Слитное, дефисное и раздельное написание слов разных частей речи. материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему. Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи Слитное раздельное и дефисное написание различных ча

10-й класс

Слитное и дефисное написание
сложных слов разных частей речи

(По учебнику А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой
«Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи»)

Форма урока: групповая работа.

Цели:

образовательная – отработка навыка поиска закономерностей дефисного написания существительных, прилагательных, наречий и служебных частей речи;

воспитательная – выработка навыка взаимодействия в группе, воспитание такта, внимательности друг к другу;

развивающая – развивать внимание и наблюдательность, орфографическую зоркость, зрительную, слуховую и моторную память.

ЭТАПЫ УРОКА:

1. Установка и разделение на группы.

Учитель: У нас сегодня урок взаимообучения. Вы будете работать в группах. Каждая группа получит карточку с заданием. Вам надо выполнить задания, которые обозначены на карточке, и подготовить сообщение по данной теме. Далее представитель от группы выступает с итоговым сообщением перед классом, все остальные составляют опорный конспект, опираясь на который вы сможете дальше продолжить работу – коллективную и индивидуальную.

Класс делится на 6 групп.

Два человека (из сильных учеников) назначаются экспертами. Им представляются все задания, которые они должны будут оценить (правильность выполнения, убедительность выступления, доступность схем и т.д.).

2. Групповые задания.

Карточка № 1

1. Как пишутся слова с перечисленными частями: авиа-, авто-, агро-, библио-, био-, вело-, гео-, гидро-, графо-, зоо-, изо-, кино-, лже-, макро-, микро-, мульти-, радио-, теле-, термо-, стерео-, фоно-, фото-, экзо-, электро- ?

3. Сможете ли вы догадаться, что такое «висячий» дефис? Составьте предложение-пример.

Карточка № 2

1. Распределите слова в две колонки в зависимости от их написания (слитно/через дефис): пол(стакана), пол(литровка), полу(ночная), пол(тинник), пол(океана), пол(Киева), пол(чайной) ложки, полу(лежа), пол(одиннадцатого), пол(первого), пол(лимона), пол(игры), пол(тарелки), пол(тора), пол(тораста), в(пол)оборота, полу(оборот), в(пол)накала.

2. Есть ли исключения из этого правила?

3. Как вы думаете: пол – это какая морфема? Докажите свою точку зрения.

4. Как бы вы сформулировали тему вашего сообщения?

5. Подготовьте краткую схему – запись вашего сообщения.

Карточка № 3

1. Как вы думаете: зависит ли написание сложных слов от соединительной гласной? Понаблюдайте за словами: юго-запад, восьмигранник, сорвиголова, тысячелетие, бормашина, лесоповал, пылесос, человеко-день, диван-кровать, летчик-испытатель . Можно ли вывести какую-либо закономерность?

2. Почему слово перекати-поле пишется через дефис? Связаны ли с этим словом слова мать-и-мачеха, иван-да-марья ?

3. Как называется способ образования таких слов?

4. Как бы вы сформулировали тему вашего сообщения?

5. Подготовьте его краткое описание.

Карточка № 4

1. Почему в одних случаях пишется дефис, в других – нет: река Москва / Москва-река; озеро Ильмень / Ильмень-озеро ?

2. Почему дом-музей, сосна-великан пишутся через дефис, а слова гражданин начальник, малютка сестра, девушка горничная – без дефиса?

3. Как это правило связано с синтаксической ролью слов в предложении?

4. Как бы вы сформулировали тему вашего сообщения?

5. Подготовьте краткое описание.

Карточка № 5

1. Почему еле-еле, но бок о бок, почему точь-в-точь, но однако ж ?

2. Вы согласны с тем, что по-моему и по моему написано верно? От чего зависит написание этих слов?

3. Что общего у приставки кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь ?

4. Тоскаде. Разделите это слово на частицы. Как они будут писаться с другими словами?

5. Как бы вы сформулировали тему вашего сообщения?

6. Подготовьте его краткую запись.

Карточка № 6

1. Разбейте слова на две группы в зависимости от их написания: народно(хозяйственный), вечно(живой), вечно(зеленый), черно(белое), ослепительно(белый), иссиня (черный) .

2. Вспомните правило дефисного написания прилагательных.

3. Докажите, что оба слова написаны верно: вагоноремонтное (депо) и вагонно-паровозное (депо) .

4. Как бы вы сформулировали тему вашего сообщения?

5. Подготовьте краткую схему – запись вашего сообщения.

3. Заслушивание представителей от групп. (Некоторые сообщения можно было представить по-другому, но я записала то, что получилось у ребят, и предлагаю эти ответы в качестве варианта.)

Статья опубликована при поддержке корпорации "Профессионал", предоставляющей услуги по ремонту автомобилей. Большой опыт и высокая квалификация специалистов, а также новейшее оборудование, которым оснащены мастерские компании, – гарантия того, что кузовной ремонт автомобиля и ремонт подвески любой степени сложности будут выполнены качественно и в срок. Стоит также отметить, что любые работы, будь то восстановление кузовов автомобилей иномарок после ДТП по спецтехнологиям, включая работы с алюминиевыми рамами джипов, покраска кузова или отдельных запчастей, проведение ТО или комплексное слесарное обслуживание, будут произведены по оптимальным расценкам, а в некоторых случаях по ценам, существенно ниже рыночных, в чем можно убедиться, заглянув в прайс-лист на услуги компании на сайте 77professional.ru.

Вариант сообщения к карточке № 1.

Тема: «Слитное написание сложных существительных».

Слова с авиа-, авто-, агро-, библио-, био-, вело-, гео-, гидро-, графо-, зоо-, изо-, кино-, лже-, макро-, микро-, мульти-, радио-, теле-, термо-, стерео-, фоно-, фото-, экзо-, электро- всегда пишутся слитно. Следует различать написание «Лжедмитрий» (историческое лицо) и лже-Дмитрий (современное, написание дефисное, потому что собственное имя существительное).

«Висячий» дефис – это дефис при первых частях слов, вторая часть у которых общая. Например: На выставке представлены новинки кино-, теле- и радиоаппаратуры .

| Первая часть – заимствованная | + корень = слитно.

Вариант сообщения к карточке № 2.

Тема: «Слитное и дефисное написание слов с пол-» .

Слова с усеченным корнем пол- пишутся слитно:

1) если корень нарицательного существительного начинается на согласный, кроме л.

2) Если это полу- .

В остальных случаях пишется через дефис:

1) если корень начинается с согласного л: пол-листа;

2) корень начинается на гласную букву: пол-яблока;

3) корень имени существительного собственного: пол-Азии.

Пол чайной ложки пишется раздельно. Поллитровка – слитно.

Вариант сообщения к карточке № 3.

Тема: «Слитное и дефисное написание сложных существительных».

о, е, пишутся через дефис:

1) если обозначают промежуточные стороны света;

2) если обозначают единицы измерения.

Существительные, образованные путем сложения двух основ без соединительной гласной, пишутся через дефис: иван-да-марья, мать-и-мачеха, Ростов-на-Дону, жук-плавунец.

Существительные, образованные путем сложения двух основ при помощи соединительных гласных о, е, и, пишутся слитно. Исключение: перекати-поле, так как это – название растения.

Схема может быть представлена в виде предложения-примера:

1. Шеф-повар на юго-западе Санкт-Петербурга шел – нашел лук-порей для чудо-салата «Палочка-выручалочка» .

2. Кашевар из горицвета приготовил супоборщ .

Вариант сообщения к карточке № 4.

Тема: «Дефис при приложении».

Приложение – это имя существительное, которое играет роль определения в предложении. Если оно стоит после обозначаемого существительного (собственного или нарицательного), то отделяется дефисом: Россия-матушка, сын-подросток .

Приложение перед определяемым существительным именем собственным или такое, которое близко по значению к прилагательному, дефисом не отделяется: сестра Даша, малютка девочка, старуха горничная . Исключение: матушка-Русь .

Названия официальных лиц приложением не являются: товарищ майор .

Тема: «Дефисное написание наречий и частиц».

Наречия пишутся через дефис:

1) если повторяется основа: еле-еле; перво-наперво ; но раздельно, если в середине союз: бок о бок ;

2) при одновременном присоединении приставок в- (вы-), по - и суффиксов -ых, -их, -ому, -ему;

3) приставки кое- и суффиксы -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис. Частицы -ка, -с, -де, -то пишутся со всеми словами через дефис.

В предложении нужно различать: наречие пишется через дефис: по-моему . Если это предлог и местоимение – раздельно: по моему плану .

Вариант сообщения к карточке № 5.

Тема: «Написание сложных имен прилагательных».

1. Прилагательные, обозначающие оттенки цвета, пишутся через дефис: иссиня-черный . Исключение: стерильно белый, смертельно бледный.

2. Прилагательные, образованные от сложных существительных, пишущихся через дефис, также пишутся через дефис.

3. Если между двумя словами можно вставить и или не только... но и, дефис обеспечен.

Прилагательные, которые образованы от словосочетаний, пишутся слитно: белоснежный (белый снег). Вечно живой и вечно молодой пишутся раздельно. Исключение: народно-хозяйственный.

4. Работа с учебником: упражнение 200 (по учебнику А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой).

Выпишите только те слова, написание которых вызывает у вас затруднение. Сверяйтесь со словарем .

Сделайте вывод: написание каких слов для вас оказалось трудным?

Составьте для проверки таких слов алгоритм действий.

5. Проверочная работа – упражнение 199.

6. Домашнее задание. Напишите грамматическую сказку о тире и дефисе для выступления перед младшими школьниками. Какую идею вы хотели донести до ребят?

НЕСКОЛЬКО РАБОТ УЧЕНИКОВ

Гриньков И.

Сказка о двух братьях-близнецах

Жил-был на свете царь Синтаксис. И была у него жена Пунктуация. Долго у них не было детей (a не было потому, что в древнем нашем языке знаков препинания не было), и вот наконец счастливый царь должен был стать отцом. В один прекрасный день у него родились сразу два сына. Бабка-повитуха, когда приняла первого младенца на руки, так сказала царю:

– Хорош, хорош! И длинный, и серьезный. Ваш сын – настоящий молодец!

Царь подумал и промолвил:

– Раз вы так сказали, то пусть его так и зовут – Тире . Отныне пусть ставят его между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи.

Второй же сын родился поменьше, да не слабее.

– А этот – крепыш-малыш, – сказала бабка-повитуха.

– Тогда пусть его зовут Дефис и ставят при приложении, которое стоит после определяемого слова – существительного нарицательного.

Бабка-повитуха очень обрадовалась такому решению царя, так как сама стала писаться через дефис. Дефис у нее был любимым приемным сынком. Она позволяла себе ставить его даже в словосочетаниях, типа Русь-матушка, и это ей сходило с рук. И ты ставь в таких словосочетаниях дефис, потому что не стоит гневить царя Синтаксиса.

Идея текста, которую я хотел донести: различительная функция тире и дефиса в синтаксисе .

Турская М.

Сказка о Тире и Дефисе

Жили-были по соседству Тире и Дефис. Жили они поначалу дружно, а потом начались между ними ссоры.

Дефиса часто вызывали на работу: то слово перенести, то при приложении постоять, то отделить приставку кое- и суффиксы -то, -либо, -нибудь, то поучаствовать в состязании двух одинаковых слов (постоять между ними, чтоб не слились они в кучу и не было драки), а по вечерам ходил Дефис к старому Писателю и стоял при -ка, -с, -де, -то, пока тот восстанавливал разговоры помещиков и их слуг для старинной рукописи.

К Тире же обращались редко, и это стало его злить. Всячески старался навредить Дефису его сосед, и вот уже гражданин начальник и тому подобное стали писать без дефиса, собственные имена отказались от Дефиса при приложении... Стал Дефис чахнуть и уменьшаться и, наверное, и вовсе бы пропал, если бы не один тайный указ Правительства. В нем разрешалось прямую речь, если говорящих было двое и более, передавать в форме диалога: без кавычек, но зато каждую реплику с новой строки и начиная с Тире. Так возгордился с тех пор Тире, что его аж раздуло. С тех пор так и повелось: тире писать длиннее, а дефис короче, но каждый на своем месте, чтоб не возникало споров.

Живут эти знаки и ныне по соседству, нельзя сказать, чтоб уж очень дружно: дети плохо знают их правила и часто то не поставят знака, то, наоборот, поставят лишний, а соседу и обидно, и завидно. Но ссорятся они редко, так как оба заняты – каждый своим делом.

Вот и ты, дружочек, хорошенечко учи эти правила, чтоб не обижать эти два знака.

Идея текста, которую я хотела донести: различительная функция тире и дефиса, необходимость тщательного изучения этих правил пунктуации .

Зайцев Д.

Сказка о находчивом мастере

Жил-был на свете на все руки мастер. Однажды король Синтаксис заказал ему украшения для своих подчиненных.

Всем были хороши его придворные (их, кстати, звали предложениями), но чего-то у них не хватало: то у одного конца и краю нет, то другой затараторит, да так быстро, что никто не может разобрать, о чем он говорит. Одно предложение крикнуть хотело, да не хватало голоса, другое – спросить, но не было подходящей интонации... Словом, нашел мастер подходящую доску и давай каждому его украшение мастерить: кому точку, кому запятую, кому знак восклицательный, кому вопросительный...

И так этот мастер увлекся своей работой, что не заметил, как волшебная доска кончилась и у него в руках осталось всего две чурочки: одна подлиннее, а вторая покороче. А тут как назло и явись король Синтаксис в его мастерскую.

– Готов ли мой заказ? – строго спросил он.

– Готов, Ваше Величество, – отвечает мастер, а сам руки с чурочками за спину прячет.

– А в руках у тебя что? – насупил брови король. – Уж не растранжирил ли ты драгоценный материал по пустякам?

Испугался мастер грозного повелителя, да тут же и нашелся:

– Это, Ваше Величество, самые ценные украшения: вот это – тире, а вот это – дефис.

– Да ведь они же одинаковы!

– Нет, Ваше Величество, они абсолютно разные. Дефис короче и украшает только слова, а тире длиннее – ему и украшать предложения.

– Надо же, а с виду совсем неприметно. Ладно, вот тебе за твою работу награда.

Забрал свой заказ король и выдал украшения своим подчиненным.

Идея текста, которую я хотел донести: необходимость правильного употребления пунктуационных знаков и их значимость для языка.

С.М. ВОВК,
пос. Софрино,
Московская обл.

1. Правописание -то, -либо, -нибудь, -таки, кое-

Через дефис пишутся приставка кое- и суффиксы -то, -либо, -нибудь, -таки .
Например: все-таки, кое-где, что-либо
2. Правописание слов с приставками пол-, полу-
Слова с приставкой полу- всегда пишутся слитно.
Например: полуботинки, полустанок.
Правописание слов с приставкой пол-
1) Через дефис пишутся слова с приставкой пол- , если корень начинается с гласной, заглавной буквы или л .
Например: пол-лимона, пол-Москвы, пол-яблока
2) В остальных случаях слова с приставкой пол- пишутся слитно.
Например: полмоста, полвагона
3. Правописание наречий
Через дефис пишутся следующие наречия:
а) образованные повторением одного и того же слова, однокоренных или синонимичных слов;
Например: мало-помалу, тихо-мирно
б) имеющие приставку по- и суффиксы -ому/-ему, -и ;
Например: по-старому, по-летнему, по-дружески
в) имеющие приставку в-/во- и суффикс -их/-ых .
Например: во-вторых, в-третьих

4. Правописание сложных имен прилагательных .
Через дефис пишутся прилагательные:
- обозначающие оттенок цвета:
Например: ярко-красный, светло-зеленый
- образованные от сложных существительных
Например: северо-восточный
- обозначающие оттенок качества
Например: горько-соленый
- первая часть которых заканчивается на -ико
Например: историко-архитектурный
Исключение : слова, начинающиеся на велико-: великорусский.
- между частями которых можно поставить сочинительный союз и .
Например: русско-английский словарь (русский и английский)
Слитно пишутся прилагательные:
- образованные от подчинительных словосочетаний
Например: железнодорожный (железная дорога).
- образованные от сложных существительных, пишущихся слитно
Например: железобетонный
- образовавшиеся путем сращения слов
Например: дикорастущий

5. Правописание сложных имен существительных.
Через дефис пишутся существительные:
- образованные путем соединения двух равноправных слов без соединительной гласной
Например: диван-кровать
- обозначающие некоторые географические названия
Например: Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону
- обозначающие стороны света, партии, единицы измерения
Например: северо-восток, либерал-демократ, киловатт-час
- первой частью которых является вице-, экс-, штабс- и др.
Например: вице-премьер, экс-президент, штабс-капитан
6. Правописание производных предлогов.
Производные предлоги - это предлоги, которые образовались путём перехода слов одной части речи в другую.
Способ различения производного предлога и омонимичной самостоятельной части речи:
- если к слову можно задать вопрос, то это самостоятельная часть речи;
Например: смотреть (куда?) в сторону
- если слово входит в состав вопроса, - это производный предлог.
Например: смотреть (в сторону чего?) в сторону реки
Правописание производных предлогов:
напротив, впереди, возле, внутри, кругом, вдоль, вблизи, согласно, вокруг, насчет, вследствие, в течение, в продолжение, в заключение, в силу, ввиду, благодаря, несмотря на, невзирая на, ввиду (но: иметь в виду ).
7. Правописание предлогов
Предлоги из-за, по-над, из-под, по-на всегда пишутся через дефис.
8. Правописание союзов
Раздельно пишутся:
- союз то есть
- составные союзы (состоящие из двух и более слов): для того чтобы, потому что, так как, так что, тогда как, в то время как и др.
Слитно пишутся:
- союз зато (по значению близок союзу но )
Например: На улице после дождя остались лужи, зато воздух стал свежее.
Союз зато следует отличать от сочетания указательного местоимения то с предлогом за.
Например: Я уважаю его за то, что он терпелив к людям.
- союзы также, тоже (являются синонимами, взаимозаменяемы, по значению близки союзу и ).
Например: Сережа получил приз, мне тоже хотелось что-то выиграть.
Союзы также, тоже следует отличать от сочетаний частицы же с наречием так или с местоимением то .
Например: На праздники мама готовила жареное мясо с запечеными овощами. То же блюдо мы увидели сегодня.
- союз чтобы (имеет значение цели)
Например: Закрой окно, чтобы не было сквозняка.
Союз чтобы следует отличать от сочетания местоимения что с частицей бы
Например: Я долго думала, что бы такого подарить Оле.

ОГЭ – 2015. Задание 4

Правописание приставок.

Правописание приставок

I. Неизменяемые приставки. Правописание таких приставок следует запоминать.

Список неизменяемых приставок:

Пример задания 4. Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука?

Ответ: входя

II. Приставки на з – с.

Правило: В приставках, оканчивающихся на З и С, написание конечной согласной зависит от произношения: перед глухими согласными произносят [с] и пишут «с», перед звонкими согласными произносят [з] и пишут «з». Например: РАС-ПИЛИТЬ (П - глухая), РАЗ-БУДИТЬ (Б - звонкая).

Обязательно выучите приставки, которые оканчиваются на З-С: без-, бес-; воз-, вос-; вз-, вс-; из-, ис-; низ-, нис-;раз-, рас-; роз-, рос-; черес-, чрез- .

Ошибки, которые можно допустить при выполнении задания:

1. Если после приставки на З-С стоит гласная или Ъ, то на правописание данной приставки ни гласная, ни Ъ не влияют, т.к. З или С слышится в этом случае отчётливо. Например: РАЗузнать и БЕЗъядерный.

2. Нельзя выписывать слово с приставкой на З-С, после которой стоит гласная (безОшибочный), так как в этом случае согласная на конце приставки слышится отчётливо.

3. Правописание приставки С- в словах не зависит от звонкости или глухости следующего за ней согласного. Приставка С- относится к группе неизменяемых приставок. Например, в словах СДЕЛАТЬ и СПРЫГНУТЬ пишется одна и та же приставка С-, несмотря на то что в первом слове после приставки стоит звонкая согласная, а во втором - глухая.

4. Приставку на З-С можно не заметить, если слово имеет две приставки. Например, в слове НЕВОСТРЕБОВАННЫЙ после приставки НЕ- стоит приставка ВОС-, написание которой зависит от глухости следующего после неё согласного.

5. Не путайте слова с приставками на З-С со словами, у которых корень созвучен с данными приставками.

Например:

приставка БЕС- (БЕСпокоить) и корень -БЕС- (БЕСиться)

приставка НИЗ- (НИЗвергнуть) и корень -НИЗ- (НИЗкорослый)

приставка РАЗ- (РАЗбить) и корень -РАЗ- (РАЗительный), корень -РАЗН- (РАЗНица)

приставка РАС- (РАСтереть) и корень -РАСТ- (РАСТение)

приставка РОЗ- (РОЗдал) и корень -РОЗ- (РОЗовый)

приставка РОС- (РОСчерк) и корень -РОС- (РОСистый), другие корни (РОСКОШный, РОСТочек)

приставка ВОЗ- (ВОЗдержаться) и корень -ВОЗ- (ВОЗница)

6. Не путайте следующие приставки:

ВЗ- (ВЗбежать) и ВЗО- (ВЗОбраться)

ИЗ- (ИЗбирать) и ИЗО- (ИЗОгнуть)

РАЗ- (РАЗбить) и РАЗО- (РАЗОгнуть)

7. В именах собственных тоже может быть приставка, оканчивающаяся на З-С. Например: село Разгуляй.

Пример задания 4. Из предложений 1–3 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего согласного звука.

– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.

– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.

Ответ: рассказывайте

III. Приставки при– и пре- . Правило: правописание приставок ПРИ- и ПРЕ- зависит от значения

Запомни слова, правописание приставок в которых зависит от лексического значения:

1. ПРЕзирать врага (ненавидеть) - ПРИзирать, ПРИзреть котёнка (приютить)

2. ПРЕклонить голову (опустить вниз), колено (встать на колени) - ПРИклонить ветку к земле (приблизить, нагнуть)

Внимание! Слово ПРИКЛОНИТЬ употребляется в выражении ПРИКЛОНИТЬ ГОЛОВУ в том случае, если означает "приютиться; найти место, где жить". При этом слово ГОЛОВУ должно иметь зависимое слово, отвечающее на вопрос куда? где? к кому? Например: На старости лет некуда голову приклонить.

3. ПРЕтворить мечту в реальность (воплотить, осуществить) - ПРИтворить дверь (закрыть неплотно или тихо, осторожно)

4. ПРЕтерпеть неудобства (перетерпеть) - ПРИтерпеться к неудобствам (привыкнуть)

5. ПРЕступить закон (переступить, нарушить) - ПРИступить к занятиям (начать)

6. ПРЕбывать на вокзале (находиться) - ПРИбывать на вокзал (приехать)

7. ПРЕподать урок (посоветовать) - ПРИпадать к земле (прижиматься)

8. ПРЕходящие явление (временное, недолговечное) - ПРИходящий учитель (являющийся на время для исполнения обязанностей)

9. ПРЕдать друга (изменить, нарушить верность) - ПРИдать товарный вид (сделать)

10. ПРЕемник учёного (продолжатель) - слушать ПРИёмник (аппарат для приёма сигналов)

11. ПРЕуменьшать заслуги (очень уменьшать) - ПРИуменьшить вес (чуть-чуть уменьшить)

Пример задания 4. Из предложений 2–6 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение».

(2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.

– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.

– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.

Ответ: пришли

Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи

Правописание союзов
Союзы Другие части речи
1. Союз чтобы Ей даже хотелось, чтобыон остался. 1. Местоимение чтои частица бы(быможно переставить на другое место) Что бы вы посоветовали мне почитать?
2. Союзы тоже, также Я тоже (также) хочу посмотреть (= и я). Он читает, рисует, а такжепоет (=и поет) 2. Местоимение тои наречие так с частицей же(частицу можно отбросить Каждый из пассажиров испытывал то жечувство, что и он (=то) Они исчезли из вида так жевнезапно, как и появились (=так)
3. Союзы зато, затем, притом, причем, потому, оттого, поэтому Выступление прошло удачно, причем (притом) впервые в этом году. Доклад содержательный и притом (причем)интересный по форме. 3. Местоимения с предлогами за то, за тем, при том, по тому, от того(к местоимению можно задать вопрос, добавить к нему определение) Студенты полу чили деньги за то, что перевыполнили план (за что?) За чем пойдешь, то и найдешь (за чем?)
4. Союзы так что, так как, как будто, при этом, то есть, потому что, для того чтобы, не то-не то Сочетание во что бы то ни стало Дождик утих, потому чтопосветлело.
5. Вводное слово итак Итак, новый семестр начинается. 5. Союз ии наречие так(к наречию можно задать вопрос): И так мы шли всю ночь (как?)

Правописание частиц

Запомнить: точно так же, то же самое, тот же, тотчас же, все так же, к тому же, то-то-ж.

Слитное и раздельное написание наречий
Слитно Раздельно
1. Наречия, в состав которых входят слова, в современном русском языке не употребляющиеся: вдребезги, натощак, исподтишка, исподлобья, вдогонку, дотла, запанибрата, насмарку, невпопад, понаслышке, спросонья, спозаранку, наспех, наугад, невдомёк. 2. Наречия, образованные соединением ПО, ОТО, ПОСЛЕ, НАс другими наречиями: послезавтра (после + завтра), навсегда (на + всегда), наскоро (на + скоро), позавчера (по + за + вчера), навряд ли (на + вряд ли), отовсюду (ото + всюду). 3. Наречия, оканчивающиеся на -УЮ: зачастую, вплотную, вручную, врассыпную, врукопашную. КРОМЕ: на боковую, на попятную, в открытую, на мировую. 4. Наречия с корнями –верх-, - низ-, -высь-, -глубь-, –даль-, -век-, -начал-, -врем-, если к ним нет пояснительных слов: · Посмотрел наверх (нет пояснительного слова) – посмотрел на верх (чего?)колонны. · Подумай сначала (нет пояснительного слова) – с начала (чего?) учебного года. · Смотрел вдаль (нет пояснительного слова) – смотрел в даль (чего?)горизонта. 5. Наречия, образованные соединением В, НА с собирательными числительными: втроём, всемером, надвое, втрое. ЗАПОМНИ: по двое, по трое, по одному, поодиночке. 6. Наречия с В и конечным слогом КУ: вдогонку, всухомятку, вприпрыжку . ИСКЛЮЧЕНИЯ: в диковинку, в рассрочку, в насмешку. 7. Наречия, если приставкой и существительным, от которого образовано наречие, не может быть без изменения смысла вставлено прилагательное, числительное, местоимение: вслух, назло и др. 8. Наречия, образованные соединением предлогов-приставок с прилагательными: подолгу (по + долгий), изредка (из + редкий), досыта (до + сытый), слева (с + левый), помногу (по + многий). 1. Наречия, если предлог-приставка оканчивается на согласную, а исходное слово начинается на гласную букву: в обход, в обтяжку, без оглядки, без удержу, в упор, в отместку . 2. Наречия на –АХ, обозначающие состояние, место, время: в сердцах, в головах, в потёмках и др. КРОМЕ: впотьмах, второпях, впопыхах. 3. Наречия, правописание которых нужно запомнить: до смерти, до упаду, на лету, с налёту, с лёту, на ходу, с размаху, с разбегу, на миг (НО вмиг), на скаку, на глазок, под силу, по двое, по трое, за границу, за границей, под мышкой.

1. Правописание -то, -либо, -нибудь и др.

Через дефис пишутся со словами приставка кое- и суффиксы -то, -либо, -нибудь, -таки.

Например: все-таки, кое-куда, как-либо.

Запомнить: как будто.

2. Правописание слов с пол-, полу-.

Слова с полу- всегда пишутся слитно.

Например: полусапожки, полушубок.

Слова с пол- могут писаться через дефис, слитно и раздельно.

  • Через дефис пишутся слова с пол-, если корень начинается с гласной, заглавной буквы или л.

    Например: пол-лимона, пол-Москвы, пол-яблока.

  • В остальных случаях слова с пол- пишутся слитно:

    Например: полмоста, полвагона.

  • Раздельно слова с пол- пишутся в том случае, если между пол- и словом есть определение:

    Например: пол вишневого сада, пол моего участка.

3. Правописание наречий.

Через дефис пишутся следующие наречия:

  • Образованные повторением одного и того же слова или одно- коренных слов: мало-помалу, много-много.
  • Имеющие приставку по- и суффиксы -ому/-ему, -и: по-новому, по-зимнему, по-товарищески.
  • Имеющие приставку в-/во- и суффикс -их/-ых: во-первых, в-третьих.

Внимание ! Следует отличать наречия, пишущиеся через дефис, и омонимичные им части речи:

Например: Холодно (как?) по-зимнему (наречие). Идти по (какому?) зимнему (прилагательное) снегу.

Запомнить: точь-в-точь, бок о бок.

4. Правописание сложных имен прилагательных.

Через дефис Слитно
  • Прилагательные, обозначающие оттенок цвета: ярко-красный .
  • Прилагательные, образованные от сложных существительных, пишущихся через дефис: юго-западный .
  • Прилагательные, обозначающие качество с дополнительным оттенком: сладко-соленый .
  • Прилагательные, первая часть которых заканчивается на -ико: химико- биологический .
    Исключение: слова, начинающиеся на велико-: великорусский.
  • Прилагательные, между частями которых можно поставить сочинительный союз И (образовавшиеся из сочинительных словосочетаний): русско-немецкий словарь (русский и немецкий).
  • Прилагательные, образованные от подчинительных словосочетаний: железнодорожный (железная дорога).
  • Прилагательные, образованные от сложных существительных, пишущихся слитно: железобетонный .
  • Прилагательные, образовавшиеся путем сращения слов: дикорастущий .

5. Правописание сложных имен существительных.

Через дефис Слитно
  • Существительные, образованные путем соединения двух равноправных слов без соединительной гласной: диван-кровать .
  • Некоторые географические названия: Санкт-Петербург .
  • Существительные, обозначающие стороны света, партии, единицы измерения: северо-запад, либерал- демократ, киловатт-час .
  • Существительные, первой частью которых является вице-, экс-, штабс- и др.: вице-премьер, экс-чемпион, штабс-капитан .
  • Сложные слова, первая часть которых - начало слова, вторая - целое слово: медсестра (медицинская сестра), стенгазета (стенная газета) .
  • Существительные, первой частью которых является микро-, макро-, агро-, метео-, кино-, био-, авто- и др.: микробиология, автогонки .
  • Существительные, первая часть которых является глаголом на -и: сорвиголова .
  • Существительные, обозначающие жителей местности, даже если название местности пишется через дефис: Алма-Ата, но алмаатинец .

Запомнить: трудодень, трудочас, перекати-поле.

6. Правописание производных предлогов.

Производные предлоги образовываются путем перехода существительных в разных падежных формах, наречий и деепричастий в другую часть речи. При этом написание слова может измениться.

Чтобы отличить производный предлог от омонимичной самостоятельной части речи, следует посмотреть, можно ли задать к слову вопрос или само слово входит в состав вопроса.

Например: Ходить (как?) вокруг (наречие). Ходить (вокруг чего?) вокруг дома (производный предлог).

Если к слову можно задать вопрос, то это самостоятельная часть речи, если же слово само входит в состав вопроса, - это производный предлог.

Написание предлогов: напротив, впереди, возле, внутри, кругом, вдоль, вблизи, согласно, вокруг, насчет, вследствие, в течение, в продолжение, в заключение, в силу, ввиду, благодаря, несмотря на, невзирая на.

Следует различать производный предлог и наречие навстречу и существительное с предлогом на встречу. Если это существительное, то между ним и предлогом можно вставить слово:

Например: Бежать (как?) навстречу (наречие). Бежать (навстречу чему?) навстречу ветру (производный предлог). Бежать на встречу с другом (существительное с предлогом, так как можно: Бежать на долгожданную встречу с другом).

Правописание производных предлогов и омонимичных самостоятельных частей может совпадать (навстречу - навстречу), а может различаться. Следует запомнить:

Запомнить: иметь в виду.

7. Предлоги из-за, по-над, из-под, по-на всегда пишутся через дефис.

8. Правописание союзов.

Союзы также, тоже, чтобы, зато следует отличать от омонимичных им сочетаний так же, то же, что бы, за то. Союзы также, тоже, чтобы можно заменить на синонимичные и, для того чтобы. Союз зато синонимичен союзу но.

Например: Он тоже/также опоздал. (= и он опоздал).
Он невелик ростом, зато красив. (= Он невелик ростом, но красив).

В омонимичных сочетаниях частицы же и бы можно опустись или переставить в другое место. Кроме того, в таких сочетаниях на местоимения всегда падает логическое ударение:

Например: То же слово, да не так молвить. (То слово, да не так молвить.) В сочетании за то всегда следует уточнение за что.
Я благодарен ему за то (за что именно?), что он мне поверил.

Запомнить: во что бы то ни стало.

9. Правописание наречий и существительных с предлогами, местоимений с предлогами.

Такие наречия, как вверх, вниз, вдаль, ввысь, наголову, вслед, поэтому и т. д. следует отличать от омонимичных им сочетаний существительных c предлогом. Если данные слова не имеют зависимых слов, это наречия, если зависимые слова - существительные с предлогом.

Например: посмотреть вверх (наречие) - посмотреть в верх (чего?) дома (существительное с предлогом); уехать вдаль (наречие) - улететь в даль (чего?) небес (существительное с предлогом).

ДЕФИС В РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ

Правописание дефиса в существительных

Через дефис

1.С корнем пол- перед л, гласными и заглавными буквами: пол-литра, пол-Европы, пол-яблока.

2.Сочетание общего и специального названия: школа-интернат, дом-музей, член-корреспондент.

3.Названия промежуточных стран света: северо-запад, юго-восток.

4.Собственные наименования: Смирнов-Сокольский, Нью-Йорк, Ростов-на-Дону

Слитно

1.С корнем -пол- в остальных случаях и с корнем -полу -: полдороги, полдома, полночь, полуостров.

2.Сложносокращенные слова: Центробанк, завхоз, филфак, завкафедрой

3.Сложные слова с соединительными гласными о, е (е — после шипящих и мягких согласных, ц), а также и: листопад, пешеход, пятиклассник

4.Запомните: столетие, сороконожка, но: сорокаградусный.

Правописание дефиса в прилагательных

Через дефис

1.Образованные от существительных, которые пишутся с дефисом: северо-западный (северо-запад); юго-восточный (юго-восток).

2.Образованные сложением равноправных слов, между которыми можно вставить союзы и, не только... но и...: выпукло-вогнутые линзы (выпуклые и вогнутые); военно-медицинская академия (не только военная, но и медицинская).

3.Обозначающие цвет: темно-вишневый, бело-красно-голубой, светло-зеленый, изжелта-красный, иссиня-черный.

Слитно

1.Образованные от сложных существительных, которые пишутся слитно: лесопарковый (лесопарк); железобетонный (железобетон).

2.Образованные на основе словосочетания, в котором одно слово — главное, другое — зависимое: Древнерусский (Древняя Русь); темноволосый (темные волосы); дальневосточный (Дальний Восток).

3.Образованные с корнем полу-: полуночный, полувековой.

4.Образованные от существительного и числительного, которое стоит в первой части: пятиметровый, девятиэтажный, четырехкилометровый, сорокаминутный.

Правописание дефиса в местоимениях, наречиях и междометиях

Местоимения и наречия с -то, -либо-, -нибудь, кое- пишутся с дефисом

кое-кто кто-то кого-нибудь кто-либо

кое-чем чем-то где-нибудь кому-либо

кое-куда как-то куда-нибудь где-либо

кое-какой где-то с кем-нибудь куда-либо

кое-кому когда-то

кое-как сколько-то

кое-где какой-то

кое-когда куда-то

Запомните : если у слова есть предлог, кое- пишется раздельно.

Кое с кем, кое у кого, кое от кого, кое от чего.

Наречия

Через дефис

1.С приставкой по- и суффиксами

ому, -ему , -и (образованные от прилагательных и притяжательных местоимений):

— по-братски;

— по-латыни;

оделся по-новому (как?) (но: по новому пути (по какому?));

печет по-летнему (как?) (но: по летнему времени (по какому));

сделал по-вашему (как?) (но: по вашему мнению (по чьему?)).

2.С приставками во-, в- и суффиксами -ых, -и х (образованные от числительных):

— во-первых,

— во-вторых,

—третьих.

Слитно

1.С приставкой по-, но без суффиксов -ому, -ему, -и: повыше; поменьше;

поэтому (но: по этому пути (по какому?))

потому (но: по тому берегу (по какому?))

2.С приставками во-, в-, но без суффиксов -ых, -их: впервые, вовремя, вверх

3.Сложные, образованные повторением корней: точь-в-точь, мало-помалу, видимо-невидимо.

Запомните: бок о бок.

Наречия, частицы, глаголы с частицей -таки и все остальные части речи с частицами -ка, -то пишутся с дефисом.

все-таки сходи-ка сделал-то сама-то

прямо-таки

опять-таки

пришел-таки

неужели-таки

Запомните: Мы таки построили дом.

Дом таки построили.

Междометия, образованные путем повтора, пишутся с дефисом .

о-го-го, ой-ой-ой, ай-ай-ай, ей-же-ей

Задание 1

Образуйте от приведенных ниже слов наречия с приставкой по-, объясните их написание.

Новый, взрослый, старый, хороший, плохой, прежний, военный, особенный, летний, видимый, всякий, другой, наш, ваш, свой, настоящий, иной;

Детский, солдатский, пластунский, хозяйский, свойский, кавказский, французский, горняцкий, казацкий, немецкий, российский, польский, азербайджанский, голландский;

Помещичий, чиновничий, охотничий, ребячий, щенячий, казачий, волчий, кошачий, медвежий, верблюжий, заячий, лисий, попугаячий, обезьяний, вдовий, бабий.

Задание 2

Допишите наречия, образованные: 1) простым повтором; 2) повтором наречия с приставкой; 3) добавлением созвучного слова. Объясните их написание.

Еле-..., чуть-..., едва-..., сильно-..., тихо-..., перво-..., давным-..., видимо-..., всего-..., крепко-..., чисто-..., мало-..., волей-..., крест-..., по добру-..., шиворот-..., с бухты-..., точь-в-....

Задание 3

Образуйте от приведенных ниже слов сложные прилагательные, распределите их на две группы:1) с дефисным написанием, 2) со слитным написанием, составьте с ними словосочетания.

Образец: Техника и экономика - технико-экономический отдел.

1. Рабочие и крестьяне, справки и информация, высокий рост, широкие плечи, внешняя торговля, профессора и преподаватели, целлюлоза и бумага, юг и восток;

Научный и популярный, добродушный и хитрый, военный и спортивный, мелкий собственник, левый берег, общий для человечества, дальний бой, широкий экран, плавка меди, способный к труду.

2. Сходить с ума, лишиться ума, помрачить ум, любить себя, стремиться к центру, бежать от центра.

Соединяя слова, приведенные в первой и второй части, образуйте сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов.

1. Матовый, сероватый, жемчужный, снежный, лимонный.

2. Белый, черный, желтый, лиловый, изумрудный, пунцовый.

Задание 4

Образуйте от приведенных ниже слов сложные прилагательные, дайте их в словосочетании.

8 граней, 10 баллов, 12 этажей, 5 тонн, 7 звезд, 40 ведер, 100 лет, 200 метров, 90 дней, 489 литров, миллион голов, тысяча голосов, трое суток, один том.

Задание 5

Образуйте от следующих существительных сложные прилагательные, объясните их написание.

Северо-запад, юго-восток, Нью-Йорк, Павлово-Посад, Ясная Поляна, дизель-мотор, товарообмен, нефтепромысел, электропровод, лесостепь.

Задание 6

Составьте из приведенных ниже прилагательных и наречий подходящие по смыслу словосочетания, употребите их в предложении.

1. Истинно, жизненно, подлинно, чисто, мучительно, ослепительно, абсолютно.

2. Трудный, яркий, правдивый, научный, революционный, демократический, необходимый, народный, неизвестный, русские.

Задание 7

Распределите следующие примеры в три группы: а) сложные прилагательные со слитным написанием; б) сложные прилагательные с дефисным написанием; в) сочетания наречий с прилагательными (причастиями).

1. (Вечно) зеленые растения; 2. (греко) римское государство; 3. (древне.) римские полководцы; 4. (средне) суточный прирост; 5. (мелочно) белый пар; 6. (бело) снежная скатерть; 7. (резко) отрицательное воздействие; 8. (экологически); опасный проект; 9. (целлюлозно) бумажная промышленность; 10. (торгово) промышленный капитал; 11. (финансово) промышленные группы; 12. (диаметрально); противоположные взгляды; 13. (практически) ненужные советы; 14. (сердечно) сосудистая система; 15. (сине) фиолетовые волны; 16. (чисто) восточная мелодия; 17. (бесконечно)/ малые величины; 18. (абсолютно) неприемлемые решения; 19. (декоративно) прикладное искусство; 20. (электронно) вычислительные машины; 21. (народно) хозяйственный; 22, (естественно) научный; 23. (всемирно) исторический; 24. (всемирно) известный ученый.

Тест на эрудицию

Образуйте от приведенных ниже слов сложные прилагательные, придумайте с пятью из них (по выбору) предложения, с остальными словосочетания; подсчитайте очки.

Твердый камень, жестокое сердце, златые струны, длинная шея, злой умысел, непроницаемый для ветра, широкая листва, дубинная голова, свиная голова, лить чугун, плавить медь, курить вино, резать металл.

Тест на эрудицию

Распределите следующие написания в две колонки: а) сложные прилагательные, обозначающие одно цельное терминологическое понятие; б) сочетания наречий с прилагательными (причастиями); подсчитайте очки.

Образец: вечнозеленые растения и вечно синее небо. 1. (Быстро) растущие породы деревьев; 2. (Быстро) растущий юный город; 3. (Высоко) поставленные лица; 4. (Высоко) оценивший поэму критик; 5. (Глубоко) уважаемые наставники; 6. (Глубоко) чувствующий роль актер; 7. (Густо) населенный район, 8. (Густо) исписанные листы; 9. Привезли (дорого) стоящие товары; 10. (Дорого) стоивший ему обман; 11. Палата для (тяжело) раненых; 12. (Тяжело) раненный в грудь солдат; 13. (Высоко) продуктивная порода; 14. (Высоко) ценимая услуга; 15. (Все) побеждающая, ликующая сила; 16. (Всех и всё) прощающий взгляд; 17. (Ниже) стоящие инстанции; 18. Стоящие ниже по косогору дома; 19. (Выше) отмеченные неточности 20, Еще (выше) отмеченные на дереве насечки; 21, (Сильно) действующее лекарство; 22. (Сильно) подействовавшее лекарство.

Словарный диктант

Проверьте написание сложных существительных по словарю, выпишите отдельно трудные для вас случаи, запомните их.

Ум... настроение, ум...помрачение, земл...тр..сение, тысяч...летие, врем...пр..провождение, врем...исчисление, сорок...летие, сем...доля, сорок... ножка, девяностолетие, себ...стоимость, себ...люб, сума....шедший, (микро)процессор, (микро)элементы, (макро)явление, (мини)компьютер, (мульти)миллионер, (масс)медиа, (пресс)конференция, (видео)магнитофон, (грамм)молекула, (кило)байт, (стерео) звук, (видео)кас...ета, (социал)демократия, (социал)шовинизм, (ура)патриотизм, (пост)модернизм, (экс)прессионизм.

Словарный диктант

Проверьте написание сложных прилагательных по словарю, выпишите отдельно трудные для вас случаи, запомните их.

Пут...проводная м...гистраль, (маловероятное происшествие, (правоохранительные мероприятия, (ниже)следующие д...р...ктивы, (много)ступенч...тая ракета, (с/ног)сшибательная г...потеза, (старо)обрядческие р...туалы, болезнетворные бац..л...ы, (нежно)зеленая растительность, (высоко)поставлен...ый чиновник, ум...помрачительное сообщение. (двояко)дыш...щее земн...водное, (длинно)ше... животное, лучеобразное спл...тение, (вагон...о)паровозное депо, (вагон...о)ремонтный завод, (народно)хозяйственный об...ект, (всемирно)историческое значение, (дальн...)зоркий старич...к, (вокально)инструментальный ансамбль, (электронно)вычислительное устройство, (изжелта)зеленый (полу)шалок, (мало)знач...щие выводы, ((Дд)альн...)восточный воен...ый округ, 203-мил...иметровое (дальн...) бойное орудие, (многоопытный) программист, (средн...)европейская р...внина, (сорока)ведерная ц...стерна.

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ И ЗАДАНИЯ

Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, обратите особое внимание на написание сложных прилагательных и сочетаний наречий с прилагательными.

/Темно/синее, как море в грозу, сверкающее бездон...ое небо увидели Гусев и Лось, выл...зая из ап...арата. Пылающее, к...сматое солнце стояло высоко над Марсом. Потоки хрустального синего света были прохладны. /Ослепительно/ сияющий свет исходил в /густо/ синей высоте. Покалывало грудь, стучала кровь в висках, но дышалось легко.

Ап...арат лежал на /оранжево/ апельсиновой плоской равнине. Повсюду, словно /семи/ свечники, бросая резкие лиловые тени, стояли высокие кактусы. Подувал легкий ветерок.

Лось и Гусев долго озирались, потом двинулись вперед. Идти было необычайно легко, хотя ноги вязли по щиколотку в рас...ыпающейся почве.

Шли около /полу/ часа. Перед глазами рас...тилалась всё та же оранжевая равнина. Когда повернули к югу, Лось стал просматриваться, словно что-то соображая, вдруг остановился и произнёс:

Алексей Иванович, почва-то ведь вспахан...ая.

Действительно, теперь ясно были видны широкие, /полу/обсыпавшиеся бор...зды пашни и /безукоризненно/ правильные ряды кактусов. Постепенно кактусы становились выше, гуще, добротнее. Проходилось осторожно проб...раться в их живой колючей чаще. Из-под ног выб...гали /много/ногие /ярко/ оранжевые ящ...рицы. Несколько раз в гуще лапч...той зар...сли скользили, кидались в сторону какие-то щ...тинистые клубки. Здесь шли медленнее. Кое-где по откосам были ра...бросаны /низко/ рослые, подобные /высоко/горным соснам, деревья. Вдали, на /северо/западе, поднималась тр...да острых и неровных гор. На в...ршинах св...ркал снег.

Они стояли ещё некоторое время. Равнина была пустын...а и печальна. И вдруг они увидели, как сущ...ство, с...девшее около ап...арата, по...скочило, раскинуло длинные п,..р...пончатыекрылья, с треском поднялось и, оп...сав /полу/круг, взмыло над людьми.

Это было то самое сущ...ство, что они давеча приняли за птицу. Раскрыв рот, Гусев гл...дел на /чудо/птицу описывающую круги в /кубово/ синем небе. Странная птица снижалась. Теперь легко было различить /человеке/ образное существо, с...дящее внутри л...тательного ап...арата. Неожиданно показалась голова марсианина в пр...чудливой шапке с длинным к. ..зырьком. На глазах - очки. Лицо /темно/коричневое, узкое, сморщ...нное, с острым носом. Он раз...вал рот и пищал что-то. Затем часто зам...хал крыльями и скрылся за горизонтом.

/По А. Толстому/

(В)начале следующего дня я увидел (на)право указан...ую мне широкую д...лину. (Не)сколько дощатых домов, бл...стя (светло)желтой др...в...синой, расположились на взгорь..., у поднож..я листвен...иц.

Я уверен...о направил коня к дому художника. Я был принят дружелюбно и гост...пр...имно. Мастерская - просторная (не)окле...ная обоями комната с большими окнами - занимала (пол)дома. Стены мастерской были увеш...ны причудливыми п...йзажами, из которых один пр...влек мое пр...стальное внимание.

Картина (не)пр...вычно ярко светилась в лучах заходящего солнца своими густыми красками. (Син...вато)серая гладь озера, занимавшего переднюю часть картины, дыш...т холодом и м...лчаливым покоем. Большая голубая льдина пр...ткнулась к берегу у самого повален...ого (в)кось дерева. Два ни...ких ист...рзан...ых ветром кедра поднимают свои (вечно)зеленые ветви, словно вознесенные к небу руки. На задн...м плане прямо в озеро обрываются (бело)снежные кручи зазубрен...ых гор. В центре картины поднимается (трех)гранная алмазная пирамида, стоящая на фундаменте, каменные ступени которого гиган...ской лес...ницей спускаются к дальнему концу озера. У поднож...я конус...видной горы поднималось (зеленовато)белое облако, излучавшее слабый свет.

Перекрещивающиеся отражения этого св...чения и (ослепительно)яркого света от сверкающих снегов давали длинные полосы теней почему-то (изжелта) красных оттенков. Такие же, только более густые, до кровавого тона, пятна виднелись в изломан...ых облаках пр...брежных скал. Над камнями вставали всклочен...ые, похожие на огромные человеческие фигуры, столбы (синевато) зеленого дыма или пара, пр...дававшие зл...вещий и фантастический вид этому лан...ша...ту. Почти мистический ужас стал закрадываться в мото душу, но охотник успокоил меня своим дальнейшим рас...казом.

/ По И.Ефремову!

Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Другие берега

Проснешься, бывало, летним утром и сразу в отр..ческом трепете смотришь, какова щ...лка между ставнями? Если (в...дянисто)бл...дна, то валиш...ся назад на подушки: не стоит и рас...тв...рять ставни, за которыми заранее видишь всю д..садную картину: свинц...вое небо, р...бую лужу, пот...мневший гравий и (прежд...временно) блеклый др...весный листок, (плоско) пр...липший к мокрой садовой скамейке.

Но если ставни щурились от (осл...пительно) р...систого св...рканья, я (тот) час же пр...нуждал окно выдать свои сокр...вища - и (в)миг комната зал...валась светом. Пронзен...ая солнцем б...резовая листва пор...жала прозрачностью, какая бывает у (светло)зеленого винограда, еловая же хвоя барх...тно выделялась на (пронзительно) яркой синеве.

С...здетства утрен...ий блеск в окне говорил мне одно и только одно: есть солнце - будут и бабочки. Началось же все это тогда, когда я, (семи)летний, увидел на кусте перси...ской сирени за в...рандой флиг...ля первого своего м...х...она. Великолепное (бледно) ж...лтое нас...комое, в черных и синих ступенчатых пятнышках, с попугаяч...им гла...ком над каждой из парных (черно) палевых шпор, свешивалось с накл...ненной (малиново) лиловой грозди и, уп...ваясь ею, все время суд...рожно хлопало гр...мадными крыльями.

Бывало, большая (гл...нц...вито) красная гусеница переходила тр...пинку и оглядывалась на меня. А вскоре я нашел на п....рилах п...радного крыльца крупного замш...вого с цепкими лапками сфинкса, которого моя мать усыпила для кол...екции при помощи эфира.

/По В. Набокову/

Факультативное задание

Прочитайте еще раз внимательно приведенный выше текст. Изложите содержание текста, максимально сохраняя авторские определения и эпитеты.

Дополните изложение рассказом о своих впечатлениях от встреч с яркими, необычными явлениями в природе. Употребите в своем рассказе сложные прилагательные.

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ НА ЭРУДИЦИЮ

Прочитайте внимательно следующий текст, вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, выпишите: в группу А - примеры раздельного написания наречий с прилагательными (причастиями); в группу Б - сложные прилагательные с дефисным написанием, группу В - сложные прилагательные со слитным написанием.

Пара гнедых

Все глядели туда, куда показывал мой отец. По улице двигался высокий воз, пара гнедых, небрежно поп...рая пыль хрупкими ногами, тянула его. Рядом прямо вышагивал человек. Рукава полотнян..ой не по-деревенски белой рубахи засучен. ..ы, высокие сапоги начищен...ы, шляпа на затылке - Антон Ильич Коробов.

Он был не бедней соседа. Кулак, никакого сомнения. Имел две лошади. Таких коней не было ни в нашем селе, ни в соседних, да были ли лучше на всем свете? Лучших и представить нельзя.

Они л...снились так, что казались выкупан...ыми. Их спины и крупы отл...вали (глубин...о) тусклым золотом. У них, гладких, узкие морды с пугливыми ноздрями и крупными, влажными, горячими глазами. У них широкие, (бронзово)литые крупы, а под ними сухие, тонкие ноги, кажется, вот-вот под тяжестью крупов хрус...нут у бабок. На точен...ых ногах одной - белые носки, и даже копыта у нее розовые.

Я тайно и безумно любил этих коней - каждую их лощен...ую ш...рстинку, каждое их (бого)подобное движение, позвякивание их сбруи, призрачный стук их невесомых копыт на рыси. Я никогда досыта не мог на них наглядеться.

А временами любил - ничего не мог с собою поделать! - их хозяина, Антона Коробова, когда тот перед закатом проезжал по селу на своей паре, сквозь золочен...ые лучи ни...кого солнца. И всегда случалось это внезапно.

Они возникали посреди улицы - громадные, (переливисто) лоснящиеся, (победно) сильные, столь (одинаково) выгнувшие шеи, столь (согласован...о) попирающие землю ногами, что казалось: бежит не пара, а одно-единственное до ужаса великолепное существо.

А позади него, выкинув вперёд руки, величаво откинувшись назад, шел он, повелитель! он, бог! Ступал легкий, статный; ворот (именин...о) чистой рубахи распахнут на груди, сапоги бл...стят (глянцево) черными г...ленищами, рот открыт в улыбке.

Как я хотел походить на него! Ведь бога нельзя не любить! И его любили дети и собаки, да и прочие животные. Рассказывали: однажды мой герой подошел к ра...свир...певшему быку, только что разбившему телегу и ранившему лошадь. Подошел, поч...сал его, как собаку, за ухом, взял его за кольцо в носу и отвел в стойло.

/По В. Тендрякову/

Изложение с элементами сочинения

Внимательно прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, объясните написания. Передайте содержание отрывка, используя как можно больше употребленных в нем прилагательных и причастий. Дополните ваше изложение известными вам фактами из творческой биографии Сергея Васильевича Рахманинова, своими впечатлениями от любимых вами произведений С. В. Рахманинова.

Сирень

I. Странное то было лето. Все в нем перепуталось. На исходе мая листва берез оставалась по-весен...ему слабой и нежной, (изжелта)зелен...й, как цыплячий пух. Черемуха расцвела лишь в первых числах июня, а сирень еще по...же. Такого не помнили ивановские ст...р...жилы.

Сильные грозовые ливни, неположен...ые в начале июня - их время в августе, когда убран...ы хлеба, усугубили сумятицу в мир...здании. И сирень зацвела вся разом, вскипела за одну ночь и во дворе, и в ал...еях, и в парке. А ведь положено так: сперва зацвета...т белая, голубая, розовая отечествен...ая сирень, ее рослые кусты теснятся меж флиг...лями и к...нюшнями; через пять-шесть дней залилове...т низкая перси...екая сирень с (приторно)душистыми свешивающ...мися соцветиями, а через неделю распускается от...гощен...ые кистями ветви венгерской сирени с самыми из...скан...ыми (блекло)фиалковыми грозд...ями.

II. ... Рахманинов пробирался сквозь кусты сирени. От былого велик...лепия остались ре...кие цветочки, издававшие ре...кий прян...ый запах. Он сорвал влажный лист и разж...вал. Невыносимая горечь наполнила рот.

Медлен...о ц..пляясь за ветви сирени, проплыла паутина-предвестница осени. Долго и трудно вызр...вало это лето, чтобы взорваться буйным цветением. И так рано и быстро оно угаса...т. Ну и бог с ним! Он узнал, что такое музыка. Он искал ее вовне, а она звучит внутри него самого. И сейчас он ощущал в себе ёмкость органа. Что-то нагнеталось, вызр...вало в громадных п...лостях. Будет твориться музыка, зазвучит не заладившийся в последнее время мучительно вынашива...мый фортепианный концерт.

ОБЖ