Проект арт терапия в работе с. «Программа студии арт-терапии "Цветной мир"» (коррекционно-развивающая программа). После реализации проекта
Опробуйте новый для себя опыт. Вы удивитесь самому себе.
Я верю, что все мы способны быть подлинно творческими.
Н. Роджерс
Актуальность и практическая значимость проекта.
Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, конкурентоспособным, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным. Поэтому в системе образования все больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей. Арт-терапия развивает способность мыслить творчески, что делает ребенка более жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям. Арт-терапия приобретает все большую популярность среди психологов, как наиболее экологичный, безболезненный метод воздействия на психику ребенка.
Данный проект актуален для МБОУ «ПМПЦ ДиК»: ежедневно к нам обращается большое количество родителей с детьми, нуждающимися в психологической помощи. Мы нашли такую форму работы, которая позволила объединить в группу детей практически с любой проблематикой. Так появилась студия «Цветной мир», в основу которой вошло применение техник арт-терапии.
Практическая значимость. Примененеие арт-методов не имеет возрастных ограничений. Программа «Цветной мир» рассчитана на младших школьников и подростков. Студия арт-терапии является доступной и эффективной формой групповой работы в условиях образовательного учреждения: она соответствует возрастным особенностям детского и подросткового контингента и не требует значительных материальных затрат. Арт-терапия ресурсна, дает ребенку возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и поведенческой сферах, помогает подросткам формировать позитивную Я-концепцию.
Спектр показаний для арт-терапевтической работы в системе образования: развитие творческих способностей и креативности, негативная «Я-концепция», трудности эмоционального развития, импульсивность, тревожность, страхи, агрессивность, переживания эмоционального отвержения, стрессы, депрессия, неадекватное поведение, нарушения отношений с близкими людьми, конфликты, враждебность к окружающим.
Данную программу могут использовать психологи, работающие в школах, учреждениях дополнительного образования, ППМС-центрах.
Цели и задачи.
Цель: гармонизация личности детей и подростков, через раскрытие их творческого потенциала.
Задачи:
- развитие творческого мышления, воображения, креативности;
- создание условий для самопознания и самовыражения;
- развитие позитивного самоотношения, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
- снятие психоэмоционального напряжения; отреагирование чувств и переживаний в процессе творчества;
- развитие навыков общения и эффективного взаимодействия;
- развитие навыков рефлексии.
Основное содержание работы.
Методологической основой программы послужили концепции З.Фрейда, К. Юнга, К. Роджерса, практические наработки и исследования А.И. Копытина, Н.А. Сакович, Л.Д. Лебедевой.
При реализации программы используются техники: изотерапия, сказкотерапия, мандала-терапия, музыкотерапия, куклотерапия, фолк-терапия, драматерапия, лепка, коллаж и пр.
Форма работы групповая. 30 занятий продолжительностью 1,5 часа один раз в неделю. Оптимальное количество участников - 6–8 человек. Группы подбираются по возрасту: 8–11 лет и 12–15 лет.
Специфика проведения: открытая Арт-студия (позволяет подключиться новому участнику к группе с любого занятия, поскольку тема каждой встречи отлична от предыдущих и последующих).
Структура занятий:
- заполнение арт-дневника (тема, настроение на начало занятия),
- ритуал приветствия,
- разминочные упражнения,
- реализация арт-техники и обсуждение продукта,
- заполнение арт-дневника (настроение на конец занятия, впечатления от занятия, личные достижения),
- рефлексия занятия,
- ритуал прощания.
Результаты и выводы.
Показатели креативности (тест П. Торренса «Закончи рисунок») в младшей группе увеличились у 94% детей, в старшей - у 91% подростков. Увеличились показатели уровня самооценки (шкала самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан) : в младшей группе у 78% детей, в группе подростков - у 83%. Снизился уровень тревожности у 89% младших школьников и 83% подростков (опросник «Детский вариант шкалы явной тревожности CMAS (7-12 лет)» А.М. Прихожан) . По результатам наблюдения и теста М. Люшера к концу занятий у участников улучшался эмоциональный фон, р ебята, имеющие положительное эмоциональное состояние сохраняли его на протяжении всего занятия. У детей и подростков сформировались и совершенствовались навыки рефлексии, улучшились творческие способности, повысилась уверенность в себе. Получены положительное отзывы об Арт-студии от родителей. По результатам анкетирования 72% родителей считали, что их дети испытывали радостное, положительное эмоциональное состояние после занятий, а 28% детей - спокойное и ровное эмоциональное состояние. Видимые изменения в поведении детей отметили 43% родителей; незначительные изменения - 43%. Значительные изменения в общении детей со взрослыми отметили 43% родителей; незначительные изменения - 43%. Значительные изменения в общении детей со сверстниками отметили 57% родителей. 72% родителей считают, что имеются положительные изменения в эмоциональном состоянии детей после посещения Арт-студии. Все родители (100%) видят в занятиях положительный опыт для своих детей. Многие дети, которые постоянно посещали Арт-студию «Цветной мир отметили, что в студии они нашли понимание, интересные занятия и новых друзей (анкетирование).
Перечисленные выше результаты свидетельствуют об эффективности проделанной работы.
Анализируя деятельность студии, можно выделить следующие положительные моменты:
- универсальность (возможность работы со многими проблемами);
- положительная результативность по итогам диагностики;
- открытая форма работы;
- разнообразие применяемых техник;
- вариативность (возможность варьировать порядок и количество занятий);
- материально-техническая доступность;
- формирование успешности у детей;
- положительные отзывы детей и родителей о занятиях в студии.
1. Введение
Набережночелнинская детская художественная школа №1 основана в 1973 году. На сегодняшний день Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей “Детская художественная школа №1” является одним из ведущих учреждений дополнительного образования города Набережные Челны по оказанию образовательных услуг населению в сфере дополнительного образования детей, вносящий определенный вклад в социальную и культурную жизнь города.
Основной целью деятельности Школы является создание оптимальных условий для развития творческих способностей личности учащихся через обеспечение качественного академического образования в различных видах художественно-эстетической деятельности.
За сорокалетнюю деятельность в школе сформировался уникальный творческий, педагогический коллектив. На базе школы работают как молодые специалисты – в основном выпускники школы, так и опытные художники и педагоги. Среди них Хазиев М. Ш. – Народный художник РТ, Член союза художников России и Татарстана, Заслуженный работник культуры Татарстана; Мухаметдинов Р.З. – Заслуженный деятель искусств РТ, Член Республиканского правления Союза художников РТ и член правления Набережночелнинской организации Союза художников России; Сиразиева С.Ф. член Союза художников России и Татарстана; Мутигуллин Ш.Ш. – член-корреспондент МАНПиО, член Международной общественной ассоциации “Союз дизайнеров”, член Союза дизайнеров России, член Союза художников РТ; Евграфов Игорь Петрович – член Международной общественной ассоциации “Союз дизайнеров”.
Многие выпускники Школы связали свою профессиональную деятельность с изобразительным искусством. Особое внимание в “Детской художественной школе №1” уделяется дальнейшему взаимодействию с выпускниками, участие в их дальнейшем жизненном и творческом пути. Результатом данного духовно-творческого взаимодействия является возвращение выпускников в родные стены школы уже в новом качестве, в качестве преподавателей. На сегодняшний день более 50% преподавательский состав составляют выпускники Школы.
Одним из важных направлений МАОУДОД “ДХШ №1” является создание необходимых условий для организации и проведения профилактических мероприятий, направленных на борьбу с вредными привычками, способными привести к стойкой утрате здоровья детей и подростков, профилактическая работа асоциального поведения учащихся и родителей.
Решающим импульсом для разработки проекта “АРТ-профилактика”, планирование профилактических мероприятий в рамках данного проекта является следующий документ – “Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года”, где четко сказано:
“25. Достижение названной цели осуществляется путем решения следующих основных задач:
… д) создание условий для вовлечения граждан в антинаркотическую деятельность, формирование, стимулирование развития и государственная поддержка деятельности волонтерского молодежного антинаркотического движения, общественных антинаркотических объединений и организаций, занимающихся профилактикой наркомании…” И еще: “Реализация мер, предусмотренных Стратегией, обеспечивается за счет консолидации усилий и ресурсов всего общества, органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и граждан”.
Реализация проекта “АРТ-профилактика” предусматривается на базе МАОУДОД “ДХШ №1” города Набережные Челны РТ.
2. Описание проблемы
Образовательным учреждениям принадлежит особая роль в формировании у детей и подростков понятия ценностного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких, ценностного отношения к своей жизни, мотивации и способности противостоять негативным асоциальным действиям.
В настоящее время в нашей стране происходит неуклонное “омоложение” детей, имеющих вредные привычки. Ситуация осложняется тем, что до недавнего времени подверженность вредным привычкам касалась детей из неблагополучных семей, родители которых вели асоциальный образ жизни. В настоящее время пагубным пристрастиям подвержены дети из благополучных семей, семей с высоким достатком. Как правило, недостаток внимания к детям и низкие морально – этические нормы в семье сочетаются с финансовой свободой.
Современная жизнь добавляет все новые проблемы. Развитие общества, достижения человеческого ума приносят не только положительные результаты, но и новые проблемы. В результате появления компьютера, интернета, мобильного телефона появились “новые” вредные привычки – интернет-зависимость, кибернетическая зависимость (зависимость от компьютерных игр), телемания.
В настоящее время без организации профилактической работы невозможно добиться позитивных результатов в решении обозначенной проблемы. Сегодня профилактика вредных привычек становится одной из важнейших социальных задач общества, решение которых стоит особо остро.
Профилактика зависимостей от вредных привычек в настоящее время становится не просто актуальной, а обязательной, т.к. является более эффективным средством, чем лечение сформировавшихся болезней.
Проведение профилактических мероприятий должно стать неотъемлемой часть воспитательного процесса каждого образовательного учреждения. Такие мероприятии в целом способствуют сохранению жизни, здоровья и психического благополучия учащихся, формированию у них здорового образа жизни, принятию большей ответственности за свое поведение, созданию некоего барьера, препятствующему началу экспериментирования с пагубными пристрастиями. Ведь предотвратить беду намного проще, чем потом с нею бороться.
Само название проекта "Арт-профилактика" в своем понимании новое. Оно близко с "арт-терапией". Термин "арт-терапия" был введен Адрианом Хиллом (1938) при описании собственной работы с больными в санаториях. Было замечено, что изобразительная деятельность сопровождается терапевтическим эффектом и что искусство само по себе обладает целительным действием. Термин "арт-профилактика" был предложен Студенческим Волонтерским Движением "Молодые - молодым", которые проводят беседы, тренинги, раскрывая губительное влияние алкоголя, табака, наркотиков, дают интерактивные театрализованные представления также для профилактики негативных явлений.
В начале 2013-2014 учебного года МАОУДОД “Детская художественная школа №1” г. Набережные Челны переехала в крыло МБОУ “Средней общеобразовательной школы №23”. В ходе организации и проведения совместных мероприятий возникла идея привлечения “трудных” детей к увлекательным занятиям творчеством. И такая альтернатива есть, увлечь модным направлением в искусстве – песочной анимацией. У любого творчества есть антидепрессивное, профилактическое действие. Технике рисованию песком оно особенно свойственно: манипулируя сыпучими природными материалами, человек избавляется от отрицательных эмоций. Рисование песком предоставляет определенную возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть, привести в порядок свои мысли и чувства, тем самым не думать о приеме различных психогенных веществ.
Интересные творческие занятия вне общеобразовательной школы, увлечение одним из модных направлением в искусстве – песочной анимацией, где есть возможность и проявиться лично, и почувствовать себя частью команды - это то, что действительно нравится ребятам.
Использование разнообразных форм профилактических мероприятий с учащимися реабилитационного центра “Солнышко” г. Набережные Челны, положительные отзывы участников данных мероприятий, привело к пониманию необходимости создания структуры и разработки комплекса профилактических мероприятий и их реализацию с участием наибольшего количества учащихся и преподавателей не только города Набережные Челны, но и Республики Татарстан.
3. Цели и задачи проекта
Цель проекта: активизация взаимодействия образовательных учреждений города и республики по формированию личности, устойчивой к воздействиям наркогенных веществ (ПАВ) через приобщение учащихся к искусству и художественному творчеству в условиях учреждения дополнительного образования детей.
Задачи проекта.
Разработать систему по активизации взаимодействия образовательных учреждений города и республики по организации и проведению профилактической работы асоциального поведения учащихся и родителей.
Разработать программно-методическое сопровождение профилактических мероприятий по сохранению и укреплению психологического здоровья детей и подростков с привлечением социальных служб города.
Создать условия для творческого обмена опытом с целью повышения профессиональной компетентности педагогических работников по организации и проведению профилактических мероприятий с учащимися и родителями.
Создать условия для привлечения учащихся и их успешной самореализации через овладение техникой рисования песком и песочной анимации, снятия эмоционального напряжения, преодоления апатии, тревожности.
Создать материально-технические условия, необходимые для успешной реализации данного проекта (приобретение специализированного оборудования для песочной анимации, ТСО).
4. Ожидаемые результаты проекта
В ходе выполнения проекта предполагается получить следующие результаты:
- Установление практических связей между образовательными учреждениями города и республики по организации и проведению профилактической работы асоциального поведения учащихся через приобщение воспитанников к искусству и художественному творчеству в условиях учреждения дополнительного образования детей.
- Организация обмена опытом с целью повышения профессиональной компетентности педагогических работников по организации и проведению профилактических мероприятий с учащимися и родителями. Выпуск сборника статей из опыта работы.
- Проведение цикла профилактических мероприятий по сохранению и укреплению психологического здоровья детей и подростков с привлечением социальных служб города.
- Обучение учащихся технике рисования песком и песочной анимации, создание и пропаганда социальных плакатов и роликов “АРТ-профилактика”.
- Приобретение нового оборудования, необходимого для успешной реализации данного проекта (приобретение специализированного оборудования для песочной анимации, ТСО).
Использование разнообразных форм организации профилактической работы в рамках проекта “АРТ-профилактика” имеет неоценимое значение для формирования у детей и подростков понятия ценностного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких, ценностного отношения к своей жизни, мотивации и способности противостоять негативным асоциальным действиям.
Социальный эффект проекта
Решение задач обозначенных в “Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года”.
Приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни, умению противостоять негативным асоциальным действиям.
Раскрытие многообразия видов профилактической деятельности, включая современное направление в искусстве – песочную анимацию.
Поддержка Волонтерского Движения “Молодые – молодым”.
Практическая значимость проекта
Организация и проведение данного проекта на Республиканском уровне.
Заключение партнёрских связей с учреждениями, занимающимися пропагандой ЗОЖ, профилактикой и искоренением вредных привычек у детей и подростков.
Создание условий для вовлечения “трудных” детей и подростков в творческую деятельность.
Повышение профессиональной компетентности педагогических работников в области профилактической работы по формированию ЗОЖ.
Организация выездных тематических выставок социальных плакатов “Арт-профилактика”, трансляция социальных роликов в торговых центрах города и республики.
5. Финансирование
В своем развитии Проект представляет социальное и практическое значение для обогащения содержания профилактической работы по сохранению жизни, здоровья и психического благополучия учащихся, формированию у них здорового образа жизни, принятию большей ответственности за свое поведение, созданию некоего барьера, препятствующему началу экспериментирования с пагубными пристрастиями.
Данный проект предоставит возможность активизировать взаимодействие образовательных учреждений города и республики по формированию здорового образа жизни подрастающего поколения, обобщить и выпустить сборник статей из опыта работы по профилактике вредных привычек, провести фестиваль “АРТ-профилактика”, выпустить лучшие творческие плакаты и листовки по итогам фестиваля, поэтому для реализации проекта “АРТ-профилактика” необходимы финансовые вливания.
Забота о воспитании социально и личностно развитого и компетентного человека является одной из главных задач современности. Её успешная реализация предполагает широкое и грамотное использование разнообразных методик и технологий, начиная уже при организации дошкольного образования. Какие же методики можно применять в области дошкольного образования, чтобы оно могло стать условием благополучного соответствия потребностям и надеждам сегодняшнего дня? Моя педагогическая практика показала, что к категории эффективных методик социально-личностного развития допустимо отнести арт-терапию. Термин «Арт-терапия» (art – искусство, arttherapy – терапия искусством) означает «лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психического состояния». [Интернет - энциклопедия «Википедия», wikipedia.dn.ua]
Актуальность обращения к методике арт-терапии состоит в том, что издревле и по сию пору, осознанно или нет, музыка, пение, танец, рисование, скульптура, театр и т.д. применяются как средство обращения к своему внутреннему миру, к своей социально-личностной сфере. Здесь замечу, что хорошо развитая социально-личностная сфера служит одним из оснований получения ребёнком опыта выражения себя (своих ценностей, возможностей, мыслей, интересов…), опыта предъявления себя другим людям, а также рефлексии своих чувств, а в дальнейшем и условием комфортного и действенного взаимодействия с окружающими.
Цель проекта: создание условий для социально-личностного развития ребёнка средствами арт-терапии.
Задачи проекта - это содействие:
- выработки ребёнком умения эффективно участвовать в совместной деятельности и влиять на неё, проявлять инициативу; осуществлять активные действия по решению различных ситуативных проблем.
- складыванию навыка самоорганизации и рефлексии;
- формирования устойчивой внутренней мотивации к развитию своих знаний, умений и навыков.
Развивая так в совокупности все стороны личностного "само", ребёнок может быть представлен как полноправный участник образовательного процесса. А сложившиеся благодаря этому субъект-субъектные отношения между воспитателем и воспитанником позволят обеспечить налаживание системы сотрудничества (действенных обратных связей) и значительно повысить эффективность работы.
Сроки и этапы реализации: осуществление проекта рассчитано на 1 учебный год и включает в себя 4 этапа:
- Подготовительный: изучение тематической методической литературы; мониторинг в области социально-личностного развития дошкольников.
- Планирование деятельности по арт-терапии в режиме дня, содержания предметно-развивающей среды.
- Непосредственная реализация проекта: организация деятельности с детьми, совместных мероприятий с родителями и с социумом.
- Завершающий: анализ результатов деятельности по применению арт-терапии на основании мониторинга образовательного процесса и опроса родителей.
Здесь следует отметить, что при реализации любого проекта как стратегии необходимо учитывать реалии, соблюдать ряд принципов:
1) наличие алгоритма, т.е. намеченных действий на конкретное время, с чётким обоснованием и тщательной проработкой;
2) вариативность – учёт индивидуальных особенностей детей.
3) сотрудничество с семьёй и социумом - объединению усилий педагогов, родительской общественности, общественных объединений;
4) энергоёмкость - рациональная организация собственного рабочего места и времени, оптимизацией собственных ресурсных трат;
5) демократичность - равенство прав каждого участника образовательного процесса для полной реализации его способностей.
Вот 5 принципов, соблюдая которые, с моей точки зрения, возможна успешная реализация проекта.
Ожидаемые результаты реализации проекта – это:
- раскрытие интеллектуального и психологического потенциала ребёнка;
- развитие творческих способностей дошкольников;
- выработка коммуникативной компетенции;
- налаживание тесной взаимосвязи с семьей и творческими организациями.
Презентация проекта «Арт-терапия, как метод оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества». Данная презентация разработана творческой группой художественно-эстетического развития МБДОУ № 29 города Майкопа Республики Адыгея Демченко О.Б. (муз.руководитель), Хавшабо Е.И. (воспитатель), Карастояновой И.О. (муз.руководитель), Чич Е.П. (воспитатель), Краснобаева Л.В. (муз.руководитель). В презентации описаны все методы и приемы которые в своей работе использует наша творческая группа.
Просмотр содержимого документа
«Презентация проекта «Арт-терапия, как метод оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества»»
МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 29»
«Арт-терапия, как метод оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества»
Творческая группа:
Демченко О.Б.
Хавшабо Е.И.
Карастоянова И.О.
Краснобаева Л.В.
Майкоп 2016 год
«Творческое самовыражение личности ребёнка в арт – терапевтическом процессе является золотым ключиком, с помощью которого маленький человек открывает дверь в большую взрослую жизнь»
Савенков А. И.
Актуальность
Сегодня перед педагогами стоит важная задача – разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Постоянно возрастающая по объему и усложняющаяся по содержанию научная информация приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планов, программ, падению интереса к занятиям, ухудшению их здоровья.
История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен терапевтических возможностей различных видов искусств. Поэтому одним из эффективных методов лечения различных неврозов, а также методом коррекции поведенческих отклонений учащихся может стать арт-терапия (терапия средствами изобразительного искусства) и ее аналоги (музыкотерапия, ритмотерапия, фольклорная арт-терапия, драматерапия, сказкотерапия, изотерапия и т.п.).
Термин «Арт-терапия" (art – искусство, arttherapy – терапия искусством) означает «лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психического состояния».
Цель: формирование у дошкольников младшего возраста основ здоровьесбережения через использование элементов арт-терапии как специально организованных форм обучения воспитанников и реализацию инновационных здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
Создать условия в группе для полноценной работы по сохранению и укреплению здоровья;
Повысить (понизить) самооценку, развить самоуважение, способствовать решению психологических проблем (страхи, тревожность, агрессивность и гиперактивность);
Способствовать заинтересованности родителей в здоровом образе жизни и привлечению их к участию в мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.
Арт-педагогическая деятельность
целостная система воспитательно-
оздоровительных, коррекционных
и профилактических мер
которые осуществляются
в процессе взаимодействия
Изобразительной Художественно-речевой
Театрально-игровой Музыкальной
Музыкотерапия
Цветотерапия
Вокалотерапия
Тестотерапия
Сказкотерапия
Маскотерапия
Фольклоро-терапия
Куклотрапия
Музыкотерапия
Музыкотерапия – это совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение доступных детям переживаний и формирование у них такого мировоззрения, которое помогает им быть здоровыми и счастливыми.
Вокалотерапия
Вокалотерапия - этот метод основан на звуковых вибрациях, доступный каждому и не требующий специальной подготовки.
Сказкотерапия
Сказкотерапия – это один из психологических методов.
– это новое молодое течение в прикладной психологии, которое широко используют врачи, психологи и педагоги. Преимущество сказкотерапии в том, что этот метод родители могут использовать самостоятельно.
Маскотерапия
- Маскотерапия – это метод, который позволяет отобразить свой внутренний мир в красках и посмотреть на него со стороны.
Куклотерапия
Куклотерапия используется в
работе с детьми и основана на
идентификации с образом
любимого героя (сказки,
мультфильма, игрушки).
Используется данная методика
при трудностях в развитии
коммуникативной сферы,
различных нарушениях
поведения и т.декоративно-прикладное искусство и т.д.;
Фольклоротерапия
- Фольклоротерапия – особая форма терапии. Применяется как оздоровительный коррекционный, профилактический метод, направленный на укрепление психического здоровья детей.
- Изотерапия - лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисование, лепка, тестотерапия и т.д.;
Тестотерапия
- Тестотерапия – это метод воздействия на организм ребёнка через тренировку движений пальцев и кисти рук с помощью теста.
Цветотерапия
- Цветотерапия- это метод нетрадиционной медицины, воздействие разнообразно окрашенным светом на человека с целью его излечения.
Участники проекта : дети средних групп, родители и педагоги (воспитатели, музыкальные руководители)
Продолжительность проекта:
кратковременный (2 недели)
Этапы организации
работы над проектом
I этап – теоретический (изучение литературы по данной теме, выявление проблемы, планирование работы).
II этап – методический (изучение приёмов и методов арт-терапии, создание подборки упражнений).
III этап – практический (внедрение методов и приёмов в практику).
IV этап – аналитический (анализ результатов, подведение итогов).