Презентация на тему "русские поэты о родине". Краткая аннотация проекта


Виктор Фёдорович

Бо́ков

(1914-2009)


В.Ф. Боков «Поклон»

Стороне моей родной

Как ему живётся?

Шлю поклон я поясной,

Как ему поётся?

Сосенкам, берёзкам,

С этой жизнью я знаком,

Всем лесным дорожкам.

День начался – нужен корм!

Ручейкам, озеркам,

В чаще иволга поёт.

Не меня ли узнаёт?

Всем непойманным зверькам:

Солнце тонет в небе,

Белкам и куницам,

Полдень полон неги.

Зайцам и лисицам.

Низко кланяюсь траве,

Сел на камень отдохнуть,

Расстегнул пиджачок.

Тёмной ночи и заре,

Не успел чихнуть:

Омутам и мельницам,

Будь здоров, землячок! –

Песенницам-девицам.

Вся родная сторона

Говорит эти слова.

Два поклона соловью,

Как коллеге своему.

Говорят, у соловья

Народились сыновья.


Николай Михайлович

Рубцов

(1936-1971)


Н.М. Рубцов «В осеннем лесу»

Я так люблю осенний лес,

Над ним- сияние небес,

Что я хотел бы превратиться

Или в багряный тихий лист,

Иль в дождевой весёлый свист,

Но, превратившись, возродиться

И возвратиться в отчий дом,

Чтобы однажды в доме том

Перед дорогою большою

Сказать: -Я был в лесу листом! -

Сказать: -Я был в лесу дождём!

Поверьте мне: я чист душою...

Доволен я буквально всем!

На животе лежу и ем

Бруснику, спелую бруснику!

Пугаю ящериц на пне,

Потом валяюсь на спине,

Внимая жалобному крику

Болотной птицы... Надо мной

Между берёзой и сосной

В своей печали бесконечной

Плывут. как мысли, облака,

Внизу волнуется река,

Как чувство радости беспечной...


Высказывания о любви к природе

  • Не беречь поросли, не видать и дерева (русская пословица)
  • Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени (русская пословица)
  • Сила природы велика (Цицерон)
  • В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости - высшая справедливость жизни (Леонардо да Винчи)
  • Природа - творец всех творцов (И. Гёте)
  • Леса учат человека понимать прекрасное (А.П. Чехов)
  • Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром (А.И. Герцен)
  • Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин (Ф.М. Достоевский)
  • Охранять природу - значит охранять Родину (М.М. Пришвин)

























Расул

Гамзатович Гамза́тов

(1923-2003)


Р.Г. Гамзатов «Песня соловья»

Слышишь песнь соловья?

В ней звучит торжество.

Но о чем он поёт?

Неизвестно, увы, никому.

Я уверен:

О родине песня его.

Ведь другая давно б надоела ему!


Пословицы о Родине

  • Глупа та птица, которой своё гнездо не мило. (Русская)
  • Где выросла сосна, там она и красна. (Русская)
  • Дома и стены помогают. (Русская)
  • Своя земля и в горсти мила. (Русская)
  • Человек без родины – соловей без песни. (Русская)

Пословицы народов мира:

  • На своей улице и собака – тигр. (Афганская)
  • Кто строит не на своей земле, тот теряет и цемент, и камень. (Итальянская)

Н.А. Мордовина «Серебряный ветер»

… Измаясь в ожидании тепла,

Я как-то распахнула марту двери…

И ветер об одном прошу теперь я:

Весну земли не оброни с крыла!

Не обернись обманным серебром –

От зимних вьюг ещё свежи ожоги.

Не добавляй земле моей тревоги,

Не задержи весну с её добром!

Когда нагонит воду в култуки

Весенняя, ознобная моряна

И в них заплещет, словно лещ икряный,

Луна, обдав сияньем тальники, -

От зимнего очнётся забытья

Земля, вдохнув серебряного ветра…

Как широко распахнуты, как щедро

Раскрыты понизовые края!

Входи, весна, и – празднуй: твой черёд

Приказывать всему, что есть на свете, -

Не зря луной и морем полон ветер

И даль сквозная за сердце берёт!

Автор проекта

Предмет, класс

Литература, филология 9,10 класс

Краткая аннотация проекта

Литература – это искусство слова. Литература рисует перед нами действительность через образы, созданные писателем-художником. Через литературу мы попадаем в новый мир, полный открытий. Мы видим глазами автора далекое прошлое или сегодняшний день, и это помогает нам глубже познать реальность. Особый интерес вызывает чтение произведений о родном крае: по-новому ты видишь родную землю, по-новому открывается перед тобой история людей, живущих с тобой рядом. Мы попробовали проследить жизнь родного края по произведениям художественной литературы и публицистики и посмотреть, как местные поэты воспевают Родной край.

Целями и задачами своей работы мы считаем:

  1. Найти произведения художественной литературы и публицистики о родном крае.
  2. Найти отражение событий в литературе, затрагивающих историю родного края.
  3. Развивать интерес к произведениям литературы о родном крае у сверстников.

Объектом проекта являются исторические документы о родном крае, произведения русской литературы и местных поэтов и писателей, семейные архивы, а также весь собранный учащимися краеведческий материал.

Предметом проекта является проектная деятельность, направленная на повышение интереса к истории родного края, к литературе, а также организация поисковой научно-исследовательской деятельности с учащимися.

Гипотеза проекта: если изучить и внедрить в систему внеурочной деятельности и уроков литературы и краеведения данный материал, а также организовать с учащимися поисковую и научно-исследовательскую работу, научить их правильно оформлять проектные папки, мультимедийные презентации, то это не только расширит представления о русской литературе и историческом прошлом Родины, но и повлияет на воспитание любви к ней, сформирует у учащихся активную гражданскую позицию.

-Проект развивает у учащихся способность к самостоятельной работе над проблемой, формирует стойкий познавательный интерес к литературе и положительную мотивацию к учению. -Благодаря проекту у учащихся развиваются творческие способности и совершенствуются коммуникативные качества. -Проект позволяет формировать положительный образ малой Родины, учит любить свой край, гордиться известными земляками. -Предлагаемый подход к обучению эффективен в создании психологического комфорта на уроках, когда сотрудничество учителя и ученика, личностно-ориентированный подход считаются приоритетными направлениями.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

С чего начинается Родина?..

Проблемные вопросы

  1. Отражается историческое прошлое родного края в произведениях художественной литературы и публицистики?
  2. Встречается описание родного края в произведениях современных авторов?
  3. Можно ли найти отражение реальных событий в художественной литературе?

Учебные вопросы

  1. Когда и где мы встречаем первое упоминание о Нижегородской земле?
  2. Как отражается жизнь нашего края в публицистике и художественной литературе 19в. и начале 20 века?
  3. Как описывает Нижегородский край в своих романах П.Мельников-Печерский?
  4. У кого из современных авторов нашло своё отражение историческое прошлое нашего края?
  5. Как изображают родной край в своем творчестве местные поэты?

План проведения проекта

Визитная карточка проекта

Публикация учителя


Слайд 2

Слайд 3

Все думы мои о России, судьба моей страны является главенствующей темой в моем творчестве А.А. Блок

Слайд 5

Стоит передо мной моя тема, тема о России… Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь… А.А. Блок

Слайд 6

Вопросы

Что такое любовь к Родине? Это привычка, предрассудок, необходимость? Есть ли в нашей стране, в нашем городе, районе, доме что-то такое, что вам особенно дорого, что является лично для вас олицетворением понятия «родина»?

Слайд 7

Как вы думаете, что побуждает поэтов, прозаиков, художников, композиторов создавать произведения о своем Отечестве? Приведите примеры таких произведений. Что означает слово «ностальгия»? Можно ли испытывать ностальгию, не покидая родины? У кого из известных вам писателей в творчестве звучать ностальгические ноты? Отчего возникает ностальгия?

Слайд 8

Проблемная ситуация

Есть две точки зрения: первая: любовь к родине – это чувство, возвышающее человека; и вторая - родина там, где сытно, дешево и удобно. Какую точку зрения будете отстаивать вы?

Слайд 9

Цицерон

На первом месте должны быть родина и родители, потом дети и вся семья, а затем остальные родственники. Нет места милее родного дома. Только отечество заключает в себе то, что дорого всем.

Слайд 10

Гораций

Отрадно и почетно умереть за отечество. Что нам искать земель, согреваемых иным солнцем? Кто, покинув Отчизну, сможет убежать от себя?

Слайд 11

Попади только на чужбину, так начнешь уверять, что у нас свиньи жаренные разгуливают. Петроний Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя. Сенека.

Слайд 12

Томас Мор

Если нельзя вырвать с корнем ложные мнения, если не в силах ты по убеждению души своей излечить давно укоренившиеся пороки, то все-таки не надо из-за этого покидать государство, подобно тому, как в бурю не надобно оставлять корабль, хотя и не в силах ты унять ветер

Слайд 13

Дерзайте отчизну мужеством прославить. Ломоносов. Самое лучшее предназначение есть защищать отечество. Державин.

Слайд 14

Байрон

Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может

Слайд 15

Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…»

Определить тему и главную мысль стихотворения. Объяснить значение образа «белые снеги» Вывод: Что для Евтушенко любовь к Родине? И.Грабарь «Белая зима»

Слайд 16

А.А. Блок«Русь моя, жизнь моя,вместе ль нам маяться?..»

Анализ стихотворения

Слайд 17

1 строфа

Почему думая о России, он представляет ее себе через подобные образы? И.Левитан «Владимирка» Чувствует ли лирический герой свою связь с родиной? Найти ключевые слова. Какая мысль не дает покоя лирическому герою?

Слайд 18

2 – 4 строфы

Объяснить значение неизвестных слов. Что притягивает поэта и лирического героя в облике Руси? Почему страна для него не Россия, а Русь? В какие тайны он старается проникнуть, какие загадки разгадать?

Слайд 19

5 строфа

Объясните смысл последней строфы стихотворения, её образный строй Б.Кустодиев «Большевик»

Слайд 20

Вывод

Что для Блока любовь к родине? Бубнов Александр Павлович. Утро на Куликовом поле. 1943-1947

Слайд 21

Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…»

1. Выразительное чтение стихотворения. 2. Объясните смысл стихотворения. Вывод: Что для Тютчева любовь к Родине?

Слайд 22

ИТОГ

В чем сходно и чем отличается отношение к России лирических героев Ф.И.Тютчева, А.А. Блока и Е. Евтушенко. Храм. Ноябрьск

Русские поэты XX века о родине и родной природе


- Какие мысли передают нам поэты, рассказывая о родине и о родной природе, вспоминая минуты особого состояния души?

  • Какие строки понравились, запомнились?

  • Стихотворение – написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое,выражающее душевные переживания.
  • Строфа (гр. strophe – поворот) – группа стихов (строк), составляющих единство. Стихи в строфе связаны определенным расположением рифм.
  • Рифма (гр. rhythmos – соразмерность) – созвучие окончаний стихотворных строк.
  • Тема (гр. thema ) – круг жизненных явлений, изображенных в произведении.
  • Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
  • Олицетворение - перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.
  • Эпитет – (гр. ер itheton – букв.: «приложенное») – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
  • Метафора (гр. metaphora – перенос) – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.
  • Инверсия (лат. invepsio – перестановка) – необычный прядок слов. Инверсия придает фразе особую выразительность.


Анализ стихотворения

«Помню долгий зимний вечер…

Основная тема стихотворения

И.Бунин

Главная мысль (идея)

Стихотворение о детстве, родине, родной природе

Поэту приятно вспоминать детство, он отчетливо помнит свои детские ощущения и чувства. Мысли автора добрые, хорошие, он любит родину

Родная природа дает человеку силы, успокаивает

Эпитеты: «долгий зимний вечер», « тихий сон»

Метафоры: «тускло льется свет лампады» «ходят медленно и плавно золотые волны ржи»

Олицетворение: «буря плачет у окна», «воет вьюга», «тихий шепот лета», « шепот зреющих колосьев»

Прямая речь


  • околица – в словаре Даля, с. 189 1) округ, окружная местность; 2) непрямая дорога, в стороне от жилья
  • омут – в словаре Даля, с190 – яма под водою, в реке, в озере; обрывистые, глубокие места в воде
  • стойбище - 1)становище кочевников Сибири; 2) оседлое поселение народов Приамурья, 3) место отдыха животных, находящихся на пастбищах
  • вотчина – в словаре Даля, с. 42-43 – родовое недвижимое именье, населенная земля, состоящая во владении вотчинника, село, деревня, перешедшее во владение по прямому наследству или покупкою
  • лихая сила – от «лихой», в словаре Даля, с. 130 – слово двусмысленное: 1) молодецкий, бойкий, хватский, проворный, щегольской, удалой, ухарский, смелый и решительный; 2) злой, злобный, мстительный, лукавый
  • нетленная краса – 1) не подверженный тлению, разложению; 2) никогда не исчезающий, веч

Анализ стихотворения

«Алёнушка»

Основная тема стихотворения

Д.Кедрин

Главная мысль (идея)

Художественные средства, использованные автором

О родине: ее сказочной природе, силе

Поэт любит родину, представляет ее девушкой – Аленушкой, сказочной героиней

«Я бродил бы тридцать лет по свету,

А к тебе вернулся б умирать…»

- дороже Родины нет ничего на свете!

Метафоры: «Ножичек сапожный заносила на твою нетленную красу…»

«На пеньке у омута лесного песенку Алёнушки поёт»





  • « … ангел Родины незлобивой моей»

Г. Свиридов

  • Родился в городе Емецке Архангельской области. Был пятым ребенком в семье, в шесть лет (в 1942 году) потерял мать, остался без отца и был отдан в детдом в селе Никольском под Тотьмой.

Мать умерла.

Отец ушел на фронт.

Соседка злая

Не дает проходу.

Я смутно помню

Утро похорон

И за окошком

Скудную природу


Анализ стихотворения

«Родная деревня»

Основная тема стихотворения

Н.Рубцов

Вологодский поэт. Годы жизни: 1936-1971.

Человек и природа – основная тема творчества

Главная мысль (идея)

Художественные средства, использованные автором

Отношение к тому месту, где ты родился и вырос

Любовь к деревне, несогласие с поспешным желанием покинуть ее, поменять на город; уверенность в том, что такое чувство любви есть у каждого человека.

Выражена в последней строфе: сравнение с благополучием столицы и заграницы вернет человека к родным местам

Инверсия, эпитет (пылкий мальчик), прямая речь, нейтральная и разговорная лексика. Язык стихотворения прост и ясен


  • Аминад Петрович Шполянский, с 1920 года находился в эмиграции.
  • Но один есть в мире запах,

И одна есть в мире нега:

Это русский зимний полдень,

Это русский запах снега.


Анализ стихотворения

Дон-Аминаго

Основная тема стихотворения

Главная мысль (идея)

Художественные средства, использованные автором

Сравнение родины с многими городами Европы, где побывал автор

Описывает особенности известных городов и свое к ним отношение через запахи: Лондон пахнет ромом, Неаполь – тухлой рыбой, Гамбург – снедью, едой; Севилья – лошадями и растениями, Париж – цветами.

Ничто не сравнится с Родиной:

«…одна есть в мире нега:

Это русский зимний полдень,

Это русский запах снега»

Эпитеты: ослепительный Неаполь, «прекрасной чайной розой, несравнимой, несравненной»;

Метафора: «толпятся тени У последнего порога»


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русские поэты 19 века о Родине, о родной природе

Федор Иванович Тютчев (1803-1873)

Зима недаром злится, Прошла ее пора- Весна в окно стучится И гонит со двора. И все засуетилось, Все нудит Зиму вон- И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Зима еще хлопочет И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит... Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя... Весне и горя мало: Умылася в снегу И лишь румяней стала Наперекор врагу.

Весенние воды Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят- Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят... Они гласят во все концы: "Весна идет, весна идет! Мы молодой Весны гонцы, Она нас выслала вперед!" Весна идет, весна идет, И тихих, теплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней!..

Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893)

Весна Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. И сердце сильно так в груди Стучит, как будто ждет чего-то, Как будто счастье впереди И унесла зима заботы! Все лица весело глядят. "Весна!"- читаешь в каждом взоре; И тот, как празднику, ей рад, Чья жизнь - лишь тяжкий труд и горе. Но резвых деток звонкий смех И беззаботных птичек пенье Мне говорят - кто больше всех Природы любит обновленье!

Иван Саввич Никитин (1824 -1861)

Утро Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается. Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая. Потянул ветерок, воду морщит-рябит. Пронеслись утки с шумом и скрылися. Далеко-далеко колокольчик звенит. Рыбаки в шалаше пробудилися, Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут… А восток всё горит-разгорается. Птички солнышка ждут, птички песни поют, И стоит себе лес, улыбается. Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит, За морями ночлег свой покинуло, На поля, на луга, на макушки ракит Золотыми потоками хлынуло. Едет пахарь с сохой, едет - песню поёт; По плечу молодцу всё тяжёлое… Не боли ты, душа! отдохни от забот! Здравствуй, солнце да утро весёлое!

Биология