Три скамейки стояло у стены. Казарина С. , Милюк А. , Усачева М. П Стилистика и культура речи: Учебное пособие по русскому языку А. В. Милюк М. П. Усачева С. Г. Казарина Учебно-методическое пособие позволяет самостоятельно подготовиться к. Сейчас диктор п

обрании постановили о том, чтобы выдать премию.

1) Предоставьте Сергеевой отпуск согласно личному заявлению.

2) С приездом в Москву он чувствовал себя плохо.

3) Из-за своей скромности она никогда не выступает.

4) На это не раз уже было указано.

5) На собрании постановили выдать премию.

Задание 15. Исправьте речевые ошибки:

1) Сейчас диктор подтвердил о том, что шайбу забил Фирсов.

2) Что можно комментировать о таком ударе?

3) Сегодня погода благоприятствует для хорошего темпа лыжных гонок.

4) На конференции состоялся обмен мнений.

5) Выводы комиссии противоречат с мнением коллектива лаборатории.

1) Сейчас диктор подтвердил то, что шайбу забил Фирсов.

2) Как можно комментировать такой удар?

3) Сегодня погода благоприятствует хорошему темпу лыжных гонок.

4) На конференции состоялся обмен мнениями.

5) Выводы комиссии противоречат мнению коллектива лаборатории.

Задание 16. Исправьте речевые ошибки:

1) У стены стоит черная рояль.

2) На ужин мы приготовили жареную картофель.

3) По обоим сторонам дороги росли высокие деревья.

4) Друг пригласил меня на чашечку черного кофя.

1) У стены стоит черный рояль.

2) На ужин мы приготовили жареный картофель.

3) По обеим сторонам дороги росли высокие деревья.

4) Друг пригласил меня на чашечку черного кофе.

5) Для прослойки торта можно использовать яблочное повидло.

Задание 17. Исправьте речевые ошибки, связанные с нарушением построения предложений:

1) Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.

2) Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой, Чехов.

3) Летом мы побывали в Пскове и не только посетили Михайловское, но и Святогорский монастырь.

4) Я занимаюсь теннисом не только летом, а также зимой.

5) В комнате возле печи стояла девушка, она была жарко натоплена.

1) Толпы людей были повсюду: на улицах, на площадях, в скверах.

2) Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголя, Тургенева, Толстого, Чехова.

3) Летом мы побывали в Пскове, посетили Михайловское и Святогорский монастырь.

4) Я занимаюсь теннисом не только летом, но и зимой.

5) В комнате возле жарко натопленной печи стояла девушка.

Задание 18. Исправьте речевые ошибки, связанные с употребле нием причастных и деепричастных оборотов.

1) В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.

2) Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.

3) Посмотрев фильм, писатель стал мне еще ближе и дороже.

4) Перечисляя в конце фильма имена погибших, верится, что их не забудут.

1) В мастерскую привезли табуретки, сделанные столярами.

2) Из этой книги мы узнали об ужасах, пережитых нашим народом.

3) После просмотра фильма писатель стал мне еще ближе и дороже.

4) Перечисляя в конце фильма имена погибших, автор призывает не забывать их.

5) Глядя на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.

Задание 19. Исправьте речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слова.

1) Спонсоры внесли значительную лепту в организацию праздника.

2) Он двадцать лет проработал в торговле, хотя с детства мечтал стать коммерсантом!

3) Билетов в партер уже не было, пришлось довольствоваться местом на балюстраде.

4) Помещики жестоко обращались со своими придворными.

5) Во время интервала между уроками в класс вошел директор школы.

1) Спонсоры внесли значительную финансовую помощь в организацию праздника.

2) Он двадцать лет проработал в торговле, хотя с детства мечтал стать капитаном!

3) Билетов в партер уже не было, пришлось довольствоваться местом на балконе.

4) Помещики жестоко обращались со своими крепостными.

5) Во время перемены между уроками в класс вошел директор школы.

Задание 20. Определите, к какому стилю речи относится текст. Найдите языковые средства, характерные для этого стиля. Переписать текст и выписать языковые средства.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли определенными учредительными документами.

Официально-деловой стиль - это стиль документов: международных договоров, государственных актов, юридических законов, постановлений, уставов, инструкций, служебной переписки, деловых бумаг и т. д. Несмотря на различия в содержании и разнообразие жанров, официально-деловой стиль в целом характеризуется рядом общих черт.

К ним относятся:

1) сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств;

2) стандартное расположение материала, нередкая обязательность формы (удостоверение личности, различного рода дипломы, свидетельства о рождении и браке, денежные документы и т. д.), употребление присущих этому стилю клише;

3) широкое использование терминологии, номенклатурных наименований (юридических, дипломатических, военных, административных и др.), наличие особого запаса лексики и фразеологии (официальной, канцелярской), включение в текст сложносокращенных слов, аббревиатур;

4) частое употребление отглагольных существительных, отыменных предлогов (на основании, в отношении, в соответствии с, в деле, в силу, в целях, за счет, по линии и др.), сложных союзов (вследствие того что, ввиду того что, в связи с тем что, в силу того, что и др.), а также различных, устойчивых словосочетаний, служащих для связи частей сложного предложения (на случай, если...; на том основании, что...; по той причине, что...; с тем условием, что...; таким образом, что...; то обстоятельство, что...; тот факт, что... и т.п.);

5) повествовательный характер изложения, использование номинативных предложений с перечислением;

6) прямой порядок слов в предложении как преобладающий принцип его конструирования;

7) тенденция к употреблению сложных предложений, отражающих логическое подчинение одних фактов другим;

8) почти полное отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств;

9) слабая индивидуализация стиля.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Введенская Л. А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов-на Дону: «Феникс»,2002. 544с.
  2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995
  3. Русский язык и культура речи: Учебник.\ Под ред. проф. В.И.Максимова. М.,2000.

А) Восемь человек вошло в дом трактирщика.

В) *Восемь человек вошли в дом трактирщика.

С) Восемь человек вошел в дом трактирщика.

Д) Восемь человек входит в дом трактирщика.

Е) Восемь человек вошла в дом трактирщика.

2. Найдите правильный вариант согласования

A) Тридцать один ученик участвовали в походе.

B) Большая часть домов в этом районе каменные.

C) Молодежь собрались в клубе.

D) Кто-то из нас совершили этот проступок.

E) *Большинство команды поддержало тренера.

3.

A) Предоставьте Сергеевой отпуск согласно личного заявления.

B) Мы шли по лесу, ориентируясь на солнце.

C) *Новая машина удовлетворяет всем требованиям техники безопасности.

D) Хочется сказать добрые слова на адрес директора.

E) Благодаря плохой погоде, он промочил ноги и заболел.

4. Найдите правильный вариант управления глаголов

А) Выросло поколение, для которых война - история.

В) *Он хотел учиться музыке.

С) Я хочу стать помощником тепловоза.

Д) На собрании были приведены примеры о плохой работе администрации.

Е) Среди сотрудников института была проведена беседа по экономике.

5. Найдите правильный вариант управления глаголов

А) Об этом не раз уже было указано.

В) Позвольте вспомнить Вам, что год назад Вы утверждали обратное.

С) *Фотокорреспондент сфотографировал анфас известного артиста.

D) Жители села приняли участия на ярмарке.

Е) М.Ломоносов посвятил свою жизнь служению народа.

6. Исправьте речевые ошибки

А) *Как можно прокомментировать такой удар?

В) На конференции состоялся обмен мнений.

С) Выводы комиссии противоречат с мнением коллектива лаборатории.

Д) Нам остается позавидовать о том, что у вас есть такой музей.

Е) Эта песня доставила для меня большое удовольствие.

7. Исправьте речевые ошибки

А) У стены стоит черная рояль.

В) На ужин мы приготовили жареную картофель.

С) По обоим сторонам дороги росли высокие деревья.

Д) Друг пригласил меня на чашечку черного кофя.

Е) *В праздники в доме обычно варили вкусный студень.

8. Исправьте речевые ошибки

А) В зале сидит компетентный жюри.

В) Ребенок с удовольствием ест картофельный пюре.

С) Мама чисто убрала в комнате, на окна повесила красивую тюль.

Д) Лицо дамы скрывал густой вуаль.

Е) *Отличник гордился своим табелем.

9.

А) Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.

В) Я занимаюсь теннисом не только летом, а также зимой.

С) В комнате возле печи стояла девушка, она была жарко натоплена.

Д) *Воздух был пропитан жаркими испарениями земли, незадолго до вечера смоченной дождем.

Е) Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.

10. Исправьте речевые ошибки, связанные с нарушением построения предложений

А) *Я не заметил, находится ли он в комнате.

В) Он видит лицо сына, внимательно прислушивающееся к разговору.

С) Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног.

Д) По узкой тропинке мы поднялись на площадку,

извивающуюся между скал.

Е) Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.

11. Исправьте речевые ошибки, связанные с нарушением построения предложений

А) Приведенные факты в докладе говорят об успехах нашей науки.

B) *Имеющийся жизненный опыт человека – это его истинное богатство.

D) Пострадали жители селений, отрезанные наводнением от внешнего мира и которые спасались на крышах домов.

Е) Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны получать высокую пенсию.

12.

А) В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.

В) Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.

С) *Когда перечисляют в конце фильма имена погибших, мы верим, что их не забудут.

Д) Глядя на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.

Е) Дети играли на покрытом лугу свежей травой.

13. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением причастных и деепричастных оборотов

А) Придя в первый день на участок, нам сразу же дали задание.

В) Перейдя в 9 класс, у нас появился новый предмет.

С) Читая поэму, чувствуется сила каждого слова.

Д) *Честь и хвала воспитателям, сумевшим вырастить хороших людей.

Е) Стоя у дверей в гостиную, мне был ясно слышен их разговор.

14. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением причастных и деепричастных оборотов

А) Книга, читающаяся с увлечением, содержит много интересного.

В) В тяжелом положении находились люди, потерявшие жилье и которые не получили компенсацию.

С) Выращенные овощи в теплице менее полезны, чем грунтовые.

Д) Полученное задание на практике следует выполнить к концу марта.

Е) *Не окончившему школу Серику пришлось работать.

15.

А) *Предприятие наладило выпуск товаров, пользующихся большим спросом, поэтому считалось теперь рентабельным.

В) Спонсоры внесли значительную лепту в организацию праздника.

С) Он двадцать лет проработал в торговле, хотя с детства мечтал стать коммерсантом.

Д) Во время интервала между уроками в класс вошел директор школы.

Е) Интерьер нашей улицы очень красивый.

16. Исправьте речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слова

А) Данный вопрос не входит в нашу миссию.

В) *Он медленно перелистывал страницы путеводителя по дворцу.

С) Мы испытываем летаргию по прошлому.

D) Свое следующее поприще, я думаю, он сделает в политике.

Е) Дилемма, поставленная перед коллективом, была успешно выполнена.

17. Исправьте речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слова

A) Если хорошо изучить картографию, можно выиграть в покер много денег.

B) Правда и только правда – таков имидж писателя.

C) *Наши успехи в экономике привели к заметному прогрессу в других областях.

D) Когда занавес раздвинулся, на сцене стоял актер в золоченом амплуа.

E) Радостное известие привело его в минорное настроение – он готов был запрыгать от счастья.

18.

А) Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка.

B) Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.

C) Успехами мы не блестим.

D) *Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций доцента Ахметова по физике.

Е) Задача, поставленная перед нами, достигнута.

19. Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов

А) Организовано общежитие для мужчин и женщин с железными койками на сетках.

B) Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.

C) Общественность города широко готовится отметить юбилей известного писателя.

D) Девушка купила карие чулки.

Е) *Большая часть времени уходила на составление ненужных отчетов.

20. Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов

А) *Сын преклонил колени перед матерью.

В) В этих соревнованиях спортсмен одержал поражение.

С) Ученики пристально слушали рассказ учителя.

Д) В течение долговременного периода идет оформление документов.

Е) Он был мне подлинным другом.

21.

А) Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.

В) *Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виноватым видом.

С) В этот день я услышала много обидчивых слов.

Д) Любой поступок заслуживает осуждения.

Е) Студент быстро освоил материал.

22. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов

А) Мой брат – человек практический, он не выбрасывает старые вещи.

В) В новых кварталах города находятся самые высотные дома.

С) *Она пришла в цветном платье.

Д) Она приготовила сытый завтрак.

Е) Болотистый ил является отличным удобрением.

23. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов

А) *В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусственное вскармливание.

В) В жаркий день приятно походить по теневым аллеям.

С) Землю надо обезводеть.

Д) С особым удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.

Е) На поляне мы увидели высокий земельный холм.

24. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов

A) Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережная.

B) Ему была представлена возможность поехать на юг.

C) Были проведены отборные соревнования по гимнастике.

D) Учиться он не хотел, вот и вырос невежей.

E) *Он не любил работать и вел праздный образ жизни.

25.

А) Гость попытался собрать осколки вазы.

В) Выехать нам не удалось, потому что начался ливень.

С) У него сразу вспотели ладони.

Д) *Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе.

Е) Прейскурант вывешен на витрине.

26. Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм

А) В заключение рассказчик поведал еще одну забавную историю.

В) Даже при неблагоприятных условиях развитие растений продолжается.

С) *Впереди лидирует гонщик под номером 5.

D) Между природой и человеком уже не существует разницы.

Е) Работа была выполнена небрежно.

27. Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм

А) Как только прочитаете книгу, сразу же возвратите ее в библиотеку.

В) В прошлом году они окончили университет.

С) Народ сумеет отстоять свою независимость и территориальную целостность.

Д) Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его суть.

Е) *В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки.

28. Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм

А) *На выполнение этого задания понадобилось более двух часов времени.

В) Мы его видели в профиль.

С) Старые методы руководства были признаны ошибочными.

Д) Лес, окутанный мраком, наводил на нас ужас.

Е) Обмен опытом был очень полезен.

29.

А) Сейчас же спрячь язык!

В) Ты что, с Луны свалился?

С) А сейчас все пойдут по своим делам.

Д) *Надо взглянуть на дело глазами будущего потомка.

Е) Цыплят, как известно, считают по осени.

30. Найдите речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов и устойчивых словосочетаний

А) Взаимопонимание и доверие имеют большое значение в семейной жизни.

В) Я уйду по-английски.

С) Завтра боевое крещение наших спортсменов.

Д) *Музыка оказала сильное впечатление на всех.

Е) Из-за недостатка улик дело было положено под сукно.

31. Найдите речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов и устойчивых словосочетаний

А) Не удалось Семену Давыдову насладиться счастьем семейной жизни.

В) Такое несоответствие проходит красной нитью в студенческих работах.

С) Мальчишка любил пускать пыль в глаза, рассказывая о своих успехах.

Д) Среди всеобщей тишины раздается гомерический смех.

Е) *У нее всегда семь пятниц: то она поможет в работе, то не хочет об этом говорить.

32. Найдите речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов и устойчивых словосочетаний

А) Рабочие занимались сизифовым трудом, разгружая и перекладывая кирпич вручную, снова нагружая и поднимая наверх, к лесам.

В) Не мудрствуя лукаво, приведу цитату из отчета.

Д) Хотя был он и не из робкого десятка, но тут не мог не испугаться.

Е) *Десятки жалоб на руководство предприятия остаются гласом, вопиющим в пустыне.

33. Найдите речевые ошибки

А) Сначала думай, потом отвечай.

В) Он объявил громогласно о своих планах.

С) Он попал в туберкулезный диспансер.

D) За дорогой на склонах холма раскинулись луга, а на его вершине растет лес.

Е) *Я кушаю фрукты каждый день.

34. Найдите речевые ошибки

А) В книге говорится о дружбе класса, о том, как они борются за успеваемость.

В) В лесах особенно долго была зима, и снег медленно таял, так как его защищали от солнца деревья.

С) *Своими соображениями о новом методе он поделился с коллегой по работе.

D) Специфическая особенность художественной речи состоит в наличии большого количества образных слов и выражений.

Е) Ваше согласие играет для меня большую роль.

35. Найдите речевые ошибки

А) Эти разрушения произошли в результате плохой работы труб.

В) Я приложу все усилия, чтобы сдать экзамен по русскому языку.

С) Он очень практичный человек.

D) Все командированные могут поселиться в гостинице.

Е) *Благодаря наводнению люди остались без крова.

36. Найдите речевые ошибки

А) За каждым трактористом закреплен определенный трактор, за состоянием которого он обязан следить.

В) В книгах жизнь должна изображаться без прикрас.

С) Подъезжая к станции и глядя на вокзал в окно, я почувствовал внезапную радость.

D) *Проходя по цеху, на меня пахнуло жаром.

Е) Когда я смотрю на ветку сирени, мне вспоминается родина.

37. Найдите речевые ошибки

B) *Живущие родственники в Алматы, приехав в Астану, остановились у нас.

C) Если цветы сразу же не поставить в вазу, они завянут.

D) Сквозь щели в крыше проникают два солнечных луча.

Е) В турнире принимали участие представители многих стран: Австрии, Венгрии, Казахстана, России, Италии и других.

38. Найдите речевые ошибки

А) Нужно подумать о кормах на зиму для животных.

В) Был сильный дождь. В университет шли два студента, один из них был в плаще.

С) В высокой вазе цветы будут выглядеть более красиво.

D) По получении ответа немедленно принимайте меры.

Е) *Мальчик навзничь упал на землю, уткнувшись лицом в ладони рук.

39. Найдите речевые ошибки

A) *Поднявшись вверх по реке, их застигла буря.

B) Он был смелым человеком, не боявшимся трудностей.

C) Петя с другом решили, что поедут в лагерь.

D) Охотник был не из трусливых, поэтому не испугался, когда увидел барса.

E) Наш интерес к медицине вполне понятен.

40. Найдите речевые ошибки

A) Среди двадцати одного студента группы четверо были отличниками.

B) На обоих коленях были царапины.

C) *Дедушка пришел на концерт послушать выступление его внука.

D) Самый большой вред наносит человеку курение.

E) Свыше пятисот народностей проживают на этом континенте.

41. Определите, к какому стилю принадлежит приведенный ниже текст:

О целесообразности внедрения в лесокультурное производство ягодников свидетельствует передовой опыт алтайских лесоводов по созданию государственных лесных полос в сухой Кулундинской степи с участием этих ягодников в опушечных рядах. Во всяком случае, местное население с большой благодарностью оценивает такое мероприятие, ежегодно до последней ягодки собирая обильный урожай смородины, золотистой облепихи, не повреждая кустарников.

А) разговорному;

В) художественному;

С) *публицистическому;

D) официально-деловому;



Упражнение 4. Найдите и исправьте ошибки в согласовании

Она настоящий сластена.

Восемь человек вошло в дом трактирщика.

Тридцать один ученик участвовали в походе.

Большая часть домов в этом районе каменные.

Много веков крестьянство боролись против помещиков.

Иванов был круглая сирота.

Он такая растяпа!

Это было в проливе Босфоре.

Это случилось в штате Мичигане.

К уборке зерновых культур уже приступил ряд хозяйств.

Детвора благодарны шефам за подарок.

Автомобиль «Жигули» пришли первыми.

Три скамейки стояло у стены.

Большинство произведений поэта посвящено теме любви.

Не то снег, не то град выпадут завтра.

Музей-квартира закрыта на ремонт.

Плащ-палатка была уже сложена.

Космический корабль летит к планете Марсу.

Над горой Казбеком взлетел флаг.

Для этого потребуются несколько месяцев.

Вся в грязи «Жигули» остановилась.

Кто из подруг написала об этом?

При погрузке сэкономлены 35 часа.

Сейчас выступит русская ученая профессор Иванова.

Мы изучаем сообщения космического аппарата «Луны-10».

Телескоп был направлен в сторону созвездия Близнецов.

Она опытная инженер.

Река Днепр этой весной вышел из берегов.

Веселый котенок Мурка смешила нас каждый день.

Детвора с утра резвились во дворе.

В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.

Нарушения в управлении глаголов

Напишите эссе на тему «Что такое патриотизм?» Согласитесь с мнениями мыслителей прошлого или опровергните их.

Упражнение 20. Задание. «С пословицей не поспоришь». Продолжите пословицы и напишите эссе, взяв одну из них в качестве темы.



Живи не скупись, с друзьями

Волков бояться

Дерево смотрят в плодах, человека

Наше счастье в наших

Всяк своего счастья

Был бы друг, будет и

По одежке встречают, по уму

Только первый шаг

Не было бы счастья, да несчастье

Поспешишь

Слезами горю не

Взялся за гуж не говори

Хочешь есть калачи, не сиди

Под лежачий камень и вода

На ловца и зверь

Смелость города

Труд кормит, а лень

Большому кораблю

Ум хорошо, а два

Скорость нужна, а поспешность

Капля по капле и камень

Не узнавши броду, не суйся

Живи не вчерашним, а

Назвался груздем

Не сиди сложа руки

Береги платье снову

Знаешь дело

Аппетит приходит

Дорогу осилит

Упустишь минуту - потеряешь

Вчерашнего дня не

Ум да здоровье всего

Правда ни в огне не горит, ни в воде

Все хорошо, что

Счастье хорошо, а

Не ошибается тот, кто

Не место красит человека, а

Конец - делу

Не откладывай на завтра то, что можешь

Делу время, потехе

Один за всех и все

Кончил дело

И швец и жнец и на дуде

Без труда не выловишь и

Есть терпенье, будет и

Не даром говорится, что дело

Повторенье - мать

Кто любит науки, тот не знает

Не стыдно не знать, стыдно

Учиться никогда не

Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота,

Ученье - свет, а неученье -

Ученому везде

Что написано пером, то

Золото из земли, а знания из

Съел ковригу - напитался один, прочитал книгу

Язык до Киева

Меньше говори - больше

В умной беседе ума наберешься, в глупой - и свой

Пословица - не в бровь, а

Упражнение 1. Подчеркните и исправьте словосочетания, в которых нарушены нормы сочетаемости.

Делать привилегии кому-либо, различный от других, поставить под угрозусрыва, глубокая бездна, памятный сувенир, иметь влияние на детей, глубокоесопротивление, давать намеки, нести потери, делать жертву, пьеса прошла сбольшим интересом, различать звук от буквы, нести военную службу,понятливый малыш, испытывать нужду, причинить укус, массовое количествобеженцев, обеспечивать гарантии, одержать первенство, подросткизанимаются преступлениями, осуществлять руководство, писатель русскойклассики, играть значение, находить применение, большой уровеньобразования, закоренелый семьянин, испытывать нужду, заядлый спорщик,превратно понять, сделать услугу.

Реанимация жизни, документальное досье, различать добро и зло,причинить вред, обосновать город, уклонятся от ответственности, получитьуважение окружающих, выбить почву из - под ног, бережливоеотношение, уделять внимание воспитанию ребенка, благодаря халатности,неминуемая гибель, оказать пользу, признать поражение, посягать на жизнь,скучать по дому, заядлый труженик, ввести в заблуждение,гарантированные государством права, поднять тост, тосковать по семье,одержать успехи, совершить нападение, принимать меры, игратьпервостепенное значение, оказывать знаки внимания, занять званиечемпиона, раскрыть тему сочинения, разочароваться в жизни, кануть в историю, испытывать нужду, нести убытки, оказать впечатление, дать отпор хулигану.

Его первая попытка достичь Северного полюса увенчалась неудачей. Не стоит придавать особого внимания этой информации. Ученики пристально слушали рассказ учителя. Этот человек произвел на меня большое воздействие. Из-за засухи Казахстан терпит громадные потери в сельском хозяйстве. Его трудолюбие и работоспособность имели важную роль в его продвижении по службе. Когда наш самолет приземлился в Париже, шел огромный дождь и порывы ветра срывали шляпы с прохожих. Оконные рамы нашей фирмы обладают неукоснительным качеством. В этой ситуации не стоит бряцать оружием и махать мускулами - решение проблемы нужно искать за столом переговоров. Новый метод сварки получил использование в космических технологиях. Взревел мотор, и самолет бросился ввысь. Автор хрестоматии не составил еще аннотации. Эта политика уже приносит положительные плоды.Этому вопросу мы придаем первоочередное внимание. Ведущее значение в деятельности этой молодежной организации играет ее отношение к труду. Сейчас наши дети начинают постигать первые школьные трудности. Под тенистыми деревьями удобно примостились туристы. Нельзя делать горе другим людям. Отойдя к окну, Наташа давала намоттуда различные намеки. В те годы белогвардейцы делали заговоры.

Цель: Научить студентов говорить правильно, т.е. употреблять языковые единицы в соответствии с требованиями ортологии - науки о правильности речи; научить говорить выразительно, т.е. составлять текст в соответствии с требованиями риторики- науки о выразительности речи; научить студентов выбору языковых средств для научного и официально-делового стилей речи и основным правилам создания наиболее нужных студенту и будущему специалисту текстов, конспектов, рефератов, докладов, выступлений, деловых писем.

1. Понятие о культуре речи

2. Три аспекта культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический. Нормативный аспект культуры речи. Языковые единицы, имеющие варианты.

3.Языковые единицы, имеющие варианты. Правила использования языковых единиц.

ЗАДАНИЕ 1.

Исправьте речевые ошибки.
1. Нужно подумать о кормах на зиму для животноводства.
2. Шел дождь и два студента, один – в университет, другой – в плаще.
3. Российские спортсмены прибыли на международные соревнования для того, чтобы принять участие в соревнованиях, в которых будут участвовать не только российские, но и зарубежные спортсмены.
4. Значительная часть сезона знаменуется ликвидацией снежного покрова.
5. В высокой вазе цветы будут выглядеть более красивее.
7. Мальчик навзничь упал на землю, уткнувшись лицом в ладони рук.
8. Удельный вес грамотных по переписи 1897 года определялся в 36,7 %.
9. Город обеспечит молочными продуктами новый завод в Житомире.
10. По получению ответа немедленно реагируйте.
12. Я с сестрой собрались на пруд.
13. Вся семья Ростовых после обеда слушали манифест.
14. Выезжая на Сечь, казаков никто не остановил.
15. Поднявшись вверх по реке, их застигла буря.
16. Он был смелый человек, не боясь трудностей.
17. Петя с другом решили, что поедем в лагерь.
18. По дороге Владимир спросил у Павла, что какое дело у его отца в городе.
19. Кубанцы знают и радуются своим успехам.
20. Охотник увидел барса, но он был не из трусливых.
21. Мартын накинул на голову барса мешок и, когда увидел, что он не может его сбросить, он вмиг очутился на нем верхом.
22. Он дал щенку мяса, и он за несколько секунд съел его.
23. Наш интерес к медицине вполне понятный.
24. Дедушка пришел на концерт послушать выступление его внука.
25. Самый наибольший вред наносит человеку курение.
26. Свыше пятьсот народностей проживают на этом континенте.
27. Среди двадцать одного студентов группы четверо были отличниками.
28. Какая-то птица села на ветку, и с нее посыпался серебряный дождь.
29. Наиболее высочайшие здания в мире находятся в городе Нью-Йорке.
30. На обеих коленях были царапины.

ПРОВЕРОЧНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Нужно подумать о кормах на зиму для животных.
2. Был сильный дождь. В университет шли два студента, один из них был в плаще.
3. Российские спортсмены прибыли на международные соревнования.
4. Значительная часть сезона характеризуется отсутствием снежного покрова.
5. В высокой вазе цветы будут выглядеть более красиво.
6. Я приобрела для сына настольную игру.
7. Мальчик навзничь упал на землю, уткнувшись лицом в ладони.
8. Количество грамотных по переписи 1897 года определялось в 36,7 %.
9. Новый завод в Житомире обеспечит город молочными продуктами.
10. По получении ответа немедленно принимайте меры.
11. Написав ей, он стал ждать ответа.
12. Я с сестрой собралась на пруд.
13. Вся семья Ростовых после обеда слушала манифест.
14. Никто не остановил выезжавших на Сечь казаков.
15. Когда они поднялись вверх по реке, их застигла буря.
16. Он был смелым человеком, не боявшимся трудностей.
17. Петя с другом решили, что поедут в лагерь.
18. По дороге Владимир спросил у Павла, какое дело у его отца в городе.
19. Кубанцы радуются своим успехам.
20. Охотник был не из трусливых, поэтому не испугался, когда увидел барса.
21. Мартын накинул на голову барса мешок и, когда увидел, что тот не может его сбросить, вмиг очутился на нем верхом.
22. Он дал щенку мяса, и тот за несколько секунд съел его.
23. Наш интерес к медицине вполне понятен.
24. Дедушка пришел на концерт послушать выступление своего внука.
25. Самый большой вред наносит человеку курение.
26. Свыше пятисот народностей проживает на этом континенте.
27. Среди двадцати одного студента группы четверо были отличниками.
28. Какая-то птица села на ветку, с которой посыпался серебряный дождь.
29. Высочайшие здания в мире находятся в городе Нью-Йорке.
30. На обоих коленях были царапины.

ЗАДАНИЕ 2

Определите место ударения в словах.

1. Августовский, генезис, деспот, заговор, значимость, иконопись, импульс, исподволь, квашение, камбала, клала, кухонный, маркетинг, мельком, менеджмент, мытарь, наголо стричь, наискось, ненависть, пасквиль, переданный, перистые облака, плесневеть, поручни, похороны, почесть, ракурс, свекла, силос, случай, сметка, снадобье, согнутый, средство, средства, статуя, торты, тяжба, форум, хаос, холеный, центнер, черпать, экскурс

2. Агент, анатом, арест, безудержный, блокировать, боязнь, втридорога, гладильный, давнишний, двоюродный, дефис, добыча, донельзя, досуг, дремота, жестоко, завидно, заем, звонит, закупорит, заржаветь, звонишь, исчерпать, квартал, кичиться, коклюш, крапива, красивее, кремень, корысть, ломота, ломоть, лубочный, маневры, мизерный, мытарство, наложенный (платеж), намерение, наотмашь, недвижимость, опека, оптовый, откупорить, осведомить, подбодрить, пуловер, приданое, принудить, прирост, простынь (род. пад. мн. ч.), процент, ракушка, рефлексия, сироты (мн. ч.), созыв, столяр, таможня, танцовщица, толика, умерший, факсимиле, феерия, феномен, филистер, ходатайствовать, хозяева, цемент, цепочка, швея, шофер, щавель, эксперт.

3. Алфавит, алкоголь, апостроф, баловать, бюрократия, гастрономия, демократия, департамент, деспотия, диалог, диспансер, договор, духовник, еретик, жалюзи, завсегдатай, избалованный, истерия, каталог, каучук, кладовая, кулинария, мастерски, монолог, некролог, обеспечение, обесценить, облегчить, ободрить, обострить, очистной, пиццерия, подростковый, поутру, предвосхитить, приговор, проведенный, простыня, простыней, сантиметр, сирота, соболезнование, спиртовой, тирания, углубить, украинский.

4. Апартеид, аристократия, асимметрия,буржуазия, ветеринария, изобретение, исповедание, маркировать, медикамент, новорожденный, нормировать, обетованный, пломбировать, премирование, премировать, приобретение, путепровод, санитария, сосредоточение, усугубить, формировать, христианин, языковые (проблемы).

5. Бомбардировать, вероисповедание, воспроизведенный, кинематография, многоотраслевой, присовокупить, расформировать.

6. Тефтели, творог, петля, гренки, казаки.

Определите, какой звук, [е] или [о], произносится в словах.
Желоб, жернов, жердочка, желчь, шерстка, акушер, гренадер, издевка, маневр, новорожденный, опека, афера, никчемный, острие.
Определите, звук [е] или [э] произносится в словах.
Темп, тенденция, шинель, френч, юриспруденция, термин, крем, академия, сессия, декан, деканат, пресса, брюнет, бутерброд, адекватный, бизнес, компьютер, детектив, кафе, кофе, свитер, резюме, декада, купейный.

ЗАДАНИЕ 1.

Найдите и исправьте ошибки в согласовании.
1.Восемь человек вошло в дом трактирщика.
2.Тридцать один ученик участвовали в походе.
3.Большая часть домов в этом районе каменные.
4.На протяжении веков крестьянство боролись против помещиков.
5.Иванов был круглая сирота.
6.Он такая растяпа!
7.Это было в проливе Босфоре.
8. Это случилось в штате Мичигане.
10. Детвора благодарны шефам за подарок.
11. Автомобиль «Жигули» пришли первыми.
12. Три скамейки стояло у стены.
13. Большинство произведений поэта посвящено теме любви.
14. Не то снег, не то град выпадут завтра.
15. Музей-квартира закрыта на ремонт.
16. Плащ-палатка была уже сложена.
17. Космический корабль летит к планете Марсу.
18. Над горой Казбеком взлетел флаг.
19. Для этого потребуются несколько месяцев.
21. Кто из подруг написала об этом?
22. При погрузке сэкономлены 32 часа.
23. Сейчас выступит русская ученая профессор Ахманова.
24. Мы изучаем сообщения космического аппарата «Луны-10».
25. Телескоп был направлен в сторону созвездия Близнецов.
26. Она опытная инженер.
27. Река Днепр этой весной вышел из берегов.
28. Веселый котенок Мурка смешила нас каждый день.
29. Детвора с утра резвились во дворе.
30. В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Восемь человек вошли в дом трактирщика.
2. Тридцать один ученик участвовал в походе.
3. Большая часть домов в этом районе каменная.
4. На протяжении веков крестьянство боролось против помещиков.
5. Иванов был круглый сирота.
6. Он такой растяпа!
7. Это было в проливе Босфор.
8. Это случилось в штате Мичиган.
9. К уборке зерновых культур уже приступил ряд хозяйств.
10. Детвора благодарна шефам за подарок.
11. Автомобиль «Жигули» пришёл первым.
12. Три скамейки стояли у стены.
13. Большинство произведений поэта посвящены теме любви.
14. Не то снег, не то град выпадет завтра.
15. Музей-квартира закрыт на ремонт.
16. Плащ-палатка был уже сложен.
17. Космический корабль летит к планете Марс.
18. Над горой Казбек взлетел флаг.
19. Для этого потребуется несколько месяцев.
20. Вся в грязи «Жигули» остановилась.
21. Кто из подруг написал об этом?
22. При погрузке сэкономлено 32 часа.
23. Сейчас выступит русский ученый профессор Ахманова.
24. Мы изучаем сообщения космического аппарата «Луна-10».
25. Телескоп был направлен в сторону созвездия Близнецы.
26. Она опытный инженер.
27. Река Днепр этой весной вышла из берегов.
28. Веселый котенок Мурка смешил нас каждый день.
29. Детвора с утра резвилась во дворе.
30. В конгрессе принимала участие тридцать одна страна

1. Восемь человек вошло в дом трактирщика.

2. Тридцать один ученик участвовали в походе.

3. Большая часть домов в этом районе каменные.

4. На протяжении веков крестьянство боролись против помещиков.

5. Иванов был круглая сирота.

6. Он такая растяпа!

7. Это было в проливе Босфоре.

8. Это случилось в штате Мичигане.

9. К уборке зерновых культур уже приступил ряд хозяйств.

10. Детвора благодарны шефам за подарок.

11. Автомобиль «Жигули» пришли первыми.

12. Три скамейки стояло у стены.

13. Большинство произведений поэта посвящено теме любви.

14. Не то снег, не то град выпадут завтра.

15. Музей-квартира закрыта на ремонт.

16. Плащ-палатка была уже сложена.

17. Космический корабль летит к планете Марсу.

18. Над горой Казбеком взлетел флаг.

19. Для этого потребуются несколько месяцев.

20. Вся в грязи «Жигули» остановилась.

21. Кто из подруг написала об этом?

22. При погрузке сэкономлены 32 часа.

23. Сейчас выступит русская ученая профессор Ахманова.

24. Мы изучаем сообщения космического аппарата «Луны-10».

25. Телескоп был направлен в сторону созвездия Близнецов.

26. Она опытная инженер.

27. Река Днепр этой весной вышел из берегов.

28. Веселый котенок Мурка смешила нас каждый день.

29. Детвора с утра резвились во дворе.

30. В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.

ОБЖ