Характеристики группы с высокой сплочённостью. Влияние уровня сплочённости группы на её эффективность. Проницаемость групповых границ. Факторы, влияющие на поведение рабочих групп Факторы влияющие на сплоченность группы

Воздействие состава группы

В дополнение к ситуационным переменным, поведение людей в группах может в большой степени зависеть от личных характеристик членов группы. Мы рассмотрим, как на функционировании группы отражается воздействие некоторых таких характеристик, а также размера и сплоченности группы.

Характеристики членов группы. Большое количество исследований было посвящено влиянию различных качеств членов групп на их внутреннюю среду. В частности, было найдено, что согласованность групповых норм появляется тогда, когда члены группы молоды, обладают средними умственными способностями и высоким авторитетом. Приверженность групповым нормам оказалась также сильнее у женщин, чем у мужчин, хотя это возможно отражает культурные различия в половых ролях, чем природное различие между женщинами и мужчинами. Кроме того, важной характеристикой членов группы является способность к выявлению лидера.

Совместимость членов группы. Когда мы пытаемся объяснить поведение группы, необходимо учитывать один важный фактор. При выполнении задания, члену группы приходится взаимодействовать с другими членами группы. То есть важно знать, являются ли характеры разных членов группы совместимыми. Эта проблема проявляет себя в сравнении доминирующего и подчиняющегося типов личности. При объединении в одну группу двух представителей разных типов, они, вероятнее всего, будут работать успешно. Но если получится так, что в одной команде окажутся люди одного типа личности, тогда либо будут возникать постоянные конфликты (если у обоих доминирующий тип личности), либо процесс не сдвинется с мертвой точки из-за отсутствия лидерства (если у обоих подчиняющийся тип личности).

Гомогенность и гетерогенность группы. Также важным, хотя и точно не выясненным, является вопрос о том, должна ли группа для более эффективной производительности быть гомогенной или гетерогенной, то есть, должны ли ее члены принадлежать к разным расам, разным социальным слоям, разным полам, придерживаться различных взглядов, или же идентичность по этим показателям более предпочтительна. Как правило, предпочтительнее оказывается частичная гомогенность и частичная гетерогенность группы.

Размер группы. При составлении задания для формирующейся группы встает вопрос, какое количество людей будет наиболее оптимальным для выполнения этого задания. Здесь существует несколько аспектов.

Размер и взаимодействие. Эксперименты, проведенные Робертом

Бэйлсом (Robert Bales), показали, что в меньших по размеру группах более высок уровень согласия и взаимного доверия, тог да как в больших группах сильнее тенденция к даче советов и обмену информацией. Кроме того, существует важная разница между группами с четным и нечетным числом членов. Достижение согласия в последних является делом несравненно более легким, чем в первых, из-за большей легкости в формировании большинства.

Размер и удовлетворение. Слэтер (Slater, 1958) обнаружил интересную взаимосвязь между размером группы и удовлетворенностью ее членов. Оказалось, что наиболее предпочтительным числом членов группы является число пять.

Очевидно, при меньшем числе членов отношения становятся более напряженными, тог да как при большем числе не всегда хватает времени со всеми переговорить.

Размер и продуктивность. Соотношение между размером и продуктивностью в значительной степени зависит от характера работы, которую выполняет группа. В случае объединенной взаимозависимости существует прямая зависимость между размером и производительностью, тогда как в случае обоюдной взаимозависимости будет наблюдаться обратное соотношение.

Групповая сплоченность. Последний групповой композиционный фактор это групповая сплоченность. Она может быть определена как степень притягательности группы для ее членов. Чем лучше отношение к группе ее членов, тем сплоченнее группа и наоборот. Заметим, что сплоченность является групповой переменной, то есть зависит от отношения всех членов группы. Групповая сплоченность отличается от всех других переменных, рассмотренных в этом разделе, тем, что она как сама влияет на функционирование группы, так и зависит от него.

Предшествование групповой сплоченности. Несколько факторов способны воздействовать на развитие сплоченности в группе.

Первый из них это тип выполняемого задания. Чем выше уровень взаимодействия, требуемый заданием, тем выше потенциальная сплоченность группы.

Вторым среди факторов, воздействующих на развитие групповой сплоченности, является групповая история успеха в выполнении прошлых заданий. Чем больше было таких успехов, тем выше сплоченность.

Некоторые характеристики самой группы также ведут к групповой сплоченности. Например, наличие у членов группы какойто общей цели ведет к большей сплоченности, чем ее отсутствие. Последний вклад в групповую сплоченность вносят личностные характеристики членов группы. Мы уже знаем, что люди больше любят тех из своих знакомых, чьи взгляды ближе к их собственным. Чем больше в группе таких людей, тем она сплоченнее.

Подводя итог, перечислим еще раз факторы, от которых зависит развитие сплоченности в группе. Это групповое взаимодействие, групповые успехи, общие цели и взаимная симпатия между членами группы. Развившись, групповая сплоченность может оказывать значительное влияние на будущее группы.

Последствия групповой сплоченности. Одним из последствий групповой сплоченности является то, что члены группы проводят больше времени в общении друг с другом, таким образом возрастает и количество, и качество группового взаимодействия.

Второе последствие это то, что сплоченная группа оказывает большое влияние на отдельных своих членов.

Еще одно последствие заключается в том, что в сплоченной группе ее члены получают большее удовлетворение работой, что имеет очень большое значение.

И наконец, групповая сплоченность тесно связана с производительностью. Члены более сплоченной группы будут в большей степени придерживаться групповых установок, касающихся производительности, чем члены менее сплоченной группы. При этом следует помнить, что групповые нормы могут способствовать как повышению, так и понижению производительности.

источник неизвестен

Для поощрения сплоченности группы и предотвращения межгрупповых конфликтов:

1) стимулировать поиск группами общих ценностей;

2) поощрять согласие с целями группы;

3) сделать группу меньше, изолировать деятельность каждой группы;

4) стимулировать соревнование с другими группами;

5) выдавать вознаграждение всей группе, а не отдельным ее членам.

Для уменьшения сплоченности групп:

1) сделать группу больше;

2) расформировать группу;

3) выдавать вознаграждение отдельным членам группы, а не всей группе;

4) поощрять несогласие с задачами группы;

5) не изолировать группу от остальной организации.

Эффективность групповой деятельности является важной составляющей общеорганизационной эффективности. Важнейшими критериями ее могут служить:

достижение целей, стоящих перед группой;

удовлетворенность членов группы своим трудом, т. е. работники чувствуют себя комфортно на работе и удовлетворены своей ролью в организации;

индивидуальное развитие членов группы. Работая в группе, в коллективе, сотрудники удовлетворяют свои потребности, повышают свой творческий потенциал, приобретают нарастающий опыт, повышают свою активность, развивают свои способности и т. д. А это в свою очередь ведет к повышению производительности их труда, а следовательно, кповышению эффективности работы и группы, и организации в целом.

В эффективной команде:

все ее члены уверены в успехе своей компании;

все ее члены разделяют общие основополагающие ценности относительно качества продукции, удовлетворения клиентов, совместной работы и др.;

распределение ролей осуществляется в соответствии с личными и профессиональными характеристиками ее членов;

все ее члены осознают свою ответственность за соблюдение качества и сроков выполнения заданий;

работа налажена таким образом, чтобы сохранять свою результативность в долгосрочном периоде;

происходит гибкая адаптация к возможным изменениям внешней среды;

оптимально выстроено взаимодействие между лидером и членами команды;

развиваются навыки совместной работы и межличностного общения всех ее членов.

39. Эффекты социальной фасилитации и «социальной праздности» («социальной лености»).

Эффект социальнойфасилитации. Эффект связан с усилением доминантныхреакций в присутствии других. Открыл этот эффект Норман Триплет в 1897 году.Триплет установил, что велогонщики показываютлучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером, и сделалвывод о том, чтоприсутствие других побуждает людей к более энергичнымдействиям.

Эффект присутствия других может как усиливать, так и снижать мотивациючеловека. Например, присутствие других снижает эффективность деятельностичеловека при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта и прирешении сложных примеров на умножение.

Повышенное социальное возбуждение способствует доминирующей реакции. Однакотогда, когда известен алгоритм решения и правильного ответа человек не видит,социальное возбуждение, т. е. бессознательная реакция на присутствие других,затрудняет умственные операции (анализ, синтез, установлениепричинно-следственных связей) и приводит к неправильному решению. Вниманиечеловека переключается с решения задачи на окружающих людей. При решении жепростых задач реакция является врожденной или хорошо усвоенной. Присутствиедругих людей оказывается сильнейшим стимулятором и способствует правильномурешению.

Социальный психолог Д. Майерс считает, что определяющими факторами такогорода реакций являются:

· количество окружающих людей. Воздействие других возрастает с увеличением их количества. Человек гораздо сильнее возбуждается в окружении большого количества людей;

· взаимоотношения симпатии или антипатии внутри группы;

· значимость окружающих людей для человека;

· степень пространственной близости между людьми. Социальное возбуждение тем сильнее, чем теснее друг к другу располагаются люди.

Более просто и понятно

Социальнаяфасилитация - эффект, при котором человек более успешно выполняет поставленные задачи в присутствии других людей, чем в одиночку. Сам механизм, то есть зависимость скорости, объема и других показателей успешности действий от присутствия рядом особей своего вида, наблюдается не только у людей, но и у животных. Эффект обычно наблюдается при деятельности, связанной с хорошо усвоенными реакциями или привычными действиями. При выполнении сложных задач присутствие других особей может оказывать обратный эффект, который в социальной психологии получил название социальной ингибиции.

40. Групповое единомыслие (группомыслие): суть феномена, предпосылки, симптомы, способы предупреждения.

Групповое единомыслие. Основным недостатком в работе групп является групповое единомыслие, шаблонное мышление.

Групповое единомыслие – давление, оказываемое на сотрудников с целью заставить их приспособиться к нормам группы и склонить кконсенсусу.

Классический анализ процесса группового единомыслия впервые осуществил американский социальный психолог И. Дженис , он выявил основные симптомы группового единомыслия. К ним относятся:

Иллюзия неуязвимости – вера в то, что каждое принимаемое группой решение ведет к высоким результатам.

Иллюзия морали – оправдание решения высшими групповыми ценностями.

Рационализация – абстрагирование от негативных последствий или рисков принятия решений.

Негативное отношение к «чужакам» – отрицательное отношение коппонентам или сомневающимся коллегам, что позволяет не обращать внимания даже на справедливую критику.

Самоцензура – подавление оправданных сомнений под предлогом лояльности группы.

Прямое давление – резкая критика коллегами или руководителями предложений, противоречащих установкам группы.

Фильтрация мнений – игнорирование неудобных фактов или мнений, которые просто не выносятся на обсуждение.

Иллюзия единодушия – обстановка, при которой молчание воспринимается как согласие.

Причинами группового единомыслия могут быть:

неспособность группы к рациональному анализу альтернатив или последствий принимаемого решения;

стремление отдельных членов группы быть воспринимаемыми как «командные игроки»;

присоединение отдельных членов группы к точке зрения наиболее влиятельных ее участников, пользующихся авторитетом, доверием, упорно отстаивающих свою позицию.

Объединение людей в группы. Классификация групп

Эффективность деятельности организации определяется не только усилиями отдельных людей, а в большей степени результативностью их совместной деятельности. Человек выполняет свои трудовые обязанности во взаимодействии с другими, являясь членом группы, в рамках которой он работает. Решение проблем, стоящих перед группой, требует совместных усилий людей, обладающих различными знаниями, квалификацией, опытом, профессиональной подготовкой.

Однако для достижения эффективных результатов совместной деятельности необходимо правильно сформировать группу и научить всех ее членов навыкам совместной работы, а также умению объединять и концентрировать усилия на решении общих задач.

Участвуя в работе группы, человек может существенно изменить свое личностное поведение. Это обусловливает важность изучения проблем формирования и функционирования групп.

Группа - относительно обособленное объединение определенного количества людей (двое и более), взаимодействующих, взаимозависимых и взаимовлияющих друг на друга для достижения конкретных целей, выполняющих разные обязанности, координирующих совместную деятельность и рассматривающих себя как часть единого целого (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Классификация групп

Каждая группа в своем развитии проходит ряд стадий.

Формирование - стадия, на которой происходит отбор членов группы в соответствии с их функциональным или техническим опытом для выполнения целей, стоящих перед группой. Члены группы знакомятся, обмениваются официальной информацией друг о друге, вносят предложения о работе группы (например, как будут распределены функциональные обязанности, роли).

Бурление - для этой стадии характерно возникновение конфликтов и появление конфронтации между членами группы.

Двигаясь к поставленной перед группой цели, ее члены выражают различные интересы, порой не соответствующие этой цели. Возникают различные мнения, складываются определенные взаимодействия между членами группы, проявляется их отношение к групповой работе, распределению ролей и обязанностей, тактике группы. Если различия слишком велики, то некоторые члены могут покинуть группу. Если же различия незначительны, то члены группы либо приспосабливаются, либо открыто обсуждают противоречия.



Важная роль на этой стадии принадлежит формальному лидеру, который должен решать внутригрупповые конфликты, устанавливать исходные условия взаимодействия.

Становление норм поведения (нормирование) в группе. Члены группы начинают конструктивно приспосабливаться к различиям во взглядах и сотрудничать друг с другом. Они разрабатывают групповые нормы поведения. Окончательно завершается и всеми признается распределение ролей в группе. Возникает чувство товарищества, групповая сплоченность. Сотрудники идентифицируют себя с группой.

Выполнение работы. Члены группы эффективно работают в соответствии с поставленной целью и распределением задач, согласованным на предыдущей стадии. Для разрешения возможных конфликтов используются групповые дискуссии.

Расформирование. Группа выполняет свою задачу и расформировывается. Эта стадия характерна для временных групп, созданных для выполнения конкретных проектов или заданий. Постоянные группы достигают этой стадии после реализации всех целей группы.

Проходя все стадии становления и развития, группа приобретает ряд существенных черт, характеристик, которые в конечном итоге влияют на эффективность ее деятельности.

Общие характеристики группы

Структура группы - это схема взаимоотношений в группе между ее членами в зависимости от занимаемой должности. Члены группы определяют престиж каждой должности, ее статус и значение в группе.

Структура группы может основываться не только на статусно-ролевых отношениях. В этом случае говорят о профессионально-квалификационных характеристиках и половозрастном составе.

Статус - положение работника в группе в соответствии с занимаемой должностью (формальный, официальный статус), а также положение в группе, которое отводят работнику другие ее члены (неформальный, неофициальный статус).

Роли. Каждый член группы выполняет в ней различные роли. Роли - определенный набор действий, поведение индивида, определяющиеся работой. Роли могут быть:

Все эти роли можно назвать функциональными, так как они связаны с выполнением обязанностей в соответствии с занимаемой должностью и формально закреплены. Однако наряду с этим в группе складывается неформальное распределение ролей, признаваемое, как правило, всеми ее членами.

Человек, таким образом, играет в группе как функциональную, так и неформальную роль, причем один и тот же член группы может выполнять в ней несколько неформальных ролей.

Люди исполняют неформальные роли группового поведения в соответствии со своими личностными способностями и внутренним призванием.

Эффективность работы группы зависит от ее состава и от баланса ролей.

Исследования показали, что особенно высоких показателей добились группы, в которых были:

  • способный руководитель;
  • сильный генератор идей;
  • интеллектуал, стимулирующий генератора идей;
  • «математик, способный вовремя «просчитать» недостатки обсуждаемых предложений.

Анализ подходов к пониманию ролевых функций в группе позволяет сделать ряд выводов.

  • Для эффективной групповой деятельности нужны не только идеи, инициатива, конкретные предложения, обоснованные решения и четкое исполнение принятых решений, но и эмоциональная поддержка, добрые отношения, юмор и хорошая морально-психологическая атмосфера в коллективе.
  • Чем более полная и разнообразная ролевая структура группы, тем динамичнее процесс формирования и эффективнее деятельность этой группы.
  • Состав группы должен отражать специфику задания. Полный набор ролей особенно важен в условиях быстрого изменения содержания работы.

Нормы - общепринятые стандарты, правила индивидуального или группового поведения, сложившиеся в результате взаимодействия членов группы, принятые и выполняемые ими.

Групповые нормы выполняют функцию регулирования совместной деятельности членов группы. Они могут быть формализованы в определенных документах, положениях, процедурах и т.п. Вместе с тем большинство групповых норм носит неформальный характер.

Групповые нормы оказывают сильное влияние на поведение ее членов. Это обусловлено тем, что соблюдая нормы человек может рассчитывать на принадлежность к группе, ее признание и поддержку. Они также помогают членам группы определить, какое поведение и какие результаты от них ожидаются.

Нормы оказывают влияние и на результаты деятельности организации. Они могут быть положительными и поощрять поведение людей в направлении достижения целей организации. Отрицательные нормы, наоборот, поощряют поведение, не способствующее достижению целей организации.

Группы могут иметь разнообразные нормы.

  • Нормы деятельности:
    • отношение к работе в позднее время, к сверхурочной работе, заменам;
    • интенсивность работы;
    • отношение к браку, ошибкам в работе, нарушению исполнительской дисциплины и т.п.
  • Нормы, регламентирующие форму одежды.
  • Нормы, регламентирующие распределение ресурсов внутри группы.

Лидерство - способность оказывать влияние на других людей, направляя их усилия на достижение целей организации.

В формальной группе формальным лидером выступает руководитель. Успех работы группы во многом зависит от него, поскольку лидер формирует основные принципы взаимодействия, задает вектор развития, влияет на социально-психологический климат, взаимоотношения в коллективе, он имеет право и власть поощрять или наказывать членов группы по результатам работы.

В неформальной группе лидер тоже играет важную роль. Он вносит вклад в выполнение задач группы, позволяет ее членам удовлетворять свои потребности, воплощает в себе основные ценности группы, представляет точку зрения группы при взаимодействии с лидерами других групп, сглаживает противоречия в группе.

Лидер всегда должен быть открытым, побуждая членов группы к участию в ее целях, и авторитарным, вмешиваясь, когда это необходимо, в работу для достижения поставленных целей группы.

Групповые процессы - процессы, организующие деятельность группы. К ним, например, относят взаимодействие членов группы при выполнении определенной задачи, процедуры принятия решений в группе, обмен информацией, социальную поддержку.

Конфликтность - различия во мнениях членов группы, которые могут привести к внутригрупповым спорам и даже к конфликту.

Высшее образование в МИЭМП по специальности «Связи с общественностью» дистанционно: 10900 руб. в семестр

Ситуационные характеристики группы

Размер группы. Исследования показывают, что наиболее эффективны группы, состоящие из 5-7 человек. С увеличением размера группы усложняется общение между ее членами, труднее достигается согласие в деятельности при выполнении задач, отдельным членам групп не уделяется достаточно времени, они испытывают затруднения, робость в высказывании собственного мнения перед другими. В группах из 2-3 человек возникает напряженность между ее членами, они обеспокоены слишком очевидной персональной ответственностью за принимаемые решения.

Пространственное расположение. Характеризует размещение людей во время работы по отношению друг к другу: сидят лицом или спиной друг к другу. Важны три характеристики пространственного расположения человека в процессе работы, влияющие на взаимоотношения между человеком и группой:

1) наличие постоянного места или территории;

2) личное пространство, в котором находится только данный человек;

3) взаимное расположение рабочих мест.

Задачи, решаемые группой. Их содержание определяет специфику работы группы и организацию группового процесса. Особенно важно определить частоту и качество взаимодействий членов группы в процессе решения задачи в зависимости от ее сложности.

Система вознаграждений должна иметь ценность для членов группы, вознаграждение должно восприниматься как заслуженное и побуждать к выполнению общих задач.

Групповая сплоченность

Групповая сплоченность - одна из важнейших характеристик группы. Под сплоченностью понимается сила стремлений членов группы оставаться в ней и выполнять свои обязательства перед группой.

Как правило, чем более сплоченной является группа, тем выше результаты ее работы. Групповая сплоченность оказывает влияние на результаты деятельности не только группы, но и всей организации в целом. Если групповые цели согласуются с целями организации, а нормы поведения, принятые в группе, нацелены на достижение высоких результатов работы, то эффективная деятельность группы обеспечивает и эффективность деятельности организации.

На групповую сплоченность оказывают влияние различные факторы, которые могут как повышать ее, так и существенно ее снизить (табл. 4.2).

Таблица 4.2

Фактор Направленность фактора
Повышающий групповую сплоченность Понижающий групповую сплоченность
Время существования группы Длительный период совместной работы Короткий период существования группы
Престижность группы Высокая Недостаточно высокая; группа вновь создается; отсутствует достоверная информация о группе
Насколько трудно вступить в группу Трудно Легко
Размер группы и возможность взаимодействия членов группы друг с другом Небольшое количество членов группы (5-7 человек) Большая численность группы. Возможности для взаимодействия каждого члена группы друг с другом уменьшаются
Согласие относительно целей Присутствует Отсутствует
Общность установок и ценностных ориентаций Высокая (большая) Низкая
Взаимосвязь задач, стоящих перед группой Присутствует Отсутствует
Сложность задач, стоящих перед группой Высокая Низкая
Состав группы по возрасту Небольшая разница в возрасте Большая разница в возрасте
Внешняя угроза Высокая Низкая
Конкуренция Межгрупповая Внутригрупповая
Опыт групповой работы Положительный опыт взаимодействия между членами группы, личная привлекательность членов группы Негативный опыт взаимодействия между членами группы, личная неприязнь
Предшествующий успех групповой работы Гордость за совместные достижения Отcутствие ощутимого увеличения результатов труда, совместная деятельность ранее не приносила удовлетворения или присутствовали явные неудачи
Отношение руководства к групповым формам работы Поддерживающее: проведение собраний, упор на глобальные цели группы, организация групповых обсуждений возникающих проблем, новых процессов и приоритетов, привлечение членов группы к принятию решений Индифферентное
Мотивация и вознаграждение Групповая мотивация и групповое вознаграждение Индивидуальная мотивация и вознаграждение по индивидуальным трудовым результатам
Распределение ресурсов По групповому принципу По индивидуальному принципу

Высшее образование в МИЭМП по специальности «Менеджмент организации» дистанционно: 10900 руб. в семестр

Потребность в исследованиях групповой динамики была осознана в 30-е годы в различных сферах жизни. Это было связано с тем, что широкая практика формирования различных групп в психиатрии, педагогике, бизнесе, госаппарате и т. д. поставила вопрос, как ими управлять и как реагировать на происходящие в группах процессы.

В 1945 г. при Массачусетсском технологическом институте был создан центр исследования групповой динамики, основными задачами которого были не только изучение закономерностей групповой динамики и их теоретическое обобщение, но и развитие методов изменения жизни групп.

При описании и объяснении принципов групповой динамики К. Левин опирался на законы гештальт-психологии.

Если рассматривать группу как нечто целое, то некоторые закономерности групповой динамики, вскрытые К. Левином, в самом деле можно объяснить действием двух основных законов гештальт-психологии.

1) Целое доминирует над его частями .

  • группа - это не просто сумма индивидов: она модифицирует поведение своих членов;
  • извне легче повлиять на поведение всей группы, чем на поведение отдельного ее члена;
  • каждый член признает, что он зависит от всех других членов.

2) Отдельные элементы объединяются в целое :

  • не сходство, а взаимосвязь членов является основой для формирования группы;
  • человек склонен становиться членом той группы, с которой он себя отождествляет, а вовсе не той, от которой он больше всего зависит;
  • человек остается среди тех, к кому он чувствует себя принадлежащим, даже если их поведение кажется несправедливым, а давление недружелюбным.

В современном понимании групповая динамика - это развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой, а также внешним воздействием на группу.

Изучение социальных технологий групповой динамики включается в курсы подготовки менеджеров*. В контексте социально-психологической подготовки менеджеров социальная технология групповой динамики рассматривается как система, в которую входят;

  • воздействия на неформальные группы в формальных организациях;
  • воздействия в формальных организациях и неформальных группах;
  • психологизация личного влияния руководителя; динамика лидерских отношений в группе; управление конфликтами и стрессами и т. д.

Понятие групповой динамики включает в себя пять основных элементов и несколько дополнительных. Основные элементы.

  1. цели группы,
  2. нормы группы,
  3. структура группы и проблема лидерства,
  4. сплоченность группы,
  5. фазы развития группы. Дополнительные элементы.
  6. создание подгруппы (как развитие структуры группы);
  7. отношения личности с группой (также рассматриваемые как развитие структуры группы).

Рассмотрим основные элементы групповой динамики.
1) ЦЕЛИ ГРУППЫ определяются тем, в какую более общую систему практической работы с людьми включена группа, и в значительной мере - личностными качествами ее лидера. Цели группы могут не совпадать с целями отдельных участников. Это порождает групповую динамику, результаты которой не всегда предсказуемы.

Целью группы могут быть: конвергенция личных целей, индуктор взаимодействия.

2) НОРМЫ ГРУППЫ возникают в результате преследования общей цели, стремления к сохранению стабильности группы, общих представлений, сложившихся в группе, подражания другим группам, страха перед санкциями.

Нормы, выработанные самой группой, защищаются ее членами. Группа осуществляет давление на своих членов, заставляя их подчиняться" этим нормам.

3) СТРУКТУРА ГРУППЫ И ПРОБЛЕМА ЛИДЕРСТВА .
Лидер - это такой член малой группы, пишет Н. С. Жеребова, который выдвигается в результате взаимодействия ее членов или организует вокруг себя группу при соответствии его норм и ценностных ориентации групповым и способствует организации и управлению этой группой при достижении групповых целей. Лидер ведет группу, организует, планирует и управляет-деятельностью группы, проявляя при этом более высокий, чем все остальные члены группы, уровень активности.

Лидер - это социальная роль определенной личности в группе. В 1957 г. Р. Шиндлер выделил четыре наиболее часто встречающиеся групповые роли и одну встречающуюся реже:

  1. лидер (который импонирует группе, побуждает ее к действиям, формирует программу действий);
  2. эксперт (имеет специальные знания, способности, навыки, которые группе всегда требуются или которые группа просто уважает);
  3. пассивно и легко приспосабливающиеся члены (старающиеся сохранить свою анонимность);
  4. самый "крайний" член группы (который отстает от всех из-за собственной бездарности, отличия от остальных или от страха);
  5. противник (оппозиционер, активно выступающий против лидера).

В группах могут встречаться и многие другие роли, например:

  • мученик (взывающий о помощи и в то же время отказывающийся от нее);
  • моралист (который всегда прав);
  • перехватчик (захватывающий инициативу у лидера);
  • любимчик (пробуждающий нежные чувства и постоянно нуждающийся в защите);
  • агрессор,
  • провокатор,
  • оппозиционер,
  • защитник,
  • нытик,
  • педант,
  • спасатель,
  • жертва и т. д

Группа всегда стремится расширить репертуар ролей. А. Б. Добрович разработала психологические приемы расширения репертуара ролей в группе. Эти приемы широко используются в работе с группой.

Выявить структуру группы можно с помощью социометрии. Полученные данные используются для управления процессами групповой динамики.

4) СПЛОЧЕННОСТЬ ГРУППЫ - это взаимное тяготение членов фупггы. К факторам, обеспечивающим сплоченность, можно отнести:

  1. привлекательность членов группы (т. е. степень симпатии, испытываемой к ним окружающими);
  2. сходство взглядов членов группы (чаще всего ценностей и установок);
  3. сходство отношения к групповым целям (их соответствию потребностям членов группы и т. д.);
  4. характер взаимосвязи членов группы (чаще всего на основе принятия ими общей - кооперативной и конкурентной - стратегии поведения);
  5. удовлетворенность групповой деятельностью (как часть общего удовлетворения трудом);
  6. характер руководства и принятия решений (стиль руководства и участие членов группы в выработке групповых решений);
  7. структурные свойства группы (главным образом модели коммуникативных сетей и статусно-ролевые аспекты структуры);
  8. групповую атмосферу (ее аналогом, как правило, являются особенности межличностных отношений, складывающихся между членами группы);
  9. величину группы.

С. Кратохвил выделяет следующие факторы сплоченности :

  1. удовлетворение личных потребностей индивидуумов в группе или при помощи группы;
  2. цели группы, которые находятся в согласии с индивидуальными потребностями; взаимная зависимость при работе над конкретыми задачами
  3. выгоды, вытекающие из членства в группе, и ожидания несомненой пользы от него;
  4. разного рода симпатии между членами группы, их взаимное тяготение;
  5. мотивировка каждым участником своего членства в группе, включая усилия, которые он приложил, чтобы попасть в нее;
  6. дружеская, располагающая атмосфера;
  7. престижность группы, а значит, и членства в ней;
  8. влияние групповой деятельности: а) притягательность общих действий (интересные, веселые, увлекательные занятия, вызывающие общее переживание положительных эмоций); б) групповые приемы усиления сплоченности группы;
  9. соперничество с другой группой или группами;
  10. враждебное, неприязненное отношение общества к группе.

В результате объединения в группу людей, различающихся позициями, взглядами, моделями поведения, планами и потребностями, возникает напряженность в отношениях.

Ясно, что необходимо обеспечивать динамическое равновесие между сплоченностью и напряженностью (сплоченные люди чувствуют поддержку друг друга, а напряженность в отношениях порождает неудовлетворенность собой и другими членами группы).

5) ФАЗЫ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ . Обычно выделяют несколько фаз. Так, согласно стратегической концепции А. В. Петровского, фазы развития фугасы определяются следующими критериями:

  • во-первых, степенью опосредованности межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности;
  • во-вторых, общественной значимостью последней.

На основе этих критериев А. В. Петровский выделяет следующие фазы развития малой группы :

  • диффузная группа (общность, межличностные отношения в которой не опосредуются содержанием совместной деятельности, ее целями, значимостью и ценностями);
  • группа-ассоциация (принадлежность к общности начинает осознаваться как условие эффективности дальнейших действий);
  • группа-кооперация (межличностные отношения опосредуются значимым для каждого содержанием совместной деятельности);
  • группа-коллектив (межличностные отношения опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности);
  • корпорация (группа, в которой межличностные отношения опосредуются личностно значимым для ее членов, но и социальным, а иногда и антисоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности).

Не со всеми характеристиками и определениями можно согласиться, но факт их присутствия в динамическом ряду развития группы мы воспроизводим так, как его описывают А. В. Петровский и В. В. Шпалинский в учебном пособии "Социальная психология коллектива" (М.: Просвещение, 1978).

Сплочение группы – это процесс, сопровождающий группу на всех этапах ее развития. Он заключается в формировании неповторимого типа связей в группе, которые дают возможность формальную структуру, задаваемую извне, превратить в психологическое сообщество. Сплоченность проявляется по-разному. Это может быть и эмоциональная притягательность, и взаимопривязанность членов группы, и стремление их к сохранению своего группового членства, и единство ценностей и целей участников группы. Отметим, что сплоченность – это важная характеристика состояния группы, так как сплоченная группа не только представляет собой более эффективно работающий единый организм, но и обладает большей привлекательностью для каждого ее члена. Сплоченная группа характеризуется усилением взаимоудовлетворяющего общения между участниками, близостью мнений и ценностных ориентаций, что позволяет человеку чувствовать себя комфортно. В группе высокого уровня сплочения растет самооценка человека, снижается уровень его тревожности, а кроме того, повышается эффективность любых форм активности такой группы.

Сама по себе сплоченность выступает для членов любой группы как привлекательная цель и ценность, как групповое состояние, к которому надо стремиться. Примером этому могут служить подростковые группы, стремящиеся достичь высокого уровня внутригрупповой солидарности и сплоченности. Однако удается это не всегда, так как формирование в группе отношений, построенных на сплоченности, зависит от множества психологических факторов.

Эмоциональная привлекательность членов группы – важный фактор человеческих взаимоотношений, который во многом определяет характер общения и успешность совместной деятельности. Так, чем выше взаимопривлекательность партнеров, тем больше они удовлетворены внутригрупповыми межличностными отношениями. Однако было бы неправильно думать, что вне взаимного притяжения невозможны пи нормальное общение, пи успешная деятельность людей. Связано это с тем, что удовлетворенность внутригрупповыми отношениями может быть высокой и при успешной совместной деятельности, даже если при этом не формируются близкие эмоциональные отношения. Отметим все же, что создать сплоченную группу без учета рассматриваемого фактора трудно.

Сходство членов группы между собой также играет важную роль. Это могут быть различные аспекты сходства: возрастное, социальное, этническое и др. Но самое главное – это ценностное сходство, близость взглядов и социальных ориентаций членов группы, поскольку в этом случае в силу вступает психологический механизм, заключающийся в том, что чем ближе чужое мнение к его собственному, тем симпатичнее лицо, высказывающее данную точку зрения. И наоборот: люди склонны не замечать разногласий и противоречий с позицией привлекательного лица. Этот же феномен работает и в группе: человек больше тяготеет к группе, взгляды и ценности которой он разделяет и в которой его собственные взгляды находят поддержку.

Более привлекательна для людей и имеет бо́льшие шансы стать сплоченной группа, чья деятельность основана не на конкуренции, а на групповой кооперации, в которой преобладает мотив сотрудничества.

Как показали исследования, удовлетворенность межличностными отношениями членов группы может регулироваться совместимостью партнеров, которая вызывает межличностную привлекательность, и срабатываемостью, которая рождает удовлетворенность результатами совместной деятельности.

Межличностная совместимость – сложный психологический эффект сочетания, взаимодействия общающихся людей. Различают структурную и функционально-ролевую совместимость.

Структурная совместимость – это совместимость темперамента, характера и других личностных качеств партнеров. Причем если в отношении двух первых подтверждается гипотеза о комплементарности, взаимодополняемости качеств партнеров, то в отношении личностных свойств нашла экспериментальное подтверждение противоположная идея – сходства и близости (совместимость партнеров высока при обладании ими взаимодополняемыми свойствами темперамента и характера (сангвиник – меланхолик, холерик – флегматик) и сходными личностными ориентациями и особенностями (общительность, тревожность, мечтательность и др.)).

Функционально-ролевая совместимость – это соответствие представлений партнеров о тех межличностных ролях, которые они будут реализовывать сами и ожидать от другого в процессе общения и взаимодействия. Если ролевые представления и ожидания участников совпадают, у них много шансов достичь гармоничных отношений, построенных на межличностной привлекательности.

Срабатываемость – еще один эффект сочетания и взаимодействия людей, который позволяет добиваться высокой успешности совместной работы и удовлетворенности своим трудом и друг другом. Срабатываемость, как правило, не приводит к возникновению таких феноменов межличностного общения, как эмоциональная близость, идентификация, ориентация на интимно-личностное общение партнеров. Это, скорее, результат успешной реализации группой ее инструментальных функций, позволяющий достигать высокой продуктивности деятельности, высокой удовлетворенности членов группы своим трудом и групповым членством, а также порождающий хороший уровень взаимопонимания, адекватного отражения участниками общения всего, что происходит в группе.

В условиях, когда члены группы не смогли достигнуть хорошего уровня срабатываемости или оказались малосовместимыми по своим характерологическим, личностным свойствам или ролевым представлениям, развиваются различные межличностные внутригрупповые конфликты.

Причиной сплочения группы выступает кооперация, способствующая возникновению в группе ряда важных и привлекательных для членов группы феноменов:

  • при кооперации и мотиве сотрудничества уменьшается число внутригрупповых конфликтов, а также есть все условия для успешного разрешения возникающих объективных противоречий;
  • кооперация способствует свободному и открытому общению людей, стимулирует сближение мнений, расширяет обмен информацией между партнерами;
  • кооперация обеспечивает взаимную поддержку действий, поскольку только совместные усилия могут привести каждого члена группы к личному успеху;
  • кооперация между членами группы способствует сплочению всей группы.

Вместе с тем соревнование между группами в определенных видах деятельности способствует внутреннему сплочению групп-участников. Однако важно помнить об одной опасности: межгрупповая конкуренция может привести к возникновению межгрупповой агрессии и неприятию членами групп друг друга, чего ни в коем случае нельзя допускать.

Особенности групповых целей. Цели, которые ставятся группой или перед группой ее руководителем, помогают коллективу сплачиваться в том случае, если они отвечают потребностям членов группы, могут быть приняты ими в качестве своих личных целей (каждый участник видит личный смысл в том, что делает вся группа), а также если группа может рассчитывать на успех в достижении цели.

Важной характеристикой групповой цели должна быть четкость и однозначность ее постановки. Абстрактные глобальные цели, не конкретизируемые в частные задачи (стать гармонически развитыми людьми, дружными, сплоченными и т.д.), подмена цели средством (достижение конкретного оценочного результата) не приносят желаемого эффекта.

Цель деятельности в том случае, когда она действительно может служить источником активности индивида и фактором сплочения группы, должна отвечать следующим требованиям:

  • быть конечной (иметь четкий результат, достижение которого не очень оттянуто во времени от момента принятия цели);
  • быть ясной, определенной и понятной каждому участнику группы. Обязательно нужно проверить, действительно ли все члены группы одинаково понимают смысл и цель происходящего;
  • быть технологичной (содержать в себе доступные членам группы средства ее достижения);
  • быть личностно привлекательной для каждого члена группы (содержать в себе какие-либо частные цели и средства, интересные или доступные для него). Деятельность, организуемая в процессе деятельности, должна требовать от каждого тех умений, которые у него особенно развиты или которые он хотел бы в себе развить.

Чем выше удовлетворенность участников деятельностью группы и самими собой, тем в большей степени будет сплачиваться группа. В свою очередь, удовлетворенность возникает при соблюдении ряда условий.

Известно, что коллегиальный, кооперативный стиль руководства и возможность для каждого члена группы принимать участие в выработке общего решения способствуют сплочению группы.

Коммуникация в малой группе – это способ деятельности, который облегчает взаимное приспособление поведения людей. Следовательно, суть коммуникативной деятельности состоит в установлении такой кооперации, когда поведение каждого изменяется и в известной степени регулируется фактом сотрудничества с другими индивидами. Коммуникация в малой группе – это обмен, который обеспечивает кооперативную взаимопомощь. "Интегральной характеристикой системы внутригрупповых связей является степень сплоченности, индексом которой может служить частота или степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций членов группы по отношению к объектам, наиболее значимым для группы в целом" .

Сплоченность выступает ключевым понятием разработанной Куртом Левиным теории групповой динамики . Сплоченность определяется им как "тотальное поле сил", заставляющее членов группы оставаться в ней. Группа тем сплоченнее, чем больше она отвечает потребностям людей в эмоционально насыщенных межличностных связях. В сплоченных группах создается атмосфера внимательного отношения и взаимной поддержки, у ее членов формируется чувство групповой идентичности. Сплоченность порождает также эмоциональную привязанность, принятие общих задач, обеспечивает группе стабильность даже в самых сложных обстоятельствах, способствует выработке общих стандартов, делающих группу устойчивой, несмотря на разнонаправленность индивидуальных устремлений.

Особое значение в механизме формирования групповой сплоченности принадлежит групповому давлению. В результате его действия происходит подчинение индивида группе в ситуации наличия конфликта между мнением индивида и мнением группы. Такая степень подчинения индивида групповому давлению получила название конформизма, или конформного поведения. Впервые модель конформного поведения изучал в экспериментах Соломон Аш в 1951 г.

Специфическим случаем конформизма, своеобразной конформностью "наизнанку", выступает негативизм – поведение индивида, который противостоит мнению группы даже при оказываемом на него давлении. Однако в этом случае зависимость от группы продолжает сохраняться и проявляется в виде активного продуцирования антигруппового поведения, антигрупповой позиции. Иначе говоря, индивид продолжает сохранять привязку к групповому мнению, хотя и со знаком минус.

В исследованиях конформности, проводившихся Мортоном Дойчем и Гарольдом Джерардом, были выделены два вида группового влияния:

  • нормативное, когда давление оказывает большинство и его мнение воспринимается членом группы как норма;
  • информационное, когда давление может оказываться меньшинством и члены группы рассматривают это мнение как информацию, на основе которой они сами должны сделать выбор .

Нормативный конформизм подразумевает необходимость подчиниться группе, чтобы не быть отвергнутым, сохранить с членами группы хорошие отношения или заслужить их одобрение.

Информационное влияние имеет место, когда ситуация носит двусмысленный характер и мнение окружающих может оказаться ценным источником информации. Интересно отметить, что, после того как человек согласился с той или иной группой, у него возникает довольно сильная потребность оправдывать выбранное решение.

Как мы видим, конформизм проявляется не только в ситуациях сильного влияния группы, по и тогда, когда человек чувствует себя некомпетентным; когда задача, которую ему надо решить, кажется ему слишком трудной и он стремится избежать возможных ошибок.

Групповая сплоченность с точки зрения процессов коммуникации в малой группе была исследована также Леоном Фестингером. Сплоченность анализировалась им на основе данных о частоте и прочности коммуникативных связей, раскрываемых в группе. Центральным понятием, с помощью которого осуществлялся анализ, стало понятие когнитивного диссонанса, т.е. осознания индивидом противоположности своих убеждений мнению другого человека или группы .

По мнению Фестингера, процессы социальной коммуникации и социального влияния тесно связаны с процессами возникновения и устранения когнитивного диссонанса. Для индивида социальная группа является одновременно и главным источником когнитивного диссонанса, и основным средством его уменьшения или даже полного устранения. Так, информация, получаемая в процессе коммуникации, может содержать элементы, диссонирующие со взглядом индивида на какую-либо проблему или ситуацию. Наиболее эффективным путем устранения диссонанса между мнениями индивида и группы является принятие набора когнитивных элементов, соответствующих точке зрения группы. Причем диссонанс, вызванный столкновением мнений, зависит от следующих факторов.

  • 1. Количество когнитивных элементов мнения индивида, совпадающих с противоположным мнением. Чем больше консонативных отношений (совпадающих когнитивных элементов двух высказываемых мнений), тем меньше вызванный разногласием диссонанс. Таким образом, в конечном счете количественная характеристика определяет степень несогласия.
  • 2. Важность когнитивных элементов, включаемых в диссонанс. Чем более важным является элемент, тем больше будет диссонанс. Так, чем более значима проблема для отдельного человека или целой группы, тем важнее будут когнитивные элементы, свидетельствующие о существовании иных взглядов на эту проблему, и тем больше будет диссонанс, вызванный выражением несогласия.
  • 3. Авторитет человека или группы, выражающих противоположную точку зрения. Диссонанс становится больше, если противоположное мнение высказывается человеком или группой, признанными авторитетными.

По мнению Фестингера, если существует диссонанс, одновременно присутствует и стремление к его уменьшению. При этом чем больше диссонанс, тем сильнее стремление его устранить.

Способы выработки единого мнения в группах:

  • самостоятельное изменение мнения субъекта на более распространенное (именно распространенность мнения является обязательным условием уменьшения диссонанса);
  • изменение мнения субъекта через влияние;
  • утверждение превосходства собственного мнения.

Одновременно Фестингер обращает внимание на возможность использования индивидом процессов социального влияния и коммуникации для уменьшения диссонанса. Человек будет прилагать усилия, чтобы получить одобрение членов группы. Он попытается найти тех, кто придерживается аналогичной точки зрения, или повлиять на мнение других. Причем попытки влияния будут направлены главным образом в адрес тех членов группы, которые проявляют наибольшую степень несогласия, так как чем острее разногласия, тем сильнее диссонанс в сознании индивида.

На развитие внутригруппового взаимодействия, в частности его коммуникативной стороны, влияет и пространственное расположение членов группы. Согласно экспериментальным данным Роберта Соммера, существует зависимость между пространственным расположением людей в определенном помещении и их взаимодействием и аттракцией .

Близость расположения людей в пространстве влияет на усиление коммуникации, роста аттракции и дружеских отношений. Как правило, люди размещаются в пространстве не в случайном порядке. В большинстве ситуаций можно отметить влечение людей к тем, кто вызывает симпатию, и стремление дистанцироваться от тех, кто не вызывает потребности общаться. Однако этого не происходит в группах с сильным директивным руководителем, который жестко контролирует коммуникативные потоки.

Выбор членами группы того или иного местоположения в групповом пространстве показывает определенную взаимосвязь пространственной позиции со статусом владельца. В частности, позиция на пересечении внутригрупповых коммуникаций дает ее обладателю возможность контролировать групповые процессы и, следовательно, повысить свой статус, стать лидером.

В любой малой группе существует также преобладающая "эмоциональная атмосфера", от которой часто зависят самочувствие членов группы и их поступки. Соответственно, действия, согласующиеся с доминирующим настроением, в значительной степени облегчаются. Довольно часто сложившаяся и существующая автономно группа негативно воспринимает присоединение к ней новых людей, оценивая это как вторжение в сформировавшуюся в группе коммуникативную сеть.

Таким образом, средовые факторы оказываются важным элементом анализа, поскольку нельзя дать адекватную интерпретацию коммуникативных процессов в группе, не принимая во внимание конкретных условий их протекания. Например, экспериментально было выявлено: сидя за столом квадратной или прямоугольной формы, члены группы чаще обменивались информацией с партнерами, находящимися напротив них, нежели соседями. На основании этих данных был сделан важный в практическом плане вывод о целесообразности размещения участников групповой дискуссии за небольшим круглым столом с целью обеспечения равномерной коммуникации.

  • Основы теории коммуникации. С. 414.
  • Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000.
  • Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1996. С. 298.
  • Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999. С. 223– 271.
  • Дубовская Е. М., Кричевский Р. Л. Социальная психология малой группы. М., 2001. С. 165-166.
Геометрия