Основные группы сложноподчинённых предложений Урок изучения нового материала. Основные группы сложноподчиненных предложений Основные группы сложноподчиненных предложений




Игра - разминка: Перепутались простые предложения в составе СПП. Распутайте их и запишите правильно Единственная красота, невозможно лечить её. Чем еда безвкусней, чем болезнь, обворовывающая жизнь. Нет хуже врага и вора, которую я знаю, - это здоровье. Если болезнь не определена, тем она полезней для здоровья.


ПРОВЕРЬ СЕБЯ! (самопроверка) Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье. Г. Гейне Чем еда безвкусней, тем она полезней для здоровья. А. Лесаж Нет хуже врага и вора, чем болезнь, обворовывающая жизнь. «Зерцало мудрости» Если болезнь не определена, невозможно лечить её. Самарканди










Алгоритм «Порядок мыслительных операций при анализе СПП» Определить тип предложения; сколько простых предложений входят в него (найти и подчеркнуть грамматические основы). Найти главное предложение. Прочитать придаточное предложение и определить его место по отношению к главному. Определить, что поясняет придаточное (все главное, слово или словосочетание); поставить вопрос от главного предложения к придаточному. Назвать тип придаточного. Указать способ соединения придаточного предложения с главным (союзы, союзные слова, интонация). Выяснить, есть ли в главном предложении указательное слово. Объяснить знаки препинания. Составить графическую схему предложения Пополняем методическую копилку «Школьника»




СРАВНИТЕ: Сердце предчувствовало недоброе. Мой дом находится в новом районе. Мы добрались до цели нашего путешествия вечером. Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе. Дом, в котором я живу, находится в новом районе. Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер. Сравнительный анализ







Основной принцип деятельности на учебном занятии – проблемность, которая обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся, помогает организовать творческий процесс самостоятельного познания.

Технология проблемного обучения и проектно-исследовательская технологияпозволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, совершенствовать их навыки работы с информацией, представленной в различных видах, развивать кругозор, культуру, самосознание учащихся, развивать творческие и коммуникативные способности школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко Волоконовский район Белгородская область»

Конспект урока по русскому языку в 9 классе

« Основные группы сложноподчинённых предложений »

подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна

с. Погромец

2011

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ

Основной принцип деятельности на учебном занятии – проблемность, которая обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся, помогает организовать творческий процесс самостоятельного познания.

Технология проблемного обучения и проектно-исследовательская технология позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, совершенствовать их навыки работы с информацией, представленной в различных видах, развивать кругозор, культуру, самосознание учащихся, развивать творческие и коммуникативные способности школьников.

Разминка по технологии Ю.А. Поташкиной – составная часть каждого урока, которая позволяет актуализировать и систематизировать знания учащихся на этапе подготовки к аттестации по русскому языку в новой форме.

Последовательность этапов урока, обобщённых шагов по организации поискового учебного процесса соответствует логике проблемного обучения: постановка проблемы → поиск путей решения проблемы → формулировка вывода.

Применение компьютерной презентации обеспечивает восприятие, усвоение, осмысление материала, отражает результаты учебной исследовательской деятельности.

Высокий темп занятия, смена видов деятельности поддерживают интерес учащихся к уроку на всём его протяжении.

Домашнее задание по выбору учащихся – это элемент разноуровневого обучения, отражающий ситуации:

  1. «выбираю → понял» («Диагностика успешности»);
  2. «выбираю → хочу понять» («Диагностика затруднений»).

Данный урок при хорошей организации проблемного и исследовательского подходов в обучении предполагает ситуацию успеха для каждого ученика, что является основным требованием любого современного урока.

ТЕМА УРОКА: «Основные группы сложноподчинённых предложений».

ЦЕЛЬ УРОКА:

  1. обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через создание проблемной ситуации → её исследование → решение → анализ → обобщение;
  2. создать условия для развития умений формулировать учебную цель, самостоятельно выявлять связи и отношения между изучаемыми понятиями, делать самостоятельные выводы;
  3. вызвать у учащихся заинтересованность в решении проблемных, исследовательских, познавательных учебных задач

ТИП УРОКА: изучение нового материала

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: проблемное обучение, проектно-исследовательская технология.

ОБОРУДОВАНИЕ: персональный компьютер, мультимедийный проектор, проекционная доска, магнитофонная запись.

НАГЛЯДНОСТЬ: Презентация Microsoft PowerPoint «Основные группы сложноподчинённых предложений».

ЭПИГРАФ УРОКА: «Исследование – это дорога к творческому труду»

Ход урока

I. Разминка (по системе Ю.А. Поташкиной).

  1. Скандирование слов: этимология, классика, территория, беллетристика, исследование.
  2. Подбор слов – родственников к слову «исследовение» (следовать, исследовательский, следствие).
  3. Диагностика: о б о с о бление, и сс лед о вание, ра з г о рат ь ся.
  4. Фонетическая часть разминки:

в каком слове букв меньше, чем звуков: обособление, полёт, польёт.

  1. Развести по значению и написанию:

светит по-весеннему, по весеннему лесу.

6. Определение начальной формы:

обособляет, с нами, висящего.

  1. Осложнить простое предложение: Будьте всегда внимательны.
  2. Определение количества простых предложений в составе сложного: [ Тёплый ветер проходит лениво над полем, перебирает тяжёлые наливающиеся колосья ] , и [ во ржи открываются, вглядываются на меня и снова меркнут миловато-синие, голубые, добела выцветшие васильки ] ; [ далеко впереди, (где теряется в хлебах просёлок), стоят над землёю неподвижно белые и плотные июльские облака ] .

Составление схемы предложения: , и ; [..., (где), ... ].

  1. Вернуть предложение со знаками:

Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.

[сущ., | ~~~~~~~ |, ...].

II. Введение в ситуацию урока

Синхронное включение слайда №1 «О чём сегодня пойдёт речь?» (см. приложение 1, слайд №1) и магнитофонной записи.

Магнитофонная запись:

«Ребята, эти три предложения пока для нас являются незнакомцами. Они тщательно маскируются от нас. Выяснить их подлинную сущность в разделе «Сложное предложение» нам с вами пока не удалось.

Требуются знатоки для тщательного следствия по установлению личности незнакомцев!»

III. Получение новых знаний. Исследование

Постановка проблемы

Запуск слайда №2 «Основные группы сложноподчинённых предложений». (см. приложение 1, слайд №2).

Учитель:

Поработаем над заголовком темы учебного занятия. Вчитаемся в звучание темы. Учитывая проблемную ситуацию, возникшую при прослушивании магнитофонной записи, сформулируем учебную цель, учебную проблему.

/учащиеся формулируют вопрос-задачу:

«Какие основные группы сложноподчинённых предложений существуют в русском языке?»/

Учитель:

Нам необходимо выработать основные шаги по определению основных групп сложноподчинённых предложений».

Поиск путей решения проблемы

Учитель:

Для решения проблемы необходим поиск. Работа эта нелёгкая, требующая настойчивости, внимания, самостоятельности, накопления знаний по крупицам. Но это дорога к творческому труду.

/обращаемся к эпиграфу/

Начнём учебное исследование:

1)(см. приложение 1, слайд №3)

Запишем предложения и определим в них второстепенные члены, поставив соответствующие вопросы:

Сердце предчувствовало (что?) недоброе.

- (чей?) Мой дом находится в новом районе.

Мы добрались до цели нашего путешествия (когда?) вечером.

(запуск слайда №4)

2) (см. приложение 1, слайд №5)

Подберём к данным предложениям синтаксические синонимы – перестроим предложения так, чтобы они стали сложноподчинёнными:

Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.

Дом, в котором я живу, находится в новом районе.

Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер.

3) (см. приложение 1, слайд №6)

Поставим вопросы к придаточным предложениям:

Предчувствовало (что?)

Дом (какой?)

Добрались (когда?)

IV. Сравнение, сопоставление, выводы.

Сравним простые и сложноподчинённые предложения и сделаем выводы (см. приложение 1, слайд №7):

  1. Придаточные предложения сходны по смыслу с второстепенными членами предложения.
  2. Три основных группы придаточных предложений соответствуют трём группам второстепенных членов: дополнениям, определениям, обстоятельствам.

Учитель:

Обобщим материал исследования. Сформулируем первую версию решения проблемно-поисковой задачи.

Ученики самостоятельно формулируют результаты учебной работы над проблемой «Какие основные группы сложноподчинённых предложений существуют в русском языке?»

  1. Основные группы сложноподчинённых предложений носят названия, сходные с названиями второстепенных членов: СПП с придаточными определительными, изъяснительными (сходны с дополнениями) и обстоятельственными, которые в свою очередь делятся на подгруппы.
  2. Чтобы определить вид СПП, нужно правильно задать вопрос.

Учитель:

Проведём наблюдение-анализ.

Цель:

  1. выяснить, к чему относятся придаточные предложения, от каких слов в главном предложении ставится вопрос к придаточному?
  2. каким способом придаточные прикрепляются к главному?

Запуск слайда №8 «Предложения для наблюдения и анализа» (см. приложение 1, слайд №8).

1) Комната (какая?), куда меня привели, была похожа на сарай.

2) Отец потребовал (чего?), чтобы я ехала с ним.

3) Я пришёл домой (когда?), когда уже смеркалось.

Учитель:

  1. К чему относятся придаточные предложения? (1- к существительному в главном, 2- к глаголу в главном, 3 – ко всему главному предложению).
  2. Каким способом придаточные прикрепляются к главному? (с помощью союзов куда, чтобы, когда ).

Формулировка вывода

Учитель:

Обобщим материал наблюдения-исследования. Сформулируем версию №2 решения проблемно-поисковой задачи.

Ученики самостоятельно формулируют результаты учебной работы над проблемой, определяя основные шаги по определению основных групп сложноподчинённых предложений».

1 шаг: найти главное предложение;

2 шаг: определить, от чего будем задавать вопрос;

3 шаг: вспомнить, какой второстепенный член отвечает на такой вопрос:

4 шаг: сопоставить и сделать вывод (это придаточное определительное, изъяснительное или обстоятельственное);

5 шаг: определить средство связи.

Синхронное включение слайда №9 «Основные шаги по определению основных групп сложноподчинённых предложений».

(см. приложение 1, слайд №9) и магнитофонной записи:

«Ваша версия верна. В русском языке существует три основных группы сложноподчинённых предложений: СПП с придаточными определительными, изъяснительное и обстоятельственными).

Слайд № 10:

V. Заключительный этап урока

  1. Рефлексия: составление синквейна.
  2. Домашнее задание: учебник, §22, упражнения 109, 110, 111, 112 – по выбору учащихся.

Приложение1

1 слайд:

2 слайд:

3 слайд :

4 слайд:

5 слайд:

6слайд:

7 слайд:

8 слайд :

9 слайд:

Урок русского языка в 9 классе.

Тема урока: «Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению».

Цель урока: дать общее представление о группах сложноподчиненных предложений по их значению, совершенствовать пунктуационные навыки.

Форма урока: комбинированный урок, включающий работу по учебнику, элементы исследовательской работы, конструирование предложений, составление схем предложений.

Ход урока.

    Лингвистическая разминка. Орфографический диктант.

Блистательный, призадуматься, сверхизысканный, парламент, блестеть, интенсивный, преграда, сыграть, теннис, галерея, бок о бок, пребывать на выставке, точь-в-точь, прибыть в город, во что бы то ни стало.

Задание: определить парные виды орфограмм, объяснить их.

    Построение сложноподчиненных предложений. Обобщение знаний о СПП.

Форма игры: учитель слушает, учащиеся объясняют материал. Реализация индивидуальных заданий.

1-й ученик. Отличие сложноподчиненного предложения от ССП. Главное и придаточное в предложении.

Пример: Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. Счастлив тот, кому зарею теплый ветер веет.

2-й ученик. В СПП может быть не одно придаточное, а несколько.

Пример: На улице так светло, что видно, как ветер качает верхушки деревьев.

3-й ученик. Придаточное присоединяется к главному подчинительными союзами или союзными словами (относительное местоимение, наречие).

Пример: Когда поднимается солнце, мы отправляемся в путь. Мы договорились, когда отправимся в путь.

Определить, где союз, а где союзное слово, доказать это.

4-й ученик. В главном предложении могут быть указательные слова (они заключают в себе в сжатом виде содержание придаточного предложения). Указательное слово может соединяться с подчинительным союзом, образуя составной союз.

Пример: Ветер дул так, что казался одушевленным. Мы сидели на холме, так что во все стороны видели все.

5-й ученик. Место придаточного предложения непостоянно. Оно может стоять перед главным, в середине, после главного. При двойных союзах оно всегда стоит перед главным.

Пример: Чем скорее догорал костер, тем темнее становилось вокруг.

3.Учитель. Что знаете о знаках препинания в СПП. Запишите предложение, объясните знаки препинания.

Пример: Все понимают, что сейчас решается судьба страны. Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне.

Составить схемы записанных предложений.

    I I , что ().

    I I ,(что…….) и (что…….).

    Понятие об основных группах придаточных предложений в СПП. Сравнение предложений простых и сложных. Конструирование сложных предложений.

Предложения, построенные учащимися (правая сторона).

Записать в тетради.

1.Сердце предчувствовало недоброе.

2.Наша школа находится на улице Алексея Хадыкина.

3.Мы добрались до цели путешествия вечером.

1.Сердце предчувствовало, что случиться что-то недоброе.

2.Школа,в которой мы учимся, находиться на улице Алексея Хадыкина.

3.Мы добрались до цели путешествия, когда наступил вечер.

Сравним предложения и сделаем выводы.

В сложных предложениях придаточные сходны по значению с второстепенным членом предложения: дополнением, определением, обстоятельством. Поэтому мы их называем придаточными изъяснительными, определительными, обстоятельственными.

5.Как определить вид придаточного?

Самое главное правило – правильно задать вопрос (от всего главного предложения или от одного из слов его).

Пример: Грош цена тому человеку, который не может сломить дурной привычки. Художник видит то, что не видят остальные. Сломя голову он кинулся туда, откуда доносился крик о помощи.

Итог урока.

Задание на дом: параграф 9 стр. 43, упр. 98.

В случае запаса времени синтаксический разбор предложения: Никогда не говори о том, чего не знаешь. Составить схему предложения.

Сложноподчиненными называются сложные предложения, в которых одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом.

Такое предложение может состоять из двух и более простых предложений, одно из которых является главным, а остальные -- придаточными предложениями.

Придаточное предложение может стоять перед главным, после него или даже в середине.

Придаточные предложения служат для пояснения либо одного члена в главном предложении, либо всего главного предложения в целом.

Придаточные предложения присоединяются к главному с помощью подчинительных союзов, выражающих различные значения, или с помощью союзных слов.

В отличие от союзов союзные слова не только связывают придаточные предложения с главным, но и являются членами придаточных предложений.

Подчинительные союзы:

Простые: что, чтобы, как, когда, пока, будто, словно, если, точно, едва, лишь, хотя, ибо и др.

Составные: потому что, так как, оттого что, ввиду того что, в связи с тем что и др.

Союзные слова:

Относительные местоимения: что, кто, какой, который, каков, чей, сколько и др.

Местоименные наречия: где, как, когда, куда, откуда, почему и др.

Слова что, как, когда в СПП могут быть и союзами и союзными словами.

В главной части СПП иногда могут использоваться указательные слова: тот, такой, весь, каждый, никто, там, тогда и др.

Основные группы сложноподчиненных предложений

По значению и строению СПП делятся на три основные группы. Придаточные в этих сложных предложениях соотносятся с тремя группами второстепенных членов предложения: определениями, дополнениями и обстоятельствами.

1. Определительные (в том числе местоименно-определительные)

2. Изъяснительные

3. Обстоятельственные:

* образа действия, меры и степени (как?, каким образом?),

* времени (когда?, во сколько?),

* места (откуда?, куда?, где?),

* цели (зачем?, с какой целью?),

* причины (почему?, зачем?),

* условия (при каком условии?, в каком случае?),

* уступки

* сравнения

* следствия

СПП могут иметь не одно, а несколько придаточных предложений.

Типы сложноподчиненных предложений

На основании того, к чему относятся придаточные части и как они соотносятся друг с другом, выделяется три типа СПП с несколькими придаточными.

1. СПП с последовательным подчинением придаточных. При таком подчинении первое придаточное относится к главному предложению, второе -- к первому придаточному, третье -- ко второму придаточному и т. д. Специфика придаточных частей при этом состоит в том, что каждая из них является придаточной по отношению к предыдущей и главной по отношению к последующей.

2. СПП с однородным соподчинением придаточных. При таком подчинении все придаточные относятся к одному слову в главном предложении или ко всему главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос и принадлежат к одному и тому же типу придаточных предложений.

3. СПП с неоднородным подчинением придаточных (или с параллельным подчинением). При таком подчинении придаточные относятся:

а) к разным словам главного предложения или одна часть ко всему главному, а другая -- к одному из его слов;

б) к одному слову или ко всему главному предложению, но отвечают на разные вопросы и являются разными типами придаточных предложений.

Сложноподчиненные предложения в основном используются в письменной речи, но особенно широко в языке художественной литературы.

Урок русского языка в 9 классе «Основные группы сложноподчиненных предложений»

Подготовила и провела: учитель русского языка и литературы Ангархаева Э.Д.


Цели урока:

  • Обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через создание проблемной ситуации → ее исследование → решение → анализ → обобщение;
  • Создать условия для развития умений формулировать учебную цель, самостоятельно выявлять связи и отношения между изучаемыми понятиями, делать самостоятельные выводы;
  • Вызвать у учащихся заинтересованность в решении проблемных, исследовательских, познавательных учебных задач.

Словарная работа:

  • Бе..етристика
  • Те..итория
  • И..ледование
  • Эти..ология

Фонетическая разминка: в каком слове букв меньше, чем звуков?

  • Полет
  • польет

Развести по значению и написанию:

  • Светит по-весеннему;
  • По весеннему лесу;

Определить начальную форму слов:

  • обособляет
  • с нами
  • висящего

Осложнить простое предложение:

  • Будьте всегда внимательны.

Определить количество простых предложений в составе сложного, определить отношения между ними:

  • Теплый ветер проходит лениво над полем, перебирает тяжелые наливающиеся колосья, и во ржи открываются, вглядываются в меня и снова меркнут миловато-синие, голубые добела выцветшие васильки; далеко впереди, где теряется в хлебах проселок, стоят над землею неподвижно белые и плотные июльские облака.

Построить предложение по схеме:

  • [ сущ, │ ~~~~~~~ │, …].

Рассмотрим предложения:

  • Люблю я солнце осени, … ,меж тучек и туманов пробираясь, оно кидает бледный луч на сырую землю.
  • У меня беспрестанно брала плотва, … Евсеич насаживал мне крючок хлебом, или окуни, … удочка насаживалась червячком.
  • Мы повернули к станции, … направлялись и другие подводы.

1) Запишем предложения и определим в них второстепенные члены предложения:

  • Сердце почувствовало (что?) недоброе.
  • (Чей?) Мой дом находится в новом районе.
  • Мы добрались до цели нашего путешествия (когда?) вечером.

2) Перестроим предложения так, чтобы они стали сложноподчиненными:

  • Сердце почувствовало, что случится что-то недоброе.
  • Дом, в котором я живу, находится в новом районе.
  • Мы добрались дор цели нашего путешествия, когда наступил вечер.

Физкультминутка

  • Поднимаем руки все – это раз,
  • Повернулась голова – это два,
  • Руки вниз, вперед смотри – это три,
  • Руки в сторону пошире развернули на четыре,
  • С силой их к плечам прижать – это пять,
  • Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Сравнение, сопоставление, выводы

  • Придаточные предложения сходны по смыслу с второстепенными предложениями.
  • Три основных группы сложноподчиненных предложений соответствуют трем группам второстепенных членов: дополнениям, определениям и обстоятельствам. Группы СПП сходны с названиями второстепенных членов предложения: определительные, изъяснительные(сходные с дополнениями), обстоятельственные, которые в свою очередь делятся на подгруппы.
  • Чтобы определить вид СПП, надо правильно поставить вопрос к придаточному предложению.

Наблюдение: к чему в главном предложении относится придаточное предложение.

  • 1) Комната (какая?), куда меня привели, была похожа на сарай.
  • 2) Отец потребовал (чего?), чтобы я ехала с ними.
  • 3) Я пришел домой (когда?), когда уже смеркалось.

Сверим наши выводы:

  • 1 – к существительному в первом предложении
  • 2 – к глаголу в первом предложении
  • 3 – ко всему главному предложению

Карточка зеленая:

  • 1) СПП с придаточным определительным (какая?)
  • 2) СПП с придаточным изъяснительным (о чем?)

Карточка желтая:

  • 1) СПП с придаточным определительным, относится к существительному, связано с помощью союза;
  • 2) СПП с придаточным изъяснительным, относится к глаголу, связано с помощью союзного слова;
  • 3) СПП с придаточным обстоятельственным, относится ко всему главному предложению, связано союзом, придаточное находится перед главным

Карточка красная:

  • 1) СПП с двумя придаточными определительными, придаточные присоединяются союзом где и союзным словом которая.
  • 2) СПП с первым придаточным изъяснительным (союз что), второе – обстоятельственное (союз пока), третье – определительное (союз где), четвертое – определительное (союз если).
  • 3) СПП с придаточным обстоятельственным (где?)

Формулировка вывода

  • 1шаг: найти главное предложение;
  • 2шаг: определить от чего задается вопрос к придаточному предложению;
  • 3 шаг: по вопросу определить вид придаточного;
  • 4 шаг: определить средство связи.

  • Ваша версия верна, в русском языке существует три основных группы сложноподчиненных предложений: СПП с придаточным определительным, с придаточным изъяснительным, с придаточным обстоятельственным.

Домашнее задание:

  • Составить синонимичные простые и сложные предложения:
  • на «5» - пять пар предложений;
  • на «4» - четыре пары;
  • на «3» - три пары предложений.
Физика