Древнейшее население двуречья. Население Древней Месопотамии Древние цивилизации Месопотамии

ДРЕВНЕЙШЕЕ НАСЕЛЕНИЕ ДВУРЕЧЬЯ

Данные археологии говорят о том, что в VI и V тысячелетиях до н. э. сначала в Северной, а затем и в Южной Месопотамии существовали оседлые поселения, жители которых занимались не только охотой, рыболовством и собирательством, но также земледелием. И в северной и в южной частях Двуречья возникали как близкие друг другу, так и существенно различающиеся между собой культуры. До нас дошли следы этих культур: изделия из камня и глины, сосуды с характерным для каждой из них способом орнаментации, орудия труда, охотничье оружие, украшения, фигурки и статуэтки, отражающие древнейшие верования.

Наши сведения о народах, которые некогда жили на этой территории, создавали здесь древнейшие культуры и основывали первые поселения, очень скудны. К числу наиболее древних поселений принадлежит открытое в 1948 г. экспедицией Роберта Брейдвуда поселение в Калат Джармо, возникшее, по-видимому, в VII тысячелетии. Оно находилось приблизительно в 50 км к востоку от города Киркук, в северной части Месопотамской равнины, между реками Нижний Заб и Дияла. Брейдвуд и его сотрудники опубликовали материалы, из которых явствует, что Джармо было оседлым поселением. Так в эпоху неолита был сделан решающий шаг – переход от кочевого образа жизни к оседлости. Глиняных сосудов здесь не обнаружено – должно быть, их еще не умели делать. Зато найдено множество глиняных фигурок животных, благодаря которым стало известно, что жители Джармо уже одомашнили собак, свиней, коз и овец. Между камнями, служившими жерновами, сохранилось зерно. Однако, поскольку каменные мотыги не обнаружены, ученые полагают, что жители Джармо еще не умели обрабатывать землю, а лишь собирали дикорастущие злаки. Глиняные статуэтки богини-матери свидетельствуют о существовании уже зачатков религии. Методом радиокарбонного анализа, при помощи которого современная археология определяет возраст находок, установлено, что поселение в Джармо возникло не позднее 4750 г. до н. э. Через два года после открытия, сделанного Брейдвудом, неподалеку от Джармо было раскопано еще одно поселение подобного типа. Существует предположение, что жители Двуречья пытались вести оседлый образ жизни и в более ранние периоды. Об этом свидетельствуют, например, раскопки в Барда Балка.

Несколько более молодой по сравнению с культурой Джармо является культура Хассуна, получившая название от города близ Мосула, открытого в 1943-1944 гг. экспедицией Иракского музея. Здесь уже нашли и глиняные сосуды с расписным орнаментом, и каменные сельскохозяйственные орудия. Дома жителей Телль-Хассуна, вначале примитивные, из одного помещения, впоследствии расширяются: двор окружают сразу несколько строений. Обнаруженные здесь орудия труда и предметы повседневного обихода свидетельствуют о том, что жители этого поселения быстро осваивали ремесло и искусство украшения сосудов. За короткое время они научились изготовлять большие глиняные сосуды для хранения зерна, складывать специальные печи для выпечки хлеба и многое другое.

Подобные поселения обнаружены и в других районах Месопотамии, например в нижних культурных слоях Ниневии и в Арпачии. Более того, предметы материальной культуры, найденные в поселениях, расположенных на большом расстоянии от Месопотамии, например в Сирии, тоже обнаруживают сходство с глиняными изделиями из Телль-Хассуна. Эти пока еще весьма скромные и спорные свидетельства культурной общности, охватывающей пространство от Тигра до берегов Средиземного моря, безусловно, представляют одно из важнейших открытий послевоенного времени.

Не следует забывать: речь идет о каменном веке, когда человек еще не знает металла, мир вокруг дик и непонятен, лишь немногие участки земного шара заселены, а расстояние в 200-300 км представляется огромным и преодолеть его труднее, чем спустя 10-20 столетий тысячи километров, разделяющие страны с многочисленным населением. И тем не менее люди познают мир, завоевывают, заселяют новые территории, принося с собой традиции уже созданной ими ранее культуры. Все это необходимо помнить, чтобы понять процессы и события, связанные с появлением шумеров на берегах Тигра и Евфрата.

Но пока еще шумеры не появились на месопотамской сцене. Другие доисторические культуры возникают и расцветают в долине Двуречья. Населяющие этот район народы осуществляют очередной – после перехода от кочевого образа жизни к оседлости – скачок в развитии цивилизации и культуры. Кончилась эпоха неолита, представителями которой были жители Джармо и Телль-Хассуна. Около середины V тысячелетия народы Передней Азии вступают в халколит – медно-каменный век. Первые следы этой новой культуры мы находим в северной части Месопотамии, на берегах притока Евфрата – Хабура. Здесь, в Телль-Халафе, неподалеку от которого сейчас находится оживленная железнодорожная ветка Бейрут- Багдад, в 1911г. начал археологические раскопки барон Макс фон Оппенгейм. Это произошло спустя 12 лет после того, как местные жители сообщили ему о том, что, по их мнению, Телль-Халаф скрывает руины очень древнего поселения. Собираясь хоронить на холме покойника, они убрали верхние слои нанесенного ветром песка и наткнулись на каменные изваяния животных с человеческими головами. Испуганные люди в панике разбежались.

Проведя несколько экспедиций перед Первой мировой войной и в 1927-1929 гг., Оппенгейм добрался до самых глубоких слоев. Изумительной красоты расписные лепные сосуды, по мнению специалистов, являются наиболее совершенными из всех изделий подобного рода, выполненных в древности. Трудно представить себе, каким образом древним мастерам удалось добиться такой законченности формы без помощи гончарного круга. Сосуды изящно украшены черным и оранжево-красным орнаментом в виде геометрических фигур и изображений птиц, животных и людей, покрыты глазурью и обожжены в специальных закрытых печах при высокой температуре, благодаря чему напоминают изделия из фарфора. Такие же закрытые гончарные печи, в которых регулировалась температура, обнаружены в Карке-мише, Тепе-Гавра и других доисторических поселениях. Печи, а также сходство самих гончарных изделий, найденных в этих поселениях, свидетельствуют о несомненной общности культуры их жителей.

Не будем подробно описывать бесценные сокровища доисторических эпох. Их немало находили прежде и продолжают находить. Постараемся коротко, в общих чертах, рассказать о глубоком прошлом той страны, где спустя тысячелетие возникло царство шумеров. Археологические материалы свидетельствуют о том, что здесь имели место процессы, сыгравшие огромную роль в истории цивилизации: здесь возникали, наслаивались друг на друга различные культуры, создавались все более многочисленные поселения, жители которых совершенствовали орудия труда, производили разнообразные изделия, умели обрабатывать землю и строить.

Следы оседлой жизни этого древнейшего, архаического периода истории Двуречья сосредоточены в северной части Месопотамской равнины. Нас же интересует главным образом ее южная часть, побережье Персидского залива, который в древности занимал гораздо большую территорию, простираясь на северо-запад почти на 120 км. Воды залива подходили к Эреду, Телль-эль-Обейду и Уру, а Тигр и Евфрат не сливались в одно русло при впадении в залив.

Здесь, в местах появления на исторической арене шумеров, оседлые поселения стали возникать несколько позднее. При раскопках в Уре, которые велись после Второй мировой войны, в самых глубоких слоях были обнаружены следы поселений второй половины V тысячелетия. Существует некоторое сходство в отделке глиняных сосудов, найденных в ранних слоях Эреду, и сосудов из Телль-Халафа, но различий между ними значительно больше. Глиняные изделия обнаружены непосредственно над «девственным» слоем, т. е. над чистым песком. Точно такие же изделия встречаются в более поздних слоях, и лишь над шестым слоем к ним примешивается керамика другого типа, известная по раскопкам в Телль-эль-Обейде.

В Эреду найдены не только сосуды, орудия, оружие и предметы повседневного обихода, но и руины небольшого храма, построенного из высушенного на солнце кирпича и относящегося к наиболее раннему периоду истории поселения. Этот храм, первый из четырнадцати (если не семнадцати) доисторических святилищ, возводившихся один за другим на одном и том же месте следующими друг за другом поколениями зодчих, считается древнейшим в этом районе земного шара. В более поздних археологических слоях ученые наткнулись на следы жилых домов – хижин из тростника, снаружи и изнутри облепленных глиной. Тростниковые стены истлели, но их отпечаток на глине пережил тысячелетия, и сейчас можно видеть, как строили свои жилища древнейшие обитатели побережья Персидского залива.

Поселение Телль-эль-Обейд, некогда располагавшееся на берегу Евфрата, который сейчас изменил свое русло, возникло, по-видимому, на рубеже V и IV тысячелетий до н. э. Обнаруженные здесь глиняные зеленоватые сосуды украшены темно-коричневым пли черным геометрическим орнаментом. Изображения животных или людей в орнаменте встречаются редко. Зато в большом количестве найдены глиняные фигурки людей и животных. Эль-обейдские сосуды выделывались вручную, иногда на медленно вращавшемся гончарном круге, приводимом в движение при помощи рук. Дома строились из тростника, обмазанного глиной, или из высушенных на солнце больших глиняных глыб. Мозаика из конусов не только украшала стены, но и предохраняла их от размыва дождевой водой. Телль-эль-Обейд, по-видимому, представлял собой большое и многолюдное поселение. На окраине Эреду, расположенного неподалеку от Эль-Обейда, раскопано кладбище. В могилах – а их больше тысячи – рядом с останками людей найдены обейдские керамические изделия.

Влияние обейдской культуры простиралось далеко за пределы южной части долины Двуречья. Поселения с культурой такого типа, имеющей сходство не только керамических изделий и орудий, но и способов погребения, обнаружены в окрестностях Мосула. Ученые выявили признаки общности культур Эль-Обейда и некоторых поселений, расположенных на Иранском нагорье и даже в долине реки Инд. Эти наблюдения тем более важны и интересны, что имеются свидетельства контактов между жителями Телль-эль-Обейда и обитателями этих далеких районов земного шара. Так, в эпоху культуры Эль-Обейда население Южной Месопотамии изготовляло бусы из лазурита и украшения из зеленого полудрагоценного камня амазонита. Эти камни в Двуречье не добывались, а ввозились: амазонит – из центральных районов Индии или Забайкалья, а лазурит – из Центральной Азии. Следовательно, торговые связи древнейшего населения Южной Месопотамии были географически очень широки.

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 2. Древнейшее население Европейской России На всем пространстве Европейской России, и преимущественно на юге, близ Черного моря, находится достаточно «древностей», то есть памятников, оставшихся от древнейшего населения России в виде отдельных погребальных насыпей

автора Ляпустин Борис Сергеевич

Природа и древнейшее население В древности Ираном (от «Ариана» – «страна ариев») именовалась территория, раскинувшаяся от западных рубежей современного государства Иран на восток и включающая также часть Пакистана, Афганистана и юг Средней Азии. Она ограничена

Из книги Древние цивилизации автора Миронов Владимир Борисович

Литература и культура Двуречья Первая литература Двуречья, бесспорно, принадлежит шумерам. Хотя, как отмечают, основное количество шумерских литературных памятников дошло от периода между 2000 и 1800 годами до н. э., когда язык шумер перестал быть разговорным. Основная

Из книги Шумеры. Забытый мир автора Белицкий Мариан

ДРЕВНЕЙШЕЕ НАСЕЛЕНИЕ ДВУРЕЧЬЯ Данные археологии говорят о том, что в VI и V тысячелетиях до н. э. сначала в Северной, а затем и в Южной Месопотамии существовали оседлые поселения, жители которых занимались не только охотой, рыболовством и собирательством, но также

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Древнейшее население Обширные степи, плоскогорья и горные области, прилегающие к плодородным долинам реки, были со времен глубокой древности заселены многочисленными племенами, которые жили в условиях кочевого скотоводческого быта. Китайским земледельцам, заселявшим

автора Бадак Александр Николаевич

Природные условия и население Двуречья Примерно в то же время, что и в Египте, в южной части долины рек Тигра и Евфрата складывается древнейшее рабовладельческое общество и государство.Здесь возникает второй важнейший очаг цивилизации, который впоследствии оказал

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Религия и мифология Двуречья Каждая шумерская территориальная община почитала своего бога покровителя, который являлся как бы универсальным олицетворением всех тех высших сил, которые держали власть над жизнью людей. Такой бог как правило считался покровителем

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Литература Двуречья До нашего времени сохранилось большое количество памятников шумерской литературы. Главным образом они сохранились в копиях, которые переписывались уже после падения III династии Ура и хранились в храмовой библиотеке в городе Ниппуре.Необходимо

Из книги История культуры древней Греции и Рима автора Куманецкий Казимеж

Глава I. Италия и ее древнейшее население АПЕННИНСКИЙ ПОЛУОСТРОВ И ЕГО ПЕРВЫЕ ОБИТАТЕЛИ Апеннинский полуостров омывается с запада Тирренским, с востока Адриатическим морями. На юге Мессенский пролив отделяет его от острова Сицилия, горы которого являются продолжением

Из книги Погибшие цивилизации автора Кондратов Александр Михайлович

У колыбели культуры Двуречья Кутии, «драконы гор», персы, амореи, касситы, мидяне, ассирийцы, эламиты, хурриты, луллубеи и множество других «диких» кочевых и полукочевых племен, так же как и народов, имевших свою собственную, уже сложившуюся культуру, вторгались в земли

Из книги Древний Восток автора

Зодчество и скульптура Двуречья Искусство Месопотамии запоминается прежде всего скульптурой (статуи царей и быкоподобных добрых демонов-защитников, крылатых «шеду», рельефы), фресками из Мари и ассирийских столиц и архитектурой. Особенную известность приобрели

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Пантеон богов Двуречья Шумеро-аккадская «религия» отличалась довольно устойчивым спектром основных концепций и ритуалов. Шумеры, первопроходцы цивилизации в Двуречье, почитали множество богов, которые перешли «по наследству» к сменившим их аккадцам. Как и во многих

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Древнейшее население Армянского нагорья Население этих горных местностей было этнически пестрым, но основной костяк его составляли урарты, относящиеся по своему языку к хурритской группе народов.Восточная часть Понта, Колхида и Западный Кавказ, очевидно, были заселены

Из книги Очерки истории Левобережной Украины (с древнейших времен до второй половины XIV века) автора Мавродин Владимир Васильевич

1. Древнейшее население Днепровского Левобережья Территорию Северской земли человек заселил еще в очень отдаленные времена, о чем свидетельствуют довольно значительные по количеству и представляющие большой интерес стоянки эпохи палеолита, расположенные главным

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том первый автора Коллектив авторов

Глава I. ДРЕВНЕЙШЕЕ НАСЕЛЕНИЕ НА СОВРЕМЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ УКРАИНСКОЙ ССР Открытия последних лет, сделанные в области изучения приматов, позволяют внести существенные изменения в прежние представления о первых семействах гоминид - родоначальниках

Из книги Рассказы по истории Крыма автора Дюличев Валерий Петрович

ДРЕВНЕЙШЕЕ НАСЕЛЕНИЕ НА СОВРЕМЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ КРЫМА ПЕРВОБЫТНЫЕ СТОЯНКИ Благоприятные природно-климатические условия Таврики способствовали тому, что уже в глубокой древности человек начинает обживать полуостров. В Таврике, особенно в горном и предгорном районах,

Потому что жизнь ее жителей напрямую зависела от состояния рек - Тигра и Евфрата. С окончанием зимы в долине происходили разливы рек, которые были настолько бурными, что часто сносили местные жилища, загоны для скота. Чтобы защитить себя от наводнений, жители Междуречья научились рыть каналы. Через них утекали излишки воды, которую сохраняли для дальнейшего орошения полей.

Несмотря на то, что природные условия Месопотамии были благоприятны для развития земледелия, местным жителям приходилось прилагать огромные усилия, чтобы получить богатый урожай. Только общими силами они могли вырыть оросительные каналы, возвести специальные заграждения от бурных разливов рек. Совместная организация труда объединяла людей, способствовала преобразованию первых поселений в города-государства.

Помимо земледелия, в Древнем Междуречье были развиты ремесла: кожевенное, ткацкое, гончарное и ювелирное дело. Так как большинство торговых связей в Месопотамии проходило по рекам, здесь было развито кораблестроение.

Климатические особенности Южного и Северного Междуречья

Климат Междуречья был сухим и жарким. В южной части долины летом температура в тени достигала 50 градусов. Зима была мягкой, относительно теплой. В северной области Междуречья нередко выпадали дожди, а зимой даже шел снег. После бурных разливов рек в низинах образовывались болота, на горах и возвышенностях, наоборот, почва полностью высыхала, покрываясь крупными трещинами.

В южном районе Междуречья выращивали ячмень, кунжут, пшеницу, разводили свиней. Здесь хорошо росли финиковые пальмы, которые имели большое значение в хозяйственной жизни страны. В северных районах разводили коз и овец, различные виды домашней птицы.

Как на юге, так и на севере, природа не радовала жителей залежами металлов, камня. Поэтому главным строительным материалом в долине Месопотамии была глина, из которой сооружали дворцы, храмы, жилые дома. По сравнению с камнем, большие глиняные кирпичи были непрочными, поэтому оборонительные стены городов Междуречья строили максимально широкими.


Города Месопотамии

Как и в Древнем Египте в Месопотамии сложились два исторических региона - Южное Междуречье и Северное. Южные земли заселили племена шумеров , северные территории - аккадцы .

Первые города-государства сложились на юге, это произошло около 3 тысяч лет до нашей эры. Их населяли невысокие коренастые жители, с крупными головами и большими черными глазами. Здесь зародилась древнейшая в мире цивилизация шумеров.

Шумерская цивилизация

Центром каждого шумерского города был храм, посвященный богу или богине. Храм возводили на возвышенности, что олицетворяло связь неба и земли. Считалось, что все богатства, растительность и животный мир принадлежат божеству. Представителем бога на земле считался правитель шумерского государства, которому должны были служить и беспрекословно подчиняться все жители.

Крупнейшими городами Шумера были Ур , Урук , Киш , Лагаш . Они занимали выгодное положение в долине Тигра и Евфрата, быстро завоевали лидерство в регионе. Менее крупные и влиятельные шумерские города: Ниппур, Ларса, Адаб, Умма, Марад, Шуруппак, Кисура. Между городами Южного Междуречья непрерывно велись войны. Города - победители заставляли побежденных платить дань , большая ее часть сосредотачивалась в руках военных предводителей и жрецов.


Запоминаем новые слова!

Дань - это налог, взимаемый победителем с побежденного народа.

В процессе борьбы между собой, древние шумерские города ослабляли друг друга. Непрерывные боевые действия требовали все большего количества солдат, которых приходилось кормить земледельцам. Плодородные южные земли привлекали в Шумер врагов: племена аккадцев и ассирийцев. Ослабленные внутренними раздорами, шумеры стали легкой добычей для завоевателей.


Во 2 тысячелетии до нашей эры семитские племена окончательно завоевали Древний Шумер. Аккадцы, ассирийцы и другие народы смешались с шумерами, что дало начало существованию новой - вавилонской народности.

Запоминаем новые слова!

Семитские племена - это предки современных арабов, евреев, ассирийцев.

Ассирийская цивилизация

Бок о бок с шумерами, на севере Месопотамии жили ассирийцы. В отличие от южных земель, природные условия для земледелия здесь были плохими, поэтому основным занятием народа стали завоевательные походы.

Первоначально, ассирийцы отставали в своем развитии от шумеров. Они заимствовали письменность древних шумеров, их искусство, систему измерения времени и многое другое. С веками, ассирийцы усовершенствовали методы ведения войны, отработали успешную военную тактику, что позволило им завоевать не только все шумерские города, но и Сирию, Финикию, Палестину, Вавилонию. Ассирийцы создали самую сильную и крупную державу Древнего Востока - Ассирийское царство, но оно не просуществовало более 100 лет.

Наука

Успешное ведение земледелия у шумеров способствовало изобретению колеса и гончарного круга. Около 3500 лет до нашей эры в Месопотамии появились первые колесные повозки, на которых местные жители перевозили воду, продукты питания и главный строительный материал - глину. Примерно в это же время была изобретена письменность.


Историки назвали письменность шумеров клинописью , так как их письмена напоминали по внешнему виду множество разных черточек-клиньев. Клинышки выводились на мягких глиняных табличках остро заточенными палочками. При необходимости, пока глина еще не застыла, писец мог стереть ошибку, заменить один символ на другой. Когда надпись подсыхала, глиняную табличку обжигали огнем, для лучшей сохранности.

Главными центрами грамотности у шумеров были школы при храмах. Кроме простых учителей, в шумерской школе был специальный человек, который следил за дисциплиной. Под рукой у него всегда была палка, которой он бил провинившихся учеников.

Это интересно! Потребность в учете земли способствовала изобретению шумерами шестидесятиричной системы счета. Эта система сохранилась и до сегодняшнего дня, согласно ей один час делят на шестьдесят минут, а одну минуту на шестьдесят секунд.

Самыми обширными знаниями у шумеров обладали жрецы. Они умели вести календарь, предсказывать солнечные и лунные затмения, предугадывать появление комет . Жрецы в Месопотамии обладали огромными богатствами и пользовались всеобщим уважением. Они находились под защитой царя, так как именно жрецы подчеркивали божественное происхождение царской власти.

Религия

Жители Междуречья почитали многих богов. Среди них центральное положение занимал Энлиль - верховный бог шумеров, покровитель всех высших сил. Согласно верованиям жителей Месопотамии, он отделил небо от земли, научил людей скотоводству и земледелию, обучил письменности. Одновременно, они считали, чтоЭнлиль насылал стихийные бедствия и болезни, а единожды даже вызвал наводнение, с целью уничтожения человечества. Традиционно его изображали с бычьими рогами и копытами.

Особым почитанием среди шумерских богов пользовался бог Солнца - Шамаш. Его изображали в виде человека с длинной бородой и высоким тюрбаном на голове. Он символизировал светлое время суток, восход, солнце. Согласно древним сказаниям Шамаш исцелял людей от болезней, возвращал к жизни умерших, освобождал пленных, приносил людям богатый урожай и благосостояние.


Богиня Иштар почиталась шумерами как царица богинь, она одновременно отвечала за плодородие, любовь и войну. Люди верили, что Иштар даровала им мудрость, жизненные силы, здоровье и удачу. Женщины поклонялись богине с просьбой об обретении счастливой любви, рождении здоровых детей. Чаще всего Иштар изображали крылатой, с восьмиконечной звездой на голове и стрелами за спиной.

Вавилонское царство

На месте Шумерского и Аккадского государства в начале 2 тысячелетия до нашей эрывозникла новая великая держава - Вавилония . Столицей царства был избран город Вавилон, по которому оно впоследствии получило свое название.Во времена расцвета шумерской цивилизации Древний Вавилон был относительно небольшим городом. Но постепенно он рос и богател, благодаря своему выгодному расположению в центре речной долины, на пересечении торговых путей.

Под властью Вавилона объединилось множество городов Междуречья, образовав Вавилонское царство. Наибольшего могущества Вавилония достигла во времена правления царя Хаммурапи . Он прославился как выдающийся правитель благодаря многочисленным военным походам. Царь Хаммурапи завоевал Урук, Ашшур, Мари, Ларсу, Иссин и другие города-государства. В конце концов, под его властью оказалась практически вся Месопотамия.



Царь Вавилонии Хаммурапи создал первую в истории систему законов, которые действовали на территориях всего Междуречья. Свод законов состоял из 282 статей и регулировал все стороны жизни вавилонского населения. Законы царя Хаммурапи определяли:

  • личные и имущественные права жрецов;
  • обязанности чиновников;
  • различные виды наказания для разных категорий населения за всевозможные преступления и провинности;
  • размеры налогов ;
  • правила вступления в брак и основания для развода;
  • правила ведения торговли, аренды полей, садов, домов и прочего имущества;
  • порядок приобретения рабов.

Запоминаем новые слова!

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые в пользу государства с населения.

Аренда - это временное пользование землей, помещением или какой-либо вещью за определенную плату.

Законы Хаммурапи сохранились и до сегодняшних дней, так как были высечены на черном каменном столбе. С их помощью ученые смогли установить, какие проживали люди в Древнем Вавилоне, и чем они занимались. Вместе с законами историки нашли на камне послание, в котором говорилось, что за нарушение всех перечисленных правил, людей ждет голод, страшные болезни и смерть.

После смерти Хаммурапи его царство распалось.

Словарь

1. Цивилизация - самодостаточное сообщество стран и народов, существующее в пределах исторического времени. Каждая цивилизация уникальна, отличается от всех других цивилизаций традициями, особенностями среды обитания, особенностями народов, представляющих данную цивилизацию.

2. Комета - это небольшое небесное тело, состоящее изо льда, камня и металла, вокруг которого часто образуется хвост из газа и пыли.

3. Тюрбан - это мужской головной убор, представляющий собой ткань, обмотанную вокруг головы.

Население древнего Двуречья

Исконное население. Шумерская проблема

Происхождением жителей страны между двумя реками интересуется не только современная наука. Еще шумеров занимал вопрос об их происхождении; конечно, они отвечали на него в соответствии со своими религиозными представлениями и в пределах своих знаний. Одна из древнейших шумерских легенд рассказывает о сотворении первого человека из глины по совету мудрого бога Энки. Так боги создали существо, которое должно было работать за них и на них. Сначала это существо было очень примитивным. Только после нового вмешательства богов ему были ниспосланы дары культуры, прежде всего искусство письма. Из этой же легенды мы узнаем, что взоры этих людей были обращены на восток, где находилась священная гора богов. Возможно, что в этом кроются смутные воспоминания об исконной горной родине шумеров где-то на востоке от их новых поселений.

Для решения вопроса о происхождении шумеров у нас до сих пор нет прочной научной базы. На основании данных антропологии и лингвистики также нельзя определить их расовую принадлежность. В последнее время указывают на некоторое родство шумерского языка с дравидийскими языками южной Индии. Явное сходство находок в Мохенджо-Даро и Хараппе на нижнем течении Инда с шумерскими находками в южном Двуречье также может говорить в пользу этого предположения. В самое последнее время было высказано мнение, что прародиной шумеров можно считать западную область Индокитая. Далее встает вопрос - как шумеры добрались до Месопотамии, по морю или через южные области современного Ирана? В пользу второго предположения могло бы говорить определенное родство культур Шумера и Элама, страны на юго-западной окраине Иранского нагорья, смежной с Двуречьем. Однако у нас нет убедительных доказательств, что родина шумеров, которой они сами считают страну, называемую ими Мелухха, была действительно в Индии. Некоторые исследователи отождествляют Мелухху даже с Эфиопией, другие ищут прародину шумеров в Закавказье у Каспийского моря. Вопрос, какую территорию следует подразумевать под часто упоминаемым в шумерских источниках Дильмуном, все еще остается открытым. Как мы увидим несколько позже, шумеры называют в своих сказаниях Дильмун раем первых людей. С. Кремер в последнее время высказал предположение, что Дильмун следует искать в области р. Инда (а не отождествлять с о. Бахрейном, как это делалось до сих пор). В качестве доказательства этой гипотезы Кремер ссылается на шумерские административные и торговые документы, в которых Дильмун называется страной, откуда в Шумер привозилась слоновая кость, и на шумерский эпос, в котором Дильмун называется страной, «откуда выходит солнце», что можно отнести скорее к бассейу р. Инда, чем к о. Бахрейну.

Нелегко установить, когда шумеры попали в области южного Двуречья. Археологические находки говорят о резком культурном скачке, имевшем здесь место во второй половине IV тысячелетия. Его объясняют приходом нового, энергичного и стоящего на высоком уровне развития населения; можно предполагать, что это уже были шумеры. Первые признаки их присутствия были обнаружены при обследовании самой южной части Двуречья, города Эриду. Отсюда шумерская культура распространилась в направлении, обратном течениям Евфрата и Тигра и наложила свой отпечаток на обширные области между двумя реками почти на три тысячи лет. Путь шумерской культуры ведет из Эриду к Уруку, Уру, Лагашу, Шуруппаку, Адабу, Ниппуру, Кишу; ее влияние заметно и дальше на севере, в Мари и даже в Ашшуре.

Дошумерское население

Многие географические названия, которыми пользовались шумеры (например, Буранун /Евфрат/, Идигна /Тигр/, как и названия некоторых городов - Киш, Ниппур, Ур), не шумерского происхождения. Шумерологи считают теперь дошумерскими также те слова, которыми называли пастуха, крестьянина, рыбака, кузнеца, плотника, гончара, ткача и, вероятно, также купца. Это свидетельствует о том, что шумеры пришли уже на заселенную территорию. У нас нет ни прямых, ни косвенных письменных документов, которые сообщили бы нам название дошумерского населения южного Двуречья, однако на основании археологических находок мы можем полагать, что оно стояло на высокой ступени сельскохозяйственной культуры. Это население считало шумеров пришельцами и оказывало им упорное сопротивление. Даже в некоторых шумерских эпических произведениях сохранились отголоски этой борьбы. Начало шумерского проникновения в южное Двуречье можно отнести к концу IV и началу III тысячелетия до н. э. Таким образом, можно предположить, что шумеры переселились на новую родину не сразу, а овладевали новыми областями постепенно, отдельными волнами.

С. И. Кремер - весьма гипотетически - назвал дошумерское население и его язык убаидскими по наименованию населенного пункта в южном Двуречье, где были найдены предметы материальной культуры этого народа. По мнению Кремера, из их языка были заимствованы шумерами и приведенные выше слова и выражения. Это убаидское население, существованию, языку и религиозным воззрениям которого угрожала опасность со стороны шумеров, покинуло свою родину в Двуречье и переселилось в Индию, где и создало культуру бассейна реки Инда. Развитие городов этой области многие археологи считают результатом «культурной революции», которую следует отнести приблизительно к 2800 г. до н. э., когда в Индию вторгся какой-то чуждый народ. В это же время и в Двуречье существует высокоразвитая цивилизация с городской архитектурой, пиктографическими документами, разветвленными торговыми связами и культом божества вод. Носителем этой цивилизации было, по-видимому, убаидское население. Но пока не будет расшифровано множество найденных при раскопках городов в бассейне Инда письменных документов, часто написанных на двух языках, эти взгляды не могут выйти за границы гипотезы.

Населению, на которое натолкнулись шумеры при своем проникновении в долины Евфрата и Тигра и которое занималось, главным образом, сельским хозяйством, предшествовало в V и IV тысячелетиях менее многочисленное население, первоначально жившее еще охотой и рыбной ловлей. Имеются доказательства существования уже в начале IV тысячелетия гончарного дела и ткачества. Орудия изготовлялись преимущественно из камня. Мы не знаем ни языка, ни религиозных представлений этого населения. Нам известно лишь то, что оно закапывало своих умерших в землю; возможно, это представляло собою определенный ритуальный акт.

Несемитское шумерское и семитское аккадское население

Следующим вопросом был вопрос временного приоритета шумеров или аккадцев на месопотамской земле. В настоящее время принято считать, что исконное население, на которое здесь натолкнулись шумеры, принадлежало к семитическим племенам. Когда шумеры осели в Двуречье, семиты удержали в северной части страны свое преобладание. Новые мощные волны кочевников-семитов шли в Двуречье из западных степей и пустынь и положили конец обособленной политической и этнической жизни шумеров, не уничтожив, однако, их культуры. Наряду с аккадским языком в качестве разговорного и официального языка в Двуречье продолжал жить и шумерский как язык литературных памятников, науки, школ и богослужений, пока вся клинописная культура не погибла под напором арамеев, персов и греков (в I в. до н. э.).

Таким образом, несемитов-шумеров и семитов-аккадцев, то-есть вавилонян и ассирийцев мы можем считать протагонистами на месопотамской сцене. Кроме них здесь были и другие этнические группы, которых привлекало растущее благосостояние страны. Одни были отражены, другим удалось проникнуть в страну и обосноваться в ней. Они приспособились к новой среде и попали под влияние более высокой местной культуры. В начале XXII века до н. э. с северо-восточных гор Загра пришли гутеи (кутии), скотоводческие племена этнически, вероятно, близкие эламитам. Они захватили вавилонскую равнину и почти на 150 лет овладели всей Вавилонией. Позже шумеры снова стали хозяевами страны, но в начале II тысячелетия были поглощены мощной волной западных семитов-амореев, которые затем быстро положили конец и влиянию эламитов в южной Вавилонии. В падение Шумера внесли свой вклад и субарейцы, племена не шумерского, но и не семитского происхождения, которые, по-видимому, жили в северной Месопотамии с незапамятных времен.

Амореи, в частности, основали в Вавилонии и знаменитую династию, важнейший из представителей которой, Хаммурапи, подавил сопротивление эламитов в южном Двуречье и установил власть семитов во всей стране. Во время правления его более слабых преемников эта власть была подорвана. С севера, из Сирии, начинают проникать хурриты, с востока касситы - сначала в поисках средств к существованию, а затем с целью завоевать страну.

Борьба семитских и несемитских племен за Месопотамию

Проникновение новых волн несемитских племен в Месопотамию - это лишь одно звено в цепи великого переселения индоевропейского населения. Из Малой Азии проникали хетты, которые во главе с Мурсили I двигались к бассейну Евфрата, заняли территорию, населенную хурритами, и во второй половине XVI в. до н. э. овладели Вавилоном. Хетты, правда, покинули Двуречье, но вместо них в него вторглись касситы из горных областей Загра (как полагают в последнее время, из областей, расположенных в верхнем и среднем течении Евфрата). Свыше четырех столетий они были хозяевами Вавилонии, но наконец слились с местными семитами, восприняв их язык и культуру. В это время аккадский язык стал даже дипломатическим языком всей Передней Азии.

Между тем окрепли и северные соседи Вавилонии, ассирийцы, которым в первой половине I тысячелетия до н. э. удалось овладеть почти всей Передней Азией, а на известное время даже и Египтом. Следствием военных успехов был приток в Ассирию множества военнопленных, так что на месопотамской земле оказываются одновременно урарты, скифы, киммерийцы и многие другие народности и племена. Огромную роль, особенно в период роста ассирийской державы в XV и XIV вв. до н. э., играли митаннийцы. Их цивилизация, в своей основе хурритская, но подвергшаяся воздействию арийцей и семитов (амореев и вавилонян), оказывала большое влияние на ассирийцев. Немалую роль играло и множество иностранных купцов, посещавших месопотамские рынки.

Еще более сильное влияние, особенно в области культуры, оказывали на Двуречье в конце II тысячелетия до н. э. семиты-арамеи. Из своих поселений в Сирии и из соседних областей они проникали не только в Палестину, но и в Месопотамию по верхнему и среднему течению Евфрата. С первой половины I тысячелетия до н. э. уже можно проследить растущую арамеизацию страны. Впоследствии арамейский язык вытеснил не только аккадский язык, но и типичную глиняную табличку, которая была заменена пергаментом и папирусом.

Но и арамейцы не были последними жителями древнего Двуречья. Ассирия становится добычей мидян, которые с помощью вавилонян в конце VII в. утверждают свою власть в стране. Вавилоняне, освободившись от господства ассирийцев, пережили еще краткий период возрождения. В это последнее столетие вавилонской независимости два раза имело место перемещение палестинских евреев в Вавилон. Евреям Вавилон казался огромным торговым городом и базаром, где встречались и смешивались представители самых различных рас и народов. Библейское сказание о смешении языков «у вавилонской башни», таким образом, полностью отвечало той обстановке, которую застали здесь сами евреи.

Конец самостоятельности Вавилонии положили персы в 539 г. до н. э. Но персидское господство в Двуречье не означало гибели местного семитского населения, а вело к его смешению с арийцами.

Дары природы Двуречья и его ключевые позиции в Передней Азии продолжали привлекать и другие народы. Персы отступили перед великим завоевателем Александром Македонским, который в 331 г. до н. э. вошел со своими войсками в Вавилон. Преждевременная смерть не позволила ему превратить Вавилон в столицу своей мировой империи. Споры между его преемниками подготовили путь парфянам, которые проникли в Двуречье с соседнего Иранского нагорья. Однако неуживчивость между ними и персами привела к новому столкновению, из которого персы вышли победителями и под руководством Сасанидов присоединили Вавилонию к своей империи. Новая граница была очень неспокойной. С переменным счастьем ее пытались проломить сначала римляне, а затем византийцы.

Арабы в Месопотамии. Образование Ирака

Наконец в стране, опустошенной столькими войнами, появляются арабы. В 637 г. н. э. страной с древними семитскими традициями снова овладевает семитский народ, который распространяет здесь идеи новой религии - ислама. В 762 г. н. э. халиф Мансур из династии Аббасидов приказывает построить на среднем течении Тигра в том месте, где когда-то находилась ассирийская крепость, новую столицу - Багдад. С того времени, если не считать несколько мелких эпизодов, Багдад до сих пор является столицей Ирака. Значение бывшей столицы Вавилона и построенной греками Селевкии, а также парфянского города Ктесифона окончательно сошло на нет. В этих местах под властью верхушечных слоев греков или персов жило множество мелких хозяев и производителей, которые были уже полностью арамеизированы и которые могли считать своими предками древних вавилонян, ассирийцев или эламитов. Месопотамия получает также новое название - Эль-Ирак-эль-Араби - в отличие от соседнего Ирака, персидского.

Господство арабов в Ираке не было непрерывным. Во время правления знаменитого халифа Харун-ар-Рашида (786 - 809 гг.) Багдад превратился в город, население которого насчитывало свыше миллиона человек, и достиг необычайно высокого экономического и культурного уровня. Его благосостояние привлекало соседей. Преемники Харун-ар-Рашида были халифами скорее лишь по имени, в действительности же власть находилась в руках турецких султанов. Во время нашествия монголов в 1258 г. Багдад был разграблен. Подобная судьба постигла этот город в 1393 г., когда грозный татарский хан Тамерлан уничтожил здесь большинство населения. Кроме того, он разорил всю страну и разрушил сеть ее каналов, так что она могла воскреснуть к новой жизни лишь в XVI в. В этот период в Багдаде было всего 15 000 жителей. Но и еще одно обстоятельство вызвало упадок благосостояния страны: засоление ее почвы.

Позже шла борьба за территорию Ирака между турками--османами и персами. В 1638 г. туркам удалось занять Багдад и обосноваться в стране почти на три столетия. В начале XIX в. появился новый претендент на Ирак: Англия. В то время под английским суверенитетом уже находилась Индия с побережьем Персидского залива. Для Англии Ирак означал кратчайший путь в Персию и в Индию. Равно и Наполеон пытался - по стопам Александра Македонского - добраться до берегов Инда. Поражение, которое ему нанесли англичане навсегда похоронило его смелые планы.

Когда в 1839г. англичане прочно обосновались в Адене их интерес к Ираку возрос. Новым магнитом была нефть сначала персидская, а затем и иракская. Наиболее целесообразным путем к достижению своих целей англичане считал* поддержку арабского освободительного движения в Ираке против турок. Когда во время первой мировой войны Турцш присоединилась к враждебному лагерю, Англия, использова! создавшуюся обстановку, объявила ей войну. Сосредоточш в Ираке значительную армию, она захватила Багдад и нефтяной центр Мосул. После первой мировой войны Ирак стал английской мандатной территорией, и только в 1932 г. был с создано формально независимое королевство, находившееся, конечно, полностью под влиянием Британской империи В 1958 г. народная революция свергла короля. Была объявлена независимая Иракская республика. С этого времени в жизни арабского населения этой страны начинается новая глава.


Йозеф Клима. Общество и культура Древнего Двуречья. Прага, 1967. С. 24-32.

Начальная школа