Истинная история царя мидаса. Для чего выговариваются люди или "У царя Мидаса ослиные уши!" Царь мидас краткое содержание

Мидас · сын Гордия, царь Фригии, славившийся своим богатством (Herodot. VIII 138). Еще ребенку Мидасу муравьи таскали пшеничные зерна, предвещая будущее богатство (Цицерон, "О прорицании"). Когда к Мидасу привели связанного Силена, который сбился с пути во время шествия Диониса, царь радушно его принял, беседовал с ним и через десять дней возвратил Дионису. По другой версии Мидас сам поймал Силена, подмешав вино в воду источника, из которого тот пил. В награду за освобождение Силена Дионис предложил Мидасу исполнить любое его пожелание. Мидас пожелал, чтобы все, к чему он прикоснется, превращалось в золото. Но в золото стала превращаться пища, что грозило Мидасу голодной смертью, и он взмолился богу, чтобы тог снял чары. Дионис приказал Мидасу искупаться в источнике Пактол, отчего источник стал золотоносным, а Мидас избавился от своего дара.

Мидас был судьей на музыкальном состязании между Аполлоном и Паном и признал Аполлона побежденным. Во другой версии судьей был Тмол, который присудил первенство Аполлону, а Мидас предпочел Пана. За это Аполлон наделил Мидаса ослиными ушами, которые царю приходилось прятать под фригийской шапочкой. Цирюльник Мидаса, увидев уши и мучаясь тайной, которую никому не мог рассказать, вырыл ямку в земле и шепнул туда: "У царя Мидаса ослиные уши!",- и засыпал ямку. На этом месте вырос тростник, который прошелестел о тайне всему свету (Овидий).

Художник Филиппо Лаури. Мидас судит состязание Аполлона и Пана.

И так рассказывают:

Однажды веселый Дионис с шумной толпой менад и сатиров бродил по лесистым скалам Тмола во Фригии. Не было в свите Диониса лишьСилена. Он отстал и, спотыкаясь на каждом шагу, сильно охмелевший, брел по фригийским полям. Увидали его крестьяне, связали гирляндами из цветов и отвели к царю Мидасу. Мидас тотчас узнал учителя Диониса, с почетом принял его в своем дворце и девять дней чествовал роскошными пирами.

На десятый день Мидас сам отвел Силена к богу Дионису. Обрадовался Дионис, увидав Силена, и позволил Мидасу в награду за тот почет, который он оказал его учителю, выбрать себе любой дар. Тогда Мидас воскликнул:

О, великий бог Дионис, повели, чтобы все, к чему я прикоснусь, превращалось в чистое, блестящее золото!

Дионис исполнил желание Мидаса; он пожалел лишь, что не избрал себе Мидас лучшего дара.

Ликуя, удалился Мидас. Радуясь полученному дару, срывает он зеленую ветвь с дуба - в золотую превращается ветвь в его руках. Срывает он в поле колосья - золотыми становятся они, и золотые в них зерна. Срывает он яблоко - яблоко обращается в золотое, словно оно из сада Гесперид. Всё, к чему прикасался Мидос, тотчас превращалось в золото. Когда он мыл руки, вода стекала с них золотыми каплями. Ликуеи Мидас.

Вот пришел он в свой дворец. Слуги приготовили ему богатый пир, и счастливый Мидас возлег за стол. Тут-то он понял, какой ужасный дар выпросил он у Диониса. От одного прикосновения Мидаса все обращалось в золото. Золотыми становились у него во рту и хлеб, и все яства, и вино. Тогда-то понял Мидас, что придется ему погибнуть от голода. Простер он руки к небу и воскликнул:

Смилуйся, смилуйся, о, Дионис! Прости! Я молю тебя о милости! Возьми назад этот дар!

Пуссен. Мидас, купающийся в водах Пактола. 1627. Нью-Йорк. Музей искусств Метрополитен

Явился Дионис и сказал Мидасу:

Иди к истокам Пактола. Там в его водах смой с тела этот дар и свою вину. Отправился Мидас по велению Диониса к истокам Пактола и погрузился там в его чистые воды. Золотом заструились воды Пактола и смыли с тела Мидаса дар, полученный от Диониса. С тех пор златоносным стал Пактол.

· сын Гордия, царь Фригии, славившийся своим богатством (Herodot. VIII 138). Еще ребенку Мидасу муравьи таскали пшеничные зерна, предвещая будущее богатство (Цицерон, “О прорицании” I 36). Когда к Мидасу привели связанного Силена, который сбился с пути во время шествия Диониса, царь радушно его принял, беседовал с ним и через десять дней возвратил Дионису (Ael. Var. hist. III 18 со ссылкой на Феопомпа). Вариант: Мидас сам поймал Силена, подмешав вино в воду источника, из которого тот пил (Paus. I 4, 5; Xenoph. Anab. I 2. 13). В награду за освобождение Силена Дионис предложил Мидасу исполнить любое его пожелание. Мидас пожелал, чтобы все, к чему он прикоснется, превращалось в золото. Но в золото стала превращаться пища, что грозило Мидасу голодной смертью, и он взмолился богу, чтобы тог снял чары. Дионис приказал Мидасу искупаться в источнике Пактол, отчего источник стал золотоносным, а Мидас избавился от своего дара.

Мидас был судьей на музыкальном состязании между Аполлоном и Паном (вариант: Марсием, Hyg. Fab. 191) и признал Аполлона побежденным. Вариант: судьей был Тмол, который присудил первенство Аполлону, а Мидас предпочел Пана. За это Аполлон наделил Мидаса ослиными ушами, которые царю приходилось прятать под фригийской шапочкой. Цирюльник Мидаса, увидев уши и мучаясь тайной, которую никому не мог рассказать, вырыл ямку в земле и шепнул туда: “У царя Мидаса ослиные уши!”,- и засыпал ямку. На атом месте вырос тростник, который прошелестел о тайне всему свету (Ovid. Met. XI 85-163). Возможно, Мидас почитался первоначально как спутник Диониса (или Кибелы, Diod. III 58) и миф об ослиных ушах связан с пережитками тотемизма. Вариант мифа о богатстве Мидаса отражает представления греков о золотых сокровищах Малой Азия.

Ми-дас (ас-сир. Ми-та)- са-мый зна-ме-ни-тый царь Фи-гии (Ма-лая Азия). Жизнь это-го ца-ря оку-та-на мно-жест-вом ле-генд. По пре-да-нию, еще ре-бен-ку Ми-да-су му-равьи в рот тас-ка-ли пше-нич-ные зер-на, пред-ве-щая бу-ду-щее бо-гат-ст-во. Так-же утверж-да-лось, что Ди-о-нис за ока-зан-ную ему услу-гу в ка-чест-ве бла-го-дар-нос-ти пред-ло-жил Ми-да-су ис-пол-нить лю-бое его же-ла-ние. Ми-дас по-же-лал, что-бы все, к че-му он при-кос-нет-ся, пре-вра-ща-лось в зо-ло-то. Но в зо-ло-то ста-ла пре-вра-щать-ся пи-ща, что гро-зи-ло Ми-да-су го-лод-ной смертью, и он взмо-лил-ся «бо-гу», что-бы тот снял ча-ры. Ди-о-нис при-ка-зал Ми-да-су ис-ку-пать-ся в ис-точ-ни-ке Пак-тол, от-че-го ис-точ-ник стал зо-ло-то-нос-ным, а Ми-дас из-ба-вил-ся от сво-е-го да-ра. Пред-став-ле-ние о бо-гат-ст-ве Ми-да-са от-ра-жа-ет пред-став-ле-ния гре-ков о зо-ло-тых со-кро-ви-щах Ма-лой Азии.

Еще ле-ген-да: Ми-дас был судь-ей на му-зы-каль-ном со-стя-за-нии меж-ду Апол-ло-ном и Па-ном и при-знал Апол-ло-на по-беж-ден-ным. За это Апол-лон на-де-лил Ми-да-са ос-ли-ны-ми уша-ми, ко-то-рые ца-рю при-хо-ди-лось пря-тать под фри-гий-ской ша-поч-кой. Ци-рюль-ник Ми-да-са, уви-дев уши и му-ча-ясь тай-ной, ко-то-рую ни-ко-му не мог рас-ска-зать, вы-рыл ям-ку в зем-ле и шеп-нул ту-да: «У ца-ря Ми-да-са ос-ли-ные уши!» , - и за-сы-пал ям-ку. На том мес-те вы-рос трост-ник, ко-то-рый про-ше-лес-тел о тай-не все-му све-ту. Миф о Ми-да-со-вых ушах ско-рее все-го от-ра-жа-ет пред-став-ле-ния то-те-миз-ма, а в язы-коз-на-нии же су-щест-ву-ет устой-чи-вый фра-зео-ло-гизм: «Ми-да-со-вы уши», что озна-ча-ет тай-ну, ко-то-рую не-воз-мож-но скрыть.
Ес-тест-вен-но, что об-раз это-го ле-ген-дар-но-го ца-ря с древ-нос-ти при-вле-кал вни-ма-ние уче-ных му-жей, ко-то-рые ста-ра-лись раз-га-дать свя-зан-ные с ним ми-фы по-сред-ст-вом изу-че-ния тор-го-во-по-ли-ти-чес-ких свя-зей Фри-гии и Гре-ции. По-про-бу-ем и мы вкрат-це озна-ко-мить-ся с ис-то-ри-ей этой стра-ны и с лич-ностью ее зна-ме-ни-то-го пра-ви-те-ля.
Фри-гий-ское цар-ст-во рас-по-ла-га-лось в цент-ре Ма-лой Азии. Рас-цвет это-го го-су-дар-ст-ва при-хо-дит-ся на вто-рую по-ло-ви-ну VIIIв. до н.э.и свя-зан с ца-рем Ми-да-сом. Это-му же вре-ме-ни при-над-ле-жат рас-ко-пан-ные зда-ния и кур-ган-ные по-гре-бе-ния фри-гий-ской сто-ли-цы Гор-ди-он в до-ли-не р. Сан-га-рия (Са-карья). По пре-да-нию, Гор-ди-он был на-зван по име-ни Гор-дия, ос-но-ва-те-ля если не Фри-гий-ско-го цар-ст-ва во-об-ще (как счи-та-ли гре-ки), то во вся-ком слу-чае Фри-гий-ской ве-ли-кой дер-жа-вы, ка-ко-вой это цар-ст-во ста-ло в VIIIв. до н.э.
Соб-ст-вен-но фри-гий-ская тер-ри-то-рия (если не счи-тать Ма-лой Фри-гии, вы-хо-див-шей к Мра-мор-но-му мо-рю) вклю-ча-ла ле-си-с-тый гор-ный мас-сив меж-ду со-вре-мен-ны-ми Эс-ки-ше-хи-ром и Афь-он-Ка-ра-хи-са-ром, у ис-то-ков боль-ших ма-ло-азий-ских рек; здесь на-хо-дил-ся хра-мо-вый го-род Пес-си-нунт и дру-гой, ви-ди-мо, то-же хра-мо-вый го-род, услов-но на-зы-ва-е-мый «Го-ро-дом Ми-да-са» (древ-нее на-зва-ние его не-из-вест-но). Но под-лин-ный центр фри-гий-ской тер-ри-то-рии на-хо-дил-ся в до-ли-не р. Сан-га-рия, а на вос-ток она за-хо-ди-ла за озе-ро Туз и за ре-ку Га-лис (Кы-зыл-Ир-мак); здесь фри-гий-ские слои име-ют-ся на та-ких древ-них го-ро-ди-щах, как Бо-газ-кёй, Алад-жа-Хю-юк, Али-шар и Кюль-те-пе.
Рас-цвет Фри-гии при Гор-дии и Ми-да-се, сы-не Гор-дия (ас-сир. Ми-та), был быст-рым и блес-тя-щим. Ми-дас, не-со-мнен-но, по-ми-мо Фри-гии гос-под-ст-во-вал и над Ли-ди-ей (до-ли-ной ре-ки Герм, со-вр. Ге-диз) и над ее бо-га-ты-ми зо-ло-ты-ми мес-то-рож-де-ни-я-ми у го-ры Пак-тол, от-кры-ты-ми в пос-ле-хет-т-ское вре-мя (мо-жет быть, как раз при фри-гий-ском вла-ды-чест-ве?). На вос-то-ке вли-я-ние Ми-да-са до-хо-ди-ло до Тав-ра, а на за-па-де - до эолий-ских и ионий-ских го-ро-дов: же-ной его бы-ла, по пре-да-нию, дочь ца-ря г. Ки-мы в Эоли-де, но-сив-ше-го гром-кое имя Ага-мем-но-на. Имен-но Ми-дас был пер-вым из нег-ре-чес-ких ца-рей, кто при-нес дар в об-щег-ре-чес-кое свя-ти-ли-ще в Дель-фах (зо-ло-той трон). При Ми-да-се рас-цве-ла фри-гий-ская ме-тал-лур-ги-чес-кая, ткац-кая, де-ре-во-об-де-лоч-ная про-мыш-лен-ность.
Ин-те-рес-но, чт во Фри-гии вплоть до по-те-ри ею не-за-ви-си-мос-ти не на-блю-да-ет-ся при-зна-ков вво-за то-ва-ров ре-мес-лен-но-го про-из-вод-ст-ва из Гре-ции и во-об-ще с за-па-да; на-про-тив, на-чи-ная с VIIIв. до н.э. в Гре-ции поч-ти по-все-мест-но встре-ча-ют-ся из-де-лия фри-гий-ские и, по-ви-ди-мо-му, ли-бо при-быв-шие че-рез Фри-гию урарт-ские, ли-бо ими-ти-ро-ван-ные во Фри-гии по урарт-ским об-раз-цам.
В свою оче-редь, из Гре-ции в Фри-гию шло оло-во, не-ко-то-рые сель-ско-хо-зяй-ст-вен-ные про-дук-ты и ра-бы. Гре-чес-кие мо-ре-хо-ды мог-ли быть ес-тест-вен-ны-ми по-став-щи-ка-ми ра-бов, точ-но так же как фи-ни-кий-ские (си-дон-ские) мо-ря-ки, о чьей пи-рат-ской де-я-тель-нос-ти кра-соч-но рас-ска-зы-ва-ет гре-чес-кая по-эма VIIIве-ка до н.э. - «Одис-сея». По дан-ным древ-не-ев-рей-ско-го про-по-вед-ни-ка Езе-ки-и-ла, Фри-гия еще и в его вре-мя (ког-да Фри-гия, бу-ду-чи са-ма за-во-е-ва-на, уже не за-хва-ты-ва-ла плен-ных на вой-не) про-да-ва-ла фи-ни-кий-цам, на-ря-ду с брон-зой, так-же «ду-ши че-ло-ве-чес-кие» - ско-рее все-го, как по-сред-ни-ки в ра-бо-тор-гов-ле За-па-да.
Есть не-ма-ло куль-тур-ных изо-бре-те-ний, пе-ре-ня-тых, по пре-да-нию, гре-ка-ми, а поз-же рим-ля-на-ми у фри-гий-цев: та-ко-вы цвет-ные фри-зы (лат. phrygium) под дву-скат-ной кры-шей хра-мо-вых и дру-гих зда-ний (по-доб-ные же хра-мо-вые зда-ния со-ору-жа-лись и в Урар-ту), на-стен-ные ков-ры (греч. tapetes), ис-кус-ст-во вы-шив-ки зо-ло-ты-ми нит-ка-ми, фри-гий-ский му-зы-каль-ный лад, двой-ная сви-рель и ки-фа-ра, раз-ве-де-ние «ан-гор-ских коз» с пу-шис-той «мо-хе-ро-вой» шерс-тью, де-ко-ра-тив-ных роз и мно-гое дру-гое. О гре-чес-ком вли-я-нию на Фри-гию су-дить труд-нее: если не счи-тать над-гроб-ных над-пи-сей рим-ско-го вре-ме-ни, до нас до-шло лишь не-мно-го крат-ких и обыч-но не под-да-ю-щих-ся ис-тол-ко-ва-нию над-пи-сей по-фри-гий-ски. Од-на-ко над-ле-жит за-ме-тить, что с VIIIв. до н.э. и фри-гий-цы, и гре-ки поль-зо-ва-лись прак-ти-чес-ки од-ним и тем же ал-фа-ви-том - алф-ви-том в под-лин-ном смыс-ле сло-ва, т.е. пе-ре-да-вав-шим не толь-ко со-глас-ные, но и глас-ные зву-ки. Внеш-не он очень бли-зок фи-ни-кий-ско-му пись-му на-ча-ла Iты-ся-че-ле-тия до н.э.; го-раз-до мень-ше по-хо-жи на не-го (и на гре-чес-кую аз-бу-ку) дру-гие ма-ло-азий-ские ал-фа-ви-ты (ли-дий-ский, ка-рий-ский, ли-кий-ский и др.), хо-тя и они яв-но фи-ни-кий-ско-го про-ис-хож-де-ния.
Очень ран-нее вли-я-ние гре-ков на фри-гий-цев вид-но так-же из над-пи-си на куль-то-вой ни-ше в ска-ле из «Го-ро-да Ми-да-са», где этот царь но-сит ахей-ские (ми-кен-ские) ти-ту-лы ва-нак и ла-ва-гет . Итак, в гре-ко-фри-гий-ских вза-и-мо-от-но-ше-ни-ях фри-гий-ская сто-ро-на, ви-ди-мо, не бы-ла толь-ко да-ю-щей. Тем не ме-нее в ма-те-ри-аль-ной куль-ту-ре (скаль-ные со-ору-же-ния, брон-зо-вая ут-варь и т.п.). Фри-гий-ское цар-ст-во да-ет боль-ше сви-де-тельств свя-зей с цар-ст-вом Урар-ту, чем с Гре-ци-ей; не-со-мнен-но, оно яви-лось свя-зу-ю-щим зве-ном меж-ду Пе-ред-ней Ази-ей и гре-ка-ми; пер-вые участ-ки зна-ме-ни-той пер-сид-ской «Цар-ской до-ро-ги», со-еди-няв-шей с VIве-ка до н.э. стра-ны Эгей-ско-го мо-ря с Вос-то-ком, бы-ли про-дол-же-ны уже при Ми-да-се.
Глав-ную роль во фри-гий-ской ре-ли-гии иг-рал культ ве-ли-кой ма-те-ри-бо-ги-ни Ки-бе-лы (Ку-ба-бы - культ, вос-хо-дя-щий еще к до-хур-рит-ским вре-ме-нам), а так-же мо-ло-до-го уми-ра-ю-ще-го и вос-кре-са-ю-ще-го бо-га Ат-ти-са. В этом куль-те - по край-ней ме-ре позд-нее - бы-ли рас-прост-ра-не-ны ор-ги-ас-ти-чес-кие об-ря-ды и са-мо-оскоп-ле-ние жре-цов, по-свя-щав-ших се-бя куль-ту. По-ви-ди-мо-му, во Фри-гии су-щест-во-ва-ли ав-то-ном-ные хра-мо-вые го-ро-да.
Фри-гий-ские во-и-ны изо-бра-жа-ют-ся ко-рот-ко-бо-ро-ды-ми, с серь-га-ми в ушах, оде-ты-ми в длин-ные по-ло-са-тые ру-ба-хи с кис-точ-ка-ми по по-до-лу и вы-со-кие са-пож-ки; шле-мы они но-си-ли пле-те-ные, копья у них ко-рот-кие, щи-ты круг-лые, не-боль-шие. Мо-да на зна-ме-ни-тые «фри-гий-ские кол-па-ки», в бу-ду-щем став-шие сим-во-лом сво-бо-ды, бы-ла, ви-ди-мо, за-не-се-на во Фри-гию поз-же - ким-ме-рий-ца-ми или тре-ра-ми.
Фри-гия при Ми-да-се вхо-ди-ла в со-став ан-ти-ас-си-рий-ской ко-а-ли-ции из Урар-ту (царь Ру-са I), Кар-ке-ми-ша (царь Пи-си-рис), го-су-дар-ст-ва-ми Тав-ра (Ату-на, Та-бал и Ком-ма-ге-на) в борь-бе про-тив ас-си-рий-ско-го ца-ря Сар-го-на ІІ. Вой-не Ми-да-са с Сар-го-ном IIпо-ме-ша-ло на-шест-вие ким-ме-рий-цев. Но-вый царь Урар-ту Ру-са ІІ объ-еди-нит свои во-ен-ные си-лы с ким-ме-рий-ца-ми про-тив Фри-гии при бла-го-же-ла-тель-ном нейтра-ли-те-те Ас-си-рии. По-ход про-тив Фри-гии 675 г. до н.э. бу-дет успеш-ным. Урар-ты за-хва-ти-ли мно-го до-бы-чи и плен-ных, а Фри-гия бы-ла вы-да-на на по-ток и раз-граб-ле-ние ким-ме-рий-ца-ми, ко-то-рые опус-то-ша-ли цар-ст-во Ми-да-са свы-ше 20 лет. В этой вой-не по-ги-ба-ет пре-ста-ре-лый царь Ми-дас. Ким-ме-рий-цы ста-ли при-чи-ной ги-бе-ли это-го про-цве-та-ю-ще-го го-су-дар-ст-ва Древ-не-го Вос-то-ка.
Кс-та-ти, с име-нем фри-гий-ско-го ца-ря Гор-дия (отец Ми-да-са) так-же свя-за-на од-на зна-ме-ни-тая ле-ген-да - «Гор-ди-ев узел» . По ле-ген-де, жре-цы Фри-гий-ско-го хра-ма Зев-са пред-ска-за-ли, что пер-вый, кто всту-пит в их го-род, бу-дет са-мым вы-да-ю-щим-ся ца-рём за всю ис-то-рию стра-ны. Пер-вым в го-род въехал на сво-ей те-ле-ге ни-ко-му не из-вест-ный кресть-я-нин Гор-дий. Его вы-бра-ли Фри-гий-ским ца-рём. В па-мять о дан-ном со-бы-тии он при-нёс в дар хра-му Зев-са те-ле-гу, на ко-то-рой въехал в го-род. Гор-дий при-вя-зал её к ал-та-рю та-ким слож-ным уз-лом из ки-зи-ло-во-го лы-ка, что ни-ка-кой ис-кус-ник не мог его рас-пу-тать. Ора-кул пред-ска-зал, что че-ло-ве-ку, ко-то-рый рас-пу-та-ет гор-ди-ев узел, по-ко-рит-ся весь мир.
И вот сто-ли-цу Фри-гии по-ко-рил ве-ли-чай-ший из пол-ко-вод-цев древ-нос-ти — Алек-сан-др Ма-ке-дон-ский . Боль-шин-ст-во пи-са-те-лей со-об-ща-ет, что мо-ло-дой во-ин во-шёл в древ-ний храм, при-гля-дел-ся к про-слав-лен-но-му уз-лу и вы-хва-тив меч, рас-сёк его од-ним уда-ром. Жре-цы ис-тол-ко-ва-ли это так: «Он за-во-ю-ет мир! Но ме-чом, а не дип-ло-ма-ти-ей» . Од-на-ко, по рас-ска-зу Арис-то-бу-ла, «Алек-сан-дру лег-ко уда-лось раз-ре-шить за-да-чу и осво-бо-дить яр-мо, вы-нув из пе-ред-не-го кон-ца дыш-ла крюк — так на-зы-ва-е-мый „гес-тор“, ко-то-рым за-креп-ля-ет-ся ярем-ный ре-мень».
В пе-ре-нос-ном смыс-ле «Го́рди-ев узел» мо-жет озна-чать лю-бую слож-ную за-да-чу. «Раз-ру-бить гор-ди-ев узел» — зна-чит сме-ло, ре-ши-тель-но и энер-гич-но ре-шить слож-ное де-ло, по-сту-пив не по пра-ви-лам, пред-пи-сы-ва-ю-щим дли-тель-ное и не-про-дук-тив-ное ре-ше-ние слож-ных за-дач, а по сво-е-му же-ла-нию, по-лу-чив ре-зуль-тат не-за-кон-но, но сра-зу.

Мидас - в древнегреческой мифологии сын Гордия, царь Фригии. С именем Мидаса связаны два популярных в античности мифа: о золотом прикосновении и о суде Мидаса музыкального поединка между Аполлоном и Марсием (или Паном).

Мидас уже в детстве получил знак о грядущем богатстве. Однажды муравьи стали заползать к нему в рот и носить туда пшеничные зёрна.
Когда бог Дионис вёл своё войско в Индию, учитель Диониса Силен заблудился в пути. По одной из версий мифа, Мидас подмешал вино в воду источника, откуда пил Силен и тот, будучи мертвецки пьян, не смог продолжить свой путь и оказался во власти Мидаса, который принял его у себя во дворце, вёл с ним беседы и через десять дней возвратил Силена Дионису. В награду за возвращение своего учителя Дионис пообещал Мидасу исполнить любое его желание. Мидас захотел, чтобы всё, к чему он прикасался, превращалось в золото.

Получив дар золотого прикосновения, Мидас на радостях решил устроить пир, но обнаружил, что его дар имеет оборотную сторону: в золото превращалась и пища, которую он касался.




Опасаясь умереть с голоду, Мидас попросил Диониса забрать дар золотого прикосновения. Дионис приказал Мидасу искупаться в реке Пактол. Река стала золотоносной, а Мидас лишился своего дара.


В "Книге чудес для девочек и мальчиков" американского писателя 19-го века Натаниеля Готорна царь Мидас случайно обратил в золото свою дочь.


Из коструктора Lego можно сделать практически всё, в том числе и царя Мидаса. Здесь Мидас изображён с ослиными ушами, о происхождении которых речь пойдёт ниже.

Согласно другому древнегреческому мифу, Мидас был судьёй в музыкальном состязании между Аполлоном и Марсием.
Богиня Афина изобрела флейту, но увидев, как безобразно раздуваются щёки при игре на ней, бросила флейту как ненужную более вещь и её подобрал сатир Марсий, который научился так искусно играть на ней, что вызвал на музыкальное состязание самого бога Аполлона. Марсий играл на флейте, а Аполлон на кифаре. Мидас, который был судьёй, отдал предпочтение Марсию. Разгневавшись, Аполлон содрал кожу с Марсия, а Мидаса наделил ослиными ушами, которые тот был вынужден прятать под шапочкой. Цирюльник, узнав секрет Мидаса, вырыл ямку в земле, шепнул туда "У царя Мидаса ослиные уши" и засыпал ямку. На этом месте вырос тростник, который прошелестел о тайне всему свету.
По другой версии мифа, Мидас получил ослиные уши за то, что судил музыкальный поединок между Аполлоном и богом Паном.

Джакомо Пальма Младший. Аполлон, Марсий и Мидас






По мотивам мифа о даре Мидаса были сняты два мультфильма: в 1935 году "Золотое прикосновение" / The Golden Touch (режиссёр - Уолт Дисней, США) и в 1980 году "Король и гном" / Král a skřítek (режиссёр - Любомир Бенеш, Чехославакия).

Кадр из мультфильма Уолта Диснея "Золотое прикосновение"


Однажды веселый бог Дионис шел из Фракии во Фригию. Дорога вела к горным долинам Тмола, где рос виноград, а дальше к Пактолу, воды которого еще не блистали тогда золотым песком. Сопровождала Диониса толпа юных вакханок и сатиров, но не было среди них старшего, которого звали Силеном. Опьяненный вином, он попал в розовый сад фригийского царя Мидаса, где схватили его фригийцы и, связав ему руки сплетенными цветами, привели к царю. Узнал царь Мидас веселого спутника Диониса и ласково принял его. Десять дней и ночей угощал царь Мидас Силена, а на одиннадцатый утром привел его к Дионису. Обрадовался Дионис, увидев своего друга Силена, и обещал Мидасу исполнить любое его желание. Стал Мидас просить бога Диониса наградить его таким даром, чтобы все, к чему он ни прикоснется, обращалось бы в чистое золото. И исполнил Дионис желание царя Мидаса.
Обрадовался Мидас такому дару и решил испытать, исполнил ли и вправду свое обещание Дионис. Отломил он дубовую ветку - и вдруг в руке у него оказалась ветвь золотая. Поднял с земли он камень, и камень тоже стал золотым. Всякое яблоко казалось ему сорванным в саду гесперид - а яблоки были там все золотые. В золотой поток обращалась вода, которой мыл он руки. Ликует царь Мидас от такого счастья. И вот велел он приготовить себе роскошный обед. Стоит на столе блюдо с жареным мясом, белый хлеб и вино. Но только хочет Мидас поднести ко рту кусок хлеба, превращается хлеб в золото, становится золотом мясо, и вино, смешанное с водой, тоже становится золотым. Испугался Мидас, не ожидал он такой беды. Богач, он становится беднее нищего, хочет бежать от своего богатства, к которому он так стремился. Его мучит голод, томит его жалсда, но за свою жадность к золоту наказан Мидас.
Обратился он с мольбой к Диониса чтоб сжалился он над ним, простил бы его и избавил от этой золотой напасти.
Выполнил Дионис мольбу раскаявшегося Мидаса и взял назад свой губительный дар. Он велел ему пойти к реке Пактол и, дойдя до самых ее истоков, погрузиться в ее воды и омыть тело в пенистых волнах, обещая, что не останется тогда и следа от золота, которого он так домогался.
Исполнил Мидас совет Диониса и потерял свою силу обращать все, к чему ни прикоснется, в золото, но с той поры стала река Пактол нести золотой блестящий песок, что ложится весной на лугах.
Стало с тех пор царю Мидасу ненавистно богатство, и зажил он бедно и просто. Он бродил по полям и лугам и стал почитателем Пана, бога лесов и полей. По однажды пришла на царя Мидаса новая напасть, и не мог он расстаться с ней уж до самой смерти.
Однажды осмелился Пан состязаться в музыке с самим Аполлоном. А дело происходило на горе Тмол, и бог той горы был избран в судьи. Он уселся на своем почетном месте, вокруг него стояли, слушая музыку, нимфы, а с ними и царь Мидас.

Начал бог Пан играть на своей флейте, и слушал его с наслаждением Мидас. Но вот выступил затем увенчанный лаврами лучезарный бог Аполлон и стал играть на кифаре.
Очарованный игрой Аполлона, бог горы Тмол признал его тотчас победителем.
И все с ним согласились. Только один царь Мидас был не согласен со всеми и назвал судью несправедливым. Разгневался на неразумного царя Мидаса лучезарный Аполлон и решил его наказать. Он вытянул уши царя Мидаса в длину, покрыл густой серой шерстью, наделил гибкостью и подвижностью. И навсегда остались у царя Мидаса ослиные уши. Стало стыдно Мидасу, и ему пришлось закрывать их пурпурной повязкой. И только от одного брадобрея, который всегда стриг ему волосы и бороду, не мог он скрыть своих ослиных ушей, но строго-настрого запретил ему разглашать эту тайну.
Но брадобрей, боясь рассказать о том людям, отправился на берег реки, вырыл в земле ямку и шепнул в нее: «А у царя Мидаса ослиные уши», - и закопал затем ямку. И вскоре на том месте, где была закопана тайна, вырос густой тростник, и под ветром зашептали листья друг другу: «А у царя Мидаса ослиные уши».
Так люди узнали тайну Мидаса.

Педагогика