Социально-культурная анимация как средство реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья ганьшина г.в.,шляпина е.д. Лекция:. Социально-культурная анимация как форма социальной активности личности Программы социальной анимации направлены

Культурная анимация.

Культурная анимация - это не просто удовлетворение потребности в приобщении к культурным ценностям того или иного народа, страны, региона или вид досуга, это есть способ саморазвития и самореализации, культурной интеграции, образования в купе с рекреационным эффектом от познания экзотики преподносимой как в строго исторических и культурных формах, так и в анимационной живой жизнеутверждающей форме.

Творческая анимация.

Творческая анимация весьма специфический вид анимации, который является наиболее развитой формой культурно-досуговой деятельности, поскольку направлен на самореализацию и саморазвитие человека как творческой личности.

Творческая анимация основана на оживлении творческих способностей человека путем включения его в различные формы деятельности наиболее близкие или наиболее интересные для него на основе увлечений и интересов человека. То есть, через анимацию человек реализует на досуге свои устремления, воплощения собственной жизненной позиции. Это направление анимации призвано помочь человеку получить новые знания.

Таким образом, анимационные программы, решая многогранные задачи, прежде всего воспитания, формирования оптимистического настроения, образования, отдыха, по сути своей, формируют и развивают личность. Социальная направленность анимационных программ выражается в том, что она служит формированию новых личных и общественных потребностей.

Структура анимационной деятельности включает в себя: рекреацию, релаксацию, адаптацию, коммуникацию, коррекцию, реконструкцию, регенерацию. Методы анимации можно определить как особые способы реализации адекватной, целесообразной и ненавязчивой социально-психологической помощи личности в процессе социализации и жизнедеятельности. В социальной анимации выделяются следующие группы методов: социальная защита; социально-педагогическая коррекция; творческая реабилитация; выявление и поддержка динамических тенденций творческого самоопределения и др.

Определив анимацию как самостоятельную область культурно-досуговой деятельности, а также рассмотрев анимационный процесс с точки зрения системного подхода, как процесс удовлетворения специфических потребностей человека в общении, движении, культуре, творчестве, развлечении и приятном времяпрепровождении было выявлено, что выделяют следующие формы организации анимационной деятельности: активная анимация, чувственная анимация (событийная, театрализованная, сказкотерапевтическая, спортивная), анимация общения, анимация спокойствия (музыко-, сказко-, игровая-, танц-, арт-, экологическая терапия), культурная и творческая социальная анимация.

Содержание
Введение...2

1.1. Современные технологии в России4

2.1. Понятие социально-культурной анимации...6
2.2. Задачи социально-культурной анимации.8
2.3. Аниматоры.10
Глава 3. Направления анимации
3.1. Анимация для безработных...12
3.2. Анимация для пожилых.15
3.3. Анимация в туризме...16
3.4. Спортивно-оздоровительное направление анимации.18
3.5. Виды анимационных программ....20
3.6. Технология создания анимационных программ..21
Заключение.23
Список литературы....25
Введение
По оценкам специалистов, в настоящее время включение анимационных программ культурно-познавательного, спортивно-туристского, развлекатель-ного характера в содержание туристских маршрутов и поездок, в работу отелей повышает их престиж и востребованность на рынке туристских услуг.
Развлекаясь, человек или группа людей удовлетворяет свои духовные по-требности, оценивает собственную личность, анализирует свою роль в масшта-бах различных подсистем. Процессы развлечения осуществляются как в естест-венной, так и в искусственно созданной обстановке.
Индустрия развлечений ставит своей целью создание условий развлече-ния, т.е. совокупности явлений, от наличия которых зависит процесс развлече-ния.
Социальная направленность развития индустрии развлечений выражается в том, что она служит формированию новых личных и общественных потреб-ностей, а также проявлению и развитию потребностей при сложившихся пред-посылках. Индустрия развлечений, решая многогранные задачи (прежде всего воспитания, формирования оптимистического настроения, образования, отдыха развития культуры человека) по сути своей формирует и развивает личность. Заполняя азвлечениями, часть своего свободного времени человек восстанав-ливает себя и как трудовую единицу.
К сфере обслуживания населения развлечениями в мировой практике от-носятся предприятия туризма, включая средства размещения туриста. Ряд предприятий, организаций, учреждений обеспечивает развлечения в форме сво-ей неосновной деятельности. Помимо гостиниц, к ним относятся зоны отдыха и исторические достопримечательности.
Индустрия развлечений выступает как самостоятельное, относительно обособленное звено экономической системы, привлекая значительные матери-альные, финансовые, трудовые ресурсы. В этом плане предприятия индустрии развлечений характеризуются специфическими технологиями, системами управления, результатом деятельности, организацией труда, персоналом.
Изучение туристов в качестве потребителей конкретных результатов ин-дустрии развлечений, безусловно, имеет большое значение. Осуществляются и специальные виды деятельности, целенаправленно вызывающие соответст-вующие эмоции. Закономерности потребления продукции индустрии развлече-ния должны быть изучены в сопоставлении с предыдущим образом жизни че-ловека.
Целью работы является изучение отношений связанных с процессом соци-ально-анимационных услуг.
Объектом исследования является сам процесс анимации.
Предметом исследования служат современные технологии в и анимаци-онные методы и приемы обеспечивающих преодоление социального и культур-ного отчуждения.
Для достижение целей этой работы необходимо определение следующих задач:
- понятие социально-культурных технологий;
- изучение понятий социально-культурной анимации, определение ее задач;
- изучение направлений анимации.
Структура данной работы состоит из: введения, трех глав, включающих в себя десять параграфов, заключение и список литературы.
Глава 1. Социально-культурные технологии
1.1. Современные технологии в России
Современный период развития социальной практики в России характери-зуется широким использованием разнообразных социальных технологий - от монотехнологий до политехнологических систем. Расширяется социальное про-странство, в котором отдельные технологии или их совокупность находят свое пименение: от политико-выборных до социолого-аналитических, от Интернет-технологий до технологий различных видов связи, от образовательно-педагогических до технологий предоставления адресных социальных услуг различным группам населения и т.д.
Проникновение технологий как инструментального познавательно-преобразовательного средства в различные сектора социальной сферы (не гово-ря уже о других) вполне обоснованно можно рассматривать как одну из зако-номерностей развития современного социума, а в секторах социальной работы и социально-педагогической деятельности - как устойчивую тенденцию их раз-вития (что подтверждается экспонентным ростом числа научных исследований и публикаций по этой проблеме). При этом каждая технология обладает вполне определенным теоретико-методологическим потенциалом познания и преобра-зования социальной практики.
Естественно, что анализ этого потенциала может быть осуществлен с раз-личных позиций: с точки зрения различных наук и научных дисциплин; целей и целевых ориентаций; функционального предназначения конкретной техноло-гии; определения их номенклатуры; выявления структуры, содержания, после-довательности и т.д., т.е. в рамках широкого диапазона критериев оценки этих технологий
В процессе постоянных изменений, происходящих в обществе, меняется и представление о возможностях, способностях и целях человека в современ-ном мире. Современная действительность предъявляет особые требования к че-ловеку, диктует ему необходимость сочетания затраты и восстановления жиз-ненных сил, посредством балансирования пассивности и активности. Все более повышается значение личной активности человека, инициативности, способно-сти к творческому восприятию действительности. Однако не каждый человек обладает такими качествами, особенно в момент переживания трудной жизнен-ной ситуации. Одной из наиболее острых проблем современности является по-теря работы трудоспособными гражданами страны. Для большинства людей, по разным причинам потерявшим работу, наступает период трудностей, болезней, бедности, пассивного отношения к жизни.
Глава 2. Социально-культурная анимация
2.1. Понятие социально-культурной анимации
Анимацией в общепринятом смысле сова считается определенный вид деятельности, преследующий цели по разработке и представлению специаль-ных программ для проведения свободного времени. Анимационные программы включают в себя спортивные иг¬ры и состязания, танцевальные вечера, карна-валы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов и т.п.
Социально-культурная анимация является особым видом социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, кото-рый основан на современных технологиях (социально-педагогических, психо-логических, культуротворческих и др.), обеспечивающих преодоление соци-ального и культурного отчуждения.
Технологии социально-культурной анимации предлагают в виде основ-ных способов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми, об-ширное использование общественных духовно-культурных ценностей, тради-ционных видов и жанров художественного творчества, тем самым обеспечивая личности определенные условия для включения в творческие, оздоровитель-ные, образовательные, развлекательные и другие виды социально-культурной деятельности.
В процессе развлечения, человек либо группа людей удовлетворяют свои определенные духовные потребности, оценивают собственную личность а так же анализируют свою роль в масштабах различных подсистем. Разнообразные процессы развлечения могут происходить и в естественной, и в искусственно созданной обстановке.
Основными целями индустрии развлечений является создание опреде-ленных условий развлечения, иначе, совокупности явлений, от наличия кото-рых будет зависеть весь процесс развлечения.
Социальная направленность развития индустрии развлечений выражена в том, что она служит формированию новых личных и общественных потребно-стей, а также проявлению и развитию потребностей людей при сложившихся предпосылках. Занимаясь решением многогранных задач, таких как воспита-ние, формирование оптимистического настроения, образование, а так же отды-ха развития культуры человека, индустрия развлечений, по сути своей форми-рует и развивает личность. Заполняя развлечениями, часть своего досуга чело-век восстанавливает себя и как трудовую единицу.
Индустрия развлечений является самостоятельным, относительно обо-собленным звеном экономической системы, привлекающим довольно таки, значительные, как материальные, так и финансовые и трудовые ресурсы. В данном вопросе предприятия индустрии развлечений характеризуются специ-фическими технологиями, системами управления, результатом деятельности, организацией труда, персоналом.
Социально-культурная анимация является одним из главных звеньев в общей индустрии развлечений, используя при этом специализированные прие-мы и методики.
2.2. Задачи социально-культурной анимации
Социально-культурная анимация, является по своей сути педагогикой по-нимания и посредничества, призванной утверждать отношения равенства, пре-одолевающие иерархическую подчиненность, устанавливающая личностные взаимоотношения на основе большей свободы и самостоятельности, предостав-ляющая индивидуальный выбор в деятельности, творчестве и общении.
Большинство современных технологий социально-культурной анимации предполагают комплексное решение разнообразных проблем человека, давая ему возможность самоидентификации в качестве полноправного представителя той или иной социокультурной и досуговой общности, а также предоставляя условия для вовлечения в образовательные, творческие, оздоровительные и иные виды социально-культурной деятельности.
При этом стоит вопрос о всяческом преодолении социальной изоляции, психологического отчуждения не только инвалидов, но и некоторых других ка-тегорий населения. Сегодня во многих социальных и возрастных категориях нашего общества присутствуют люди, стоящие на грани «социального вымира-ния», для них постоянная борьба за полноценный социальный статус приобре-тает смысл борьбы за жизнь, а риторический вопрос «жизнь или смерть» для многих из этих людей становится решающим. Данное положение подталкивает аниматоров, в лице которых могут выступать и социальные работники и соци-альные педагоги и другие специалисты социально культурной деятельности искать и находить все более эффективные педагогические технологии для пре-одоления проблем социокультурной дезадаптации.
На решение этих задач нацелено особое направление западной социаль-но-культурной педагогики, коим является социально-культурая анимация. В социально-культурной анимации абсолютно причудливо идет переплетение и философско-мировоззренческих подходов и разнообразных прикладных прак-тик, начиная психотехническими и заканчивая театральными. При всем этом социально-культурная анимация широко применяет традиционные виды и жан-ры художественного творчества в виде основных методов «оживления и одухо-творения» отношений между людьми, именно такой подход к проблеме позво-лил признать сегодня социально-культурную анимацию инновационным на-правлением в целях развития социально-культурной деятельности.
Социально-культурная анимация, на сегодняшний день является одним из наиболее интенсивно развивающихся направлений современной социально- культурной деятельности, предполагающих реализацию программ творческой реабилитации, активного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп на основе ценностей культуры.

Фрагмент работы для ознакомления

Глава 3. Направления анимации
3.1. Анимация для безработных
В современной теории и практике социально-культурной деятельности инновационными являются анимационные технологии, которые предполагают решение вопросов различных проблем личности, которые создают определен-ные условия включения личности в социально-культурную деятельность в ком-плексе.
Социально-культурная анимация (animation) считается особым видом со-циально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индиви-дов, которая основана на базе современных технологий (социальных, педаго-гических, психологических, культуротворческих и др.), обеспечивающих реше-ние проблем социального и культурного отчуждения.
Социально-культурная анимация сконцентрирована на личности челове-ка, полностью ориентируясь на формирование ее самостоятельности и активно-сти.
Анимационная работа может решить комплекс взаимосвязанных задач:
- комплексная оценка кризисной ситуации, помощь в осознании индивидом ценностного подтекста;
- помощь в определении и осознании того, каким способом действия в конкрет-ной ситуации воспользоваться при достижении желаемой цели;
- подведение личности к необходимости осознания иррационального подтекста ситуации, т.е. сил, которые стоят за открыто проявленным желанием, осозна-ние собственных неосознанных желаний;
- выявление и помощь при осознании реальных возможностей, между которы-ми есть выбор;
- помощь в осознании последствий, которые могут повлечь за собой решение в том или другом случае;
- приведение человека к осознанности того, что осознание как таковое не ме-няет кризисной ситуации без особого желания действовать.
Социально-культурная анимация имеет гуманистическую направлен-ность, так как предметом ее является личность, способная к самоактуализации, саморазвитию, самосовершенствованию.
Социально-культурная анимация проводит не только оказание психоло-гической, психотерапевтической поддержки нуждающимся в этом категориям граждан, она так же предлагает условия и методы для конструктивного выхода личности из сложной жизненной ситуации. Применяя технологии социально-культурной анимации в практике мы получаем комплексную оценку кризисной ситуации, определение наиболее конструктивных способов поведения в ней для достижения поставленной цели.
Среди главных направлений анимационной работы с различными кате-гориями граждан, самыми основными, по нашему мнению, считаются оказание помощи в преодолении сложных жизненных ситуаций и критических состоя-ний личности, при помощи психотерапевтических тренингов и реабилитации творчеством.
Лица, оставшиеся без работы, являются социальной группой, наиболее нуждающихся в социально-психологической, психолого-педагогической, соци-ально-культурной помощи.
Наиболее оптимальное решение проблем безработных видится в создании стабильных, стимулирующих условий формирования их активной жизненной позиции. Эпизодические воздействия оказывают лишь временный эффект, дающий только временные положительные результаты.
Более эффективный процесс формирования активной жизненной пози-ции безработных видится во внедрении в практику четко спланированных ани-мационных программ комплексного характера.
Анимационные программы носят чаще всего комплексный характер, и предполагает использование всего многообразия средств, форм и методов рабо-ты. Они сочетают мероприятия различной направленности. Такое сочетание, в зависимости от цели, делает эти программы более эффективными, насыщенны-ми, интересными.
При разработке и организации анимационных программ необходимо учи-тывать особенности, присущие лицам, оставшимся без работы. После увольне-ния активность людей в целом снижается. Для безработных больше характерна пассивная, иждивенческая позиция. Инертность сознания и неустойчивость по-ложения в обществе затрудняет конструктивный выход из ситуации безработи-цы. Большинство людей, потерявших работу считают себя жертвами социаль-но-экономических изменений, происходящих в обществе. Потеря работы для них не является своеобразным стимулом к активной деятельности, это стресс, по большей части ведущий к депрессии и социальным болезням. Безработные испытывают затруднения в постановке четкой цели своей деятельности, а также методов ее достижения.
Осознавая сложность положения лиц, оставшихся без работы, можно предположить, что разработка и внедрение в практику учреждений социально-культурной сферы анимационных программ по формирования активной жиз-ненной позиции лиц, оставшихся без работы является одним из условий их ус-пешного выхода из кризисной, сложной жизненной ситуации.
Анимационные программы по формированию активной жизненной пози-ции лиц, оставшихся без работы, должны направляться на актуализацию по-требности в самосовершенствовании, саморазвитии; повышение уровня само-оценки безработных; формирование и развитие умений и навыков, приобрете-ние новых теоретических знаний и способов их практического применения; на активное включение безработных в социально-культурную деятельность; на формирование их позитивной жизненной перспективы и др.
Таким образом, анимационные технологии по формированию активной жизненной позиции лиц, оставшихся без работы, имеют на современной этапе развития общества немаловажное значение. Проблема их применения требует глубокого осмысления и конкретных практических разработок.

Список литературы

1. Bounds, J. & Hepburn, H. Empowerment & Older People. 1995.
2. Словарь по социальной педагогике /Авт.сост. Л.В. Мардахаев.-: Издатель-ский центр «Академия», 2002.
3. Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. Г.В. Осипов, М.: РАН ИСПИ, 1995
4. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация: Учебное пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. Москва, 2004.
5. Гуляев В.Г. «Организация туристкой деятельности», Москва, 1996.
6. Зорин И.В. «Менеджмент персонала. Планирование карьеры в туризме». Мо-сква, 2000 г.
7. Котлер Ф. «Маркетинг. Гостеприимство и туризм», Москва, 1998г.
8. Чудновский А.Д. «Гостиничный и туристический бизнес», Москва 1998г.
9. Газета об эмиграции, работе, отдыхе, учебе за рубежом «Заграница», 15(68) апрель, 2002.
10. Журнал «Вояж», Апрель 2000г.
11. Журнал «Весь мир», №35(2) 2002г.
12. Журнал «Туризм», № 37 1997г.
13.Сонина В. Развитие социально-культурной сферы как фактор социальной защищенности населения.//Вопросы экономики.-1992-№7.
14. Ярошенко Н.Н. Социально культурная анимация. Изд. 2 е, испр. и доп. М., 2005.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Термин «анимация» имеет теологическое происхождение, оно проникло во французский язык в XIV веке. В академическом издании «Сокровища французского языка. Словарь языка XIX - XX веков» «анимация» определяется как «действие, направленное на то, чтобы наделить жизнью, вдохнуть жизнь».

Конечно, эти смыслы «анимации» как «передачи жизненной энергии», «оживления» во многом утрачены, но суть их сохраняется - задачей анимации осталось пробуждение потенциальных возможностей личности, её «воодушевление».

Возникновение социокультурной анимации обусловлено введением закона о создании различных неполитических организациях во Франции в 1901 году. В связи с сокращением рабочего времени, стало появляться больше свободного времени у рабочих граждан, стали популярны любительские объединения.

Социокультурная анимация во Франции формировалась в сфере народного воспитания, которая в дальнейшем трансформировалась в систему дополнительно образования детей и взрослых. . В 70- х годах 20 столетия Правительство Франции, после проведенных многочисленных социологических исследований, которые касались внеучебного времени детей и подростков, приняло решение о создании первоочередной программы воспитания нации.

Жак Фридман, который разработал данную программу, говорил о создании гармонии единства ребенка и среды его развития. В результате работы данной программы к концу 20 века социально-культурная анимация стала представлять собой самостоятельное явление в сфере досуга. До 60-х годов ХХ века социально-культурная анимация не имела научного осмысления. Р. Лабури и П. Бернар пишут о сложности разграничения пространства анимации, выделяют множество направлений анимационной деятельности. Французские социологи, изучавшие анимационную деятельность, увидели в ней основополагающую роль культуры, стремление приобщить к её ценностям максимальное число граждан. Анимация - это «всеобщее социальное явление», пишут они, её нельзя просто отнести к одной из множества профессиональных областей.

Исследование, проведенное Е.Б. Мамбековым, показывает, что в основе социально - культурной анимации во Франции лежит не жесткая централизованная система управления социально-культурной деятельностью и не деятельность социальных институтов, а неформальные общественные объединения людей, не поддающиеся какому-либо упорядочению и структуризации. Общественные объединения имеют возможность учитывать интересы каждой конкретной личности, дают возможность каждому человеку реализовать себя в личностно - значимой деятельности. Именно в них зарождаются инициативы, которые оформляются в дальнейшем в добровольные ассоциации, приобретающие структуру и юридический статус. Местные общины, муниципальные учреждения объединяют и поддерживают добровольные ассоциации. Со временем они могут приобретать статус крупных общественных движений, имеющих общенациональное значение. И только в последнюю очередь в этом процессе участвуют государственные органы, которые финансируют некоммерческие учреждения, координируют их работу, содействуют развитию социально-культурной сферы общества в целом.

Сейчас, как отмечают французские социологи, анимация входит в досуговую культуру Франции, будучи особым и вполне самостоятельным элементом социально-культурной деятельности.

В отечественной истории немало примеров социально-культурной анимации, как технологии воспитания, хотя таковое название эта деятельность не носила. В России ещё в ХIX в. стала развиваться система, которую можно считать подобием социально-культурной анимационной деятельности - это внешкольное образование детей и взрослых. В её основе лежала частная инициатива, которая являлась одним из наиболее значимых источников организации и смыслового наполнения социально-культурной деятельности в конце ХIХ - начала ХХ века.

В процессе развития анимационной деятельности и общественно-педагогического движения, по мнению Р.В. Соколова, видны две противоречащие друг другу тенденции: первая - неформальная, «оживляющая» отношения; вторая - формализующая, «убивающая» спонтанный творческий характер общественных движений. Тоталитарная власть боролась и почти уничтожала все формы новых общественных движений. Так, анимационная деятельность в России ХХ столетия не была поддержана жесткой тоталитарной властью. В.А. Чарнолуский пишет об огромном значении свободных объединений людей.

Таким образом, социально-культурная анимация имеет глубокие традиции в России, не смотря на то, что термин «социально-культурная анимация» впервые на русском языке ввел Е.Б. Мамбеков только в начале 90-х годов ХХ века.

Интерес к анимации в России был связан с поиском новых подходов к организации культурно-просветительной работы, оказавшейся с распадом СССР, идеологически устаревшей.

Среди российских ученых социально-культурная анимация изучается с разных позиций и получает разное толкование. Во-первых, её связывают с культурно-досуговой деятельностью. М.А. Ариарский считает, что социально-культурная анимация является одним из прикладных направлений культурологи. В концепции Н.Н. Ярошенко социально-культурная анимация названа одной из молодых отраслей прикладной социальной психологии и педагогики, и обозначена как «педагогика социально-культурной деятельности».

В настоящее время в России анимационная деятельность получает всё более широкое распространение. Анимационной деятельность используется в таких направлениях: в деятельности учреждений культуры; учреждениях дополнительного образования; средств массовой информации; реабилитационных центров; туризма и т.д.

На сегодняшний день социально-культурная анимация является одной из молодых отраслей науки. В современном российском обществе социально-культурная анимация становится актуальной и на это, по мнению многих социологов, есть ряд причин, таких как:

  • - изменение мировоззренческих взглядов современного российского общества;
  • - потребность в формировании гражданского общества;
  • - изменение экономического статуса социально-культурной деятельности;
  • - изменение мировоззренческих взглядов в организации педагогической деятельности.

Что же представляет собой социально-культурная анимация сегодня? Существует довольно много различных определений понятия социально-культурная анимация, одно из них дает Н.Н. Ярошенко. Анимация (animation -- anim: душа -- одушевление, оживление) -- особый вид социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанный на современных технологиях (социальных, педагогических, психологических, культуротворческих и т.п.), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения.

М. Симоно дает такое определение: «Социально-культурная анимация - это область общественной жизни, участники которой ставят перед собой целью определенные изменения поведения и межличностных и коллективных отношений путем прямых воздействий на индивидов. Эти воздействия осуществляются главным образом посредством разнообразных видов деятельности с помощью педагогики недирективных или активных методов» М. Симоно.

Е.Б. Мамбеков определяет социокультурную анимацию как часть культурной и воспитательной системы общества, которая может быть представлена в виде особой модели организации социокультурной деятельности:

  • - как совокупность элементов (учреждения, государственные органы, организации, добровольные ассоциации, аниматоры, аудитория), находящихся в постоянных отношениях;
  • - как совокупность занятий, видов деятельности и отношений, которые отвечают интересам, проявляемым личностью в ее культурной жизни и особенно в ее свободное время;
  • - как своеобразная социально-педагогическая система, в которой ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добровольные, обладающие специальной подготовкой и использующие, как правило, методы активной педагогики.

В современной психолого-педагогической науке применение понятия «анимация» связано по большей части со вторым аспектом, т. е. используется в основном для характеристики отношений.

Французская исследовательница Анн-Мари Гурдон писала о том, что при упоминании слова анимация речь идет не об оживлении тела и неживой материи, а об оживлении отношений между индивидуумами и социальными группами.

Р. Лабури расширяет понятие социально-культурной анимации в социальную, он видит её как: «Деятельность, которую осуществляют объединяющиеся личности, самостоятельно определяющие содержание и целенаправленную социальную, культурную и воспитательную деятельность за пределами рабочего времени».

Само понятие «анимация» позволяет, с одной стороны, достаточно точно характеризовать цели социокультурной деятельности, выявлять ее консолидирующий (объединяющий) характер, а с другой -- обозначать внутренний аспект взаимоотношений субъектов педагогического процесса (особые способы общения, диалога, наполненного со-участием, со-чуствием, со-действием).

Социально-культурная анимация может рассматривать как целостная социально-культурная система, имеющая соответствующую институциональную подсистему, ресурсную базу, специфическое содержание и технологии (методы) анимационной деятельности. В этом социально-культурная анимация вполне соотносится с социально-культурной деятельностью.

Но главное отличие социально-культурной анимации от социально-культурной деятельности, как пишет Тарасов Л.В., состоит в том, что в социально-культурной деятельности общество формирует личность, а в социокультурной анимации личность формирует общественные процессы.

Современный досуг, по мнению Ж.Р. Дюмазедье, не является «приложением» к труду, как прежде - отдыхом от него и подготовкой к нему. Автономизация досуга, изменение жизненных ориентаций на досуг - свидетельство коренных изменений в образе жизни общества, особенно молодежи.

По мнению В.Г. Бочаровой, анимация может рассматриваться как профессиональная деятельность, связанная с организацией творческого поиска деятельностей в сфере свободного времени; с обеспечением процесса развития организованной группы и ее членов на уровне общественных отношений и культурного формирования. Под общественными отношениями подразумевается установление межличностных контактов между индивидами и общественных связей между различными социальными институтами. Культурное формирование понимается как приобщение к новым культурным ценностям, при этом понятие «культура» получает самое широкое звучание. В свете данной перспективы социальные и культурные функции аниматора сближаются, и он эффективно реализует процесс социализации личности.

Социально-культурная анимация использует традиционные виды и их жанры художественного творчества в качестве основных методов «оживление и одухотворения» отношений между людьми, именно это позволяет признать её сегодня альтернативным направлением развития культурно-досуговой деятельности.

Принципиальная новизна анимационной деятельности, по мнению Н.Н. Ярошенко, может быть охарактеризована новыми целями, задачами и прикладными технологиями, определяющими процесс оптимизации межличностных и межгрупповых отношений.

Р. Лабури выделяет два наиболее распространенных подхода к истолкованию сущности социально-культурной анимации.

Первый подход - педагогический, который позволяет рассматривать социально-культурную анимацию, как определенный уровень социального воспитания. При этом подчеркивается, с одной стороны, возрастание роли аппарата анимации, его активности, обслуживания посетителей, укрепление положения профессиональных работников, то есть важность внешнего воздействия воспитательной технологии. С другой - анимация - способ создания и развития группы, образующей собственную общность ценностей, интересов, действий и создающей собственный социальный проект. То есть анимация - это технология тонкого инициирующего воздействия на уровне внутренних ресурсов саморазвития личности и группы.

Второй подход - социологический, связанный с основными идеологическими течениями французской социологии. Для одних функции анимации в разблокировании общественных связей, установление тёплых, доверительных отношений. Другие видят её функцию в соответствии с традициями французской культуры в обучении и овладении великими языками мышления, эстетики, поэтики, экономики и др.

Специфическая задача социально-культурной деятельности состоит в создании психолого-педагогических условий, способствующих преодолению психологических препятствий к социальному взаимодействию.

Среди основных принципов, на основе которых выстраивается анимационная работа, Н.Н. Ярошенко выделяет следующие:

  • - человек должен изучаться и приниматься в его целостности;
  • - каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
  • - человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире является главное психологической реальностью;
  • - человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
  • - человек наделен потенциями к развитию и самореализации, которые являются частью его природы;
  • - человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которым и он руководствуется в своем выборе;
  • - человек - это активное, интенциональное, стремящееся к самоактуализации, творческая сущность.

Среди направлений анимации Н.Н. Ярошенко выделяет:

  • - анимационная работа по изменению негативного отношения общества к отчуждаемой личности;
  • - деятельность по восстановлению системы межличностных отношений личности (социально-психологическая реабилитация);
  • - формирование адекватного самопонимания, самоощущения и самовыражения (терапия смысла жизни - логотерапия).

Социально-культурная анимация, как деятельность, являясь системой , имеет определенное структурное построение элементов своей деятельности. Функциональная основа социокультурной анимации является частью этой системы.

В исследованиях В.А. Квартального, Л.В. Курилко, Е.М, Приезжаевой, Б. Стойковича анимационная деятельность определяется как качественная характеристика способа человеческой деятельности, которая превращает его в средство раскрытия и реализации сущностных сил человека. По мнению И.И. Шульги, анимационная деятельность направлена на активное содействие гармоничному развитию личности человека, на формирование мотивации к различным способам самодеятельности, включая поиск новых форм свободного творческого времяпрепровождения.

Е.Б. Мамбеков в своем исследовании представляет структуру функций, предложенную французскими исследователями П. Бернаром и Р. Лабури:

  • - функция приспособления и включения;
  • - рекреалогическая функция
  • - воспитательная функция;
  • - корректирующая функция;
  • - критическая функция;
  • - культурная функция.

И.И. Шульга выделяет функции педагогической анимации:

  • - релаксационная - восстановление затраченной энергии, психосамотическое расслабление, отдых, эмоциональная разрядка;
  • - культурно-познавательная - приобретение знаний, неизвестных ранее;
  • - воспитательная функция - этико-эстетическое воздействие, приобщение к гуманистическим идеалам и ценностям;
  • - креативная - творческое развитие.

Н.Н. Ярошенко обозначает два функциональных аспекта социально-культурной анимации. Освободительный аспект имеет глубинную экзистенциональную природу, который основан на стремлении к свободному социальному творчеству. Регулятивный аспект социокультурной анимации предполагает установление взаимоотношений личности с деятельностью социальных институтов, где возникает необходимость функции социального контроля, способствующего использованию свободного времени для саморазвития и более активного участия личности в социальной и политической жизни общества.

Н.В. Трубачева дает следующую структуру функций курортной анимации:

  • - адаптационная - позволяет перейти от повседневной обстановки к свободной, досуговой;
  • - компенсационная - позволяет освободить человека от физической и психической усталости повседневной жизни, а стабилизирующая - создавать положительные эмоции и стимулирующую психическую стабильность;
  • - оздоровительная функция анимации, направленная на восстановление и развитие физических сил человека, ослабленного в повседневной трудовой жизни.

Е.М. Приезжаева рассматривает социально-педагогические функции анимационной деятельности в туризме, которые трактуются как:

  • - производство, накопление и хранение новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений;
  • - воспроизводство духовного процесса через продвижение его преемственности;
  • - коммуникативное обеспечение знакового взаимодействия между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство;
  • - создание социализированной структуры отношений, опосредованных культурными компонентами, что является одновременно содержанием анимационной деятельности.

Взаимодействие в сфере анимационной деятельности носит добровольный и избирательный характер. Такое взаимодействие в значительной мере дифференцировано, индивидуализировано и вариативно, его воспитательная эффективность определяется, тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они себя ощущают личностями и видят личность в каждом, с кем общаются.

Вывод дать определение социокультурной анимации, что такое технологии что такое социокультурная анимация как технология социальной работы, какой алгоритм имеет эта технология.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Общая характеристика молодежи как социальной группы. Проблемы молодежной деятельности, состав социальной работы с молодежью и содержание государственной молодежной политики. Оценка состава современной социальной работы с молодежью в Республике Бурятия.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2014

    Историческое развитие социальной работы с молодежью, нормативно-правовые основы. Социальные проблемы и потребности молодежи. Социальные службы в решении молодежных проблем. Структура и задачи социальной службы для молодежи. Технологии социальной работы.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2009

    Консультирование как один из методов социальной работы с молодежью. Методы профориентационной работы школьного социального педагога с молодыми людьми. Социальные учреждения по делам молодежи. Добровольческое движение как форма работы с молодежью.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Формы социальной работы с безработной молодежью. Социальные гарантии, пособие по безработице, социальное страхование. Консультирование, профориентация как методы социальной работы. Клубы ищущих работу как форма социальной работы с безработной молодежью.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Понятие и виды анимации. Формы и технологии современной социокультурной анимационной деятельности. Подготовка специалистов досуговой сферы в зарубежных странах. Особенности и опыт организации анимационной деятельности лиц пожилого возраста в Европе.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2012

    Молодежь: понятие, концепции и направления в изучении молодежных проблем. Принципы и задачи социальной работы с молодежью. Основные цели государственной молодежной политики, методика ее реализации на современном этапе развития Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 13.10.2014

    Теоретические основы изучения молодежи. Статус и структура молодежных общественных организаций. Анализ путей совершенствования деятельности Благовещенской городской молодежной общественной организации "Т.Е.М.А." в рамках социальной работы с молодежью.

    дипломная работа , добавлен 05.01.2011

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Технологии социально-культурной анимации и рекреации»

Тема: «Особенности анимационных программ для молодежи »

Выполнила обучающаяся 22-07
группы

Пуховская М. А. Проверил доцент: Курапина Е.В.

Орел – 2016

Введение. 2

Глава 1. Теоретические основы социально-культурной анимации. 4

1.1. Социально-культурная анимации как вид досуговой деятельности. 4

1.2. Принципы анимационно - рекреативных технологий. 12

Глава 2. Реализация анимационных программ для молодёжи. 17

2.1. Технология создания анимационной программы для молодёжи. 17

2.2. Сценарий анимационной программы «Давайте аплодировать любви» для молодёжи. 24

Заключение. 32

Список использованной литературы.. 35

Введение

Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг молодёжи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечёт к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности. Наиболее характерной особенностью молодежного досуга является возрастание в нём доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового. Молодежь активна, динамична и привыкла к активному отдыху и необходимо разрабатывать такие анимационные программы, которые бы вовлекали молодежь в различные виды социально-культурной активности.

Сектор развлечений и досуга играет важную роль в общей инфраструктуре социально-культурной деятельности и решает разнообразные задачи (прежде всего, воспитание, формирование оптимистического настроения, образование, отдых, развитие культуры людей). Заполняя развлечениями и спортом свой досуг, человек отдыхает и восстанавливает силы.

Анимация – сравнительно новое направление деятельности, предполагающее личное участие в игровых и театрализованных шоу-программах, спортивных и культурно-развлекательных мероприятиях. разнообразить отдых своих клиентов. В современной социокультурной ситуации важное место занимают вопросы организации анимационной деятельности. Культурно-досуговая деятельность является важнейшей составляющей и разновидностью анимации. На сегодняшний день методология анимационно-рекреативных технологий социально-культурной деятельности представляет интерес и необходимость изучения и исследования проблем.

Целью курсовой работы является выявление особенностей анимационных программ для молодёжи.

Объект курсовой работы: молодёжная аудитория;

Предмет курсовой работы: анимационные программы для молодёжи.

Задачи курсовой работы:

1. Рассмотреть анимацию как вид досуговой деятельности;

2. Выявить принципы анимационно - рекреативных технологий в социально-культурной деятельности;

3. Рассмотреть технологию создания анимационной программы;

4. Разработать анимационную программу.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы социально-культурной анимации

Социально-культурная анимации как вид досуговой деятельности

Анимацией в общепринятом смысле сова считается определенный вид деятельности, преследующий цели по разработке и представлению специальных программ для проведения свободного времени. Анимационные программы включают в себя спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов и т.п.

Социально-культурная анимация является особым видом социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, который основан на современных технологиях (социально-педагогических, психологических, культуротворческих и др.), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения. Технологии социально-культурной анимации предлагают в виде основных способов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми, обширное использование общественных духовно-культурных ценностей, традиционных видов и жанров художественного творчества, тем самым обеспечивая личности определенные условия для включения в творческие, оздоровительные, образовательные, развлекательные и другие виды социально-культурной деятельности.

В процессе развлечения, человек либо группа людей удовлетворяют свои определенные духовные потребности, оценивают собственную личность а так же анализируют свою роль в масштабах различных подсистем. Разнообразные процессы развлечения могут происходить и в естественной, и в искусственно созданной обстановке. Основными целями индустрии развлечений является создание определенных условий развлечения, иначе, совокупности явлений, от наличия которых будет зависеть весь процесс развлечения.

Социальная направленность развития индустрии развлечений выражена в том, что она служит формированию новых личных и общественных потребностей, а также проявлению и развитию потребностей людей при сложившихся предпосылках. Занимаясь решением многогранных задач, таких как воспитание, формирование оптимистического настроения, образование, а так же отдыха развития культуры человека, индустрия развлечений, по сути своей формирует и развивает личность. Заполняя развлечениями, часть своего досуга человек восстанавливает себя и как трудовую единицу.

Индустрия развлечений является самостоятельным, относительно обособленным звеном экономической системы, привлекающим довольно таки, значительные, как материальные, так и финансовые и трудовые ресурсы. В данном вопросе предприятия индустрии развлечений характеризуются специфическими технологиями, системами управления, результатом деятельности, организацией труда, персоналом. Социально-культурная анимация является одним из главных звеньев в общей индустрии развлечений, используя при этом специализированные приемы и методики.

Социально-культурная анимация, является по своей сути педагогикой понимания и посредничества, призванной утверждать отношения равенства, преодолевающие иерархическую подчиненность, устанавливающая личностные взаимоотношения на основе большей свободы и самостоятельности, предоставляющая индивидуальный выбор в деятельности, творчестве и общении.

Большинство современных технологий социально-культурной анимации предполагают комплексное решение разнообразных проблем человека, давая ему возможность самоидентификации в качестве полноправного представителя той или иной социокультурной и досуговой общности, а также предоставляя условия для вовлечения в образовательные, творческие, оздоровительные и иные виды социально-культурной деятельности.

В социально-культурной анимации абсолютно причудливо идет переплетение и философско-мировоззренческих подходов и разнообразных прикладных практик. При всем этом социально-культурная анимация широко применяет традиционные виды и жанры художественного творчества в виде основных методов «оживления и одухотворения» отношений между людьми, именно такой подход к проблеме позволил признать сегодня социально-культурную анимацию инновационным направлением в целях развития социально-культурной деятельности.

Организация тематического мероприятия в рамках социально-культурной анимации – дело творческое и сложное. Организуя тематические мероприятия, аниматорам следует проявить максимум изобретательности и выдумки, позаботиться, чтобы он был обличен в яркую эмоциональную форму, чтобы никто не уходил с вечера равнодушным.

Наряду с устными выступлениями обычно широко используются наглядные и художественные иллюстрации, дополняющие и обогащающие каждое отдельное выступление и всю тему. Хорошо, когда демонстрируются новые методы работы, образцы продукции, действующие модели машин, схемы, диаграммы, показываются сцены из спектаклей, фрагменты из кинофильмов, произведения изобразительного искусства, исполняются различные музыкальные произведения.

По социально-психологической ситуации, лежащей в его основе, театрализованный тематический вечер чрезвычайно близок к массовому празднику на открытом воздухе. Не случайно такие вечера, как правило, проводимые клубами в праздничные дни или посвящаемые важнейшим событиям в жизни данного коллектива, села, города, страны, порождают праздничное состояние человека. Наличие особого психологического состояния народной массы, выливающегося в праздничную, ситуацию, создает потребность в такой форме массовой работы клуба, которая заставила бы людей испытать эмоциональное потрясение и побудило бы к активному массовому действию. Очевидно, не всякий тематический вечер в клубе должен быть таким, хотя все они в той или иной степени театрализованы, т. е. построены по законам театра, что диктуется их обязательной сценарной основой.

Так, тематическое мероприятие отличается от других мероприятий не только наличием темы и программы, ее раскрывающей, но и тесным слиянием информационно-логической и эмоционально-образной линий в едином сценарии. Диапазон тематического вечера очень широк. Он может представлять собой простейшее иллюстративное соединение информационно-логического и эмоционально-образного начал, но может перерасти в синтетическое театрализованное массовое представление. Все, что происходит в тематической анимационной программе нацелено на нечто конкретное, например, посвящено знаменитой личности, празднику, важной исторической дате и т.д.

Тематическая анимационная программа представляет собой событие, историю, действие, нацеленное на определенную тему, вопрос. Все, происходящее по этой программе должно соответствовать выбранной тематике.

В основе тематической анимационной программы обязательно должен лежать сценарий, т.е. подробная литературная разработка содержания тематического вечера, в которой в строгой последовательности излагаются отдельные элементы действия, раскрывается тема, показаны авторские переходы от одной части действия к другой, приводится примерное направление всех публицистических выступлений, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них, предусматриваются средства повышения активности участников, оформление и специальное оборудование помещений клуба. Отсутствие тщательно разработанного сценария мероприятия, замена его лишь сценарным или режиссерским планом будущего мероприятия приводит к несоразмерности и несогласованности отдельных его частей, механическому их соединению, обеднению выразительных возможностей и недостаточному раскрытию идеи тематического вечера. Профессиональный подход к работе, в частности к проведению тематических мероприятий, требует от сегодняшних аниматоров умения составлять сценарий и воплощать его.

Рассмотрим основные этапы работы над сценарием тематического мероприятия. В начале работы необходимо придумать идейно-тематическая основа будущего мероприятия, четко определяются тема и идея. В аниматорской практике эти понятия часто недооцениваются, смешиваются, подменяются одно другим, что неминуемо сказывается на качестве сценария.

Тема – круг жизненных явлений, отобранных и освещенных автором в сценарии. Другими словами, тема – это то, о чем автор хочет рассказать участникам вечера.

Идея сценария, ставшая точкой зрения автора, служит стержнем для подбора документального и художественного материала, представляет конфликт, композицию, образный строй, подбор выступающих. Нечеткость идеи, как правило, оборачивается нечеткостью сценария, его основных смысловых акцентов.

Тема обычно задана с самого начала, а к идее, как общему главному выводу, сценарист и режиссер должны подвести участников и зрителей театрализованного действия. Типичная ошибка некоторых практических работников состоит в том, что они нередко стараются подать идею в готовом виде с самого начала тематического мероприятия. Между тем задача в том, чтобы пробудить активное восприятие действия, заставить каждого как бы включиться в события и самому осмыслить идею, которой подчинено развитие действия. В этом творческом процессе зритель становится соучастником массового мероприятия.

Тема и идея неразрывно связаны друг с другом и в совокупности создают идейно-тематическую основу сценария. Однако для создания клубного сценария, как и всякого литературного произведения, определить его тему еще не достаточно. В сценариях зачастую отсутствует конкретный сюжет, т.е. основные, развивающиеся по ходу действия события, цепь событий, построенных на конфликте.

Поиски яркого, интересного сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием, важное требование клубной драматургии. Избрав сюжет для массового мероприятия, нужно организовать художественный и публицистический материал так, чтобы сюжет развивался от события к событию, в сценическом действии.

Тематическое мероприятие - это идейно и сюжетно организованное единство, связная цепь устных выступлений, действий, зрительных образов, слитых в рамках сюжета сценарно-режиссерским замыслом. Развитие сюжета в сценарии тематического вечера невозможно без определения и разработки конфликта. Он может выражаться в преодолении людьми трудностей, препятствий при достижении определенных целей. Если выбрана тема сценария, определена идея, найден сюжет. Следующим шагом становится разработка композиции будущего сценария, т. е. реализация конфликта, развитие сюжета в сценическом действии. Композиция есть организация действия, а значит, и соответствующее расположение материала.

В начале сценария необходима экспозиция, т. е. короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, вызвавших его. Экспозиция в сценарии обычно перерастает в завязку. Экспозиция и завязка должны быть предельно четкими, лаконичными. Они несут большую психологическую нагрузку, так как сосредоточивают внимание зрителя, подготовляют его к восприятию действия, настраивают на определенный лад.

Следующая часть сценарной композиции - основное действие, т. е. изображение процесса борьбы, ее перипетий, цепи событий и столкновений, в которых решается конфликт. Основное действие обычно распадается на цепь взаимосвязанных и взаимообусловленных эпизодов. Каждый из них имеет свою логику, свою внутреннюю композицию, через которую красной нитью проходят идея и тема сценария. Это антуражные события с ролями и атрибутикой, тематической подборкой музыки и места проведения. В данном мероприятии гости становятся непосредственными участниками программы, её персонажами в тщательно разработанных образах.

Строгая логичность построения сюжета и развития конфликта. Каждый эпизод сценария должен быть логически обусловлен, связан смысловыми мостиками с предыдущим и последующим. Заметим, однако, что логичность совсем не обязательно должна означать хронологическую последовательность, как это часто понимается авторами клубных сценариев.

Постепенное нарастание действия. Заданное экспозицией-завязкой действие должно развиваться по нарастающей линии к кульминации и развязке.

Законченность каждого отдельного эпизода. Сценарий всегда состоит из эпизодов. Каждый из них обладает внутренней логикой построения и должен быть обязательно закончен, прежде чем начинается, другой. В миниатюре каждый эпизод должен повторить все элементы сценария, законченную композицию.

Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, т. е. к наивысшей его точке. В момент кульминации наиболее концентрированное выражение находит идея клубного театрализованного представления. После кульминации должна следовать развязка – финал действия. Это весьма важная часть композиции, ее отсутствие или незавершенность оставляет ощущение неоконченности всего мероприятия. Финал несет особую смысловую нагрузку, так как является наиболее выгодным моментом для максимального проявления активности участников массового мероприятия. Распространенной формой финала в массовом мероприятии являются объединенное выступление на сцене всех исполнителей, коллективное массовое пение, принятие письма, клятвы, обращения.

Чтобы подобранный материал не представлял собой «рваного монтажа», не страдал бы излишней пестротой, был стройным произведением, важно обрабатывать стыки между эпизодами. Удачный монтаж создает ощущение целостности, слитности двух совершенно разных элементов: песни и кинокадров, музыки и драматургического фрагмента, сливает воедино художественную иллюстрацию и документальное выступление.

Таким образом, социально-культурная анимация, на сегодняшний день является одним из наиболее интенсивно развивающихся направлений современной социально-культурной деятельности, предполагающих реализацию программ творческой реабилитации, активного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп на основе ценностей культуры.

Литература