Презентация на тему "здоровьесберегающие технологии в школе". Здоровьесберегающие технологии в школе Современные здоровьесберегающие технологии в начальной школе презентация

Слайд 2

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…».

В.А.Сухомлинский.

Слайд 3

Здоровье ученика в норме, если:

  • в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;
  • в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
  • в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
  • в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
  • в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.
  • Слайд 4

    Здоровьесберегающие образовательные технологии

    Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.

    Слайд 5

    Принципы здоровьесбережения:

    • «Не навреди!».
    • Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося.
    • Непрерывность и преемственность.
    • Субьект-субьективные взаимоотношения.
    • Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям усащихся.
    • Комплексный, междисциплинарный подход.
    • Успех порождает успех.
    • Активность.
    • Ответственность за свое здоровье.
  • Слайд 6

    Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока

    Слайд 7

    Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности.

    Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    • Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления
    • Физкультминутки, динамические паузы, гимнастика для глаз, массаж активных точек
  • Слайд 11

    Работоспособность в течение учебного дня 1-6 классы

  • Слайд 12

    Работоспособность в течение учебного дня 7-11 классы

  • Слайд 13

    Работоспособность в течение рабочей недели 1-6 классы

  • Слайд 14

    Работоспособность в течение рабочей недели 7-11 классы

  • Слайд 15

    Физкультурно-оздоровительная работа в школе

  • Слайд 16

    Требования к проведению физкультминуток

    • Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.
    • Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность.
    • Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.
    • Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
    • Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
  • Слайд 17

    Виды физкультминуток

    • Упражнения для снятия общего или локального утомления.
    • Упражнения для кистей рук.
    • Гимнастика для глаз.
    • Гимнастика для слуха.
    • Упражнения корректирующие осанку.
    • Дыхательная гимнастика.
  • Слайд 18

    Литература

    1. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в школе. 1-4 классы.».,Москва, Издательство «Вако»,2005 г.
    2. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе»., Москва, Издательство «АПК и ПРО», 2002 г.
    3. Советова Е.В. «Эффективные образовательные технологии»., Ростов н/Д, Издательство «Феникс», 2007 г.

    Посмотреть все слайды

    Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

    Новоселова Галина Николаевна

    С. Старая Рудка

    2015 г.


    « Кто не ценит собственного здоровья, тот меньше заботится и о других людях».

    В.М. Шепель


    Введение

    • Теоретическое обоснование проблемы развития здоровьесберегающих технологий.
    • Методические основы развития здоровьесберегающих технологий.
    • Методическая система формирования здоровьесберегающих технологий для младших школьников.

    Заключение

    Литература


    • обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

    • Показать значимость здоровьесберегающей технологии в улучшении состояния здоровья и качества жизни детей в процессе учебной деятельности.

    • Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся начальной школы;
    • Пропаганда здорового образа жизни;
    • Помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития;
    • Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

    • Принцип «Не навреди!»
    • Принцип сознательности и активности
    • Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса
    • Принцип систематичности и последовательности
    • Принцип доступности и индивидуализации
    • Принцип всестороннего и гармоничного развития личности
    • Системного чередования нагрузок и отдыха
    • Возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса

    • Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
    • Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
    • Соблюдение гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока.

    • Защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения)
    • Компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки; оздоровительная, пальчиковая, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура; массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги)
    • Стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, фитотерапии и др.)
    • Информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам)


    • Здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды. Отсюда, физическая активность – естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении.

    ИГРА «СВЕТОФОР»:

    Учитель поочередно показывает сигналы светофора, на красный свет все стоят, на желтый садятся, на зеленый шагают на месте (участвуют все члены команд, кто ошибается, выбывает из игры, побеждает та команда, чей участник останется).

    Думаю, вы поняли, что нужно слушаться без спора

    Указаний светофора.

    Нужно правила движенья выполнять без возраженья.

    Различать ты должен ясно цвет зеленый, желтый, красный!


    Гимнастика для глаз

    1. Часто-часто поморгай,

    После глазки закрывай,

    Сосчитай так до пяти

    И сначала всё начни!

    2. Руку держим пред собой,

    Не мотая головой,

    Пальцем водим вверх и вниз,

    Вправо-влево и – следим!


    • Здоровье психическое – это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой. Отсюда, психическая активность – потребность нормально развивающегося ребенка в познании окружающей жизни: природы, человеческих отношений; потребность ребенка в познании самого себя.

    Психологический настрой на урок

    Отбросим в сторону переживания и неудачи.

    Не опуская рук возьмемся за дела, мой друг,

    И на уроке этом мы опять

    Все поработаем на пять.


    Релаксация « Тихое озеро»

    « Сядьте в удобное положение. Расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.

    Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды.

    Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро.

    Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

    А теперь открываем глаза. Мы снова в школе, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня »



    • Здоровье социальное – мера социальной активности, деятельного отношения человеческого индивидуума к миру. Отсюда, социальная активность проявляется в поведении, направленном на поддержание и выполнение правил, обязательных для учащегося, в стремлении помочь выполнять эти правила своему сверстнику.

    Игра « Четыре стихии»

    Играющие выстраиваются в одну линию. Водящий становится перед ними с мячом в руках на расстоянии 5-6 шагов.

    Как вы знаете четыре стихии – это вода, воздух, земля, огонь. В воде живут рыбы, в воздухе- птицы, на земле- звери, в огне жить невозможно. Тому, кому, бросают мяч со словами одной из стихий должен поймать его и сразу бросая обратно ведущему назвать животное, которое живёт в этой стихии, Если вы ответили правильно, сделайте шаг вперёд. Побеждает тот, кто первым станет на одну линию с водящим.


    Педагогика сотрудничества

    Добрый день! – зверям и птицам. Добрый день! – весёлым лицам. Добрый день! – гостям и детям. Добрый день! – всему на свете.

    Теперь вы скажите друг другу добрые слова, которые начинаются со звука « В ». (Вежливый, внимательный, весёлый, воспитанный, великодушный.)


    • Здоровье нравственное – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

    Упражнение «Есть или нет?»

    Играющие встают в круг и берутся за руки ведущий в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»

    • Есть ли в поле светлячки? Есть ли в море рыбки? Есть ли крылья у теленка? Есть ли клюв у поросенка? Есть ли гребень у горы? Есть ли двери у норы? Есть ли хвост у петуха? Есть ли ключ у скрипки? Есть ли рифма у стиха? Есть ли в нем ошибки?
    • Есть ли в поле светлячки?
    • Есть ли в море рыбки?
    • Есть ли крылья у теленка?
    • Есть ли клюв у поросенка?
    • Есть ли гребень у горы?
    • Есть ли двери у норы?
    • Есть ли хвост у петуха?
    • Есть ли ключ у скрипки?
    • Есть ли рифма у стиха?
    • Есть ли в нем ошибки?


    • Элементы движений Физические упражнения Танцевальные упражнения Физкультминутки и подвижные перемены Эмоциональные разрядки и «минутки покоя» Гимнастика Лечебная физкультура Подвижные игры Массаж, самомассаж Психогимнастика
    • Элементы движений
    • Физические упражнения
    • Танцевальные упражнения
    • Физкультминутки и подвижные перемены
    • Эмоциональные разрядки и «минутки покоя»
    • Гимнастика
    • Лечебная физкультура
    • Подвижные игры
    • Массаж, самомассаж
    • Психогимнастика

    • упражнения по формированию осанки,
    • укреплению зрения,
    • укрепления мышц рук,
    • отдых позвоночника,
    • упражнения для ног,
    • упражнения на ковре,
    • релаксационные упражнения для мимики лица,
    • потягивание,
    • массаж области груди, лица, рук, ног,
    • психогимнастика,
    • упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

    • Водные процедуры
    • Фитотерапия
    • Ароматерапия
    • Витаминотерапия

    • Выполнение санитарно-гигиенических требований
    • Личная и общественная гигиена (чистота тела. Чистота мест занятий, воздуха и т.д.)
    • Проветривание и влажная уборка помещений
    • Соблюдение общего режима дня
    • Обучение детей элементарным приемам ЗОЖ

    Литература

    Аттестация учителей начальных классов. Методические рекомендации / Авт.-сост. Г.Ф. Суворова, О.В. Тараканова; Под общей редакцией Л.Я. Олиференко. – 3-е изд. – М.: Айрис-прес, 2005. – 80 с.- (Аттестация работников образования).

    Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырехлетней начальной школы / Под ред. Л.Е. Журовой. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Вентана-Граф, 2001. – 384с.: ил.

    Васильева Н.Ю. Интегрированные уроки: 1 класс. – М.: ВАКО, 2008.- 208 с.- (Мастерская учителя).

    Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа.- М.:ВАКО, 2004.- 240 с. – (Мастерская учителя).

    • Аттестация учителей начальных классов. Методические рекомендации / Авт.-сост. Г.Ф. Суворова, О.В. Тараканова; Под общей редакцией Л.Я. Олиференко. – 3-е изд. – М.: Айрис-прес, 2005. – 80 с.- (Аттестация работников образования). Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырехлетней начальной школы / Под ред. Л.Е. Журовой. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Вентана-Граф, 2001. – 384с.: ил. Васильева Н.Ю. Интегрированные уроки: 1 класс. – М.: ВАКО, 2008.- 208 с.- (Мастерская учителя). Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа.- М.:ВАКО, 2004.- 240 с. – (Мастерская учителя).

    Литература

    Глизерина Л.И. Крупицы опыта. Методическое пособие для учителей начальных классов. Редакция журнала «Марий Эл учитель» - Йошкар-Ола, 1996.

    Ефимов В.Ф. Математика в сюжетах. Пособие дл учителей начальных классов// Серия «Школа для всех» - М.: Новая школа, 2002.-272 с.

    Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2007- 304с.- (Педагогика. Психология. Управление.).

    Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. – Волгоград: Учитель, 2007.- 93 с.

    Титкова Т.В., Горбачева Э.З., Цыганок Л.В. Открытые уроки: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2010. – 288 с. – (Мастерская учителя).

    • Глизерина Л.И. Крупицы опыта. Методическое пособие для учителей начальных классов. Редакция журнала «Марий Эл учитель» - Йошкар-Ола, 1996. Ефимов В.Ф. Математика в сюжетах. Пособие дл учителей начальных классов// Серия «Школа для всех» - М.: Новая школа, 2002.-272 с. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2007- 304с.- (Педагогика. Психология. Управление.). Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. – Волгоград: Учитель, 2007.- 93 с. Титкова Т.В., Горбачева Э.З., Цыганок Л.В. Открытые уроки: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2010. – 288 с. – (Мастерская учителя).

    Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности– путь к реализации ФГОС в начальной школе.

    Из истории вопроса МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О работе экспериментальных общеобразовательных учреждений по направлению "Здоровьесберегающие технологии" В рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования Минобразования России в 2002/03 учебном году проводится работа по введению здоровьесберегающих технологий. (М.М. Безруких). ПРИЛОЖЕНИЕ К ПИСЬМУ Минобразования России от /13 О подготовке к организации здоровьесберегающего образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от "О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования" и Положением об эксперименте, утвержденным приказом Минобразования России от и зарегистрированным Минюстом России от, разрабатывается комплекс мер по снятию перегрузки, сохранению и укреплению здоровья и внедрению здоровьесберегающих технологий в образование. В ходе психофизиологического сопровождения эксперимента проводится изучение состояния здоровья, школьной инфраструктуры, организации учебного процесса, учебной и внеучебной нагрузки, организации физкультурно-оздоровительной работы и широкого использования в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий.


    Анализ состояния здоровья обучающихся в МБОУ СОШ 3 в уч. году В МБОУ СОШ 3 обучалось 535 человек, из них на «Д» учёте состоит 110 человек. С 1-4 класс – 35 чел., с 5-9 кл. – 60 чел., с кл. -15 чел. Индекс Здоровья до 14 лет – 8,3 %, 15-17лет – 8,7%. За год: 970 случаев ОРВИ. Заболеваемость ОРВИ высокая за счёт вспышек респираторных заболеваний и холодных погодных условий; 255 – заболевания органов дыхания, как осложнения ОРВИ; 3- педикулёз. За счёт своевременности выявления и проф. осмотров медицинским персоналом, быстро ликвидируется; 50- ЖКТ. Заболеваемость ЖКТ сохраняется в связи с несбалансированным питанием дома и в школе. (не все учащиеся получают горячее питание в школе); 2 –ветряная оспа.


    Характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. К таким условиям следует отнести: факторы внешней среды, способные оказывать негативное воздействие на состояние здоровья школьников (экологические, экономические, социальные и т.п.); факторы школьной среды – качественная оценка школьных зданий, санитарно-технического, медицинского, спортивного оборудования и оснащения, организации системы питания с учетом требований санитарных правил и норм, количественная и качественная характеристика контингента школы; организация учебного процесса и режима учебной нагрузки; организация и формы физического воспитания и физкультурно- оздоровительной работы; формы и методы здоровьесберегающей деятельности учреждений общего образования; динамика текущей и хронической заболеваемости.


    Направления здоровьесберегающей деятельности 1) рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями; 2) рациональная организация двигательной активности учащихся, включающая предусмотренные программой уроки физкультуры, динамические перемены и активные паузы в режиме дня, а также спортивно-массовую работу; 3) организация рационального питания учащихся; 4) система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. Без выполнения этого комплекса мер по охране и укреплению здоровья любые другие мероприятия не окажут должного эффекта здоровьесбережения.


    Классификация здоровьесберегающих технологий, предложенная Н.К. Смирновым (2006г.) Понятие «здоровьесберегаюшие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. 1. Медико-гигиенические технологии. 2.Физкультурно-оздоровительные технологии 3.Экологические здоровьесберегающие технологии 4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности 5. 3доровьесберегающие образовательные технологии в урочной и во внеурочной работе школы


    1. Медико-гигиенические технологии 1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. Участие врача или медицинской сестры необходимо при проведении психолого-педагогических консилиумов, на которых решаются вопросы, касающиеся отдельных учащихся с проблемами здоровья. Занятия по программе «Лечебная педагогика» должны проводиться под контролем и при участии медицинских работников. Создание в школе стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи и школьникам, и педагогам, проведение занятий лечебной физической культуры, организация фитобаров и т.п. - тоже элементы этой технологии.


    2.Физкультурно-оздоровительные технологии Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.


    3.Экологические здоровьесберегающие технологии создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.




    5. 3доровьесберегающие образовательные технологии - организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний; - психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого- педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса; - учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.


    5. 3доровьесберегающие образовательные технологии во внеурочной работе школы: - социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально- психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов; - лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.


    Уровни решения задач по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий. 1. Уровень района, города, объединяющий несколько школ и других образовательных учреждений, предполагает принятие грамотных стратегических решений и, в соответствии с этим, финансирование направлений и программ работы. Необходимо серьезное научное обеспечение разработки и реализации принимаемых программ с учетом состояния здоровья детей, учащихся, всего населения, проживающего на данной территории. Ответственные лица на этом уровне - руководитель отдела образования и его заместители.


    Уровни решения задач по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий. 2. Уровень школы: -создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий для образовательного процесса; - обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у учащихся дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.п.; - обеспечение школьников в период их пребывания в школе питанием, способствующим нормальной работе пищеварительной системы и обмену веществ в соответствии с современными медико-гигиеническими требованиями; - включение в учебные планы школы всех классов занятий, позволяющих целенаправленно подготовить учащихся к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, сформировать у них культуру здоровья, воспитать стремление к ведению здорового образа жизни: - обеспечение подготовки (повышение квалификации, переподготовка) всего педагогического коллектива по вопросам здоровья, подготовки всех учителей и специалистов к внедрению в работу школы здоровьесберегающих образовательных технологий; - обеспечение охраны здоровья педагогов и создание условий, позволяющих им грамотно укреплять свое здоровье; - проведение мониторинга состояния здоровья учащихся; - проведение тематической работы с родителями учащихся, направленной на формирование в их семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.


    Уровни решения задач по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий. 3. Уровень класса, обеспечиваемый работой на уроке. От того, насколько работа каждого учителя отвечает задачам здоровьесбережения, в конечном счете зависит результат влияния школы на здоровье учащихся. Организовать обучение учителя таким технологиям - задача руководства; использовать их в своей работе, отслеживая результаты, - задача каждого учителя.




    Двигательная направленность Это движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.


    Оздоровительные силы природы Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т. д. Учет влияния метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления, движение и ионизация воздуха и др.) на определенные биохимические изменения в организме человека, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности учащихся может способствовать снятию негативного воздействия обучения на школьников.


    Гигиенические средства выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т. д.; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах); организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления. Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.


    Формирование ценности здоровья Формирование ценности здоровья – одно из важнейших средств реализации здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. Наиболее эффективны в этом направлении – программы образования в области здоровья, программы психопрофилактики.


    Физкультурно-оздоровительные технологии Организация отдыха детей во внеурочное время Занятия на массажных ковриках. Динамическая пауза на перемене. 1 «В» класс учебный год


    Физкультурно-оздоровительные технологии Занятия на массажных ковриках. Динамическая пауза на перемене. 1 «Б» класс учебный год


    Физкультурно-оздоровительные технологии Организация спортивных соревнований, подвижных игр на свежем воздухе Спортивная эстафета на школьном катке. 2 «Б» класс учебный год


    Физкультурно-оздоровительные технологии Организация занятий в спортивных секциях Группа здоровья 4 «В» класса в бассейне учебный год


    Физкультурно-оздоровительные технологии Организация занятий в спортивных секциях Группа здоровья 1 «Б» класса на секции «Самбо» Тренер: Карманов С.А учебный год


    Физкультурно-оздоровительные технологии Организация занятий в спортивных секциях Команда 4 «Б» класса по баскетболу Тренер: Медведев В.Д учебный год


    Экологические здоровьесберегающие технологии Организация экологических акций 2 «Б» класс на пришкольном участке сажает саженцы сосен учебный год


    Экологические здоровьесберегающие технологии Организация экологических акций Акции «Кормушка», «Добрая зима» 2 «Б» класс учебный год


    Экологические здоровьесберегающие технологии Участие в конкурсах, проектах, исследовательских работах экологической направленности Исследовательская работа «Покормите птиц зимой!» Команда 2 «Б» класса проводит замеры глубины снежного покрова учебный год


    Экологические здоровьесберегающие технологии Участие в конкурсах, проектах, исследовательских работах экологической направленности Областной форум «Будущее – это мы!» 2 место 4 «Б» класс. Николаева Полина учебный год Межрегиональный конкурс «Удивительный мир научно-популярных книг» 1 место 4 «Б» класс. Николаева Полина учебный год


    Экологические здоровьесберегающие технологии Участие в конкурсах, проектах, исследовательских работах экологической направленности Исследовательская работа «Кто, кто в теремочке живёт?» Изучение строения гнезда птицы, работа с атласом-определителем под руководством учителя биологии Козиной Т.И. 4 «Б» класс. Николаева Полина учебный год


    Экологические здоровьесберегающие технологии Участие в конкурсах, проектах, исследовательских работах экологической направленности «День птиц» 4 «Б» класс учебный год


    3доровьесберегающие образовательные технологии Работа по программам обучения грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся Районный конкурс в рамках программы«Разговор о правильном питании» Проект «Кулинарное путешествие во времени» 3 «В» класс. 3 место уч. год


    3доровьесберегающие образовательные технологии Работа по программам обучения грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся Областной конкурс в рамках программы«Разговор о правильном питании» Конкурсная фотография. 2 место. 4 «Б» Бесчётнова Светлана учебный год


    3доровьесберегающие образовательные технологии Мероприятия, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся Конкурс худ. самодеятельности 4 «В» класс учебный год


    3доровьесберегающие образовательные технологии Мероприятия, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся Танцевальная группа 2 «Б» класса «Дружная семейка» Танец «Звёздные дети» 1 место. Районный конкурс современного танца учебный год


    3доровьесберегающие образовательные технологии Мероприятия, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся «Праздник Осени» 4 «Б» класс учебный год


    3доровьесберегающие образовательные технологии Мероприятия, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся «Широкая масленица» 4 «Б» класс учебный год


    3доровьесберегающие образовательные технологии Мероприятия, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, с привлечением родителей «Малая зимняя олимпиада» на школьном катке 3 «Б» класс учебный год


    3доровьесберегающие образовательные технологии Мероприятия, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся Подарок маме к 8 марта «Букет из пряных трав» 4 «Б» класс учебный год


    3доровьесберегающие образовательные технологии Мероприятия, обеспечивающие формирование и укрепление физического здоровья учащихся Поход в сосновый бор 4 «В» класс учебный год


    3доровьесберегающие образовательные технологии Мероприятия, обеспечивающие формирование и укрепление физического и психического здоровья учащихся Осенняя экскурсия 2 «Б» класс учебный год1 «Б» класс учебный год


    Результативность Диагностика уровня заболеваемости проводилась на анализе классных журналов за уч. г., уч. г., уч.г. по разделу «Сводная ведомость учёта посещаемости». (2 «В» - 4 «В» КПИВ) Мониторинг здоровья учащихся за 2,3,4 классы. Диаграмма показывает снижение заболеваемости учащихся на 29% уч. г уч. г уч. г. Количество пропущенных дней учащимися по болезни 179дней112 дней52 дня


    Результативность По результатам использования «ступенчатого» режима в соответствии с письмом «Об организации обучения в первом классе четырёхлетней школы» в 1 «Б» классе уч.г. медицинским работником школы проведено обследование учащихся, где подтверждается сохранность здоровья учащихся. Из 21 учащихся 80,9 % с I группой здоровья, 95,2% - с основной физкультурной группой, 80, 9% не состоят на диспансерном учёте. Диагностика уровня заболеваемости за учебный год 4 «Б» - 7, 8 дней Среднее значение по школе – 9,5 дней


    Результативность Результаты валео-педагогического мониторинга показали наличие: - позитивной динамики в учебе; - повышение уровня знаний о здоровье и здоровом образе жизни; - ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни; - улучшение показателей эмоционального комфорта и функционального состояния; - возрастание самооценки психического благополучия (самочувствие, активность, настроение), уверенности в себе; - динамики развития волевых качеств, что поднимает результативность любой деятельности, в том числе образовательной.


    Ресурсы: Фото из личного архива Тимощук С.В. Карякина Т.В. мед.работник МБОУ СОШ 3 «Анализ заболеваемости за уч. год» Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе педагог –психолог УО Путятина М.В. И.И. Колисник. Рациональная организация учебного процесса, Саратов 2006 М.А. Павлова Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном пространстве образовательного учреждения.

    Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

    Автор проекта: Знакомова Анна Александровна, учитель начальных классов, ГБОУ СОШ № 32 имени Л. В. Бобковой
    .Сохранение здоровья детей – одна из важнейших функций школы. Важно, чтобы дети получали теоретические знания о сохранении здоровья и умели их использовать практически.
    Ребёнок – наше продолжение, наша любовь, вера и надежда, наш повседневный труд и тяжёлая работа. Да, именно работа, ибо для здоровья ребёнка нужно потрудиться. Только рационально осуществляемый совместными усилиями родителей, учителей комплекс мероприятий по укреплению здоровья может помочь ребёнку сохранить здоровье.
    .«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.
    От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
    мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

    Василий Александрович Сухомлинский
    . Актуальность
    Здоровье - важнейший фактор работоспособности и развития детского организма. Ребёнок пошёл в школу, значит, его организм должен перестроиться, чтобы учение было успешным.
    Фундаментальной основой для полноценного и гармоничного развития личности выступает её физическое и духовное развитие.
    . Противоречия
    - Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
    - Отсутствие механизма внедрения принципа здорового образа жизни в массовую практику;
    - Из-за неудовлетворительного уровня своего физического развития многие учащиеся начальных классов с трудом усваивают учебный материал.
    . Проблема
    - Формирование у младших школьников необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни.
    . Объект исследования
    Здоровьесберегающие технологии обучения в начальных классах
    Предмет исследования
    Здоровьесберегающие средства обучения как «фундамент» для интеллектуальной и творческой надстройки личности на уроках в начальной школе
    . Гипотеза
    - Эффективность учебного процесса во многом определяется степенью учёта физических и психологических особенностей учащихся.
    . Цель
    - Создание условий для интеллектуального и творческого развития личности младших школьников на основе осознания ими ценности здорового образа жизни.
    . Задачи
    - Сформировать потребности в здоровом образе жизни;
    - Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребёнка, созданию благоприятной обстановки в классе;
    - Помочь каждому ребёнку осознать свои способности, создать условия для их дальнейшего развития.
    . Участники проекта
    - Обучающиеся 2а и 2б классов
    - Родители
    - Медсестра
    - Срок реализации - 1 год
    . Этапы реализации проекта
    I. Аналитический включает в себя:
    1. Подготовительный. Изучение проблемы. (сентябрь 2014г)
    2. Диагностический. Анкетирование, мониторинги, собеседование, позволяющие выявить способности детей и знания детей о ЗОЖ. (октябрь 2014г)
    II. Практический.
    Достижение поставленной цели и решение поставленных задач. (ноябрь-март 2014/15 гг)
    III. Заключительный.
    Анализ полученных результатов. (март 2015г)
    . Ожидаемые результаты
    - Предотвращение усталости и утомляемости;
    - Повышение мотивации к учебной деятельности;
    - Прирост учебных достижений.
    . Результаты вводной диагностики
    Уровень успеваемости детей: Средний-31,2%; Достаточный-36,4%; Высокий-32,4%
    Качество знаний - 68,8% Успеваемость - 100%
    . Средства здоровьесберегающих образовательных технологий на уроке
    - физкультминутки
    - оздоровительные минутки
    - минутки релаксации
    - дыхательная гимнастика
    - гимнастика для глаз
    - цветотерапия
    - пальчиковая гимнастика
    - массаж активных точек
    - использование музыкальных средств (В.Крутицкого, Р.Шумана, П.Чайковского)
    - Прогулки на свежем воздухе
    - физкульт минутки в начальной школе
    . Цветотерапия

    Игра – цветные сны. (игра может сопровождаться устным описанием учителя слайдов под приятную мелодию)
    . Желтый – стимулирует умственную деятельность;
    . зеленый – умиротворяет, успокаивает;
    голубой – снижает кровяное давление, успокаивает;
    . синий – располагает к серьезности, строгости в поведении;
    . фиолетовый – возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям;
    . черный в небольшой дозе – сосредотачивает внимание
    . Результаты заключительной диагностики
    Уровень успеваемость детей: Средний-22,2%; Достаточный-37,8%; Высокий-40%
    Качество знаний - 77,8% Успеваемость - 100%
    . Вы можете наблюдать динамику роста уровня успеваемости
    . Результат проекта
    - повышение качества знаний, уровня подготовленности обучающихся;
    - стабилизация показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективе;
    - положительная динамика уровня здоровьесберегающей деятельности;
    - увеличение числа участников различных конкурсов;
    - положительная оценка опыта работы на школьном уровне.
    . Вывод
    Правильно подобранные средства здоровьесберегающего обучения позволили не только повысить качество знаний, но и способствовали формированию потребности в здоровом обрезе жизни обучающихся.
    Гипотеза подтвердилась.
    . Масса портфелей у учащихся начальной школы
    В среднем пустой портфель весит 500 – 700 г, портфель с учебниками -2,600; 4,200; 4,300; 4,500 г. И портфель со спортивной формой весит 3,500; 4,900 г.
    . Активный отдых на природе – самый лучший способ восстановить силы и снять утомление. Традицией нашей школы стал ежегодный летний лагерь «Радуга». Только в прошлые года лагерь был оздоровительным, а сейчас мы просто лагерь с дневным пребыванием. Но мы как и раньше устраиваем праздники на сведем воздухе, конкурс «Замков из песка», «Робинзонады», «Пиратские праздники», «Спартакиады» и другие увлекательные праздники.
    В квадратных скобках указаны номера слайдов.

    Презентация на тему: Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальных классах

    МОУ «Воздвиженская средняя школа» учитель начальных классов педагогический стаж: 8 лет «Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» А.В.Сухомлинский

    Морозова

    Юлия

    Евгеньевна

    Здоровьесберегающие технологии как фактор сохранения и укрепления здоровья младших школьников.

    Научно-исследовательские условия

    Методические условия

    Условия формирования личного вклада

    Организационно-

    педагогические

    Изучение трудов Н.К.Смирнова,

    Н. П. Абаскаловой,

    Г. К. Зайцева

    • Всероссийская педагогическая он-лайн конференция «Здоровьесберегающая деятельность в школе в условиях реализации ФГОС»
    • Вебинар «Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания школьников»
    • Курсы «Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях реализации ФГОС»
    • участие в МО учителей начальных классов,
    • посещение и проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий,

    Актуальность личного вклада педагога в развитие образования

    Здоровье - важнейший фактор работоспособности и развития детского организма.

    В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь.

    Теоретическое обоснование личного вклада

    Здоровьесберегающие технологии, по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств , способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

    необходимость сохранения здоровья школьников

    отсутствие чёткой работы по формированию здоровьесберегающего пространства в школе

    Обеспечение младшим школьникам

    возможности сохранения здоровья за период обучения в школе,

    формирование необходимых знаний умений и навыков по

    здоровому образу жизни.

    Выяснить значимость здоровьесберегающих технологий в

    улучшении состояния здоровья и качества жизни обучающихся

    в процессе учебной деятельности.

    Способствовать сохранению и укреплению здоровья

    младших школьников, созданию благоприятной обстановки

    в классе.

    Обобщить здоровьесберегающие условия проведения

    образовательного процесса.

    Ведущая педагогическая идея

    Формирование мотивации у обучающихся, учителей

    и родителей к тому, чтобы они с самого

    раннего возраста ценили, берегли и укрепляли

    свое здоровье, стремились стать более здоровым

    и развитым не только личностно, интеллектуально,

    духовно, но и физически.

    Виды здоровьесберегающих технологий

    Организационно-педагогические технологии

    Психолого-педагогические технологии

    Учебно-воспитательные технологии

    ЗСТ-это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога.

    (Н.К.Смирнов)

    Деятельностный аспект

    Средства здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

    • Физкультминутки
    • Минутки релаксации
    • Дыхательная гимнастика
    • Гимнастика для глаз
    • Пальчиковая гимнастика
    • Массаж активных точек
    • Чередование видов деятельности на уроке
    Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

    Анализ состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности детей и здоровьесберегающей среды учреждения

    Организация

    Установление контактов с социальными партнёрами учреждений по вопросам

    Освоение педагогами учреждения методик и приёмов

    Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательный процесс

    Работа по

    Обучающимся

    • успешно адаптироваться
    • в образовательном и социальном

      пространстве,

    • способствовать формированию
    • потребности в здоровом

      образе жизни.

    Диапазон личного вклада в развитие образования

    • снизить психо-эмоциональное
    • напряжение обучающихся,

    • повысить познавательную
    • активность обучающихся,

    • улучшить психологический
    • климат в коллективе,

    • предотвратить формирование
    • дезадаптациии состояния

      переутомления

    Использование здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности позволило

    Результативность профессиональной педагогической деятельности

    Количество пропущенных учебных дней по болезни

    Количество неболевших детей

    Транслируемость практических

    достижений профессиональной деятельности

    Данная работа может заинтересовать как учителей начальной школы, так и учителей – предметников среднего звена, а так же молодых педагогов.

    Достижения данной работы будут озвучены на педагогическом совете школы, а так же распространены среди учительского сообщества через сайты dnevnik.ru, nsportal.ru, prosholu.ru, multiurok.ru

    Литература

    1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

    2. Абрамова И.В. Бочкарёва Т.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. - С.: СИПКРО, 2004

    3. Гладышева О.В. Системная модель здоровьесберегающей школы /О. Гладышева //Директор школы.-2009

    4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.:

    "ВАКО", 2004

    5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.

    6. Советова Е.В. Оздоровительная технология в школе / Е.В.Советова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

    Спасибо за внимание!

    «Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее».

    Педагогика