Презентация виды бессоюзных сложных предложений. Презентация по русскому языку на тему "Виды БСП" (9 класс). Ребята, какой же можно сделать из этого вывод

Слайд 2

Цели:

создать условия для повторения и закрепления материала о бессоюзном сложном предложении; формирование навыков пунктуационной грамотности учащихся путём сравнивания и обобщения наблюдений над ролью бессоюзных сложных предложений в художественном тексте; привитие любви к родному языку, к чтению художественной литературы.

Слайд 3

Эпиграф (тезис)

Бессоюзные сложные предложения широко используются в произведениях художественной литературы

Слайд 4

Слайд 5

Запятая и точка с запятой в БСП

Перечисление фактовВ лесу весело и беззаботно поют птицы, над цветами летают бабочки ; ; . - перечисление фактов, предложения распространены, внутри уже могут быть знаки препинанияКусты орешника разрослись по берегам ручья; к воде склонили свои жёлтые головки цветы купальницы; воздух наполнен запахами лета.

Слайд 6

Двоеточие в БСП

: [причина].Путешественники спешили: в горах ночь наступает быстро. : [поясняет].Погода была ужасная: ветер вырывал кусты и молодые деревья с корнем. : [дополняет].Павел почувствовал: чья-то рука легла ему на плечо. : Путешественники смотрели на восток: над горизонтом медленно поднималось ярко-красное солнце

Слайд 7

Тире в БСП

Противопоставление Все ожидали увидеть его на балу - он бросил всё неожиданно и уехал в дальнюю деревню. [время, условие] - .Придёт отец - поедем на выставку. - [вывод, следствие].Ласточки летают низко над землёй - жди дождя. - [быстрая смена событий]. Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

Слайд 8

Работа с поэтическим текстом

В поле чистом с..р..брит(?)ся Снег в..лнистый и р..бой Светит месяц тройка мчит(?)ся По дороге столбовой. Пой в часы дорожной скуки На д..роге в тьме н..чной Сла..ки мне родные звуки Звонкой песни удалой А.С. Пушкин

Слайд 9

Тест:

Какова роль тире в предложении:Высоко над нами зашумел ветер - предвестник бури.а) разделяет подлежащее и сказуемое;б) обозначает пропуск члена предложения;в) разделяет части БСП;г) отделяет предложение. Укажите, почему стоит тире в предложении:Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы.а) содержание одного предложения сопоставлено другому;б) предложения рисуют быструю смену событий;в) второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом предложении

Слайд 10

3. Объясните, почему стоит двоеточие в БСП: Перебрав по пальцам знакомые сёла, я обнаружил: они все стояли на реке. а)второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом;б) второе предложение распространяет один из членов первого предложения;в) второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание. 4. Какое утверждение является неверным:а) в БСП простые предложения связываются в устной речи интонациейб) смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений.в) знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых отношений между его частями.

Слайд 11

Сочинение-рассуждение «Нужны ли бессоюзные сложные предложения?»

Приведите аргументы, доказывая свою точку зрения. Желаю удачи, терпения и творческого вдохновения!

Посмотреть все слайды

Открытый урок русского языка 9 класс

Тема «Бессоюзное сложное предложение»

Цель: Формирование знаний о сложном бессоюзном предложении и знаками препинания в нём.

Задачи: 1. Выработать умение использовать основной прием определения бессоюзных сложных предложений – сравнение их с синонимичными сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.

2. Сформировать специальные умения и навыки учащихся.

3. Воспитать у учащихся познавательный интерес к теме урока.

Ход урока

1.Организационный момент. Сообщение темы и постановка цели и задач урока.

2. Психологический настрой :

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться: Доброе утро!

Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро вам – улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, отзывчивым,

И доброе утро длится до вечера.

Давайте, ребята, посмотрим друг на друга и улыбнемся. Ведь от улыбки станет всем светлей. Я надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем на уроке.

3. Актуализация прежних знаний. Какие сложные предложения вы изучили?

Давайте сейчас проверим, умеем ли мы определять ССП и СПП. Запишем число в тетради, оставим строчку для темы. Вы должны по вариантам записать номера предложений (1 в. - ССП, 2 в. – СПП)

1.Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате. (СПП)

2. Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться. (ССП)

3. С утра было жутко холодно, но к обеду выглянуло солнце. (СПП)

4. Чтобы не выдать себя, рыбак обмотал весла тряпками. (СПП)

5. Домик, куда меня привели, был небольшой, но уютный. (СПП)

6. Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек.

7. Я сразу понял, что это дело мне по силам. (СПП)

8. Лодка причалила к берегу, и мы ощутили под ногами твердую землю. (ССП)

9. Где тонко, там и рвется. (СПП)

10. Дождь продолжал хлестать, и я продрог до костей. (ССП) Все ли предложения вы выписали? Нет. Почему? Какое это предложение, вы узнаете, разгадав кроссворд.

Приём «Кроссворд » (при решении которого ученики прочтут название вида сложного предложения, который и будет темой урока)

Учитель: отгадайте слово в кроссворде и подумайте, как оно может быть связано с новой, пока неизвестной темой урока.

Приставка в слове беспокойный (бес-)

Корень - часть речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. (Союз).

Суффикс как в слове сонный (-Н-)

Окончание прилагательного в ср.роде ед.числа

Учитель: в результате у нас получилось слово?- Ответы учащихся.

Учитель: сформулируйте тему урока. - Ответы учащихся.

Запись темы в тетрадь: «Бессоюзное сложное предложение»

Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова».

Цель « вызова» заключается в создании ситуации преодоления: учитель и ученик сознательно ставит себе или партнёру задачу, решение которой потребует определённых усилий.

1)Познакомиться с …

2)Учиться … Учащиеся формулируют цели урока.

Приём «Знаю – не знаю»

Соединить стрелками соответствие

Сложносочинённое предложение

Вы должны были, братья, устоять, как стена.

Простое предложение

Садков одинаково хорошо писал не только городские, но и сельские пейзажи.

Бессоюзное сложное предложение

Мимо окна лилась, заглядывая в него, рыжая струя огня..

Предложение с однородными членами

Зеленели дубы и островерхие пихты; вековые липы, развесив свои кудрявые кроны, закрывали небо.

Сложноподчиненное предложение

Все хотели знать, как он путешествовал, что видел.

Предложение с обращением

Скрывать истину было бесполезно, да я и не собирался этого делать.

4. Изучение новой темы. Что вы знаете о БСП?

Основные признаки бессоюзных сложных предложений

1) Простые предложения в составе сложных соединяются без помощи союзов и союзных слов.

2) По значению они близки к союзным сложным предложениям.

3) Имеют характерную интонацию.

4) Простые предложения в их составе разделяются запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире.

Учитель: Я предлагаю вам просмотреть теоретический материал на ваших столах и отметить знакомую информацию +, незнакомую -, знаком? информацию, нуждающуюся в дополнительных разъяснениях

(приложение 1)

Бессоюзное сложное предложение

Бессоюзное сложное предложение (БСП) противопоставлено союзным предложениям по отсутствию союзных средств. Части БСП связаны по смыслу и интонационно.

В русском языке представлены следующие типы бессоюзных предложений:

1. Между частями наблюдается смысловое равноправие , части соединены перечислительной интонацией, порядок следования частей свободный:

Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки (А. С. Пушкин).

Справа от меня шел овраг, изгибаясь, как змея; слева петляла неширокая, но глубокая речка.

2. Части БСП неравноправны: вторая часть поясняет первую (или отдельные слова в ней) в каком-либо отношении, части соединены пояснительной интонацией, порядок следования частей фиксированный:

а) вторая часть раскрывает содержание первой (= а именно ):

Всё было необычно и страшно: в комнате слышны какие-то шорохи .

б) вторая часть дополняет смысл первой (= что ):

Я выглянул в окно (и увидел): над лесом занимался рассвет.

в) вторая часть раскрывает причину того, о чем сказано в первой (= потому что ):

Я удивился: в двери торчала записка.

Как правило, в предложениях этого типа в первой части заключена основная часть высказывания, а вторая часть поясняет, дополняет содержание первой (является функциональным эквивалентом придаточного предложения).

3. Части БСП неравноправны и соединены особой контрастной интонацией (первая часть предложения характеризуется высоким тоном, вторая - резким понижением тона), порядок следования частей фиксированный:

а) в первой части содержится указание на условие или время совершения действия:

Прихожу к колодцу - никого уже нет (М. Ю. Лермонтов).

В этом случае первая часть БСП является функциональным эквивалентом придаточного условия или времени, а вторая часть - аналогом главной части.

б) во второй части содержится указание на неожиданный результат действия или быструю смену событий:

Не успел я моргнуть - мяч уже в воротах.

в) вторая часть заключает в себе сравнение с тем, о чём сказано в первой части:

Молвит слово - соловей поет.

г) вторая часть содержит противопоставление:

Семь раз примерь - один раз отрежь. Примеры предложений с различной интонационной связью: 1. Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. (Перечисление.) 2.Мелких чувств на свете не бывает – мелкими бывают только души. (Противопоставление.) 3.Ечевин понял одно: боязнь самостоятельного мнения, страх взять на самого себя ответственность стали причиной его поступков. (Пояснение.) 4. Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. (Перечисление.)
5. Служить бы рад - прислуживаться тошно. (Противопоставление.)
6. Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников. (Пояснение.) Учитель: Что в тексте показалось вам понятным? Что оказалось новым, совсем непонятным? Что требует дополнительных разъяснений?

5. Закрепление

Выполнение заданий. Определить, какое предложение бессоюзное, а какое союзное. Бессоюзные записать в тетрадь.

1) Марья Дмитриевна скоро задремала, девочки и горничная заснули тоже.
2) Устало никла трава, пахло горячей сосновой корой и земляникой.
3) Я несколько раз выбегал посмотреть, не идет ли снег.
4) Алехин простился и ушел к себе вниз, а гости остались наверху.
5) Секунду он молчал, мать смотрела на него и тоже молчала.
6) Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.
7) Грустные мысли бродили у меня в голове, отец также был печален.
8) Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм.
9) Едешь на день, хлеба бери на неделю.
10) Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет.

Бессоюзные предложения:2,5,6,9,10.

2) Запишите предложения, расставьте знаки препинания, объясните. На родине Ломоносова недавно сооружен памятник. Ломоносов изображен энергичным человеком, полным сил и напряженной воли; высокий лоб его незаметно переходит в пышный парик; руки, не знавшие покоя при жизни, опущены на колени. (Осетров.) Река долго не замерзала; от ее зеленой воды поднимался пар. (К. Паустовский.) Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце; капли, падая с них, звонко ударяли о лед; по всем улицам пела капель звонкую песню весны. (К. Паустовский.) перечисление, равноправие

3) Работа с учебником. Упр.

4. Задание: Определить БСП (Встать):

1. Пока живешь, творить добро спеши.

2. Большего не может быть счастья, чем несчастным приносить счастье.

3. Не рой другому яму – сам споткнешься.

4. Добро не купишь.

5. Слабые люди выжидают благоприятных случаев – сильные духом их создают.

6. Плод, полученный терпением, сахару подобен.

7. И у моря есть дно, и у терпения есть предел.

8. На дне терпения оседает золото.

9. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.

6. Рефлексия

    Чему научились сегодня на уроке?

    Какое задание было самым интересным для вас? Почему?

    Какое задание показалось трудным и почему?

7. Итог урока:

    Ребята, вспомните, пожалуйста, какие цели вы ставили перед собой в начале урока?

    Достигли ли вы их?

8. Домашнее задание.

Чтоб упрочить ваши знания,

Даю домашнее задание. ___________________________________________

9. Выставление оценок.


ЗАДАНИЕ: выписать СПП, расставить знаки препинания, обозначить границы простых предложений.

1)Кто помогает людям у того свои желания сбываются.

2) Брат отказался от моей помощи и хотел все сделать сам.

3) Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье тесном и пахло гнилью.

4) Берег где остановилась машина был низкий и илистый.

5) Математику уже затем учить надо что она ум в порядок приводит.

6) Ты уверен что все будет в порядке?

7) Я знаю чем ты увлечен.


Снял часы, глядит: машина,точно мельница, в пыли.

Бессоюзное сложное предложение – это сложное предложение, части которого связаны по смыслу и интонации.


смысловые отношения между частями:

- последовательность явлений,

- перечисление;

- одновременность явлений

(можно поставить союз И)

[ ] , [ ]

последовательность


Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада.

[ , ] ; [ ]

последовательность


Задание: расставить знаки препинания, начертить схему предложения.

Когда я вижу эти далёкие суровые неприступные горы мне хочется взобраться на них и посмотреть какой мир откроется моим глазам за горами.

Когда я вижу эти далёкие, суровые, неприступные горы, мне хочется взобраться на них и посмотреть, какой мир откроется моим глазам за горами.


Печален я: со мною друга нет

/ потому что /

[ ] : [ ]

причина


Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников.

/ а именно /

[ ] : [ ]

пояснение


Помню я: тени ложились косые на свежевымытый пол.

/ что, как /

[ ] : [ ]

дополнение


Проснулся: в широкие щели сарая глядятся весёлого солнца лучи.

/ и увидел, и услышал, и почувствовал /

[ ] : [ ]

дополнение


Задание: расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

1.Никогда не отказывайтесь от малого в работе из малого строится великое.

2.Темные ели о чём-то шепчутся между собой на пригорке расправив кроны стоят могуче дубы и кивают нам свысока.


Семь раз отмерь-один раз отрежь.

[ ] [ ]

противопоставление


Солнце взошло-начинается день.

/ когда, если /

[ ] [ ]

время / условие


Кукушка закуковала – наступила глубокая весна.

/ так что /

[ ] [ ]

вывод


Задание: выпишите БСП, объясните постановку знаков препинания.

1) В Подмосковье есть у меня заветное место - лесная поляна вдали от дорог. 2) Особенно хорошо здесь ранней осенью.

3) На рябину прилетают кормиться дрозды, в сухих листьях ежевики шуршат ежи, осенью сюда приходят лоси.

4) Я не сразу догадался, почему под вечер почти всегда вижу тут двух-трех лосей. 5) Однажды все прояснилось: они приходили пожевать яблоки. 6) Поляна упирается в заполоненный рыжим бурьяном брошенный сад. 7) Деревья в нем выродились, и плоды дают только растущие от корней ветки. 8) Охотников до нестерпимо кислых яблок в лесу, кажется, не было. 9) Однажды, присев на краю сада, я услышал: яблоки похрустывали на чьих-то зубах. 10) Я приподнялся и увидел: один лось, задирая голову, мягкой губой захватывал яблоки, другой собирал яблоки, лежащие на земле.


Валяться было не время: начиналась весенняя суета перед севом.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.


Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Вдруг слышу: кто-то зовёт меня по имени, тихонько так, почти шёпотом.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет смысл первой части.

4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.



Какое предложение является бессоюзным? (Знаки препинания не расставлены)

  • Без росы и трава не растёт.

2) В их сенях ветра шум и свежее дыханье и мглой волнистою покрыты небеса.

3) Куска лишь хлеба он просил и взор являл живую муку.

4) Пословица гласит и незаряженное ружьё однажды может выстрелить.


В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

  • Любишь кататься – люби и саночки возить.

2) Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная: вся ряска к зиме спустилась на дно.

3) Наступал вечер: шел дождь, с севера порывисто дул ветер.

4) Только шагнули мы вперед – из-за куста раздался выстрел.

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентационная работа по русскому языку, предназначенная для начальных классов. Учитель построила свою работу на основе поэзии А.С. Пушкина, что несомненно несет в себе двойную пользу - помимо изучения основной темы, ребята познакомятся со стихами великого поэта.

  • Знакомство с БСП
  • Стихи А. С. Пушкина
  • Наглядные примеры
  • Тестовое задание

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Моисеенко И. Н.

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Учитель русского языка и литературы Моисеенко Ирина Николаевна

1 Бессоюзные сложные предложения

Слайд 2

«Поэзия Пушкина - неиссякаемый источник, который, как в сказке, поит «живою водою»

всех, кто прикоснется к нему»

«И все к Пушкину тянет, все к Пушкину,

Ну, а он - высоко-высоко»

(Е.Евтушенко)

«Пушкин кажется понятным, как в пристально прозрачной воде кажется близким дно на безмерной глубине»

(В.Брюсов)

«Есть имена, как солнце! Имена -

Как музыка! Как яблоня в расцвете!

Я говорю о Пушкине: поэте,

Действительном в любые времена!»

(И.Северянин)

Слайд 3

Боливар (широкая модная шляпа)

Надев широкий боливар

Онегин едет на бульвар

И там гуляет на просторе,

Пока недремлющий брегет

Не прозвенит ему обед.

Брегет (часы, которые отбивали минуты и показывали числа месяца, фирмы парижского часовщика Брегета)

Слайд 4

Асессор (средний гражданский чин)

Пращ (снаряд для метания камней)

Слайд 5

Котильон (танец, которым заканчивается бал)

В негодовании ревнивом

Поэт конца мазурки ждет

И в котильон ее зовет.

Пилигрим (странник, путешественник)

Луна сокрылась за горою,

и пилигримке молодой

Пора давно пора домой.

Витийство (красноречие)

Слайд 6

Страсбургский пирог (паштет из гусиной печенки.

«Нетленным» он назван потому, что его привозили в консервированном виде из Страсбурга.)

И Страсбурга пирог нетленный

Меж сыром лимбургским живым

И ананасом золотым.

Лимбургский сыр- мягкий острый сыр, приготовлявшийся в провинции Лимбург (Бельгия)

Слайд 7

Я жду тебя, мой запоздалый друг –

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

(«Зимний вечер».1825.)

Слайд 8

А нынче … погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

(«Зимнее утро». 1829.)

5. Когда в БСП ставится тире?

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей.

(«Осень». 1833.)

Слайд 9

1. Полки ряды свои сомкнули.

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

2. Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали.

3. В красавиц он уж не влюблялся,

А волочился как- нибудь.

Откажут ─ мигом утешался.

Изменят ─ рад был отдохнуть.

4. Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья.

Слайд 10

1. Найдите БСП.

2 Укажите БСП, между частями которого надо поставить запятую.

Слайд 11

3 Найдите БСП, между частями которых надо поставить двоеточие.

А. Поезд ушел его огни исчезли.

Г. Не бойтесь вас подстрахуют.

4 Укажите БСП, между частями которых надо поставить тире.

Слайд 12

5 Найдите, в каких примерах тире стоит между частями БСП.

Б. Над Россиею - небо синее.

6. Укажите предложение, соответствующее схеме: : [ причина].

Слайд 13

7. Найдите предложение, в котором нет пунктуационных ошибок.

8. Найдите предложения с речевыми ошибками.

Слайд 14

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса (?)

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

Слайд 15

1. Вот утро: встали все давно,

Моей Татьяне все равно.

2. Но день протек, и нет ответа.

Другой настал: все нет, как нет.

(части противопоставлены друг другу, значит между частями сложного предложения тоже ставится тире)

Слайд 16

3. Делать было нечего: Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец.

Дни долгие, дни власти безмятежной –

Ни власть, ни жизнь меня не веселят.

(причинно-следственная связь, можно поставить союз «поэтому», следовательно, здесь нужно поставить тире.)

(второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом, можно поставить союз «потому что», следовательно, нужно поставить двоеточие.)

Посмотреть все слайды

Конспект

МОУ Бутаковская ООШ

Моисеенко Ирина Николаевна

Тип урока:

Дидактическая задача: повторить и обобщить знания

Место урока в теме: последний урок в теме «БСП»

Ценности:

Цели урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:

2. РАЗВИВАЮЩАЯ:

3.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

наблюдательность,

ХОД УРОКА

Ну, а он - высоко-высоко»

(Е.Евтушенко)

ной глубине»

(В.Брюсов)

Я говорю о Пушкине: поэте,

(И.Северянин) (слайд 3)

Оргмомент.

Постановка цели.

(

Ученик:

3. Повторение материала.

(слайд 4)

Надев широкий боливар

Онегин едет на бульвар

И там гуляет на просторе,

Пока недремлющий брегет

Не прозвенит ему обед.

(слайд 5)

(слайд 6)

В негодовании ревнивом

Поэт конца мазурки ждет

И в котильон ее зовет.

Луна сокрылась за горою,

и пилигримке молодой

Пора давно пора домой.

Витийство (красноречие),

(слайд 7)

Меж сыром лимбургским живым

И ананасом золотым.

б) фронтальный опрос.

1. Какие предложения называются БСП?

2. Какие знаки препинания могут ставиться в БСП?

3. Когда в БСП ставится запятая, а когда точка с запятой?

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

(слайд 9)

4. Когда в БСП ставится двоеточие?

А нынче … погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

5. Когда в БСП ставится тире?

в) Объяснительный диктант.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

А волочился как- нибудь.

Откажут ─ мигом утешался.

Товарищ, верь: взойдет она,

Г) Самостоятельная работа.

ТЕСТ.

(слайд 11)

1. Найдите БСП.

А. Время обдумало, сдуло все лишнее.

Б. Я шагал за счастливою долей, беспокойным искателем стал.

В. Дело было вечером, делать было нечего.

Г. Друзей мы теряли на трудных дорогах, хранили любовь под огнем.

Д. Лес, горы слились, все окуталось густым туманом.

Е. По синеющему небу плыли легкие облака, облитые золотыми лучами заходящего солнца

А. Выходить в море никто не решался ветер достиг восьми баллов.

Б. В глазах у меня потемнело голова закружилась.

В. Дрова все вышли топить нечем.

Г. Чин следовал ему он службу вдруг оставил.

Д. В феврале много инея на деревьях будет много меда.

А. Поезд ушел его огни исчезли.

Б. На улице было еще пусто над крышами домов вставало солнце.

В. Случилась беда селевый поток размыл железнодорожный путь.

Г. Не бойтесь вас подстрахуют.

Д. Хотел рисовать кисти выпадали из рук.

Е. Солнце дымное встает будет день горячий.

А. Чайка прилетела скоро лед пойдет.

Б. Вот уж снег последний в поле тает теплый пар восходит от земли.

В. Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.

Г. Любишь кататься люби и саночки возить.

Д. Источник утоляет жажду доброе слово оживляет сердце.

Е. Трус не любит жизни он только боится ее потерять.

А. Солнце вешнее, нивы здешние - все тебе отдать бы рад.

Б. Над Россиею - небо синее.

В. Сухая поздняя осень - самое лучшее поэтическое время года.

Г. На дворе в морозном пару краснело солнце - в доме было тепло.

причина].

А. Не будьте равнодушны ибо равнодушие смертоносно для души человека.

Б. Знойные и сухие ветра разгоняли тучи солнце нещадно палило хлеба и травы.

В. В доме не дождутся с ловли рыбака обещал вернуться через два денька.

Г. За ночь все отдохнули можно было двигаться дальше.

А. Тропка уходит в поля и в дождь и в осень и в озимь.

Б. Было грустно: в весеннем воздухе и на потемневшем небе.

В. В железном вихре ветра и колес кружился дым и падал под откос.

Г. Забормотал тетерев и кто-то в деревне запел на всю округу.

А. Обработка результатов испытаний проводилась в два этапа.

Б. Каждая минута рабочего времени дня должна быть на учете.

В. За год артель получила более 150 миллионов рублей денег дохода.

Г. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

4. Применение знаний.

(

(

письменной).

6. Анализ предложений.

Моей Татьяне все равно. (

(

(слайд 17)

3. Делать было нечего:

(причинно-следственная связь, можно поставить союз «поэтому», следовательно, здесь нужно поставить тире.)

(

7. Игра «Третье лишнее»

На все сердитый господин:

Отечество нам Царское село.

3. Я помню чудное мгновенье

Передо мной явилась ты.

«Я помню чудное мгновенье…»

: [причина]. (потому что)

9. Домашнее задание.

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог.

10. Итоги урока (рефлексия).

(слайд 21)

(

(слайд 22)

11. Выставление оценок

Дополнительные задания

II задание.

чтобы… )

(А. Ерикеев)

III задание.

Определите вид предложений.

2. Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки. (БСП)

IV задание

1. Знаю средство,

2. Бедный поп

Подставил лоб:

С первого щелка

Подпрыгнул поп до потолка;

Со второго щелка

Лишился поп языка,

А с третьего щелка

Вышибло ум у старика.

Второму, третьему письму

Ответа нет.

5. Вы были правы предо мной:

Я благодарна всей душой…

6. К нему и птица не летит,

На древо смерти набежит -

7. Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

8. Простите мне: я так люблю

Татьяну милую мою.

Опорный конспект

Знаки препинания в БСП

1. Запятая ставится

2. Точка с запятой ставится

3. Двоеточие ставится :

4. Тире ставится:

4) [время] - . (когда)

5) [условие] - . (если)

МОУ Бутаковская ООШ

Урок русского языка в 9 классе

Обобщающий урок по теме «Бессоюзные сложные предложения»

Учитель русского языка и литературы

Моисеенко Ирина Николаевна

Обобщающий урок в 9 классе по теме

«Бессоюзное сложное предложение»

Тип урока: повторение и обобщение материала

Дидактическая задача: повторить и обобщить знания

Место урока в теме: последний урок в теме «БСП»

Ценности: активная деятельная жизнь, здоровье, красота, общение, любовь.

Цели урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:

обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о БСП;

совершенствование пунктуационных навыков по данной теме.

2. РАЗВИВАЮЩАЯ:

Развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях;

Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать;

Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;

Развитие умения аргументировать, доказывать и делать выводы.

3.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

прививать любовь к родному языку на примере художественных текстов А.С.Пушкина,

наблюдательность,

настойчивость, приучая терпеливо преодолевать трудности в работе.

ХОД УРОКА

«Поэзия Пушкина - неиссякаемый источник,

который, как в сказке, поит «живою водою»

всех, кто прикоснется к нему»

«И все к Пушкину тянет, все к Пушкину,

Ну, а он - высоко-высоко»

(Е.Евтушенко)

«Пушкин кажется понятным, как в пристально

прозрачной воде кажется близким дно на безмер-

ной глубине»

(В.Брюсов)

«Есть имена, как солнце! Имена -

Как музыка! Как яблоня в расцвете!

Я говорю о Пушкине: поэте,

Действительном в любые времена!»

(И.Северянин) (слайд 3)

Оргмомент.

Постановка цели.

а) вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Сегодня у нас необычный урок. На уроке присутствуют гости. Ваша задача: показать все, что вы умеете и знаете о БСП и не только. Надеюсь, что урок будет для вас интересен и полезен. Цель урока - повторить и обобщить знания по теме «БСП».

Обратите внимание на эпиграфы. Почему именно эти строки я выбрала в качестве эпиграфов?

(на уроке мы будем работать, обращаясь к творчеству А.С.Пушкина)

Да, на протяжении всего урока вы будете работать, обращаясь к творчеству основоположника русского языка А.С.Пушкина.

- Ребята, какие знания, умения и способы действия вы должны продемонстрировать на уроке? (выявление смысловых отношений между частями БСП, пунктуационные навыки и речевые умения)

- Пушкин - всегда открытие и всегда тайна. Он приходит к нам с детства, а мы приходим к нему с годами…

Ученик: Н.В.Гоголь справедливо заметил: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В нем, как будто в лексиконе, заключалось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал все его пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он явится через 200 лет. В нем русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла. Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно, как поэт. Они так просто возвышенны, так ярки, так пламенны, так сладострастны и вместе так детски чисты»

3. Повторение материала.

А)- Сегодня на уроке мы будем учиться постигать тайны русского языка, используя словарь А.С.Пушкина. Сейчас вам предстоит вспомнить некоторые слова пушкинской эпохи. (ученик работает у доски: пишет слова под диктовку, объясняет их значение, подчеркивает орфограммы)

(слайд 4)

Боливар (широкая модная шляпа), Надев широкий боливар

Онегин едет на бульвар

И там гуляет на просторе,

Пока недремлющий брегет

Не прозвенит ему обед.

Брегет (часы, которые отбивали минуты и показывали числа месяца, фирмы парижского часовщика Брегета)

(слайд 5)

Асессор (средний гражданский чин), пращ (снаряд для метания камней),

(слайд 6)

Котильон (танец, которым заканчивается бал),

В негодовании ревнивом

Поэт конца мазурки ждет

И в котильон ее зовет.

Пилигрим (странник, путешественник),

Луна сокрылась за горою,

и пилигримке молодой

Пора давно пора домой.

Витийство (красноречие),

(слайд 7)

Страсбургский пирог (паштет из гусиной печенки. «Нетленным» он назван потому, что его привозили в консервированном виде из Страсбурга.)

И Страсбурга пирог нетленный

Меж сыром лимбургским живым

И ананасом золотым.

Лимбургский сыр-мягкий острый сыр, приготовлявшийся в провинции Лимбург (Бельгия)

б) фронтальный опрос.

- Итак, сейчас самое время вспомнить некоторые теоретические вопросы.

1. Какие предложения называются БСП?

Я жду тебя, мой запоздалый друг –

2. Какие знаки препинания могут ставиться в БСП?

3. Когда в БСП ставится запятая, а когда точка с запятой?

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя. («Зимний вечер».1825.)

(слайд 9)

4. Когда в БСП ставится двоеточие?

А нынче … погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит. («Зимнее утро». 1829.)

5. Когда в БСП ставится тире?

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей. («Осень». 1833.)

в) Объяснительный диктант.

А.С.Пушкин говорил о знаках препинания: «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание». Запишите предложения, расставьте знаки препинания и объясните их.

1. Полки ряды свои сомкнули.

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

2. Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали.

3. В красавиц он уж не влюблялся,

А волочился как- нибудь.

Откажут ─ мигом утешался.

Изменят ─ рад был отдохнуть.

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья.

Г) Самостоятельная работа.

ТЕСТ.

(слайд 11)

1. Найдите БСП.

А. Время обдумало, сдуло все лишнее.

Б. Я шагал за счастливою долей, беспокойным искателем стал.

В. Дело было вечером, делать было нечего.

Г. Друзей мы теряли на трудных дорогах, хранили любовь под огнем.

Д. Лес, горы слились, все окуталось густым туманом.

Е. По синеющему небу плыли легкие облака, облитые золотыми лучами заходящего солнца

2 Укажите БСП, между частями которого надо поставить запятую.

А. Выходить в море никто не решался ветер достиг восьми баллов.

Б. В глазах у меня потемнело голова закружилась.

В. Дрова все вышли топить нечем.

Г. Чин следовал ему он службу вдруг оставил.

Д. В феврале много инея на деревьях будет много меда.

3 Найдите БСП, между частями которых надо поставить двоеточие.

А. Поезд ушел его огни исчезли.

Б. На улице было еще пусто над крышами домов вставало солнце.

В. Случилась беда селевый поток размыл железнодорожный путь.

Г. Не бойтесь вас подстрахуют.

Д. Хотел рисовать кисти выпадали из рук.

Е. Солнце дымное встает будет день горячий.

4 Укажите БСП, между частями которых надо поставить тире.

А. Чайка прилетела скоро лед пойдет.

Б. Вот уж снег последний в поле тает теплый пар восходит от земли.

В. Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.

Г. Любишь кататься люби и саночки возить.

Д. Источник утоляет жажду доброе слово оживляет сердце.

Е. Трус не любит жизни он только боится ее потерять.

5 Найдите, в каких примерах тире стоит между частями БСП.

А. Солнце вешнее, нивы здешние - все тебе отдать бы рад.

Б. Над Россиею - небо синее.

В. Сухая поздняя осень - самое лучшее поэтическое время года.

Г. На дворе в морозном пару краснело солнце - в доме было тепло.

6. Укажите предложение, соответствующее схеме: : [ причина].

А. Не будьте равнодушны ибо равнодушие смертоносно для души человека.

Б. Знойные и сухие ветра разгоняли тучи солнце нещадно палило хлеба и травы.

В. В доме не дождутся с ловли рыбака обещал вернуться через два денька.

Г. За ночь все отдохнули можно было двигаться дальше.

7. Найдите предложение, в котором нет пунктуационных ошибок.

А. Тропка уходит в поля и в дождь и в осень и в озимь.

Б. Было грустно: в весеннем воздухе и на потемневшем небе.

В. В железном вихре ветра и колес кружился дым и падал под откос.

Г. Забормотал тетерев и кто-то в деревне запел на всю округу.

8. Найдите предложения с речевыми ошибками.

А. Обработка результатов испытаний проводилась в два этапа.

Б. Каждая минута рабочего времени дня должна быть на учете.

В. За год артель получила более 150 миллионов рублей денег дохода.

Г. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

4. Применение знаний.

А) - Читая Пушкина, мы становимся лучше. В нас пробуждаются светлые добрые чувства. Давайте сейчас вспомним отрывок из стихотворения А.С.Пушкина „ Осень " и запишем его по памяти.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса: (--)

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

- Какой знак вы поставите в БСП? (выход на проблемную ситуацию: причинно-следственная связь-можно ставить либо двоеточие, либо тире. Одно и то же предложение понято учащимися по-разному.)

- Как поступать в подобных ситуациях? (в настоящее время в подобных примерах предпочтение отдается тире, что не наблюдалось во времена А.С.Пушкина.

5. Анализ примеров БСП в произведениях писателей и газетных материалах.

Вы должны были проанализировать ряд произведений А.С.Пушкина и выяснить, какими знаками препинания чаще пользовался поэт.

Прочитав ряд произведений поэта, мы пришли к выводу, что А.С.Пушкин чаще всего пользовался запятой, точкой запятой, реже - двоеточием и совсем редко - тире. В древнерусских текстах, например, в «Слове о полку Игореве», отсутствуют многие знаки препинания. В «Энциклопедии юного филолога» мы прочитали, что в 11-м веке первыми пунктуационными знаками стали точка и двоеточие, в 16-м - точка с запятой, в 14-м веке появилась запятая, в 15-м - точка с запятой, в 16-м - вопросительный знак, в 18-м - восклицательный, называвшийся удивительным, и многоточие; тире одним из первых употребил Н.М.Карамзин.

-Ребята, как вы думаете, БСП чаще используются в устной или письменной речи? (письменной). Вот и писатели часто используют БСП в своих произведениях. Дома вы должны были проанализировать примеры БСП в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Какой вы сделали вывод?

Доклад учащегося: Проанализировав примеры БСП в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин», я сделал вывод, что в своем романе Пушкин часто пользуется запятой, реже - двоеточием, совсем редко - тире.

Ребята, также вы должны были дома просмотреть газеты и проанализировать, какие знаки препинания чаще встречаются в современных изданиях.

Доклад учащегося: Обратившись к современным газетным материалам, мы убедились, что знак «двоеточие» явно вытесняется знаком «тире».

- Ребята, какой же можно сделать из этого вывод?

Современная литература стала более рациональной, молодежь в своей речи чаще использует простые предложения, чем сложные. Но мы с этим не согласны, так как знаки препинания-это особые средства выразительности речи, они помогают писателям в выражении своих мыслей и чувств.

Ребята, литературовед Б.В.Томашевский писал: «У Пушкина проза обладает значительно более простым синтаксисом, чем стих». Подтвердите или опровергните это.

Подсчитав количество простых и сложных предложений в 1 абзаце 2 главы повести «Капитанская дочка», мы обнаружили там 8 простых предложений и 2 сложных. В 40 и 41 строфах 4 главы романа «Евгений Онегин» все предложения оказались сложные. Поэтому можно сделать вывод, что литературовед Б.В.Томашевский прав, что «у Пушкина проза обладает значительно более простым синтаксисом, чем стих».

6. Анализ предложений.

Проанализируйте смысловые отношения между частями БСП. Укажите, какой знак препинания вы поставили бы в соответствии с современными правилами пунктуации.

1. Вот утро: встали все давно,

Моей Татьяне все равно. (причинно-следственная связь, можно поставить союз «поэтому», следовательно, здесь нужно поставить тире.)

2. Но день протек, и нет ответа.

Другой настал: все нет, как нет. (части противопоставлены друг другу, значит между частями сложного предложения тоже ставится тире)

(слайд 17)

3. Делать было нечего:

Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец. (причинно-следственная связь, можно поставить союз «поэтому», следовательно, здесь нужно поставить тире.)

Дни долгие, дни власти безмятежной –

Ни власть, ни жизнь меня не веселят. (второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом, можно поставить союз «потому что», следовательно, нужно поставить двоеточие.)

7. Игра «Третье лишнее»

1. Тут был на эпиграммы падкий,

На все сердитый господин:

На чай хозяйский слишком сладкий,

На плоскость дам, на тон мужчин…

«Евгений Онегин» гл.8 строфа XXV/

2. Все те же мы: нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское село.

3. Я помню чудное мгновенье

Передо мной явилась ты.

«Я помню чудное мгновенье…»

: [причина]. (потому что)

8. Запись с объяснением постановки знаков препинания.

А.С.Пушкин говорил: « Знаки препинания, как нотные знаки: они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». (слайд 19)

Петр Александрович Плетнев - поэт, литературный критик, издатель сочинений Пушкина - писал: «Я имел счастие в течение двадцати лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта… Я был для него всем: и родственником, и другом, и издателем, и кассиром».

Свой роман «Евгений Онегин» Пушкин посвятил Плетневу.

9. Домашнее задание.

Дома вы выполните интересную творческую работу - напишите сочинение-миниатюру на тему: «Что изменится в понимании текста, если вторую запятую заменить точкой с запятой?»

Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог.

10. Итоги урока (рефлексия).

(слайд 21)

- Что мы сегодня вспомнили на уроке?

- Ребята, какова была цель нашего урока? (обобщить, систематизировать и углубить пунктуационные навыки в БСП)

- Что нужно сделать для того, чтобы правильно выбрать нужный знак препинания?

Чтобы правильно выбрать нужный знак препинания, необходимо:

1. установить смысловые отношения между частями БСП;

2. Применить прием синонимичной замены БСП сложносочиненным или сложноподчиненны

(слайд 22)

Наш урок завершается. Интересно ли вам было на уроке? Что вами усвоено хорошо? Какие вопросы вызвали затруднения? Над чем надо еще поработать?

11. Выставление оценок

Дополнительные задания

II задание.

Он к тебе приходит вечно новым,

Он твой путь осветит, как звезда,

Чтобы ты, с его сдружившись словом,

С ним не расставался никогда. , , (чтобы… )

(А. Ерикеев)

Расставьте знаки препинания, объясните их постановку, составьте схему.

III задание.

Определите вид предложений.

1. Олег усмехнулся, однако чело и взор омрачилися думой. (ССП))

2. Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки. (БСП)

3. Иди, куда влечет тебя свободный ум. (СПП)

4. Приплыла к нему рыбка, спросила… (П)

IV задание

1. Знаю средство,

Как удалить от нас такое бедство:

Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь…

2. Бедный поп

Подставил лоб:

С первого щелка

Подпрыгнул поп до потолка;

Со второго щелка

Лишился поп языка,

А с третьего щелка

Вышибло ум у старика.

Второму, третьему письму

Ответа нет.

5. Вы были правы предо мной:

Я благодарна всей душой…

6. К нему и птица не летит,

И тигр нейдет: лишь вихорь черный

На древо смерти набежит -

И мчится прочь, уже тлетворный. «Анчар». 1828.

7. Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты. «Я помню чудное мгновенье». 1825.

8. Простите мне: я так люблю

Татьяну милую мою.

Опорный конспект

Знаки препинания в БСП

1. Запятая ставится , если его части тесно связаны по смыслу и обозначают события, происходящие последовательно друг за другом или одновременно.

2. Точка с запятой ставится , если части менее связаны по смыслу и более распространены (особенно если внутри них есть дополнительные знаки препинания).

3. Двоеточие ставится :

1) : [ пояснение ] (а именно) (раскрывает содержание первой части)

2) : [причина ] (потому что, так как, ибо)

3) : [дополнение] (что…, и увидел, и услышал, и почувствовал…)

4. Тире ставится:

1) - [быстрая смена событий или неожиданный результат]. (и)

2) - [ противопоставление ]. (а, но)

3) - [результат, вывод]. (так что, поэтому)

4) [время] - . (когда)

5) [условие] - . (если)

�PAGE � �PAGE �13� Учитель русского языка и литературы Моисеенко И.Н.

ОБЖ