Стратегия и тактика взаимодействия. Стратегии и тактики взаимодействия Домашнее задание для уяснения темы занятия

Однако разные люди совершенно по-разному на них реагируют. Достаточно вспомнить своих знакомых и друзей: кто-то с визгами и воплями доказывает свою правоту и даже не слышит, что говорит ему оппонент, а другие, в свою очередь, приносят в жертву свои интересы и уступают в любых спорах и конфликтах. В этой статье мы рассмотрим, что такое тест Томаса и как правильно урегулировать любой конфликт.

Диагностика поведения личности

Для того чтобы определить, как себя ведет индивидуум в споре, существует специальный опросник. Он создан ученым К. Томасом в 1956 году для того, чтобы адаптировать солдат к мирной жизни. Однако данная система была настолько уникальна и полезна, что в 1972 году уже была признана интеллектуальным продуктом. Опросник носит название тест Томаса и применяется как в крупных, так и d мелких компаниях для развития потенциала сотрудников и повышения их коммуникабельности. Томас выделил 5 типов поведения: сотрудничество, соперничество, избегание, компромисс, приспособление. Как правило, каждый человек выбирает себе одну или несколько стратегий и успешно ними пользуется в течение всей жизни.

Двухмерная модель регулирования конфликтов

Тест Томаса - это методика, базирующаяся на двухмерной модели регулирования конфликтов. Первое измерение - это напористость. Характеризуется поведением личности, основанным на внимании только к своей персоне и игнорированием оппонента. Второе - полная противоположность первому, и поведение характеризуется вниманием ко второй стороне конфликта. Именно к этим двум измерениям относятся пять типов поведения в конфликтных ситуациях, описанные выше и используемые в такой методике, как тест Томаса.

Стратегия поведения в конфликтной ситуации определяется по специальным 60 утверждениям. Они делятся на 30 пар, и из каждой необходимо выбрать вариант (А или Б), который для тестируемого человека наиболее приемлем. Далее, исходя из таблицы с результатами, за каждый совпавший ответ необходимо в соответствующей колонке поставить себе 1 балл. Последним этапом в тестировании можно считать подсчет количества баллов по каждой стратегии. Та колонка, в которой наибольшее количество балов, и будет обозначать ту модель поведения, которую человек в конфликтных ситуациях использует чаще всего.

Рассмотрим все 5 типов моделей поведения и определим, какая же из них наиболее правильная.

Сотрудничество

Тест Томаса содержит 30 пар утверждений, в которых присутствуют ответы человека, готового к сотрудничеству. Например, второе утверждение ответ «Б»: «Я стараюсь уладить вопрос, учитывая не только свои интересы, но и другого человека». Такой ответ характерен именно для индивидуума, который старается прийти к альтернативе и учесть интересы обеих сторон. Это самая оптимальная модель поведения, которая должна присутствовать в каждом коллективе. Люди, готовые к сотрудничеству, всегда ищут поддержку у оппонента и стараются узнать, в чем состоят интересы другого человека. Определить, что человек себя ведет именно так, можно при помощи методики «тест Томаса». Стратегия поведения в конфликтной ситуации «сотрудничество» характеризуется спокойным и уравновешенным тоном, а также мирным диалогом. Такая модель поведения направлена на глобальное решение возникнувшего вопроса, а не на то, чтобы просто уладить конфликт. Более того, если решить проблему именно так, больше она не будет возникать, поскольку и той, и той стороне конфликта будет одинаково хорошо.

Соперничество

Совершенно обратная модель поведения - это соперничество. Здесь человек беспокоится только о своих интересах. Он уверен, что конфликт можно решить, лишь победив оппонента и выиграв спор. Ему могут принадлежать такие утверждения: «Я настойчиво добиваюсь своего», «Я стремлюсь достичь своего». Именно они и встречаются в методике «тест Томаса».

Типы поведения в конфликте все отличаются между собой, но именно соперничество выделяется особой напористостью и эгоизмом. Уладить конфликт при помощи такой модели поведения допустимо начальнику, когда требуется «жесткая рука руководителя». В семейных отношениях такой тип будет приносить боль и разочарование оппоненту.

Приспособление

Психологический тест Томаса помогает определить тип поведения человека в конфликтных ситуациях. И если в результатах получается, что человек использует модель «приспособление», это означает, что он в принципе избегает конфликтов. Ему легче уступить оппоненту, чем спорить с ним и доказывать что-то.

Как правило, у таких людей занижена самооценка и они не считают, что их интересы могут быть важны. Кроме того, хорошие взаимоотношения с оппонентом для них важнее, нежели решение спора. Проиграть спор - это не решение проблемы, а только откладывание ее.

Избегание

Некоторые люди склонны откладывать все дела и конфликты на потом. Как правило, их поступки они объясняют таким образом: «мне легче уступить другому, чем вступать в конфликт», «я стараюсь отложить вопрос на потом», «я не занимаю позицию, которая может вызвать споры». Именно такими будут ответы человека, применяющего модель «избегание», в методике «тест Томаса».

Интерпретация результатов по данному типу поведения одна из наиболее простых. Человек всячески избегает споров и конфликтов, не уступая при этом оппоненту. Примером может послужить ситуация, когда, не получив то, что индивидуум желает, он уходит и при этом обижается. На самом деле это способ избежать конфликта и обратить на себя внимание.

Компромисс

Описание теста Томаса содержит и еще одну очень важную и часто встречающуюся модель поведения, которая называется компромисс. Человек готов пойти на уступки, но при этом получив что-либо взамен. Многие считают, что это наилучший способ решения конфликтных ситуаций, однако это не совсем так. В результате такой модели поведения главный вопрос остается не решенным. Кроме того, оба участника спора являются зависимыми друг от друга, каждый задает себе вопрос: «Как мне угодить оппоненту, чтобы получить желаемое?» В результате хитростью человек добивается поставленной цели, однако вряд ли такая модель решает конфликт полностью. Очень часто данный тип поведения применяют по отношению к детям. Однако когда ребенок понимает, что родитель также зависит от его мнения, он начинает требовать больше, еще больше спорить и в итоге получает все, что захочет.

Правильная стратегия поведения

Рассмотрев все модели поведения, можно смело утверждать, что в каждой из них есть свои достоинства и недостатки. Кроме того, многое зависит и от характера человека, например, скромному, бесхарактерному практически не свойственна модель «соперничество», но зато очень близки «приспособление» и «избегание». Тест Томаса, расшифровка которого представлена выше, помогает определить, каким типом поведения чаще всего пользуется человек, однако он не дает рекомендаций по поводу выбора наилучшей стратегии.

Это объясняется тем, что в каждой конкретной ситуации возможно применение той или иной. В некоторых ситуациях действительно необходимо промолчать, а иногда полезно согласиться и пойти на уступки. Все зависит от предмета спора и оппонентов. Любой конфликт позволяет людям лучше узнать друг друга, а поэтому стратегия «сотрудничество» считается самой оптимальной. В таком случае оба партнера получают то, чего на самом деле хотят, а в процессе решения вопроса они лучше узнают интересы друг друга. Вероятнее всего, в следующий раз ситуацию удастся решить уже намного быстрее, поскольку теперь люди уже хорошо узнали друг друга. Проблема состоит лишь в том, что не всегда получается сразу найти решение, которое бы устраивало обоих.

Именно по этой причине всегда нужно оценивать для себя важность сложившейся ситуации, и если предмет спора не является слишком глобальным, то допустимо уступить оппоненту. Умение справляться с конфликтами - очень важное качество, которое может пригодиться как в сфере работы, так и в семейной жизни.

Предлагаемый тест имеет целью определить характерную для Вас тактику поведения в конфликтных ситуациях. Он состоит из 30 пунктов, в каждом из которых имеется два суждения, обозначенные буквами А и Б (они иногда повторяются в разных пунктах). Сравнив указанные в пункте два суждения, каждый раз выберите из них то, которое является более типичным для Вашего поведения и обведите его вариант кружком.

1. А/ Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б/ Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем согласны мы оба.

2. А/ Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б/ Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.

3. А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б/ Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения.

4. А/ Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б/ Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5. А/ Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

6. А/ Я стараюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б/ Я стараюсь добиться своего.

7. А/ Я стараюсь отложить решение сложного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б/ Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться чего-то другого.

8. А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б/ Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. А/ Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих

разногласий.

Б/ Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А/ Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б/ Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А/ Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б/ Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить

наши отношения.

12. А/ Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б/ Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу мне.

13. А/ Я предлагаю среднюю позицию.

Б/ Я пытаюсь убедить другого в преимуществах своей позиции.

14. А/ Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б/ Я пытаюсь показать другому логику и преимущество своих взглядов.

15. А/ Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения.

Б/ Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16. А/ Я стараюсь не задеть чувства другого.

Б/ Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б/ Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. А/ Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б/ Я дам возможность другому в чем-то оставаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19. А/ Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б/ Я стараюсь отложить решение сложного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20. А/ Я пытаюсь немедленно разрешить наши разногласия.

Б/ Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. А/ Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б/ Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А/ Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и той, которая отстаивается другим.

Б/ Я отстаиваю свои желания.

23. А/ Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б/ Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя

ответственность за решение спорного вопроса.

24. А/ Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти

навстречу его желаниям.

Б/ Я стараюсь убедить другого в необходимости прийти к компромиссу.

25. А/ Я пытаюсь показать другому логику и преимущество своих взглядов.

Б/ Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. А/ Я предлагаю среднюю позицию.

Б/ Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.

27. А/ Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б/ Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б/ Улаживая спорную ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29. А/ Я предлагаю среднюю позицию.

Б/ Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих

разногласий.

30. А/ Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б/ Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы могли

совместно с другим заинтересованным человеком добиться успеха.

КЛЮЧ

Соперничество: 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 16б, 17а, 22б, 25а, 28а.

Сотрудничество: 2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б.

Компромисс: 2а, 4а, 7б, 12б, 13а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26а, 29а.

Избегание: 1а, 5б, 6а, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 23б, 26а, 29б.

Приспособление: 1б, 3б, 4б, 11б, 15а, 16а, 18а, 21а, 24а, 25б, 27б, 30а.

По соотно­шению направленности на себя и направленности на партнера можно судить о развитии стратегии взаимодействия человека. Под стратегией взаимодействия мы будем понимать совокупность доминирующих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми, проявляющихся в той или иной социальной си­туации. Выделяют пять основных стратегий взаимодействия : со­перничество, компромисс, сотрудничество, приспособление и из­бегание (Р.Блейк, Д.Моутон, К.Томас). В современной социаль­ной психологии и психодиагностике данные стратегии связывают обычно с поведением человека в конфликтной ситуации. Однако они могут быть рассмотрены и применительно к обычным соци­альным ситуациям в связи с особенностью критериев, положен­ных в основу их определения.

1. Соперничество заключается в стремлении человека добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Конкуренция и соревнование представляют собой виды соперничества. При та­кой стратегии взаимодействия в выигрыше остается только одна из сторон. Данная стратегия часто ведет к конфликту, поскольку соперничающие субъекты стремятся добиться своего любой це­ной, настойчиво защищая свою точку зрения. Для того чтобы прийти к согласию, необ­ходимо встать на позицию другого. Соперничающие субъекты заинтересованы в том, чтобы именно интересы их конкурентов не были удовлетворены. В такой ситуации возникает замкнутый круг. С одной стороны, невозможно решить проблему, не взаимо­действуя с партнером. С другой - именно проигрыш конкурента является залогом успеха. Таким образом, при данной стратегии выиграть может только наиболее сильный соперник, другой, со­ответственно, терпит поражение.

2. В большинстве социальных ситуаций взаимодействия исполь­зуется стратегия компромисса , для которого характерно стремле­ние субъектов взаимодействия идти на взаимные уступки и реализовывать свои интересы с учетом интересов противоположной стороны. Так как субъекты уступают друг другу, они не могут реализовать свои интересы полностью, поэтому компромисс предполагает выделение основных и второстепенных потребностей. Основные потребности обязательно реализуются в процессе взаимодействия. Таким образом, проблема решается с учетом ин­тересов обеих сторон, которые жертвуют лишь второстепенными потребностями.

3. Сотрудничество - такая стратегия взаимодействия, которая позволяет партнерам придти к альтернативе, полностью удовле­творяющей интересы обеих сторон. Эта стратегия - довольно редкая, ибо необходимо много условий для ее реализации: во-первых, относительно благоприятная социальная ситуация; во-вторых, психологическая совместимость участников взаимодей­ствия; в-третьих, их желание идти навстречу друг другу и т.д. По своей психологической сущности сотрудничество и компромисс похожи, поскольку обе стратегии связаны с соглашением, к кото­рому приходят обе стороны.

4. Приспособ­ление означает жертвование собственными интересами ради инте­ресов другого человека.

5. Для избегания (ухода в сторону) характерно как отсутствие стремления к удовлетворению интересов другого человека, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

Стратегии соперничества, компромисса и сотрудничества отно­сятся к активным стратегиям, свойственным инициативным и пред­приимчивым людям, уверенным в своих силах. Индивиды с менее активной социальной позицией и сниженной самооценкой, скорее всего, выбирают стратегии приспособления и избегания.

Поведение участников конфликта включает в себя действия, направленные на оппонента. Социальную реальность конфликта составляют взаимные реакции, направленные на реализацию интересов каждой стороны и на ущемление интересов оппонента. Поскольку действия оппонентов вливают на них, вытекающих из предыдущих действий другого участника, то в любом конфликте они приобретают характер взаимодействия.

Стратегия поведения в конфликте - это ориентация личности или группы по конфликту, установка на определенные формы поведения в конфликтной ситуации.

Традиционно конфликтологи выделяют пять основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях, описанных К. Томасом, хотя в научных трудах они могут иметь несколько разные названия:

1) доминирование (соперничество, конкуренция, борьба);

2) сотрудничество (сотрудничество, кооперация, интеграция)

3) уклонения (ухода, игнорирование)

4) приспособления (уступчивость)

5) компромисс.

Эти стратегии различаются в зависимости от ориентации участников конфликта на реализацию собственных целей или на цели партнера.

От того, какую стратегию выбирают участники конфликта, часто зависит его ход и конечный результат. Стратегии уклонения и приспособления являются пассивными, они фактически направлены на то, чтобы не допустить развития конфликта. Поэтому психологов интересуют прежде всего стратегии сотрудничества и соперничества. Для тех, кто выбирает первую стратегию, присуща кооперативная ориентация, а для тех, кто выбирает соперничество - конкурентная. Однако в реальной конфликтной ситуации возможен проявление одновременно двух таких на первый взгляд противоречивых стратегий.

Интересен подход Дж. Рубина и Д. Пруйта. Они, воспользовавшись моделью К. Томаса и обобщив ее, выделили три основные стратегии поведения в конфликте:

1) наступательная стратегия соперничества: предусматривает любые попытки урегулировать конфликт на условиях одной из сторон без учета интересов другой стороны;

2) стратегия решения проблемы - прилагаются усилия, чтобы выяснить проблемы, которые разделяют стороны, разработать и принять взаимовыгодное решение;

3) стратегия уступок - одна из сторон идет на снижение своих притязаний.

Эти общие стратегии поведения реализуются в частных тактиках. Тактика (от греческого слова т ^ о - шикую войска) - это совокупность приемов воздействия на оппонента, средство реализации стратегии. Одну и ту же тактику можно применять в рамках различных стратегий.

Наибольший интерес вызывают тактики, которые участник конфликта применяет при выборе стратегии соперничества.

Дж. Рубин и его коллеги отмечают, что тактики соперничества не плохи сами по себе, негативным оказывается результат, к которому приводит применение этих тактик. Тактики соперничества условно можно разделить на легкие (те, последствия применения каких либо благоприятные, или по крайней мере нейтральные для другой стороны) и тяжелые (ведут к неблагоприятным для другой стороны последствий). Обычно тактики соперничества чаще всего применяют по принципу нарастания их последствий - от легких до тяжелых.

Тактика "обольщения" - это поведение, которое направлено на то, чтобы воздействовать на другого, восхваляя его достоинства. Этой тактике свойственна определенная психологическая особенность: чем меньше заинтересованный человек в достижении успеха, в случае применения этой тактики, то легче его достичь. Это объясняется тем, что если другая сторона осознает стремление первой стороны произвести хорошее впечатление связано с заботой о собственных выгодах, то она будет более настороженно относиться ко всем ее попыток в этом направлении. Первая группа тактик "обольщения" - лесть. Применяя эту тактику, участник взаимодействия рассчитывает на то, что людям сложно плохо относиться к тем, кто их хвалит. Однако похвала должна иметь меру, иначе ее будут воспринимать как неискреннее. Следующая группа тактик "обольщения" - "единство взглядов". Выражая согласие относительно высказываний другой стороны, первая сторона стремится создать впечатление, что их позиции схожи. Однако при применении этой тактики нужно избегать впечатления, что согласие продиктована какими-то скрытыми мотивами, и не произвести на другую сторону впечатление человека, который бездумно соглашается с любой точкой зрения. Третья категория тактик "обольщения" заключается в предоставлении услуг: люди хорошо относятся к тому, кто делает им что-то приятное. Четвертая категория - это тактики самопрезентащи: надо так подать свои достоинства, чтобы другая сторона признала их привлекательными. Итак, тактики "обольщения" имеют целью заставить оппонента пойти на уступки благодаря обаянию и хитростям. Для успешного применения этих тактик главной является условие, чтобы другая сторона не заподозрила того, кто прибегает к ним, в корысти.

Следующий тип тактик - "скуйовджування перья" - применяют с целью сбить с толку другую сторону, смутить ее и тем самым ослабить ее упрямство в нежелании идти на уступки. Такого эффекта можно достичь, строя свое поведение в манере, противоположной манеры поведения оппонента. Другой вариант - заставить соперника чувствовать или безответственным, или некомпетентным. Чтобы такие тактики были успешными, нужно, как и в случае применения первой группы тактик, чтобы противоположная сторона не догадывалась об истинных намерениях.

Третья группа тактик - скрытые упреки. Под видом невинных замечаний относительно реальных фактов они призваны задеть и огорчить другого. Собственно говоря, тот, кто применяет такую тактику, пытается вызвать у другого чувство вины. Чувство вины можно вызвать тремя способами:

1) напомнить человеку о давних вины;

2) показать его мелкие грешки как значительно более серьезные;

3) заставить почувствовать ответственность за ошибки, эта сторона не допускала.

Однако эти тактики могут оказаться неэффективными из-за того, что другая сторона может не заметить, что ей внушают чувство вины, а может переживать это чувство, но не осознавать его причины. Самое главное, что нужно помнить - это то, что при применении тактики скрытых упреков интересы, которые лежат в основе конфликта, не обсуждаются, а потому проблема, по сути, не решается.

Четвертая группа тактик - убедительная аргументация, которая заключается в том, что одна из сторон - участниц конфликта - склоняет другую сторону к снижению притязаний, руководствуясь логическими доводами. Такую тактику можно реализовать двумя способами:

1) одна из сторон должна попытаться убедить другую, что имеет законные основания добиваться разрешения спора в свою пользу;

2) одна из сторон должна убедить другую в том, что снижение притязаний пойдет ей на пользу.

Пятая группа тактик - угрозы. Они заключаются в том, что одна из сторон выражает намерения вести себя так, чтобы повредить другой стороне, если она не будет выполнять предъявленных ей требований. Такая тактика является самой распространенной формой социального влияния в спорах сторон. Угрозы отличаются от обещаний тем, что содержат указания на негативные последствия для другой стороны. Угрозы применить силу действуют часто гораздо успешнее, чем применение самой силы, а поэтому они являются очень эффективным средством воздействия. их действенность объясняют тем, что люди обычно больше стараются избежать возможных потерь, чем получить возможную вознаграждение. Также и сторона, которая угрожает другой, в любом случае оказывается в выигрыше: даже если угрозы не выполняются, то противник склонен расценивать это не как слабость, а как проявление гуманности.

Серьезная проблема в применении тактики угроз заключается в том, что другая сторона также может к ней прибегнуть. Если же на угрозу соответствуют угрозой, то это приводит к усилению враждебности.

Последняя тактика - тактика несклоняемых, или позиционных, обязательств, суть которой заключается в том, что одна из сторон конфликта удастся к определенным действиям и гарантирует, что не отступится от выбранной линии поведения. Тогда происходит переложение ответственности за последствия конфликта на другого участника. Примером применения такой тактики могут стать забастовки, голодовки, бойкоты. В случае успешного применения такая тактика обычно заставляет оппонента идти на уступки. Однако применение этой тактики может быть связано с определенным риском для обеих сторон конфликта.

Тест: Стратегии (стили) поведения в конфликтной ситуации

(тест Томаса - Килменна, адаптация Н.В. Гришиной,

В опроснике по выявлению типичных форм поведения в конфликтной ситуации 12 суждений в различных сочетаниях сгруппированы в 30 пар. В каждой паре вам необходимо выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики вашего поведения. То есть, выберите одно из двух суждений, которое в большей мере соответствует вашему поведению. Затем по приведенному в конце опросника ключу определите степень выраженности у вас какой-либо стратегии. Полученные данные не являются конечными и могут изменяться с течением жизни. В интерпретации к полученным данным вы можете получить консультацию о том, в каких случаях какой стиль поведения лучше использовать.

Тест:

  1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

  1. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

  1. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
  1. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

  1. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

  1. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состо ят все затронутые интересы и вопросы.

  1. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

Б. Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.

  1. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

  1. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом наши отношения.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

  1. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б.Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

  1. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

  1. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

  1. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своём мнении, если он также идет мне навстречу.

  1. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса чтобы со временем решить его окончательно.

  1. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

  1. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

  1. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей точкой зрения и другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

  1. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждою из нас.

Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

  1. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

  1. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

  1. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

  1. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

  1. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего,

Б. Улаживая ситуацию я стараюсь найти поддержку у другого.

  1. А. Я предлагаю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

  1. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы совместно с другим заинтересованным человеком добиться успеха.

Количество баллов, набранных вами по каждой шкале, дает представление о выраженности у вас тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Обработка результатов теста

Соперничество

(«Берсеркер»)

Сотрудничество

(«Виртуоз»)

Компромисс

(«Клейстер»)

Избегание

(«Камикадзе»)

Приспособление

(«Душа-человек»)

Баллы по столбцам переведите в проценты для удобства интерпретации (100% = 30 баллов).

Интерпретация результатов теста

Выраженность стиля в конфликтном общении

В рамках представленной модели различают пять основных стратегий поведения: соперничество («Берсеркер» - образное название переговорной стратегии); избегание («Камикадзе»); сотрудничество («Виртуоз»); приспособление («Душа-человек») и компромисс («Клейстер»).

«БЕРСЕРКЕР» (стиль соперничества). Этот тип поведения жёстко ориентирован на победу, не считаясь с собственными затратами, что можно определить выражением «идёт напролом». Эта стратегия отражает такую форму борьбы за ресурс, которой одна сторона выходит несомненным победителен. Эта стратегия оказывается необходимой в том случае, если определенное лицо, облечённое властью, должно навести порядок ради всеобщего благополучия. Однако стратегия поведения «Берсеркер» редко приносит долгосрочные результаты - проигравшая сторона может не поддержать решение, принятое вопреки ее воле, или даже попытаться саботировать его.

«КАМИКАДЗЕ» (стиль уклонения).

Стратегия поведения «камикадзе» может быть тем не менее вполне разумным шагом, если переговорная ситуация не затрагивает прямых интересов человека или вовлеченность в него не отражается на его развитии. С другой стороны, такое поведение может толкнуть противника на завышение требований или ответный уход вместо участия в совместном поиске решений, может также привести к непомерному обострению проблемы. Отсутствие противодействия давлению провоцирует усиление давления. Нередко уклонение от переговоров сознательно или бессознательно применяется в качестве наказания, чтобы заставить другую сторону изменить свое отношение к проблеме.

«ДУША-ЧЕЛОВЕК». Стратегия улаживания конфликта направлена на максимум во взаимоотношениях, часто за счет минимума в достижении личных целей. Это установка на доброжелательность за счет собственных потерь, так называемая «игра в прятки», но, конечно, до определенного предела, так как инстинкт самосохранения развит у всех людей.

Стратегия улаживания может быть разумным шагом, если конфронтация по поводу незначительных разногласий может носить чрезмерный стресс во взаимоотношения на данном этапе или в том случае, если другая сторона не готова к диалогу.

«КЛЕЙСТЕР» (стиль компромисса). Взвешенность, сбалансированность и осторожность - основная установка этого типа поведения. Для данной стратегии одинаково значимы и личные цели, и взаимоотношения. Стремление в любом случае идти на нормализацию отношений является слабым местом этой стратегии в переговорах с «берсеркером». Стратегия компромисса не предполагает анализа объема информации, «клейстер» терпит обмен мнениями, но чувствует себя неловко, т.к. у него нет своей позиции, его поведение зависит от уступок с другой стороны. Компромисс требует определенных навыков в ведении переговоров, чтобы каждый, участник чего-то добился. Такое решение проблемы подразумевает, что делится какая-то конечная величина, и что в процессе ее раздела претензии всех участников не могут быть удовлетворены полностью.

ВИРТУОЗ» (стиль сотрудничества). «Виртуоз» не принимает тактики избегания, так как уважает партнера. Он не эксплуатирует слабости «камикадзе» и «душа-человека», потому что стремится к диалогу в решении проблемы. С «берсеркером» он тоже ведет себя честно, противопоставляет ему мирные средства и здравый смысл. «Виртуоз» всегда готов к переговорному процессу, в котором имеет веер предложений-альтернатив.

При взаимодействии двух «виртуозов» партнеры признают свои разногласия, подчеркивая общую основу для взаимодействия. Они не занимаются взаимной перепалкой и обвинениями - в интересах дела эмоции отбрасываются.

Тест содержит две части: «Избегающий конфликта» и «Действующий напролом». Обе части теста содержат по 10 утверждений. Каждое из них требует ответа «да» или «нет». Вы должны будете сделать свой выбор. За ответ «да» начисляете 1 балл, за ответ «нет» – 0 баллов. С помощью этого теста вы можете оценить себя, а также интересующее вас лицо.

«Избегающий конфликта»

Оценка результатов

8-10 баллов означают, что в вашем поведении выражена тенденция к конфликтности; 4–7 баллов – средне выраженная тенденция к конфликтному поведению; 1–3 балла – тенденция не выражена.

«Действующий напролом»

Оценка результатов

8-10 баллов свидетельствуют о явной тенденции действовать напролом; 4–7 баллов – показатель того, что имеет место средне выраженная тенденция действовать напролом; 1–3 балла означают, что тенденция действовать напролом не выражена.

Тест 4. Оценка стратегий поведения в конфликте по методике Дж. Г. Скотт

Очевидно, что положительные результаты может принести любая из пяти известных вам стратегий поведения в конфликте, если она отвечает требованиям ситуации. Однако многие из нас тяготеют к преимущественному использованию одной из стратегий, не столько сообразуясь с объективными обстоятельствами, сколько исходя из собственных внутренних побуждений, устоявшихся привычек.

В будущем вы обязательно сможете расширить репертуар стратегий, но сейчас постарайтесь определить свой «любимый» стиль поведения в конфликтных ситуациях при помощи таблицы Дж. Г. Скотт. Заполняя таблицу, представьте себе свое обычное поведение в конфликтных ситуациях за последние несколько лет.

Проранжируйте стратегии по четырем указанным категориям. Для этого последовательно поставьте цифры (от 1 до 5) в каждой из четырех колонок. Цифра 1 означает, что стиль занимает первое место (ранг) по категории, цифра 5 – последнее место (ранг).


Заполненная таблица даст вам наглядное представление о том, какой из стилей вы используете чаще всего, какой лучше всего, какой чаще всего приносит наилучшие результаты и какой наиболее комфортен для вас. Это может быть один и тот же стиль (ваш «любимый») или разные стили. Любой результат дает вам информацию для размышлений, если вы хотите сделать свое поведение в конфликтной ситуации более эффективным, развив способности использовать различные стили.

Тест 5. Опросник Томаса

Предлагаемый тест поможет вам выявить формы своего поведения, используемые вами в конфликтных ситуациях.

Перед вами 30 вариантов утверждений, каждый из которых имеет две разновидности ответов – «А» и «Б». Внимательно прочитайте каждый вариант и выберите то утверждение («А» или «Б»), которое в наибольшей степени соответствует вашему поведению в ситуациях конфликта, отметив их в опросном листе теста.

1. А) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. А) Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.

3. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4. А) Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

5. А) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.

Б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. А) Я пытаюсь избежать неприятностей.

Б) Я стараюсь добиться своего.

7. А) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего.

8. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б) Я первым стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. А) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.

Б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А) Я твердо стремлюсь добиться своего.

Б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

12. А) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.

13. А) Я предлагаю среднюю позицию.

Б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14. А) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

Б) Я стараюсь сделать все возможное, чтобы избежать напряжения.

16. А) Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. А) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

19. А) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б) Я стараюсь отложить спорные вопросы с тем, чтобы со временем решить их окончательно.

20. А) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. А) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к другому.

Б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А) Я пытаюсь найти позицию, которая была бы средней между моей и позицией другого человека.

Б) Я всегда отстаиваю свою позицию.

23. А) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. А) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.

Б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисса.

25. А) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

Б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26. А) Я обычно предлагаю среднюю позицию.

Б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. А) Зачастую я стремлюсь избежать споров.

Б) Если это сделает другого человека более счастливым, я дам ему такую возможность настоять на своем.

28. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. А) Я предлагаю среднюю позицию.

Б) Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30. А) Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

Ключ к тесту



Для определения собственного стиля поведения в конфликте необходимо посчитать сумму ответов (один любой ответ дает один балл) по каждому стилю (столбцу) и построить график своего поведения.


Методические материалы к теме «Эффективное общение и рациональное поведение в конфликте»

Тренинговое занятие

Необходимый материал: бейджи на каждого участника, фломастеры, булавки, правила тренинга на листах (в файлах), чистые листы, маркер, скотч, ножницы, карточка с запоминаемым текстом для игры «Испорченный телефон» (Приложение 1), Тест Томаса (бланк теста на каждого участника, ключ к тесту для ведущего).

Тема Содержание этапа Время
Зачем мы здесь собрались? Организационный момент Встреча участников и рассаживание их в круг. Участникам предлагается написать свое имя на бейдже. 5 мин.
Вступительное слово ведущего Приветствие участников, знакомство с целями предстоящей работы. 5 мин.
Знакомство Каждый участник представляет себя (ученик - имя, класс; взрослый - имя, должность) и сообщает цель посещения тренинга. 15 мин.
Правила тренинга Пояснение и принятие правил тренинга («Здесь и теперь», «Ноль-ноль», «Умей слушать другого», «Храни тайну», «Стоп»). 5 мин.
1. Конфликты и причины их возникновения. Разминка «Карандаши» Участники объединяются в пары и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы, подушечками указательных пальцев, выполняя команды: «Шаг назад», «Два шага вперед», «Наклониться вперед», «Присесть» и т.д. Затем это задание выполняют, встав в круг. 10 мин.
Упражнение «Гости столицы» Участники в парах (разбиваются на 1-й, 2-й) должны представить, что они вдвоём проездом в Москве и до отправления поезда осталось 4 часа. Необходимо проиграть ситуацию, в которой 1-й – хочет побывать на Красной площади; 2-й – в театре на премьере спектакля с участием любимого актера. Цель – уговорить партнера. Обсуждение: Удалось ли уговорить партнера? Почему? Что помогло или помешало? 20 мин.
Информационный блок Понятие «конфликт», причины возникновения конфликтов. 10 мин.
Игра «Испорченный телефон» 10 участников выходят за дверь, одному из оставшихся сообщается текст, который затем передается участниками по очереди. Обсуждение: Что мы с вами сейчас наблюдали? Таким образом могут рождаться сплетни, которые часто являются источником конфликтов. 20 мин.
Перерыв 10 минут
2. Посредничество как один из способов разрешения конфликтов. Диагностический блок (Тест Томаса) Каждый участник заполняет бланк теста и определяет свой стиль поведения в конфликте. 15 мин.
Информационный блок Беседа о способах разрешения конфликтов: избегание, приспособление, соперничество, компромисс, сотрудничество (с выходом на посредничество). 10 мин.
Упражнение «Ты уже посредник?» Участники объединяются в тройки (рассчитавшись на 1,2,3). Разыгрывают ситуацию: между двумя учениками конфликт: 1-й обозвал 2-го, 2-й его за это стукнул, и завязалась драка. Роль 3-го попытаться их примирить, выступить в роли посредника. Обсуждение: Кто (какой человек) может быть посредником? Что для этого нужно? Кто уже готов быть посредником? 20 мин.
Беседа о личности посредника Анализ личности посредника и необходимых ему качеств. 5 мин.
Игра «Замороженный» Участники объединяются в пары. 1-й – «замороженный», 2-й – пытается жестами и мимикой его разморозить. Обсуждение: Удалось ли «разморозить» партнера? Что помогало не реагировать на происходящее вокруг? В каких жизненных ситуациях может пригодиться такой навык? 15 мин.
Рефлексия занятия Обсуждение: Оправдались ли ожидания от 1 дня тренинга? Что нового приобрели на занятии? Каковы ожидания от будущих встреч? 15 мин.

Занятие 2

Необходимый материал: бейджи на каждого участника, фломастеры, булавки, правила тренинга на листах (в файлах), скотч, ножницы, памятки с техниками активного слушания на каждого участника (Приложение 2), анкета «Умеете ли Вы слушать?» (Приложение 3), чистые листы, раздаточный материал к технологии «Зигзаг» (Приложение 4).

Тема Содержание этапа Действия ведущего и участников Время
3. Общение и умение слушать. Организационный момент 5 мин.
Приветствие Участники приветствуют друг друга, говорят о своих ожиданиях от 2-й встречи. 10 мин.
Разминка «Копирование движений» Участники встают в круг и выполняют любое движение. По сигналу ведущего – начинают повторять движения соседа слева. И так пока движение не вернется к своему автору. 10 мин.
Информационный блок Психология общения, виды и функции общения. Средства общения. 10 мин.
Упражнение «Слушание в разных позах» Участники разбиваются на 1-й и 2-й. 1-«говорящий», 2 – «слушающий». Проигрывают ситуацию слушания в разных позах: 1) оба сидят, 2) говорящий стоит, 3) стоят спиной друг к другу. Затем меняются ролями. Обсуждение:При каком расположении собеседника было легче говорить? Легче слушать? Как вы думаете, почему при изменении взаимного расположения меняется эффективность общения? 10 мин.
Диагностический блок (Анкета «Умеете ли вы слушать?») Ведущий зачитывает вопросы анкеты, участники записывают ответы на листах, подсчитывают результат. (Конечно, данная анкета не может рассматриваться как серьезное психодиагностическое исследование, ее основная задача - продемонстрировать 12 признаков «плохих слушателей»). 10 мин.
Информационный блок Активное и пассивное слушание, ошибки, препятствующие активному слушанию. 10 мин.
Упражнение «Эффективное слушание» Проигрывание техник активного слушания. Участники делятся на группы по 3 чел. 1-й – рассказывает интересный случай из своей жизни, 2-й - использует технику активного слушания, 3-й - наблюдает и выявляет применяемую технику активного слушания. Затем меняются ролями. Обсуждение: Все ли техники были отгаданы? Что было легче: отгадывать или использовать технику? 25 мин.
Перерыв 10 минут
4. Проявления эмоций и чувств. Разминка «Путаница» Группа образует круг, все участники вытягивают руки внутрь круга, соединяя руки таким образом, чтобы получилась путаница. Группе дается ограниченное время, чтобы распутаться, не расцепляя при этом рук. 10 мин.
Информационный блок Основные эмоции и чувства. 5 мин.
Упражнение «Угадай эмоцию» Водящий выходит за дверь, остальные придумывают и изображают эмоцию, которую он должен отгадать. Обсуждение: К каким последствиям может приводить ситуация, если человек думает, что изображает одну эмоцию, а окружающие видят совершенно другую? Умение конструктивно выражать эмоции - условие того, что они не принесут вреда. 20 мин.
5. Манипуляции и защита от них. Упражнение «Толкачи» Участники встают в две шеренги. Стоя на одной ноге, начинают толкаться ладонями. Цель - вывести соперника из равновесия, заставив его опустить вторую ногу или сдвинуться с места. Участники 3-4 раза меняются парами. Обсуждение: Какими способами удалось вывести соперника из равновесия? Игра позволяет продемонстрировать сущность манипуляции. Побеждает тот, кто смог в нужное время скрыть свои намерения, а потом неожиданно для партнера реализовал их. 10 мин.
Изучение способов манипулирования Технология «Зигзаг». Делятся на 4 гр. Изучают теорию, приводят примеры из жизни. 25 мин.
Рефлексия занятия Обсуждение: Оправдались ли ожидания от 2 дня тренинга? Что нового приобрели на занятии? Каковы ожидания от следующей встречи? 10 мин.

Занятие 3

Необходимый материал: бейджи на каждого участника, фломастеры, булавки, правила тренинга на листах, скотч, ножницы, шнур или мел, магнитофон, аудиозаписи, раздаточный материал «Совместная встреча» на каждого участника, чистые листы, большой лист ватмана для коллажа, журналы, клей, анкета обратной связи по тренингу на каждого участника (Приложение 5).

Тема Содержание этапа Действия ведущего и участников Время
6. Процесс посредничества в конфликте Организационный момент Встреча участников и рассаживание их в круг. 5 мин.
Приветствие Участники приветствуют друг друга, говорят о своих ожиданиях от третьей встречи. 10 мин.
Разминка «Гвалт» Участники делятся на пары. Партнеры расходятся на максимальное расстояние друг от друга. Звучит громкая музыка. Задача – на фоне шума вести беседу с партнером. 15 мин.
Информационный блок Участники делятся на 3гр. Изучают теоретический материал «Совместная встреча». Задание: подготовить по 1 вопросу другим группам по содержанию прочитанного текста. 25 мин.
Проигрывание совместной встречи В тех же группах придумывают конфликтную ситуацию (ученик-ученик). Проигрывают совместную встречу. Обсуждение: Правильно ли было организовано пространство? Соблюдены правила совместной встречи? Насколько эффективна оказалась совместная встреча? Каковы ощущения у «участников конфликта»? 35 мин.
Перерыв 10 минут
3. Заключительное занятие Разминка «Снежки» Участники делятся на 2 группы. На полу проводится линия, делящая помещение пополам (или кладется шнурок), каждая команда располагается в своей половине помещения. Каждый участник делает себе из бумаги 4 «снежка». По команде ведущего начинается игра, задача игроков - перебросить как можно больше «снежков» на сторону противоположной команды. Проводится 2-3 тура по 2 минуты, выигрывает та команда, на чьей территории по окончании этого времени оказалось меньше «снежков». 10 мин.
Упражнение «Я в роли посредника». Участники на листах бумаги записывают размышления о себе в роли посредника. Обсуждение: Участники по желанию высказывают свои размышления. 15 мин.
Групповой коллаж Коллективное выполнение участниками тренинга творческой композиции по теме «Школьная служба примирения». Коллаж выполняется на листе ватмана с использованием всего комплекса изобразительных материалов: фломастеры, карандаши, вырезки из журналов, клей. Затем один из участников представляет замысел композиции, раскрывает вложенный в неё смысл. Обсуждение: Участники делятся общими впечатлениями от процесса работы и восприятия ее результата. 45 мин.
Анализ и подведение итогов тренинга Заполнение участниками анкет обратной связи по тренингу. Обсуждение: Оправдались ли ожидания от тренинга? Что нового приобрели на занятиях? 10 мин.

Список использованной литературы:

1. Аграшенков А.В. Психология на каждый день. Советы, рекомендации, тесты. – М.: Вече, 1997.

2. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2006.

3. Групповые занятия и тренинги со старшеклассниками./О.А. Вершинина. – Волгоград: Учитель, 2008.

4. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. – СПб.: Питер, 2006.

5. От конфликта к личностному росту. Восстановительные технологии в практике разрешения конфликтных ситуаций и профилактике правонарушений несовершеннолетних. / под ред. Л.И. Рябовой. – Пермь, 2004.

6. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии./М.К. Тутушкина. – СПб.: Дидактика Плюс, 1999.

7. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9 – 11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. – М.: Вако, 2005.

8. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2007.

Приложение 1


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16

Химия