выбраться из леса, но ему это не удаётся. Отчаяние всей своей сокрушительной силой обрушивается на юношу: он рыдает, грызёт землю. Но даже в момент великого отчаяния пленник не желает помощи людей.
  16. Юноша замечает перед собой поляну и мелькнувшую на ней тень. То был пустынный барс. Во Мцыри закипает воинственный дух его предков, и он в ожидании битвы хватает первый попавшийся сук.
  17. Брас, почуяв вражеский запах, замечает героя и быстрым движением бросается на него. Но юноша, предупредив бросок, отражает атаку, ранив зверя в лоб.
  18. Бой продолжается: барс прыгает на грудь героя, но тот быстрым ударом вонзает орудие в горло врага. В конце концов, Мцыри выигрывает схватку.
  19. Для юноши бой не прошел бесследно: шрамы на груди героя, оставленные зверем, заживит только смерть.
  20. Судьба сыграла с Мцыри злую шутку: распробовав блаженный вкус свободы, беглец вернулся туда, откуда начал свой путь – в монастырь.
  21. Герой понимает, что, то, чего он пытался достичь – несбыточная мечта, «болезнь ума».
  22. Удивлённый и огорчённый, отчаявшийся и разбитый, юноша лежит под палящим солнцем, наблюдая за сонной природой.
  23. На раненного и измождённого героя обрушивается предсмертные галлюцинации, и он засыпает.
  24. Так найден был беглец. Сам Мцыри не раскаивается в побеге. Единственное, что опечалило его, это то, что он не будет похоронен в земле родной, и никто не узнает об его истории.
  25. Огонь жизни сжигал юношу изнутри, он хотел увидеть, насладиться тем, что у него отняли. Но жестокою волею судьбы он вернулся туда, откуда бежал.
  26. Мцыри просит похоронить его в саду, откуда виден величественный и такой родной Кавказ.
  27. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Картина М. Ю. Лермонтова «Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты»

Мцхет - древняя столица Грузии, основанная там, «где, сливаяся, шумят, / Обнявшись, будто две сестры, / Струи Арагвы и Куры». Тут же, в Мцхете, и собор Светицховели с усыпальницами последних царей независимой Грузии, «вручивших» «свой народ» единоверной России. С тех пор (конец XVII в.) и осеняет благодать Божья многострадальную страну - цветёт она и благоденствует, «не опасаяся врагов, / За гранью дружеских штыков».

«Однажды русский генерал / Из гор к Тифлису проезжал; Ребёнка пленного он вез. / Тот занемог...» Понимая, что в таком состоянии живым он ребёнка до Тифлиса не довезёт, генерал оставляет пленника в Мцхете, в тамошнем мужском монастыре. Мцхетские монахи, праведные мужи, подвижники, просветители, вылечив и окрестив подкидыша, воспитывают его в истинно христианском духе. И кажется, что упорный и бескорыстный труд достигает цели. Позабыв родной язык и привыкнув к плену, Мцыри свободно изъясняется по-грузински. Вчерашний дикарь «готов во цвете лет изречь монашеский обет».

И вдруг, накануне торжественного события, приёмыш исчезает, незаметно выскользнув из монастырской крепости в ужасный тот час, когда святые отцы, испугавшись грозы, столпились, как агнцы, вокруг алтаря. Беглеца, естественно, ищут всей монастырской ратью и, как положено, целых три дня. Безрезультатно. Однако через некоторое время Мцыри всё-таки находят совершенно случайно какие-то посторонние люди - и не во глубине Кавказских гор, а в ближайших окрестностях Мцхета. Опознав в без чувств лежащем на выжженной зноем голой земле юноше монастырского служку, они приносят его в обитель.

Когда Мцыри приходит в себя, монахи учиняют ему допрос. Он молчит. Его пробуют насильно кормить, ведь беглец истощён, как будто перенёс долгую болезнь или изнурительный труд. Мцыри отказывается от пищи. Догадавшись, что упрямец сознательно торопит свой «конец», к Мцыри посылают того самого чернеца, который когда-то выходил его и окрестил. Добрый старик искренне привязан к подопечному и очень хочет, чтобы его воспитанник, раз уж ему на роду написано умереть таким молодым, исполнил христианский долг смирился, покаялся и получил перед кончиной отпущение грехов.

Но Мцыри вовсе не раскаивается в дерзком поступке. Наоборот! Он гордится им как подвигом! Потому что на воле он жил и жил так, как жили все его предки - в союзе с дикой природой - зоркие, как орлы, мудрые, как змеи, сильные, как горные барсы. Безоружный, Мцыри вступает в единоборство с этим царственным зверем, хозяином здешних дремучих лесов. И, честно победив его, доказывает (самому себе!), что мог бы «быть в краю отцов / Не из последних удальцов».

Ощущение воли возвращает юноше даже то, что, казалось бы, навсегда отняла неволя: память детства. Он вспоминает и родную речь, и родной аул, и лица близких - отца, сестёр, братьев. Больше того, пусть и на краткий миг, жизнь в союзе с дикой природой делает его великим поэтом. Рассказывая чернецу о том, что видел, что пережил, блуждая в горах, Мцыри подбирает слова, поразительно похожие на первозданность могучей природы отчего края.

И только один грех тяготит его душу. Грех этот - клятвопреступление. Ведь когда-то, давно, ещё отроком, беглец поклялся самому себе страшною клятвою, что убежит из монастыря и отыщет тропу в родные пределы. И вот он вроде бы придерживается правильного направления: идёт, бежит, мчится, ползёт, карабкается - на восток, на восток, на восток. Все время, и днём, и ночью, по солнцу, по звёздам - на восток от Мцхета! И вдруг обнаруживает, что, сделав круг, возвратился на то самое место, откуда начался его побег, подвиг Побега, В ближайшие окрестности Мцхета; отсюда рукой подать до приютившей его монастырской обители! И это, в понимании Мцыри, не простая досадная оплошность. Годы, проведённые в «тюрьме», в застенках, а именно так воспринимает приёмыш монастырь, не только физически ослабили его тело.

Жизнь в плену погасила в его душе «луч-путеводитель», то есть то безошибочно верное, почти звериное чувство своей тропы, которым от рождения обладает каждый горец и без которого в диких безднах центрального Кавказа ни человек, ни зверь выжить не могут. Да, Мцыри вырвался из монастырской крепости, но той внутренней тюрьмы, того стеснения, которое цивилизаторы построили в его душе, ему уже не разрушить! Именно это ужасное трагическое открытие, а не рваные раны, нанесённые барсом, убивают в Мцыри инстинкт жизни, ту жажду жизни, с какой приходят в мир истинные, а не приёмные дети природы. Урождённый свободолюбец, он, чтобы не жить рабом, умирает как раб: смиренно, никого не проклиная.

Единственное, о чем он просит своих тюремщиков, чтобы похоронили его в том уголке монастырского сада, откуда «виден и Кавказ». Его единственная надежда на милосердие прохладного, с гор веющего ветерка - вдруг донесёт до сиротской могилы слабый звук родной речи или обрывок горской песни...

Пересказала

Одна из древних столиц Грузии - Мцхет. Она возведена меж двух рек - Арагвы и Куры, в ней же стоит один из прекраснейших соборов Светицховели.

Как-то вез один русский генерал ребенка плененного, но не довез, так как ребенок тот заболел и оставил он его в городе Мцхет, при мужском монастыре. Ребенок растет, его крестили и вырастили в христианских обычаях. Мцыри – так звали ребенка, уже давно позабыл свой язык. Его начинают готовить к обету монашескому.

В тот день, когда город настигла сильнейшая гроза, ребенок пропал. Его ищут три дня, но результата это не приносит. Через некоторое время мальчишку находят у гор, в окрестностях города Мцхет.

Он без сил, без чувств лежит на голой, выжженной солнцем земле, и доставляют его к монастырю. Юноша очнулся. Монахи пытаются его допросить или хотя бы покормить, он истощен и выглядит переболевшим серьезным недугом. Юноша отказывается от любой еды. Когда монахи понимают, что Мцыри хочет завершить свое существование, посылают чернеца за тем самым монахом, который когда-то принял его в монастырь еще ребенком, вылечил и окрестил его. Уже довольно пожилой монах все еще любит своего воспитанника ведь провел с ним не малое время. Монах принимает, то что юнец больше не желает жить и лишь просит его покаяться в грехах содеянных и смириться.

Мцыри не считает, что поступок его дерзок. Он горд своими действиями. Как оказалось, он все еще помнит свои родные просторы, как он был свободен, как сливался с природой, дышал ей, думал, как она. Он помнил горные барсы. Он помнил, как без оружия он мог вступить в единоборство со зверем, хозяином его диких лесов. Только так он мог доказать, что наравне с остальными мужчинами, и он достоин жить в крае своих отцов и дедов.

Прошло столько лет, но как только он ушел из монастыря он смог вспомнить свое детство и язык родных земель, аул и даже лица своих родителей, братьев и сестер. Пока Мцыри рассказывал о том, как блуждал он в горах, что пережил, он описывает чернецу, как это прекрасно быть в слиянии с природой, как важна первозданность его родины.

И лишь слово, данное самому себе еще в детстве он не желает нарушать, ведь считает его клятвопреступлением. Он обещал самому себе, что когда нибудь он найдет дорогу домой и вернется на свою родину. И у него почти получилось, он помнил, что необходимо все время держаться востока. Он шел день за днем, ночь за ночью, но неожиданно понимает, что возвращается туда откуда начинал свой путь в самые ближние окрестности города Мцхет, близ мужского монастыря при котором он вырос при котором проходил службу не свою службу. Он понял, что это самая главная оплошность в его жизни. Мцыри описывает, что каждый день, проведенный в монастыре, казался ему тюрьмой, ведь только так он воспринимал жизнь, проведенную здесь. Здесь он ослаб и телом и духом.

Он больше не мог найти дорогу домой, словно «луч- путеводитель» он потерял за долгие годы, ведь каждый горец обладал звериным чутьем тропы, ведущей его домой, каждый рожденный его получает с материнским молоком и без него невозможно жить в дикой среде центральной части Кавказа никому, ни человеку, ни зверю. Мцыри ушел, но не смог покинуть тюрьму в своей душе из-за цивилизации, которую привили ему с детства. Его не беспокоили так его раны, и запекшаяся кровь, присохшая к телу. Его убивало только одно, он терял инстинкт, жажду ее, с которой приходят в жизнь дети гор. Он больше не желает жить в рабстве с самим собой, лишь желает умереть, смиренно, никого не виня.


Он просит монахов выкопать ему могилу на стороне его родных гор, то место откуда их видно. Он просит это потому, что мечтает хотя бы после смерти почувствовать, как ветер донесет до него родную речь с его земель, а может быть и песню какую…

"Мцыри", краткое содержание по главам которой представлено в статье, - романтическая поэма, созданная М.Ю. Лермонтовым в 1839 году.

1

"Немного лет тому назад" в месте, где сливаются две реки - Кура и Арагва, стоял монастырь. Ныне же он разрушен. На развалинах монастыря "теперь один старик седой", который и рассказывает историю жизни Мцыри.

2

Русский генерал ехал из гор к Тифлису и вез с собой пленного ребенка, который заболел в пути. Ему было около шести лет, он был дик и пуглив. Несмотря на болезнь, мальчик вел себя мужественно. Один из монахов монастыря из жалости оставил мальчика у себя. Тот поправился и остался при монастыре. Вначале мальчик "бродил безмолвен, одинок", но вскоре привык к новой жизни, начал понимать язык, был окрещен. Мцыри, будучи уже юношей, должен был принести монашеский обет, но однажды осенней ночью исчез. Его не было три дня. Поиски монахов привели к тому, что Мцыри нашли в степи без чувств, ослабевшего, умирающего. Перед смертью к нему пришел чернец, который уговорил гордого юношу исповедаться.

3

Мцыри говорит, что человек может рассказать о своих делах, но "душу можно ль рассказать?" Он начинает свое повествование. Мцыри говорит, что жил в плену, и променял бы 2 таких жизни за одну, но полную тревог. Мечта звала его в "мир тревог и битв", туда, где люди вольны. Он признает эту страсть, но о прощении не просит.

4

Мцыри упрекает старца в том, что тот спас его ребенком от смерти. Жизнь, которую вел в монастыре Мцыри, была длея его свободолюбивой натуры невыносимой. Он, как все дети, хотел иметь семью. У других он видел родных, дом, отчизну, а у него самого не было не только родных, но даже могил. Мцыри дал себе клятву - когда-нибудь хотя бы на миг прижаться своей грудью к груди "хоть незнакомой, но родной". Однако его мечты найти родственную душу были пустыми.

5

Героя не страшит смерть, но ему жаль своей загубленной молодости. Он обращается к монаху с вопросом: испытывал ли тот любовь, ненависть, мечтал ли он в юности, любовался ли природой? Для того чтобы понять его, монах должен вспомнить желания юности.

6

Мцыри рассказывает о том, что он видел на воле - красивую природу. Он любовался горными хребтами, утренней зарей, птицами - словом, гордой природой Кавказа.

7

Картины природы пробудили в памяти Мцыри воспоминания: он вспомнил отчий дом, отца, свой аул, жителей аула.

8

Мцыри говорит, что уже давно задумал побег для того, чтобы узнать, для чего люди рождаются на свет - для воли или тюрьмы. Он убежал во время грозы, когда монахи в ужасе молились. Мцыри же чувствовал единение со стихией и рад был буре, как брату.

9

Мцыри долго бежал, сам не зная, куда. Гроза закончилась. Погони не было. Мцыри лег в высокую траву и долго так лежал, наслаждаясь природой, свободой. Ни змеи, ни шакалы не пугали беглеца, он сам был чужд людей, как зверь.

10

Наступило утро. Мцыри встретил рассвет, лежа на краю пропасти. Он говорит, что понимал язык водяного потока.

11

Продолжаем описывать поэму "Мцыри" (краткое содержание по главам). Герой любуется окружающей природой, но наступает жаркий полдень, и он испытывает жажду.

12

Мцыри стал спускаться с высоты к потоку, чтобы напиться. У воды он увидел молодую грузинку, которая пела песню. Звук ее голоса Мцыри охарактеризовал как "сладко вольный".

13

Грузинка, держа над головой кувшин, сходила к берегу. Встреча с ней настолько потрясла Мцыри, что на некоторое время он утратил ощущение реальности происходящего. Он увидел саклю, куда вошла грузинка, и почувствовал тоску из-за своего одиночества.

14

Наступила ночь, Мцыри ложится спать. Во сне он видит грузинку. Он просыпается. Вокруг темно, только в сакле горит огонек, как яркая звезда. Мцыри хотелось войти туда, но он не посмел этого сделать. У него была одна цель - вернуться в родную страну. Мцыри, превозмогая голод, отправляется в путь, но вскоре чувствует, что сбивается с дороги.

15

Главный герой заблудился. Им овладело отчаяние, но помощи людской он все-таки не желал, ведь он был чужой для них, "как зверь степной". Мцыри говорит, что если хотя бы на минуту из его груди вырвался крик отчаяния, то он бы вырвал свой язык.

16

Мцыри никогда не плакал, но здесь он не мог удержаться от слез. Неожиданно из лесной чащи выскочил барс. Мцыри приготовился к схватке.

17

Герой выжидает. Барс почуял человека, издал протяжный вой и прыгнул на своего врага. Однако Мцыри его предупредил. Герой ранил барса, но он набросился вновь. Началась смертельная схватка.

18

Барс кинулся на грудь Мцыри, но он успел воткнуть ему в горло сук. Герой победил в схватке. Своего врага он оценивает по достоинству, говорит, что тот свою смерть встретил как истинный боец.

19

Мцыри во время битвы получает глубокие раны, и они до сих пор не зажили. После битвы он вновь пытается найти дорогу, но тщетно.

20

Уже утром из леса вышел Мцыри. Краткое содержание по главам продолжается следующими событиями. Ветер принес звуки человеческого жилья - где-то неподалеку был аул. Но ветер стих, и Мцыри вновь потерял ориентир. Внезапно местность показалась ему знакомой. Мцыри осознает, что вернулся вновь к тому месту, откуда бежал. Герой отказывается верить, что вышел снова к монастырю - своей тюрьме, но он слышит колокольный звон, который убеждает его в справедливости страшной догадки. И Мцыри смутно понимает, что ему никогда не попасть на родину.

21

Герой сравнивает себя с темничным цветком, который вырос меж сырых плит. Он не распускал молодых листьев, все ждал живительных лучей. Прошло много дней, и добрая рука перенесла цветок в соседство роз. Однако лишь только взошло солнце, его луч обжег цветок, выросший в темнице.

22

Так же как темничный цветок, Мцыри чувствует себя опаленным. Мир вокруг него будто застыл.

23

У Мцыри закружилась голова, у него начался предсмертный бред. В бреду герою казалось, что он лежит на дне глубокой реки, и это было ему приятно. Он видит стайки пестрых рыб над собой. Одна из рыбок поет ему, приглашая остаться с ней жить в реке, где привольное жилье, покой и холод. Мцыри в бреду, его находят монахи.

24

Герой опечален лишь одним - тем, что похоронен будет не в "земле родной".

25

Мцыри, прощаясь с монахом, дает ему свою руку - рука горячая. Он говорит, что этот пламень жил в его груди с юных дней, но сейчас ему нет пищи. Мцыри надеется на то, что его душа найдет приют в раю, но рай и вечность он бы с легкостью променял на несколько минут жизни в родных краях.

26

Герой завещает похоронить его под акацией, откуда виден Кавказ. На этом заканчивается поэма "Мцыри". Краткое содержание по главам этого произведения было изложено с опорой на следующий

Химия