Проект на тему современные места гуситского движения. Гуситское движение. Радикалы и умеренные

ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, широкое религиозное и общественно-политическое движение в Чехии в 1400-85 годах, имевшее революционный характер. Называется по имени идеолога чешской Реформации Я. Гуса. Возникло вследствие обострения социальных, политических и межнациональных противоречий. Проходило под лозунгами реформы Церкви, хотя степень и глубина этой реформы понимались участниками движения по-разному. Политической целью гуситского движения было свержение в Чехии власти немецкой олигархии - светских, духовных феодалов и городского патрициата. В гуситском движении участвовали все слои чешского общества: крестьянство, горожане, дворянство, часть духовенства. Главными идеологами движения являлись магистры Пражского университета. На разных этапах развития гуситского движения лидирующая роль в нём принадлежала различным социальным слоям и группам, выступавшим под собственными лозунгами и преследовавшим свои цели.

Обычно выделяют несколько этапов развития гуситского движения, которое иногда представляют как совокупность нескольких движений, объединённых по времени, но различных по содержанию.

1-й этап гуситского движения датируется приблизительно 1400-19 годами. Главным требованием в этот период была реформа католической церкви. Участники движения критиковали её пороки (безнравственность, тягу к роскоши, симонию и т. д.), выдвигали требования секуляризации церковной собственности (в Чехии католическая церковь владела 1/3 всех земель) и ликвидации привилегий духовенства. Магистры Пражского университета, прежде всего Я. Гус, выступали с проповедями, устраивали диспуты, публиковали трактаты и тезисы антицерковного содержания. Гус заявлял, в частности, что существующая Церковь пришла в противоречие с учением о ней, изложенным в Библии, и призывал вернуть её в то состояние, в котором она находилась на начальном этапе своего существования. Наряду с Гусом требования реформы Церкви и лишения духовенства привилегий выдвигали Милич из Кромержижа, Матвей из Янова и Иероним Пражский. Их проповеди получали широкий отклик у населения Чехии.

Сторонники Я. Гуса, поддерживавшие призыв к борьбе с «плохой Церковью», постепенно разделились на два лагеря. Зажиточные слои (бюргерство, дворянство, университетские магистры) образовали умеренное крыло гуситского движения, которое добивалось секуляризации церковного имущества, введения так называемой дешёвой Церкви, лишения духовенства привилегий. Своей целью они провозгласили введение обряда причащения мирян «под обоими видами» (то есть хлебом и вином из чаши), необходимость которого была обоснована Якоубеком из Стршибра и должна была подчёркивать равенство всех людей перед Богом. Символом этого крыла гуситского движения стала чаша, а его представители получили название утраквистов или под обоев (в русской литературе - чашников). Их программа, называвшаяся «Четыре пражские статьи», содержала требования к императору Сигизмунду I: поддержать введение причащения мирян из чаши и свободного богослужения, секуляризацию церковного имущества, сохранение установившегося в городах порядка. Выполнение этих требований утраквисты объявляли условием признания Сигизмунда I чешским королём.

Крестьяне, городская беднота, мелкопоместное дворянство, ремесленники, низшее духовенство и религиозные фанатики образовали радикальное крыло гуситского движения. В вопросе о реформе Церкви они шли значительно дальше утраквистов, выступали за полную ликвидацию существующих порядков и установление справедливого общественного строя. Это крыло гуситов получило название таборитов (по их укреплённому лагерю Табор). Табориты создали коммуну, в которой пытались жить по Закону Божьему. Однако среди них не было политического и идеологического единства. Крайнее течение таборитов, пикарты, проповедовали хилиастические идеи (смотри Хилиазм), однако большинство представителей радикального крыла гуситского движения эти идеи не разделяло.

В 1415 Я. Гус, а в 1416 Иероним Пражский были казнены по решению Констанцского собора католической церкви как еретики, несмотря на охранную грамоту, выданную им Сигизмундом I. Известие об их казни привело к социальному взрыву в Чехии.

30.7.1419 в Праге началось восстание, которое знаменовало начало 2-го этапа развития гуситского движения, часто именуемого в литературе гуситской революцией. На этом этапе ведущую роль в гуситском движении играли радикальные круги во главе с Я. Желивским. Они захватили власть в Праге и ряде других городов Чехии, начали громить католические монастыри и церкви. Сигизмунд I отверг условия «Четырёх пражских статей». Опираясь на союз с папой Мартином V, он объединил противников гуситов в Чехии и за рубежом и попытался подавить гуситское движение силой. В 1420-1431 против гуситов было организовано 5 крестовых походов. В этот период встал вопрос не только о существовании Чехии как государства, но и чехов как народа. Чехи были объявлены католической церковью еретиками, подлежащими истреблению, а крестоносцам обещано отпущение грехов и вознаграждение имуществом уничтоженных ими еретиков. Однако попытки военного разгрома гуситов закончились провалом.

14.7.1420 крестоносцы были наголову разбиты гуситами под руководством Я. Жижки и Прокопа Великого на Витковой горе. 10.1.1422 под Немецки-Бродом участники 2-го крестового похода были разгромлены гуситским войском под командованием Жижки. 3-й крестовый поход завершился осенью 1422 бегством крестоносцев из-под Тахова. 16.6.1426 войска Сигизмунда I потерпели поражение при Усти от чешской армии, которой командовал Прокоп Великий. 4.8.1427 у Тахова и 14.8.1431 при Домажлице гуситы разбили войска, участвовавшие соответственно в 4-м и 5-м крестовых походах. Борясь с внешними врагами, гуситы предприняли ряд так называемых прекрасных походов за пределы Чехии. В 1427-28 они вторгались в Силезию, в 1429-30 в Саксонию, Верхнюю Франконию и Баварию, в 1433 в Восточную Словакию и попытались пробиться к Балтийскому морю. Борьба гуситов с вторжениями крестоносцев и их заграничные походы получили название гуситских войн.

Внешняя угроза способствовала консолидации гуситов. Однако, по мере её ослабления разногласия в гуситском движении обострились, что привело к вооруженным столкновениям между различными течениями гуситов.

В ходе гуситских войн произошла эволюция гуситского движения. Таборитская уравнительная община распалась, пикарты и их идеолог М. Гуска были истреблены умеренными таборитами. Лидирующее положение в Таборе заняли военные вожди и представители рыцарства, взявшие на себя формирование армии, которая нанесла поражение крестоносцам. В 1423 в результате нового размежевания в лагере таборитов от него отделилось новое радикальное крыло во главе с Я. Жижкой, образовавшее свой военный и политический центр (Малый Табор) в Градец-Кралове.

Умеренные гуситы в результате войн добились поставленных целей: церковные земли были секуляризированы, из городов изгнаны конкуренты - немецкие бюргеры. Церковь Чехии была реформирована в соответствии с гуситским учением. Это крыло гуситского движения стало склоняться к компромиссу с католической Европой и к примирению с Сигизмундом I при условии признания их основных требований.

Таборитский лагерь не считал свои требования выполненными, и хотя табориты не были едиными, их армия продолжала оставаться носителем революционных традиций и мешала правому крылу гуситского движения воспользоваться в полной мере плодами военных побед. Кроме того, продолжительные военные действия и блокада Чехии католическими государствами подорвали её экономику и торговлю. В этой обстановке утраквисты вступили в сговор с католиками и, объединившись с ними, 30.5.1434 у деревни Липаны, близ Праги, разгромили армию таборитов под командованием Прокопа Великого. Однако отряды таборитов, возглавляемые Я. Рогачём из Дубы, продолжали оказывать сопротивление до 1437, но и они были уничтожены, когда пала их последняя крепость Сион. Тем самым завершился революционный этап гуситского движения. Решающей силой стали умеренные гуситы, которые выработали условия для признания Сигизмунда I чешским королём. В это же время было достигнуто соглашение с католической церковью, которая на Базельском соборе в 1433 признала право мирян на причащение из чаши на территории Чехии. 5.6.1436 на съезде в Йиглаве были провозглашены Пражские компактаты, которые гуситы толковали как признание всех произошедших изменений. В июле 1436 года они были признаны Сигизмундом I.

После разгрома радикального лагеря гуситское движение вступило в новый, 3-й этап своего развития - фазу соглашений с бывшими противниками и реорганизации общества. Этот процесс сопровождался политической борьбой в утраквистском и католическом лагерях. Победу в ней одержали утраквисты, избравшие в 1458 королём Йиржи из Подебрад. При нём укрепилось положение гуситской церкви, политическая власть утраквистов, стали восстанавливаться международные контакты Чехии. Однако внутреннюю стабильность в стране нарушала политика римской курии и стремление католического духовенства вернуть себе прежние позиции. Началась война между чешским королём и его противниками - союзом католического духовенства, поддержанного папой Римским, и венгерским королём Матвеем Корвином. В 1471 Йиржи из Подебрад умер. На чешский престол утраквистскими сословиями был избран Владислав II Ягеллончик, католик, сын польского короля Казимира IV Ягеллончика, на условиях, максимально ограничивавших королевскую власть. Политическое управление сосредоточилось в руках сословной общины из представителей дворянства и королевских городов. Владислав II поддерживал католиков, что стало причиной восстания пражских утраквистов в 1483. Оно показало, что католическое меньшинство не может восстановить догуситские порядки. Между конфессиональными фракциями в 1485 был заключён Кутногорский религиозный мир, установивший равноправие католической и утраквистской церквей и в их рамках - свободу вероисповедания для всех слоёв чешского общества. Это событие завершило гуситский период чешский истории.

Гуситское движение - одно из важнейших событий европейской истории 15 века. Оно носило общенародный, революционный характер, имело чётко сформулированную идеологию и преследовало цель добиться реформы Церкви. Гуситам первыми в Европе удалось подорвать гегемонию церковной идеологии и ослабить властные и имущественные позиции католической церкви. Гуситские богословы провозглашали не только равенство всех перед Богом, но и свободу мысли и личности. Гуситские полководцы создали новый тип армии, новое оружие и новую военную тактику, что обеспечивало им непобедимость и использовалось в европейских армиях позднейших столетий. Гуситское движение способствовало формированию чешского национального сознания, сохранению чешской национальной культуры. С началом Реформации в Европе в начале 16 века, провозвестниками которой выступили гуситы, утраквисты слились с лютеранами.

Источн.: Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника. М., 1962.

Лит.: Мацек Й. Гуситское революционное движение. М., 1954; он же. Табор в гуситском революционном движении. М., 1959. Т. 2; Рубцов Б. Т. Гуситские войны. М., 1955; Лаптева Л. П. Русская историография гуситского движения (40-е годы XIX в. - 1917 г.). М., 1978; она же. Гуситское движение в Чехии в XV в. М., 1990; Kejf J. Husité. Praha, 1984; Dëjiny Тâbora. Ceské Budëjovice, 1988-1990. ; Smahel F. Husitskâ revoluce. Praha, 1993. Sv. 1-4.

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Задание: Внимательно рассмотрите карту. 1) Каким цветом на карте обозначена территория Чешского королевства в начале XIV в.? 2) В состав какой империи входило Чешское королевство в XIV в.? 3) В какой части Европы находилось Чешское королевство?

Cлайд 4

Cлайд 5

Cлайд 6

Задание: Рассмотрите карту. Вопрос: Через какой город пролегали торговые пути в Киевскую Русь?

Cлайд 7

Задание: Прочитайте приведенный ниже текст и ответьте на вопросы. Вопросы: 1) Какие повинности выполняли крестьяне? 2) Какие выводы о жизни крестьян можно сделать на основе этого документа? О положении чешского крестьянства (Из урбария Бржезновского монастыря 1406 г.) …Также все вилланы (крестьяне) там должны и обязаны выполнять ангарии, или работы, перечисленные ниже: во-первых, каждый с одной дедины должен полдня пахать под озимое и другой день – под яровое, также должен убирать каждый с дедины 32 копны снопов… также должны сено сушить и складывать в стога, а колонны все должны свозить (на курию). Также должны овощи на всех огородах сажать или сеять. Также должны горох убирать, сколько его будет. Также овец должны мыть и стричь в год…

Cлайд 8

Какие выводы можно сделать на основании ниже приведенных данных о положении католической церкви в Чехии. Католическая церковь в Чехии: - являлась крупнейшим землевладельцем – 1/3 самых лучших земель; ей принадлежало 14 городов и 900 деревень; особенно богатыми и независимыми были монастыри.

Cлайд 9

Задание: Вспомните источники богатств католической церкви в средние века: церковная десятина; плата за обряд; продажа индульгенций; плата за прикосновение к «святым мощам»; продажа церковных должностей.

Cлайд 10

Какие слои населения могли быть недовольны могуществом католической церкви? - Крестьяне и городские бедняки – из-за бесчисленных поборов церкви. - Рыцари и паны желали увеличить свои владения за счет церковных земель. - Богатые горожане не желали тратить свои средства на содержание церкви. Вывод: все были недовольны всеобщим засильем католической церкви.

Cлайд 11

Вопрос: Что в деятельности церкви не нравилось Яну Гусу? Из проповеди Яна Гуса Клир не учит, а портит народ своим развратом, связанным с богатством. Так надо отнять у него богатство! Преемники Христа должны быть бедны, как апостолы. А они, наоборот, только о том и думают, как бы еще увеличить свои богатства, для чего рассылают продавцов индульгенций и хищных монахов, которые…устраивают никому неизвестные празднества, выдумывают чудеса и грабят бедный народ…

Cлайд 12

Ян Гус: Обличал духовенство в отступничестве от провозглашенной в Евангелии бедности, обвинял в жадности и продажности. Выдвинул требование церковной реформы – переустройства церкви. Призывал отбирать земли и богатства у церкви и монастырей. Предлагал организовать в Чехии свою церковь, подчиняющуюся не папе, а только королю Чехии. Требовал отменить плату за обряды, богослужение вести на чешском языке. Требовал отдать все руководящие церковные должности в руки чехов. Осуждал роскошь, богатство панов, в то время когда крестьяне, находясь в личной зависимости от панов, были нищими и угнетенными.

Cлайд 13

Церковный собор в г.Констанце объявил Яна Гуса еретиком. Задание: Вспомните, что проповедовали еретики. Вопрос: Как церковь боролась с ними?

Cлайд 14

Cлайд 15

Почему, по-вашему мнению, началось восстание гуситов в Чехии? Для этого подумайте и поразмыслите: Как жили крупные феодалы-паны в Чехии? Чем были недовольны крестьяне Чехии? Кто осуществлял самоуправление в городах? Что в деятельности церкви призывал изменить Ян Гус?

Cлайд 16

Характеристика взглядов таборитов и умеренных. Табориты Умеренные Место народных собраний – гора Табор, на юге Чехии. Здесь заложили новый город и назвали его, как и гору, - Табором. Табориты – самая решительная часть гуситов. Ее составляли крестьяне, ремесленники, городские бедняки. Они верили во второе пришествие Христа, который установит 1000-летнее царство справедливости на Земле. Проповедники призывали уничтожить частную собственность, отменить феодальные повинности и налоги, отнять землю у феодалов. Разорившиеся рыцари хотели отнять земли у церкви и панов, захватить военную добычу. Рыцарям удалось взять руководство над таборитами. Мэр Табора начинает требовать от крестьян выполнения повинностей и уплаты налогов для военных нужд. В эту организацию входили зажиточные мастера, торговцы, чешские рыцари. Они стремились ослабить могущество католической церкви, отобрать у нее владения. Но все они боялись народа, поднявшегося против угнетателей, и действовали очень нерешительно.

Cлайд 17

Вывод: в Чехии началось гуситское движение – борьба чешского народа против католической церкви. Наиболее решительная часть таборитов вела борьбу и против феодального гнета.

Cлайд 18

Причины крестовых походов против гуситов Чехия как целая страна встала на путь открытой вооруженной борьбы против католической церкви; Папа Римский и германский император воочию увидели в борьбе чешского народа смертельную для себя опасность.

Cлайд 19

Какие населенные пункты стали центрами гуситского движения? На какие территории были осуществлены походы таборитов? Какие районы и города стали центрами революционных выступлений под влиянием гуситского движения?

Широкое реформаторское, а позже революционное движение, охватившее Чехию и Моравию в начале XV века, получило название «гуситское» по имени Яна Гуса. Этот страстный критик средневекового общества стал символом для всех, кто стремился изменить свое положение в обществе. Гуситство по своему содержанию было движением нравственным и религиозным, хотя с самого начала оно имело социальные и экономические черты. Главным мотивом гуситского движения был протест против безнравственного, идущего в разрез с учением Христа, поведением служителей церкви, и их привилегированного положения в обществе.

Центром зарождения гуситского движения стал Карлов университет. Многие чехи, работавшие там, разделяли взгляды английского теолога Я.Виклефа, призывавшего к реформе церкви. Особенной отвагой, боевитостью и убедительностью отличался декан факультета свободного творчества Ян Гус.

Он был родом из села Гусинце, расположенного около нынешнего города Прахатице. В 1390 году Ян Гус поступил в университет Праги, в 1393 г. получил звание бакалавра, в 1396 стал деканом факультета свободного творчества. В 1400 г. он принял сан священника. С 1402 г. Ян Гус являлся проповедником в Вифлеемской часовне, что в Старом городе. Чешское население Старого города собиралось там для совместных обсуждений, критики жизни священников и упадка церкви вообще.

В начале своей деятельности Гус получил поддержку в высших кругах чешского общества, при дворе короля Вацлава IV. Первого большого успеха гуситы добились в 1409 году, когда Вацлав IV подписал т.н. Кутногорский декрет, который давал преимущества при принятии важных политических решений (университет был в некотором роде законодательным органом при короле) чехам перед немцами. Последствием принятия декрета стало то, что немецкие преподаватели и студенты в условленный день уехали . Для пражан это событие было очень болезненным, так как многие лишились работы. Кроме того, сократилась торговля, являющаяся для многих основным источником существования. Религиозные противоречия в университете кончились тем, что постепенно закрылись все факультеты, за исключением факультета свободного творчества, который просуществовал вплоть до 1609 года, когда в университете была проведена реформа.

Следующий всплеск гуситского движения начался потому, что по приказу пражского архиепископа Збинька Зайца учение Виклефа было провозглашено еретическим, а его книги были сожжены заодно со многими другими. Это вызвало большие волнения и беспокойство и при дворе короля, и среди простолюдинов. Учение Гуса стало вызывать острые разногласия в обществе.

Католическая церковь всеми силами старалась противостоять гуситскому движению. Пражскому архиепископу удалось добиться указа римского папы о запрещении многолюдных проповедей в частных часовнях в Чехии. В первую очередь это относилось к Вифлеемской часовне. Ян Гус не подчинился приказу, и архиепископ проклял его. На защиту Гуса поднялась чешская общественность, возражали против проклятья король и королева. Тем не менее, тучи над Яном Гусом сгустились настолько, что он был вынужден покинуть Прагу и уехать в крепость Козий Градек, недалеко от нынешнего города Табор. Боевой дух Гуса не был сломлен, он продолжал писать и вести проповедническую деятельность.

В 1414 году Ян Гус, имея охранную грамоту Вацлава IV, поехал на общий церковный собор, проходивший в немецком городе Констанце, с целью представить свое учение всему христианскому миру. Но по приезду он сразу же был арестован и отдан под суд. Церковный суд признал некоторые положения его учения еретическими и потребовал от них отречься. Когда Гус отказался это сделать, был вынесен смертный приговор. 10 июля 1415 года Гус был сожжен в Констанце.

Чешский историк и политик Франтишек Палацкий так описывает смерть Яна Гуса. Исполнение смертного приговора последовало сразу после оглашения решения суда и прямо из костела, где заседал суд, Гуса повели на казнь. Выйдя из костела, Гус увидел большой костер из его книг, но лишь усмехнувшись, он твердым шагом направился с молитвой к месту казни. Наконец, в сопровождении огромной толпы людей, среди которых было много его приверженцев, Ян Гус подошел к костру. На последнее предложение священника отречься от своего учения он ответил отказом, и сделал попытку в последний раз обратиться к людям. Но говорить ему не дали: Гус был привязан к доске и обложен до головы соломой, которую тут же подожгли. Почти сразу же он задохнулся от дыма. Его пепел был развеян над Рейном.

Апр 12, 2014 admin

После смерти Карла IV его место занял король Вацлав IV, при котором в городе стал все острее проявляться экономический кризис, начавшийся еще в конце правления Карла. Кризис особенно усилился после 1400 г., когда Вацлав лишился императорского престола и Прага стала утрачивать свое значение. Общий упадок отразился прежде всего на мелких ремесленниках, составлявших большую часть населения города. Особенно болезненным для низших слоев населения стало резкое повышение арендной платы за дома, принадлежавшие по большей части немецкой аристократии и духовенству. Засилье немецкой аристократии, получившей все наиболее значимые государственные посты, а также произвол католических священников, в большинстве своем немцев, торговавших индульгенциями и взимавших высокую плату за совершение церковных обрядов, вызывало огромное недовольство горожан.

Постепенно в городе назревал протест, особенно среди низших слоев населения. Бедные требовали удешевления церкви, уравнения в правах с духовенством и возврата к традициям раннего христианства, а более обеспеченные чехи с завистью взирали на огромные богатства церкви и немецкой аристократии. src="galerie/180px-Jan_Hus.jpg" width="180" border="0" align="right">
Первыми выразителями общего настроения стали ученые. В последнее десятилетие XIV в. в Пражском университете появилось новое поколение магистров, чехов по национальности, которые прониклись идеями английских реформаторов, прежде всего Джона Уиклифа, и стали выступать против морального разложения среди монахов и священников. В числе этих профессоров были Штепан из Палче, Станислав из Зноймо, Иероним Пражский и Ян Гус .

Физика