Окружающий мир как иерархическая система информатика. Конспект урока на тему «Окружающий мир как иерархическая система». Окружающий мир как иерархическая системаМикро-, макро- и мегамир

Мы живем в макромире, т. е. в мире, который состоит из объектов, по своим разме­рам сравнимых с человеком. Обычно макрообъекты разде­ляют на неживые (камень, льдина, бревно и т. д.), живые (растения, животные, человек) и искусственные (здания, средства транспорта, станки и механизмы, компьютеры и т. д.). Макрообъекты состоят из молекул и атомов, которые, в свою очередь, состоят из элементарных частиц, размеры ко­торых чрезвычайно малы. Этот мир называется микроми­ром. Мы живем на планете Земля, которая входит в Солнеч­ную систему, Солнце вместе с сотнями миллионов других звезд образует нашу галактику Млечный Путь, а миллиар­ды галактик образуют Вселенную. Все эти объекты имеют громадные размеры и образуют мегамир. Все многообразие объектов мега-, макро- и микромира состоит из вещества, при этом все материальные объекты взаимодействуют друг с другом и поэтому обладают энерги­ей . Поднятое над поверхностью земли тело обладает меха­нической энергией, нагретый чайник - тепловой, заряжен­ный проводник - электрической, а ядра атомов - атомной. Окружающий мир можно представить в виде иерархи­ческого ряда объектов: элементарных частиц, атомов, моле­кул, макротел, звезд и галактик. При этом на уровнях моле­кул и макротел в этом иерархическом ряду образуется ответвление - другой ряд, связанный с живой природой. В живой природе также существует иерархия: однокле­точные - растения и животные - популяции животных. Вершиной эволюции жизни на Земле является человек, который не может жить вне общества. Каждый человек в отдельности и общество в целом изу­чают окружающий мир и накапливают знания, на основа­нии которых создаются искусственные объекты.

Микромир – это молекулы, атомы, элементарные частицы - мир предельно малых, непосредственно не наблюдаемых микрообъектов, пространственная разномерность которых исчисляется от 10-8 до 10-16 см, а время жизни - от бесконечности до 10-24 с.

Макромир - мир устойчивых форм и соразмерных человеку величин, а также кристаллические комплексы молекул, организмы, сообщества организмов; мир макрообъектов, размерность которых соотносима с масштабами человеческого опыта: пространственные величины выражаются в миллиметрах, сантиметрах и километрах, а время - в секундах, минутах, часах, годах.

Мегамир - это планеты, звездные комплексы, галактики, метагалактики – мир огромных космических масштабов и скоростей, расстояние в котором измеряется световыми годами, а время существования космических объектов - миллионами и миллиардами лет.

Системы и элементы. Каждый объект состоит из других объектов, т. е. представляет собой систему. Вместе с тем, каждый объект может входить в качестве элемента в систе­му более высокого структурного уровня. Является ли объ­ект системой или элементом системы, зависит от точки зрения (целей исследования). Система состоит из объектов, которые называются элементами системы. Например, атом водорода можно рассматривать как систему, так как он состоит из положительно заряженного протона и отрицательно заряженного электрона.


Целостность системы.

Необходимым условием сущес­твования системы является ее целостное функционирова­ние. Система является не набором отдельных объектов, а со­вокупностью взаимосвязанных элементов. Например, если сложить в кучу устройства, которые входят в состав компьютера (процессор, модули оператив­ной памяти, системную плату, жесткий диск, корпус, мони­тор, клавиатуру и мышь), то они не образуют систему. Ком­пьютер, т. е. целостно функционирующая система, образуется только после физического подключения устройств друг к другу, включения питания и загрузки опе­рационной системы

Если из системы удалить хотя бы один элемент, то она может перестать функционировать. Так, если удалить одно из устройств компьютера (например, процессор), компью­тер выйдет из строя, т. е. прекратит свое существование как система. Взаимосвязь элементов в системах может иметь различ­ную природу. В неживой природе взаимосвязь элементов осуществляется с помощью физических взаимодействий:

  • в системах мегамира (например, в Солнечной системе) элементы взаимодействуют между собой посредством сил всемирного тяготения;
  • в макротелах происходит электромагнитное взаимо­действие между атомами;
  • в атомах элементарные частицы связаны ядерными и электромагнитными взаимодействиями.

В живой природе целостность организмов обеспечивает­ся химическими взаимодействиями между клетками, в об­ществе - социальными связями и отношениями между людьми, в технике - функциональными связями между устройствами и т. д.

Системы и их свойства.



В переводе с греческого слово «система» означает «соединение, целое, составленное из частей». Эти части, или элементы, находятся в единстве, в рамках которого они определенным образом упорядочены, взаимосвязаны, оказывают друг на друга то или иное воздействие.

Управление также обладает свойством системности, поэтому изучение его механизма мы начинаем со знакомства с основными положениями теории систем. В соответствии с ней любая система обладает рядом основных признаков.

Во-первых , как уже говорилось, она представляет собой набор элементов, или отдельных частей, выделенных по тому или иному принципу, являющихся ее структурообразующими факторами и играющих роль подсистем. Последние, хотя и относительно самостоятельны, но различным образом взаимодействуют в рамках системы; в простейшей форме тем, что находятся рядом и граничат друг с другом; более сложными формами взаимодействия является обусловленность (порождение одним элементом другого) и взаимное влияние, оказываемое ими друг на друга. Для сохранения системы такое взаимодействие должно быть гармоничным.

В результате взаимодействия у элементов и формируются общесистемные качества, то есть признаки, свойственные.системе в целом и каждому из них в отдельности (например, человеческое тело в целом и каждый его орган осуществляют обменные процессы, имеют нервные клетки, постоянно обновляются и пр.

Свойства элементов (подсистем) определяют место последних во внутренней организации системы и реализуются в их функциях. Это проявляется в определенном влиянии на другие элементы, или объекты, находящиеся вне системы и способные это влияние воспринимать, преобразовывать и изменяться в соответствии с ним.

Во-вторых , система имеет границы, отделяющие ее от окружающей среды. Эти границы могут быть «прозрачными», допускающими проникновение в систему внешних влияний, и «непрозрачными», наглухо отделяющими ее от всего остального мира. Системы, осуществляющие свободный двусторонний обмен энергией, веществом, информацией со средой, получили название открытых; в противном случае говорится о закрытых системах, функционирующих относительно не зависимо от среды.

Если в систему вообще не поступают ресурсы извне, она имеет тенденцию к затуханию (энтропии) и прекращает свое существование (например, часы, если их не завести, останавливаются).

Открытые системы, самостоятельно черпающие необходимые для себя ресурсы из внешней среды, и преобразующие их для удовлетворения своих потребностей, в принципе неиссякаемы. В то же время, недостаточно, или наоборот, чрезмерно активный обмен со средой может систему разрушить (по причине нехватки ресурсов или неспособности их ассимилировать ввиду избыточного количества и разнообразия). Поэтому система должна находиться в состоянии внутреннего равновесия и баланса со средой. Это обеспечивает ее оптимальное приспособление к ней и успешное развитие.

Открытые системы стремятся к постоянным изменениям за счет специализации, дифференциации, интеграции элементов. Это ведет к усложнению связей, совершенствованию самой системы, позволяет достигать целей многими способами (для закрытых возможен только один), но требует дополнительных ресурсов.

В третьих , каждая система имеет определенную структуру, то есть упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов (иногда в обиходе понятие структура используется как синоним понятию организация).

Упорядоченность придает системе внутреннюю организацию, в рамках которой взаимодействие элементов подчиняется определенным принципам, законам. Системы, где такая организация минимальна, называются неупорядоченными, например, толпа на улице. Структура может в той или иной степени зависеть от особенностей самих элементов (например, взаимоотношения в чисто женском, мужском, детском или смешенном коллективах неодинаковы).

В-четвертых , в каждой системе есть некое явное системообразующее отношение или качество, которое в той или иной степени проявляется во всех остальных, обеспечивает их единство и целостность. Если оно определяется природой системы, то называется внутренними, в противном случае - внешним. В то же время, внутренние отношения могут распространяться и на другие системы (например, через подражание, заимствование опыта). Возможность реализации отношений и свойств системы исключительно на данной основе (субстрате) делает ее уникальной. В социальных системах кроме явного системообразующего отношения могут существовать неявные.

В-пятых , каждая система обладает определенными качествами. Многокачественность системы является следствием бесконечности связей и отношений, существующих на различных ее уровнях. Качества проявляются в отношении к другим объектам, причем, неодинаково. Например, один и тот же человек в роли руководителя может кричать на подчиненных и лебезить перед своим непосредственным начальником. Качества системы в определенной степени воздействуют на качество вошедших в них элементов, преобразуют их. Способность достигать этого характеризует силу системы.

В-шестых , системе присуща эмерджентность, то есть появление качественно новых свойств, отсутствующих у ее элементов, или не характерных для них. Таким образом, свойства целого не равны сумме свойств частей, хотя и зависят от них, а объединенные в систему элементы могут терять свойства, присущие им вне системы, или приобретать новые.

Нетождественность суммы качеств элементов качествам системы в целом обусловлена наличием структуры, поэтому структурные преобразования приводят к качественным, но последние могут происходить также и за счет количественных изменений. Таким образом, система может качественно изменяться, не меняя своей структуры, а в рамках одного и того же.количественного состава могут существовать несколько качественных состояний.

В-седьмых , система обладает обратной связью, под которой понимается определенная реакция ее в целом или отдельных элементов на импульсы друг друга и внешние воздействия.

ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа I и II видов»
(Центр дистанционного образования)

Конспект урока по информатике

в 9 классе

« »

Подготовила: учитель информатики
Лавринова Ирина Игоревна

Смоленск,
2012

    Тема урока: « Окружающий мир как иерархическая система ».

    9 класс

    Предмет - информатика

    Опорные понятия: объект, отношения объектов, состав объектов, система объектов, разновидности объектов.

    Интегрирующая дидактическая цель:

    сформировать представление об окружающем мире как иерархической системе.

    Целевой план действий учащихся

В процессе работы вы должны:

    сформировать представление о разновидностях иерархической системы;

    познакомить учащихся с окружающим миром, для которого можно проводить моделирование. развитие логического мышления, расширение кругозора. развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
  1. Банк информации:

а) Изучение нового материала

Уровень А

Макро-, микро-, мегамир.

Мы живем в макромире, т. е. в мире, который состоит из объектов, по своим размерам сравнимых с человеком.

Обычно макрообъекты разделяют на:

неживые





живые





искусственные





микромиром.





мегамир.




Системы и элементы

Определение! Система является совокупностью взаимосвязанных объектов, которые называются элементами системы.

целостное функционирование.

Каждая система обладает определенными свойствами, которые, в первую очередь, зависят от набора составляющих ее элементов.

структуры системы, т. е. от типа отношений и связей элементов системы между собой. Если системы состоят из одинаковых элементов, но обладают разной структурой, то их свойства могут существенно различаться.

Уровень В, С

Микро-, макро- и мегамир.

Мы живем в макромире, т. е. в мире, который состоит из объектов, по своим размерам сравнимых с человеком. Обычно макрообъекты разделяют на неживые (камень, льдина, бревно и т. д.), живые (растения, животные, сам человек) и искусственные (здания, средства транспорта, станки и механизмы, компьютеры и др.).

Макрообъекты состоят из молекул и атомов, которые, в свою очередь, состоят из элементарных частиц, размеры которых чрезвычайно малы. Этот мир называется микромиром.

Мы живем на планете Земля, которая входит в Солнечную систему, Солнце вместе с сотнями миллионов других звезд образует нашу галактику Млечный Путь, а миллиарды галактик образуют Вселенную. Все эти объекты имеют громадные размеры и образуют мегамир.

Все многообразие объектов мега-, макро- и микромира состоит из вещества, при этом все материальные объекты взаимодействуют друг с другом и поэтому обладают энергией. Поднятое над поверхностью Земли тело обладает механической энергией, нагретый чайник - тепловой, заряженный проводник - электрической, а ядра атомов - атомной.

Окружающий мир можно представить в виде иерархического ряда объектов: элементарных частиц, атомов, молекул, макротел, звезд и галактик. При этом на уровнях молекул и макротел в этом иерархическом ряду образуется ответвление - другой ряд, связанный с живой природой.

В живой природе также существует иерархия: одноклеточные - растения и животные - популяции животных.

Вершиной эволюции жизни на Земле является человек, который не может жить вне общества.

Каждый человек в отдельности и общество в целом изучают окружающий мир и накапливают знания, на основании которых создаются искусственные объекты.


Иерархическая система объектов окружающего мира

Системы и элементы

Окружающий нас мир состоит из множества различных объектов, каждый из которых имеет разнообразные свойства, и при этом объекты взаимодействуют между собой. Например, такие объекты, как планеты нашей Солнечной системы, имеют различные свойства (массу, геометрические размеры и пр.) и по закону всемирного тяготения взаимодействуют с Солнцем и друг с другом.

Планеты входят в состав более крупного объекта - Солнечной системы, а Солнечная система - в состав нашей галактики «Млечный путь». С другой стороны, планеты состоят из атомов различных химических элементов, а атомы - из элементарных частиц. Можно сделать вывод, что практически каждый объект состоит из других объектов, то есть представляет собой систему.

Система является совокупностью взаимосвязанных объектов, которые называются элементами системы.

Важным признаком системы является ее целостное функционирование. Система является не набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов.

Взаимосвязь элементов в системах может иметь различную природу. В неживой природе взаимосвязь элементов осуществляется с помощью физических взаимодействий:

    в системах мегамира (например, в Солнечной системе) взаимодействие элементов осуществляется посредством всемирного тяготения;

    в макротелах происходит электромагнитное взаимодействие между атомами;

    в атомах элементарные частицы связаны ядерными и электромагнитными взаимодействиями.

В живой природе целостность организмов обеспечивается химическими взаимодействиями между клетками, в обществе - социальными связями и отношениями между людьми, в технике - функциональными связями между устройствами и т. д.

Например, если сложить в кучу устройства, которые входят в состав компьютера (процессор, модули оперативной памяти, системную плату, жесткий диск, корпус, монитор, клавиатуру и мышь), то они не будут образовывать систему. Компьютер, т. е. целостно функционирующая система, образуется только после физического подключения устройств друг к другу, включения питания и загрузки операционной системы.

Если из системы удалить хотя бы один элемент, то она может перестать функционировать. Так, если удалить одно из устройств компьютера (например, процессор), компьютер выйдет из строя, т. е. прекратит свое существование как система.



Целостная система (компьютер)

Каждая система обладает определенными свойствами, которые, в первую очередь, зависят от набора составляющих ее элементов. Так, свойства химических элементов зависят от строения их атомов.

Атом водорода состоит из двух элементарных частиц (протона и электрона), и соответствующий химический элемент является газом.

Атом лития состоит из трех протонов, четырех нейтронов и трех электронов, и соответствующий химический элемент является щелочным металлом.



Атом водорода

Свойства системы зависят также от структуры системы, т. е. от типа отношений и связей элементов системы между собой. Если системы состоят из одинаковых элементов, но обладают разной структурой, то их свойства могут существенно различаться. Например, алмаз и графит состоят из одинаковых атомов (атомов углерода), однако способы связей между атомами (кристаллические решетки) существенно различаются.

В кристаллической решетке алмаза взаимодействие между атомами очень сильное по всем направлениям, поэтому он является самым твердым веществом на планете и существует в форме кристаллов.

В кристаллической решетке графита атомы размещены слоями, между которыми взаимодействие слабое, поэтому он легко крошится и используется в грифелях карандашей.



Кристаллические решетки алмаза и графита

б) первичное закрепление знаний

Уровень А

Задание: контрольные вопросы

Цель:

Ответьте на контрольные вопросы:

Что такое микромир?

Что такое макромир?

Что такое мегамир?

Образуют ли систему устройства, из которых состоит компьютер: до сборки? После сборки? После включения компьютера?

Уровень В

Задание: задание на соотвествие

Цель: проверить уровень усвоения знаний по теме

Установить соответствие:



Уровень С

Задание: задание «Системы элементов»

Цель: проверить уровень усвоения знаний по теме

Задание 1.

Представьте себе перечисленные ниже объекты в виде системы взаимосвязанных элементов и перечислите эти элементы:

        веник

        велосипед

        зубная щетка

        чайник

        Задание 2.

Для каждого из объектов, представленных в задании 1, осуществите системный анализ, т.е. укажите состав и структуру. Какие из компонент можно считать простыми элементами, какие – подсистемами?

в) Рефлексия

О чем говорили на уроке?

Что было сложно?

Что было интересно?

Какие задания выполняли?

Как ты себя можешь оценить?

г) Домашнее задание

Уровень А

        Теоретический материал урока

        Привести примеры макро-, микро- и мегамиров

Уровень В, С

1) Теоретический материал урока.

2) Придумать примеры систем, выделить их элементы.

Список использованной литературы:

    Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса/ Л.Л. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

    Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/ Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008

    belomorsk.karelia.ru

    wallpaper-yaport.ru

    gamer.ru

    ronintex.ru

    monitor.ekenforum.ru

    astronet.ru

    shkolazhizni.ru

    naf-st.ru

    Разделы: Информатика

    Класс: 9

    Цели урока:

    • сформировать представление об окружающем мире как иерархическая система;
    • сформировать представление о разновидностях иерархической системы;
    • познакомить учащихся с окружающим миром, для которого можно проводить моделирование.
    • развитие логического мышления, расширение кругозора.
    • развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.

    Основное понятие: система.

    Оборудование: конспект, учебник, ТСО.

    Ход урока.

    1. ОРТАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

    Здравствуйте, сегодня на уроке мы приступаем к изучению новой главы моделирование и формализация. Тема урока «Окружающий мир как иерархическая система». (вводное слово учителя) (слайд 1)

    2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

    Мы живем в макромире, т. е. в мире, который состоит из объектов, по своим разме­рам сравнимых с человеком. Обычно макрообъекты разде­ляют на неживые (камень, льдина, бревно и т. д.), живые (растения, животные, человек) и искусственные (здания, средства транспорта, станки и механизмы, компьютеры и т. д.). Макрообъекты состоят из молекул и атомов, которые, в свою очередь, состоят из элементарных частиц, размеры ко­торых чрезвычайно малы. Этот мир называется микроми­ром. Мы живем на планете Земля, которая входит в Солнеч­ную систему, Солнце вместе с сотнями миллионов других звезд образует нашу галактику Млечный Путь, а миллиар­ды галактик образуют Вселенную. Все эти объекты имеют громадные размеры и образуют мегамир. Все многообразие объектов мега-, макро- и микромира состоит из вещества, при этом все материальные объекты взаимодействуют друг с другом и поэтому обладают энерги­ей. Поднятое над поверхностью земли тело обладает меха­нической энергией, нагретый чайник - тепловой, заряжен­ный проводник - электрической, а ядра атомов - атомной. Окружающий мир можно представить в виде иерархи­ческого ряда объектов: элементарных частиц, атомов, моле­кул, макротел, звезд и галактик. При этом на уровнях моле­кул и макротел в этом иерархическом ряду образуется ответвление - другой ряд, связанный с живой природой. В живой природе также существует иерархия: однокле­точные - растения и животные - популяции животных. Вершиной эволюции жизни на Земле является человек, который не может жить вне общества. Каждый человек в отдельности и общество в целом изу­чают окружающий мир и накапливают знания, на основа­нии которых создаются искусственные объекты. Все вышесказанное можно отобразить в виде схемы. (слайд 2)

    Системы и элементы.

    Каждый объект состоит из других объектов, т. е. представляет собой систему. Вместе с тем, каждый объект может входить в качестве элемента в систе­му более высокого структурного уровня. Является ли объ­ект системой или элементом системы, зависит от точки зрения (целей исследования). Учитель: Запишем определение, Система состоит из объектов, которые называются элементами системы. Например, атом водорода можно рассматривать как систему, так как он состоит из положительно заряженного протона и отрицательно заряженного электрона. (Слайд 3)

    Вместе с тем, атом водорода входит в молекулу воды, т. е. является элементом системы более высокого водорода и молекула структурного уровня.

    Целостность системы.

    Необходимым условием сущес­твования системы является ее целостное функционирова­ние. Система является не набором отдельных объектов, а со­вокупностью взаимосвязанных элементов. Например, если сложить в кучу устройства, которые входят в состав компьютера (процессор, модули оператив­ной памяти, системную плату, жесткий диск, корпус, мони­тор, клавиатуру и мышь), то они не образуют систему. Ком­пьютер, т. е. целостно функционирующая система, образуется только после физического подключения устройств друг к другу, включения питания и загрузки опе­рационной системы (слайд 4).

    Если из системы удалить хотя бы один элемент, то она может перестать функционировать. Так, если удалить одно из устройств компьютера (например, процессор), компью­тер выйдет из строя, т. е. прекратит свое существование как система. Взаимосвязь элементов в системах может иметь различ­ную природу. В неживой природе взаимосвязь элементов осуществляется с помощью физических взаимодействий:

    • в системах мегамира (например, в Солнечной системе) элементы взаимодействуют между собой посредством сил всемирного тяготения;
    • в макротелах происходит электромагнитное взаимо­действие между атомами;
    • в атомах элементарные частицы связаны ядерными и электромагнитными взаимодействиями.

    В живой природе целостность организмов обеспечивает­ся химическими взаимодействиями между клетками, в об­ществе - социальными связями и отношениями между людьми, в технике - функциональными связями между устройствами и т. д.

    Свойства системы.

    Каждая система обладает определен­ными свойствами, которые, в первую очередь, зависят от набора составляющих ее элементов. Так, свойства химичес­ких элементов зависят от строения их атомов. Свойства системы зависят также от структуры системы, т. е. от типа отношений и связей элементов системы между собой. Если системы состоят из одинаковых элементов, но обладают разными структурами, то их свойства могут су­щественно различаться.

    3. ЗАКРИПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

    Контрольные вопросы:

    • Что такое микромир?
    • Что такое макромир?
    • Что такое мегамир?
    • Образуют ли систему устройства, из которых состоит компьютер: до сборки? После сборки? После включения компьютера?

    4. ЗАДАНИЕ НА ДОМ

    Приведите примеры систем в окружающем мире.

    | Планирование уроков и материалы к урокам | 9 классы | Планирование уроков на учебный год (по учебнику Н.Д. Угриновича) |

    Урок 32
    Окружающий мир как иерархическая система

    § 2.1. Окружающий мир как иерархическая система

    Окружающий мир как иерархическая система
    Микро-, макро- и мегамир

    Микро-, макро- и мегамир. Мы живем в макромире, т. е. в мире, который состоит из объектов, по своим размерам сравнимых с человеком. Обычно макрообъекты разделяют на неживые (камень, льдина, бревно и т. д.), живые (растения, животные, человек) и искусственные (здания, средства транспорта, станки и механизмы, компьютеры ит. д.).

    Макрообъекты состоят из молекул и атомов, которые, в свою очередь, состоят из элементарных частиц, чьи размеры чрезвычайно малы. Этот мир называется микромиром.

    Мы живем на планете Земля , которая входит в Солнечную систему , Солнце вместе с сотнями миллионов других звезд образует нашу галактику Млечный Путь , а галактики образуют Вселенную . Все эти объекты имеют громадные размеры и образуют мегамир .

    Все многообразие объектов мега-, макро- и микромира состоит из вещества, при этом все материальные объекты взаимодействуют друг с другом и поэтому обладают энергией. Поднятое над поверхностью Земли тело обладает механической энергией, нагретый чайник - тепловой, заряженный проводник - электрической, а ядра атомов - атомной.

    Окружающий мир можно представить в виде иерархического ряда объектов: элементарных частиц, атомов, молекул, макротел, звезд и галактик. При этом на уровнях молекул и макротел в этом иерархическом ряду образуется ответвление - другой ряд, связанный с живой природой.

    В живой природе также существует иерархия : одноклеточные - растения и животные - популяции животных.

    Вершиной эволюции жизни на Земле является человек , а он не может жить вне общества.

    Каждый человек в отдельности и общество в целом изучают окружающий мир и накапливают знания, на основании которых создаются искусственные объекты.

    Всё вышесказанное можно отобразить в виде схемы на рис. 2.1.

    Рис. 2.1. Иерархическая система объектов окружающего мира

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Окружающий мир – иерархическая система Микро-, макро- и мегамиры Системы и взаимосвязи миров Информатика 9 класс Учитель Хатинская И.П. Гл.3 «Моделирование и формализация» (1-ый урок)

    Макромир Мы в нём живём, поэтому все его объекты сравниваем с человеком. Он делится на: -неживые объекты (песок, камень…) -живые (растения, животные, люди) -искусственные (здания, механизмы…)

    Микромир Все макрообъекты состоят из молекул и атомов, которые состоят из очень маленьких элементарных частиц. Это и есть микромир.

    Мегамир Солнце вместе с сотнями миллионов других звёзд образует нашу галактику Млечный путь, а миллиарды галактик образуют Вселенную. Эти объекты имеют громадные размеры и образуют мегамир.

    Взаимодействие Все объекты мега-, макро- и микромиров состоят из веществ, при этом все материальные объекты взаимодействуют друг с другом и обладают энергией: механической, тепловой, электрической, атомной.

    Весь этот окружающий мир можно представить в виде иерархического ряда объектов Галактики Звёзды и планеты Популяции Общество Макротела Растения и Человек Знания Ис животные кус тве Молекулы Одноклеточные нн ые Атомы объекты (техника) Элементарные частицы

    Системы и элементы Каждый объект состоит из других объектов, представляет собой систему. А сама система как объект может входить в качестве элемента в другую систему более высокого уровня. Поэтому, считать систему объектом или элементом системы, зависит от целей использования или исследования.

    Целостность системы Чтобы система функционировала, она должна быть совокупностью взаимосвязанных элементов. Например, в мегамире взаимодействие элементов происходит посредством всемирного тяготения; в макротелах – электромагнитное взаимодействие между атомами; в живой природе целостность организмов обеспечивается химическими взаимодействиями между клетками; в обществе – социальными связями и отношениями между людьми; в технике – функциональными связями между устройствами…

    Английский язык