Сильные стороны профессиональной деятельности педагога. Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка. Понимание того, что учитель оказывает услугу

Учитель - это человек, который обучает и воспитывает учащихся. Но, конечно, такое определение не может раскрыть всего того, что нужно сделать педагогу и за что он отвечает во время образовательного процесса. И далеко не все могут им стать. Нужно, чтобы человек обладал особым типом личности. Какие качества учителя помогают ему в передаче знаний другим поколениям?

Профессиональная готовность

Если кратко перечислить качества учителя, то они будут следующие:

  • любовь к детям;
  • гуманизм;
  • интеллигентность;
  • творческий подход к работе;
  • высокая гражданская ответственность и социальная активность;
  • физическое и психическое здоровье.

В совокупности они составляют профессиональную готовность к педагогической деятельности. В ней выделяют психофизиологический и теоретико-практический аспекты. В них описываются требования к определению компетентности педагога. Педагогическая компетентность - это определение теоретической и практической подготовленности учителя к осуществлению своей профессиональной деятельности. При этом требования к учителю начальной школы несколько отличаются от других педагогов.

Качества первого школьного учителя

В современной системе образования понятие "педагог начальной школы" стало использоваться более широко, чем раньше. Если когда-то его функции были ограничены только тем, что он давал базовые знания детям, то теперь его поле деятельности значительно расширилось.

Поэтому требования к качествам учителя начальных классов теперь следующие:

  • он является не только педагогом, но и воспитателем;
  • должен знать психофизиологические особенности детей;
  • он должен суметь организовать деятельность своих подопечных;
  • педагог активно взаимодействует с детьми и их родителями;
  • готовность к постоянному саморазвитию;
  • учитель должен создать оптимальные условия для обучения;
  • помогает учащимся взаимодействовать с окружающей средой;
  • владеет современными методиками обучения.

Учитель начальных классов не соизмерим с педагогами среднего и старшего звеньев. Его функции даже шире, поскольку он всегда является классным руководителем и преподает несколько дисциплин. Конечно, немаловажными являются качества учителя как профессиональные, так и личные.

Какими умениями и навыками обладает педагог

Каким должен быть учитель? Это определяется стандартами, которые прописаны в ФГОСе, а также качествами, перечисленными другими известными личностями в педагогике. Например, такой работник должен постоянно самообразовываться и повышать свою квалификацию. Профессиональные качества учителя выделяют следующие:

  • широкий кругозор и умение грамотно излагать материал;
  • обучение с учетом индивидуальных особенностей учеников;
  • грамотная, поставленная речь и четкая дикция;
  • умение использовать мимику и жестикуляцию во время выступлений;
  • направленность на работу с учениками;
  • умение быстро реагировать на ситуации, находчивость;
  • умение правильно формулировать цели;
  • должен обладать организаторскими способностями;
  • контроль качества знаний учащихся.

Немаловажными качествами учителя являются и его знания и умения, полученные им во время учебы и во время профессиональной деятельности. Также он должен уметь применять их в своей работе учителя.

Личностные качества учителя

Очень важно, чтобы у педагога была теоретическая база, которая является основой образовательного процесса. Но даже если человек знает все о воспитании и обучении детей, он может и не стать хорошим преподавателем. Каким должен быть учитель с личностной точки зрения? Квалифицированного специалиста определяют следующие качества:


Ведущие способности в педагогической деятельности

  1. Деятельность педагога носит преемственно-перспективный характер. Имея знания прошлых поколений, он должен владеть современными методиками и следить за новыми тенденциями. Также учитель должен видеть личностный потенциал учащихся.
  2. Взаимодействия между педагогом и учеником носят субъектно-субъективный характер. "Объект" деятельности учителя - это группа учащихся или воспитанник, которые в то же время являются субъектом собственной деятельности со своими потребностями и интересами.
  3. В образовательном процессе трудно оценить вклад, который вносят все, кто участвует в воспитании и образовании ребенка. Поэтому педагогическая деятельность носит коллективный характер.
  4. Процесс воспитания и образования протекает в природной и социальной среде, в которой трудно учесть все факторы. Поэтому учителю приходится постоянно создавать оптимальные условия для обучения.
  5. Педагогическая деятельность носит творческий характер. Учителю приходится постоянно искать нестандартные решения для поставленных задач, различные способы повышения мотивации воспитанников. Также наставник должен быть инициативным, наблюдательным, он должен стремиться к совершенству.
  6. Вся профессиональная деятельность педагога строится на гуманистических принципах: уважение личности, доверительное отношение, умение сопереживать ученикам, вера в способности ребенка.
  7. Учитель не может сразу увидеть результат своей работы.
  8. Педагог постоянно занимается самообразованием и повышает уровень своей квалификации, т. е. происходит непрерывное обучение.

Профессия учителя подразумевает постоянное взаимодействие с большим количеством людей, а именно детей. Он должен уметь организовать их деятельность и удерживать внимание на занятии. Педагог должен знать психофизиологические особенности каждого возрастного периода детей и применять их на практике. Также учитель должен уметь справляться с большим объемом информации.

А может быть, это призвание?

Трудно определить, что важнее: получить педагогическое образование или любить детей и иметь искреннее желание учить и воспитывать их. Для многих учитель - это не профессия, это призвание. Потому что, если вы хотите построить доверительные отношения с ребенком, нужно самим оставаться немного маленьким.

Учитель должен быть как ребенок, которому всегда все интересно, который всегда находится в поиске чего-то нового. И быть педагогом - это большой талант, нужно суметь разглядеть в каждом воспитаннике его потенциал и помочь реализовать его. Также учитель должен быть высокодуховным и культурным человеком, чтобы и в своих подопечных воспитать правильные жизненные ориентиры.

Специальная (коррекционная) школа № 7

Самоанализ педагогической деятельности

учителя русского языка и литературы

Дюзельбаевой Ф.К.

Актобе, 2013г.

Лист самоанализа педагога

    Мое педагогическое кредо.

"Стыдно должно быть не за то, что не знаешь,

а за то, что не хочешь узнать".
Главная цель моей деятельности (как я ее понимаю).

Основная цель моей педагогической деятельности – формирование у учащихся навыков владения элементарной русской речью как средством коммуникации, подготовка их к самостоятельному общению на русском языке.

Для достижения цели я ставлю перед собой следующие педагогические задачи (помимо программного комплекса задач):

- улучшение качества процесса преподавания (высокий уровень проф.мастерства учителя);

-применение новых педагогических технологий (поиск методов, которые позволили бы эффективно обучать, добиваясь лучших результатов.);

-изменение содержание образования(новые УМК).

    качеством материально-технической базы

Кабинета русского языка нет.

Школьная мебель, санитарно – гигиеническое состояние учебных кабинетов отвечает правилам санитарных требований.

В школе существует проблема использования информационных технологий учителем, т.к. техническая предметная среда школы не отвечает в полном объёме профессиональным запросам личности учителя. В учебных кабинетах отсутствуют ТСО (интерактивные доски, компьютеры, Интернет).

    качеством информационного обеспечения

1.Имеются Типовые специальные образовательные учебные программы по русскому языку. 2009г

2.Специальных методических пособий по русскому языку для классов с казахским языком обучения нет. В работе использую пособия Аксёновой А.К., Азовой О.И., Лалаевой Р.И., Рыжовой Н.В., Ладыженской Т.А.и др.

    Есть в наличии электронный вариант учебников методических пособий Безруких М., Борисенко М., Вольвич Е., Грушевской М.С., Манжуовой Л.Н., Хватцева М.Е., и др.

Содержание программ, методических пособий, электронных учебников отвечают моим профессиональным запросам, соответствуют специфике нашей школы.

    Нет учебников по русскому языку для учащихся казахских классов специальных (коррекционных) школ. В работе с учащимися среднего и старшего звена используются учебники общеобразовательных школ для 3,4 кл. Одни и те же тексты для чтения и развития речи содержатся в 3-х учебниках под разными издательствами «Рауан», «Мектеп», «Атамура».

    качеством методического обеспечения, созданного Вами

1. Программа проектирования учебного процесса по предмету «Мир вокруг» в С(К)Ш для детей с интеллектуальными нарушениями.(3 кл.)

2.Программа по русскому языку для 10-го производственного класса с казахским языком обучения.

3. Программа кружка «Речь. Речь. Речь» по русскому языку в С(К)Ш для детей с интеллектуальными нарушениями (4-10кл. с казахским языком обучения)

4. ИОМ, коррекционно-развивающая программа для учащегося надомного обучения на 1,2,3,4,5 годы обучения.

5. Коррекционно-развивающая программа (приложение к календарным планам)для уч-ся 4-й тип.гр.

Методическое пособие:

«Диагностические материалы по русскому языку для начальных классов»

Задания для контроля, тесты

Итоговые проверочные работы, тесты по математике и русскому языку

для учащегося надомного обучения.

Для учащихся 3-10 б кл. разработаны тестовые задания, индивидуальные карточки с грамматическими заданиями в картинках, перфокарты с картинками для проведения словарных работ.

Все материалы составлены с учётом требований ГОС.

    качеством повышения квалификации с момента последней аттестации

Повысился профессиональный уровень через курсовую подготовку повышения квалификации:

    03.11-14.03.2008г прошла повышение квалификации по теме «Основы индивидуального обучения учащихся с интеллектуальными нарушениями » (72 ч., свид. № 3129);

    В июне 2010 г. в Национальном центре информатизации прошла тренинговые курсы по теме «Методика использования электронных учебников и интерактивной доски». (Серт. № АК -204)

    16.05.2011г – 06.04.2012г. в ТОО «Центр САТР закончила годичные республиканские курсы переподготовки по специальности «Дефектология» квалификация «Олигофренопедагог»».(500ч.Удост. №492)

    13.02-17.02. 2012г. в Национальном научно –практическом центре коррекционной педагогики прошла повышение квалификации по теме

«Организационные и методические основы обучения детей с ограниченными возможностями на дому». » (40ч.Удост. №2184)

позицией руководства

Администрация школы заинтересована в повышении качества моего труда, стимулирует меня по направлениям:

- создаёт благоприятные условия труда;

- награждает;

- создаёт условия для соблюдения меры безопасности;

- создаёт условия личного развития;

-мотивирует интерес к работе.

Все уроки, внеклассные мероприятия (во время прохождения методических и предметных недель, аттестации) систематически посещала завуч школы Куангалиева Д.С., периодически посещал директор школы Прохоров С.М., завуч по ВР Фомина Т.В.

Высокое качество образования – это комплексная характеристика, которая отражает уровень образовательных услуг, который наша школа предоставляет учащимся с интеллектуальными нарушениями в соответствии с его интересами и потребностями.

Это особенности нашей школы, которые придают ей определённость, отличают от других образовательных учреждений.

В своей работе использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальную, групповую, парную, коллективную.

На своих уроках применяю разнообразные формы контроля и оценки знаний учащихся: беседа, наблюдение, тестирование, перфокарты, срез знаний, самостоятельные и контрольные работы.

Нетрадиционные формы проведения урока стимулируют деятельность учащихся, поэтому я провожу уроки-игры, практикумы, смотры знаний. На таких занятиях создаю условия, которые позволяют всем учащимся реализовать свои учебные возможности. Большое значение придаю самостоятельной деятельности учащихся.

Каждый урок стремлюсь проводить на высоком методическом уровне, учитывая индивидуальные особенности и уровень подготовленности учащихся, постоянно ищу новые формы обучения, позволяющие увлечь детей, развивающие любознательность, самостоятельность, активность. За много лет преподавательской деятельности собрала богатый дидактический и наглядный материал по всем лексическим темам.

В выборе учебного материала особое внимание уделяю формированию правильного произношения, развитию речи учащихся, обогащению их словаря.

На своих уроках стараюсь, чтобы каждый ученик, даже слабый, чувствовал себя нужным. Для подготовки к урокам создаю дидактический материал, применяю элементы новых технологий, индивидуальные, творческие задания.

Целенаправленно подбираю связные литературные тексты из детской литературы. Использую и при изучении нового материала, и при закреплении, и при повторении, при словарной работе и при индивидуальной работе с учащимися. Они дают большое количество заданий, дают возможность всем учащимся почувствовать себя активными участниками общей работы.

За достаточно долгий период работы в качестве учителя русского языка и литературы определила для себя ряд принципов, которые помогают успешно решать задачи обучения и воспитания учащихся:

-использование на уроках методик и технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье учащихся;

-индивидуализация и дифференциация учебного процесса;

-применение наглядности;

-развитие навыков самостоятельной работы;

-осуществление контроля ЗУН учащихся;

-эмоциональное стимулирование.

В своей работе стараюсь придерживаться следующих норм и требований:

-хорошо владеть своим предметом, совершенствовать методику преподавания русского языка;

-серьёзно готовиться к каждому уроку;

-применять на уроках элементы современных технологий;

- создавать дидактические, контрольно-измерительные материалы, материалы для индивидуальной работы;
-работать в классе не для всех, а для каждого отдельного ученика.

-стремиться, чтобы ход и содержание каждого урока были ориентированы на достижение конкретного конечного результата.

Систематическая работа над повышением своего профессионального мастерства позволила мне достичь определенных успехов:

Выросла моя творческая активность. Участвую в инновационных процессах школы. Стала активным участником различных конкурсов.

Улучшилось качество знаний и умений учащихся по русскому языку:

наблюдается динамичное продвижение в развитии уровня усвоения знаний и умений, уровня активности учащихся на уроке . Растёт число участников конкурсов, предметных недель.

    Что еще Вы хотели бы добавить (пишите в свободной форме).

    Сильные стороны моей деятельности, личности.

Умею анализировать свою деятельность, сравнивать, осознавать свои педагогические затруднения, делать соответствующие выводы, обучаться, корректировать свою деятельность.

Никогда не отказываю в помощи. Со многими коллегами и учащимися у меня сложились партнёрские, конструктивные, доверительные отношения.

    Слабые стороны моей деятельности, личности.

Учебные материалы, разработанные мною для учащихся 4 типологической группы, не всегда на уроках оказывают должного коррекционно-развивающего воздействия.

Препятствия.

Причинами, затрудняющими достижение запланированных результатов, на мой взгляд, являются следующие:

    Слабое здоровье учащихся;

    Поведенческие нарушения учащихся во время урока в период обострения заболеваний.

    Тревоги

Тревоги (тревожность) возникают из-за периодически возникающей напряжённости на работе, нервно – психических нагрузок, связанных объективными причинами.

    Возможно сти улучшения моей деятельности.

Постоянно прогнозировать и корректировать результаты своей деятельности .

Стремиться, чтобы любая проводимая работа была ориентирована на достижение конкретного положительного конечного результата.

Чаще пользоваться способами саморегу ляции. Требовать от себя готовности достойно встречать каждую профессиональную ситуацию.

Профессиональные и личностные качества педагога Положение о важной, определяющей роли педагога в процессе обучения является общепризнанным во всех педагогических науках. Термин «педагогика» имеет два значения. Первое ­ это область научного знания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство. Дословный перевод с греческого – «детоводитель» в смысле искусства «вести ребенка по жизни», т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие. Часто с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов. Мы расскажем о профессиональных и личностных качествах педагогов в этой статье. Как еще в начале нашего века подчеркивал П.Ф.Каптеров, «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения». Какие же свойства педагога были определены им как основные? Прежде всего, были отмечены «специальные учительские свойства», к которым П.Ф. Каптерев отнес «научную подготовку учителя» и «личный учительский талант». Первое свойство объективного характера заключается в степени знания педагогом преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потом в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами, и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой педагогу приходиться иметь дело; второе свойство – субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте творчества. Второе включает и педагогический такт, и педагогическую самостоятельность, и педагогическое искусство. Педагог должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии. Наряду со «специальными» свойствами, которые были отнесены к «умственным», П.Ф. Каптерев отметил и необходимые личностные – «нравственно­волевые» свойства учителя. К ним отнесены: беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость (особенно к слабым ученикам), добросовестность, стойкость, выдержка, самокритичность, подлинная любовь к детям. В педагогической психологии подчеркивается важнейшая социальная роль педагога, его место, функции, в обществе и анализируется предъявляемые к нему требования и формируемые по отношению к нему социальные ожидания. Соответственно, профессионально­педагогическая подготовка и самоподготовка учителя рассматриваются в качестве одной из ведущих проблем педагогической психологии. Общая характеристика профессиональных и личностных качеств педагога Понятие «личностные качества педагога»

Личностные и индивидуальные качества педагога должны отвечать одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к учителю вообще как к носителю профессии. Они безотносительны к социальным условиям, общественным формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям должен отвечать любой настоящий педагог вне зависимости от того, работает ли он при капитализме, социализме, в условиях села, города, преподает ли математику, труд, язык и т. д. Исследователи отмечают обязательность таких личностных качеств как адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«СУДАКСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА СУДАК

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РЕФЕРАТ

на тему : Профессиональные и личностные качества педагога

Работу выполнил:

педагог дополнительного образования МБОУ ДОД городского округа Судак

Беляева Людмила Николаевна

Судак – 2018 г.

Содержание

Введение

Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания: общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство. Сластенин В.А.

Термин «педагогика» имеет несколько значений. Первое - это область научного знаний, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство. Если переводить дословно с греческого – «детоводитель» «вести ребенка по жизни», т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие. О педагогической деятельности так же говорила Гребенкина Л.К, «Педагогическая деятельность сложна и многообразна, в ней неизбежны трудности, а подчас разочарования»

Как мы уже отмечали, деятельность педагога сложна и многообразна и в процессе педагогической деятельности выполняет множество функций. Успешность выполнения функций определяется личностью учителя, его профессиональными качествами. Сама же специфика педагогического труда предъявляет его личности ряд требований, они называются профессионально значимыми личностными качествами.

Попытка разработать перечень личностных и профессиональных качеств учителя имеет давнюю историю. По мнению русского просветителя, писателя, журналиста и книгоиздателя Н.И. Новикова, воспитатель должен соответствовать следующим требованиям; обладать способностью правильно и чисто рассуждать; уметь подходить к детям; быть добронравным; знать русский и иностранный языки; иметь хорошее произношение; доброе поведение и приличный внешний вид.

К.Д. Ушинский в свое время подчеркивал, что «в каждом наставнике, а особенно в тех наставниках, которые назначаются для низших училищ и народных школ, важно не только умение преподавать, но также характер,

нравственность и убеждения…».

1. Личностные качества педагога

К личности педагога предъявляются большие требования. По мнению Я. А. Коменского, учителя должны заботиться о том, чтобы быть для учеников в пище и одежде образцом простоты, в деятельности - примером бодрости и трудолюбия, в поведении - скромности и благонравия, в речах - искусства разговора и молчания, словом, быть образцом благоразумия в частной и общественной жизни. Такой учитель составляет гордость школы и ее учеников, ценится родителями и сможет достойно исполнять свою должность, выше которой нет другой под солнцем.

Совокупность различных профессионально необходимых качеств и других особенностей учителя определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе выделяют, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой - научно-теоретическую и практическую компетентность как основу профессионализма.

В. А. Сластениным выделены некоторые профессиональные требования к педагогу, которые объединены в профессиограмме в три основных комплекса: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности).

Социально-нравственная, профессионально-педагогическая и познавательная направленность занимает ведущее место в структуре личности педагога.

Социально-нравственная направленность выражается в нравственных потребностях, моральных ценностных, чувстве общественного долга и гражданской ответственности. Она лежит в основе социальной активности учителя. Учитель-гражданин верен своему народу, близок ему.

Он не замыкается в узком кругу своих личных забот, его жизнь непрерывно связана с жизнью села, города, где он живет и работает (В. А. Сластенин).

Применительно к педагогической деятельности Н.В. Кузьмина (профессор, доктор психологических наук) включает в профессионально-педагогическую направленность личности учителя следующие компоненты:

1. Интерес и любовь к детям, к профессии, творчеству, связанному с воспитанием в них человеческих качеств;

2. Осознание трудностей и проблем в учительской работе;

3. Потребность в педагогической деятельности;

4. Осознание собственных возможностей и способностей как соответствующих требованиям избранной профессии;

5. Потребность в постоянном самосовершенствовании и стремление овладеть основами педагогического мастерства уже в вузе.

Н.В. Кузьминой определены также три типа направленности личности учителя:

Истинно педагогическая (она состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог. В педагогическую направленность включается призвание к педагогической деятельности. На этой высшей ступени педагог не мыслит себя без школы, без жизни и деятельности своих учеников);

Формально педагогическая (мотивация к педагогической деятельности смещена в сторону увлеченности преподаванием конкретного предмета, однако учитель в некоторой степени добивается результативности своей педагогической деятельности, так как заряжает учеников своей личной увлеченностью процессом познания и преподавания, творческим отношением к своему делу);

Ложно-педагогическая (основным мотивом педагогической деятельности учителя является самовыражение, карьерный рост. В силу наличия ряда развитых педагогических способностей и позитивных личностных качеств, например, ума, силы воли и т.д., такой учитель может в отдельные периоды работать успешно. Однако искаженность мотивов его профессиональной активности, как правило, приводит к низкому результату в педагогической деятельности).

В.А. Сластенин (профессор, доктор педагогический наук) также относит ППН к важнейшим свойствам личности учителя. Считает, что она представляет из себя избирательное отношение к действительности, направленность личности, пробуждает и мобилизует скрытые силы человека, содействует формированию у него соответственных способностей, профессионально важных особенностей мышления, воли, эмоций, характера. Иначе В.А. Сластенин считает, что ППН - это каркас, вокруг которого компонуются основные свойства личности учителя.

2.Профессионалные качества педагога

В структуре личности педагога особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она является той основой, вокруг которой формируются основные профессионально значимые свойства личности педагога. Профессионально-педагогическая направленность - система эмоционально-ценностных отношений, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности педагога, побуждающих его к утверждению в педагогической деятельности и профессиональном общении.

Структура профессионально-педагогической направленности содержит: направленность на ребенка (и других людей), связанная с заботой, интересом, любовью, содействием развитию личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности; направленность на себя, связанная с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в сфере педагогического труда; направленность на предметную сторону профессии учителя (содержание учебного предмета).

Профессионально-педагогическая направленность личности педагога включает интерес к профессии, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Основой такой направленности является интерес к профессии, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, родителям, педагогической деятельности в целом.

Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя.

Среди личностных качеств педагога особое место занимает педагогический долг, самоотверженность и ответственность. Руководствуясь чувством педагогического долга, педагог всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции; он требователен к себе, неукоснительно следуя своеобразному кодексу педагогической морали.

Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического такта, который есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка действия, и способность проконтролировать его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим. Тактика поведения учителя в любом случае состоит в том, чтобы, предвидя его последствия, выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, а также провести своевременную их корректировку.

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между учителями и учащимися. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность, справедливость, такт.

Основу познавательной направленности личности составляют духовные потребности и интересы. Одним из проявлений духовных сил и культурных потребностей личности является потребность в знаниях, любовь к своему предмету. Непрерывность педагогического самообразования - необходимое условие профессионального становления и совершенствования.

Современный педагог должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, основы которой он преподаст, знать се возможности для решения социально-экономических, производственных и культурных задач. Но этого мало - он должен быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки.

В. А. Сластенин, обобщая содержание направленности педагога, выделяет основные качества его личности: высокая гражданская активность и социальная ответственность; любовь к детям, потребность и способность отдавать им свое сердце; подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений, индивидуальный стиль педагогической деятельности; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная компетентность.

компетентности. - когнитивная (знание и понимание), деятельностная ценностная (

Заключение

Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания: общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.

Термин «педагогика» имеет несколько значений. Первое - это область научного знаний, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство. Если переводить дословно с греческого – «детоводитель» «вести ребенка по жизни», т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие.

Педагогическая направленность личности учителя может проявляться по-разному. Она может быть ориентирована на профессиональное самоутверждение; на ученика или ученический коллектив; на средства педагогического воздействия; на цели педагогической деятельности. Что является ведущей направленностью? Конечно, направленность на цель педагогической деятельности, которая заключается в создание условий для гармоничного развития личности учащегося. Такую направленность можно считать гуманистической. Почему? (Признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей).

Готовность педагога выполнять профессиональные задачи деятельности в соответствии с полученным образованием - это важнейшая составляющая его компетентности . Понятие "компетенция" определяется как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. В структуру компетенций педагога входят три составляющие когнитивная (знание и понимание), деятельностная (практическое и оперативное применение знаний) и ценностная ( ценности как органическая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте). Педагог должен владеть определенными педагогическими умениями, чтобы быть компетентным. Педагогические умения подразделяются на несколько групп в зависимости от функций педагогической деятельности. Например, при проектировании содержания он должен уметь адаптировать учебный материал, учитывая возможности учащихся при его усвоении, обладать способностью к предвидению типичных затруднений школьников на уроке, уметь варьировать формы и методы объяснения нового материала.

Педагогу необходимо переходить от оценки отдельных педагогических умений к оценке своего профессионализма и компетентности.

Литература

    Сластенин В.А. Формирование личности учителя в процессе профессиональной подготовки.– М., 1976.

    Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии – М.,

    Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. – М., 1993.

    . Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: учеб. пособие / Под ред. В.А. Сластенина: В 2-х ч. – М., 2002.

    Кузьмина Н. В. Способность, одаренность и талант учителя. – СПб., 1995.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области "Нижнетагильский педагогический колледж №1"

Кафедра начального образования

на тему: "Профессионально-значимые качества личности педагога"

Выполнила: студентка группы 22

Васёва Татьяна Владимировна

Специальность: "Преподавание в начальных классах" 44.02.02

Преподаватель: Дьяченко Юлия Владимировна

г. Нижний Тагил - 2015 г.

Введение

1. Роль личностных качеств учителя в педагогической деятельности

2. Знания, умения и навыки - основные компоненты в структуре профессиональных качеств педагога

3. Формирование и развитие педагогических способностей

4. Педагогическое мастерство и его элементы

Заключение

Список использованных источников

Введение

Профессия учителя - один из самых важных, почетных и ответственных в нашей стране. Государство и народ доверяют учителю самое ценное, самое дорогое - нашу смену, наше будущее, наших детей. Через учителя осуществляется передача опыта предыдущих поколений молодому поколению. Учитель формирует личность будущих граждан, их мировоззрение, убеждения, преданность Родине. Педагог - это инженер человеческих душ.

Учитель - основной организатор педагогического процесса в школе. Работа учителя по обучению и воспитанию молодого поколения - весьма многогранная деятельность, требующая, прежде всего глубоких знаний и высокой нравственной культуры. Учитель, осуществляющий обучение и воспитание молодого поколения нашей Родины в духе требований общества, прежде всего характеризуется последовательным научным, мировоззрением, высокой степенью зрелости. Убежденность и вера в хорошее будущее - основные черты личности учителя. Только такой учитель может зажигать молодые сердца, готовить подрастающую молодежь к большим делам.

Учитель - активный участник общественной жизни, застрельщик, носитель и пропагандист культуры, всего нового. Только такой учитель может быть примером для учащихся, только такого учителя могут любить и уважать ученики. К учителю обращаются за помощью, поддержкой, советом ученики, для которых он старший, опытный, мудрый друг и наставник, своего рода нравственный арбитр, моральный эталон. И эта тенденция - видеть в учителе доброжелательного, близкого человека - заметно нарастает. Учитель обладает такими высокими нравственными качествами, как коллективизм, гуманизм, честность и правдивость, чуткость и отзывчивость, простота и скромность в общественной и личной жизни. Профессия учителя самая творческая. И в нашей стране к ней так и относятся, оценивая труд учителя. Проблема качества профессиональной подготовки педагогов является актуальной. Таким образом, можно сделать выводы, что:

Объект: процесс становления профессионально значимых качеств педагога.

Предмет: проблема формирования профессионально значимых качеств педагога.

Цель: определить пути формирования профессиональных качеств педагога.

Задачи исследования:

1. Изучить условия и закономерности формирования профессиональных качеств педагог. Определить способы и средства, способствующие и препятствующие повышению профессиональных качеств педагога.

2. Раскрыть сущность включенности студентов в становлении профессионально значимых качеств педагога.

Гипотеза исследования: я предполагаем, что формирование профессиональных качеств педагога будет возможным при создании следующих условий:

1. Приобретение собственного опыта на основе непрерывного образования педагога, систематизации теоретических и практических профессиональных знаний.

2. Развитие профессионального самосознания, самообразования и цели направленности работы по самосовершенствованию, профессиональному самообразованию.

1. Роль личностных качеств учителя в педагогической деятельности

Существует достаточно обширный перечень тех личностных качеств, которыми, по мнению разных исследователей, должен обладать учитель. Вряд ли можно определить качественное своеобразие личности учителя на основе их соединения.

Личностные и профессиональные качества: гражданственность и патриотизм, социальная активность, гуманистическая направленность, человеколюбие, любовь к детям, подлинная интеллигентность, высокий интеллектуальный уровень, эрудиция, духовность и нравственная зрелость, ценностные ориентации, общая культура, конкурентоспособность, трудолюбие и работоспособность, эмоционально - волевые качества, педагогическая направленность, развитое педагогическое мышление, профессиональный долг, педагогический такт, педагогическая культура, потребность в самосовершенствовании.

Важнейшими качествами учителя являются гражданственность и патриотизм, гуманизм и интеллигентность, высокая духовно - нравственная культура, ответственность и общительность, трудолюбие и работоспособность. Главные качества педагога - мастера - человеколюбие, творчество и умение общаться.

Гуманистическая направленность личности педагога - это его мотивы, интересы, ценности, идеалы. Каждый учитель должен стать гуманистом, признавать человека как высшую ценность на земле, а следовательно, в своей педагогической деятельности он должен осознавать значимость личности каждого ребенка, строить взаимоотношения с людьми на основе субъектности, сотрудничества, любви и уважения. Проявление гуманистического стиля взаимоотношений следует рассматривать как показатель профессионального мастерства учителя. Педагогическая направленность является базовым образованием в структуре личности педагога, именно она ориентирует его на ребенка как на ценность и на развитие у него индивидуальных способностей.

Другие качества учителя: любовь к детям, профессиональный долг и ответственность, педагогическая совесть и педагогическая справедливость, профессиональная самоотверженность, выдержка и самообладание. Любовь к детям - самое необходимое качество учителя. Любовь к детям - не только чувство, но и характеристика такого уровня педагогического сознания учителя, которому свойственно безусловное принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками, признание его права быть таким, какой он есть, а не каким бы он хотел его в данный момент видеть, понимание, сопереживание, сострадание и сочувствие, желание помочь ребенку в его развитии. профессиональное личностное качество педагог

Любовь к детям проявляется в уровне нравственных отношений учителя к ним, которые строятся на доверии, уважении, великодушии, доброте, на действенной заботе о развитии ребенка, раскрытии его возможностей. Называя качества, которые они более всего ценят в учителе, ученики, прежде всего, включают в данный список следующее: отзывчивость, доброжелательность, человечность, уважение к их личности и только потом - знание предмета и умение объяснять учебный материал. Не менее значимы для них и такие качества педагога, как терпение, уравновешенность, выдержка, которые являются важной составляющей и условием проявления истинной любви к детям. Без любви учителя к своим ученикам не рождаются ответная любовь и доверие. Недаром лучшие педагогические книги всех времен - это книги о любви воспитателя к своим воспитанникам: "Как любить ребенка" Я. Корчака, "Сердце отдаю детям" В.А. Караковского, "Педагогика как любовь" О.А. Казанского и многие другие.

Из любви к детям вырастает педагогический оптимизм учителя - вера в возможности ребенка, умение видеть в нем лучшее и опираться на это лучшее в воспитании, а также вера в собственные возможности и успех своего дела. Источниками профессионального долга и ответственности являются не только социальная ответственность учителя, но прежде всего ответственность перед каждым конкретным ребенком.

Выдержка и самообладание. Важное для учителя качество- выдержка, способность всегда, в любой обстановке, в непредвиденных обстоятельствах владеть собой, сохранять самообладание, управлять своими чувствами, темпераментом, не терять контроля над своим поведением. А ведь ситуации могут быть самыми неожиданными и возникать стремительно и бурно.

Педагогическая справедливость - это качество учителя, проявляющееся в объективном отношении каждому ученику, в признании права каждого на уважение его личности, в отказе от избирательного отношения к ученикам, деления их на "любимых" и "нелюбимых". Во всяком случае, его личное отношение не должно влиять на оценку их успехов и принятие педагогических решений.

Педагогическая этика - это гармония нравственных чувств, сознания и поведения учителя, которые целостно проявляются в его культуре общения с учениками, с другими людьми, в педагогическом такте учителя.

Педагогический такт - чувство меры в выборе средств педагогического взаимодействия, умение в каждом конкретном случае применять наиболее оптимальные способы воспитательного воздействия, не переходя определенную грань. Таким образом, ведущими условиями становления профессионально - педагогической направленности личности являются открытие ею своего педагогического призвания и формирование профессионально - ценностных ориентаций.

2. Знания, умения и навыки - основные компоненты в структуре профессиональных качеств педагога

Психолого-педагогические и специальные по предмету знания - важное, но недостаточное условие профессиональной компетентности учителя.

Знания - это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки, это коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Так как многие теоретико-практические и методические знания являются только предпосылкой интеллектуальных и практических умений и навыков.

Знания: теории и методики воспитания, содержания учебных предметов и методики его преподавания, психолого-педагогические, анатомо-физиолого-гигиенические, методики работы, содержания методов работы с родителями и общественностью, необходимые знания в области политики, истории, краеведения, литературы и искусства, морали, этики, эстетики, атеизма, права, техники и культуры.

Умения - это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Навыки - это компоненты практической деятельности, проявляющиеся в автоматизированном выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

Умения и навыки:

Организаторские: выявлять и организовывать актов класса, управлять им организовывать различные виды коллективной и индивидуальной деятельности учащихся, развивать их активность. Осуществлять педагогическое руководство пионерской работой в классе. Организовывать работу с родителями и общественностью.

Конструктивные: планировать воспитательную работу, отбирать целесообразные виды деятельности. Планировать систему перспективных линий в развитии коллектива и отдельной личности. Осуществлять индивидуальную программу воспитания каждого ученика в условиях коллектива. Осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом психолого-физических и возрастных особенностей.

Коммуникативные: устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, родителями, учителями. Регулировать внутриколлективные и межколлективные отношения. Располагать к себе учащихся, родителей находить нужные формы общения. Предвидеть результат педагогического воздействия на отношения с учащимися.

Исследовательские: изучать индивидуальные особенности учащихся и коллектива. Критически оценивать свой опыт, результаты своей деятельности. Осознанно совершенствовать педагогическое мастерство, самообразование и самовоспитание. Творческие: рисовать, петь, танцевать, играть на музыкальном инструменте, выразительно читать, массово-затейнические, спортивно-туристические.

3. Формирование и развитие педагогических способностей

Успех в деле обучения и воспитания школьников требует наличия у учителя профессионально значимых качеств личности. В структуре профессионально значимых качеств личности учителя различаются четыре подструктуры:

1. Коммунистическое мировоззрение, убеждения и идеалы, высокий моральный облик, высокий уровень общей культуры. Для учителя это действительно профессионально необходимые качества, так как осуществлять коммунистическое воспитание детей может лишь тот, кто сам коммунистически воспитан.

2. Положительное отношение к педагогической деятельности, педагогическая направленность личности, педагогические склонности, т. е. устойчивое желание и стремление посвятить себя педагогической работе. И это- профессионально необходимое качество личности, так как не может быть хорошим учителем тот, кто равнодушно и безразлично относится к своей работе.

3. Педагогические способности.

4. Профессионально-педагогические знания, умения и навыки. Педагогические способности как раз и реализуются в педагогических знаниях и умениях, определяя быстроту и легкость овладения ими.

Условно все педагогические способности можно подразделить на 3 группы:

личностные (связанные с отношением к детям);

дидактические (связанные с передачей информации детям);

организационно-коммуникативные (связанные с организаторской функцией и общением).

Личностные способности:

Расположенность к детям. Это основной стержень в структуре педагогических способностей. Под ним понимается разумная любовь и привязанность к детям, желание и стремление работать и общаться с ними. Расположенность учителя к детям выражается в чувстве глубокого удовлетворения от педагогического общения с ними, от возможности проникнуть в своеобразный детский мир, во внимательном, доброжелательном и чутком отношении к ним (не перерастающем, однако, в мягкотелость, уступчивость, безответственную снисходительность), в искренности и простоте обращения с ними. Способность управлять своим психическим состоянием, настроением. Это способность всегда пребывать на уроке в оптимальном для работы психическом состоянии, которое отличается бодростью, жизнерадостностью, достаточной живостью, но без излишней возбудимости. Учитель должен входить в класс оптимистически настроенным, с благожелательной улыбкой.

Дидактические способности:

Способность объяснять. Это способность делать свою мысль максимально понятной для другого, пояснять и разъяснятьтрудное и неподатное. Способный учитель делает содержание учебного предмета доступным, для учащихся, проявляя методическую изобретательность, преподносит им материал или проблему ясно и понятно, доходчиво и просто, вызывает интерес к предмету, возбуждает у учащихся активную, самостоятельную мысль. Учитель умеет в случае необходимости трудное делать легким, сложное - простым, непонятное - понятным. В основе этого лежит постоянная установка на учет психологии учащихся. Учитель учитывает уровень их подготовки, развития, помнит о том, что они знают и чего еще не знают, что уже могли забыть, предвидит и предупреждает возможные затруднения учеников.

Академические способности. Под этим понимают способности в области соответствующего предмета, точнее, области науки.

Под академическими способностями также понимают эрудицию учителя, способность достигать капитального уровня знаний, широту его умственного кругозора. У него выражена потребность в постоянном расширении своих знаний. Такой учитель знает свой предмет значительно шире и глубже, чем это нужно для урока, свободно владеет материалом, постоянно следит за новым в своей науке. В.А. Сухомлинский говорил, чтобы дать ученикам искорку знаний, надо выпить целое море света. Хороший учитель изучает опыт других учителей, заимствует у них все ценное, но никогда слепо не копирует чужую работу, как бы она хороша ни была, понимая, что у него другой класс, другие ученики и сам он другой человек (10, с. 69).

Речевая способность. Это способность ясно и четко выражать свей мысли и чувства в речевой форме, сопровождаемой выразительной мимикой и пантомимикой (речевую способность иногда называют ораторской). Речевая способность - одна из важнейших в профессии учителя, так как передача информации от учителя к учащимся носит в основном второсигнальный, словесный характер. Здесь имеются в виду как внутренние (содержательные) особенности речи, так и внешние. Речь учителя должна отличаться внутренней силой, убежденностью. Ученики должны чувствовать заинтересованность учителя в том, что он говорит. Учитель избегает длинных фраз, сложных словесных конструкций и выражает мысли просто и понятно для учащихся. Очень оживляет речь и уместный юмор, шутка, легкая доброжелательная ирония.

Речь учителя должна быть живой, образной, интонационно яркой и выразительной, эмоционально окрашенной, с четкой дикцией, отличаться, отсутствием стилистических, грамматических, фонетических погрешностей. Однообразная, тягучая, монотонная речь очень быстро утомляет, вызывает скуку, вялость, безразличие, равнодушие. Слишком торопливый темп речи мешает усвоению и тоже быстро вызывает утомление. Так же влияет и громкость речи. Чересчур громкая, резкая, крикливая речь учителя нервирует учащихся; слабый, тихий голос учителя плохо слышен. Жесты оживляют речь, но слишком частые, однообразные, суетливые жесты и движения раздражают.

Организаторские способности. Они проявляются в двух видах. Во-первых, в способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач, предоставив ему разумную степень инициативы и самостоятельности. Во-вторых, в способности правильно организовать собственную работу, что предполагает аккуратность и четкость, умение планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.

Коммуникативная способность. Это способность устанавливать правильные взаимоотношения со школьниками (коллективом и отдельными учениками), учитывая их индивидуальные и возрастные особенности.

Педагогическая наблюдательность. Это способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, проницательность, связанная с тонким пониманием личности ребенка и его временных психических состояний. Способный учитель, воспитатель по незначительным признакам, едва заметным внешним проявлениям улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика.

Педагогический такт. Он проявляется в способности находить наиболее целесообразные меры воздействия на учащихся, принимая во внимание их возрастные и индивидуальные особенности, и в зависимости от конкретной ситуации. Такт выражается в умелом сочетании уважения и требовательности к ученику, доверия и систематического контроля, в правильном использовании одобрения и осуждения. Тактичный учитель доброжелателен, чуток, отзывчив. Он прост и естествен в обращении с детьми.

Суггестивная способность (в переводе с латинского - "основанная на внушении"). Это способность эмоционально-волевого воздействия на учащихся, способность предъявлять требования и добиваться безусловного их выполнения. Суггестивная способность зависит от развития воли, глубокой уверенности в себе, чувства ответственности за обучение и воспитание школьников, от убежденности учителя в своей правоте. Причем речь идет о способности требовать, добиваться своего, но добиваться спокойно, без грубого нажима, принуждения и угроз. Такие же черты учителя, как мягкотелость, наивная доверчивость, вялость, беспринципная снисходительность, безволие, не содействуют успеху педагогической деятельности. Когда учитель постоянно обращается к ученикам только просительно-неуверенным тоном, внутренне ощущая собственное бессилие, не чувствует себя хозяином положения, ученики обычно бравируют своей безнаказанностью.

Педагогическое воображение. Оно выражается в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением, что и при каких условиях получится из ученика в будущем, в способности прогнозировать развитие тех или иных его качеств. Эта способность связана с педагогическим оптимизмом, верой в могущество воспитания, верой в человека.

Распределение внимания. Хороший учитель обладает высокоразвитой способностью распределять внимание между двумя или несколькими деятельностями или объектами. Он внимательно следит за тем, как он излагает материал, как развертывает свою мысль (или слушает ответ ученика), в то же время держит в поле внимания всех учащихся, реагирует на признаки утомления, невнимательности, непонимания, случаи нарушения дисциплины и, наконец, следит за собственным поведением (позой, жестами, мимикой, походкой и т. д.). Неопытный учитель, нередко погружаясь целиком в процесс изложения материала, не замечает в это время учащихся, упускает их из-под контроля, а если пытается внимательно наблюдать за учащимися, то теряет нить изложения.

Педагогические способности у будущих учителей - учащихся педагогических училищ формируются и развиваются в системе учебно-воспитательной работы педагогических училищ. Но это не значит, что учащиеся должны ориентироваться только на это и пассивно ожидать, пока к концу обучения у них сформируются педагогические способности. Самовоспитание педагогических способностей каждым будущим учителем является существенным дополнением к соответствующим формам учебно-воспитательной работы педагогического училища.

Таким образом, каждый из вас должен систематически стремиться к развитию у себя педагогических способностей, заниматься профессиональным самовоспитанием.

4. Педагогическое мастерство и его элементы

Многообразие и сложность задач формирования нового человека делают проблемы педагогического мастерства особенно актуальными для современной теории и практики воспитания. Впрочем, классики русской и советской педагогики всегда ставили проблему формирования педагогического мастерства как одну из важнейших в обучении будущих учителей. Невозможно изменить духовный мир личности без влияния опытного педагога, который должен в совершенстве владеть умением воздействовать на учащегося, формировать его потребности и убеждения, способности и практические навыки.

Педагогическое мастерство- это профессиональное умение оптимизировать все виды учебно-воспитательной деятельности, целенаправить их на всестороннее развитие и совершенствование личности, формирование ее мировоззрения, способностей, потребности в социально значимой деятельности.

Элементы педагогического мастерства:

Гуманистическая направленность:

Интересы;

Ценности;

Профессиональное знание:

Предмета, его методики преподавания;

Педагогики;

Психологии.

Педагогические способности:

Коммуникативность;

Перцептивные способности;

Динамизм;

Эмоциональная устойчивость;

Оптимистическое прогнозирование;

Креативность.

Педагогическая техника:

Умение управлять собой;

Умение взаимодействовать.

Мастерство в любой деятельности является своеобразным качественным ориентиром, к которому надо стремиться. Мастерство определяется как высокое искусство в какой-либо области, а мастер- это специалист, достигший высокого искусства в своем деле.

Более высокой ступенью профессионализма является педагогическое мастерство, которое чаще всего определяют как сплав личностно- деловых качеств и профессиональной компетентности преподавателя, как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности. Составляющие мастерства педагога, предлагаемые разными авторами, достаточно многообразны и обширны. Но все они могут быть объединены в несколько групп.

Слагаемые педагогического мастерства:

личностный компоненты;

информационно-теоретический компонент;

деятельностный компонент;

профессионального - педагогическая направленность;

педагогическая технология;

педагогическая техника;

профессионально-педагогическая направленность;

общекультурные, психолого-педагогические и специальные знания;

индивидуальный стиль деятельности.

Педагогическое мастерство выражается в профессиональной деятельности педагога, следовательно, его можно рассматривать как частный вариант профессиональной деятельности личности и отдельно от личности не существует. Поэтому личностно-деятельностный подход наиболее корректен для понимания сущности педагогического мастерства.

Педагогическое мастерство можно рассматривать как свойство личности, отражающее ее духовно- нравственную и интеллектуальную готовность к творческому осмыслению социокультурных ценностей общества, а также теоретическую и практическую готовность к творческому применению знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности.

Педагогическое мастерство- достаточно подвижная система, поскольку в нем отражаются и объективные условия существования личности в обществе, осуществление ею в этом обществе профессиональной деятельности, и субъективные особенности этой личности. Оба этих фактора отличает динамические характеристики.

Учитель-мастер вдвойне: как глубокий знаток психологии личности и того, чему ее учит, и как человек, владеющий способами обучения и воспитания. Поразительны успехи А.С. Макаренко, который смог из трудных, искалеченных детских судеб создать уникальный жизнетворный коллектив, как в сжатые сроки и, главное, с радостью все дети успешно постигают самые сложные проблемы математики и физики.

Педагогическое мастерство - это сплав личностных и профессиональных качеств.

Учитель-мастер выгодно отличается от просто опытного учителя прежде всего знанием психологии детей и умелым конструированием педагогического процесса. Знание психологии детей становится ведущим в структуре знаний тех учителей, которые чутко воспринимают реакцию учащихся на свои действия. Не случайно В.А. Сухомлинский писал: "Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, - в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это- желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее школы".

Мастерство проявляется в деятельности. Именно такое понимание мастерства и принято в педагогике. Оно определяется как "высший уровень педагогической деятельности… проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов", или же как "высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения", или как "синтез научных знаний, умений и навыков методического искусства и личных качеств учителя". Мастерство выражается в успешном решении разнообразных педагогических задач, в высоком уровне организованного учебно-воспитательного процесса. Но суть его в тех качествах личности учителя, которые порождают эту деятельность, обеспечивают ее успешность. И эти качества нужно искать не только в умениях, а в том сплаве свойств личности, ее позиции, которые и создают педагогу возможность действовать продуктивно и творчески.

На основе своеобразного сплава знаний, способностей и умений рождается мастерство - высший уровень профессионализма. Быть мастером педагогического труда - значит глубоко осознавать закономерности обучения и воспитания, умело применять их на практике, добиваться ощутимых результатов в развитии личности воспитуемого. Исследователь проблем мастерства Ю.П. Азаров дает такую его трактовку:

"Мастерство является единичным и особенным по отношению к всеобщему, к практике... Мастерство как единичное прокладывает дорогу всеобщему...".

Мастерство - то великое чудо, которое рождается мгновенно, когда педагог во что бы то ни стало должен найти оригинальное решение, обнаружить педагогический дар, веру в бесконечные возможности человеческого духа... Снова и снова я готов повторять одну и ту же формулу мастерства, сущность которой в триаде: технология, отношения, личность...

В педагогическом мастерстве игра - лишь форма, а содержание - всегда утверждение высших человеческих ценностей... всегда освоение культуры и развитых форм общения.

Становление педагогического мастерства всегда связано с необходимостью разрешать сложнейшие противоречия в самой творческой деятельности воспитателей, разных по своим убеждениям, способам общения с детьми".

Таким образом, мастерство неотделимо от творчества - от способности выдвигать новые идеи, принимать нестандартные решения, использовать оригинальные методы и технологии, короче - конструировать учебно-воспитательный процесс, воплощая замысел в реальность.

Заключение

Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний и умений. Каждый педагог - это личность. Личность педагога, ее влияние на воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогическая техника.

Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность. Подчеркнем также важность самосовершенствования, саморазвития, ибо учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.

Профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных учащихся, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Что же должно быть объектом осознания педагога в плане его психологической профессионально-педагогической подготовки? Во-первых: его профессиональные знания и качества ("свойства") и их соответствие тем функциям, которые должен реализовать учитель в педагогическом сотрудничестве с учениками, во вторых: его личностные качества, как субъекта этой деятельности, и, в-третьих: его собственное восприятие себя как взрослого - человека, хорошо понимающего и любящего ребенка.

Список использованных источников

1. http://uchebnikionline.com.

2. http://www.grandars.ru.

3. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. Екатеринбург, 2000.

4. Климов Е.А. Психология профессионала. М.; Воронеж, 1996.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика профессиональных качеств современного педагога. Выявление специфики профессионально-педагогической культуры учителя литературы и определение роли творческих способностей и эмоционально-коммуникативных качеств в работе учителя-филолога.

    реферат , добавлен 03.02.2012

    Педагогическое мастерство как профессиональное качество личности учителя и воспитателя. Личность педагога в традиционной системе обучения. Профессионализм учителя, включающий в себя ряд личностных качеств, таких как моральные и нравственные аспекты.

    реферат , добавлен 18.12.2010

    Сущность и основные функции педагогической деятельности. Индивидуально-психологических особенности личности учителя. Понятие о педагогической позиции. Педагогическое мастерство, профессионализм и педагогическая техника. Мастерство учителя на уроке.

    презентация , добавлен 15.01.2015

    Сущность, признаки, предмет, средства, продукт педагогической деятельности. Специфика особенностей труда учителя. Профессионально-значимые качества его личности. Выявление направленности на характер деятельности и профессиональных установок педагога.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2015

    Личностные критерии успешности учителя. Особенности личностных и индивидуальных качеств учителя. Соответствие учителя педагогической деятельности. Стиль педагогической деятельности. Модель личностно-деловых качеств учителя. Стремление к самопознанию.

    реферат , добавлен 30.06.2013

    Общие задачи педагогической деятельности. Оценка совместимости учебной и воспитательной деятельности учителя. Анализ профессиональных и личностных качеств педагога. Значение культуры речи в педагогической деятельности, личностно-гуманная модель общения.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2014

    Теоретические основы применения дидактической игры в развитии профессионально значимых качеств будущего учителя технологии и предпринимательства. Педагогическое проектирование и реализация, развивающих профессионально значимые качества личности.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2010

    Педагогическое мастерство как важная сторона профессиональной культуры. Возможности реализации творческого подхода к организации преподавания в современной школе. Личностные и профессионально значимые качества учителя. Особенности умений учителя-мастера.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2014

    Рассмотрение профессионально-личностных качеств педагога. Профессионально-педагогическая компетентность и культура учителя. Педагогические способности как совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, описание ведущих свойств.

    презентация , добавлен 10.11.2014

    Требования личности учителя в системе педагогической деятельности. Роль педагога в развитии ребенка. Характер и перцептивно-рефлексивные, проективные, конструктивные, управленческие способности учителя. Совершенствование его профессиональных свойств.

ОБЖ