Что входит в содержание дошкольного. Фгос дошкольного образования. Особенности нравственного воспитания

Ольга Чудакова
Новое содержание дошкольного образования в соответствии с ФГОС

«Не дай Вам Бог жить в эпоху перемен» , - гласит китайская мудрость. Современный мир меняется с невероятной скоростью. Изменяются социальные системы, отношения, огромные изменения происходят в науке …

Однако может, стоит поспорить с китайской мудростью? Трудное время - это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит «оказаться во времени» .

Новое влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы воспитателя. И, наверное, каждый педагог в одиночку вряд ли справится с ними. Более того, не каждое образовательное учреждение имеет такой арсенал связей и возможностей, чтобы гибко и эффективно адаптировать педагога к работе в новых условиях.

При изучении и поэтапном внедрении работу детского сада ФГОС ДО у педагогов стали возникать вопросы :

Что такое Стандарт и что должно измениться в работе детского сада с его принятием?

Готов ли коллектив дошкольного образовательного учреждения воспринять идею нового документа , работать в новом направлении ?

И настолько новым окажется содержание дошкольного образования для педагогов детских садов?

Для ответа на эти вопросы потребовалась своеобразная ревизия : сравнение целевых установок , основных требований ФГОС и имеющегося в учреждении опыта традиционного дошкольного образования .

Отвечая на поставленный вопрос, что же такое Стандарт и что должно измениться в работе детского сада с его принятием?

Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию , утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики нормативно-правовому регулированию в сфере образования ». По словам Александра Асмолова «Стандарт дошкольного образования – это , прежде всего, стандарт поддержки разнообразия детства ». И еще одна его цитата : «Стандарт дошкольного образования должен обеспечить исполнение государственных гарантий и будет направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на этой ступени образования ».

С принятием ФГОС дошкольного образования изменилось и развитие деятельности ДОУ.

Во-первых, признание значимости и весомости дошкольного детства обеспечило более внимательное к нему отношение на всех уровнях.

Во-вторых, повлекло за собой повышение требований к качеству дошкольного образования , что положительным образом стало сказываться на его развитии и на его результатах.

Настолько же новым окажется содержание дошкольного образования для педагогов детских садов?

Нельзя сказать, что точка зрения на содержание дошкольного образования является новой , но признание её как единственно верной на уровне государственного стандарта образования , повлекла за собой глубокие конструктивные изменения в деятельности ДОУ.

Изменился способ организации детских видов деятельности : не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка.

Образовательная деятельность охватила определенные направления развития детей, которые называются образовательными областями . ФГОС определяет 5 образовательных областей :

1) социально - коммуникативное развитие, направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности;

2) познавательное развитие, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

3) речевое развитие, включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи;

4) художественно - эстетическое развитие, предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру;

5) физическое развитие, включает приобретение опыта в двигательной деятельности, становление ценностей здорового образа жизни .

Образовательные области соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей и связаны друг с другом. Взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.

Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении . Это :

- образовательная деятельность в режимных моментах;

Организованная образовательная деятельность ;

Самостоятельная деятельность детей.

Одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй , а государственные стандарты являются основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

В соответствии с ФГОС ДО дошкольное учреждение обязано :

Консультировать родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей;

Информировать родителей (законных представителей, общественность, заинтересованных лиц, вовлечённых в образовательную деятельность , о целях дошкольного образования ;

Обеспечить открытость дошкольного образования ;

Создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности ;

Обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность , в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи .

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования .

Публикации по теме:

Как написать конспект для НОД в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования Как правильно написать конспект образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО? Частый вопрос коллег способствовала подготовке консультации,.

«Речевое развитие» в соответствии с ФГОС дошкольного образования «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном.

Современное содержание музыкального занятия в соответствии с ФГОС. Цели и задачи развития детей дошкольного возраста «Современное содержание музыкального занятия в соответствии с ФГОС ДО» Цели и задачи развития детей дошкольного возраста в образовательной.

Двигательная активность дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования В. А. Сухомлинский писал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность.

Конспект интегрированной НОД по развитию речи в соответствии с ФГОС дошкольного образования «Веселые игрушки» Конспект открытого занятия по развитию речи интегрированной НОД в соответствии с ФГОС дошкольного образования Тема: «Веселые игрушки» Тема:.

Круглый стол «Речевая развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования» Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов путем усовершенствования образовательного процесса, направленного на формирование.

Составила Шлыкова Людмила Евгеньевна воспитатель МБДОУ «Детский сад «Золушка г. Тамбов 1. Организации образовательного процесса, соответствующего.

Методические рекомендации по организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования Шлыкова Людмила Евгеньевна воспитатель МБДОУ «Детский сад «Золушка 1. Организации образовательного процесса, соответствующего календарно.

Создание образовательной среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации всегда был актуальным. Однако в последнее.

Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС дошкольного образования Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО Сегодня большое внимание уделяется развитию детской инициативы.

Библиотека изображений:

Дошкольное воспитание это первая ступень образования, на которой закладываются основы социальной личности, и важнейший институт поддержки семьи. Главное преимущество детского сада наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям, преодолевает присущий ему эгоцентризм (направленность на самого себя, восприятия окружающего исключительно с собственной позиции). Этого не может восполнить ему ни один, даже очень умный, взрослый. Встраивание себя в детское сообщество - важное качественное изменение в развитии ребенка, без чего невозможно его дальнейшее беспроблемное продвижение на пути обучения и социальных контактов. Важно, что детский сад выступает в качестве меры, предупреждающей “педагогическую запущенность”, которая сейчас часто наблюдается у детей, не посещающих дошкольные учреждения. “Педагогически запущенный ребенок” фактически не имеет перспективы получения хорошего школьного образования.

Анализ отрасли

Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) предназначены для детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет. В соответствии с направленностью дошкольные образовательные учреждения делятся на следующие виды (табл.1):

· детский сад;

· детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

· детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

· детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно- гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

· детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

· центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:

· обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;

· охрана жизни и укрепление здоровья детей;

· осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;

· приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

· взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

В России функционирует 47,2 тыс. дошкольных образовательных учреждений, в которых воспитывается 4423 тыс. детей. Разнообразна форма собственности дошкольных образовательных учреждений (см. табл.2).

Дошкольные образовательные заведения действуют на основе Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста от 19.09.2006 г.

Таблица 1

Распределение дошкольных учреждений в России по назначению

Число учреждений

Учреждения обще-развивающего назначения

Учреждения ухода, присмотра и оздоровления

Учреждения компенсирующего назначения

Учреждения комбинированного назначения

Детские сады

Детские сады с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников

Центры развития ребёнка

Учреждения компенсирующего назначения с группами компенсирующего назначения

для детей с нарушением слуха

для детей с нарушением речи (при сохранном слухе)

для детей с нарушением зрения

для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых)

для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

санаторного типа для детей с туберкулёзной интоксикацией

других профилей

По решению Минобразования России с 2008 по 2011 гг. проводился Всероссийский эксперимент по созданию и введению в действие новых моделей дошкольных образовательных учреждений на основе бесплатного кратковременного пребывания воспитанников. Это так называемые "группы развития", где детей, не посещающих детский сад, готовят к школе по различным методикам. ДОУ новых моделей не будут составлять альтернативы уже имеющимся. Они могут существовать наряду с ними, предоставляя родителям новые возможности для выбора доступных и качественных образовательных услуг.

Таблица 2. Распределение ДОУ по форме собственности

Продолжается совершенствование содержания дошкольного образования. Сегодня дошкольные учреждения могут работать по любой из 28 программ, имеющих гриф Министерства образования России.

В марте 2011 г. создан Совет по дошкольному образованию - коллегиальный совещательный орган Минобразования России, что поможет определить приоритетные направления государственной политики в области дошкольного образования; разработать меры по обеспечению условий, способствующих общедоступности дошкольного образования; обеспечить преемственность дошкольного и начального общего образования.

Современное дошкольное образование стоит на пороге новой эпохи своего развития потому, что на смену Временным (примерным) требованиям к содержанию и методам воспитания и обучения приходят Федеральные государственные требования (ФГТ), которые должны пересматриваться и устанавливаться не реже одного раза в 10 лет. ФГТ будут определять структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - программы) и условия ее реализации. В настоящее время Министерством образования и науки Российской Федерации обеспечена разработка первой части Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 года № 655, регистрационный № 16299 от 08.02.2010 г. Министерства юстиции РФ). Данный документ разработан «Институтом стратегических исследований в образовании» совместно с ГОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы и вступил в силу с 16 марта 2010 г.

В настоящее время на основе федеральных требований разрабатываются:

  • примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;
  • примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, разработка которых обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных требований.

  • физическое;
  • социально-личностное;
  • познавательно-речевое;
  • художественно-эстетическое.

Эти направления соответствуют действующим концептуальным и нормативно-правовым документам, регулирующим деятельность современной системы дошкольного образования Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003 г., и Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному постановлением правительства РФ от 28.09.2008 г. № 666.

Более конкретная наполняемость направлений изложена в содержании психолого-педагогической работы по освоению детьми 10 образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Каждую образовательную область характеризуют основные задачи психолого-педагогической работы, при этом ФГТ определяют и общие концептуальные положения реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, например, принцип интеграции образовательных областей, согласно которому решение задач психолого-педагогической работы каждой образовательной области должно осуществляться и в ходе реализации других образовательных областей. Одним из важных концептуальных положений ФГТ необходимо назвать комплексно-тематический принцип построения образовательных программ (как альтернатива учебной модели), принцип развивающего обучения (как альтернатива ЗУНовскому), сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости.

В основе определения набора и содержания образовательных областей находятся следующие виды детской деятельности:

  • - двигательная деятельность (активность) («Физическая культура»);
  • - игровая («Социализация»);
  • - трудовая («Труд»);
  • - восприятие художественной литературы («Чтение художественной литературы»);
  • - коммуникативная («Коммуникация»);
  • - познавательно-исследовательская и продуктивная конструктивная («Познание»);
  • - музыкально-художественная («Музыка»);
  • - продуктивная («Художественное творчество»).

ФГТ определяют как обязательную для всех дошкольных учреждений (групп детей дошкольного возраста) часть программы, так и вариативную часть, формируемую участниками образовательного процесса, которая отражает видовое разнообразие учреждений и специфику осуществления образовательной деятельности.

Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса, - не более 20% от общего объема Программы. Таким образом, образовательная работа при 12-часовом пребывании детей будет занимать от 7,5 часов до 9,5. Из них от 6,5 до 7,5 часов - на реализацию обязательной части и 2 часа - на вариативную часть.

Полноценная реализация обязательной части Программы включает время, отведенное на:

  • образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
  • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
  • самостоятельную деятельность детей;
  • взаимодействие с семьями детей.

В основе выбора педагогами форм образовательной работы и видов детской деятельности является возрастная адекватность. Игровая деятельность в дошкольном возрасте является одной из ведущих. Ценность игры (сюжетно-ролевой, режиссерской, драматизации, с правилами и др.), как свободной самостоятельной деятельности детей, определяется ее значением для развития дошкольника. В игре может быть реализована большая часть содержания таких образовательных областей, как «Физическая культура», «Познание», «Социализация», «Коммуникация». Самостоятельными, самоценными и универсальными видами детской деятельности являются также чтение (восприятие) художественной литературы, общение, продуктивная, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская деятельности, труд. Адекватными возрасту формами работы с детьми являются экспериментирование, проектирование, коллекционирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др. Вышеназванные формы работы и виды детской деятельности не предполагают обязательного проведения традиционных занятий, построенных в логике учебной модели организации образовательного процесса. Содержание Программы в полном объеме может быть реализовано в совместной деятельности педагогов и детей, а также через организацию самостоятельной деятельности детей. Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками. Под самостоятельной деятельностью детей понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Принцип интеграции содержания дошкольного образования - альтернатива предметному принципу построения образовательных программ. Основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области должны решаться и в ходе реализации других областей Программы. Предлагаемое условное деление направлений развития детей на образовательные области вызвано наличием специфических задач, содержания, форм и методов дошкольного образования, а также потребностями массовой практики.

В ФГТ определены планируемые результаты освоения Программы - итоговые и промежуточные. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

Формирования перечня качеств осуществлено по следующим основаниям:

  • по принципу интегративности или возможности формирования качества в ходе освоения всех или большинства образовательных областей;
  • в соответствии с новообразованиями, появляющимися у ребенка к концу дошкольного возраста, если процесс его развития в ходе освоения Программы был правильно организован;

с учетом возможности формирования того или иного качества в процессе освоения Программы.

Итоговый результат представляет собой совокупность интегративных качеств или «социальный» портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. (Приложение В)

Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период и являются, по сути, средством установления так называемой обратной связи, когда «информация» о результатах какого-либо этапа образовательного процесса влияет и во многом определяет его последующее построение и осуществление.

Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.

Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.

Во время переходного периода при сохранении вариативности программ до принятия примерной основной общеобразовательной программы мониторинг промежуточных результатов можно осуществлять с использованием диагностики тех результатов, которые заложены в реализуемой дошкольным учреждением образовательной программе.

В целом новые требования определяют основной вектор движения - к реальному (а не декларативному!) учету принципа возрастной адекватности в массовой практике дошкольного образования.

Документы, определяющие содержание образования:

Ø Образовательные стандарты

Ø Учебные планы (типовой, УО, экспериментальный, индивидуальный)

Ø Учебные программы (типовые, индивидуальные)

С учетом целей и задач содержание учебной программыструк турировано по пяти направлениям: физическое, социально-нравственное и личностное, познавательное, речевое, эстетическое развитие воспитанника.

Каждое направление представлено образовательными областями (отдельными дидактическими единицами содержания), которые в единстве составляют его комплексную характеристику.

Направление « Физическое развитие воспитанника». Содержание реализуется в образовательной области «Физическая культура» и предусматривает формирование культуры движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье, броски) и их освоение, активности, позитивного отношения к миру и себе, основ здорового образа жизни, первичных представлений о здоровье, способах его сохранения и укрепления, воспитание физических и личностных качеств.

Направление « Социально-нравственное и личностное развитие воспитанника». Содержание реализуется в образовательной области «Ребенок и общество» и предполагает формирование у него стремления к самопознанию, позитивного отношения к себе, взрослым и сверстникам, первоначальных представлений о личной гигиене и культуре питания, основах безопасной жизнедеятельности, мире и родном крае, отношения к ним, воспитание нравственности, патриотических чувств, трудолюбия, приобщение к общечеловеческим ценностям, национальным культурным традициям, сопричастности к современным событиям.

Особую роль в социальном развитии играет воспитание основ культуры безопасной жизнедеятельности и трудовое воспитание. Традиционные виды труда - самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд - представлены в образовательных областях «Ребенок и общество», «Ребенок и природа», «Искусство».

Направление « Познавательное развитие воспитанника». Содержание реализуется в образовательных областях «Ребенок и общество», «Элементарные математические представления», «Ребенок и природа», «Развитие речи и культура речевого общения», «Искусство» и направлено на обеспечение развития психических познавательных процессов и способностей, овладение способами и средствами деятельности; формирование, расширение и обогащение представлений об окружающем мире,8умения устанавливать закономерности в окружающем природном и рукотворном мире, воспитание действенного, бережного и ответственного отношения к нему, таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, инициативность и др.

Направление « Речевое развитие воспитанника» . Содержа-ние реализуется в образовательных областях «Развитие речи и культура речевого общения», «Развiццё маўлення i культура маўленчых зносiн», «Обучение грамоте» и обеспечивает овладение нормами и правилами родного языка, развитие комму-никативных способностей, элементарное осознание языковой действительности, подготовку к обучению грамоте. При этом коммуникативная функция рассматривается как основная в речевой деятельности воспитанников, а диалог - как универсальная форма речевого общения.

Направление « Эстетическое развитие воспитанника». Содержание реализуется в образовательной области «Искусство» и предусматривает воспитание основ общей и художественной культуры, развитие эстетического отношения к миру, художественных способностей и эстетических чувств, детского творчества средствами фольклора и художественной литературы, изобразительного искусства (архитектура, дизайн, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство), музыкального искусства, хореографии, театра.

Реализация содержания учебной программы обеспечивает разностороннее развитие и саморазвитие личности ребенка, формирование у него нравственных норм и приобретение социального опыта, готовности к успешному переходу на следующий уровень образования.

Образовательный процесс осуществляется в соответствии с Типовым учебным планом дошкольного образования.

В РФ деятельность ДОУ регламентировалась Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении. Теперь оно утратило силу, и деятельность дошкольных образовательных организаций определяется«Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (далее - Порядок) , утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 (зарегистрировано в Минюсте РФ 26 сентября 2013 г. Регистрационный N 30038) .

Задача руководителя образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования, ознакомить с этим документом всех участников образовательных отношений, организовать образовательную деятельность в соответствии с ним, по согласованию с учредителем внести необходимые изменения и дополнения в локальные акты образовательной организации.

На кого распространяется документ

Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы дошкольного образования (ДОУ, общеобразовательные организации и др.) , включая индивидуальных предпринимателей.

Где может быть получено дошкольное образование

Порядком установлено, что дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций – в форме семейного образования.

Формы дошкольного образования и обучения

Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Может использоваться также сетевая форма реализации образовательной программы на основании договора между организациями.

Формы получения дошкольного образования и формы обучения по конкретной образовательной программе дошкольного образования определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОСС ДОО) , если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно введенному порядку освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Возраст и сроки обучения

Образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений. Сроки получения дошкольного образования устанавливаются ФГОС ДОО.

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно в соответствии с ФГОС ДОО и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования .

Языки обучения

Порядком установлено, что образовательная деятельность в образовательной организации осуществляется на государственном языке Российской Федерации.

В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республик РФ, может вводиться преподавание и изучение государственных языков этих республик в соответствии с их законодательством, но не в ущерб преподаванию государственного языка Российской Федерации.

Организация образовательной деятельности

Образовательная деятельность осуществляется в группах, которые могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность .

В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования.

В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В них осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Могут быть организованы без реализации образовательной программы :

  • группы детей раннего возраста , обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;
  • группы по присмотру и уходу для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня;
  • семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми.

В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы) .

Режим работы

Режим работы - по пятидневной или шестидневной рабочей неделе определяется образовательной организацией самостоятельно в соответствии с ее уставом .

Группы могут функционировать в режиме:

  • полного дня (12-часового пребывания) ;
  • сокращенного дня (8 - 10,5 часового пребывания) ;
  • продленного дня (13-14-часового пребывания) ;
  • кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания;
  • группы выходного дня - по запросам родителей (законных представителей) в выходные и праздничные дни.

Организация образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Настоящим Порядком определена также организация дошкольного образованияи для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Установлено, что дошкольное образование их может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или в отдельных образовательных организациях .

Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе устанавливается до 15 человек .

В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы специальные условия , включающие:

  • использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
  • использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
  • использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • предоставление услуг ассистента (помощника) , оказывающего детям необходимую техническую помощь;
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
  • обеспечение доступа в здания образовательных организаций;
  • другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

При этом воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно :

  • специальные учебники и учебные пособия;
  • иная учебная литература;
  • услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

Для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по образовательным программам дошкольного образования организуется на дому или в медицинских организациях .

Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) воспитанников в этом случае определяются нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

О семейном образовании

Родители (законные представители) несовершеннолетнего воспитанника, обеспечивающие получение воспитанником дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы , в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры . Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Примечание. Полный текст приказа на сайте «Гарант».

Курсив, жирный и цветной шрифт наш.

Материал eduinspector.ru

здоровье и ЗОЖ, отношение к природе

эстетическая культура

человек – творец самого себя

Например, интеллектуальное развитие, что оно подразумевает?

Умение проявлять интеллектуальную компетентность, анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения. Свободное владение речью, способность строить языковое общение с другими людьми, учитывая интуитивно или сознательно речевые каноны фонетики, семантики, грамматики. Проявление креативности

Любознательность, желание знать новое, задавать вопросы, экспериментировать.

Интеллектуально развитый ребенок владеет элементами учебной деятельности: способен принять учебную задачу, подчинить свою деятельность ее достижению, довести работу до конца и адекватно оценить результат.

Программы, используемые дошкольным учреждением, обеспечивают оптимальную нагрузку на ребенка, они соответствуют Закону Российской Федерации "Об образовании" и Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, ФГТ.

Программы дошкольного образования относятся к общеобразовательным программам дошкольного образования и большинство из них являются преемственными со школьными .

Образовательный процесс в нашем учреждении строится на основе комплексных и парциальных программ:

Парциальные программы с осуществлением отдельных направлений развития воспитанников дополняют содержание разделов комплексных программ в соответствии с приоритетными направлениями развития ДОУ. Хочется отметить, что реализация парциальных программ проходит в рамках совместной деятельности воспитателей и детей через различные формы нерегламентированной видов деятельности. Одним из таких видов является кружковая работа.

В условиях модернизации и развития дошкольного образования произошли изменения как в организации, так и в содержании деятельности педагогического коллектива: образовательное пространство предполагает вариативность. Поэтому возникла необходимость разработать основную общеобразовательную программу дошкольного образования учреждения, отражающую структуру воспитательно-образовательного процесса.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования – конкретная модель учебно-воспитательного процесса учреждения и охватывает все виды деятельности детей с учетом их приоритетности в каждом возрастном периоде и подлежит постоянной корректировке на основании ежегодно проводимого мониторинга качества предоставляемых образовательных услуг.

Именно путем удовлетворения запросов родителей на развитие, обучение и воспитание их ребенка обеспечивается повышение качества дошкольного образования:

в ДОУ постоянно ведется контроль качества образования и обозначены приоритеты развития учреждения;

приведены в систему используемые программы и технологии;

имеются собственные разработки педагогов, ведутся эксперименты по их апробации и внедрению в работу с детьми.

Формы предоставления образовательных услуг с целью социализации детей раннего возраста в 2009/2010 учебном году открылись группы кратковременного пребывания для детей в возрасте от 2 до 3 лет, с 6 до 7.

Формирование ЗОЖ, охрана и укрепление здоровья дошкольников – одна из основных задач учреждения. В соответствии с имеющейся лицензией на право ведения медицинской деятельности проводятся оздоровительные, медицинские, развивающие и организационные мероприятия. В ДОУ функционируют группы компенсирующей направленности (логопедические) . Для детей с ограниченными возможностями составлены индивидуальные образовательные маршруты, которые направлены на коррекцию психического и физического развития каждого ребенка.

Важная роль отводится системе работы с социумом – это прежде всего работа с родителями воспитанников. Без грамотно выстроенной работы невозможно обеспечение высокого качества образования детей дошкольников.

В этом направлении детский сад пошел по пути создания клубной системы работы. Семейный клуб – это наиболее эффективная форма родительского всеобуча и сотрудничества.

В мае 2008 года в учреждении сформирован коллегиальный орган самоуправления – Совет ДОУ. Планирование совместной работы администрации, педагогов, представителей Учредителя, родителей и общественности гарантирует учреждению прозрачность его деятельности и возможность совместного сотрудничества по созданию оптимальных условий и форм организации образовательного процесса.

Таким образом, содержание образования, в том числе и его начальной дошкольной ступени, немыслимо без опоры на уже имеющиеся традиции и усвоения кардинально новых форм.

По теме:

Введение

Дошкольный возраст – это сензитивный период для формирования у детей представлений об окружающем мире. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка читать и считать, а в том, чтобы показать ему многообразие этого мира, научить видеть в нем закономерности, зависимости, подкреплять их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных воспитаннику; пробудить познавательный интерес. Для того чтобы процесс познания был позитивным для ребенка, необходимо особое внимание уделять содержанию образования.

Одно из требований дошкольной дидактики состоит в том, что содержание образования детей должно быть небольшим по объему, но емким. Это требование будет соблюдено, если при формировании содержания познавательного развития дошкольников охватить многочисленные аспекты того или иного явления, обогащая и развивая при этом всю совокупность личного опыта ребенка.

Отрывочные сведения из разных областей науки не становятся для ребенка знанием, поскольку не актуализируются в его жизни, и, соответственно, не формируется целостное представление о мире как единой системе, где все взаимосвязано. Решить эту проблему на современном этапе помогает интегрированный подходк выбору содержания образования. Одной из основных форм осуществления интегративного подхода в дошкольном учреждении являются интегрированные занятия.

В методической литературе по дошкольному образованию нет четкого определения интегрированного занятия. Его часто путают с комплексным, комбинированным. В книге С. Д. Сажиной «Технология интегрированного занятия в ДОУ» даются определения таких занятий.

Комбинированное занятие– сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра) .

Комплексное занятие– реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме или в игру «Пожарные на учении») . При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.

Интегрированное занятие– соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия, как «настроение», через произведения музыки, литературы, живописи) . При этом на занятии воспитатель имеет возможность решить несколько задач развития.

В интегрированных занятиях объединяются различные области знаний, содержание которых педагог отбирает исходя из определенной темы, диктуемой программой, по которой работает детский сад. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно. Это позволяет детям увидеть целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщенные умения. В дошкольном учреждении интегрировать можно различные направления развития ребенка:

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи;

Ознакомление с окружающим миром и чтение художественной литературы;

Формирование естественнонаучных представлений и чтение художественной литературы;

Формирование экологической культуры и чтение художественной литературы;

Формирование экологической культуры и музыкальное развитие;

Изобразительная деятельность и чтение художественной литературы;

Изобразительная деятельность, чтение художественной литературы и музыкальное развитие;

Формирование элементарных математических представлений и конструктивная деятельность;

Формирование элементарных математических представлений и художественный труд;

Формирование элементарных математических представлений и ознакомление с русской культурой;

Ознакомление с русской культурой и музыкальное развитие;

Ознакомление с русской культурой и изобразительная деятельность;

Формирование валеологических знаний и физическое развитие;

Развитие эмоциональной сферы и музыкальное развитие.

Данные направления предполагают интеграцию содержания образования с цельюрешения задач интеллектуального, художественно-творческого и социально-личностного развития дошкольников.

Интегрированные занятия позволяют сформировать у дошкольников способность одновременного осмысления и «чувствования» качеств, свойств изучаемых объектов. Широкий спектр средств познания (образных и понятийных) в их взаимодействии предполагает как наличие эстетического содержания в умственной деятельности, так и присутствие интеллектуальных компонентов в деятельности художественной. Это непременное условие нормального функционирования мыслительной и эмоциональной сфер человеческой психики в их единстве и условие осуществления продуктивной деятельности человека.

Чтобы правильно отобрать содержание знаний для их дальнейшей интеграции, важно учитывать, что знания, помимо наличия общих оснований, должны:

Расширять и обогащать имеющиеся представления детей;

Быть нужными при последующем обучении в школе;

Быть доступными и опираться на личный опыт;

Связываться с повседневной жизнью;

Вовлекать детей в решение проблемно-поисковых задач, сформулированных на основе личного опыта ребенка, и активизировать его познавательные интересы, стремление к усвоению новых знаний;

Стимулировать умственную деятельность (процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации) ;

Повышать уровень самоконтроля, самоорганизации и самооценки.

Важное условие интеграции – поиск основания для объединения. Основой художественно-эстетической интеграции является образ, создаваемый детьми в разных видах художественно-творческой деятельности: в литературе средство выразительности – слово (образные представления, эпитеты, сравнения, метафора, ритм; в театрализованной деятельности выразительные средства драматизации – движения, жесты, мимика, голос, интонации, позы; в изобразительной – рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм) , лепка (форма, объем, пропорции, соотношение предметов в общей композиции по величине) , аппликация (форма, цвет, композиция) ; в музыке – мелодия, ритм, гармония, интонация.

Основой естественнонаучной интеграции являются категории различного характера (качество, количество, причина, следствие, время, пространство, живое, неживое и другие) .

Таким образом, интегративный подход, основанный на целостности восприятия ребенком окружающего мира, выступает как ведущий принцип проектирования содержания дошкольного образования и позволяет обеспечить условия для организации познания в рамках целостного процесса, где ребенок осваивает базовые категории с различных точек зрения в разных образовательных сферах.

Интегрированные занятия побуждают дошкольников к активному познанию окружающей действительности, нахождению и осмыслению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей и речи.

Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.

Интегрированные занятия снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают познавательный интерес и мотивацию к обучению, развивают воображение, внимание, память. Интегрированное занятие также предполагает обязательное развитие творческой активности воспитанников. Наибольший эффект интегрированные занятия дают тогда, когда проводятся в системе.

Один из важных принципов проектирования интегрированного занятия – определение соотношения знакомого и нового материала. Последний обязательно должен основываться на имеющихся и хорошо усвоенных знаниях, что способствует быстрому построению ассоциаций, привлечению ребенка к решению проблемной ситуации из собственного опыта.

При проектировании интегрированного занятия необходимо следующее:

Выделить в программе по каждому направлению сходные или единые темы;

Определить задачи развития детей на данный период;

Определить области, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения;

Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна;

Продумать развивающие задачи;

Использовать разнообразные виды деятельности, имеющие возможность интеграции друг с другом.

Интегративный подход к педагогическому процессу позволяет в процессе обучения сформировать у дошкольников целостную картину мира и создать предпосылки для их всестороннего развития.

Интегрированный подход

к планированию занятий по формированию

элементарных математических представлений дошкольников

Для работы с детьми своей группы в этом учебном году я решила использовать возможность интегрированного подхода к планированию занятий по формированию элементарных математических представлений дошкольников. Мне показалась интересной идея интеграции данного раздела, ведь именно математические понятия формируются на основе математического содержания, не соотносятся с реальными предметами и явлениями окружающего мира и не обеспечивают восприятие ребенком целостной картины мира.

Часто подбор дидактического материала ограничивает действия педагога в выборе объектов для развития математических представлений. Так для отработки понятия «количество» принято сравнивать группы предметов (елочки, грибочки и другие стандартные наборы раздаточного материала) или пересчитывать их.

Конечно, этот материал необходим, но если заниматься группировкой или развитием других мыслительных операций все время на одних и тех же предметах, то ребенку будет сложно осуществлять перенос действий и знаний в другую ситуацию. Поэтому для реализации задач всестороннего развития детей своей группы я решила часть занятий по формированию элементарных математических представлений сделать интегрированными. Я поставила перед собой цель соединить математическое содержание со сказкой, игрой, творчеством, чтобы открыть в детях радость познания. А счастливых детей легче обучать и воспитывать, легче развивать их интеллектуальный и духовный потенциал.

Английский язык