Бутлеров и менделеев. С. Ф. Глинка. Из воспоминаний. Теория химического строения

Разделы: Химия , Внеклассная работа

Цели:

  • Сравнить жизнь и деятельность двух великих русских ученых и найти общее в судьбе, научных теориях, значении для науки
  • Почувствовать гордость за нашу Русскую землю, подаривших миру этих великих людей.
  • Развитие исследовательских навыков, творческих способностей.

А.М. Бутлеров – один из величайших русских ученых, он русский и по ученому образованию, и по оригинальности трудов.

(Д.И.Менделеев)

“… я люблю свою страну, как мать, а свою науку – как дух, который благословляет, освещает и объединяет все народы для блага и мирного развития духовных и материальных богатств”.

(Д.И.Менделеев)

При изучении этого раздела мы с учащимися выбрали форму защиты учебных проектов.

Защита учебного проекта включает в себя написание реферата и его презентацию другим участникам.

Подготовка конференции включала несколько этапов:

  1. Выбор темы учебного проекта.
  2. Написание реферата.
  3. Защита проекта.

Темы рефератов:

  • Дмитрий Иванович Менделеев – гениальный русский химик.
  • Александр Михайлович Бутлеров – величайший русский ученый.

Литература:

  1. Гроссе Э. Химия для любознательных. 1987 г.
  2. Тищенко В.Е., Младенцев М.Н. Дмитрий Иванович Менделеев, его жизнь и деятельность (Университетский период) 1861-1890 М. 1993 г.
  3. Дмитриев И.С. “Особая миссия Менделеева – Аргументы и факты, Санкт-Петербургский университет” 1996 г.
  4. Стариков В.И. “Д.И. Менделеев” 1984 г. Свердловск.
  5. Макареня А.А. “Менделеев в Петербурге” Лениздат. 1982 г.

На первом этапе подготовки учащимся дается примерный перечень тем для работы:

  • Годы жизни. Место рождения. Семья. Увлечение.
  • Личностные качества.
  • Совместная деятельность
  • Предпосылки.
  • История открытия.
  • Научные теории
  • Триумф.
  • Основные направления развития двух теорий.
  • Философские законы развития.
  • Значение

П этап – этап самостоятельной работы учащихся с учебником и дополнительной литературой.

Ш этап – обмен информацией, запись учащимися основного содержания в тетрадь.

Годы жизни. Место рождения Семья. Увлечения.

Бутлеров Александр Михайлович 1828-1886 гг.

Менделеев Дмитрий Иванович 1834-1907 гг

Выступления учащихся в тезисах:

Бутлеров А.М. – родился 15 сентября 1828 г. в городе Чистоноле Казанской губернии. Отец Бутлерова, Михаил Васильевич, участник Отечественной войны 1812 года, после отставки в чине подполковника жил в родовом селе Бутлеровка; мать Софья Александровна, скончалась в 19 лет, через несколько дней после рождения сына. Воспитанный отцом, человеком образованным, Саша во всем хотел походить на него.

Учился Бутлеров в частном пансионе, потом в первой Казанской гимназии. В 10 лет хорошо владел французским и немецким языками, занимался химическими опытами (один из них закончился взрывом, и преподаватели пансиона отправили провинившегося в карцер, повесив ему на грудь дощечку с надписью “великий химик”, собирал коллекции растений и насекомых.

В 1846 г. Александр заболел тифом и чудом выжил, а вот заразившийся от него отец скончался. Бутлерову было 18 лет, учился он на естественном отделении Казанского университета.

Менделеев Д.И. – родился в Сибири, в городе Тобольске. 8 февраля 1834 года семнадцатым и последним ребенком в семье Ивана Павловича Минделеева, директора Тобольской гимназии. В том же году отец Д.И. Минделеева ослеп. Когда Дмитрию было 13 лет – умер отец и все заботы о семье перешли к матери, Марии Дмитриевне, женщине выдающегося ума и энергии. Она успевала одновременно вести небольшой стеклянный завод и заботиться о детях, которым дала прекрасное по тому времени образование. Она умерла в 1850 г. Менделеев сохранил до конца своих дней благодарную о ней память.

Учился Д.И. Менделеев в Главном педагогическом институте в Петербурге у выдающихся учителей, умевших вызвать глубокий интерес к науке. Это были лучшие научные силы, того времени, академики и профессора Петербургского университета, такие, как математик М.В. Остроградский, физик Э.Х. Ленц, химик А.А. Воскресенский.

В 23 года от роду Д.И. Менделеев защитил диссертацию на степень магистра и стал доцентом Петербургского университета, где читал сначала неорганическую, а затем органическую химию.

В 1865 году он защитил диссертацию “О соединении спирта с водой” на степень доктора химии и через два года становится во главе кафедры неорганической (общей) химии.

Личностные качества.

А.М. Бутлерова

По свидетельству современников, Бутлеров был одним из лучших лекторов своего времени: он безраздельно владел аудиторией благодаря ясности и строгости изложения, которые сочетались у него с образностью языка.

Умение отдыхать – и в студенческие и в зрелые годы помогало Александру Михайловичу самозабвенно работать.

Общительный и дружелюбный, готовый к шутке и спору, скромный и трудолюбивый – таким запомнили Бутлерова многочисленные друзья, коллеги и ученики.

Д.И.Менделеева

Д.И. Менделеев обладал удивительно ясным химическим мышлением, он всегда ясно представлял конечные цели своей творческой работы: предвидение и пользу.

Это был могучий человек, потому что сделанное им под силу только гиганту, благодаря крепости духа, уверенности в том, что дело его необходимо.

Д.И. Менделеев – настоящий патриот. Это человек, любящий свою родину, страну, где родился. Он своей работой, всей своей жизнью способствовал благу и процветанию своей родины. Дмитрий Иванович – классический пример патриота России.

Обоих ученых отличали от других химиков:

  • Энциклопедичность химических знаний;
  • Умение анализировать и обобщать факты;
  • Научное прогнозирование;
  • Русский менталитет и русский патриотизм.

Совместная деятельность.

Весной 1868 г. по инициативе знаменитого химика Менделеева Александра Михайловича Бутлерова пригласили в Петербургский университет, где он начал читать лекции и получил возможность организовать частную химическую лабораторию. Бутлеров разработал новую методику обучения студентов, предложив ныне повсеместно принятый лабораторный практикум.

Сохранились сведения о совместной преподавательской работе Бутлерова и Менделеева на кафедре химии Петербургского университета:

Неоднократно Д.И. Менделеев и А.М. Бутлеров принимали вместе экзамены по химии.

Совместно участвовали в работе совета по защите диссертаций.

В их отношениях была и взаимная поддержка и практика заблуждений.

В 1861 г. Бутлеров излагает свою теорию строения органических соединений, и, любопытное совпадение

В том же году Менделеев публикует две работы, целиком посвященные органической химии. Выходит его учебник “Органическая химия”, через два года появляется второе издание. За свой труд Д.И. Менделеев удостаивается Демидовской премии – высшей научной награды России того времени.

Предпосылки периодического закона:

Ко времени открытия Периодического закона было известно 63 элемента и описаны свойства их многочисленных соединений.

Работы ученых – предшественников Д.И. Менделеева: классификация Берцелиуса, триады Деберейнера, спираль Шанкуртуа, октавы Ньюлендса, таблица Мейера.

Съезд химиков в Карлсруэ, когда окончательно утвердилось атомно-молекулярное учение.

Предпосылки теории химического строения:

Известны сотни тысяч органических соединений, состоящих из углерода, водорода, кислорода, реже – азота, фосфора и серы.

Работы предшественников А.М. Бутлерова: введение термина радикал и теории радикалов; теория типов; введение термина “изометрия”; Франкланд и Кекуле утвердили понятие о валентности элементов; Кекуле развил представление о четырех-валентности углерода; Канницаро уточнил атомные и молекулярные массы.

Оба признавали заслуги Берцелиуса как разработчика первооснов классификации.

История открытия Периодического закона и теории строения.

Д.И. Менделеев и А.М. Бутлеров обобщили накопленный фактологический материал и дополнив его, положили в основу своих трудов.

Однако Д.И. Менделеев расположил элементы в ряд по возрастанию атомного веса.

Главная особенность таблицы Д.И. Менделеева в том, что в вертикальных рядах размещены химически сходные элементы: литий и натрий, бериллий и магний, фтор и хлор, кислород и сера. При таком расположении ясно проявилась периодичность свойств у химических элементов. Так было сделано величайшее открытие эпохи.

Научные теории:

Теория периодичности.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Теория строения.

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова.

Обе ведущие теории современной химии были созданы великими русскими учеными и составляют вклад отечественной химии в мировую химическую науку. Обе теории прошли испытание временем и блестяще его выдержали, развиваясь и обогащаясь современными открытиями в химии.

Д.И. Менделеев предсказывает, описывает и указывает пути открытия еще неизвестных науке галлия, скандия и германия, назвав их экабор, экаалюминий, экасилиций.

Менее чем через шесть лет предсказания Д.И. Менделеева подтвердились. Жизнь продолжала проверять менделеевский закон на прочность.

Наконец пришло время триумфа. В 1875 г. был открыт галлий, 1879 г. – скандий, 1886 г. – германий. Существование в природе более 10 элементов предсказал Д.И. Менделеев.

Триумфом теории химического строения органических соединений Бутлерова явилось правильное объяснение на основе этой теории явлений изометрии.

В 1864-1866 годах выходит из печати тремя выпусками книга Бутлерова “Введение к полному изучению органической химии”. Этот вдохновенный труд был откровением Бутлерова – химика экспериментатора и философа, перестроившего весь накопленный наукой материал по принципу химического строения.

Книга Бутлерова вызвала настоящую революцию в химической науке. Она стала путеводной звездой в громадном большинстве исследований в области органической химии. Вышли издания почти на всех европейских языках.

Основные направления развития двух теорий:

Развитие обоих теорий происходит по философским законам (по спирали): формулировки положений корректируются в связи с новейшими научными открытиями, однако суть их остается прежней.

Философские законы развития:

Свойства химических элементов зависят от:

Их относительных масс,

Зарядов их атомных ядер;

Периодичности в изменении внешних электронных слоев атомов;

Свойства органических веществ зависят от:

Их химического строения,

Их пространственного строения,

Их электронного строения.

Значение:

Периодический закон оказался могучим научным орудием исследования, т.к. все дальнейшие поиски элементов осуществлялись с помощь этого закона.

Периодический закон является всеобщим законом природы, т.к. все физические и химические свойства вещества определяются строением атомов.

Созданная Д.И. Менделеевым на основе периодического закона периодическая система химических элементов играет роль путеводной звезды в развитии химии, физики и всего естествознания.

Последующее развитие атомной физики, открытие строения атомов позволили раскрыть причины периодичности в свойствах химических элементов, открытой Д.И. Менделеевым.

Создание теории химического строения органических веществ сыграло важнейшую роль в развитии органической химии. Из науки описательной она превращается в науку созидательную, синтезирующую, появилась возможность судить о взаимном влиянии атомов в молекулах различных веществ.

Теория химического строения создала предпосылки для объяснения и прогнозирования различных видов изомерии органических молекул, а также направлений и механизмов протекания химических реакций.

На основе этой теории химики создают вещества, которые заменяют природные, а иногда и превосходят по свойствам (каучуки, пластмассы, красители).

В обеих теориях так много общего в путях их становления, направлениях развития, общее в прогностической роли, общенаучном значении.

Завещание Д.И. Менделеева.

“Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а лишь развитие и надстройки обещаются”.

Завещание А.М.Бутлерова.

“… когда мы будем знать ближе натуру химической энергии, самый род атомного движения – когда законы механики получат и здесь приложение, тогда учение о химическом строении падет, … чтобы войти в низменном виде в круг новых, более широких воззрений.”

“Менделеев и Бутлеров! Это два титана, которые держат на своих плечах восточный портал всемирного интернационального здания химии” - так высоко оценил заслуги ученых академик А.Е. Арбузов на Менделеевском съезде проходившем в Казани в 1928 году.

Итак рассмотрены все вопросы плана. В тетрадях у учащихся записана важнейшая информация по данной теме.

Много дополнительной информации они услышали.

Проведение научно-практической конференции, посвященной изучению жизни и деятельности, выдающихся русских ученых Дмитрия Ивановича Менделеева и Александра Михайловича Бутлерова воспитывает у учащихся чувство гордости за свою страну и развивает интерес к изучаемому предмету.

06-04-2008

«Всего более четыре предмета составили моё имя: периодический закон, исследование упругости газов, понимание растворов как ассоциаций и "Основы химии". Тут всё моё богатство. Оно не отнято у кого-нибудь, а произведено мною, это мои дети, и ими, увы, дорожу сильно, столь же, как детками»

Что запомнилось каждому, кто в школе изучал химию, о Д.И.Менделееве? То, что он открыл периодический закон, и если школьник был хорошим учеником и учился у толкового учителя, то помнит, что Менделеев создал (а не открыл!) систему химических элементов, которую назвал периодической и которая отражает периодическую законность химических элементов.

Год открытия – 1869 – может и забыть.

Вероятно, запомнится любому выпускнику школы, что Дмитрий Менделеев (на самом деле по деду – Соколов) был 17-ым рождённым матерью ребёнком. Комментировать это событие (и замечательный факт!) не будем.

Уверен, что запомнился бывшим школьникам и облик учёного (по многочисленным фотографиям и портретам, писанным выдающимися российскими художниками (Н.А.Ярошенко, И.Е.Репин, М.А.Врубель, И.Н.Крамской).

А каким человеком Дмитрий Иванович был в жизни? Но, прежде всего, как говорится, о его корнях. О Д.И.Менделееве – его жизни, научном творчестве, о нём самом, о разных сторонах его личности, о фактах его биографии, о семье и личной жизни написано и сказано очень много и многое.

Да и научный багаж, научное наследие Менделеева одному человеку постичь было невозможно – даже спустя 100 лет после его смерти. Это не помешает нам прикоснуться к личности Д.И.Менделеева.

Глядя на Рис. «Семья Д.И.Менделеева», созданный автором, можно проследить за всеми семейными связями в биографии данного человека.

Вот в таком структурированном виде легко запоминаются семейно-жизненные коллизии, связанные с именем Менделеева.

Менделеев был человеком, беспредельно преданным науке. Таких людей, как Менделеев, в настоящее время называют «трудоголиками», но даже трудоголикам до Менделеева далеко, ибо работал он, не щадя себя, упорно, страстно, вдохновенно – до победы. Например, в 1861 году (ему только 27 лет!) всего за два месяца он написал учебник «Органическая химия», потому что «работать надо [было] крепко и скоро». Учебник, повторно изданный, в 1862 году получил Демидовскую премию – высшую научную награду в России того времени..

Работа Менделеева – умственная, требующая напряжения интеллектуальных сил, которые он отдавал без остатка. Но он любил и физический труд. Когда в 1865 году Менделеев приобрёл имение в Боблово (Московская область), которое стало для семьи дачей, он занимался сельскохозяйственными работами. Он всячески защищал идею о необходимости индустриализации сельского хозяйства.

У Менделеева было много привязанностей, пристрастий и привычек. Умеренный в одежде (дома носил широкую суконную куртку, пошитую по его же фасону, а модой – не интересовался, имел постоянного портного), он был умерен и в еде (обедал он всегда в 6 часов вечера, довольствуясь бульоном, ухой, рыбой- сам придумывал для себя блюда- идеи новых блюд сменяли друг друга и имели успех у знакомых). Любимый напиток – чай, но так как сладкого Менделеев не любил, то чай пил без сахара. Чай заваривал сам, по своему способу (этому обучил и жену). Чаем угощал всех гостей.

Крепкий, вкусный, сладкий и свежий чай, нередко с лимоном, можно было отведать только у Д.И.Менделеева. Для лечения простуды он одевал халат на меху, высокие меховые сапоги, выпивал крепкий и сладкий чай, ложился на диван и надолго засыпал. Это он называл – выгонять хворь потогоном.

А спать Дмитрий Иванович умел и любил, причём спал крепко, и разбудить его порой было невозможно – даже если в этом была необходимость.

Так, в 1874 году он и А.А.Иностранцев (1843-1919, известный русский геолог) отбыли в Зиновьево (имение Анциферова в Орловской губернии) для осмотра вероятного рудного месторождения. После обеда Менделеев заснул и не пробуждался 20 часов...

Менделеев очень любил париться в бане... После бани опять пил чай и «чувствовал себя именниником».

Одна из страстей Д.И.Менделеева – игра в шахматы. Был хорошим шахматистом, играл, как и трудился, - запоем. Его постоянными партнёрами были В.А.Кистяковский (1865-1952, академик, физико-химик), А.И.Горбов (1859-1938) – ученик А.М.Бутлерова (1828-1886), С.П.Вакулов (1863-1949, химик, работавший под руководством Менделеева в университетской лаборатории), Ф.И.Блумбах (1864-1949, метролог, старший инспектор Главной палаты мер и весов, руководителем которой стал Менделеев в 1892 году; близкий друг, часто фотографировавший Менделеева), А.И.Куинджи (1842-1910, художник, очень близкий друг Менделеева), А.И.Скиндер (1831-1895, горный инженер, впоследствии – сотрудник Менделеева)...; даже сильно простудившись, незадолго до смерти, с Б.П.Гущиным (лаборантом) играл в шахматы.

Менделеев посещал шахматный клуб, покупал и изучал шахматную литературу, в путешествия брал с собой шахматную новинку – карманные шахматы. Шахматы считал искусством, видел в них полезность, за шахматной доской по-настоящему отдыхал.

Ещё одной страстью Д.И.Менделеева были книги. В его кабинете они были везде – по всем отраслям знаний. Даже революционно-политическая литература. Он любил читать приключенческую литературу, считая её хорошим отвлекающим средством. Когда он очень уставал, любил слушать и читать классиков: Байрон, Пушкин, Майков, Тютчев. Уважал Шекспира, Гёте, Шиллера, полагал, что Сервантес и Гоголь «переживут тысячелетия». Но не любил творчество Золя, Мопассана, Флобера, недолюбливал романы Л.Н.Толстого и отчасти – Ф.М.Достоевского – «за ложное понимание жизни и искусства». Но в день, когда умер Достоевский (1821-1881), он долго не мог начать лекцию, так как глубоко переживал его смерть, а начав, стал проникновенно говорить... о Достаевском. Резко говорил о Толстом: «гениален, но глуп. Не может связать логически двух мыслей – все голые субъективные построения. Причём не жизненные и больные». Из древних авторов любил Плутарха и Платона.

Д.И.Менделеев был хорошо знаком с И.С.Тургеневым (1818-1883), а Александр Блок (1880-1921), стал зятем, женившись на его дочери Любе.
Среди друзей Д.И.Менделеева было много художников-передвижников: И.Е.Репин, Н.А.Ярошенко, В.В.Стасов, И.Н.Крамской, И.И.Шишкин, И.И.Суриков, Васнецовы, названный выше А.И.Куинджи... И.Д.Менделеев вспоминал, что отец «так же дышал искусством, как и наукой». В 1893 году Д.И.Менделеева избирают членом Академии художеств, а в 1896 году – членом Совета Академии художеств.

В 1880 году состоялась сенсационная художественная выставка, на которой была представлена единственная картина – «Лунная ночь на Днепре» кисти Архипа Ивановича Куинджи. В газете «Голос» (13 ноября 1880 г.) появилась рецензия, автором которой был Д.И.Менделеев: «Перед Днепровской ночью А.И.Куинджи, как я думаю, забудется мечтатель, у художника явится невольно своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, в мыслителе же родятся новые понятия – всякому она даёт своё».

Любил Менделеев и музыку. Будучи в научной командировке (Германия, Гейдельберг, апрель 1859 - февраль 1861), он и его друзья собирались у А.П.Бородина (1833-1887, впоследствии известный химик и композитор), чтобы послушать музыку, ездили во Фрейбург, чтобы послушать орган...

Одно из любимых занятий Менделеева – клейка чемоданов, дорожных ящичков, футляров для альбомов, коробочек, шкатулок... В этом он достиг высокого мастерства. После операции по удалению катаракты клеил вслепую. Считал это занятие формой отдыха.

У Менделеева было неодолимое пристрастие к курению. С этой его привычкой связано много историй. Встречает как-то в коридоре М.Н.Младенцева (1872-1941, погиб в Ленинграде во время бомбёжки) – секретаря Главной палаты мер и весов - и говорит ему: «Германский император выразил желание, чтобы я был на двухсотлетнем юбилее Германской Академии наук... Два часа без курева». А курил он практически непрерывно. Я.Д.Минченков (1871-1938, художник-передвижник), глядя на прокуренные, коричневые от табака пальцы Менделеева, говорит:
- Как это Вы, Дмитрий Иванович, не бережёте себя от никотина, Вы, как учёный, знаете его вред.

Врут учёные: я пропускал дым сквозь вату, насыщенную микробами, и увидел, что он убивает некоторых из них. Вот видите – даже польза есть. И вот курю, курю, а не чувствую, чтобы кашлял или потерял здоровье.

Менделеев был неправ (и думается, что говорил он так в шутку): он часто кашлял, иногда горлом шла кровь. И вот результат: 11 января 1907 года, в лютый мороз, вышёл, плохо одевшись, встретить министра промышленности и торговли Д.А.Философова (1861-1907), кстати, своего ученика, служившего в правительстве Витте с 28.10.1905 года по 24.04.1906 в должности государственного контролёра, а министром – до 6.12.1907 года, то есть до самой смерти; он виден на картине И.Е.Репина «Торжественное заседание Государственного совета». Слабая простуда перешла в воспаление лёгких, фактически уничтоженных непрерывным курением, что, в конечном итоге, повлекло за собой смертельный исход. Д.И.Менделеев умер утром 2 февраля 1907 года в 5 часов 20 минут.

Продолжим наш рассказ. В Д.И.Менделееве сочетались два качества – доброта и крутой нрав. Часто бывал в гневе, мог накричать, но быстро отходил. Люди, не знающие Менделеева, обвиняли его в грубости. Да, он мог резко оборвать собеседника, даже сказать, что тот говорит глупости. «Да он только кричит, а сам добрый», - прокомментировал однажды Алексей Петрович Зверев, с 1861 года работавший служителем в университете и хорошо владевший техникой химического эксперимента. Не однажды он слышал упрёк в адрес студентов: «Ни одна кухарка не работает так грязно, как вы». Анна Ивановна вспомнила случай, что служителю Семёну на лекции здорово досталось от Дмитрия Ивановича. После лекции Менделеев вспомнил, что накричал на Семёна и пошёл извиняться. Тот долго готовился принимать извинения, тогда Менделеев повернулся и убежал, заявив: «Ну, не хочешь, так чёрт с тобой». Теоретическое обоснование своего поведения и характера он свормулировал так: «Ругайся себе направо-налево и будешь здоров. Вот Владиславлев не умел ругаться, всё держал в себе и скоро помер».

Д.И.Менделеев раздражался, когда ему противоречили, когда прерывали ход его мысли, всегда твёрдо стоял на своём, был непреклонным в своих решениях, никогда не думал – какое впечатление производит на других, говорил и делал всё «по своему крайнему разумению». У Менделеева накопившееся, как он говорил, всегда рвалось наружу, он «боялся согрешить молчанием». Вот такой характерный пример. Д.И.Менделеев на всемирную выставку в Париже (1881-й год) решил послать всех служащих, механика и столяра, но получил отказ (спятил, мол). На что Дмитрий Иванович ответил: «Подам в отставку, уйду. Денег у них не прошу, посылаю за счёт сбережений от личного состава. Распоряжаюсь деньгами я». И вот – командировали всех! Просто знали решительность и твёрдую волю Менделеева.

Независимость в суждениях, во взглядах проявлялась и в том, что он не признавал рангов, чинов, титулов, не любил церемоний, славы, орденов, наград (он не знал, куда надо цеплять ордена, звёзды, знаки отличия – все они лежали в коробочке с гвоздями и винтиками) Он как-то сказал: «Я ведь не из этих, нынешних, которые мягко стелют». Он терпеть не мог, когда в его присутствии о ком-то говорят дурно или когда кичатся своей «белой костью». Однажды на экзамене один из студентов представился так: «Князь В.». Менделеев на это отреагировал быстро: «На букву К. я экзаменую завтра». Обращение к нему – «ваше высокопревосходительство», что соответствовало чину генерала, - не переносил, просил обращаться к нему по имени и отчеству.

Денежные дела в доме вёл Дмитрий Иванович. Несмотря на то, что денежные расходы его семьи были большими, он помогал многим людям. Например, директор 8-ой гимназии К.В.Фохт приводит слова Д.И.Менделеева, который внёс деньги за обучение сына: «А это вот за того, кто не в состоянии заплатить. Только, конечно, не надо об этом...» Своему личному секретарю А.В.Скворцову и сотруднику по Главной палате мер и весов он предложил обучение на курсах стенографи с платой за обучение.

Чиновник морского министерства вёл переговоры с Менделеевым об его окладе в связи с предстоящей работой по проблеме бездымного пороха. Он назначил себе такой оклад: «Как можно меньше». Состоялся разговор:

Ну, хорошо, а как у вас получают члены технического комитета?

Они как генералы получают по 2000 рублей в год.

Ну, и мне как генералу – 2000 рублей.

Я уполномочен предложить Вам 30000 рублей в год.

Нет, 2000! 30000 рублей – кабала, а 2000 рублей – тьфу и уйду.

Д.И.Менделеев любил людей, особенно детей. «Словом и делом» проявлял заботу о своих сотрудниках и их семьях. Оказывал им денежную помощь, если они об этом просили. Младшим служащим установил обязательную прибавку к жалованию по случаю рождения ребёнка, обеспечил их бесплатным помещением (с отоплением и освещением), добился ассигнования на строительство квартир для служащих Главной палаты мер и весов. Он даже пригрозил отставкой, если Государственный совет не утвердит кредиты на строительство квартир для сотрудников. За свой счёт устраивал детям служащих ёлку, дарил им подарки. В магазине Леонова для детей заказывал лакомства...

Дмитрий Иванович всегда был готов прийти на помощь людям. В.А.Поссе (1864-1940), журналист и общественный деятель, описывает случай, имевший место в 1879 году. Ректору петербургского университета А.Н.Бекетову (с 1876 по 1883 гг.) было приказано явиться к генерал-губернатору Петербкрга И.В.Гурко (а в это время заседал университетский совет). А.Н.Бекетов тут же собрался ехать. «Постойде, - сказал Дмитрий Иванович, - я поеду с Вами. Одному с ним Вам не справиться». Гурко встретил профессоров криком, угрозами согнуть студентов и всех профессоров в бараний рог. В крик включился Менделеев: «Как вы смеете мне грозить? Вы кто такой? Солдат и больше ничего. В своём невежестве вы не знаете, кто я такой. Имя Менделеева навеки вписано в историю науки. Знаете ли вы, он произвёл переворот в химии, знаете ли вы, что он открыл* периодическую систему элементов? Что такое периодическая система? Отвечайте!» Генерал был посрамлён.

*На самом деле он хотел сказать об открытии периодического закона. Нобелевский комитет, говоря о возможности присуждения Менделееву премии (26 сентября 1906 года), рекомендацию обосновал – «в знак признания его заслуг в развитии науки благодаря созданию (курсив мой – Е.Ш.) Периодической системы элементов»

В марте 1890 года в Петербургском университете начались студенческие волнения. Менделеев согласился передать петицию, составленную студентами, правительству (а это царствование Александра ІІІ!), практически – министру просвещения графу И.Д.Делянову. 16 марта Менделеев исполнил просьбу студентов, но Делянов возвратил ему эту петицию, написав: "По приказанию Министра Народного Просвещения прилагаемая бумага возвращается действ. Стат. Сов. Профессору Менделееву, так как ни министр и никто из состоящих на службе Его Императорского величества лиц не имеет права принимать подобные бумаги. Его пр-ву Д.И.Менделееву. 16 марта 1890 года». Менделеев подал в отставку. В конце последней лекции (22 марта) он сказал: «Покорнейше прошу не сопровождать моего ухода аплодисментами по множеству различных причин».

Как известно, 9 января 1905 года рабочие во главе с попом Г.А.Гапоном (1870-1906) прошли мимо Главной палаты мер и весов. Д.И.Менделеев немедленно поехал к С.Ю.Витте(1849-1915, в 1892-1903 гг. – министр финансов, с октября 1905 по апрель 1906 – председатель реформированного Совета министров), который почти все вопросы, связанные с заграницей, решал при участии Менделеева, и даже был дружен с ним; кстати, именно он рекомендовал Менделеева на пост управляющего Палатой). Он просил Витте предотвратить катастрофу, позвонить в Зимний дворец... Менделеев вернулся домой, велел снять портрет Витте, прекратил с ним всякие отношения...

Интересен факт, связанный с именем В.А.Патрухина (1865-1942) – сотрудника Главной палаты мер и весов (1900-1911 гг.), который помогал Менделееву, когда тот создавал «Заветные мысли» (1903-1905 гг.), «Попытки к пониманию мирового эфира», «Проект училища наставников», «К познанию России» (1906, работу не завершил; писал под диктовку, составлял таблицы по статистическим данным). По происхождению он был крестьянин, а это не давала ему права поступать на государственную службу. Менделеев выхлопотал ему это право (очень трудное дело!) – он получил чин коллежского регистратора, что давало определённые льготы при выходе на пенсию.

Как можно было заметить, Менделеев был смелым человеком. Не только смелым, но и способным на героический, мужественный поступок. 7 августа 1887 года он, без пилота, при неблагоприятных погодных условиях, поднялся на воздушном шаре на высоту около трёх километров (то есть выше облачности) для наблюдения солнечного затмения. Шар за два с лишним часа пролетел около 100 км и благополучно приземлился. «Я не боюсь летать, - сказал Менделеев, прощаясь с друзьями, - а боюсь того, что при спуске мужики примут меня за чёрта и изобъют».

Д.И.Менделеев был горячим сторонником развития женского образования. длительное время (1870-1877) он читал лекции на Владимирских женских курсах. При его содействии в 1878 году были учреждены Бестужевские Высшие женские курсы, которые, по сути, явились первым женским университетом в России. В 1898 году Высшие женские курсы окончила О.Э.Озаровская (1874-1933, впоследствии – известный писатель и театральный деятель). Чтобы утвердить её в должности лаборанта, Дмитрий Иванович поехал к С.Ю.Витте (напомним -министр финансов) для получения разрешения о допуске женщины-служащей в возглавляемом им государственном учреждении. Он говорил ей: «У меня такой план, чтобы женщины в палате упрочились. Ну-с, так вот, и зовите хоть сейчас (подружек – Е.Ш.)». Приняв Озаровскую на работу, он уже через пять дней звонил своему ученику И.М.Чельцову (1849-1904), начальнику научно-технической лаборатории Морского ведомства: «Возьмите к себе барышню в лабораторию. Я так смотрю, что это полезно для смягчения нравов. Обо всём ведь приходится думать. И сейчас уже заметно у нас: пятый день не ругаемся. Чище как-то стали!»

Д.И.Менделеев – человек с чистой совестью – настрадался от поступков завистников и недоброжелателей. Чем иным можно объяснить, что он не был избран академиком в 1880 и 1881 годах?! (Правда, в 1876 году его избрали членом-корреспондентом в Петербургскую АН). Когда российская и мировая общественность узнали, что предпринимается против Менделеева, Киевский и другие российские университеты, многочисленные зарубежные научные центры приняли Менделеева в свои ряды. Всего Менделеев имел 130 учёных званий и наград. «Душевно благодарю Вас и совет Киевского университета, - пишет Менделеев ректору этого университета в связи с избранием почётным членом. – Понимаю, что дело идёт об имени русском, а не обо мне. Посеянное на поле научном взойдёт на пользу народную».

И ещё одна историческая несправедливость: Менделеева заблокировали, когда он был выдвинут на присуждение Нобелевской премии в 1905-1907 годах. В третий раз в события вмешалась судьба (он умер!), но если бы Нобелевский комитет не затягивал время и проявил принципиальную объективность), российская научная общественность и Россия в целом могли бы порадоваться за своего земляка.

Д.И.Менделеев яростно боролся за научную свободу. Он пишет: «Спокойной скромности утверждений обыкновенно сопутствует истинно научное, а там, где хлёстко и с судейскими приёмами стараются зажать рот всякому противоречию, - истинной науки нет». Сам же он с радостью признавал заслуги каждого, если они были. Так, внёс в Совет Петербургского университета предложение присвоить Н.А.Морозову (1854-1946) звание доктора химии honoris causa, то есть без защиты трудов. Встал на сторону А.М.Бутлерова: по представлению Менделеева в 1868 году Бутлеров был избран на кафедру органической химии Петербургского университета.

Д.И.Менделеев побывал во многих странах (всегда – с научными целями) – более 100 городов Европы, Америки, Африки (не говоря о самой России). Он был в городах Франции, Швейцарии, Германии, Италии, Испании, Англии, Финляндии, Чехословакии, Польши, был в Египте, Алжире. В 1876 году пересёк Атлантический океан с тем, чтобы посетить промышленную выставку в Филадельфии, одновременно он изучал постановку нефтяного дела в Пенсильвании. С грустью он писал: «Нажива стала единственной целью масс... Новая заря не видна по ту сторону океана».

Менделееву были чужды всякого рода религиозные взгляды. Как пишет Анна Ивановна, от слова «церковники» и ряда других слов он морщился, охал и мотал головой. Именно он возглавил «Комиссию для рассмотрений медиумистических явлений» при Петербургском университете, созданную 6 мая 1875 года... Сеанс спиритизма проводился и на квартире Д.И.Менделеева, медиум-иностранец был посрамлён. Его критика спиритизма сильно испортила отношения с А.М.Бутлеровым. Досталось и Достоевскому, которого Менделеев критиковал в своих публичных лекциях.

Лекции для студентов – основной вид деятельности Д.И.Менделеева в университете (в период с 1856 по 1890 годы), в Петербургском технологическом институте (1863-1872 годы). А лектор он был замечательный, хотя не был оратором в обычном смысле этого слова. Многие оставили воспоминания о его речи. В.Е.Чешихин (1866-1923): «Он говорил, точно медведь валит напролом сквозь кустарник». Другой современник Менделеева: «он говорит, словно камни ворочает». В.Е.Тищенко (1861-1941, академик, ученик, а впоследствии и сотрудник Дмитрия Ивановича) признал это сравнение вполне удачным. По образности и меткости речи, по умению «вырубить сравнение», по эмоциональному накалу, когда даже «стены потеют», у Менделеева не было равных. О.Э.Озаровская пишет (воспоминания, 1929 год): «С живописной львиной головой, прекраснейшим лицом, опираясь на вытянутые руки, с подогнутыми пальцами стоит высокий и кряжистый Менделеев на кафедре и говорит...; речь Менделеева представляла собой чудо: на глазах у слушателей из зёрен мысли выростали могучие стволы, ветвились, сходились вершинами, буйно цвели...»

Личность Д.И.Менделеева и его творчество (не только научное) – неисчерпаемы. К сожалению, формат статьи имеет свои ограничения, поэтому на этом наше исследование мы не столько завершаем, сколько обрываем.

© 2008 by Yefim Shmukler. All right reserved.

Менделеев Д. И. Познание России. Заветные мысли М., "Эксмо", 2008.

С. Ф. ГЛИНКА

"После кончины H. H. Зинина (в феврале 1880 г.) в Академии освободилась кафедра химии, и возник вопрос о замещении ее. А. М. Бутлеров был всегда высокого мнения о Д. И. Менделееве, как о выдающемся русском химике, и, конечно, прежде всего, вспомнил о нем. В это время отношения между Бутлеровым и Менделеевым были несколько испорчены по следующим причинам: Менделеев незадолго перед этим повел систематическую борьбу со спиритизмом, которым усердно занимался Бутлеров, прочитал лекцию и напечатал книгу против спиритизма, кроме того, он, отрицательно относясь к учению о структуре органических соединений, которое развивал Бутлеров в университете на своих лекциях, иногда позволял себе резкую критику в этом направлении. Как мне пришлось слышать, на той же почве во время съезда естествоиспытателей и врачей в 1879 г. по поводу доклада одного из учеников Бутлерова у него произошло довольно резкое столкновение с Менделеевым. Несмотря на все это, Бутлеров продолжал относиться к Менделееву с полным беспристрастием. Однажды он показал мне только что полученную им книгу английского химика Рейнольдса, присланную ему автором, и сказал: "Рейнольдс оспаривает первенство Менделеева в открытии им периодической системы элементов, но ведь Менделеев один предсказывает новые элементы". Это было сказано после открытия галлия и скандия, но раньше открытия германия, что, как известно, произошло в 1886 г. Лотар Мейер и Ньюлэндс, которые являются соперниками Менделеева в основании периодической системы элементов, как справедливо сказал Бутлеров, новых элементов не предсказывали. Описание свойств экакремния и его соединений, сделанное Менделеевым за 15 лет до открытия соответствующего этому элементу германия, говорит само за себя. Как-то в начале осени 1880 г., когда я был у Бутлерова, он разбирал бумаги и нашел среди них письмо от одного из провинциальных химиков, не имевшего, впрочем, отношения к университетам, в котором он просил А. М. Бутлерова иметь его в виду при замещении вакантной кафедры в Академии. Письмо это было прислано еще летом, во время отсутствия Бутлерова, и он тотчас же написал на него ответ, извиняясь в промедлении и объясняя причину; он написал, что, делая представление в Академию о замещении вакантной кафедры химии, он, согласно § 2 действовавшего тогда устава Академии, должен будет представить Д. И. Менделеева. Стало известным, что президент Академии Литке, непременный секретарь Веселовский и большинство академиков являются решительными противниками кандидатуры Менделеева, противопоставляя ему профессора Технологического института Бейльштейна. Менделеев был забаллотирован. После этого профессора университета в виде протеста устроили обед в честь Менделеева, во время которого говорены были соответствующие речи; полемика в газетах, которая началась еще раньше, оживилась особенно теперь. Статьи против Менделеева появились преимущественно в "St. Petersburger Zeitung". Вопрос перешел на национальную почву и обострился еще более. Я не буду останавливаться на подробностях этой борьбы, которая завершилась окончательным забаллотированием Менделеева, представленного вторично, и избранием Бейльштейна. На другой день после заседания Академии, на котором была решена судьба Менделеева, мне случилось зайти в академическую библиотеку, и при мне шел разговор между академиком и лицом из штата библиотеки; академик говорил, что Менделеева невозможно было допустить в Академию из-за его тяжелого характера; других причин не избрания Менделеева в члены Академии он не приводил. Другим и еще более печальным эпизодом в жизни Менделеева является оставление им университета; подробное описание этого эпизода отвлекло бы меня слишком далеко, и на нем я останавливаться не буду. Менделеев был немыслим без лаборатории и без университетской кафедры; не попав в Академию и выйдя из университета, он остался без того и без другого. Как известно, впоследствии он имел занятия в Министерстве финансов. Однажды весною 1891 или 1892 г, ранним утром, в холодную и ветреную погоду я, взглянув в окно своей квартиры, которую имел в одном из зданий Института инженеров путей сообщения, увидел, к своему удивлению, Менделеева, который в шубе нараспашку бегал по обширному двору института и, видимо, кого-то разыскивал. Я поспешил к нему на помощь. Увидев меня, Дмитрий Иванович сказал: "Вот, полюбуйтесь, до чего я дожил на старости лет -- вчера до 12 часов ночи сидел в заседании, теперь рано утром (было не более 9 часов) бегаю: не знаете ли вы, где живет N (он назвал одного из живших в институте, который раньше был в Баку на нефтяных заводах)?" Я указал ему, где живет N, с которым он хотел посоветоваться по вопросу, затронутому на бывшем накануне заседании. Эпизод этот случайного характера открыл мне ту обстановку, в которой должен был жить и работать Дмитрий Иванович в возрасте, близком к 60 годам. Светлыми проблесками на этом темном фоне жизни Д. И. Менделеева были его поездки в Англию, где он получил медаль имени Гэмфри Дэви за свои труды. В связи с этим интересно сопоставить следующие строки из предисловия к изданию "Основ химии" в 1906 г.: "Когда (1897) явилось второе и особенно третье (в 1905 г. с 7-го русск. издания) английское издание, мне стало очевидным, что этою книгою пользуются английские и американские студенты, чего, признаюсь, ожидать никак не смел и что глубоко тронуло мое русское сердце". Эти слова очень грустно читать: чувствуется, что Дмитрий Иванович среди равнодушия и недоброжелательства соотечественников отдыхал душою, находя сочувствие среди чужеземцев. Время до назначения Менделеева на место управляющего Палатою мер и весов, где он мог наконец устроить себе лабораторию, и устроения ее мне представляется периодом скитания его в тщетных поисках лучшего -- ему было 56 лет, когда он должен был оставить университет, а в такие годы всякая жизненная ломка переносится нелегко. Палата мер и весов находится против Технологического института, где Менделеев в 1864 г. начал свою профессорскую деятельность и где, вероятно, провел лучшее время своей жизни, когда полный надежд он вступил на ту дорогу, которая превратилась впоследствии в тернистый путь...""

Глинка С. Ф. Личные воспоминания о Менделееве.
Почему Д. И. Менделеев не был избран в Академию наук.
"Журнал химической промышленности", 1925, No 1 (7), с. 25--27.

ПРИМЕЧАНИЯ

Глинка С. Ф. (1855--1927 г.) -- минералог, окончил Санкт-Петербургский университет, был профессором Московского университета, Института инженеров путей сообщения.

Стала революционная для того времени теория химического строения органических веществ, которой он занимался долгие годы сам и вместе со своими учениками и последователями. В своей теории великий химик утверждал, что свойства органических соединений зависят не только от химических элементов и их количества, но и от структуры молекулы, то есть от того, как атомы связаны между собой. Его теория объяснила существование изомеров - соединений с одинаковым химическим составом, но с разным строением или расположением атомов в пространстве.

Правильность любой теории проверяется на практике. Подтверждением структурной концепции строения органических веществ Бутлерова стало получение в 1863-м году четырех изомеров бутилового спирта , один из которых был синтезирован непосредственно самим ученым. Кроме этого, Бутлеров на основе своей теории предсказал существование, свойства и поведение в химических реакциях изобутилена, двух бутанов, трёх пентанов.

В дальнейшем Александр Михайлович открыл и дал объяснение явлению таутомерии изомеров, введя в химическую науку понятие динамической изомерии. Сегодня именно таутомерия по Бутлерову является общепризнанной и заключается в том, что некоторые изомеры могут легко превращаться друг в друга, находясь в смеси в равновесном соотношении друг с другом.

Теория Бутлерова быстро завоевывала признание в международном ученом сообществе. Учебник с изложением его теории, законченный в 1866-м году, почти сразу же был переведен на все основные языки Европы.

В 1868-м году Бутлерову была присуждена Ломоносовская премия и по представлению Менделеева он был избран профессором химии Петербургского университета. Менделеев особо отмечал оригинальность трудов ученого, который развивал свои собственные идеи, а не идеи предшественников, а также то, что Бутлерову удалось создать свою химическую школу и оказать заметное влияние на развитие не только русской, но и мировой науки.

Чтобы показать, каким уважением и авторитетом пользовался Александр Михайлович, можно привести следующий факт: когда ему полагалась отставка по выслуге лет, университетский Совет дважды просил его остаться еще на пять лет. Последнюю лекцию ученый прочел всего за год до своей смерти.

Вклад А. М. Бутлерова в развитие отечественной химической науки невозможно переоценить. Он участвовал в создании российских химических школ ученых в Казани, Москве и Петербурге, воспитал более десятка учеников, ставших видными химиками, открыл множество новых химических реакций и соединений, синтезировал уротропин, триоксиметилен, этилен и этанол, третичные спирты, динзобутилен и многие другие вещества, важные для науки, промышленности и медицины. Он занимался исследованием явления полимеризации . На основании его работ другой знаменитый русский химик, С. В. Лебедев, разработал способ промышленного синтеза искусственного каучука.

Бутлеров еще при жизни избирался почетным членом многих научных обществ в России и за рубежом. В его честь назван кратер на Луне; улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Киеве и других городах. Ему установлены памятники в Казани и Москве. В Казани на основе химического факультета университета создан Химический институт им. А. М. Бутлерова.

Существует ряд заблуждений, касающихся результатов деятельности М.В. Ломоносова. В работах случаются следующие утверждения:

О корпускулах;

О сохранении массы;

Об опыте Бойля по обжигу металлов;

О природе теплоты.

Исходя из этих тезисов, делаются неверные выводы о том, что Ломоносов создал атомно-молекулярное учение, первым сформулировал закон сохранения массы и т.д.

О жизни и научных трудах Дмитрия Ивановича Менделеева ходят множество легенд.

Легенда 1 . Д.И. Менделеев предпринимал несколько попыток поступить в Университет и каждый раз заваливал химию.

Реальность. Он вообще не сдавал вступительные экзамены в университет, т.к. по существующим правилам не мог поступать ни в Московский, ни в Петербургский университеты (т.к. жил и учился в Тобольске, который относился к Казанскому учебному округу). Кроме того, вступительные экзамены по химии в университетах не проводились, т.к. химию начинали изучать лишь в университете.

Легенда 2 . Докторская диссертация Д.И. Менделеева «О соединении спирта с водой» была посвящена водке - определению и объяснению ее необычных свойств.

Реальность. В диссертации Менделеев исследовал растворы спирт-вода с удельным весом спирта от 50 до 100 % и не уделял особого внимания растворам с содержанием спирта ниже 33% по весу. Он показал, что максимум контракции (сжатия раствора) наблюдается при 46 % по весу. Эти исследования Менделеева были важны для обоснования гидратной теории растворов.

Легенда 3 . Д.И. Менделеев увидел периодическую таблицу во сне.

Реальность. Последние исследования показывают, что периодическая таблица и закон создавались в течение нескольких лет. Не существует достоверных свидетельств о снах Д.И.Менделеева.

Легенда 4 . Состав бездымного пороха Менделеев определил, считая во Франции вагоны с грузами, поступавшими на пороховой завод.

Реальность. К тому времени способы получения пироксилина были давно известны. Образец бездымного пироксилинового пороха Менделеев получил официально, с разрешения французских властей.

8. Охарактеризуйте важнейшие элементы становления химии как научной дисциплины и области профессиональной деятельности в России в XIX-нач. XX вв. (научные исследования, преподавание и пр.)

Элементами становленияхимии как научной дисциплины и области профессиональной деятельности в России в XIX-нач. XX вв. являются:

1. Развитие предметной области. Научные исследования. Формирование научных школ

2. Развитие терминологии

3. Институциональное выделение преподавания химии

4. Химическая периодика

5. Научные общества, научные форумы

6. История химии

1. Развитие предметной области. Научные исследования. Формирование научных школ

В 1840-х гг. в России начали появляться первые химические школы.

25 января 1755 г. был основан Московский университет, в начале XIX в. в России было открыто еще несколько университетов: Дерптский, Вильнюсский (1802-1803), Казанский (1804), Харьковский (1805), Петербургский (1819), Киевский(1835). В развитии предметной области можно выделить следующие важные моменты: открытие университетов; появление русской профессуры, русских учебников по химии, химических лабораторий; постепенное перемещение научных исследований в университеты.

2. Развитие терминологии

В начале XIX в. начинает развиваться химическая терминология. В.М.Севергин, перевод труда Ж.Л.Каде: «Словарь химический, содержащий в себе теорию и практику химии», а также книга Севергина: «Руководство к удобнейшему разумению книг иностранных, заключающее в себе химические словари». Над созданием русской химической терминологии также работали Г.И.Гесс (работа Г.И.Гесса и соавт.: «Краткий обзор химического именословия», 1836), Д.И.Менделеев (1860-е гг., номенклатура неорганических соединений). В 1912 г. при Русском физико-химическом обществе была создана Комиссия по номенклатуре, которая взяла за основу номенклатуру, предложенную Гессом и разработанную Д.И.Менделеевым.

3. Институциональное выделение преподавания химии.

С 1804 г. по университетскому уставу на физмат факультетах учреждалась основная кафедра химии; позднее появились кафедры технической химии (химической технологии), агрохимии. В начале ХХ в. начали появляться самостоятельные химические факультеты (в Московском университете – в 1929 г.).

С 1819 г. в России начала складываться система аттестации научных и преподавательских кадров. В 1819 г. – закон «О производстве в ученые степени» (кандидат наук, магистр наук, доктор наук). В 1835 г. университетский устав закрепил соответствие ученых степеней преподавательским должностям (профессоре и доценты).

В системе преподавания можно выделить два основных этапа: в XIXв. преобладает курсовая система преподавания; в 1906-1920 гг. вводится предметная система преподавания; с 1920 г. при советской власти вновь вернулись к курсовой системе.

Учебники по химии: в начале XIX в. использовались в основном переводные учебники, с 1820-х гг. начали появляться оригинальные учебные пособия (А.Иовский, Г.Гесс и др.), с середины столетия появляются учебники по отдельным областям химии (органической, аналитической и т.д.). Подробнее см. вопрос № 9.

4. Химическая периодика

Подробнее см. вопрос № 9.

5. Научные общества, научные форумы

Важным элементом формирования химии как научной дисциплины и области профессиональной деятельности является объединение химического сообщества в специальные организации – научные общества, а также необходимость обмена информацией и профессионального общения посредством научных форумов – съездов, конференций, конгрессов. Подробнее см. вопрос № 10.

6. История химии

Свидетельством формирования научной дисциплины является также внимание к ее истории. Первые историко-научные монографии в России начали появляться в 1870-х гг. (напр., Ф.И.Савченков, "История химии"), на рубеже XIX-ХХ вв. история химии начинает преподаваться как отдельная дисциплина в университетах, появляются дипломные работы историко-научной тематики, первые конференции.

Математика