Сколько жил раб на галере. Гребцы военных флотов позднего средневековья. Какие виды галер существовали в старину

Жизнь гребцов на галерах стала синонимом каторжной жизни. Но никто всерьез не задумывается: а были ли гребцы на галерах подневольными? Или мифы о галерных рабах были лишь военной дезинформацией? Еще Гомер описывал суда, имевшие 20, 50, 118 весел. Вероятно, имеются в виду биремы, гребцы на которых располагались в два ряда.

В египетских папирусах есть упоминание о том, что при правителях Птолемее II (285-246 годы до нашей эры) и Птолемее IV (222-203 годы до нашей эры) строились суда с 4 тысячами гребцов, то есть с населением среднего античного города. Реальность существования таких военных судов с рабами-гребцами очень невелика.

Самый распространенный тип военных судов в греческую и римскую эпохи — это триремы, или, как их называли греки, триеры — с тремя рядами гребцов. Обычно экипаж на триере состоял из 150-170 гребцов, 18-50 солдат и около 12-16 матросов. Нетрудно подсчитать, сколько воинов может уместиться на судне с 4 тысячами гребцов, если таковые действительно существовали.

Рабы-гребцы могли запросто подавить солдат и матросов судна. Особенно такая возможность предоставлялась при штурме неприятельского берега. Ведь тогда получается, что древние египтяне, греки и римляне, оставляя корабли на рабов, лишали себя путей к отступлению и в любой момент могли получить удар с тыла.

Можно, конечно, списать все это на фанатизм, жестокость и безжалостность к своим подчиненным полководцев древности. Хотя, скорее всего, гребцы на галерах вовсе не были бессловесными рабами, а отлично подготовленными «десантниками».

Судоходство в античную эпоху осуществлялось главным образом двумя видами судов: военными, у которых были удлиненные пропорции, съемная мачта и весла как основное средство передвижения, и торговыми — более короткими и широкими, движущимися при помощи парусов.

На галерах перевозился своеобразный античный спецназ, который первым высаживался на чужой территории, а уже за ним на торговых судах подвозились остальные войска. Наступающим выгодно было, чтобы неприятель считал гребцов рабами и измерял количество войск только «штатными» воинами, а значит, и выставлял при отражении удара соответственное количество своих, находясь в обороне.

Неожиданное появление сильных, атлетически сложенных, в силу своего основного занятия, да еще обученных правилам рукопашного боя гребцов приводило противников к панике, а часто и к беспорядочному отступлению.

Описание атаки гребцов в военной экспедиции финикийцев на остров Сицилия можно встретить в трудах греческого историка Диодора Сицилийского (примерно 90-30 годы до нашей эры): «Вышли гребцы из моря, и берег залился кровью поверженных, воинов, оборонявших свою землю».

Есть также упоминания о том, что Юлий Цезарь напал на 4 галерах, имевших примерно 500 воинов на борту, на пиратов острова Фармакуссы и разгромил их. Если бы гребцы на галерах Цезаря были рабами, то неужели отъявленные головорезы, которым терять было нечего, не справились бы с горсткой римских воинов с 4 галер?

В более поздний период появилось немало описаний страданий гребцов на галерах, в частности, пленных запорожских казаков, которых турки заковывали в кандалы, били нагайками, почти не кормили и не давали воды.

Невозможно представить, чтобы экипаж современного военного судна только и делал, что повреждал двигатель собственного корабля. А ведь гребцы и были своеобразным двигателем на галере, а галера, напомним, была военным судном. Использовать ее в торговом флоте было просто нерентабельно — слишком много места занимали гребцы, и товар, перевозимый на галерах, был бы поистине золотым.

Если гребцам не давать вдоволь воды, плохо кормить и держать в кандалах, от которых образуются раны, порой смертельные вследствие заражения крови, это значит лишать свой корабль дополнительной мощности.

В период военных походов это непозволительная роскошь, так как найти замену выбывшему гребцу не так-то просто — ведь гребля требует опыта и умения. А опасность бунта рабов-гребцов могла поставить на карту успех даже хорошо спланированной военной операции.

Однако опыт морской победы Цезаря римляне потом забыли. Чаще всего на римских военных галерах гребцами были рабы. Тяжелые медленные корабли имели несколько матросов и подразделение «морской пехоты».

Интересно, что бесправных гребцов кормили лучше, чем экипаж из свободных римлян. Физические нагрузки на веслах были неимоверные, и рабам требовалось высококалорийное питание. При максимальной скорости могучие гребцы нередко умирали от перенапряжения.

Впрочем, догнать быстроходные пиратские корабли все равно удавалось нечасто. У них и вес был поменьше, и весел побольше, а главное — гребцы тоже входили в команду. Поэтому при абордажной схватке команда пиратов всегда имела численный перевес.

Поэтому целые столетия пиратские республики Средиземноморья терроризировали купеческие суда. Пока вместо гребцов не стали использовать воинов.

Марк Раппорт

И з хроник мы знаем, что корму украшала целая рельефная галерея, рассказывавшая об аргонавтах и их путешествии в Колхиду. Внутреннее помещение украшали статуи Марса, Меркурия, Одиссея.

На фризах были изображены тритоны, русалки, морские чудовища, дельфины и черепахи. Всего фигур насчитывалось более ста. И флагманская галера дона Жуана была не единственной в своём роде. Блеском и великолепием отличались не только флагманы, но также и простые военные галеры, и корабли богатых аристократов...

Но за роскошью гордо плывущих галер скрывался тяжелый труд. Команды гребцов состояли из трех разрядов людей: каторжников, невольников и добровольцев. Каторжники, приговоренные судом, были прикованы за одну ногу; их никогда не отпускали на берег, им было запрещено носить волосы, бороду и усы.

Ко второму разряду гребцов относились невольники: мавры (арабы), турки, негры и даже индейцы - ирокезы. Невольников также держали прикованными. На макушке при бритье им оставляли клок волос, чтобы отличать от каторжников.

Добровольцы, составлявшие немногочисленный отряд гребцов, находились в привилегированном положении. Они получали жалование и могли сходить на берег. Но все же их брили, оставляя только усы, и на ночь приковывали цепью.

Войдя в один из небольших залов королевского музея, я столкнулся с манекенами галерников. Бритоголовый каторжник и полуголый невольник сидят, скованные цепью, на мешках с провизией. Их охраняет вооруженный мечом солдат. Чуть поодаль - фигура свободного гребца, несущего ящик с инструментом. Несколько больших гравюр на заднем плане: порты Барселона и Генуя. Там изображены люди, закованные в цепи, а за ними - золоченые галеры...

Медленно, вереницей поднимаются каторжники на борт. Каждый сообщает офицеру охраны свое имя, а также имена родителей и жены. Эти сведения вносятся в судовой журнал. В него же записывается дата судебного приговора, а также данные о характере преступления и длительности наказания.

Затем производится описание личности: рост, цвет глаз и волос, форма лица, особые приметы. После этого каждому из каторжников сообщают номер, с которым он будет жить все годы, назначенные ему судом. (Невольник, под своим номером будет и похоронен...)

Далее к осмотру приступает врач, ощупывая каторжников, словно быков на рынке. Наиболее сильные и выносливые пополняют состав гребцов, другие же вынуждены сполна познать участь галерных инвалидов: их оставляют «догнивать» на старых судах или же отправляют на вновь открытые земли. В обоих случаях их участь предопределена. Голод и болезни быстро вершат свое страшное дело.

По окончании унизительной процедуры отбора заключенные передаются в руки брадобрея. Он за несколько секунд сбривает не только бороду, но и умудряется начисто снять все волосы на голове.

После этого галерники получают по две пары рубашек и брюки из грубой ткани, а также коричневый мешок из шерсти, служащий им постелью.

Толстыми цепями осужденных по пять человек приковывают друг к другу и помещают в тесные отсеки длиной 230 см и шириной 125 см. Эти камеры находятся в трюме, в самом низу корабля. Сюда проникает соленая вода, разъедая кожу...

Питание галерников ничем не лучше их жизни. Ежедневный рацион составляет 980 граммов сухарей, 120 граммов бобов, немного соли и масла; только по особым праздникам - вино. В походе через день выдают суп; четыре раза в году подневольным положено мясо... Те, кому помогают родственники, имеют мизерное количество денег. Они могут позволить себе купить некоторые продукты у членов экипажа или солдат...

Каторжный труд в море быстро изматывал голодных рабов. За отказ от работ их били, ослабевших бросали в море. В ближайшем порту капитаны пополняли запасы рабочей силы. Доставалось и вольнонаемным, но всё же их положение было несколько лучше.

Многие слышали такое слово «галера». Откуда оно пришло, какие известны виды галер, что такое особенное было у этих судов, что их строили даже в Давайте найдем ответы на все эти вопросы.

Что такое галера?

Этим словом именуется особый тип морского судна, на котором в качестве движущей силы использовались весла. При этом у галер также были паруса, обычно треугольной формы.

Особой популярностью такие корабли пользовались у пиратов и военных моряков. В то время, как для торговли чаще использовались другие виды судов.

Этимология слова «галера»

Впервые название «галера» зафиксировано у греков. У них такие корабли именовались словом γαλέη, которое позже дало начало латинскому термину galea.

После римлян это название попало практически во все европейские языки, где и сохранилось и по сей день. Благодаря какому из них термин «галера» попал в российский язык неизвестно. Судя по написанию, после латыни, оно было заимствовано итальянским (galera), а после либо через польский (galera), либо через немецкий (Galeere), либо через французский (galère) попало в русский.

Однозначно известно, что это существительное не могло быть заимствовано из английского языка, поскольку в нем оно утратило букву «р» - превратившись в galley, что не могло не отразиться на русском написании.

Немного об истории галер

Что такое галера, а также происхождение данного термина уже было рассмотрено выше. Теперь стоит обратить внимание на историю этого

Из-за того, что в старину суда строились из дерева, до сего дня сохранилось мало экспонатов, с помощью которых можно точно определить, какими именно кораблями пользовались в эпоху древнего мира. Несмотря на это, ученые предполагают, что на судах, похожих на галеры, активно плавали моряки еще во времена Древнего Египта и Финикии.

Намного больше информации сохранилось об использовании этих судов в Древней Греции. Принято считать, что галеры в этом государстве служили в качестве боевых кораблей еще за 800 лет до н.э. После греков моду на такие корабли переняли Римляне, а за ними все страны, имевшие выход к Средиземному морю.

Помимо греков, особенно прославились использованием галер турки. Благодаря высокой скорости и маневренности таких кораблей, они многие столетия могли удерживать первенство по военной мощи.

В Российской империи первые галеры появились во второй половине XVII в.

Создание их чертежей и постройка произошла благодаря влиянию Петра I. Он добился, чтобы корабли такого типа стали неотъемлемым атрибутом в военно-морском арсенале империи вплоть до конца XVIII в. Именно они помогли в будущих русско-турецких войнах. Но позже были вытеснены судами с паровыми двигателями.

Какие виды галер существовали в старину

Что такое галеры мы выяснили. Теперь узнаем, какие существовали виды этих кораблей:

  • Галеры-бастарды были менее скоростными и маневренными. Зато из-за их объемного корпуса в них помещалось больше груза, нежели на обычных боевых кораблях. Благодаря этому свойству на таких галерах плавали в основном купцы еще со времен Древнего мира.
  • Зензильные галеры - это были настоящие боевые судна. Они были менее вместительны, зато более скоростными. Такие корабли активно использовались для ведения боевых действий. Кроме того подобные судна были излюбленным средством передвижения пиратов.

Также галеры делятся на три вида по числу скамеек для гребцов.

  • Бригантины насчитывали их восемь.
  • Галеоты - от четырнадцати до двадцати.
  • Фусты - от восемнадцати до двадцати двух.

Тяжелая жизнь гребцов на галерах: правда или вымысел

Поскольку главных движущим элементом галер были весла, то стоит уделить внимание тому, кто же сидел на них. По общепринятому заблуждению, каждый гребец на галерах - раб, жестоко истязаемый надсмотрщиком. На самом деле в разных странах и в разные времена к гребцам относились далеко не одинаково.

Так во времена и Римской империи на боевых кораблях гребцы чаще всего были специально обученными солдатами. Их труд уважался и неплохо оплачивался.

Та же практика применялась и во времена Средневековья. Ведь плыть на корабле приходилось довольно долго и опасно. Поэтому те, кто плавали на галерах, предпочитали доверять свою жизнь профессиональным гребцам. А они, в свою очередь, были заинтересованы в том, чтобы их работодатели благополучно доплыли до цели и оплатили их труд.

А вот ближе к началу XVII в., когда галеры понемногу начали вытесняться новыми более прогрессивными видами судов, появилась традиция использовать в качестве гребцов - каторжников и рабов. Причем на христианских кораблях гребли плененные мусульмане, а последователи пророка Мухаммеда превращали в рабов-гребцов православных и католиков.

С открытием Америки и началом эпохи торговли чернокожими, на галерах стали чаще использовать рабов из Африки.

При этом всем в любые времена к гребцам относились намного лучше, чем к рабам на суше. Поскольку от них зависело выживание экипажа корабля, то их довольно сытно кормили, следили за их здоровьем и давали время для отдыха. Ведь в случае смерти большинства из них, самому экипажу пришлось бы сесть на весла.

Стоит отметить, что многие каторжники предпочитали более быть гребцами на галерах, чем просто сидеть в тюрьме. Ведь капитаны кораблей чаще всего относились к ним намного лучше, чем тюремщики.

Современные «галеры»

В далеком прошлом остались галеры. Сегодня их можно встретить только в музеях. Однако в Турции есть весьма популярное место отдыха, чье название созвучно к слову «галера». Речь идеи о пятизвездочном отеле Galeri Resort («Галери Резорт»), расположенном на побережье Средиземного моря (город Алания). Несмотря на пресловутые 5 звезд, это заведение все же уступает многим среднеземноморским курортам, расположенным в других странах.

Если финансовые возможности не позволяют провести отпуск в пятизвездочном Galeri Resort, можно найти другой отель в Алании - «Галери» (Galeri 4), например. Он раположен в этом же городе и, хотя уступает всего в одну звезду вышеупомянутому Galeri Resort 5, является отличным местом для отдыха. Оно будет по карману для большинства отечественных туристов.

Помимо названий турецких отелей, созвучным к слову «галера» является имя целой коллекции сортов георгин - «Галери» (Gallery). Эта серия состоит из 17 сортов.

Каждый из них назван в честь какого-то известного художника, Например Gallery Pablo или Gallery Rembrandt. Особенностью сортов «Галери» является то, что они не только очень красивы, но и устойчивы к погодным невзгодам.

25.08.2014 0 24485


Жизнь гребцов на галерах стала синонимом каторжной жизни. Но никто всерьез не задумывается: а были ли гребцы на галерах подневольными? Или мифы о галерных рабах были лишь военной дезинформацией? Еще Гомер описывал суда, имевшие 20, 50, 118 весел. Вероятно, имеются в виду биремы, гребцы на которых располагались в два ряда.

В египетских папирусах есть упоминание о том, что при правителях Птолемее II (285-246 годы до нашей эры) и Птолемее IV (222-203 годы до нашей эры) строились суда с 4 тысячами гребцов, то есть с населением среднего античного города. Реальность существования таких военных судов с рабами-гребцами очень невелика.

Самый распространенный тип военных судов в греческую и римскую эпохи - это триремы, или, как их называли греки, триеры, с тремя рядами гребцов. Обычно экипаж на триере состоял из 150-170 гребцов, 18-50 солдат и около 12-16 матросов. Нетрудно подсчитать, сколько воинов может уместиться на судне с 4 тысячами гребцов, если таковые действительно существовали.

Рабы-гребцы могли запросто подавить солдат и матросов судна. Особенно такая возможность предоставлялась при штурме неприятельского берега. Ведь тогда получается, что древние египтяне, греки и римляне, оставляя корабли на рабов, лишали себя путей к отступлению и в любой момент могли получить удар с тыла.

Можно, конечно, списать все это на фанатизм, жестокость и безжалостность к своим подчиненным полководцев древности. Хотя, скорее всего, гребцы на галерах вовсе не были бессловесными рабами, а отлично подготовленными десантниками.

Морпехи древности

Судоходство в античную эпоху осуществлялось главным образом двумя видами судов: военными, у которых были удлиненные пропорции, съемная мачта и весла как основное средство передвижения, и торговыми - более короткими и широкими, движущимися при помощи парусов.

На галерах перевозился своеобразный античный спецназ, который первым высаживался на чужой территории, а уже за ним на торговых судах подвозились остальные войска. Наступающим выгодно было, чтобы неприятель считал гребцов рабами и измерял количество войск только «штатными» воинами, а значит, и выставлял при отражении удара соответственное количество своих, находясь в обороне.

Неожиданное появление сильных, атлетически сложенных, в силу своего основного занятия, да еще обученных правилам рукопашного боя гребцов приводило противников к панике, а часто - и к беспорядочному отступлению.

Описание атаки гребцов в военной экспедиции финикийцев на остров Сицилия можно встретить в трудах греческого историка Диодора Сицилийского (примерно 90-30 годы до нашей эры): «...вышли гребцы из моря, и берег залился кровью поверженных, воинов, оборонявших свою землю...»

Есть также упоминания о том, что Юлий Цезарь напал на 4 галерах, имевших примерно 500 воинов на борту, на пиратов острова Фармакуссы и разгромил их. Если бы гребцы на галерах Цезаря были рабами, то неужели отъявленные головорезы, которым терять было нечего, не справились бы с горсткой римских воинов с 4 галер?

В более поздний период появилось немало описаний страданий гребцов на галерах, в частности, пленных запорожских казаков, которых турки заковывали в кандалы, били нагайками, почти не кормили и не давали воды.

Можно ли до конца верить всем этим ужасам?

Невозможно представить, чтобы экипаж современного военного судна только и делал, что повреждал двигатель собственного корабля. А ведь гребцы и были своеобразным двигателем на галере, а галера, напомним, была военным судном. Использовать ее в торговом флоте было просто нерентабельно - слишком много места занимали гребцы, и товар, перевозимый на галерах, был бы поистине золотым.

Если гребцам не давать вдоволь воды, плохо кормить и держать в кандалах, от которых образуются раны, порой смертельные вследствие заражения крови, это значит лишать свой корабль дополнительной мощности.

В период военных походов это непозволительная роскошь, так как найти замену выбывшему гребцу не так-то просто - ведь гребля требует опыта и умения. А опасность бунта рабов-гребцов могла поставить на карту успех даже хорошо спланированной военной операции.

Они объедали господ!

Однако опыт морской победы Цезаря римляне потом забыли. Чаще всего на римских военных галерах гребцами были рабы. Тяжелые медленные корабли имели несколько матросов и подразделение «морской пехоты».

Интересно, что бесправных гребцов кормили лучше, чем экипаж из свободных римлян. Физические нагрузки на веслах были неимоверные, и рабам требовалось высококалорийное питание. При максимальной скорости могучие гребцы нередко умирали от перенапряжения.

Впрочем, догнать быстроходные пиратские корабли все равно удавалось нечасто. У них и вес был поменьше, и весел побольше, а главное - гребцы тоже входили в команду. Поэтому при абордажной схватке команда пиратов всегда имела численный перевес.

Поэтому целые столетия пиратские республики Средиземноморья терроризировали купеческие суда. Пока вместо гребцов не стали использовать воинов.

Марк РАППОРТ

Антрополога Станислава Дробышевского «Гребцы Боспора - жизнь и смерть на античной галере», прочитанная им 28 января этого года в Тольятти.

При раскопках древнего Пантикапея (когда-то столица Боспорского царства, сейчас на этом месте Керчь) была обнаружена древняя свалка, а рядом с ней - канава, заваленная вперемешку телами мужчин и женщин (конечно, на момент раскопок тела уже полностью истлели, остались одни кости). Исследования скелетов дали интересные выводы.

Во-первых, поразительное расовое разнообразие, если на обычных кладбищах Патикапея в склепах и могилах лежат преимущественно европеиоиды обычного для древних греков типа, в этом захоронении представлены самые разные национальности и расы (есть даже негроиды). Во-вторых, все они молоды, средний возраст 25-30 лет, и лишь совсем немногие перешагнули сорокапятилетний порог. На кладбищах городов Боспорского царства средний возраст даже бедных жителей был значительно выше. Наконец, очень интересны деформации скелета, по которым можно сделать вывод о занятиях и условиях жизни захороненных.

Мужчины имели чудовищно развитую мускулатуру верхней части тела, особенно тех мышц, которые используются именно при гребле и дыхательных мышц. Физические нагрузки были настолько велики, что в местах прикрепления мышц к костям происходили даже обрывы, то есть мышца в местах присоединения тянула кость так сильно, что отрывала фрагменты. Часты удивительные переломы ребер со стороны спины и чаще всего с правой стороны, очень похожие на те, что может оставить палка правши-надсмотрщика, лупцующего недостаточно активно гребущих. На скелетах вообще много переломов и травм и никаких следов лечения. Если сломать человеку кость и затем иммобилизовать конечность, то кости срастутся, формируя при этом характерные следы. А вот если продолжать активно двигать конечностью, то образуется ложный сустав, обломки так и не срастутся. Есть и совсем удивительные переломы - многочисленные переломы отростков позвонков, возникающие только при сильном (с усилием) разгибании спины и в наше время бывающие только у гимнастов, делающих «мостики» и в других редких случаях. По костям также можно определить предполагаемый рацион - видимо, кормили этих людей в основном рыбой.

Детские скелеты тоже показывают следы необычно развитых для детского возраста мышц и необычно высоких нагрузок. При этом можно определить, что лет до семи или постарше дети жили более-менее в нормальных условиях. Также кости их черепа имеют характерные деформации (обычай деформации черепа был распространен у многих племен, в т.ч. у скифов).

Женские скелеты имеют совсем по-другому развитые мыщцы (предплечье) и чудовищный износ хрящей рук и коленей, вплоть до того, что хрящи полностью истирались и кости при движении терлись уже друг о друга.

Из всего изложенного Дробышевский делает вывод, что мужчины и дети были рабами на галерах, они постоянно надрывались, получали побои, их плохо кормили, не лечили и доживали они лет до тридцати. Происхождение их было самое разнообразное, в том числе из окрестных скифских племен. Женщины же скорее всего работали на зернотерках, стоя на коленях перетирали зерно на муку.

Биология