Аксиологический подход в воспитании. Аксиологический подход. Список использованных источников
И синергетический, и герменевтический подходы тесно связаны с аксиологическим (ценностным) подходом, потому что важны для формирования ценностного отношения к предметам и явлениям, т. к. первый из них связан с преобразованием потребностно-мотивационной сферы личности, а второй – с эмоциональной сферой, с переживанием. И то, и другое учитывается в аксиологическом подходе при описании процесса достижения ценностного результата.
В основе аксиологического/ценностного подхода (В. А. Карковский, А. В. Кирьякова, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Н. Е. Щуркова) лежит философская теория ценностей, которая оформилась во второй половине XIX века, а в ХХ веке стала общепризнанной. Воспитание, согласно этому подходу, строится как процесс освоения ценностей, который включает несколько этапов:
- предъявление ценности в реальных условиях воспитания;
- её первичное оценивание и обеспечение эмоционально положительного отклика к данной ценности;
- выявление смысла ценности и её содержания;
- принятие осознанной ценности;
- закрепление ценностного отношения в деятельности и поведении воспитанников.
Важным является вопрос о том, как выращивается ценностный результат. Существует несколько подходов к этому вопросу:
- Освоение ценностей идёт через осознание . Отсюда методы – разъяснение, беседы, дискуссии.
- Степень усвоения ценностей зависит от мотивов социального поведения . Следовательно, необходимо побуждать воспитанников к инициативным поступкам в ситуациях выбора;
- Результат воспитания связан с ценностным отношением , которое имеет трёхкомпонентную структуру: когнитивный компонент (понятия и представления); эмоционально-оценочный компонент (переживание, оценка явления) и поведенческий компонент (опыт действия, умения, навыки, поведенческая готовность к определённым действиям).
Аксиологический (ценностный) подход можно расценивать и как продолжение и важнейший принцип культурологического подхода. Ориентация на западный прагматизм не соответствует сложившейся духовно-нравственной ориентации русской культуры. Наши традиционные ценности – это:
- патриотизм – любовь к Родине;
- культура межнациональных отношений , межконфессиональный мир;
- бережное отношение к природе ;
- соборность, коллективизм, правдивость, честность, товарищество.
Аксиологический (ценностный) подход к трезвенному воспитанию означает формирование отношения к трезвости как к ценности. Отказ от традиционных ценностей привёл общество к глубокому духовно-нравственному кризису и ставит под угрозу сам факт существования русской цивилизации. Всё это сопровождается попытками ухода от реальности, прежде всего, с помощью одурманивающих веществ.
Аксиологический (ценностный) подход фактически отвечает на вопрос, как организовать трезвенное воспитание: здесь присутствуют и этапы процесса освоения ценностей, и подходы к этому вопросу . Трёхкомпонентная структура результата воспитания: когнитивный компонент (мировоззренческие знания), эмоционально-оценочный компонент, понимаемый как переживание, и поведенческий компонент, выявляющий ценностное отношение к АТН, может использоваться в диагностике антинаркотической воспитанности.
Антропологический подход
Антропология – учение о Человеке. Антропологический подход в образовании (Ш. А. Амонашвили, Б. М. Бим-Бад, В. Б. Куликов, В. И. Слободчиков, Л. М. Лузина, В. И. Максакова) состоит в понимании человека как творческого самосозидающего существа. Образовательный процесс это – не социальная дрессура, а создание условий для развития личности ребёнка .
Педагог – лишь «техническое средство» для решения не своих задач, а задач ученика, педагог – главный инструмент педагогической деятельности, педагог – «овеществленная технология». Уникальность педагогической позиции состоит в том, что он есть главное орудие для развития хорошего в человеке и блокирования дурного.
Учителю нужно ходить не на работу, а на встречу с содеятелем. Ребёнок – «девичья фамилия» Человека. Норма – это не то среднее, что есть, не примирение со злом, а лучшее, что есть для данного ребёнка в данных обстоятельствах (В. И. Слободчиков).
Воспитание рассматривается как естественный процесс, отвечающий природе человека, и есть развитие его индивидуальных способностей, присущих от рождения.
Антропологический подход отстаивает значение системы в организации воспитания и декларирует единство умственной, эмоциональной, волевой, нравственной и физической сторон развития.
Антропологическая система воспитания строится с учётом следующих условий:
- открытая постановка гуманистических целей как нравственных добродетелей (человечность, доверие, благодарность, терпимость);
- специальное внимание к здоровью воспитанников, воспитание у них опыта трезвого здорового образа жизни и безопасного поведения ;
- постоянная педагогическая диагностика и изучение природных задатков детей;
- организация воспитательного процесса с учётом специфики ведущих видов деятельности в каждом возрастном периоде;
- обеспечение самоопределения личности в деятельности (преодоление трудностей, проявлений инициативы и ответственности).
Спорным пока остаётся вопрос, какую систему ценностей взять за образец. Одни авторы предлагают ориентироваться на традиционные общечеловеческие ценности: природа, культура, любовь, семья, труд, свобода. Другие оперируют названиями качеств личности: духовность, творчество, сотрудничество, ответственность. Третьи утверждают, что человеческое в человеке можно свести к триаде – Истина, Добро, Красота.
Есть и нововведения конца ХХ века: сейчас модно оперировать такими терминами, как «толерантность», «гуманизм» и т. д. Однако по многим причинам, в том числе и из-за нерусского происхождения этих слов, каждый волен вкладывать в них всё, что хочет. Ими удобно спекулировать, а в отдельных случаях во имя этих «ценностей» может даже искореняться настоящая духовность.
Несомненным остаётся то, что система традиционных национальных ценностей должна быть определяющей, необходима укоренённость в родной, не чужой культуре .
Не смотря на огромный потенциал внутренних возможностей личности, природные задатки и индивидуальные особенности накладывают определённые ограничения на возможность воспитания ребёнка.
Антропологическая система воспитания, обозначающая в качестве гуманистических целей нравственные добродетели, воспитание опыта трезвого здорового образа жизни и безопасного поведения и понимаемая как единство умственной, эмоциональной, волевой, нравственной и физической сторон развития может стать основой многих профилактических программ.
Аксиологические основы педагогики вытекают из направления философии о ценностях - «аксиологии». Специалисты отмечают, что «ценностный взгляд» на действительность утвердился в науке достаточно основательно и широко. В связи с этим его зачастую считают практически доминирующим направлением в вопросе исследовательских проектов в гуманитарном учении. Это обусловлено тем, что в реальном бытии и в природе ценности представлены в виде специфической призмы, сквозь которую преломляются те или другие социально-психологические явления. В связи с этим аксиологический подход в педагогике позволяет довольно точно выявить функциональную направленность, значимость различных социальных явлений.
Приложение рассматриваемого метода к исследованию образовательных явлений и процессов, таким образом, является вполне естественным. Как считают современные ученые и практики, ценностями определяется сущность образования и воспитания человека в том числе.
Аксиологический подход вводится в образовательный процесс без навязывания и давления. Это достигается внедрением различных ценностных ориентиров в духовно-прагматическую структуру отношения человека к себе самому, природе, остальным людям. В этом случае воспитатель не просто применяет аксиологический подход как некую «презентацию» ценностей, а формирует условия для их понимания вместе с учениками.
Ценностью считается внутренний, освоенный на эмоциональном уровне субъекта ориентир его собственной деятельности. Аксиологический подход содержательно обусловлен как исторически, так и социально. В процессе развития этносов в целом и человека в частности происходили изменения в сфере отношения людей к окружающей их действительности, к себе, остальным, к своему труду как к необходимому приему самореализации. Вместе с этим сменялись направления отношений, которые определяли сознания. Несомненна связь ценностных приоритетов с человеком, смыслом его деятельности и всей жизни, которые протекают в определенном этническом и культурном контексте. Например, в древние времена приоритетными ценностями считались красота, гармония, истина. С приходом эпохи Возрождения в системе стали доминировать такие понятия, как добро, свобода, счастье, гуманизм. Существуют и специфические Так, например, известна «триада» общественного сознания в дореволюционной России: народ, православие, монархия.
Для современного общества приоритетными можно назвать такие ценности, как труд, жизнь, семья, коллектив, человек, родина. Актуальное моделирование аксиологического подхода возможно на основе «межценностных» отношений. В современном мире часто манифестируется ценность, производная от передовых смысловых конструкций - социальная мобильность. С ее формированием некоторые специалисты связывают надежды на выход общества из кризиса. Вместе с этим педагоги обращают внимание на специфику общечеловеческих и национальных ценностей.
Аксиологический подход
Аксиологический подход свойственен гуманистической педагогике, так как человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития.
Отношение человека к окружающему миру (обществу, природе, самому себе) связано с двумя подходами – практическим и абстрактно-теоретическим (познавательным). Роль связующего звена между практическим и познавательным подходами выполняет аксиологический (ценностный) подход.
Идеи аксиологического подхода:
Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений. Ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека; ценности подтверждают значимость того, что создал человек в процессе истории. К ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом.
Ценности сами по себе остаются постоянными на разных этапах развития человеческого общества. Такие ценности, как жизнь, здоровье, любовь, образование, труд, мир, красота, творчество и т.д., являются значимыми для человека во все времена.
Гуманистические начала, утверждение самоценности человеческой личности, уважение к ее правам, достоинстве и свободе нельзя привнести в общественную жизнь извне. Процесс социального развития – это процесс роста и вызревания этих начал в человеке.
К числу аксиологических принципов относятся:
равноправие всех философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей (при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей);
равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности открытия в настоящем и будущем;
равенство людей, прагматизм вместо споров об основаниях ценностей; диалог вместо безразличия или отрицания драг друга.
Эти принципы позволяют включиться в диалог и совместно работать различным наукам и течениям, искать оптимальные решения.
Таким образом, в основе педагогической аксиологии лежат понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования в целом. Значимую ценность представляет собой и идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, способного реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей. Эта идея определяет ценностные ориентации культуры и ориентирует личность в истории, обществе, деятельности.
Педагогические ценности, как и любые другие духовные ценности, зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики.
Аксиологический подход
позволяет определить совокупность приоритетных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека.
Аксиологический подход ( В.А. Караковский, А.В.Кирьякова, И.Б. Котова, ГИ. Чижакова, Е.Н. Шиянов, Н.Е.Щуркова, Е.А. Ямбург.)
1. Понятие аксиологии …………………………………………………………...3
2. Понятие воспитания………………………………………………………….. .4
3. Аксиологический подход к воспитанию……………………………………...5
4.Список литературы………………………………………………………….…..8
Понятие аксиологии.
Аксиология (Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю., Словарь по педагогике, -Ростов н/ Д: Издательский центр «МарТ», 2005, с. 12-13.) – философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, коллектива, общества, их соотношения с миром реальности, изменении ценностно-нормативной системы в процессе исторического развития. В современной педагогике выступает как её методологическая основа, определяющая систему педагогических взглядов, в основе которых лежит понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования.
Аксиология (Педагогика: Большая современная энциклопедия /сост. Е. С. Рапацевич, Издат. «Современное слово», 2005, с. 16.) – 1) филос. Учение о ценностях и об оценках в этике, которое исследует, в частности смысл, человеческой жизни; 2) пед. новое понятие, заимствованное из философии, - учение о природе человеческих ценностей: о смысле жизни, о конечной цели и оправдании человеческой деятельности.
Аксиология (В. А. Мижериков, Словарь-справочник по педагогике, -Москва: Издат. «Творческий центр»,2004, с. 13.) - философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, коллектива, общества, их соотношения с миром реальности, изменении ценностно-нормативной системы в процессе исторического развития. В современной педагогике выступает как её методологическая основа, определяющая систему педагогических взглядов, в основе которых лежит учение о природе таких человеческих ценностей, как смысл жизни, конечная цель и оправдание человеческой, в том числе и педагогической, деятельности.
Аксиология педагогическая (В. М. Полонский, Словарь по образованию и педагогике, -Москва, Издат. «Высшая школа», 2004, с. 25.) – направление в области образования, в котором рассматриваются: учение о ценностях, содержание ведущих педагогических идей, теорий и концепций в различные исторические периоды в сфере отечественного и зарубежного образования (с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества и личности).
Понятие воспитания.
Воспитание (Педагогический энциклопедический словарь /под ред. Б. М. Бим-Бада, -Москва, Научное издат. «Большая Российская Энциклопедия», 2002.) – относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется. Воспитание – многозначно, его рассматривают как общественное явление, деятельность, процесс, ценность, систему, воздействие, взаимодействие и т.д.
Воспитание (Педагогика: Большая современная энциклопедия /сост. Е. С. Рапацевич, Издат. «Современное слово», 2005.) – 1) в социальном, широком смысле – функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, осуществляемая всем социальным устройством: общественными институтами, организациями, церковью, средствами массовой информации и культуры, семьёй и школой; 2) в более узком, педагогическом смысле – специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности; 3) передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду.
Воспитание (В. М. Полонский, Словарь по образованию и педагогике, -Москва, Издат. «Высшая школа», 2004, с. 31.) – целенаправленная деятельность по формированию у детей нравственно-волевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений, определенных привычек и правил поведения. Воспитание исходит из качества общественной морали, которые усваиваются индивидом в процессе воспитания.
Аксиологический подход к воспитанию.
Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценности присваиваются человеком через совместную с другими людьми деятельность. Присвоение ценности – ключевой фактор человечности, обеспечивающий устойчивость всему личностному существованию. Присвоение ценности через деятельность открывает нравственное измерение в самой этой деятельности, создает дистанцию между идеальной ценностью и материальными формами деятельности и, таким образом, обеспечивает моральную рефлексию, пробуждает нравственное самосознание – совесть человека.
Аксиологический подход изначально определяет всю систему духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, весь уклад школьной жизни, в основе которого – национальный воспитательный идеал как высшая педагогическая ценность, смысл всего современного образования и система базовых национальных ценностей. Система ценностей определяет содержание основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.
Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, как субъекта, способного к организации своей деятельности в мире на основе духовных идеалов, нравственных установок и моральных норм.
Аксиологический подход позволяет выстроить на прочных морально-нравственных основах уклад жизни младшего школьника и, таким образом, противостоять моральному релятивизму социальной среды.
Аксиологический подход свойственен гуманистической педагогике, так как человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. Человек живет в состоянии мировоззренческой оценки происходящих событий, он ставит перед собой задачи, принимает решения, реализует свои цели. При этом его отношение к окружающему миру (обществу, природе, самому себе) связано с двумя подходами – практическим и абстрактно-теоретическим (познавательным). Роль связующего звена между практическим и познавательным подходами выполняет аксиологический (ценностный) подход.
Идеи аксиологического подхода:
Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений. Ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека; ценности подтверждают значимость того, что создал человек в процессе истории. К ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом.
Ценность – (по В.П. Тугаринову ) – не только предметы, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей, но также идеи и побуждения в качестве нормы и идеала.
Ценности сами по себе, по крайней мере, основные из них, остаются постоянными на разных этапах развития человеческого общества. Такие ценности, как жизнь, здоровье, любовь, образование, труд, мир, красота, творчество и т.д., являются значимыми для человека во все времена.
Наш мир – это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека. Гуманистические начала, утверждение самоценности человеческой личности, уважение к ее правам, достоинстве и свободе нельзя привнести в общественную жизнь извне. Процесс социального развития – это процесс роста и вызревания этих начал в человеке.
Принципы аксиологического подхода:
К числу аксиологических принципов относятся:
- равноправие всех философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей (при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей);
- равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности открытия в настоящем и будущем;
- равенство людей, прагматизм вместо споров об основаниях ценностей; диалог вместо безразличия или отрицания драг друга.
Эти принципы позволяют включиться в диалог и совместно работать различным наукам и течениям, искать оптимальные решения.
Таким образом, в основе педагогической аксиологии лежат понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования в целом. Значимую ценность представляет собой и идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, способного реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей. Эта идея определяет ценностные ориентации культуры и ориентирует личность в истории, обществе, деятельности.
Педагогические ценности, как и любые другие духовные ценности, зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики.
С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются и педагогические ценности. Ценностные ориентации являются одной из главных «глобальных» характеристик личности, а их развитие основной задачей гуманистической педагогики и важнейшим путем развития общества.
Аксиологический подход позволяет определить совокупность приоритетных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека. Применительно к социальному развитию учащихся в качестве таковых могут выступать ценности коммуникативной, сексуальной, национальной, этнической, правовой культуры.
Список литературы:
1. Педагогический энциклопедический словарь /под ред. Б. М. Бим-Бада, -Москва, Научное издат. «Большая Российская Энциклопедия», 2002.
2. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю., Словарь по педагогике, -Ростов н/ Д: Издательский центр «МарТ», 2005.
3. Мижериков В. А., Словарь-справочник по педагогике, -Москва: Издат. «Творческий центр»,2004.
4. Полонский В. М., Словарь по образованию и педагогике, -Москва, Издат. «Высшая школа», 2004.
5. Педагогика: Большая современная энциклопедия /сост. Е. С. Рапацевич, Издат. «Современное слово», 2005.
6. Выжлецов Г.П., Аксиология культуры. – С-П.: Изд-во С-Петербургского ун-та, 1996.
7. Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н., Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений, -Москва, Издат. «Школа-Пресс», 2000.
Похожая информация.
Как и любая наука, педагогика состоит из практической и теоретической части, и время от времени диссонанс между ними может проявляться слишком остро.
Определение аксиологического подхода
Для решения этой проблемы понадобился мост, который бы позволил теории и практике взаимодействовать между собой.
Такой точкой пересечения стала аксиология. Аксиологический подход в педагогике иногда называют ценностным, то есть задающим систему ориентиров и ценностей.
Приоритетная задача педагогики – удовлетворение социальных потребностей за счет интеллектуальной деятельности и процесса познания. Аксиология – один из механизмов достижения этих целей.
Педагогические задачи аксиологии
При внимательном изучении вопроса становится очевидным, что гуманистический характер педагогики основан на аксиологии. В качестве высшего ценностного ориентира был выбран человек, который стал также и целью общественного развития. Аксиология связывает все звенья в этой системе и, таким образом, служит методологией современной педагогики.
Основной принцип аксиологии можно сформулировать следующим образом: в основе всего лежит детерминированность, все явления жизни взаимосвязаны между собой; исходя из этого положения, каждый индивидуум связан с социумом, и важно видеть эти общие черты и закономерности.
Аксиологической базой образования должен стать гуманизм. Педагогическая система, вставшая на путь гуманизма, благодаря усвоению опыта этой философии улучшит качество образования.
Кроме того, можно выделить конкретные преимущества такой аксиологической установки:
1) появление метода оценивания набранного педагогического опыта, ранее использованных методов и приемов учебно-воспитательной работы;
2) отказ от «обезличенности» образования в пользу овладения навыками, способствующими индивидуальному личностному и профессиональному росту;
3) смена целей образования: информация и навыки как главный ориентир образования не соответствует аксиологии гуманистического образования. Главный ее недостаток с точки зрения гуманизма – неадаптированность к человеческой природе. Важно понимать, что человек воспринимает информацию одновременно с навыками, которые помогают ему социализироваться. Поэтому процессы воспитания и обучения должны идти параллельно.
Традиционные программы не имеют четкой системы воспитания. Лишение образования функции культурного воспитания отрицательно повлияло в свою очередь и на развитие трудовой деятельности, поэтому гуманизм призывает обратить внимание на нравственно-эстетический аспект учебной работы;
4) обучение способности менять окружающий мир в соответствии со своим мировоззрением, а не приспосабливать свою картину миру к существующей реальности; устоявшаяся система не учитывает, что человек является меняющей силой и способен повлиять на экономические, социальные, экологические и прочие проблемы; до этого обучение было направлено только на приспособление к проблемам, но не на борьбу с ними.
Таким образом, гуманизация образования предлагает избавиться на ранних этапах от всех тормозов, которые сдерживают развитие отдельных личностей, а вместе с тем и всего общества. Вместе с тем это и переустановка философских ориентиров. Антропоцентризм в сфере образования необходим для того, чтобы вернуть ему функцию воспитания в человеке нравственных качеств и мировоззренческих установок. Гуманизм в педагогике стремится к гармонии именно в этических и нравственных областях.