Написание корней лаг лож. Правописание корней. Осмысление домашнего задания

Изучение русского языка - один из главных моментов школьной образовательной программы. Практически все одиннадцать лет ученики работают над совершенствованием своей устной и письменной речи. Тем не менее с этим всегда возникают трудности по нескольким причинам. Во-первых, довольно сложно именно учить родной язык. Подсознание диктует такую вещь: "Раз язык родной, значит, по умолчанию, я всегда говорю правильно". Что порой оказывается далеко не так. Второй причиной может явиться нежелание и откровенная лень обучаемого. В любом случае наиболее распространенными ошибками являются неправильная постановка ударений, недопустимое употребление слов, а в письменной речи различные грамматические, пунктуационные и стилистические ошибки.

В этой статье разберем самые часто встречающиеся ошибки, связанные с использованием словоформ, которые в большинстве своем зависят от корня. Сделаем мы это рассмотрев основы с чередованием -лаг-, -лож-. Примеры ошибок в словах с такими корнями встречаются ежедневно.

Что такое корень

Слово состоит из так называемых морфем - частей слова. Сюда входят приставка, корень, суффикс, окончание и постфикс. Корень - это обязательная морфема. Слово может не содержать ни приставки, ни суффикса и иметь нулевое окончание (фактически его нет), как, например, слово «мать». Существует два типа корней: постоянные и с чередованием. В первом случае форма корня остается неизменной при склонении слова по падежам. Во втором случае при изменении формы слова сама морфема видоизменяется. Так происходит потому, что слова имеют общее значение, но само употребление отличается по грамматическим правилам. Ярким примером будут слова с корнем -лаг-, -лож-. Мы используем их каждый день в своей разговорной и письменной речи.

Почему изменяются корни

Как уже было сказано выше, корни в словах могут изменяться при склонении слова по падежам. Почему это происходит? Например, чередование корней -лаг-, -лож- объясняется правилами русского языка. Если попытаться точнее разобрать причину видоизменения главной морфемы, то нетрудно узнать, что причина кроется в широком разнообразии однокоренных слов. Иначе говоря, в русской речи слишком много слов, имеющих разную форму, но сходное по смыслу значение. В качестве примера рассмотрим слова на -лаг-, -лож-. В самом распространенном варианте эти морфемы употребляются в слове «положить» или сходных. Слово обозначает объединение каких-либо объектов в одном месте или в одно целое.

Ему однокоренным является слово «слагать». При его произношении первым делом на ум приходит сочинение каких-либо произведений. Например, «слагать легенды». Тем не менее при кажущихся поначалу различиях слова действительно сходны по значению. И то и другое обозначают совмещение объектов (в первом случае нечто материальное, во втором - сложение букв в слоги и так далее). Вообще, для корней -лож-, -лаг- правило определено однозначно, но о нем немного позже.

Корни с чередованием

В школе на уроках русского языка в разделе словообразование довольно подробно изучается такой раздел, как Причиной этому служит то, что школьники допускают много ошибок при их использовании. Среди наиболее узнаваемых корней можно назвать -рост-, -раст-, -гор-, -гар-, а также корни -лаг-, -лож-. Примеры можно приводить бесконечно долго, потому что обязательно найдутся такие слова, одна из форм которых будет с видоизмененным корнем.

Казалось бы, если знать, как произносятся слова, то проблем с написанием этих морфем быть не должно. К сожалению, это не так. В некоторых случаях приходится обращаться к справочникам, в которых имеется материал по употреблению корней.

Правила

Как и во всей школьной программе, в русском языке существуют правила. Они есть во всех разделах, начиная с орфографии и заканчивая пунктуацией. Морфемика не стала исключением. Так как в статье мы рассматриваем именно корни -лаг-, -лож-, правило будет сформулировано именно для них. Для большинства других чередующихся пар есть большое количество информации в дополнительной литературе. Важно отметить, что русский язык - это один из тех немногих предметов, где формулировку правил заучивать не требуется. Самое главное - это понять смысл и уметь применить знания на практике. Тем не менее правила сформулированы для всех ситуаций, за исключением очевидных.

Правило для -лаг-, -лож-

В русском языке правописание -лаг-, -лож- определяется однозначным правилом. Его формулировка выглядит следующим образом: если гласный звук безударный находится перед буквой «г», то пишется «а». В том случае, если стоит буква «ж», следует писать «о». Правило достаточно простое и легко запоминаемое хотя бы потому, что на слуху слова и корни с чередованием -лаг-, -лож-. Примеры также очевидны: приложить, заложить, прилагать, слагать и так далее.

У правила, как и у всего в жизни, есть исключение, но о нем поговорим немного позже. Итак, следует твердо запомнить это правило, чтобы быть уверенным в употреблении слова.

Особенности употребления корня

Наверное, вы уже обратили внимание на то, что все приведенные примеры были употреблены с приставками. Это и есть главная особенность. Слова с корнем -лаг-, -лож- без приставочной морфемы не употребляются. Об этой особенности некоторые забывают, в результате чего получаются недопустимые к употреблению слова. Единственным исключением является слово «ложиться». Во всех остальных случаях в словах с -лож-, -лаг- правило гласит о том, что необходимо использовать приставки. На эту особенность следует обратить особое внимание, так как именно о ней часто забывают многие люди. Употребление этих корней с чередованием без приставок - самая распространенная ошибка в устной речи. Думается, каждый слышал хотя бы раз слова «ложить» и так далее. Такое употребление недопустимо. Для обозначения этого действия следует использовать слово-заменитель «класть» и его словоформы.

Исключения корня с чередованием

Выше было рассмотрено, каким образом формулируется правило для -лаг-, -лож-. Примеры были приведены, однако было сказано об исключении. Есть одно такое слово - это «полог». Здесь, как мы видим, перед буквой «г» стоит «о». Следует заметить, что под ударением буква в корне не находится, и есть приставка по-. То есть соблюдены все условия, кроме главного - использования буквы в соответствии с правилом.

Что такое «полог»? В толковых словарях дается значение такое значение: занавеска, которая загораживает кровать. В наши дни такой предмет интерьера можно встретить разве что в деревнях, из чего можно сделать вывод о том, что слово употреблялось еще в древности, когда еще не были выведены подобные правила написания.

Основные ошибки с употреблением корней

Как говорилось выше, не только ученики, но и многие жители всей нашей страны с трудом справляются с задачей правильного произношения и соблюдения элементарных правил грамматики. Слова коверкаются, нарушается их стилистика, не учитываются какие бы то ни было правила произношения. Так, наши корни -лаг-, -лож- больше всего «боятся» употребления без приставок. К сожалению, именно этим правилом пренебрегают многие. Нередко можно услышать такие «словоформы», как «ложить», «ложит» и так далее. Помимо всего прочего, ударение в этих «словах» также ставится неправильно - на гласную корня. Следует помнить, что так их недопустимо употреблять ни в коем случае. Если есть желание что-нибудь положить, то это можно также и «класть», то есть использовать синоним, употребление которого допустимо. Еще одним из подобных казусов можно считать слово «садить».

Несмотря на то что официально оно является допустимым, для него есть более правильная форма - «сажать». Первый вид достаточно часто использовался раньше, возможно, именно поэтому для него еще осталось место в нашей речи.

Как не допускать ошибок

Многие спрашивают о том, как правильно говорить. Ответ достаточно прост: необходимо читать как можно больше книг. Зрительная память человека устроена таким образом, что схватывает незнакомые вещи и «сохраняет» их сначала в оперативной, а затем и в долговременной памяти. Иными словами, после прочтения книги с некоторым количеством новых слов они будут постепенно «оседать» в памяти. Закрепление будет происходить автоматически, так как психология человека построена в большинстве своем на подражании. Подсознательно мозг будет «вклинивать» новые слова в вашу речь, благодаря чему слова будут постепенно входить в лексикон и останутся там навсегда. Когда дело коснется написания, сработает зрительный механизм запоминания - слово напишется само собой. В устной речи, дабы не допускать подобных ляпов, которые были описаны выше, совет аналогичный. Еще одним, хотя и спорным, советом будет исправление окружающих. Наверняка вокруг вас есть такие люди, которые употребляют те или иные слова неправильно. Исправляя их, вы будете не только напоминать себе о правильном произношении, но и помогать другим.

Заключение

В статье были рассмотрены правила употребления корней -лаг-, -лож-, примеры слов, в которых они содержатся. Следует сказать также о том, что русский язык - самый сложный во всем мире. Ни в одном другом лингвистическом образовании нет такой сложной системы связи слов по падежам, числам, родам. Именно поэтому невозможно знать всё до мельчайших подробностей. Это и не требуется. Уважающего себя человека, помимо всего прочего, отличает умение грамотно и связно говорить. Для того чтобы научиться этому, необязательно сидеть сутками за словарями и учебниками - такой подход не даст положительных результатов. Достаточно регулярно читать книги и общаться на таком языке, который поможет поддерживать себя в форме. Если есть желание научиться разговаривать литературным языком, можно посетить лингвистические курсы - это будет очень хорошей практикой в совершенствовании языка.

Изучение русского языка – один из главных моментов школьной образовательной программы. Практически все одиннадцать лет ученики работают над совершенствованием своей устной и письменной речи. Тем не менее с этим всегда возникают трудности по нескольким причинам. Во-первых, довольно сложно именно учить родной язык. Подсознание диктует такую вещь: "Раз язык родной, значит, по умолчанию, я всегда говорю правильно". Что порой оказывается далеко не так. Второй причиной может явиться нежелание и откровенная лень обучаемого. В любом случае наиболее распространенными ошибками являются неправильная постановка ударений, недопустимое употребление слов, а в письменной речи различные грамматические, пунктуационные и стилистические ошибки.

В этой статье разберем самые часто встречающиеся ошибки, связанные с использованием словоформ, которые в большинстве своем зависят от корня. Сделаем мы это рассмотрев основы с чередованием -лаг-, -лож-. Примеры ошибок в словах с такими корнями встречаются ежедневно.

Что такое корень

Слово состоит из так называемых морфем – частей слова. Сюда входят приставка, корень, суффикс, окончание и постфикс. Корень – это обязательная морфема. Слово может не содержать ни приставки, ни суффикса и иметь нулевое окончание (фактически его нет), как, например, слово «мать». Существует два типа корней: постоянные и с чередованием. В первом случае форма корня остается неизменной при склонении слова по падежам. Во втором случае при изменении формы слова сама морфема видоизменяется. Так происходит потому, что слова имеют общее значение, но само употребление отличается по грамматическим правилам. Ярким примером будут слова с корнем -лаг-, -лож-. Мы используем их каждый день в своей разговорной и письменной речи.

Почему изменяются корни

Как уже было сказано выше, корни в словах могут изменяться при склонении слова по падежам. Почему это происходит? Например, чередование корней -лаг-, -лож- объясняется правилами русского языка. Если попытаться точнее разобрать причину видоизменения главной морфемы, то нетрудно узнать, что причина кроется в широком разнообразии однокоренных слов. Иначе говоря, в русской речи слишком много слов, имеющих разную форму, но сходное по смыслу значение. В качестве примера рассмотрим слова на -лаг-, -лож-. В самом распространенном варианте эти морфемы употребляются в слове «положить» или сходных. Слово обозначает объединение каких-либо объектов в одном месте или в одно целое.

Ему однокоренным является слово «слагать». При его произношении первым делом на ум приходит сочинение каких-либо произведений. Например, «слагать легенды». Тем не менее при кажущихся поначалу различиях слова действительно сходны по значению. И то и другое обозначают совмещение объектов (в первом случае нечто материальное, во втором – сложение букв в слоги и так далее). Вообще, для корней -лож-, -лаг- правило определено однозначно, но о нем немного позже.

Корни с чередованием

В школе на уроках русского языка в разделе словообразование довольно подробно изучается такой раздел, как корни с чередованием. Причиной этому служит то, что школьники допускают много ошибок при их использовании. Среди наиболее узнаваемых корней можно назвать -рост-, -раст-, -гор-, -гар-, а также корни -лаг-, -лож-. Примеры можно приводить бесконечно долго, потому что обязательно найдутся такие слова, одна из форм которых будет с видоизмененным корнем.

Казалось бы, если знать, как произносятся слова, то проблем с написанием этих морфем быть не должно. К сожалению, это не так. В некоторых случаях приходится обращаться к справочникам, в которых имеется материал по употреблению корней.

Правила

Как и во всей школьной программе, в русском языке существуют правила. Они есть во всех разделах, начиная с орфографии и заканчивая пунктуацией. Морфемика не стала исключением. Так как в статье мы рассматриваем именно корни -лаг-, -лож-, правило будет сформулировано именно для них. Для большинства других чередующихся пар есть большое количество информации в дополнительной литературе. Важно отметить, что русский язык – это один из тех немногих предметов, где формулировку правил заучивать не требуется. Самое главное – это понять смысл и уметь применить знания на практике. Тем не менее правила сформулированы для всех ситуаций, за исключением очевидных.

Правило для -лаг-, -лож-

В русском языке правописание -лаг-, -лож- определяется однозначным правилом. Его формулировка выглядит следующим образом: если гласный звук безударный находится перед буквой «г», то пишется «а». В том случае, если стоит буква «ж», следует писать «о». Правило достаточно простое и легко запоминаемое хотя бы потому, что на слуху слова и корни с чередованием -лаг-, -лож-. Примеры также очевидны: приложить, заложить, прилагать, слагать и так далее.

У правила, как и у всего в жизни, есть исключение, но о нем поговорим немного позже. Итак, следует твердо запомнить это правило, чтобы быть уверенным в употреблении слова.

Особенности употребления корня

Наверное, вы уже обратили внимание на то, что все приведенные примеры были употреблены с приставками. Это и есть главная особенность. Слова с корнем -лаг-, -лож- без приставочной морфемы не употребляются. Об этой особенности некоторые забывают, в результате чего получаются недопустимые к употреблению слова. Единственным исключением является слово «ложиться». Во всех остальных случаях в словах с -лож-, -лаг- правило гласит о том, что необходимо использовать приставки. На эту особенность следует обратить особое внимание, так как именно о ней часто забывают многие люди. Употребление этих корней с чередованием без приставок – самая распространенная ошибка в устной речи. Думается, каждый слышал хотя бы раз слова «ложить» и так далее. Такое употребление недопустимо. Для обозначения этого действия следует использовать слово-заменитель «класть» и его словоформы.

Исключения корня с чередованием

Выше было рассмотрено, каким образом формулируется правило для -лаг-, -лож-. Примеры были приведены, однако было сказано об исключении. Есть одно такое слово – это «полог». Здесь, как мы видим, перед буквой «г» стоит «о». Следует заметить, что под ударением буква в корне не находится, и есть приставка по-. То есть соблюдены все условия, кроме главного – использования буквы в соответствии с правилом.

Что такое «полог»? В толковых словарях дается значение такое значение: занавеска, которая загораживает кровать. В наши дни такой предмет интерьера можно встретить разве что в деревнях, из чего можно сделать вывод о том, что слово употреблялось еще в древности, когда еще не были выведены подобные правила написания.

Основные ошибки с употреблением корней

Как говорилось выше, не только ученики, но и многие жители всей нашей страны с трудом справляются с задачей правильного произношения и соблюдения элементарных правил грамматики. Слова коверкаются, нарушается их стилистика, не учитываются какие бы то ни было правила произношения. Так, наши корни -лаг-, -лож- больше всего «боятся» употребления без приставок. К сожалению, именно этим правилом пренебрегают многие. Нередко можно услышать такие «словоформы», как «ложить», «ложит» и так далее. Помимо всего прочего, ударение в этих «словах» также ставится неправильно - на гласную корня. Следует помнить, что так их недопустимо употреблять ни в коем случае. Если есть желание что-нибудь положить, то это можно также и «класть», то есть использовать синоним, употребление которого допустимо. Еще одним из подобных казусов можно считать слово «садить».

Несмотря на то что официально оно является допустимым, для него есть более правильная форма – «сажать». Первый вид достаточно часто использовался раньше, возможно, именно поэтому для него еще осталось место в нашей речи.

Как не допускать ошибок

Многие спрашивают о том, как правильно говорить. Ответ достаточно прост: необходимо читать как можно больше книг. Зрительная память человека устроена таким образом, что схватывает незнакомые вещи и «сохраняет» их сначала в оперативной, а затем и в долговременной памяти. Иными словами, после прочтения книги с некоторым количеством новых слов они будут постепенно «оседать» в памяти. Закрепление будет происходить автоматически, так как психология человека построена в большинстве своем на подражании. Подсознательно мозг будет «вклинивать» новые слова в вашу речь, благодаря чему слова будут постепенно входить в лексикон и останутся там навсегда. Когда дело коснется написания, сработает зрительный механизм запоминания – слово напишется само собой. В устной речи, дабы не допускать подобных ляпов, которые были описаны выше, совет аналогичный. Еще одним, хотя и спорным, советом будет исправление окружающих. Наверняка вокруг вас есть такие люди, которые употребляют те или иные слова неправильно. Исправляя их, вы будете не только напоминать себе о правильном произношении, но и помогать другим.

Заключение

В статье были рассмотрены правила употребления корней -лаг-, -лож-, примеры слов, в которых они содержатся. Следует сказать также о том, что русский язык – самый сложный во всем мире. Ни в одном другом лингвистическом образовании нет такой сложной системы связи слов по падежам, числам, родам. Именно поэтому невозможно знать всё до мельчайших подробностей. Это и не требуется. Уважающего себя человека, помимо всего прочего, отличает умение грамотно и связно говорить. Для того чтобы научиться этому, необязательно сидеть сутками за словарями и учебниками – такой подход не даст положительных результатов. Достаточно регулярно читать книги и общаться на таком языке, который поможет поддерживать себя в форме. Если есть желание научиться разговаривать литературным языком, можно посетить лингвистические курсы - это будет очень хорошей практикой в совершенствовании языка.

§ 84 Буквы а - о в корне -лаг- - -лож- - Учебник по Русскому языку 5 класс (Ладыженская, Тростенцова)

Краткое описание:

Вам известно, что проверка безударных гласных в различных частях речи русского языка обычно осуществляется при помощи постановки гласных под ударение. Это значит, чтобы узнать, какая гласная пишется в слове, мы должны изменить слово так, чтобы ударение падало именно на эту гласную.
Существует еще несколько категорий безударных гласных, правописание которых проверяется другими способами. Одни из слов имеют непроверяемых гласные, поэтому их правописание мы должны запомнить, также можно обращаться к словарям.
Правописание гласных в других словах зависит от идущих следом согласных. К таким словам относятся все с корнем –лаг-/-лож-. Это является вариантами одной и той же морфемы – корня. Лексическое значение у таких слов одинаковое, но правописание отличается в зависимости от того, какая буква идет после согласной. Если это буква г, то в корне пишется гласная а, если это буква ж, то в корне пишется гласная о.
Знание этого несложного правила позволит вам овладеть навыками правописания русского языка.

Цели урока:

1) изучить правописание корня -лаг-/-лож-, знать условия (правила) употребления данного корня и уметь применять их на практике;

2) развивать умения применять слова с данным корнем и правильно их писать;

3) прививать любовь и интерес к родному языку.

Необходимый материал:

таблица, текст диктанта.

ХОД УРОКА

I. Объяснение нового материала.

Ребята, как правильно написать слово положил? С о или а в корне? Правописание корня – -лаг-/-лож- будет темой нашего урока.

1) Наблюдения по записи на доске.

– Сделайте вывод, когда пишется а – о в корне -лаг-/-лож-.

Вывод: перед г пишется а, перед ж пишется о.

– Может быть, вы заметили еще некоторую особенность в написании о – а в корнях -лаг-/-лож?

Вывод: если а стоит за корнем, в корне пишем тоже а.

2) Работа с учебником: чтение правила.

II. Закрепление изученного материала.

Задание 1. От данных глаголов с помощью суффикса -ени- образуйте существительные.

Излагать – …

Предлагать – …

Предполагать – …

Располагать – …

Слагать – …

Прилагать – …

ЗАПОМНИТЕ!!! Корень -лаг-/-лож- без приставки не употребляется, поэтому нет слов ложить, ложу и т.п., надо говорить: Кладу книгу на стол, кладу пенал в сумку и т.п.

Задание 2. Сформулируйте тему, которая объединяет данные словосочетания. Обозначьте изучаемую орфограмму, попробуйте составить (устно) небольшой рассказ, используя записанные словосочетания.

Высказать предположение; обсудить положение; расположиться на отдых; предлагать маршрут; разложить вещи; расположение комнат; прилагается счет; сложить вещи.

Задание 3. Запишите предложение и постройте его схему. Разберите по составу глагол расположились.

Ребята расположились у костра и с удовольствием ели бутерброды с овощами.

Задание 4. Самодиктант. Среди слов с корнем -лаг-/-лож- есть термины, которыми вы пользуетесь на уроках математики и русского языка. Напишите их по памяти.

(Слагаемые, сложение; прилагательное, предложение, изложение.)

Задание 5. Замените словосочетания фразеологическими оборотами, включив в них слова с корнями -лаг-/-лож-.

Говорить искренне, откровенно – …руку на сердце. (Положа)

Ничего не делать, бездельничать – сидеть … руки. (Сложа)

Прекратить вооруженное сопротивление, сдаться – … оружие. (Сложить)

Погибнуть в сражении – … голову. (Сложить)

Перестать бороться, действовать – … руки. (Сложить)

Задание 6. Найдите четвертое лишнее:

1) сложение, положение, отложить, ложный;

2) предположение, сложение, слагаемое, изложить.

III. Подведение итогов. (Учитель читает текст, дети записывают слова на изученную на уроке орфограмму.)

Караул! У меня незавидное положение: сегодня пишем изложение! Текст надо излагать подробно. Все части расположить в соответствии с планом. Полагаться на товарища не могу, потому что расположился я как раз перед учителем. А учитель читает предложение за предложением. Полагаясь на свои знания, я старательно все излагаю. Грамотно изложенный текст – залог успеха. Отложить работу не могу: двойку поставят и родителей вызовут. А уж они-то устроят дома сражение, так что придется мне перейти на осадное положение.

Н.Н. РОДИНА,
г. Киров,
Калужская обл.

Цели урока:

1) изучить правописание корня -лаг-/-лож-, знать условия (правила) употребления данного корня и уметь применять их на практике;

2) развивать умения применять слова с данным корнем и правильно их писать;

3) прививать любовь и интерес к родному языку.

Необходимый материал:

таблица, текст диктанта.

ХОД УРОКА

I. Объяснение нового материала.

Ребята, как правильно написать слово положил? С о или а в корне? Правописание корня – -лаг-/-лож- будет темой нашего урока.

1) Наблюдения по записи на доске.

– Сделайте вывод, когда пишется а – о в корне -лаг-/-лож-.

Вывод: перед г пишется а, перед ж пишется о.

– Может быть, вы заметили еще некоторую особенность в написании о – а в корнях -лаг-/-лож?

Вывод: если а стоит за корнем, в корне пишем тоже а.

2) Работа с учебником: чтение правила.

II. Закрепление изученного материала.

Задание 1. От данных глаголов с помощью суффикса -ени- образуйте существительные.

Излагать – …

Предлагать – …

Предполагать – …

Располагать – …

Слагать – …

Прилагать – …

ЗАПОМНИТЕ!!! Корень -лаг-/-лож- без приставки не употребляется, поэтому нет слов ложить, ложу и т.п., надо говорить: Кладу книгу на стол, кладу пенал в сумку и т.п.

Задание 2. Сформулируйте тему, которая объединяет данные словосочетания. Обозначьте изучаемую орфограмму, попробуйте составить (устно) небольшой рассказ, используя записанные словосочетания.

Высказать предположение; обсудить положение; расположиться на отдых; предлагать маршрут; разложить вещи; расположение комнат; прилагается счет; сложить вещи.

Задание 3. Запишите предложение и постройте его схему. Разберите по составу глагол расположились.

Ребята расположились у костра и с удовольствием ели бутерброды с овощами.

Задание 4. Самодиктант. Среди слов с корнем -лаг-/-лож- есть термины, которыми вы пользуетесь на уроках математики и русского языка. Напишите их по памяти.

(Слагаемые, сложение; прилагательное, предложение, изложение.)

Задание 5. Замените словосочетания фразеологическими оборотами, включив в них слова с корнями -лаг-/-лож-.

Говорить искренне, откровенно – …руку на сердце. (Положа)

Ничего не делать, бездельничать – сидеть … руки. (Сложа)

Прекратить вооруженное сопротивление, сдаться – … оружие. (Сложить)

Погибнуть в сражении – … голову. (Сложить)

Перестать бороться, действовать – … руки. (Сложить)

Задание 6. Найдите четвертое лишнее:

1) сложение, положение, отложить, ложный;

2) предположение, сложение, слагаемое, изложить.

III. Подведение итогов. (Учитель читает текст, дети записывают слова на изученную на уроке орфограмму.)

Караул! У меня незавидное положение: сегодня пишем изложение! Текст надо излагать подробно. Все части расположить в соответствии с планом. Полагаться на товарища не могу, потому что расположился я как раз перед учителем. А учитель читает предложение за предложением. Полагаясь на свои знания, я старательно все излагаю. Грамотно изложенный текст – залог успеха. Отложить работу не могу: двойку поставят и родителей вызовут. А уж они-то устроят дома сражение, так что придется мне перейти на осадное положение.

Н.Н. РОДИНА,
г. Киров,
Калужская обл.

Химия