Русский телохранитель ахмад шаха масуда николай быстров. Николай – исламуддин. Юрий Степанов с семьей

Пятнадцать лет назад, 9 сентября 2001 года, скончался от ран, полученных в результате покушения, легендарный афганский полководец, лидер, политик и стратег Ахмад Шах Масуд. Западные военные аналитики считали его самым выдающимся партизанским командиром ХХ столетия. Противники его уважали, соратники боготворили. Сегодня «АП» вспоминает его.

Роковой сентябрь

ЛИДЕР антиталибского Северного альянса, «Панджшерский Лев» Ахмадшохи Масъуд (а именно так правильно пишется его имя, но далее указываем так, как уже общепринято - Ахмад Шах Масуд. - Прим. ред.) был смертельно ранен 9 сентября 2001 года в селении Ходжа Бахоутдин северной афганской провинции Тахор, в День независимости Республики Таджикистан и за два дня до событий 11 сентября в США, после которых международная коалиция стран объявила глобальную войну терроризму. А ведь при жизни лидер Северного альянса так часто просил помочь ему в этой борьбе.

Теракт, унесший жизнь Масуда, осуществили два араба-смертника, выдававшие себя за журналистов. Во время беседы бомба, спрятанная в видеокамере, взорвалась. Тяжелораненый Масуд был перевезен на вертолете в российский госпиталь, находившийся в Фархоре Таджикистана, но медикам не удалось спасти ему жизнь. Факт его смерти скрывался в течение нескольких дней: на фоне непрекращавшихся атак талибов бойцы Северного альянса не должны были узнать, что их вождь мертв. Лишь 15 сентября президент Раббани объявил о гибели Ахмад Шаха Масуда, обвинив в покушении Пакистан, талибов и Усаму бен Ладена. Такова официальная версия случившегося.

Кто в действительности стоял за этим покушением - точно не известно, даже в самом Афганистане приводят разные версии. Но ясно одно: гибель Ахмад Шаха Масуда изменила ход событий не только в его стране.

Символ эпохи

«ДУМАЮ, с точки зрения истории Масуд для Афганистана , Центральной Азии и Среднего Востока - это символ целой эпохи. Знаковая личность, стоящая в одном ряду с Ясиром Арафатом - для Ближнего Востока, Эрнесто Че Геварой или Фиделем Кастро - для Латинской Америки… Для самого Афганистана - один из ведущих командиров движения моджахедов 1980-х годов в масштабе всей страны и однозначный лидер борьбы с талибами в 1990-х», - считает эксперт по Центральной Азии Александ Князев, который был лично знаком с Ахмад Шахом.

По его словам, Масуд был тем лидером, который выступал против какой-либо федерализации, не говоря уже о разделе страны и изменении границ в регионе.

По словам другого эксперта, российского журналиста Аркадия Дубнова, несколько раз беседовавшего с Масудом, «Ахмад Шах выделялся среди прочих афганских полевых командиров очевидной харизматичностью и незаурядностью. В нем ощущалась мощь воина».

Партизан

АХМАД Шах родился 1 сентября 1953 года в кишлаке Джангалак (волость Базарак, уезд Панджшер) в семье полковника Дуста Мухаммада. По национальности таджик; он рассказывал, что его предки родом из кишлака Дахбед Самарканда, они перебрались в Панджшер лет 500-600 назад.

В своих мемуарах Ахмад Шах писал, что не понимал уроки, так как у него не было хорошего учителя. Он также признавался в своей лени. Но в 12-м классе он смог победить свой порок и хорошо закончил школу. После окончания лицея Масуд поступил в Кабульский политехнический институт, на инженерный факультет. Но мирной профессией он так и не смог заняться. Он много читал, свободно говорил на нескольких языках, в том числе на французском. Рассказывают даже, что он вел репетиторские курсы по математике в квартале Парван, где он жил в Кабуле.

После прихода к власти в 1973 году короля Давуд Шаха Масуд из-за политических убеждений уехал из Кабула в Пешавар, примкнул к исламистской оппозиции, возглавляемой Бурхануддином Раббани , с оружием в руках выступил против прокоммунистического режима Афганистана. В 22 года он вместе с другими повстанцами смог в течение двух часов захватить Панджшер и разоружить правительственные силы. Затем в конце 70-х он выступал против советских войск, а в конце 90-х - против талибов, используя тактику партизан. Еще в годы учебы в лицее Ахмад Шах проявлял большой интерес к личности Че Гевары, читал его книги, изучал тактику ведения партизанской войны.

Масуд и СССР

ОГРАНИНЧЕННЫЙ контингент советских войск в Афганистане проводил несколько военных операций против Масуда, но итогом каждой такой операции становился лишь временный и частичный контроль в Панджшере. Через некоторое время Масуд вновь формировал отряды и укреплял оборонительные позиции. Он разработал собственную тактику ведения партизанской войны, которая оказалась весьма эффективной. В 1984 году, когда шурави (Советы. - Прим. ред.) планировали захватить Панджшер, призыва этого человека было достаточно, чтобы 130 тысяч человек - всё гражданское население долины - в течение двух недель покинули свои земли, оставив нажитое не одним поколением.

Несмотря на то, что отряды Масуда несли большие людские потери, численность его вооруженных формирований из года в год росла - от менее тысячи боевиков в 1980 году до 60 тысяч в 1996 году.

Процесс вывода советских войск из Афганистана прошел бескровно во многом благодаря договоренности генералов с Масудом, который предоставил для выхода военных и техники коридор на подконтрольных ему территориях.

После ухода советских войск Масуд возглавил населённый таджиками 2,5-миллионный северо-восточный регион Афганистана - провинции Парван, Тахар, Баглан, Бадахшан - со столицей в Талукане, прозванный в народе «Масудистаном», который был практически независимым. Кстати, долгие годы телохранителем Масуда был бывший его пленник - советский солдат Николай Быстров, который более 10 лет служил ему, приняв ислам и назвавшись Исламуддином. Здесь его женили на афганской девушке. Когда в 1995 году Николай-Исламуддин попросил Ахмад Шаха отпустить его на родину, тот согласился.

Министр из Панджшера

ПОСЛЕ падения режима Наджибуллы, с созданием Исламского Государства Афганистан в 1992 году, Масуд стал министром обороны страны и занимал этот пост до прихода талибов. Именно Ахмад Шах Масуд выработал новую оборонительную доктрину Афганистана, одинаково успешную против любой военной агрессии: «Сопротивление внутри, давление извне». Кстати, эта доктрина в настоящее время успешно используется как вооруженными силами Афганистана, так и самими талибами против иностранных военных.

При режиме коммунистов его признали изменником родины и приговорили к казни, родительский дом Ахмад Шаха Масуда в Кабуле был преобразован в школу. Когда через несколько лет он вернулся в Кабул уже в качестве министра обороны, то решил оставить его как есть. То есть в качестве школы. Он очень любил литературу и искусство, был поклонником поэзии Дж. Руми и философии М.Газали, поэтому первым делом основал культурный фонд им. Газали, который служил пропаганде афганской культуры. Фонд также финансировал работу врачей, которые несколько дней в неделю бесплатно обслуживали бедных жителей Кабула. Женская комиссия фонда дала возможность афганским рукодельницам, большей частью вдовам, зарабатывать на жизнь. После того как было уничтожено издательство «Матбуоти давлати», печать всех газет и журналов взял на себя этот фонд. Масуд хотел, чтобы свобода прессы гарантировалась даже в таких трудных условиях.

В общем, основание этого фонда является значительным вкладом Масуда в развитие культуры Афганистана. Он хотел, чтобы произведения искусства, далёкие от политики и идеологии, создали базис для взаимопонимания и согласия.

Приход к власти талибов в 1996 году заставил Ахмад Шаха вернуться в родные места, и он вновь стал лидером Северного альянса. Хотя к началу 1999 года почти вся территория Афганистана находилась под контролем талибов, они не смогли взять Панджшерское ущелье, из которого Масуда вытеснить не мог никто. До самой гибели Масуда талибам не удавалось установить свой контроль над северными провинциями. Там, в Панджшере, привлекая помощь международных организаций, он приступил к строительству школ, в том числе и нескольких учебных заведений для девочек.

За его многолетнее участие в отстаивании прав женщин председатель Европарламента Николь Фонтен, которая пригласила Масуда во Францию, назвала его «Полюсом свободы». Депутаты сената и парламента Франции при появлении Ахмад Шаха Масуда аплодировали ему стоя.

По словам самого Ахмад Шаха Масуда, он всегда вел освободительную войну. Бывшие противники, ставшие затем союзниками лидера Северного альянса в его борьбе с талибами, оказывали ему военно-техническую помощь, но не в тех объемах, которые нужны. В одном из своих последних интервью он с сожалением отметил, что войну в Афганистане можно было бы остановить, если бы мировое сообщество помогло в этом.

Те, кто близко знал Масуда, отмечают, что он никогда не стремился к власти, почитанию и привилегиям. Он только хотел, чтобы афганцы сами решали судьбу своей страны, чтобы прекратилось иностранное вмешательство, чтобы приняли такую конституцию, согласно которой мужчины и женщины имели быправо выбирать или быть избранными. Это и считал он своей главной миссией.

Масуд в межтаджикском конфликте

В ГОДЫ гражданской войны в Таджикистане, когда Объединенная таджикская оппозиция находилась в Афганистане, структуры Масуда занимали достаточно нейтральную позицию и стремились выполнять договоренности, согласно которым препятствовали таджикским боевикам в переходе через границу, поэтому между ними и ОТО были конфликты… Хотя были и случаи, когда отдельные командиры давали коридоры и даже сами переходили на территорию Таджикистана и участвовали в боевых операциях, в целом Масуд не поддерживал такую политику. Он был одним из важных посредников в межтаджикских переговорах, организовав в 1995 году в Кабуле, а в конце 1996 года - в Хосдехе провинции Тахор переговоры между Э. Рахмоном и С.А. Нури…

Духовный и политический деятель Таджикистана Ходжи Акбар Тураджонзода рассказал однажды, как Масуд заставил оппозиционные силы пойти на перемирие, предварительно разоружив более 600 таджикских боевиков, находящихся в Афганистане. Потому что афганский полководец, более 30 лет проведший на войне, понимал всю бессмысленность междоусобицы, от которой страдает простой народ. Он решил положить конец войне - если не на своей земле, то хотя бы посодействовать в этом таджикским братьям. Именно Ахмад Шаху посвятил свою поэму «Масъуднома» народный поэт Таджикистана Мумин Каноат.

Масуд часто приезжал в Таджикистан, в Душанбе на улице Карамова ему выделили дом, куда он перевез свою семью в целях безопасности.

Масуд дружил с бывшим главой КГБ республики генерал-полковником Сайдамиром Зухуровым и его семьей.

«Мы близко познакомились с Масудом в 1993 году, но заочно работали вместе давно, когда решали вопросы освобождения советских военнопленных, - поделился воспоминаниями генерал в интервью радио «Озоди». - Важную роль сыграл Масуд в восстановлении мира и согласия в Таджикистане, когда посодействовал, чтобы мы вместе с оппозицией сели за стол переговоров. Руководство страны и я помним, какими усилиями это ему удалось. Эти его заслуги никогда не забудет народ Таджикистана».

В свою очередь, мало кто знает, что, когда в 1997 году брат опального командира Ризвона Содирова - Бахром взял в заложники самого Зухурова, именно Ахмад Шах Масуд приехал в Обигарм и уговорил бандита освободить генерала.

Семья Масуда

АХМАД Шах Масуд женился поздно, в 34 года. Свою будущую жену Сиддику он полюбил заочно: случайно услышал разговор своих подчиненных, которые восхваляли красоту дочери его верного помощника - Ходжи Тоджиддина. Она была моложе его на 17 лет, но это не помешало их прекрасному союзу, в результате которого у них родилось 6 детей - пять дочерей и единственный сын, Ахмад. После смерти Масуда семья переехала в Мешхед, где Ахмад окончил школу. В 2007 вдова Масуда издала книгу «О любви Ахмад Шаха Масуда», где рассказывает об их совместной жизни. Он ласково называл ее Пари, что означает «пери, сказочная красавица», и так сильно ее любил, что из-за ревности запретил ей вообще показывать свое лицо даже близким родственникам. Несмотря на это, был очень заботливым мужем и отцом. Особенно любил свою младшую дочь Насрин.

«Свою войну он выиграл»

В МОЛОДОСТИ Ахмад Шах взял псевдоним Масуд, что означает «удачливый, счастливый». По его собственным словам, зачастую от неминуемой гибели его спасали «Аллах, контрразведка, удача и охрана».

25 апреля 2002 года Ахмад Шах Масуд был официально провозглашен национальным героем Афганистана.

Масуд одинаково любил четыре вещи: свою религию, родину, народ и свободу. Кто-то из современников правильно заметил: «Даже если Масуд не смог увидеть поражение "Талибана", свою войну он выиграл».

Ему было всего 47 лет, но, как он сам однажды сказал, «главное - не сколько прожил, а как!». И скорее всего, он был счастлив, потому что всю жизнь боролся за родную землю.

Говорят, что война не заканчивается, пока не похоронен последний солдат. Афганский конфликт закончился четверть века назад, но мы не знаем даже о судьбе тех советских воинов, кто после вывода войск остался в плену у моджахедов. Данные разнятся. Из 417 пропавших без вести 130 были освобождены до развала СССР, более сотни погибли, восемь человек были завербованы противником, 21 стали «невозвращенцами». Такова официальная статистика. В 1992 году США предоставили России информацию еще о 163 российских гражданах, пропавших в Афганистане. Судьба десятков солдат остается неизвестной.

Бахретдин Хакимов, Герат. Его призвали в армию в 1979 году. В 1980-м пропал без вести во время боя в провинции Герат, был официально назван убитым. На деле оказался тяжело ранен в голову. Местные жители подобрали его и выходили. Скорее всего, именно ранение привело к тому, что Хакимов практически забыл русский язык, путает даты и названия. Иногда называет себя офицером разведки. Психологи объясняют, что при таких ранениях огромна вероятность формирования ложной памяти, перестановка дат и имен.


Бахретдин Хакимов сейчас живет в Герате на территории музея Джихада в маленькой комнате.

Фотограф Алексей Николаев отыскал бывших советских солдат, которые рассказали ему свои удивительные истории о жизни в неволе и после, в миру. Все они долгое время прожили в Афганистане, приняли ислам, обзавелись семьями, говорят и думают на дари – восточном варианте персидского языка, одном из двух государственных языков Афганистана. Кто-то успел повоевать на стороне моджахедов. Кто-то совершил хадж. Некоторые вернулись на Родину, но иногда их тянет обратно в страну, которая дала им вторую жизнь.

«Об Афганистане я впервые услышал от моего отчима. Он служил в западной провинции Герат, сражался в районе Шинданда. Мне он практически ничего не рассказывал о той войне, но к нам часто приезжали его сослуживцы. Тогда табу на Афган временно снималось, и я заслушивался историями с далекого удивительного Востока – одновременно забавными и печальными, героическими и трогательными. Иногда спокойные и сдержанные разговоры перерастали в жаркие споры, но о чем – в том возрасте я понять не мог.


Николай Быстров попал в плен в 1982 году: старослужащие отправили в самоволку за анашой. Раненого и плененного, Быстрова увели в Панджшер, на базу моджахедов, где произошла его встреча с Амад Шахом Масудом. В дальнейшем Николай принял ислам и стал личным телохранителем Ахмад Шаха. Вернулся в Россию в 1999 году с афганской женой и дочерью.


Николай Быстров с семьёй живёт в краснодарскомм крае, станица Усть-Лабинская.

Афганистан вернулся в мою жизнь много позже, после разговора с фоторедактором Олесей Емельяновой. Мы задумались о судьбе советских военнопленных, пропавших без вести в ходе войны 1979-1989 годов. Оказалось, что их много, они живы, а их судьбы уникальны и не похожи одна на другую. Мы начали искать "афганцев", общались, договаривались о встречах. После первого разговора с бывшим военнопленным я понял, что уже не смогу остановиться. Захотелось найти всех, кого возможно, поговорить с каждым, услышать и понять их судьбу. Чем для них стал плен? Как они справились с поствоенным синдромом и справились ли вообще? Что они думают о стране, которая послала их на войну и забыла вернуть обратно? Как они построили свою жизнь после возвращения на Родину? Эти человеческие истории затягивали, и вскоре стало ясно, что мы создаем один большой уникальный проект. Я понял, что должен увидеть войну глазами афганцев, и решил найти в том числе тех русских ребят, которые после плена остались жить в другой культуре, в другом мире.


Юрий Степанов на работе в цеху. Приютово, Башкирия.


Юрий Степанов с семьёй. Рядовой Степанов попал в плен в 1988 году и считался погибшим. На деле принял ислам и остался жить в Афганистане. Вернулся в Россию в 2006 с женой и сыном. Живёт в Башкирии, село Приютово.

Поездка в Афганистан была сродни прыжку в холодную воду. Я впервые оказался в стране, которая воюет десятилетиями, где правительство сражается с большей частью населения, а иностранное вторжение воспринимается привычно, поскольку никогда не заканчивается оккупацией. Это фантастический мир, все краски которого можно разглядеть лишь в объектив фотокамеры.

Поездки по Афганистану – как путешествие на машине времени. Покидаешь пределы Кабула и ты – в 19-м веке. В некоторых местах люди столетиями не меняют образ жизни. В Чагчаране о цивилизации напоминали только остовы БТР и оторванные башни танков вдоль обочин. Местные подозрительно реагировали на человека с камерой, но пары слов на русском оказалось достаточно, чтобы встретить радушный прием. Здесь прекрасно помнят, что именно русские построили единственную больницу в округе и проложили дороги к нескольким аулам. Войну с Советами практически никто не обсуждает, да и сколько уже новых военных конфликтов прокатились по многострадальному Афгану с 80-х... А советская больница по-прежнему служит людям.


Александр (Ахмад) Левенц.


Геннадий (Негмамад) Цевма. Александру (Ахмаду) Левенцу и Геннадию (Негмамаду) Цевме по 49 лет. Оба уроженцы юго-восточной Украины (один из Луганской, второй – из Донецкой области), оба попали в Афганистан во время срочной службы. Осенью 1983 года оказались в плену, приняли ислам, женились, а после вывода советских войск осели в городе Кундуз на северо-востоке страны. Геннадий – инвалид и передвигается с трудом. Александр работает таксистом.

В Афганистане удивительно красиво и жутко небезопасно. Помню, на обратном пути из города Кундуз на самой высокой точке перевала у машины порвался ремень ГРМ. Часть пути мы просто катились под уклон, иногда подталкивая машину на ровных участках дороги. Поражались горным красотам и молились, чтобы нашу черепашью процессию кто-нибудь не подстрелил ненароком.

Первые несколько недель после возвращения в Москву меня не покидало ощущение, что стоит повернуть за угол Тверской, как я увижу мужчин, жарящих шиш-кебаб, торговцев коврами, птичий рынок и женщин, скрытых за ярко-голубыми бурками. Мой друг говорил: "Либо ты возненавидишь эту страну на первый день, либо влюбишься на третий". Не влюбиться было невозможно».

История Сергея Красноперова

Прилетев в Чагчаран рано утром, я отправился к Сергею на работу. Доехать можно было только на грузовом мотороллере - еще та была поездка. Сергей работает прорабом, у него в подчинении 10 человек, они добывают щебень для строительства дороги. Еще он подрабатывает электромехаником на местной ГЭС.

Принял он меня настороженно, что естественно - я был первым российским журналистом, который с ним встретился за все время его жизни в Афганистане. Мы побеседовали, попили чай и договорились встретиться вечером для поездки к нему домой.

Но мои планы нарушила полиция, окружив меня охраной и заботой, которая заключалась в категорическом нежелании выпускать меня из города к Сергею в аул.

В итоге несколько часов переговоров, три или четыре литра чая, и меня согласились отвезти к нему, но с условием, что мы не будем там ночевать.

После этой встречи мы много раз виделись в городе, но дома я у него уже не бывал - было опасно выезжать из города. Сергей говорил, что все теперь знают, что тут журналист, и что я могу пострадать.

С первого взгляда о Сергее сложилось впечатление как о сильном, спокойном и уверенном в себе человеке. Он много говорил о семье, о том, что хочет переехать из аула в город. Насколько я знаю, он строит в городе дом.

Когда я задумываюсь о его будущей судьбе, я спокоен за него. Афганистан стал для него настоящим домом.

Я родился в Зауралье, в Кургане. До сих пор помню свой домашний адрес: улица Бажова, дом 43. Оказался в Афганистане, а под конец службы, когда мне было 20 лет, ушел к душманам. Ушел, потому что не сошелся характером со своими сослуживцами. Они там все объединились, я был совсем один - меня оскорбляли, ответить я не мог. Хотя это даже не дедовщина, потому что все эти парни были со мной из одного призыва. Я ведь, в общем, и бежать не хотел, хотел, чтобы тех, кто надо мной издевался, наказали. А командирам было все равно.

У меня даже не было оружия, а то бы сразу их убил. Зато духи, которые были близко к нашей части, меня приняли. Правда, не сразу - дней на 20 меня заперли в каком-то маленьком помещении, но это была не тюрьма, у двери были охранники. На ночь надевали кандалы, а днем снимали - даже если окажешься в ущелье, все равно не поймешь, куда идти дальше. Потом приехал командир моджахедов, который сказал, что раз я сам пришел, то сам могу и уйти, и кандалы, охранники мне не нужны. Хотя в часть я бы все равно вряд ли вернулся - думаю, меня сразу бы пристрелили. Скорее всего, их командир так меня испытывал.

Первые три-четыре месяца я на афганском не разговаривал, а потом постепенно стали друг друга понимать. К моджахедам постоянно ходили муллы, мы начали общаться, и я осознал, что на самом деле Бог один и религия одна, просто Иисус и Мухаммед - посланники разной веры. У моджахедов я ничем не занимался, иногда помогал с ремонтом автоматов. Потом меня приставили к одному командиру, который воевал с другими племенами, но его скоро убили. Против советских солдат я не воевал - только чистил оружие, тем более из той области, где я был, войска вывели довольно быстро. Моджахеды поняли, что если меня женить, то я сам с ними останусь. Так и вышло. Женился через год, после этого с меня совсем сняли надзор, раньше одного никуда не пускали. Но я по-прежнему ничем не занимался, приходилось выживать - перенес несколько каких-то смертельно опасных болезней, даже не знаю каких.

У меня шесть детей, было больше, но многие умерли. Они все у меня белокурые, почти славянские. Впрочем, и жена такая же. Я зарабатываю тысячу двести долларов в месяц, такие деньги здесь дуракам не платят. Хочу купить участок в городке. Мне губернатор и мой начальник обещали помочь, стою в очереди. Государственная цена небольшая - тысяча долларов, а продать потом можно тысяч за шесть. Выгодно, если все-таки захочу уехать. Как сейчас в России говорят: это бизнес.

15 февраля 1989 года, стоя на мосту через реку Амударья на афганско-узбекской границе, советский генерал Борис Громов заявил, что за его спиной, на афганской земле, не осталось ни одного солдата. Слукавил генерал, несколько сотен плененных бойцов остались в Афганистане и много больше упокоились в его земле.

В канун очередной годовщины завершения афганской войны о своем пребывании в плену, о непростой истории возвращения в Россию и незаконченной войне «Голосу России» рассказали бывшие солдаты Советской армии.

В плен Николай Быстров попал из-за дедовщины. Молодого солдата вместе с двумя его товарищами старослужащие послали в ближайший кишлак купить для них наркотики. На обратном пути бойцы попали в засаду. Николай Быстров был ранен, его пленили бойцы Ахмада Шаха Масуда. Благодаря тому, что в расположении моджахедов оказался госпиталь французских врачей, рану удалось вылечить. Но скоро Николая и других пленных ждало еще одно испытание:

"Масуд нас собрал всех вместе, семь человек. И он сказал: «Так, ребята, кто хочет за границу? Кто хочет обратно в Советский Союз? В Советский Союз или в Америку, или в Англию, или в Пакистан, или в Иран? В какие страны хотите?» Но все в то время боялись возвращаться обратно на родину. Все подняли руки и сказали: «Вот мы хотим в Америку». Один сказал: «Во Францию хочу». Но только я не поднял руку. Он говорит: «А почему ты не поднимаешь? Я говорю: „Не хочу никуда, ни в Америку, никуда“».

Отчаяние пленного солдата, который не хотел уже ничего, спасло Николаю жизнь. Позже он узнал, что всех, кто поднял руку, увезли в Пакистан, в лагерь Бадабер, где позже уничтожили. Через некоторое время Николая приблизил к себе лидер моджахедов Масуд. Пленный русский воин стал одним из его охранников. Как вспоминает Быстров, в один из дней у него был соблазн застрелить афганского боевика, но сделать это не позволила совесть:

"Мы поднимались на перевал, шли на север Афганистана. Я поднялся самый первый. Масуд и еще трое-четверо поднимались очень медленно. Снег был, снегопад, перевалы в снегу. Я сел ждать их, смотрю, думаю, четверых-пятерых я запросто могу уложить. Потом думаю, посмотрю, он мне автомат дал, открыл, боекомплект полный, 30 патронов, запасные четыре обоймы тоже полные. Боёк посмотрел, ничего не вытащено. И знаете, я задумался, раз он мне доверился, давай-ка не буду".

Спустя десять лет, когда Николай уже принял ислам и обзавелся в Афганистане семьей, Ахмад Шах Масуд отпустил его на родину. Возвратившись в Россию с помощью комитета воинов-интернационалистов, Николай начал тесно с ними сотрудничать. Весь свой опыт жизни в Афганистане, все знания и связи он бросил на поиск и возвращение на родину бывших советских солдат - и живых, и мертвых:

"Я хочу всех найти. Всех ребят найти. Потому что я вернулся живой. И останки хочу вернуть родителям. Чтобы у родителей была душа спокойная, что сын вернулся, хоть не живой, и можно похоронить. Я разбираюсь в афганских людях, знаю их психологию, обычаи. Пока они со мной сотрудничают, я это буду делать. Они всегда со мной, не отказываются, нет не говорят. Знаете, пока последний солдат не похоронен, война не закончена. И я хочу эту войну закончить".

На счету Быстрова больше половины всех найденных останков русских солдат и три живых пленника, которым он вместе с комитетом воинов-интернационалистов помог вернуться в Россию. Первым из них был Юрий Степанов. Оказавшись в плену моджахедов, он почти на двадцать лет утратил связь с внешним миром, даже когда его отпустили в Россию, он не сразу смог туда вернуться. Но благодаря помощи Николая Быстрова Степанов возвратился домой, где все эти годы его ждала мать. Позже он подключился к работе комитета воинов-интернационалистов:

"Колина помощь была в том, что потом, когда мы паспорта сделали афганские, доехали до Кабула, с ним встретились, он нам объяснил, что и как в России. Что Россия уже другая, надо помочь комитету в поисковой группе, комитету Руслана Султановича Аушева помочь. Мы в то время тоже помогли. Обратно вернулись, еще где-то месяца на два задержались. Коля начал со стороны Кандагара искать ребят, а мы со стороны того, что знали сами".

Но вскоре материальные проблемы заставили Степанова прервать поисковую работу. В семье, которую он привез из Афганистана, Юрий - единственный кормилец. Говорят, что война окончена, когда похоронен последний солдат. Хочется верить, что афганская война в сердцах и Николая Быстрова, и Юрия Степанова, и всех, кто до сих пор ищет уцелевших и мертвых пленников Афганистана, скоро завершится.

И соблаговолит ли Россия принять «одного из пропавших» своих сыновей?

Назовём его Александр. Имя, как имя. Говорят, греческое. Но куда более популярное в российских широтах, чем Ваня. О том, что он нашёлся спустя 31 год, уже после того, как на его возвращение перестали надеяться родные и близкие, как ушли из жизни многие дорогие ему люди, сообщил РИА «Новости» глава Союза десантников РФ, Герой Советского Союза генерал-полковник Валерий Александрович Востротин.

Кто этот человек?

Советский лётчик. Был сбит. Ранен. Сутки беспамятства. Годы в плену. Сначала в кандалах и с конвоирами. Затем с конвоирами, но без кандалов. С каждым днём, с каждым месяцем и годом плен становился всё более и более условным. Поначалу, как это всегда бывает, Саша был «свой среди чужих». И окружавшие люди, разговаривавшие на непонятном языке, были ему чужаками.

Но грани стирались. Наступил день, когда он стал практически неотличим от них. Так бывает. Так действительно случается. И этот случай не единичен. Информацией о настоящем имени советского лётчика, оставшемся в песках Афганистана, где затеянные тогдашним руководством СССР боевые действия проходили с 1979 по 1989 год, порадовать мы не можем. Она конфиденциальна. Это понятно.

Мало ли «Александров» осталось в Афганистане? Живыми, действительно, единицы. Мёртвыми? 14 453 человека - таковы безвозвратные потери Советского Союза. В эту цифру, конечно же, не входят те, кто впоследствии мучительно умирал от полученных на войне увечий и ран. Не вошли в неё и те, кто, вернувшись, не сумел найти себя на «гражданке», а затем погибал, продемонстрировав приобретённые навыки на полях сражений «братвы» в 90-е годы.

Так зачем же давать кому-то надежду заранее? А точнее, зачем у кого-то заранее её отнимать?

Ведь за 10 лет войны было сбито 125 самолётов Военно-Воздушных сил СССР. И далеко не все сбитые лётчики вернулись живыми. Скажем больше: не все вернулись даже в цинковых гробах.

Что удивительно?

Война закончилась десятилетия назад. Военнослужащие, вынужденно оказавшиеся в плену, в большинстве своём дали о себе знать. Почему? Тот, кто хотел, изыскал канал связи, нашёл возможность. Но были и другие - те, для кого Афган стал второй родиной.

Вот лишь несколько историй тех, кто остался в Афганистане добровольно, сделав свой выбор и… аргументировано обосновав его.

Сергей Краснопёров

Он родился в городе Кургане, на Урале, в 1965 году. До войны был простым парнем, как обычно, с большими планами на жизнь. Повестка в военкомат пришла в 1983-м, когда исполнить свой интернациональный долг в Афганистане считалось всё ещё почётно.

Знал ли он, что 2 года службы покажутся ему адом? И речь не только о том, что война - это смерть, кровь и боль. Главной болью Сергея оказались отношения с его сослуживцами. Всё дело в том, что в жизни бывает… как-то иначе, чем в фильме «9 рота».

Никакого братства. Сплошные издёвки и неуставной садизм. Именно непростые отношения с другими военнослужащими подтолкнули его к тому, что на официальном языке называют «переход на сторону врага».

Как оказалось, жизнь есть и в Афганистане. Он встретил девушку, на которой женился. Родились дети. Шло время. И безымянный кишлак, расположенный в 20 км от Чагчарана, стал его домом.

Сегодня, разменяв шестой десяток, Сергей по здешним меркам является не просто преуспевающим, но и уважаемым человеком. Никто не называет его чужаком. У него собственный автомобиль и два мотоцикла. Чем занимается? Много чем. В основном - дорожным строительством. Полезное и опасное, знаете ли, дело, в гористой афганской местности.

Бахретдин Хакимов

Он старше Сергея. И был отправлен в Афганистан в числе первых воинов-интернационалистов. В этом году Бахретдину исполнится 57 лет. Подробностей из своей прошлой жизни он не помнит или… не хочет помнить? Говорят, его тяжело ранило в голову недалеко от провинции Герат. Был обнаружен местными, которые сперва хотели похоронить, а затем, нащупав пульс, приютили и выходили советского солдата.

Ранение (равно как и отсутствие должного лечения) бесследно не прошло. Разговаривать с Бахретдином на русском - дело сложное. Языка он практически не помнит. Что же помнит? Офицер разведки. Можно ли ему верить? При желании. Где живёт? В маленькой комнатушке… в «Музее Джихада». Что делает?

Сторожит да читает Коран.

Николай Быстров

Русский парень оказался в плену в 1982 году. Подробности, о которых он рассказал автору книги «Навсегда в плену» Алексею Николаеву (фотоматериалы данного издания использованы при подготовке этой статьи), далеки от героических. Во время привала «деды» отправили «салагу» за «припасами», а он ­- возьми да и попади под обстрел «духов».

18-летнего подранка моджахеды вначале хотели добить, потом пожалели, отправили на базу, где молодого человека ожидала встреча с легендарным Ахмад Шахом Масудом, известным также своим прозвищем Панджшерский лев.

В 1992-1996 годах этот человек будет являться министром обороны Афганистана. А на момент встречи с Николаем был полевым командиром, который взял парня в услужение. После того, как Николай принял ислам, Ахмад сделал его своим личным телохранителем. Домой в Краснодарский край Николай вернётся только на излёте 90-х, незадолго до гибели Шах-Масуда. Вернётся вместе с семьёй, в которой будут подрастать два сына и дочь.

Юрий Степанов

Обидно, когда убивают или берут в плен в самом конце войны. Юра оказался в плену, когда до вывода войск оставались считанные месяцы. Все считали его погибшим, а он встретил на чужой земле свою судьбу и с возвращением на Родину, которое состоялось лишь в 1996 году, не спешил.

Как Сашка и Генка стали Ахмадом и Негмамадом

Да, в общем-то, всё также. Один из них был прописан в Луганской, другой в Донецкой области. Оба «срочники». Героически сложить голову за Родину на чужой земле никто не спешил. В плен попали 35 лет назад в 1983-м. Первый в результате полученных в бою ранений стал калекой - и без посторонней помощи ему передвигаться очень тяжело. Второй работает, хотя возраст, считай, уже почтенный. Кем? Таксует на просторах бескрайней афганской земли.

Оба, что характерно, приняли Ислам, найдя в нём утешение и путь к сближению с местным населением.

Много ли невозвращенцев?

Речь о тех русских парнях, которые остались на афганской земле добровольно. Если верить официальной статистике - около двух десятков человек.

Стоит ли и можно ли их осуждать за принятие ислама, верную службу афганским полевым командирам, которых мы считаем террористами и убийцами?

Верующим отвечу фразой из Библии: «Не судите и не судимы будете». Неверующим пожелаю никогда не оказаться в тех предлагаемых обстоятельствах, в которых оказались эти люди.

Быть может, именно поэтому обнаруженный советский лётчик, которого мы назвали Александром, вот уже 31 года не спешит на Родину? И осталась ли она для него Родиной, если - не будем лукавить! - той страны больше нет. И захочет ли признавать его Российская Федерация своим гражданином - большой-пребольшой вопрос.

Где родился Александр? В Киеве? В Минске? В Риге? Во Фрунзе?

Как вернуться в Россию?

Я не был в плену. Не воевал. Судьба занесла меня, русского, не в афганскую пустыню, а в одну из бывших республик Советского Союза ещё до того, как «Трое из Беловежской пущи» после совместного распития спиртных напитков подписали моей стране приговор 21 декабря 1991 года.

В «День Х», 5 января 1992 года, когда, согласно договорам, заключённым между республиками бывшего СССР, люди становились гражданами тех новоявленных государственных образований, в которых они оказались, я, 13-летний, был, увы, не в России.

И я знаю не понаслышке, что возвращение на Родину русского человека (даже если он хочет вернуться в Россию и мечтает об этом) это… невообразимо сложный и во всех отношениях мучительный квест.

Его неотъемлемыми составляющими являются сотни формальностей и процедур, миллионы справок, экзаменов, проверок. И, несмотря на то, что российский паспорт был мною получен ровно 4 года назад, этот процесс возвращения в страну, которую ты считаешь своим домом, всё ещё не завершён.

Процесс обмена различных второстепенных документов, полученных в стране вынужденно-временного пребывания, всё ещё идёт. Так надо. Такие процедуры (унизительно-сложные) определило для нас наше правительство.

И в компетентных инстанциях на Родине, такое ощущение, что никого не ждут. Здесь вам, братья, не Израиль, где гражданство тебе выдадут чуть ли не в аэропорту и помогут устроиться в жизни. Здесь, ребята, у нас по серьёзному. Для тех, у кого нервы – стальные канаты.

Чтобы всё сложилось и мы смогли написать позитивный репортаж о том, как сын вернулся в объятия Родины-Матери, надо ответить всего на 2 вопроса:

  • Нужна ли Родина-Мать Александру или в Афганистане у него дом и семья?
  • Нужен ли он Родине-Матери? Или по возвращении у воина-интернационалиста всё будет так, как у сотен тысяч русских, которые разбросаны по странам бывшего СССР. Очереди в ФМС, доказывание, что ты не афганский верблюд, хождения по инстанциям, восстановление или обмен документов. Аннулирование гражданства в связи со сбоем в системе «Российский паспорт». Справки. Взятки. Нотариальные конторы. Снова справки. Снова экзамены. Опять взятки. Снова каменные лица госслужащих.

«Извините, вы не знаете, где тут сдаются в плен?!» - того и гляди раздастся крик в одной из очередей.

Если всё будет так, то - кто знает? - может, летчик-герой возьмёт и купит билет до Кабула? Вдруг, там русскому человеку попроще будет доживать свой век?

Подпишитесь на нас

По материалам сайта "Проза РУ"

Из воспоминаний Н.Быстрова: « В последующие годы мы вместе с Масудом прошли множество испытаний. Во время нескольких войсковых операций в Панджшере нам пришлось несладко. Находясь рядом с Масудом, я все больше и больше убеждался, что Ахмад Шах может стать спасением для Афганистана. Я старался уберечь его от любых возможных неожиданностей и неприятностей. Когда я непосредственно охранял Масуда, для меня не существовало никаких авторитетов, я всегда решительно требовал у всех входивших к нему людей, сдавать оружие, включая его ближайших друзей, министров, членов иностранных делегаций, а также журналистов. Практически всех их я подвергал личному досмотру. Они обижались, грозили мне и жаловались Масуду, но я стоял на своем, потому что обеспечение безопасности Ахмад Шаха для меня было превыше всего. Масуд всякий раз, когда ему жаловались на меня за излишнюю строгость, улыбнувшись, говорил, что ночью он может положиться только на одного человека, Исламуддина, который на посту никогда не уснет»…

Судьба же тех пленных, которые решили идти из Панджшера в Пакистан, сложилась трагически. На несколько месяцев они застряли в Нуристане, где большинство из них погибло, и лишь 8-9 человек из них с помощью журналистки из Франции смогли выбраться в Пакистан и оказались во Франции, Канаде и США.

Можно по-разному относиться к этим людям, фактически изменившим Родине и нарушившим присягу, но надо отметить и тот факт, что со стороны советских властей практически никаких мер по освобождению пленных не предпринималось. Фактически эта работа была переложена на плечи матерей тех военнослужащих, которые пропали без вести или попали к моджахедам в плен. Показателен в этом плане ответ М.С.Горбачева на пресс-конференции, организованной рядом международных правозащитных организаций, обратившихся к нему с предложением помочь вытащить из плена советских ребят: «Наше государство ни с кем не находится в состоянии войны. И военнопленных у нас нет». В обществе формировалось мнение, что советские военнослужащие, попавшие в плен к душманам, все поголовно предатели, и нечего напрягаться, вызволяя их оттуда. Безусловно, это далеко не так. Например, Владимир Каширов, попав в плен в бессознательном состоянии, до последнего отказывался принять ислам, хотя прекрасно понимал, что те, кто не принимал ислам, не выживали в плену. Его избивали, сажали в яму, заковывали в кандалы, но Каширов держался стойко. Однажды, во время визита в лагерь Ахмад Шаха, Каширов сумел вырваться и бросился на него. Пленного тут же казнили…

Правда, были и другие… Так, в 40-й армии то затухала, то возрождалась вновь легенда о Косте «Бородатом». Десантники 103-й воздушно-десантной дивизии говорили, что этот парень сбежал из части в 1983 году и попал к Ахмад Шаху. Говорили, что он превосходил моджахедов физической силой, выносливостью, боевыми качествами. И ему лично Ахмад Шах Масуд поручал наиболее сложные и ответственные задания.

В июле 1985 года при проведении операции в Панджшере, в 12 км севернее Руха, Костя «Бородатый» вышел на нашей волне в эфир и предупредил, что будет расстреливать все, что двинется за установленный на обочине дороги камень. Вперед послали БМР (боевую машину разграждения). Но как только она прошла отметку, установленную Костей, раздался мощный взрыв. БМР весом 30 тонн отбросило метров на пятнадцать, как пушинку. Когда пошли танки, Костя стал бить по смотровым приборам, «ослепляя» экипажи. Заместитель командующего армией полковник С.А.Маев вспоминал, что из-за этого снайперского огня колонна застряла на горной дороге на несколько суток.

Личность и дальнейшая судьба Кости «Бородатого» так и остались неизвестными...

Хотя сам Ахмад Шах говорил в интервью журналистам только об Исламуддине, который пожелал вернуться в Россию, и Масуд ему не препятствовал. О Косте он не сказал ни слова.

Когда вопрос о личности Кости задали Николаю Быстрову (Исламуддину), он тоже ничего не стал рассказывать об этом человеке. Зато очень горюет о смерти своего кумира. Из воспоминаний Николая Быстрова: « В 1995 году я с семьей вернулся домой на Кубань и вновь стал Николаем Быстровым. У меня сейчас есть дом, жена, трое детей, сыновья Акбар и Ахмад, дочь Катя…
…Очень жаль, что я так рано уехал от Ахмад Шаха и не заслонил его во время теракта. Я до сих пор уверен, что если бы в сентябре 2001 года я был бы рядом с Масудом, он остался бы жив. Я, без сомнения, досмотрел бы тех террористов-арабов и наверняка обнаружил бы приготовленный заряд, как это бывало не единожды ранее»…

В настоящее время Быстров почти каждый год выезжает на несколько месяцев в Афганистан по поручению Комитета по делам воинов-интернационалистов и занимается поиском захоронений останков без вести пропавших советских воинов, помогая возвращать их на Родину. К 2007 году он вернул из забвения более десяти человек…

Начальная школа