Краткая история школьного географического образования и методики преподавания географии в россии. Цели обучения географии Все материалы разбиты по классам

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение географии 210 учебных часов за два года обучения в старшей школе, т.е. в 10-м и 11-м классах, и предусматривает возможность включения географии в два модуля - социально-экономический и естественно-географический.

Цели обучения географии на профильном уровне. Школьная география - это единственный учебный предмет, который рассматривает прямые и обратные связи между природными и социально-экономическими объектами, явлениями и процессами в условиях современной цивилизации, которые оказывают грандиозное воздействие на окружающую людей географическую действительность.

Расширение и углубление взаимодействия человека с окружающей средой, обострение экологического конфликта между обществом и природой, истощение природных ресурсов обусловливают интеграцию различных дисциплин в познании географического пространства. Практически все дисциплины, входящие в географическую науку, рассматривают те или иные аспекты целостного геопространства.

Изучение курса географии на профильном уровне позволяет максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии как учебного предмета, помогает выпускникам на основе системы географических знаний, умений, навыков самоопределиться в стремительно меняющемся окружающем мире, продолжить свое образование в выбранной области.

Изучение географии в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей.

- освоение системы географических знаний для понимания предмета и задач современной географической науки, ее структуры, тенденций развития, места и роли географии в жизни общества, решения его проблем, для подготовки к продолжению образования в выбранной области;

Рис. 13.1.

  • (по И. В. Рябцевой) 1
  • 1 Рябцева И. В. Методика предпрофильной подготовки школьников в системе географического образования: монография. Новокузнецк, 2011.
  • - овладение умениями решать комплексные задачи, требующие учета географической ситуации на конкретной территории, моделирования природных, социально экономических и геоэкологических явлений и процессов с учетом пространственно-временных условий и факторов;
  • - развитие географического мышления для ориентации в проблемах территориальной организации общества, его взаимодействия с природой, навыков грамотного решения бытовых и профессионально ориентированных задач;
  • - воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам, социально ответственного отношения к окружающей среде в ходе повседневной трудовой и бытовой деятельности;
  • - приобретение компетентности: в сфере элементарного метеорологического, геологического, гидрологического, ландшафтного, геоэкологического моделирования и прогнозирования; использования разнообразных географических знаний и умений в быту и в подготовке к будущей профессиональной деятельности; обеспечения личной безопасности, жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды.

Курс географии на профильном уровне призван завершить формирование географической компетентности выпускника школы. Основополагающими признаками географической образованности выпускника средней школы являются следующие:

  • - осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, техногенно-природных, техногенных процессов, объектов;
  • - умелое применение знаний и навыков в субъективно-объективной деятельности, в том числе в природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований в геопространственной реальности;
  • - умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды для выработки личностной ценностноповеденческой линии в сфере жизнедеятельности.

Формирование географической компетентности учащихся на профильном уровне служит достижению соответствия географического образования реальностям окружающей среды в личностном, общественном, территориально-пространственном измерениях.

Первый раздел - «География как наука» (не менее 30 часов). Учащиеся рассматривают историю формирования географических идей и современные тенденции в развитии географической пауки. Изучаются структура современной географии и представления о географической картине мира. Составляются простейшие географические прогнозы.

Второй раздел - «Введение в общую географию» (не менее 30 часов). Изучается теория геопространственных систем. Внимание акцентируется на тенденциях изменения географического пространства и вопросах его экспертизы, мониторинга и управления. Рассматриваются особенности географического пространства России и взаимосвязи природы, хозяйства, населения, экологических проблем родного края (своей местности) на основе непосредственных наблюдений, экскурсий, экспедиций, походов и других источников географической информации (статистических, аудиовизуальных, электронных, литературных).

Третий раздел - «Введение в физическую географию» (не менее 30 часов). Изучаются важнейшие географические особенности Земли как планеты. Рассматриваются этапы развития географической оболочки, ее составляющих и представлений о ней. Теоретической основой раздела является учение о геосистемах. В практической части предусматривается решение ландшафтно-экологических задач, составление географических характеристик природных и природно-антропогенных комплексов разного ранга.

Четвертый раздел - «Введение в геологию» (не менее 10 часов). Учащиеся знакомятся с предметом и задачами геологии, спецификой геологических исследований. Обосновывается практическое значение геологических знаний для обеспечения человечества минерально-сырьевыми ресурсами, инженерно-хозяйственной деятельности. Производятся простейшие геологические съемки своей местности.

Пятый раздел - «Введение в экономическую и социальную географию» (не менее 50 часов). Представляется система общественно-географических дисциплин, включая не только экономическую и социальную географию, но также политическую географию и геополитику, регионове- дение и страноведение. В практической части предусмотрено составление комплексных географических характеристик различных территорий, учебное моделирование и проектирование развития и размещения населения и хозяйства России в будущем республики, края, области, города, своей местности.

Шестой раздел - «Природопользование и геоэкология» (не менее 30 часов). Подчеркивается вклад географии, геологии, геохимии, экологии в познание окружающей среды. Рассматриваются этапы развития геоэкологических знаний в эпоху научно-технического прогресса. Изучаются процессы в окружающей среде, вопросы управления качеством окружающей среды. Анализируются неблагоприятные для человека проявления геоэкологических процессов (на примере своей местности).

Основные формы организации учебного процесса. Важнейшая особенность процесса обучения состоит в опоре на предшествующую подготовку учащихся по физической и экономической географии, а также смежным наукам (истории, обществознанию, биологии, физике, химии и математике).

При обучении географии на профильном уровне лекционно-семинарско- зачетные занятия могут и должны проводиться в значительно большем объеме, чем в основной школе, в связи с более зрелым возрастом учащихся. Они могут усваивать более обобщенные теоретические понятия во время лекции и на семинарах.

Важное место должно занимать проектное обучение в связи с его лич- ностно ориентированной направленностью. В технологии проектного обучения имеются широкие возможности для формирования опыта творческой деятельности учащихся и эмоционально-ценностного отношения к миру.

Авторы профильных курсов отмечают, что при изучении учебного материала целесообразно проводить уроки-диспуты, дискуссии , организовывать публичные выступления , составление текстов , отчетов , презентаций х. Эти формы учебной работы способствуют формированию коммуникативной компетенции (умение излагать свою точку зрения и отстаивать ее, умение излагать материал устно и письменно, умение сотрудничать и работать в группе, умение слушать собеседника).

Дифференцированный подход к учащимся реализуется с помощью системы разноуровневых творческих заданий. Знания по изучаемым вопросам могут быть значительно расширены с помощью статистических материалов, дополнительной литературы, материалов различных интернет-источников.

Широкое применение в профильном обучении должны иметь игровые технологии обучения. Проведение деловых игр позволяет не только осваивать базовые географические понятия, но и способствует формированию логических, коммуникативных, организационных умений.

Требования к уровню подготовки выпускников. В результате изучения географии на профильном уровне ученик должен:

  • 1) знать/понимать :
    • - особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции; значение географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человеческого общества;
    • - смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование, территориальные системы, комплексное географическое страноведение и регионализм, развитие географической оболочки, природопользование и геоэкологию, географическое разделение труда;
  • 2) уметы.
  • - применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;
  • - характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;
  • - проводить учебные исследования, моделирование и проектирование территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки;
  • - решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы;
  • 3) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
    • - для анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов в условиях планирования их развития;
    • - описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;
    • - геологического обоснования инженерно-хозяйственной деятельности, техногенного воздействия на земную кору;
    • - понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области.
  • Холина В. II. Программа курса «География. Профильный уровень» // Географияв школе. 2010. № 5. С. 37.

Линия УМК В. П. Дронова. География (Роза ветров) (5-9)

Линия УМК В. П. Дронова. География (Роза ветров) (10-11) (баз.)

География

Современное географическое образование в школе: вопросы и ответы

Издательский дом «Первое сентября» провел вебинар, посвященный будущему географического образования в России. Его участниками стали Виктор Дронов, доктор географических наук, академик ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», автор учебников по географии корпорации «Российский учебник», научный сотрудник Центра социально-гуманитарного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», руководителя федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по географии Вадима Барабанова и заведующего кафедрой «Экономическая и социальная география имени академика РАО В.П. Максаковского» МПГУ Александра Лобжанидзе.

В этом году в ходе выступления на заседании попечительского совета Русского географического общества президент Владимир Путин призвал вернуть уроки географии во все классы средней и старшей школы, впервые была проведена Всероссийская Проверочная работа по географии среди учащихся 10 или 11 классов. В экспертных кругах все чаще стали обсуждать вопросы географического образования школьников

Пути повышения качества географического образования

Сегодня в числе актуальных решений - увеличить количество часов по предмету в 5-6 классах. Виктор Павлович Дронов, доктор географических наук, академик ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», автор учебников по географии объединенной издательской группы «ДРОФА-ВЕНТАНА», которая входит в корпорацию «Российский учебник» , отмечает: увеличения часов по географии ждать не следует, в том числе, потому что эти часы неоткуда брать. Содержание предмета сложно ужать в формальные и временные рамки. Решением проблемы можно считать дополнительные формы получения знаний, а именно - выход в так называемую «зеленую школу».

«Существует система, к которой сейчас идет весь мир: на уроках дается только самое главное, а остальные знания подаются с помощью множества других видов деятельности в различных форматах. Количество часов в этом случае всегда жестко ограничено», - рассказывает Виктор Дронов.

Реализация системно-деятельностного подхода

Важно, чтобы ученик был успешен в деятельности и увлечен предметом. Отмечается, что сегодня средства обучения приобрели достаточно большое значение. Однако в современной географии необходимо использовать и геоинформационную систему (ГИС), без которой само существование географии на данном этапе невозможно. Не стоит забывать, что одна из главных функций географии - применять полученные навыки в жизни.

Роль электронных форм учебников в географическом образовании

Педагоги и эксперты в области географического образования сходятся во мнении: у достаточно большой потенциал. Однако данный формат материала должен быть методически отобран. Эксперты отмечают, что применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках и обучение полезным технологиям поможет педагогам сделать урок более деятельностным, эффективным и интересным.

Экология как самостоятельный предмет

По мнению педагогов, в мировой практике экологическое образование реализуется как метапредметное, поскольку его сложно отделить от биологии, географии, химии и ОБЖ. Основное назначение географии - учить взаимоотношению человека и окружающей среды. Специалисты отмечают, что экология возможна только как составная часть общей географической культуры - ученики узнают на уроках о взаимодействии общества и природы, о возможных подходах улучшения экологического состояния окружающей среды в результате хозяйственной деятельности человека.

Суть концепции географического образования

Сейчас мы находимся на стадии, когда формируются пути развития школьной географии, уже разработана и находится на утверждении Концепция географического образования. Первые попытки определить стратегию развития географического образования были 17-18 лет назад, когда была разработана Концепция школьного образования, рассчитанная на 12 лет. Поскольку многое изменилось, формы подачи учебного материала требуют переосмысления. Концепция посвящена тому, как будет развиваться география в новых условиях.

Задания к контурным картам переработаны с учетом обновленного содержания атласа. Систематическое использование контурных карт на уроке и при выполнении домашних заданий способствует более прочному усвоению учебного материала, формирует как целостное восприятие конкретной территории, так и умение выделять её специфические особенности. Издание прошло рецензирование Комиссии Русского географического общества по географическому и экологическому образованию. Содержание контурных карт разработано в соответствии с требованиями ФГОС. Контурные карты являются универсальным продуктом и могут использоваться как часть любого учебно-методического комплекта.

Структура и содержание географического образования в средней школе

Проект образовательного стандарта – ж. «География в школе» №6, 1993 – основной документ, регламентирующий содержание и структуру курса школьной географии.

Школьная география включает физическую (относящуюся к предметам естественнонаучным) и экономическую географию (относящуюся к гуманитарным наукам). Изучаются элементы других наук, тесно связанные как с землеведеньем, так и с региональной географией – климатологии, геологии, океанографии, палеогеография, демография и др. Объединяющий характер носят страноведенье и картография. Содержание курсов в основном разработано в 60-е годы, но постоянно совершенствуется, что находит отражение в новых учебниках и программах. В основе курса лежит логика, которая обеспечивает последовательность формирования научных знаний, их расширение и углубление, усвоение ЗУН. Логика учитывает взаимозависимость между науками, составляющими основу школьной географии. Поэтому физ. география изучается раньше экономической. Т.к. при изучении отдельных регионов исходят из общих закономерностей, то изучение общих положений землеведенья предшествует изучению региональной географии.

При изучении географии используется комплекс методов. Наиболее общим является диалектический. К комплексу методов относится картографический, наблюдение, экспедиционный, лабораторный анализ, эксперимент, математические и статистические методы.

Структура курса:

В зависимости от учебного заведения, профильности и на основе вариативной части могут быть изменения учебного плана.

Курс географии насыщен практическими работами, обеспечивающими активность, самостоятельность учащихся, развивающих творчество и способствующих сознательному усвоению ЗУН.

Основное направление совершенствования курса школьной географии- усиление научности и обеспечение доступности, изъятие усложнённой и второстепенной информации, усиление развивающего и воспитательного потенциала. (См. материалы курса «Научные основы школьной географии»).

Один из принципов построения курса географии – учёт широких межпредметных связей. Он позволяет не включать в содержание ряд сведений, известных из других дисциплин, а опираться на них. Но имеет место рассогласованность между программами разных дисциплин.

В современной географии при определении содержания делается упор на краеведческий материал и увеличение доли экологических вопросов (в основном из области природопользования и ресурсоведения).

В программы вводится региональный компонент, который обеспечивается выпуском учебных пособий и методических руководств.

Особенность традиционной программы – отражение структуры географической науки в структуре школьной географии. Она имеет линейно-ступенчатое построение. Каждый курс изучается в течении одного года. Обеспечивается преемственность между курсами, постепенное усложнение учебного материала и формирование системы знаний.

География – дисциплина, которая одновременно исследует проблемы окружающей среды и общества, она тесно связана с экономикой, демографией и социологией. Это позволяет говорить о значительной роли дисциплины в образовании, развитии и воспитании школьников.

Цели географического образования широки и многообразны. Они определяются тремя направлениями:

образовательные воспитательные развивающие
Формирование знания основ географических наук, рационального природопользования, Раскрытие роли географ. наук в решении народно-хозяйственных проблем, Способствование экономич. и экологич. воспитанию, овладению методами учебной работы, самообразованию. Способствование нравственному воспитанию учащихся, воспитанию экологической культуры, чувства патриотизма. ответственности за судьбу родного края, страны. Способствовать формированию активной жизненной позиции, ориентации в выборе жизненного пути. Эстетическое воспитание. Способствовать развитию мышления, памяти, воображения, речи, наблюдательности, др. интеллектуальных качеств, развитию познавательного интереса, умения решать геогр. проблемы, вырабатывать комплексный подход к явлениям и процессам, умение мыслить пространственно.

Изучение географии должно быть максимально приближено к реальности, направлено на осмысление окружающей действительности, текущих событий, современного международного положения.

Одной из основных задач является осмысление природных и общественно-экономических закономерностей.

Важным является осмысление терминологии, развитие умения работать с картой.

Современное обучение ориентировано на ученика, поэтому в практике широко используются технологии дифференцированного обучения, элементы программированного, проблемного, индивидуальный подход, личностно-ориентированное обучение.

Основные компоненты содержания географического образования.

Школьная география включает знания, умения, мировоззренческие идеи, опыт творческой деятельности, который полностью не разработан.

Знания - идеальное воспроизведение объективной действительности.

Сегодня повышение научного уровня школьной географии идёт за счёт увеличения доли теоретических знаний.

Понятия - форма логического мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения объектов и явлений.

Представления – зрительные образы географических объектов, связанные с понятиями. Ведущую роль имеют пространственные представления.

Причинно-следственные связи – выражают причинные отношения между объектами, явлениями, процессами.

Закономерности - отражают наиболее существенные, повторяющиеся и устойчивые связи между географическими объектами, явлениями, процессами.

Теории – обобщение опыта общественно-производственной и научной деятельности людей, выражающие основные закономерности развития в той или иной области природы и общества.

Факты – географическая номенклатура, сведенья, данные.

В психологии, педагогике и методике нет однозначного определения понятий умений и навыков. Поэтому, мы рассмотрим концепцию Кабановой-Меллер Е.Н. обобщённых приёмов и умственного развития учащихся.

В данной концепции «приёмы учебной работы» - это способы, которыми учащиеся решают учебные задачи. Они могут быть изложены в виде инструкций, правил.

Умения – это способы деятельности посредством которых учащиеся оперируют полученными знаниями, приобретают новые и применяют их при решении учебных задач. Их применение требует обдумывания и не характеризуется автоматизмом.

Навык отличается автоматизмом, в его основе лежит учебный приём, использование которого не требует обдумывания.

Таким образом, умение является первым этапом формирования навыка. Показателем усвоения приёмов, умений и навыков служит их перенос, т.е. использование в решении новых задач. Сложный перенос требует перестройки приёма для решения задачи. Основные умения, которыми должны овладеть школьники, изложены в стандарте географического образования.

Мировоззренческие идеи – это идеологическое обобщение имеющихся конкретных географических знаний. Примером может служить идея, отражающая диалектические взгляды на природу – тесная взаимосвязь всех компонентов природы, постоянное развитие и изменение природы. Идеи отражающие роль антропогенного фактора в формировании окружающей среды, необходимости её охраны.

География в школе всегда была и продолжает оставаться важной мировоззренческой дисциплиной. К ведущим идеям школьных курсов географии относят:

I. Идеи, отражающие проявление основных черт и законов диалектики в географической оболочке (ГО) и ее частях:

Географическая оболочка - качественно своеобразная материальная целостная система взаимопроникающих и взаимодействующих геосфер; в ней все находится в движении, изменении, развитии; взаимодействие компонентов ГО проявляется в обмене веществ и энергии;

Географическая оболочка неоднородна в своей структуре:
каждая ее часть (зональные и азональные природные компо­ненты) имеет свои индивидуальные особенности и вместе с тем ей свойственны общие закономерности развития;

Географическая оболочка - саморазвивающаяся система, усложняющаяся в вещественном составе и процессах; ей свойственно изменение во времени и пространстве вследствие противо­речивых воздействий внутриземных и внешних источников энергии.

II. Идеи, отражающие проявление законов диалектики в
экономико-географической действительности:

Все элементы, составляющие хозяйство, все процессы, протекающие в нем, взаимосвязаны между собой;

Хозяйство - это система, находящаяся в постоянном развитии и характеризующаяся отмиранием старого и проявлением нового.

III. Идеи, охватывающие проблему "природа и общество":

Человек как часть природы;

Природные условия Земли разнообразны, неодинаково их влияние на хозяйство разных ее территорий;

Роль природы, степень ее влияния на развитие и размещение хозяйства исторически меняются;

Человек как фактор, воздействующий на природу в процессе своей хозяйственной деятельности и ее изменяющий.

Опыт творческой деятельности – это надпредметное содержание, умственные действия разного характера (обобщение, классификация, умозаключения …).

И.В.Душина, Г.А. Понурова указывают также на опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, который включает взгляды, убеждения, идеалы, ценностные ориентации, мотивы деятельности, нравственные проблемы.

Методы обучения географии.

Проблема методов обучения является одной из центральных. В современной дидактике существует убеждение о комплексном подходе, который учитывает функции методов и реализацию целей обучения (образовательных, развивающих, воспитательных).

Существует множество классификаций методов обучения.

По способам приобретения знаний,

По общим методам научного познания,

По дидактическим целям…

Исторически сложилась классификация по источникам знаний – словесные методы, наглядные, практические. Она не учитывает уровень познавательной деятельности учащихся.

По характеру познавательной деятельности учащихся, выделяют 5 методов обучения

Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный),

Репродуктивный,

Проблемное изложение,

Частично-поисковый, исследовательский.

Под методом обучения понимают (Панчешникова Л.М.) способ вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками, формирования их мировоззрения и развития познавательных способностей. И.С.Матрусов определяет метод обучения как совокупную деятельность учителя и учащегося, которая обеспечивает освоение учащимися учебного содержания и на его основе развитие и воспитание последнего.

Характеристика методов обучения.

Объяснительно-иллюстративный . Используется для организации усвоения знаний учащихся. Учащиеся запоминают готовую информацию – чтение учебника, прямой информации с карты (например, климатических поясов), устное изложение материала учителем, подбор учащимися необходимых сведений из таблиц и графиков…

Репродуктивный. Используется для применения знаний и умений по образцу. Например, самостоятельные задания, предлагаются школьникам из темы в тему – определение географического положения материка. Это задания с использованием типовых планов, инструкций.

Проблемное изложение . Метод проблемного изложения используют для показа образца доказательного решения проблемы. Учитель формулирует проблему и сам её решает через научное рассуждение. Например, формирование островных дуг современных Японских островов.

Частично-поисковый . Используется для приобщения школьников к творческой деятельности с помощью проблемных или творческих заданий, способ решения которых ученикам заранее не известен. Основная форма данного метода – эвристическая беседа. Например, почему в пустыне Атакама выпадает всего 3 мм. Осадков в год, несмотря на то, что она лежит на побережье?

Ученики не могут сразу ответить, учитель делит вопрос на несколько подвопросов –

В каком климатическом поясе лежит пустыня?

Какое течение располагается вблизи побережья?

Как холодное течение влияет на ВМ?

Затем учитель снова предлагает основной вопрос и получает ответ.

Исследовательский. Имеет сходную цель с предыдущим, но ученики решают проблему не поэтапно, а в целом. Школьники не только решают проблему, но и определяют пути поиска знаний. Это ведёт к развитию творчества, мышления, формирует интерес к предмету, помогает овладеть методами научного познания. Например, задания на уроке:

Какой район России наиболее благоприятен для жизни населения и почему?

Где в Сибири вы бы проложили новую дорогу и почему, с какими трудностями столкнулись строители?

Почему Охотское море холоднее Баренцева, хотя располагается южнее?

Большое значение имеет использование в обучении проблемного подхода.

Суть проблемного обучения в систематическом включении учащихся в процесс поиска решения новых задач, в результате чего они учатся самостоятельно получать знания, применять ранее усвоенные и овладевают опытом творческой деятельности.

Проблемой называется задание, способ выполнения которого или результат заранее не известен, но ученик обладает исходными ЗУН для того, чтобы осуществить их поиск.

В психологии и дидактике существует понятие проблемная ситуация, Это ситуация, вызывающая у учащихся осознанное затруднение, путь решения которого следует искать. Но не всякая проблемная ситуация становится проблемой, хотя каждая проблема содержит проблемную ситуацию, Нередко встречаются в практике обучения вопросы учителя, понятные по содержанию, создающие затруднения, но поиск ответа на которые учащимся недоступен. Тем самым создаётся проблемная ситуация не переходящая в проблему.

Так, учитель спрашивает учащихся, почему высоко в горах человек заболевает горной болезнью. Если этот вопрос задан до изучения соответствующей темы, то при всей ясности вопроса это будет только проблемной ситуацией, разрешение которой в значительной мере ляжет на плечи учителя. Если же он задаст вопрос после изучения темы, то он явится и проблемой, доступной учащимся.

Проблема отличается еще и тем, что для ее решения не указываются точно условия поиска, исходные данные. Все это должен определить решающий. Поэтому проблема может иметь множество решений. Но всякая проблема принимает форму задачи, хотя не всякая задача носит проблемный характер. Проблемная, или поисковая, задача представляет собой задание, содержащее условие, из которого надо исходить, вопрос или требование, и возможность ее решения на основе имеющегося условия путем самостоятельного поиска.

Внедрение проблемного обучения обеспечивает выполнение им трех функций: 1) глубокое усвоение знаний на уровне их творческого применения, 2) овладение методами познания и научного мышления, 3) овладение опытом, операциями творческой деятельности.

Поисковые методы, рассмотренные выше, довольно широко используются при проблемном обучении, которое предполагает последовательно и целенаправленно выдвигать перед учащими­ся познавательные задачи, разрешая которые они под руковод­ством учителя усваивают новые знания. Познавательные про­блемы ставятся перед учащимися с помощью формулирования задач, наиболее характерных для школьной географии. Эти за­дачи используются для того, чтобы подвести учащихся к новой теме и активизировать процесс познания. Они обычно предше­ствуют сообщению теоретических положений. По мнению Ю. К. Бабанского, задача трансформируется в познавательную проблему лишь в том случае, если она отвечает следующим требованиям:

1. Содержит познавательную трудность для учащихся.

2. Определяет познавательный интерес школьников.

3. Опирается на ранее усвоенные знания.

Среди этих требований первое занимает основное место. Сущность этого требования состоит в том, что учитель предна­меренно создает на уроке ситуацию познавательного затрудне­ния. При создании проблемной ситуации у учащихся раскрывает­ся простор для ее решения. Но создание проблемной ситуации - это лишь начальный момент в системе проблемного обучения. Под руководством учителя учащиеся самостоятельно должны пройти четыре этапа разрешения познавательной проблемы:

1. Выдвинуть варианты возможного решения познаватель­ной проблемы - гипотезы.

2. Практически или теоретически проверить гипотезу.

3. Выбрать реальную гипотезу.

4. Сформулировать вывод.

Основную роль в постановке познавательных задач имеют проблемные вопросы. Они должны представлять определенную трудность для учащихся и в то же время быть посильными для них.


Принципы и варианты построения школьного курса географии

В школьной географии ведущими идеями построения курса служат принципы, отражающие современные тенденции развития географической науки и имеющие структурно-методическую направленность.

Принцип целостности. Выступает в роли системообразующего фактора, обеспечивающего целостность содержания курса, когда между содержательными блоками курса существуют логические взаимосвязи. Необходимо конструктивное соответствие как между школьными географическими курсами, так и между ними и целостной образовательной системой «География».

Основу построения образовательной системы могут составлять единые системообразующие идеи, такие как комплексный подход, системная организация и иерархичность географической оболочки и природных комплексов, территориальность и др. Они обеспечивают последовательный переход от изучения отдельных компонентов природы и природных комплексов к изучению проблем взаимодействия «природа - общество» на всех иерархических уровнях: от крупных регионов до локального (местного) уровня.

Принцип преемственности. Преемственность обновления географического образования с существующими курсами школьной географии также предусматривает необходимость установления логической связи и преемственности между понятиями и содержательными блоками (разделами) курса географии. Это также требует согласованности изменения содержания школьной географии с другими учебными предметами.

В основу составления разных вариантов изучения курса географии должен быть положен принцип соотнесенности образовательной системы «География» с образовательными стандартами, что предполагает включение содержания, представленного в образовательных стандартах, в виде фундаментального ядра содержания общего среднего географического образования.

Принцип междисциплинарности. Подчеркивает интегративный характер географического содержания, полиморфизм географического знания, которое интегрирует в себе экологические, экономические, социальные, краеведческие знания. Благодаря этому одни и те же проблемы, объекты материальной и духовной культуры и т.д. могут быть рассмотрены в нескольких аспектах. В курс вводятся междисциплинарные понятия, несущие ценностно-нормативную нагрузку: природные условия, природные ресурсы, окружающая среда, взаимосвязи человека с природой, рациональное природопользование, универсальная ценность природы, население, хозяйство и др.

Принцип регионализации. География - единственный предмет, знакомящий учащихся с региональным (территориальным) подходом. Он выступает здесь как особый метод научного познания и важный инструмент воздействия на социально-экономические процессы посредством региональной политики. Способствует детальному рассмотрению регионов России и мира, выявлению в них природных, социальных, хозяйственных, национальных и экологических особенностей. Принцип регионализации находит свое воплощение также в реализации краеведческого подхода как лучшей формы синтеза познавательного и эмоционального компонентов.

Принцип развития понятий. Заключается в связи теоретичности и доступности в школьной географии, что означает необходимость учета соответствия содержания, изучаемого учащимися, их возрастным и психологическим особенностям с последовательным развитием ведущих географических понятий на протяжении изучения всего курса географии.

Принцип сочетания научности и увлекательности. Основывается на фундаментальности знаний, связанных с формированием научной картины мира. Реализация этого принципа позволяет сформировать четкую и последовательную иерархическую систему географических знаний, ориентированных на эмоционально-образное изучение географического материала.

Принцип проблемности и историзма. Позволяет понять социокультурную обусловленность научного познания, закономерности в развитии географических знаний о сущности явлений и процессов, историю взаимоотношений общества и природы, особенности стратегии современного устойчивого развития общества. Реализация этого принципа предполагает рассмотрение эволюции экономических, социальных, экологических проблем и раскрытие путей их разрешения с позиций общечеловеческих и общественно значимых ценностей.

Культурологический принцип. Позволяет реализовать цели географического образования - воспитание географической и экологической культуры как частей общей культуры. Основой принципа выступает система ценностей географического образования. Культурологический принцип дает возможность рассмотреть многообразие культурных миров на планете Земля, познакомить учащихся с различными традициями, спецификой материальных и духовных ценностей, созданных человеком.

Ценностный принцип. Способствует формированию основных ценностных ориентиров и усвоению личностных приоритетов, адекватных общечеловеческим и общественно значимым ценностям, личностной ценностно-поведенческой линии школьника-гражданина в сфере жизнедеятельности, а также выработке эмоционально-волевых реакций в отношении природы и общества. Понятие «ценность» в курсе географии становится сквозным, а важнейшим способом действия школьников - оценочные умения, с помощью которых они осуществляют свою оценку, прогноз, выбор, принимают решения и отстаивают свою позицию.

При построении разных вариантов курса географии необходимо учитывать принципы, отражающие личностно ориентированный характер обучения. Наиболее значимыми являются следующие принципы. Личностный принцип. Позволяет учащимся на основе субъективного опыта, включая опыт предшествующего обучения, овладевать новыми ценностными ориентациями по отношению к природе, обществу, друг к другу. Принцип реализуется на основе учета важности учебной деятельности и предоставления ученику возможности выбирать форму освоения содержания, например с помощью разнообразной системы заданий. Деятельностный принцип. Рассматривается в единстве с личностным и помогает вовлечь учащихся в различные виды деятельности, но с учетом выбора способов выполнения. Деятельность, закрепленная в географических образах, обеспечивает построение и использование рефлексии как субъективной деятельности, что особенно необходимо при решении учебных и практических задач и различного рода проблемных ситуаций. На основе этих принципов у учащихся вырабатывается экологически осмысленное поведение в повседневной жизни и формируется нравственно-ценностное отношение к окружающей среде в своей местности, регионе, стране и мире в целом, они готовятся к решению разных социально ориентированных задач.

Варианты построения курса географии могут быть различными: может варьироваться объем содержания и меняться последовательность изучения содержательных блоков; основу структурирования содержания могут составить разные системообразующие идеи и т.д. Но главным должна оставаться компактная целостная структура, ориентированная на принципы построения курса географии и образовательные стандарты.

Приведем пример варианта построения курса географии. В 5-м и 6-м классе изучение географии начинается с землеведческого курса «Природа Земли и человек». Его главная цель - показать неоднородность Земли в пространстве и во времени. Региональные знания о целостности и дифференциации природы материков, крупных регионов и стран, а также об особенностях жизни и хозяйственной деятельности их жителей даются в 7-м классе в страноведческом курсе «Материки, океаны, народы, страны». А в 8-м и 9-м классах комплексный в своей основе курс «География России» - это главный курс в системе отечественного географического образования. Его цель - формирование географического образа своей страны во всем ее многообразии. Взаимодействие природы, населения и хозяйства рассматривается на основе комплексного подхода (с переходом к единым природно-хозяйственным районам). В старшей, профильной, школе в 10-м и 11-м классах предусмотрен более сложный курс «Экономическая и социальная география мира», обобщающий все предыдущие знания и дающий знания и понимание географической картины мира, понимание места и роли географии в современной науке, жизни современного общества, решении его проблем. Этот курс может изучаться на базовом и профильном, углубленном уровне.

География как наука появилась в глубокой древности, но только во второй половине XVII в. география как учебный предмет была введена в школах Западной Европы. В первой половине XVIII в. преподавание географии в школах большинства стран Западной Европы стало всеобщим. К этому времени относится и начало преподавания географии в России. До XVIII в. в церковно-приходских школах Руси преподавание каких-либо предметов о природе не велось. Основными учебниками были азбуковники, содержащие алфавит, молитвы, некоторые отрывочные сведения о частях света, странах и городах. В церковных школах учили счету, чтению церковных книг, письму, песнопению.

В начале XVIII в. активный рост ремесел, развитие торговли, промышленности, расширение территории страны вызвало потребность в грамотных людях, в том числе обладающих географическими знаниями. Кроме того, существенное влияние на интерес к географии оказывало стремительное развитие фундаментальных естественных наук. Исследования Земли стали в большей степени опираться на естественные науки, что позволило объяснить многие географические явления; точнее стали измерения Земли и географические карты. Освоение России, ее промышленное развитие было невозможно без применения географических знаний.

Первыми светскими учебными заведениями России, в которых преподавалась география, были Школа математических и навигац-кихнаук, открытая в 1701 г. в Москве, гимназия Э. Глюка в Москве (1703), горные школы, ас 1915 г. и Академия морской гвардии (Морская академия). Содержание курса географии в разных учебных заведениях имело различный характер. В математико-навигац-кой школе, Морской академии и некоторых других учебных заведениях преподавалась в основном математическая география, в гимназии Э. Глюка обсуждались политические вопросы.

В первой половине XVIII в. при Петре I открываются духовные семинарии, игравшие роль основных общеобразовательных школ.

Из стен семинарий выходили и священники, и светские лица. В большинстве учебных заведений России того времени изучали политическую географию, включавшую описания различных стран мира. Впоследствии перед описанием государств, составлявших основное содержание курса географии, в качестве введения стали давать некоторые сведения из математической географии. В первой половине XVIII в. обучение в России велось с помощью переводных изданий, которые не всегда подходили для практики российской школы.

В российских учебных заведениях использовался переведенный на русский язык голландский учебник «География, или Краткое земного круга описание» (1710), немецкий учебник Я. Гюбнера «Земноводного круга краткое описание» (1719) и «География генеральная» голландского ученого Б. Варениуса (1718). Эти учебники содержали описание западноевропейских государств, что было явно недостаточно для практики российской школы. Сведения о России были скудными и даже ошибочными. Так, Петр I велел из географии Я. Гюбнера главу о России выкинуть и вновь сочинить. Кроме того, в переводных учебниках содержались обширные перечни географических названий, фактов и цифр, которые предлагалось зазубривать. Для того чтобы организовать обучение, требовались отечественные учебники, отвечавшие запросам того времени и приспособленные к возрасту учеников.

И такие труды по географии появились. Среди них следует особо отметить работы В.Н. Татищева («Общее географическое описание всея Сибири», «Введение к гисторическому и географическому описанию Великороссийской империи» и др.). В 30-50 годах XVIII в. вышло два первых русских географических атласа, ряд карт, знаменитый «Атлас Российский» И.К. Кириллова (1745). В 1742 г. был издан первый русский учебник географии «Руководство к географии» (неизвестного автора).

Вторая половина XVIII в. связана с переходом хозяйства России к товарному производству, укреплением ее позиций на морях, расширением европейской территории России. Потребность в грамотных людях приводит к появлению в 1786 г. «Устава народных училищ в Российской империи». При Екатерине II впервые в России была создана система народного образования. Были организованы народные училища двух типов: малые с двухлетним и главные с пятилетним обучением. К концу XVIII в. география вошла в учебные планы ряда народных училищ, причем основное внимание уделялось изучению географии России. Курс обучения в малых училищах был рассчитан на два года и ограничивался чтением, письмом, счетом и изучением Закона Божьего. Курс главных училищ включал географию, историю, механику, физику и естественную историю. В главных училищах географию изучали в двух старших классах: в 3-м классе - введение в географию Европы, в 4-м - географию России и всеобщую географию (в течение двух лет). Именно в уставе содержатся первые методические указания: о сборе местного материала и его использовании на уроках, ряде правил, в соответствии с которыми следовало преподавать дисциплины. Некоторые методические требования приводились и в учебниках по географии.

В 1773 г. был издан первый русский географический словарь. В это же время вышел учебник отечественной географии Харитона Чеботарёва «Географическое и методическое описание Российской империи» (1776). В отличие от иностранных учебников, он впервые давал более полные и точные сведения о географии России. В этот период внедряется урочная система обучения, учеников рекомендуют делить на классы, появляются такие наглядные пособия, как глобус, малый атлас с картами государств.

Возникший интерес к географическим сведениям был продиктован требованиями практики. Развитие промышленности, рост внешней торговли, освоение новых территорий в эпоху реформ Петра I обусловили потребность в географических знаниях и, как следствие, введение географии в учебных заведениях страны.

На данном этапе содержание отечественного курса географии касалось в основном сведений из математической географии и краткого описания важнейших государств. В дальнейшем развитие хозяйства, требовавшее новых источников сырья, активизировало преподавание географии в России.

Со второй половины XVIII в. в России происходит становление методики преподавания географии, которое, в частности, выразилось в разработке методических указаний, помещавшихся в предисловиях к учебникам. Основными методами преподавания считались нанесение на контурную карту объектов по памяти и повторение их по учебнику, заучивание и показ их на карте. Следует отметить учебник Е.Ф. Зябловского, который, в отличие от предшествующих, содержал достоверные географические сведения, хотя был перегружен номенклатурой. Е.Ф. Зябловский также был автором «Землеописания Российской империи» и «Всеобщего землеописания» - книг, которые на протяжении трех десятилетий служили основными источниками при составлении учебников по географии.

Большую популярность приобрели учебники К.П. Арсеньева, которые по сравнению с другими учебниками того времени содержали больше объяснительного материала. В его учебнике «Начертание статистики Российского государства» впервые была применена территориальная дифференциация России («пространства») - предтеча экономического районирования страны. Учебники К.П. Арсеньева содержали больше объяснений, чем учебники Е.Ф. Зябловского и западноевропейские учебники того времени. В них показывались некоторые связи хозяйства и природы, шире освещалась физическая география.

Определенный интерес представляет издание оригинального учебника географии для кадетских корпусов И. Завалишина, в котором материал излагался в стихотворной форме. По мнению автора, лучшим средством учить детей «есть то, дабы поучение было соединено с забавой, а особенно в такой науке, в которой потребно более памяти, чем рассудка. Стихи всякого рода, расположенные по мере, скорее затверживаются, чем проза...» .

Интересным методическим явлением того времени была географическая «игра», предлагались также «путешествия по карте», «географические фанты» и другие приемы.

Утверждение географии в качестве учебного предмета во всех средних учебных заведениях было закреплено школьным уставом 1804 г. В соответствии с ним в гимназиях был введен курс статистики, что свидетельствует о потребности и интересе к экономико-географическим сведениям. В начале XIX в. в России были введены семиклассные гимназии, в которых география изучалась с 3-го по 7-й класс.

Начиная с 30-х годов XIX в. общеобразовательное значение географии снижается, а обучение переносится в младшие классы. Материал учебников сокращается за счет описаний, перечни номенклатуры зазубривают.

В 1838 г. Н. Соколовский и Н. Греч подготовили учебники, в которых одним шрифтом излагались различные интересные сведения, а другим - материал для запоминания. Таким образом, делается попытка поиска методических приемов, способствующих повышению интереса к географии.

В учебнике Ф. Студитского (1846) изложение учебного материала ведется от первого лица. В «Тетради любителей географии» М.М. Тимаева (1853) основное внимание уделяется использованию наглядных пособий.

В учебнике «Начальные основы географии» С.И. Барановского, изданном в Санкт-Петербурге в 1853 г., автор большое значение придает занимательности, предлагая показывать изображения (чертежи, рисунки) объясняемых предметов, сравнивать неизвестное и новое с известным, приводит примеры, относящиеся к местности, где живут учащиеся. Для этой цели рекомендуется пользоваться художественными описаниями природы, так как описания «наполняют воображение живыми представлениями».

Недооценка роли географии в школьном образовании и номенклатурный характер курса вызвали справедливую критику передовых людей того времени. Так, Н.В. Гоголь (который некоторое время работал учителем географии в Нежинской гимназии) протестовал против сухости преподавания, называл географию того времени «безжизненным, сухим скелетом». Важность географии для классического и реального образования, нравственного воспитания учащихся подчеркивал Н.И. Пирогов, одновременно критикуя неподготовленность преподавателей гимназии и методику преподавания. В начале 50-х годов XIX в. в гимназиях сократили число недельных уроков, и, таким образом, география в эти годы стала предметом второстепенного значения.

В 60-х годах XIX в. в общественной жизни России активизировалось педагогическое движение, выражавшее протест против схоластики в школьном обучении. Прогрессивные педагоги настаивали на расширении преподавания географии в школах. Во второй половине XIX в. К.Д. Ушинский, подчеркивая значение и возможности школьной географии в воспитании и развитии мышления учащихся, предлагал начинать изучение географии со своей местности. Именно это способствовало проникновению в русскую школу родиноведческих идей Я.А. Коменского и И. Песталоцци.

К.Д. Ушинский призывал усилить внимание к изучению отечества, связи с жизнью, уменьшить зубрежку номенклатуры на уроках географии. Показательно, что учебники того времени (А. Ободовского и Я. Кузнецова) отличались от предшествующих изданий большей систематичностью и логичностью изложения. В 60-70-х годах XIX в. получили распространение наборы учебных карт и иллюстраций.

Родиноведческий принцип в обучении географии подхватили передовые педагоги того времени. В 1862 г. вышел учебник П.Н. Белохи, включающий элементы родиноведения.

В одной из первых отечественных методических работ «Педагогические заметки для учителей» (1864) Д.Д. Семенов развил роди-новедческое направление в школьной географии. Его перу принадлежал также учебник «Уроки географии», построенный на роди-новедческой основе. Автор широко использовал беседу, наглядные пособия, метод «путешествия» по странам, конспектирование содержания уроков школьниками, черчение карт и другие приемы обучения. Большую роль он отводил письменным изложениям учащихся по географии, обращая внимание не только на усвоение номенклатуры понятий, но и на понимание географических закономерностей; широко применял сравнительный метод обучения (после того как школьники усваивали вопросы географии, переходил к статистическому обзору государств, сравнивая их между собой и особенно с Россией).

В это же время в преподавании географии преобладал конструктивный метод обучения - черчение карт по памяти. Против этого метода обучения в 80-90 годы XIX в. выступали А. Соколов, Э.Ю. Петри, Г.Н. Раевский и другие педагоги, которые противопоставили ему метод «чтения карт». Читая карту, ученик должен был ответить на вопросы: на какой широте и долготе, в каком поясе лежит страна, какими она окружена морями и землями и т.д. Школьники измеряли по карте расстояния, длины рек и хребтов, вычисляли площади, а затем делали более сложные выводы и обобщения о климате страны, флоре и фауне, плотности населения. В методических руководствах В.П. Буданова, С.А. Аржанова подчеркивалась важность картинных описаний в младших классах и объяснения географических явлений в старших. Большое внимание отводилось сравнительному способу изложения географического материала. Однако все эти предложения не получили официальной поддержки. Современники отмечали «Учебник географии» известного естествоиспытателя А.Я. Герда, отличавшийся ярким и интересным содержанием (ч. 1-4, 1887-1889).

В начале 90-х годов XIX в. в практику работы начальных и средних школ, реальных и коммерческих училищ и частных гимназий начали проникать элементы краеведения. Документы, относящиеся к тому периоду, свидетельствуют о творческих поисках в школах Московской, Владимирской, Петербургской, Тверской, Нижегородской и других губерний. Вместо книжной учебы передовые учителя стремились внедрить в школу новые методы, в основе которых лежал краеведческий подход к обучению, активное изучение окружающей жизни.

В целом конец XIX в. характеризовался значительными исследованиями в области географии. Так, было создано учение о почве В.В. Докучаева, проводились исследования в области геологии, климатологии, океанографии, геоботаники, зоогеографии. Все это способствовало развитию не только географической науки, но и школьной географии. В то же время после проведения гимназической реформы количество часов, отводимых на ее изучение, было в очередной раз сокращено.

Одновременно с этими изменениями был введен курс сравнительной географии (экономической географии России и основных зарубежных стран) и общее землеведение в 6-х и 7-х классах реальных училищ. Однако в учебниках по этому предмету содержались многочисленные сведения по политэкономии, товароведению, а собственно географического материала было немного.

  • Завалишин И. Сокращенное землеописание Российского государства. Сочинение в стихах. СПб., 1792. С. 1.
Физика