Урок по окружающему миру "Из чего что сделано" (2 класс). Из чего делают пряжу: шерсть животных Предметы из глины окружающий мир

Урок окружающего мира во 2»В» классе


Тема: Из чего что сделано

Цель : узнать из чего и как люди изготавливают различные изделия.

Задачи :

  • формировать элементарные представления о некоторых производственных процессах, начиная с добычи сырья в природе и кончая получением готового продукта;
  • научиться изображать производственные цепочки с помощью моделей; исследовать предмет по заданным свойствам;
  • воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Планируемые результаты : научить детей различать свойства предметов, веществ из которых они сделаны, исследовать эти вещества по заданным свойствам, учить рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, способствовать развитию интереса в познании окружающего мира.

Личностные УУД : формирование учебно-познавательного интереса к учебному предмету, способность к самооценке.

Регулятивные УУД: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные УУД: использовать таблицы, плакаты, отчёты, осуществлять анализ предметов по заданным свойствам, проводить сравнение, группировку, обобщение.

Коммуникативные УУД: сформировать собственное мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в группе)

Оборудование: различные предметы (варежки, шарф, ложка, вилка, ножницы, кувшин, чашка, горшок, книга, тетрадь, линейка, карандаш), презентация, конверты с карточками, «Рефлексия».

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый.

Всех зовёт он на урок.

Ну-ка, дети, все готовы?

Начинаем точно в срок.

На места все тихо сядем,

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну.

II. Проверка домашнего задания.

Какой раздел мы с вами начали изучать? (« Жизнь города и села»)

С каким понятием познакомились на прошлом уроке? (Экономика)

Что такое экономика? (Это хозяйственная деятельность людей.)

Из каких частей состоит экономика? (Сельское хозяйство, промышленность, транспорт, строительство, торговля.)

Без чего не может работать современная экономика? (Без денег)

III . Самоопределение к деятельности

- Назовите предметы, которые вы видите на столе. (Предметы рукотворного мира)

Какие части экономики помогли этим предметам попасть к нам? (Промышленность, транспорт, сельское хозяйство, торговля.)

Кто изготовил эти предметы? (Эти предметы сделаны руками человека.)

Я предлагаю подумать, из чего сделаны эти предметы? (Из природных материалов: шерсть, металл, глина, бумага)

Какова же тема нашего урока? («Из чего что сделано») Слайд 1.

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

IV. Работа над новой темой

Сегодня на уроке мы узнаем, как рождается книга, как делают шерстяные вещи, откуда берутся ложки, вилки и ножи. Слайд 2.

А для того, чтобы узнать, что из чего и как это делается, отправимся в Страну Мастеров .
Первый город – это
Город Гончаров .

В этот город отправится 1 группа. Они выяснят: - Кто такие гончары?
На с. 109. рассмотрите рисунки и расскажите, как глина превращается в самые разные изделия.

Второй город – Город Книгоиздателей . Туда отправится 2 группа.

Для того чтобы узнать, как к нам в дом приходят тетради и книги, откройте учебники на с.110 и рассмотрев иллюстрации, подготовьте рассказ по рисункам.

Как рождается книга?

Третий город – Город Ткачей .

В город ткачей совершат путешествие наши ребята из 3 группы. Они расскажут, из чего делают одежду и как к нам попадают шерстяные вещи.


Четвертый город, в который отправится 4 группа – Город Металлургов.

Они попытаются найти ответ на вопрос – откуда берется железо?

Самостоятельная работа в группах

Давайте повторим правила работы в группе.

В ходе работы вы должны построить производственную цепочку с помощью слов, находящихся в конверте.

Отчет групп

  1. Как из глины делают посуду.


- Можем ли мы изготовить такую посуду? (Нет)
- Почему?
- Как называют человека, который делает глиняную посуду? (Гончар)

2. Как и из чего делают бумагу.

Физминутка

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно, веселее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Наши ручки поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Завертелись, завертелись

И остановились.

  1. Кака делают шерстяные вещи.
  2. Откуда берётся железо.

V. Закрепление изученного

Самостоятельная работа по «Рабочей тетради» с.39-40 №1,2,3

Покажите стрелками разного цвета разные производственные цепочки.

Напишите, во что люди могут превратить эти материалы.

Работа в паре.

Зерно,мельница, хлеб.

Железная руда, завод, ножницы и т. д.

На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные материалы для изготовления всевозможных изделий?

Ребята, помните, что в каждую вещь вложены знания и труд многих людей, поэтому к вещам надо относиться бережно.

VI. Итог урока
Мы совершили путешествие в Страну Мастеров.

На какие вопросы отвечали на уроке?
- Кто теперь знает из чего можно сделать посуду, одежду, шерстяные вещи?
VII. Рефлексия

Командиры групп возьмите у вас на столе конверты, и раздайте карточки каждому.

Выбери, очень хорошо или не очень хорошо ты знаешь и умеешь то, что записано в таблице слева, и поставь рядом цветной кружок. (Дети ставят в таблицу кружок: зелёный, если всё получилось хорошо, всё понял;

жёлтый, если что-то вызвало затруднение; красный, если было трудно.)

VIII. Домашнее задание

Задания с. 71, №4 (Рабочая тетрадь)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Из чего что сделано Окружающий мир 2 класс

Как рождается книга? Как делают шерстяные вещи? Откуда берутся ложки, вилки и ножи? Всё это сделано руками человека из природных материалов – древесины, металла, шерсти. Но чтобы природные материалы превратились в разнообразные вещи, нужны знания и большой труд людей.

Работа по учебнику Проследи путь от глины, добытой в карьере, до нашей вазы (с. 109)

Расскажи по рисункам, как из глины делают вазы, кувшины и другие предметы. 1 2 3 4 5 6

Людей, которые изготавливают глиняную и керамическую посуду, называют гончарами.

Работа по учебнику. Рассмотри рисунки на с. 110 и ты узнаешь, как родились наши учебники, книги, тетради. ?

Составь по этим рисункам рассказ о том, как делают книгу. 1 2 3 4 5

Откуда взялась бумага на изготовление тетрадей и книг. Сегодня бумагу делают на огромных бумажных комбинатах, где людям во всём помогают машины. Машины принимаются за помощь тогда, когда будущая бумага в лесу растёт.

Электрические пилы пилят, валят деревья. Машины-лесовозы везут брёвна к реке или на железнодорожную станцию.

До ворот цеха плывут брёвна по реке или их везут в специальных вагонах. А здесь за дело берутся другие машины: многопильный станок распиливает брёвна на чурбаки, а машина-корообдирка сдирает с них кору.

Рубильная машина рубит чурбаки на щепки, и едут щепки на самодвижущейся дорожке в котёл. В котле в специальном растворе варится… каша –деревянная.

Вот эта каша, когда она готова, и становится бумагой.

Работа по учебнику. Рассмотри рисунки на с. 111 и ты узнаешь о том, как делают шерстяные вещи.

Расскажи по рисункам о том, как делают шерстяные вещи. 1 2 3 4 5 6

Откуда берётся железо? вода песок Красно-бурая глина Коричневый камень - кремень

Больше всего железа в железных рудах. Из них и добывают металл- железо. Иногда рудные пласты скрываются глубоко в толще земли, и тогда приходится строить шахты.

Как добывают железную руду? 1. Взрыв горной породы

После взрыва тонны земли, камней взметнутся в воздух, и откроется спрятанная под ними руда.

Шагающий экскаватор зачерпнёт ковшом-черпаком руду, повернётся- и нагружен целый вагон или гигант-самосвал.

2. На самосвалах или по железной дороге попадает руда на завод. В огромных, словно высотные дома, печах-домнах, день и ночь бушует пламя. В эти домны поступает железная руда. Она плавится, оседает руда, капли металла собираются в струйки, ручейки.

3.Путь этого ковша- в соседний цех. Тут чугун выльют в формы. В них жидкий металл застынет и примет ту или иную форму. Это: чугунные сковородки, чугунки, батареи отопления.

4. Из чугуна в специальных печах - мартенах сталевары варят сталь. Затем сталь поступает в прокатный стан, а затем из листа кузнец-штамповщик изготовит ножи, ложки.

Работа в паре. На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные материалы для изготовления всевозможных изделий? 1. Добывать материалов не больше, чем их требуется. 2. Расходовать экономно. 3. Сажать новые деревья. 4. Восстанавливать земли на месте карьеров.

Помни! В каждую вещь вложены знания и труд многих людей, поэтому к вещам надо относит ь ся БЕРЕЖНО.


Шерсть — древнейший природный утеплитель — до сих пор остается во многом непревзойденным материалом с уникальным набором полезных для человека качеств

Баран Jan Eufinger

Среди тех, кто убежден в божественном происхождении человека, бытует мнение, что homo sapiens изначально был задуман и воплощен создателем голым. Однако, по мнению ученых, далекие предки современного человека все же имели на своем теле волосяной покров. Начиная разговор о шерсти и ее значении, стоит вспомнить, что в первобытные времена она обильно росла на человеке, являлась его естественной одеждой и лишь много позже стала и первой искусственной.


На длинном эволюционном пути наши предки почти растеряли собственный шерстяной покров, но взамен научились заимствовать его у животных. Еще ничего не зная о теплообмене, они добывали шкуры животных и кутались в них, чтобы согреться. В начале XIX века великий французский математик и физик Жан Батист Жозеф Фурье в своей работе «Аналитическая теория тепла» наконец объяснил, что такое теплопроводность, и благодарное человечество стало кутаться в теплую одежду, используя научный подход. С тех пор наука и технологии заметно продвинулись вперед, но шерсть, как была одним из основных утепляющих материалов, так им и осталась.

В чем же секрет шерсти? Почему она так хорошо сохраняет тепло? В мы подробно рассмотрели механизм удержания тепла одеждой. Напомним, что греющие свойства утеплителя напрямую зависят от того, насколько эффективно он удерживает воздух у поверхности тела. Воздушная прослойка препятствует оттоку тепла, потому что воздух имеет очень низкую теплопроводность. Любой утеплитель, будь то натуральный пух, вата, синтетические волокна или шерсть, «связывает» воздух в своей пространственной структуре и не дает ему перемешиваться с воздухом окружающей среды.

Из чего же «сделана» шерсть? Как ей удается удерживать воздух?

Что такое шерсть

Шерсть — это волосяной покров на теле животного, который состоит из двух основных типов волос — остевых и пуховых.Их главное отличие в толщине и назначении: остевые — длинные, толстые, грубые — это видимый слой шерстяного покрова, пуховые — тонкие извитые волокна. Остевые волосы формируют пространственную структуру шерсти, определяют степень ее волнистости и выполняют защитные и теплосберегающие функции. А основная задача пуховых волос, также называемых подшерстком, — удерживать тепло у кожи. Крупный остевой волос может иметь индивидуальный мускул, который этот волос поднимает. Шерсть, вставшая дыбом, — заслуга именно этих мускулов. Поднятые волосы не только придают угрожающий вид, но и временно увеличивают общую толщину шерстяного покрова, а значит, и его способность удерживать тепло.

Волосы в слое шерсти расположены густо, они часто бывают извиты и переплетены. Такая пространственная структура шерстяного покрова создает множество замкнутых воздушных карманов, которые и удерживают воздух у тела, не позволяя животному замерзнуть или, наоборот, погибнуть от жары. Кроме этого, воздушные полости могут быть и внутри самих волос. Например, волос белого медведя или верблюда полый, то есть с воздушным каналом внутри. Наличие воздуха внутри волоса существенно увеличивает его теплоизоляционные свойства.

Конечно, никто не видел верблюдов, разгуливающих по арктическим просторам вместе с белыми медведями, а умок никто не встречал в Кара-Кумах. Но воздушная прослойка, которую создает их шерсть, защищает и тех, и других: медведей — от холода, а верблюдов — от жары, благодаря все той же очень низкой теплопроводности воздуха.

Использование шерсти

Наши первобытные предки знали, что шерсть хорошо сохраняет тепло, но еще не могли ее собирать и обрабатывать. Весь нехитрый технологический процесс изготовления одежды в древние времена заключался в снятии шкуры с убитого на охоте животного. Собственно эти шкуры, вместе с покрывающей их шерстью, и становились одеждой для охотников и их собратьев.

Со временем одомашнивание животных и развитие скотоводства привели к тому, что человек научился использовать для изготовления теплой одежды не только шкуры, но и собранную с животных шерсть — преимущественно овечью, козью и верблюжью. Состриженная или вычесанная, она служила сырьем для пряжи — длинных нитей, состоящих из переплетенных волос. Ворсистые нити тоже хорошо удерживают воздух в своих переплетениях, поэтому и вязаные шерстяные изделия сохраняют тепло не хуже шкур животных. Для изготовления шерстяной нити использовались прялки и веретена, и можно сказать, что с этих нехитрых приспособлений началась вся современная легкая промышленность.

Виды шерсти

Овечья шерсть

Среди всех видов шерсти, которые использует человек, наиболее распространена овечья. Из нее производят шерстяную пряжу для вязки трикотажных изделий или нити для изготовления шерстяных тканей. Овечья шерсть упругая и плотная из-за извитости шерстяных волокон. Спиралевидная форма шерстинки защищает от загрязнений и атмосферных осадков. Ее можно вытянуть и выпрямить, но со временем она вернется в исходное состояние. Извитость шерстинки — очень ценное качество, благодаря которому изделия из шерсти объемные, пушистые, прочные, ноские и почти не мнутся. Наиболее высококачественной овечьей шерстью считается мериносовая . Тонкость мериносовой шерсти позволяет использовать ее даже при производстве термобелья.

Волосы овечьей шерсти покрыты мелкими чешуйками, поэтому они хорошо сцепляются друг с другом. На этом свойстве основана технология производства войлока — плотного нетканого материала, который применяется для изготовления одежды или обуви, например валенок. Войлок — отличный пример того, как материал с низкой теплопроводностью может защищать как от холода, так и от жары. О зимних валенках мы уже упомянули, но тот же самый войлок используется, например, и для изготовления головных уборов — панамок, треуголок и буденовок, защищающих головы любителей парилок и саун от перегрева. Да и кочевые жители пустыни — бедуины — до сих пор используют шерстяную одежду как надежную защиту от раскаленного африканского солнца.

Шерсть превосходно поглощает звук. Нередко шерстяные покрытия используют в звукозаписывающих студиях. Ковры из натуральной шерсти издавна пользуются популярностью благодаря разнообразному набору качеств, позволяющему сохранять тепло, создавать уют и комфорт в доме. А из низкосортной шерсти получают строительный войлок — материал для тепло- и звукоизоляции помещений.

Ангорская коза Nico Smit

Козья шерсть и пух

Козья шерсть является довольно однородной, но ее волосы намного более гладкие, чем овечьи, поэтому она не так хорошо свойлачивается и прядется. Наиболее известные и качественные виды козьей шерсти — оренбургская, кашмирская и ангорская. Они обладают самым тонким волосом: 16-18 мкм у оренбургской, 19-20 мкм у кашмирской и 22-24 мкм у ангорской козы. Мягкая и шелковистая пряжа от ангорской козы называется мохером. Любопытно, что шерсть ангорского кролика также называется ангорской , и это вносит некоторую путаницу. Козий пух — тоже вид козьей шерсти, который можно получать как состриганием, так и вычесыванием специальными гребенками. При вычесывании пух получается более нежным, легким и приятным на ощупь. Знаменитый оренбургский пуховый платок изготовлен именно из козьего пуха. А кашмирские козы дают пух, из которого производится тонкий, мягкий и теплый материал — кашемир.

Верблюжья шерсть

Верблюжья шерсть кардинально отличается от овечьей и козьей полым волосом. Как и в случае с белым медведем, полый волос значительно снижает теплопроводность шерсти верблюда. В производстве изделий из верблюжьей шерсти используется верблюжий пух — подшерсток. Изделия из верблюжьей шерсти гигроскопичны, легки, обладают низкой теплопроводностью и хорошо дышат.


Альпака Oliver Nowak

Экзотические виды шерсти

Самой дорогой и качественной шерстью считается шерсть ламы, альпака и викуньи. Это животные семейства верблюдовых, обитающие в Южной Америке в Андах. Шерсть альпака в семь раз теплее овечьей, она легкая, мягкая, шелковистая и при этом очень прочная. А шерсть викуньи собирается вручную в труднодоступных местах высоко в горах, зачастую в сложных климатических условиях. Цена за килограмм шерсти викуньи может доходить до тысячи долларов.

Польза шерсти

Природное происхождение и тысячелетия эволюции сделали шерсть отличным средством естественного утепления для многих теплокровных животных, но ею успешно пользуется и человек. Шерсть биологически дружественна человеку, поэтому она не только согревает его, но и оказывает терапевтическое воздействие. В шерсти также содержится ланолин, который по составу близок к кожному салу человека и благотворно действует на его кожу.

В отличие от многих синтетических волокон, которые способствуют размножению бактерий, вызывающих запах пота, волокна шерсти, наоборот, препятствуют бактериальному загрязнению. Считается, например, что волокна , имеющие положительный электрический заряд, притягивают к себе бактерии, которые заряжены отрицательно. Эти бактерии задерживаются в волокнах полиэстера, и именно их взаимодействие с потом приводит к возникновению неприятных запахов. Для уменьшения этого эффекта производители синтетических материалов обрабатывают волокна полиэстера или полипропилена солями серебра. С шерстью такой проблемы не возникает, точнее ее решила сама природа — она придала волокнам шерсти отрицательный заряд, благодаря чему шерсть отталкивает бактерии, сохраняет чистоту, препятствует возникновению запахов и даже «собирает» с кожи человека вредные положительные заряды.

Ангорская шерсть, пух кашмирских и оренбургских коз, а также мериносовая шерсть, помимо сухого тепла, создают комфортное ощущение мягкости. Однако шерсть с включениями более грубых волокон может быть колкой и вызывать раздражение. Кроме того, некоторые люди имеют аллергию на шерсть.

Характеристики шерсти

Теплопроводность

Среди всех волокон естественного происхождения волос шерсти, состоящий в основном из кератина, обладает наименьшей теплопроводностью — 0,033 Вт/(м·К ). Но это мало что говорит о теплосберегающих характеристиках той или иной шерстяной одежды, ведь лучше всего защиту от холода обеспечивает не сам материал, а воздушная прослойка, которую он в себе удерживает. Тем не менее благодаря малой теплопроводности кератина, а также способности шерстяных волокон создавать огромное количество микроскопических воздушных полостей, шерсть является одним из лучших натуральных теплоизоляторов.

Сравнительная теплопроводность некоторых материалов
Материал Коэффициент теплопроводности, Вт/(м·К )
Вакуум 0,0
Пух гаги 0,008
Воздух 0,026
Шерсть 0,033
Хлопок 0,049
Лен 0,067
Дерево 0,15
Вода 0,6
Сталь 47

Гигроскопичность

Шерсть отлично впитывает воду — до 30-35% от собственного веса — и хорошо дышит. Поэтому при относительно небольшом объеме поступающей влаги (пота) шерсть выводит часть этой влаги в виде испарений, а оставшуюся часть впитывает, не становясь при этом мокрой и холодной. Более того, при увлажнении шерсти выделяется даже некоторое количество тепла. Однако высокая гигроскопичность шерсти может дать и отрицательный эффект. Если шерсть все-таки намокает, то она становится тяжелой и очень долго сохнет, что может стать проблемой в походе или экспедиции.

Механические свойства шерсти

Прочность шерсти в значительной степени зависит от ее типа, породы животных, с которых она получена, и еще от многих параметров, описываемых специальными профессиональными терминами. На практике полезно знать, что шерсть упруга и эластична, и именно эти качества делают изделия из нее прочными и износоустойчивыми при достаточно малом удельном весе. Одежда из тонкой шерсти относится к наиболее легкой, по весу она может уступать лишь изделиям из капрона или эластана.

Часто от тех или иных изделий требуются характеристики, которые сама по себе шерсть обеспечить не может, и тогда в процессе производства нитей к волокнам шерсти могут добавлять другие волокна искусственного или естественного происхождения. Такие ткани носят название смесовых, но часто усиление одних достоинств смешиваемых материалов приводит к ослаблению других. На сегодняшний день наиболее передовыми являются технологии послойного соединения разнородных материалов. Так, к примеру, поступает компания .

К сожалению, шерсть обладает одним специфическим недостатком — она нравится не только людям, но и моли. При несоблюдении правил хранения шерстяных изделий моль способна привести их в полную негодность, а проще говоря — съесть, или хотя бы изрядно понадкусывать.

Современные технологии обработки шерсти

Несмотря на то что шерсть является древнейшим утеплителем, используемым человеком, способ производства шерстяных изделий мало изменился — совершенствовались лишь технологии.

Как и ранее, процесс начинается со стрижки или вычесывания животных. На следующем этапе шерсть сортируется, моется, прессуется в тюки и отправляется на фабрики. Там на особых станках она расчесывается и разделяется на волокна. После расчесывания шерсть отправляется в смесительную камеру, где мощные воздушные потоки смешивают волокна шерсти разных сортов для придания ей нужных характеристик. В этой же камере шерсть может смешиваться и с синтетическими волокнами, например полиэстером.

После смесительной камеры шерсть поступает в следующую машину, которая называется кардочесальной. Эта машина распутывает и разделяет волокна на параллельные пряди, а также очищает их от остатков грязи. Из кардочесальной машины шерсть выходит в виде тонкого ровного полотна, которое на следующем этапе разделяется на полосы, скручивается и преобразуется в так называемые ровницы, которые уже напоминают шерстяную нить. Для придания нити необходимой прочности ровницу сучат — растягивают и плотно скручивают.

Шерстяная пряжа используется для вязки трикотажного полотна, а из нити на ткацких станках производят шерстяные ткани. Трикотажные шерстяные полотна и ткани используются затем для производства различной одежды и предметов быта.

Шерстяные изделия высокого качества маркируются знаком “Woolmark”, который ранее принадлежал Международному секретариату по шерсти (International Wool Secretariat). Сейчас торговым знаком владеет австралийская ассоциация производителей шерсти Australian Wool Innovation Limited, занятая продвижением и увеличением мирового спроса на качественную шерсть. Наличие на изделии ярлыка “Woolmark” говорит о том, что в составе ткани не менее 93 % высококачественной натуральной шерсти и материал произведен с соблюдением всех норм добычи и обработки сырья.

Страна, лидирующая по поставкам шерсти на мировой рынок, — Австралия. За ней следуют по убывающей Новая Зеландия, Китай, США, Аргентина, Турция, Иран, Великобритания, Индия, Судан и Южная Африка.

Резюме

    Шерсть является древнейшим утеплителем, используемым человеком. Ее можно назвать дружественным человеку материалом благодаря природному животному происхождению.

    Из-за низкой теплопроводности шерсть является одним из лучших утеплителей, применяемых в одежде.

    Изделия из шерсти хорошо дышат и могут впитать большое количество влаги.

    Шерсть оказывает благотворное воздействие на организм человека, обладает антибактериальными свойствами и может оказывать лечебный эффект.

    Наиболее мягкие и приятные на ощупь шерстяные изделия производятся из руна овец мериносовых пород и козьего пуха.

    Шерсть упруга, эластична, имеет малый удельный вес. Она обладает достаточной прочностью и износостойкостью.

    Биологическое происхождение шерсти может являться причиной аллергии. Грубая шерсть колется и способна вызывать раздражение кожи.

  • Основным источником шерсти для легкой промышленности являются овцы, козы и верблюды.

Проверка домашнего задания

  • Что такое экономика?
  • Как называются части экономики?
  • Из каких отраслей состоит экономика?
  • Связаны ли друг с другом разные части экономики?
  • Проверим ваши знания (выполните тест)

В это время несколько учеников выполняют тест в программе Excel на компьютере.


Тест по теме « Что такое экономика?»

1 . Закончи определение: «Экономика – это..»

а) забота о природе

б) возможность зарабатывать деньги

в) хозяйственная деятельность человека

2. Какая отрасль экономики даёт нам хлеб, молоко, мясо?

а) промышленность

б) сельское хозяйство

в) торговля

3 . Какая отрасль экономики производит одежду, обувь, мебель?

а) промышленность

б) сельское хозяйство

в) торговля

4. Какая отрасль экономики помогает нам приобретать продукты и вещи?

а) промышленность

б) сельское хозяйство

в) торговля

5. Какая отрасль экономики доставляет продукты и товары?

а) торговля

б) транспорт

в) строительство

6. Какая отрасль экономики возводит различные постройки?

а) торговля

б) транспорт

в) строительство


Всё это сделано руками человека из природных

материалов – древесины, металла, шерсти. Но

чтобы природные материалы превратились

в разнообразные вещи, нужны знания и большой

труд людей.

Как рождается книга?

Как делают шерстяные вещи?

Откуда берутся ложки, вилки и ножи?


В наше время человек с самого рождения человек попадает в мир вещей. К этому мы уже так привыкли, что не задумываемся о том, как и из чего, сделаны окружающие нас предметы.


Игра «Живое – неживое». На интерактивную доску выводятся изображения неживых предметов.

Распределите предметы на группы так, чтобы в каждой все вещи были сделаны из одного материала


Глина

Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги, А сделать миску или вазу- Она понадобится сразу.


«Умелые руки» гончара могут вылепить из нее различные предметы

Как появился глиняный кувшин?

Глина добывается экскаваторами…

Изделия обжигают в специальной печи


И вот все готово!

Искусство делать такие вещи называется

керамика


Фарфор впервые был получен в 620 г. в Китае. Его изготавливали из белой глины. Но особенно большого успеха в этом деле китайцы добились совсем недавно, в XV веке, при императорах из династии Мин.

Китайский фарфор. XV век.


Составление цепочки

Гончарный круг

добыча в карьере



Откуда берется железо?

Железо никто не делает, оно сотворено самой природой, как вода, глина, песок… А люди его лишь добывают и превращают в чугун или сталь.

Больше всего железа в железной руде.


Как же добывают руду?

Взрывом дробят землю и камни, открывается спрятанная под ними руда

За работу берется шагающий экскаватор.

Зачерпнет ковшом руду, повернется- и нагружен целый самосвал!


Руда попадает на завод…

Тут помогает людям жаркий огонь

Бушует пламя, оседает руда, капли металла собираются в струйки, ручейки…получается чугун

Железная руда поступает в огромные печи- домны…

Теперь его путь в соседний цех





Металл выльют в формы и оставят застыва

А вот результат!


Откуда взялась бумага на изготовление тетрадей и книг?


Составление цепочки

Железная руда


Откуда взялась бумага на изготовление тетрадей и книг.

Сегодня бумагу делают на огромных бумажных комбинатах, где людям во всём помогают машины. Машины принимаются за помощь тогда, когда будущая бумага в лесу растёт.



До ворот цеха плывут брёвна по реке или их

везут в специальных вагонах. А здесь за дело берутся другие машины: многопильный станок

распиливает брёвна на чурбаки, а машина-корообдирка сдирает с них кору.





Составление цепочки

целлюлоза


Шерсть

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога


Стрижка Расчёсывание Мойка шерсти

Сушка Получение пряжи из шерсти


Составление цепочки


А теперь расскажите сами…

как хлеб на стол пришёл


Итог урока

Где человек берет материалы для изготовления различных предметов?

На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные материалы?


Вывод:

Добывая различные материалы, люди изменяют природу, нередко наносят ей вред. Карьер, оставшийся от добычи глины, - рана на поверхности земли. Вырубленный лес – это уничтоженный «дом» многих растений и животных. Вот почему природные богатства нужно беречь – ведь они не безграничны.

Еще надо помнить о том, что в каждую вещь вложены знания и труд многих людей, поэтому к вещам надо относиться бережно!

Класс: 2

Цель: Познакомить с природными материалами, из которых сделаны различные предметы; формировать элементарные представления о некоторых производственных процессах, начиная с добычи сырья в природе и кончая получением готового продукта; воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Планируемые результаты: Метапредметные

Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы; осуществлять контроль и коррекцию; оценивать результаты своей деятельности на уроке. Познавательные: классифицировать предметы по характеру материала, показывать цветом разные производственные цепочки; читать текст учебника; по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ по картинкам, приводить другие примеры использования природных материалов для производства изделий. Коммуникативные: участвовать в работе пары и группы. Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению.

Предметные: узнают, какие природные материалы люди используют для изготовления изделий; научатся составлять простейшие производственные цепочки

Личностные: бережно относиться к вещам; понимать необходимость бережного отношения к природе; уважительно относиться к труду людей.

Учебные материалы: Учебник А.А. Плешаков “Окружающий мир”, рабочая тетрадь №1, компьютер, мультимедийный проектор, экран, разные предметы из глины, металла, древесины, шерсти; карточки – модели. У учащихся: сигнальные флажки, цветные карандаши (фломастеры)

1. Организационный момент, эмоциональный настрой. (слайд1)

Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.

2. Проверка домашнего задания.

А)Индивидуальные задания по карточкам. (2 детей получают задания)

Подчеркни одной чертой продукцию промышленности, двумя - продукцию сельского хозяйства.

1. Помидор, книга, морковь, телефон, настольная лампа, картофель, трактор, редис, лук, стул, утюг, тапочки.

2. Арбуз, вишня, стул, майка, виноград, ботинки, пальто, ракета, слива, парта, тыква, капуста, самолёт, чеснок, огурец.

Б) Игра “Верно это или нет”.

Поиграем в игру “Верно это или нет” (работа с сигнальными карточками-светофорами: если верно-зеленый цвет, если нет-красный)

Верно ли, что экономика – это хозяйственная деятельность людей? (да)

Верно ли, что хлеб, молоко, мясо дает нам торговля? (нет)

Верно ли, что бумажные деньги впервые стали использовать в Китае? (да)

Верно ли, что в наши дни деньги не делают из дерева? (да)

Верно ли, что одежду, обувь, мебель производят в торговле? (нет)

Верно ли, что маляр, каменщик, штукатур, крановщик работают в строительстве? (да)

Верно ли, что продукты и вещи мы можем приобрести в сельском хозяйстве? (нет)

Верно ли, что чтобы утром нам выпить стакан молока, работают только отрасли сельское хозяйство и торговля? (нет, транспорт, промышленность)

Верно ли, что вместе со строителями в возведении дома участвуют специалисты транспорта и промышленности? (да)

Верно ли, что все отрасли экономики связаны друг с другом? (да)

Самоопределение к деятельности

Посмотрите на экран. (слайд 2) На слайде изображены разные предметы.

(Ракушка, варежки, ножницы, кувшин, линейка, ложка, шарф, кружка, карандаш)

Определите, какой “лишний”? (ракушка)

Почему? (Ракушка - создала природа, а остальные сделал человек)

Как называется то, что сделано руками человека? (Рукотворный мир)

Практическая работа.

Разделите остальные предметы на группы по материалу. (Делят предметы на группы.)

Все эти предметы вам хорошо знакомы. Назовите их и объясните, для чего они служат. Что общего у всех этих предметов одной группы? (Называют предметы. Рассказывают, для чего они нужны - из глины (вазу, горшочек, кирпич, глиняную игрушку-свистульку),

Из шерсти (свитер, перчатки, носки, шарф),

Из металла (ложка, миска, кружка, ножницы, металлический конструктор),

Из древесины (линейка, деревянная ложка, матрёшка, тетрадь).

О чем мы будем говорить на уроке? (Узнаем, из чего и как люди делают разные изделия.)

Прочитайте тему урока в учебнике.

Сформулируйте учебные задачи, которые поставим перед собой? (будем говорить о предметах, узнаем из чего их делают). Прочитаем об этом в учебнике.

Работа над темой урока.

Беседа “Что из чего?” (Работа в группах)

А теперь поговорим о каждой группе предметов в отдельности.

1. Шерсть (рассмотреть группу предметов из шерсти) (слайд 3)

Мы определили, что эти вещи сделаны из шерсти. А откуда берут шерсть?

(с.111 учебника) Рассмотрите рисунки и расскажите, как же делают шерстяные вещи.

1. Стрижка овец;

2. Изготовление шерстяной пряжи, сматывание на бобины;

3. Изготовление шерстяного полотна;

4. Нанесение рисунка на ткань;

5. Изготовление по выкройкам деталей одежды.

Что нового вы узнали об изготовлении шерстяных изделий?

А как сделали этот шарфик? Как получили разные цвета?

2. Дерево (рассмотреть группу предметов из дерева ) (слайд 4)

Понятно, что линейка, подставка сделаны из дерева. А вот тетрадь как оказалась в этой группе? Как появились на свет наши с вами учебники? В этом нам помогут разобраться ребята, которые подготовили сообщения.

а) Выступления ученика об изготовлении бумаги.

Существует различные виды бумаги. Где её используют?

На комбинате изготавливают бумагу.

  • Писатель пишет произведение.
  • Художник делает иллюстрации
  • В издательстве печатают книги.
  • В магазине появляются книги.

Выступление детей.

Сегодня бумагу делают на комбинатах, где людям помогают машины.

Машины принимаются за дело ещё тогда, когда будущая бумага в лесу растет. Электрические пилы пилят, валят деревья. Тракторы-лесовозы везут бревна к реке. Машины связывают бревна в плоты, и плывут плоты по реке до ворот цеха. Тут за дело берутся другие машины: быстрый многопильный станок распиливает бревна на чурбаки; машина – корообдирка сдирает с них кору; рубильная машина рубит чурбаки на щепки; щепки едут на самодвижущейся дорожке в котел. В котле в специальном растворе варится каша-деревянная. Вот эта каша когда готова, и становится бумагой.

б) Показ коллекции различных видов бумаги.

Для чего используется бумага?

Легко ли получить бумагу? Как нужно относиться к нашим тетрадям, учебникам, ведь всё это срубленные деревья. А чтобы вырастить взрослое дерево надо не менее 60 лет.

А ещё из дерева делают мебель, посуду, игрушки. (Показать.)

6.Физминутка

А теперь отгадайте, о ком идет речь?.( Звучит музыка “Бу-ра-ти-но!”) (слайд5)

А как вы думаете, почему мы вспомнили о Буратино? (сделан из дерева)

А из какой сказки? (“Золотой ключек”. А.Толстого)

7. Беседа “Что из чего?” (продолжение)

Издавна на Руси из глины изготавливали посуду и вот такие замечательные игрушки. (слайд 6)

А как делают игрушки из глины, мы узнаем из фрагмента фильма.

(Просмотр фрагмента фильма “Наследство деда Филимона”.)

Рассказ ученика о глине.

Глина добывается в карьере экскаваторами. В сыром виде она пластична. Она смешивается с водой до состояния густой пасты и затем из нее лепят посуду или игрушки. Высыхая, глина затвердевает и становится очень прочной. Затем изделия обжигают в печи при высокой температуре 450°С. После обжига глина становится прочной и никогда не станет мягкой. Искусство делать такие вещи называется керамикой .

В давние времена, когда не было холодильников, глиняные кувшины использовали для хранения холодной воды. Вода оставалась холодной, так как просачивалась через тонкие поры кувшина и испарялась, что и помогало сохранять воду холодной.
Замечательными гончарами были китайцы. Из специальной белой глины изготавливают фарфоровые изделия . При обжиге такая глина приобретает белый цвет. Эта чашка тоже сделана из глины.

Надо сказать, что из глины делают кирпичи, игрушки, черепицу.

В последней группе у нас оказались предметы, сделанные из металла. (слайд 7)

Рассказ ученика о производстве железа

Железо никто не делает, оно сотворено самой природой, как вода, глина, песок... А люди это железо лишь добывают и превращают его в чугун и сталь.

Железа на свете видимо-невидимо - оно и в песке (от этого-то он желтоватый), и в красновато-бурой глине, и в коричневом камне - кремне. Железо даже в воде растворено.

Больше всего железа в железных рудах. Из них-то и добывают этот самый главный металл.

Как добывают руду?

Тут не обойтись без огромного, могучего, стального копалы – черпалы, маленького бумажного пакета с зарядом взрывчатого вещества и длинных проводов. Пробурят горняки в земле скважины, заложат в них взрывчатку, по проводам пустят ток. Тут затыкай уши. Как грохнет взрыв - тонны земли, камней взметнутся в воздух, разлетятся вокруг, и откроется спрятанная под ними руда. Бывает, что и саму руду приходится дробить взрывами. Наконец, стихли взрывы. За работу берётся шагающий экскаватор. Зачерпнет экскаватор руду ковшом-черпаком, повернётся - и нагружен целый вагон или гигант-самосвал. Но вот руду привезли на завод. Как же превратить ее в железо? Тут помогает людям жаркий огонь. В огромных, словно высотные дома, печах - домнах день и ночь бушует пламя. Вот на самый верх одной из таких домен по наклонной дороге поползли вагонетки. Поднимутся, опрокинутся, высыплют груз в печь - и вниз. В одних вагонетках руда, в других - белый камень, известняк, в третьих - топливо, тёмно-серый ноздреватый кокс. Он, словно пирог, выпечен из размолотого в муку наилучшего каменного угля. Ну а известняк помогает коксу вытягивать из руды все лишние примеси.
Жарко горит кокс, но не расплавить ему руду. Чтобы он горел ещё жарче, нужно постоянно раздувать огонь, нужен воздух, горячий, раскалённый. Вот почему рядом с домной стоят ещё несколько башен. В них-то и нагревается воздух. Могучие вентиляторы гонят по трубам воздушные потоки, непрерывно раздувая в домнах огненную бурю. Бушует пламя, плавится, оседает руда, капли металла чугуна собираются в струйки, ручейки... Чугун тяжёл, он стекает на дно печи, а все лишнее, что было в руде, поднимается, всплывает пузыристой огненной пеной. Это шлак.

Наконец мастер подаёт сигнал: “Чугун готов! Можно выпускать плавку”. Минута, другая... и, рассыпая фонтаны искр, освещая небо огненным заревом, жидкий металл хлынет в огромный ковш. Ковшей много, каждый на колёсах. Стоит на рельсах целый поезд-чугуновоз. Наполнится один ковш, тотчас под струю подойдёт следующий. Куда же отправится огнедышащий поезд? Путь его недалёк - в соседний цех. Тут чугун выльют в формы. В них жидкий металл застынет и примет форму той самой формы, в какую был залит. И мы с вами встречаемся с чугуном каждый день. Ведь обычные сковородки, чугунки, батареи отопления, решётки, в которые убегают ручейки на улицах, - все это тоже отлито из чугуна.

Итак, мы с вами познакомились с некоторыми материалами, из которых человек может сделать необходимые ему предметы. А теперь для закрепления выполним задания в тетради.

Закрепление (работа в парах):

Самостоятельная работа по “Рабочей тетради” с.39-40 №1,2

Покажите стрелками разного цвета разные производственные цепочки.

Напишите, во что люди могут превратить эти материалы.

(Зерно, мельница, хлеб. Железная руда, завод, ножницы и т. д.)

А кроме глины, древесины, металла из каких материалов могут быть выполнены различные предметы? (Пластмасса, резина, стекло и др.)

На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные материалы для изготовления всевозможных изделий?

1) Добывать материалов не больше, чем их требуется.

2) Расходовать экономно.

3)Сажать новые деревья.

4)Восстанавливать земли на месте карьеров.

8. Итог урока:(слайд 8)

На какой вопрос отвечали на уроке?

Кто теперь знает из чего можно сделать посуду, одежду, удобные вещи?

Для изготовления различных вещей человек использует в основном, имеющиеся в природе материалы. Но их запас небезграничен. Поэтому человек должен бережно относиться к природным богатствам.

9.Рефлексия.(слайд 9)

  • Я знаю, что …
  • Я научился …
  • Я удовлетворён…

10. Домашнее задание (слайд 10)

МОАУ «Гимназия № 1 г. Орска»

Овечья шерсть и ее применение человеком


VII городская НПК младших школьников«Исследователь окружающего мира» Направление: Человек (деятельность человека)
Выполнила: Касенова Алина,
ученица 3 класса «А»

Руководитель: Лисичкина Елена Николаевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории

2012-2013 учебный год.

Введение…………………………………….…………………...…………………...3
Глава 1. Шерсть: история, виды.
1.1. История возникновения овечьей шерсти……………………………………..4
1.2. Строение и полезные свойства шерсти……………………………………….5
1 .3. Виды шерсти……………………………………………………………………6
2.1. Что делают из шерсти овцы?.............................................................................7
2.2. Стеганое шерстяное одеяло…………………………………………………...8 2.3. Различные изделия из шерсти……………………………………………….9
Заключение…………………………………………………………………………10
Список литературы………………………….……………………………………..11
Глоссарий …………………………………………………………………………..12
Приложение…………………………………….…………………………………..13

Введение

В домашнем хозяйстве моей бабушки есть небольшое стадо тонкорунных мериносовых овец. С ранних лет я наблюдала за тем, как за ними ухаживают. Летом пасут на открытой местности, зимой их кормят сеном, специальными кормами. Два раза в год: весной и осенью проводится стрижка овец. Мне всегда было интересно, что делает моя бабушка с этой шерстью. Оказывается, из шерсти овец можно сделать много полезных вещей: вязаные вещи, валенки, коврики и одеяла. И бабушка предложила мне самой заняться и попробовать сделать что-нибудь своими руками.

В сентябре нам учительница рассказала об исследовательской работе, и я подумала, что могу рассказать о шерсти, о разных ее видах, показать свои работы и даже попробовать сделать шерстяное одеяло. Итак,

тема моей работы: «Овечья шерсть и ее применение человеком»

Цель исследовательской работы:

Изучить историю, свойства и виды шерсти

Для этого я поставила перед собой следующие задачи:

Изучить литературу по данной теме, собрать необходимую информацию;

Узнать, как человек научился использовать шерсть;

Выяснить, как правильно обрабатывать шерсть;

Исследовать, какие виды шерсти существуют;

Рассмотреть различные изделия из шерсти;

Совершенствовать навыки в практической работе и освоить способы обработки шерсти для изготовления изделий из шерсти.

Гипотеза: Предположим, что шерсть овцы имеет не только целебное и оздоровительное свойство, но и является доступным и универсальным материалом в применении даже в домашних условиях.

Актуальность: Изделия из натуральной овчины и овечьей шерсти издавна пользуются большой популярностью, из-за своих уникальных, неповторимых лечебных свойств. Изделия из овечьей шерсти являются экологически чистым и безопасным продуктом. Особенно в последнее время пользуется популярностью не только у старшего поколения, но и у молодежи.

Объект исследования : шерсть.


Глава 1. Шерсть: история, виды

1.1. История возникновения овечьей шерсти

Как и все в этом мире, овечья шерсть тоже была открытием. Чтобы это проверить, обратимся к старинным летописям. В первобытные времена с наступлением холодов, люди вынуждены были сшить себе одежду. И первым материалом, нашими с вами предками освоенным, была именно шерсть.

В домашнем производстве широкое применение нашли шерстяные нитки из овечьей или верблюжьей шерсти. Готовые шерстяные нити шли на изготовление тесьмы для юрт. Из овечьей и верблюжьей шерсти и конского волоса изготовляли веревки различной толщины и длины в зависимости от того, для чего они предназначались. Они служили для прикрепления юрт к земле во время сильных ветров с тем, чтобы предотвратить их падение. Из них делали воротца, куда привязывали телят, изготовляли конские путы для волов, ошейники для телят и т. д. Самыми прочными считались веревки, свитые из конского волоса. Из обработанной шерсти делали небольшой толщины - тесемочки, которыми обшивали края кошомных покрытий юрт.

Археологи обнаружили находки, свидетельствовавшие о развитии овцеводства и производства шерсти, которые относятся к четвертому веку до нашей эры. Еще в древней Месопотамии и Вавилоне первобытный люд разводил овец, а римляне уже начали заниматься селекцией. Ими была выведена новая порода тонкорунных мериносовых овец.

Мериносы - это порода тонкорунных овец, родиной которых считают Переднюю Азию. Впоследствии они распространились в страны Западной Европы, Северной Америки и Австралию.

Сегодня только в Австралии около 150 миллионов мериносов, при этом одна овца в среднем дает до 15 кг шерсти в год (другие породы овец 6-7 кг). Выход чистой шерсти 35-45%.

Мериносовая шерсть дороже обычной. Цена лучших партий этой шерсти (14-16 мкм) на ежегодных аукционах достигала нескольких тысяч долларов за килограмм.

Ежегодно в мире производится около 270 тыс. т овечьей шерсти, причем около трети этого количества приходится на Австралию, а остальное – на страны СНГ, Новую Зеландию, Аргентину, Южную Африку, Уругвай, КНР, Турцию и США.

5

1.2. Строение и полезные свойства шерсти

Шерсть мериноса однородна и состоит из очень тонких (13.5-23 мкм) и мягких пуховых волокон (у грубошерстных пород 23-35 мкм). Она длинная (длина шерсти годового роста 6-8 см), белая, теплая. Шерсть обладает прекрасными термостатическим свойствами. За счет естественных завитков она отличается упругостью. Немаловажно, что она не раздражает кожу.

Рассмотрим более детально строение овечьей шерсти и в очередной раз убедимся в том, что не зря её предпочитают многие зарубежные дизайнеры при создании своих коллекций. Волокно имеет извилистую структуру и обладает хорошей «памятью»: при деформации через некоторое время оно приобретает первоначальный вид. Благодаря этому качеству изделия имеют высокую прочность и при длительной эксплуатации не теряют свой опрятный внешний вид. Между ворсинками шерсти находится свободное пространство, так называемые воздушные пузырьки, которые обеспечивают доступ кислорода к телу. Таким образом, оно может дышать и регулировать температуру, избавляя от повышенного потоотделения либо замерзания, в отличие от синтетических материалов.

Шерстяные изделия обладают практичностью и их стоимость относительно невелика. Лидерами по производству и переработке овечьей шерсти являются Аргентина, Австралия и Новая Зеландия. Не секрет, что в этих странах процент заболеваемости людей значительно ниже. Возможно, этот фактор как-то связан с большим количеством шерстяных вещей на рынке.

Для людей страдающих артериальным давлением, заболеваниями нервной системы, бессонницей и слабым иммунитетом, шерсть - непревзойденный способ борьбы со своим недугом. Говорят, что шерстяные изделия даже улучшают сопротивляемость к простудным и инфекционным болезням, обладают противовоспалительным и антиаллергическим действием.


Шерсть овец породы меринос - это самая тонкорунная шерсть, которая стрижется с холки годовалых овец, выращиваемых в Австралии. Это наиболее известный и популярный тип шерсти, который обеспечивает комфортный и здоровый сон.

Постель из шерсти мериноса обладает множеством лечебных свойств: способствует уменьшению болей, особенно при ревматизме и радикулите; обеспечивает нормальный теплообмен тела, регулирует влажность, очень износоустойчива. Мериносовая шерсть отличается удивительной эластичностью и прочностью, она очень нежная и будет заботиться о Вас долгие годы.

1.3. Виды шерсти

Шерсть - волосяной покров животных (овец, коз, верблюдов и др.). Основную массу перерабатываемой в промышленности шерсти составляет овечья. Виды волокон шерсти:

    пух (наиболее ценное тонкое, мягкое извитое волокно),

    переходный волос, ость (более толстое, жесткое и менее извитое, чем пух, волокно)

    "мертвый волос" (малопрочный и жесткий). Из шерсти вырабатывают пряжу, ткани, трикотаж, валяльно-войлочные изделия и др.

Мёртвая и живая шерсть.

Шерсть считается настоящим волокном животного происхождения, если настригается с живых овец.

«Мертвая» же шерсть, собираемая на скотобойнях, во всех отношениях значительно хуже «живой». Шерстяные ткани, выработанные из смеси длинных и коротких волокон, мягки (хотя и не мнутся), но не сохраняют острой складки. Камвольные шерстяные ткани, или ткани из гребенной шерсти, изготавливаются только из длинных волокон. Они гладкие, прочные, довольно долговечные, но в процессе носки приобретают лоск.

Впервые переработанная шерсть дает, как правило, более эластичный текстиль, чем другие виды шерсти. Идеально подходит для обивки мебели и штор, а также используется для покрывал.

Глава 2. Экспериментальная работа

2.1. Что делают из шерсти овцы?

Шерстяная пряжа, пожалуй, самая популярная для ручного вязания. Из всех видов шерсти, которые используют для производства пряжи, наиболее распространена овечья. Пряжу для ручного вязания часто делают также из верблюжьей, козьей, кроличьей шерсти и пуха. Шерсть - самое дорогое сырье для производства пряжи для вязания, себестоимость ее в 2 - 15 раз выше, чем себестоимость хлопка (натуральный шелк еще дороже, но он практически не используется для этой цели).

Изделия из натуральной овчины и овечьей шерсти издавна пользуются большой популярностью, из-за своих уникальных, неповторимых лечебных свойств.

Народы, живущие в высокогорьях северного Кавказа и Тибета, и отличающиеся отменным здоровьем и долголетием по достоинству оценили изделия из овчины и овечьей шерсти, изготавливая из нее одежду и обувь.


2.2. Стеганое шерстяное одеяло

Стеганое шерстяное одеяло - хватит человеку не только на всю жизнь, но оно послужит и следующим поколениям, надо только менять чехол и подбавлять горсть-другую шерсти. Изделие это легкое, упругое. Оно все заполнено воздухом, и потому под ним можно спать и зимой, и летом. Я укрываюсь таким одеялом и не променяю его ни на какое другое.

Как же было сделано это чудо-одеяло? Я попросила мою бабушку помочь мне сделать такое одеяло для куклы.

Сначала я наблюдала за стрижкой овец. (Приложение № 1)

Я узнала, что чем длиннее волокна, тем лучшим окажется одеяло и тем дольше оно прослужит. Немытой шерсти потребуется почти вдвое больше. (Приложение № 2)

Промывают ее тщательно в теплой слегка мыльной воде в сетках, затем равномерно складывают на какой-либо поверхности и просушивают, вороша время от времени, как сено. Чесаная шерсть для изготовления одеяла не годится. При ческе волокна шерсти ломаются, в одеяле превращаются в труху, сбиваются в комки, оно приобретает свойства ватного одеяла и быстро выходит из строя. Вот почему шерсть надо не вычесывать, а перебирать, тогда в труху уходит совсем немного волокон. (Приложение № 3)

Мытую и высушенную шерсть укладываем горкой на полотнище или полиэтиленовую пленку. За 10-15 мин до начала перебивки шерсть равномерно мы обрызгали теплой водой, чтобы волокна «раскрылись» и стали упругими. В процессе обрызгивания шерсть ворошили. Перебивали шерсть гибким прутом.

Перебитую шерсть аккуратно перенесли на другое полотнище. И вот шерсть перебита.

К этому моменту мы уже приготовили чехол. Его сшили из ситца. Одну (короткую) сторону чехла оставили не сшитой. Чехол вывернули наизнанку.

Перебитую шерсть равномерно разложили по всей поверхности чехла и завернули в рулон, выправляя бока, и он неспешно вывернули в обратном направлении. (Приложение № 4) В результате чехол выворачивается на лицевую сторону, а вся шерсть равномерным слоем оказывается внутри чехла. Поверхность чехла осторожно разгладили руками. После этого открытый конец чехла зашили, и наступил самый ответственный этап – стежка.

Одеяло простегивают катушечной, лучше хлопковой, ниткой «десяткой» (в три нитки) и толстой иглой длиной 7-8 см с широким ушком. Пройдя по периметру всего одеяла, простегивали следующие ряды, двигаясь по спирали. (Приложение № 5) Для готового одеяла сшили верхний нарядный чехол.

Вот одеяло и готово! (Приложение № 6)

В процессе изготовления я пришла к выводу, что любое рукоделие – это кропотливый труд, который требует немало умения, терпения и фантазии. На примере бабушки я поняла, что к любому делу надо относиться добросовестно.

2.3. Вязаные изделия из шерсти.

Еще бабушка показала мне, что шерсть можно использовать в вязании. Она вяжет носки, варежки, шапки, шарфы. Моя мама вяжет кофты и сумки.

Я тоже захотела научиться вязать из шерстяной нитки. Ох, нелегкая эта работа! Вот мои первые шаги: (Приложение № 7)


Заключение

Итак, прочитав различную литературу об истории, видах и свойствах шерсти, я добилась поставленной цели и доказала гипотезу своей исследовательской работы о том, что шерсть овцы имеет не только целебное и оздоровительное свойство, но и является доступным и универсальным материалом в применении даже в домашних условиях.

Овечья шерсть определенно является одним из первых материалов, который человек научился применять себе на пользу.

Можно получить так называемые грубые шерстяные изделия эту в первую очередь всем известные валенки.

Особенно хороши шерстяные вязаные изделия. Они обладают не только красотой привлекательностью, но и сделанные из натуральных шерстяных ниток очень хорошо согревают в холодное время года и легко отводят влагу от тела.

Я рада, что научилась немного вязать. Сама, в домашних условиях, сделала стеганое шерстяное одеяло. В процессе изготовления я пришла к выводу, что любое рукоделие – это кропотливый труд, который требует немало умения, терпения и фантазии. На примере бабушки я поняла, что к любому делу надо относиться добросовестно.

Перспектива дальнейшей деятельности: в будущем я продолжу заниматься своим новым увлечением, и планирую научиться вязать вещи не только для кукол, но и для себя и моих близких. Возможно, сошью стеганое шерстяное одеяло для сестренки. Мне хотелось бы не только самой вязать и делать красивые и полезные вещи, но и научить этому своих подруг.



Список литературы

    Ерохин А.И. Приусадебное хозяйство. Разведение коз и овец. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во Лик пресс, 2001.
    Журнал "Овцеводство-козоводство"
    Кулешов, «Овцеводство» (СПб., 1896);
    www.russiangoats.com

Глоссарий

Шерсть - волосяной покров кожи у млекопитающих, кроме человека

Свойство - атрибут предмета (объекта). Например, о красном предмете говорится, что он обладает свойством «красноты»

Юрта - (тат. йорт - дом, в некоторых тюркских языках башк. тирмә [ tirmä]; каз. киіз үй; кирг. боз үй; монг. гэр; узб. o`tov) - переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у кочевников.

МЕРИНОСОВАЯ ШЕРСТЬ ( MERINOS) - это шерсть, взятая с холки овцы мериноса.

Летопись -- это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.

Валенки -- тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делаются твёрдыми, но бывают и мягкими, под другую обувь.

Чехол - покрышка или оболочка из материи или другого материала, сделанная по форме какого-либо предмета и защищающая его от порчи, загрязнения и т. п.

Приложение №1

Стрижка овец

Приложение № 2



Отбор шерсти Мытье шерсти

Приложение №3

Сущка шерсти

Перебирание шерсти

Приложение № 4

Раскладка шерсти

Распределение шерсти по чехлу

Сворачивание рулона

Укладка рулона

Рулон получился

Выпрямление одеяла

Укладка шерсти в одеяле

Приложение № 5


Зашиваем открытый конец одеяла

Стежка одеяла

Приложение № 6

Нарядный чехол для одеяла

Последние штрихи

Одеяло готово

Приложение № 7

Я учусь вязать!

Первые шаги

Презентации