Отчет по уровню образования в странах снг. Неравенство в странах СНГ: региональный аспект. В центральной и восточной европе

Неравенство в странах СНГ: региональный аспект

Региональная дифференциация в СНГ: методологические подходы

В постсоветский период в странах СНГ обострились социальные проблемы, усилились региональные различия внутри этих стран, однако как показывает анализ имеющейся литературы, современная социально-экономическая дифференциация в странах СНГ на региональном уровне изучена недостаточно.

На протяжении многих лет территориальное развитие оценивалось преимущественно экономическими показателями, такими как ВВП, ВВП на душу населения, индексы промышленного производства и т.д. Однако развитие стран и регионов включает в себя еще одну, не менее важную, а зачастую более значимую сферу – социальную. При этом эти две сферы жизни тесно связаны между собой, влияют друг на друга и определяются взаимопроникающими понятиями. При этом оценка уровня социального развития стран и регионов затруднена множеством причин, главными из которых являются: огромное число показателей, отражающих уровень социального развития, различная размерность этих характеристик, отсутствие единой системы сбора данных и субъективность в отборе ключевых показателей.

Наиболее адекватную картину социального развития региона можно получить, использовав как можно большее количество показателей как статистических, так и полученных с помощью социологических опросов. Однако, во-первых, часть показателей тесно взаимосвязаны друг с другом, что приводит к тому, что некоторые показатели косвенно уже учтены в других, более емких характеристиках. Например, данные по младенческой смертности учтены при расчетах ожидаемой продолжительности жизни. Во-вторых, при анализе региональной дифференциации социального развития с использованием множества показателей оказывается, что основная часть характеристик «перекрывает» друг друга, что приводит к образованию очень большой и плотной срединной группы, а выявление закономерностей и причин сложившейся социальной ситуации не представляется возможным.

Поэтому в качестве основного показателя для сравнительного анализа уровня социального развития был выбран индекс человеческого развития (ИЧР) (или как его еще называют индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)), разработанный в начале 90-х годов Программой развития ООН. Индекс рассчитывается как среднее арифметическое между тремя компонентами: индексами долголетия, уровня образования (складывается из уровня грамотности с весом в 1/3 и доли детей в возрасте 7-24 лет, обучающихся в учебных заведениях всех ступеней, с весом в 2/3) и душевого ВВП (по ППС в долларах США).

Для проведения анализа неравномерности социального развития регионов стран СНГ были выбраны наиболее крупные по численности населения государства, обладающие дробной сеткой административно-территориального деления: Казахстан, Россия, Узбекистан и Украина. Представительства ПРООН в этих странах ежегодно публикуют отчеты по человеческому развитию в региональном разрезе, что позволяет для исследования использовать только официальные статистические данные с 1996 по 2000 годы. Однако на Украине в конце 90-х годов стали использовать новую методику расчетов индекса, что привело к невозможности адекватно сравнивать регионы этой страны с остальными в течение всего периода времени.

Особенности экономических и социальных трансформаций в странах СНГ в 1990-е годы

По глубине экономического кризиса и темпам последующего подъема экономики страны СНГ можно разделить на несколько типов. При этом определяющим типологическим фактором в переходный период стало наличие экспортных природных ресурсов и сложившаяся еще в советский период отраслевая структура хозяйства.

Значительный спад ВВП и затем относительно высокие темпы восстановления докризисного уровня имели Россия и Казахстан. Эти страны лучше других обеспечены природными ресурсами, и в переходный период их экономика развивалась за счет экспортных добывающих отраслей, таких как ТЭК и металлургия. Сохранение роли государства в экономиках Узбекистана и Беларуси стало главной причиной меньшего экономического спада.

Молдова, Грузия и Армения, а также Таджикистан и Кыргызстан наиболее сильно ощутили на себе экономический кризис, темпы восстановления в них отличаются минимальными или средними показателями. В структуре их экономики выросла доля сельского хозяйства из-за сильного спада промышленности по причине прекращения поставок сырья и незначительных собственных минеральных ресурсов.

Азербайджан и Украина занимают промежуточное положение, но причины этого различны. В Азербайджане отмечался сильнейший кризис экономики, который был преодолен в середине 1990-х гг. за счет ввода в эксплуатацию новых месторождений нефти, что привело к росту ВВП и усилению моноспециализации республики при сохранении серьезного отставания в душевых показателях ВВП. Среди причин наиболее затяжного среди всех стран СНГ экономического спада Украины можно выделить преобладание неконкурентоспособной тяжелой промышленности и энергетический кризис. И лишь благодаря увеличению поставок энергоресурсов, улучшению конъюнктуры на мировом рынке черных металлов, а также структурным сдвигам в машиностроении и пищевой промышленности в конце 1990-х гг. начался быстрый рост экономики. Особенности статистического учета в Туркмении не позволяют оценивать динамику развития этой страны.

Во внешнеэкономической деятельности стран Содружества в переходный период наибольшее значение также приобрела обеспеченность природными ресурсами, что позволило наращивать объемы экспорта и обеспечивать необходимые поступления в бюджет. Такими ресурсами обладают Казахстан, Россия, Азербайджан и, в некоторой степени, Украина. Особое положение занимает Беларусь, имеющая отрицательное сальдо внешней торговли при максимальной ее ориентации на Россию, что обеспечило высокие показатели динамики роста, душевых объемов внешней торговли и доли экспортно-импортных операций в ВВП. Южные страны СНГ с преобладанием аграрного сектора оказались в наиболее сложной ситуации, в них ввоз товаров существенно превосходит вывоз из страны, но при этом душевые объемы внешней торговли остаются минимальными.

Тенденции переходного периода были различными. В странах Средней Азии преобладали деградационные процессы в экономике и социальной сфере на фоне медленно идущей демографической модернизации. Группа ранее «срединных» республик (Молдова, Закавказье и Казахстан) стала более разнородной по экономическому положению и демографической динамике при опережающем развитии Казахстана. Наиболее развитые славянские страны СНГ при общей демографической деградации стали более существенно различаться по уровню и факторам экономического развития.

В странах СНГ произошли изменения в структуре хозяйства, вызванные экономическим кризисом начала 1990-х годов. Первое и общее для всех – структурный сдвиг в сторону добывающих отраслей из-за более сильного спада в обрабатывающей промышленности, т.е. примитивизация экономики государств Содружества. В странах, наиболее богатых топливно-энергетическими ресурсами (Россия, Азербайджан, Казахстан), сильнее всего выросла доля отраслей ТЭК. Именно этот сектор экономики в кризисный период быстрее всего адаптировался к новым условиям, добыча и экспорт нефти и газа дают основные доходы в бюджеты этих стран. Аналогичная ситуация складывается и в региональном разрезе, наиболее успешными и богатыми стали нефтяные и другие ресурсодобывающие регионы. Так, в Казахстане на четыре области со специализацией на нефтяной промышленности или металлургии приходится около 60% всего экспорта страны, их душевой ВРП в 2-4 раза выше среднего. В странах, наименее богатых природными ресурсами (Армения, Грузия, а также Кыргызстан и Таджикистан), произошла аграризация экономики, из-за кризиса промышленности выросла доля первичного сектора.

Изменения структуры занятости населения отличались от трансформаций в отраслевой структуре экономики. Для всех стран СНГ, за исключением Туркменистана, характерно сокращение доли занятых в промышленности и строительстве. Изменение занятости в первичном секторе не коррелирует с динамикой доли этих отраслей в структуре валовой добавленной стоимости (ВДС). Так, если сокращение занятых наблюдается только в Беларуси, Казахстане и Узбекистане, то уменьшение вклада этих отраслей в ВДС характерно для большинства стран (кроме Армении, Кыргызстана и Туркменистана). При этом в наиболее аграрных странах (Армения, Грузия, Молдова, Кыргызстан и Таджикистан) доля занятых в сельском хозяйстве выросла за 1990-е годы в 1,5-2 раза и превысила половину всех занятых в экономике. Аналогичная ситуация сложилась и в сфере услуг. Рост доли услуг в ВДС, отмеченный для всех без исключения стран, не совпадает с ростом числа занятых, который характерен только для наиболее промышленно развитых Беларуси, Казахстана, России, Украины, а также для Узбекистана.

Уровень развития здравоохранения слабо связан с показателями здоровья населения и ожидаемой продолжительностью жизни. Максимально высокой продолжительностью жизни и, что самое главное, ее ростом в 1990-е годы отличались три государства Закавказья и Узбекистан. При этом именно в них существенно снизилась обеспеченность населения как медицинским персоналом, так и поликлиниками и больницами. И, наоборот, в России, Беларуси и на Украине, где показатели обеспеченности медицинскими услугами максимальны среди стран СНГ и за 10 лет они выросли из-за сокращения численности населения, продолжительность жизни снизилась на 3 года. Это связано с ростом смертности от внешних причин, особенно трудоспособного мужского населения, что объясняет огромную разницу в продолжительности жизни мужчин и женщин. Более логичная и объяснимая картина сложилась в Казахстане, Кыргызстане и Молдове, где одновременно ухудшились характеристики здоровья населения и развития здравоохранения.

В большинстве стран СНГ начато реформирование сферы образования, существенно увеличена доля платных форм обучения, возросла престижность образования. Прослеживается корреляция между уровнями образования и экономического развития. Так, в наиболее экономически развитых странах Содружества (Беларусь, Казахстан, Россия, Украина), несмотря на все сложности переходного периода, увеличилось число обучающихся в ВУЗах. А в более слабых - Армении, Узбекистане и Туркменистане этот показатель снизился, так как на первый план выходит необходимость выживания путем более раннего начала трудовой деятельности. Однако в международных сравнениях, где наибольшее значение имеет уровень грамотности, индекс образования стран Содружества практически не изменился за 1990-е годы и имеет высокие показатели.

По демографическим показателям страны СНГ четко разделяются на три группы. Славянские государства (Россия, Украина, Беларусь), а также Молдова отличаются завершенным демографическим переходом, более высокой долей пожилого населения и снижением доли детей в возрастной структуре населения, а также низкой продолжительностью жизни, особенно у мужского населения. В государствах Средней Азии сохранился максимальный естественный прирост, более высокая доля детей (свыше 35%), самая низкая доля пожилого населения (4-6%) и средние показатели продолжительности жизни при меньшей разнице между мужчинами и женщинами, минимальный для стран СНГ уровень урбанизации. В странах Закавказья и Казахстане естественный прирост за 1990-е гг. существенно сократился, хотя он остается положительным, переход к простому воспроизводству населения уже произошел в Грузии. При этом все страны Закавказья отличаются самыми высокими среди государств Содружества показателями продолжительности жизни, видимо, благодаря благоприятным климатическим условиям.

Региональная дифференциация социально-экономического развития

Анализ изменений региональной дифференциации социально-экономического положения за период 1996-2002 годов показал, что поляризованность ИЧР и его отдельных компонентов в целом сильно отличается между собой (см. таблицу 1).

Таблица 1. Различия между наиболее и наименее развитыми регионами по компонентам ИЧР (в процентных пунктах)

индекс продолжительности жизни

индекс образования

индекс доходов

Максимальный разброс между наибольшим и наименьшим показателем наблюдается для индекса дохода , за 1996-2002 годы различия между богатейшими и беднейшими регионами еще больше увеличились. При этом для регионов России в период кризисной стагнации (1996-99 годы) наблюдалось сглаживание различий, а после 1999 г. с началом активного экономического роста разница стала увеличиваться, т.к. быстрее росли доходы более развитых регионов.

Практически не изменилась величина поляризованности индекса долголетия , он имеет в несколько раз меньший разброс показателей по регионам, чем индекс доходов.

Доступность образования в середине 1990-х годов отличалась почти полным отсутствием поляризованности, но в последние годы наметилась тенденция увеличения региональных различий.

В целом для стран СНГ характерна тенденция увеличения разницы между индексами развития человека в наиболее и наименее развитых регионах.

Регионы-лидеры и регионы-аутсайдеры по отдельным частным индексам в основном не совпадают, а их география за вторую половину 90-х годов почти не изменилась. По индексу долголетия наиболее высокие показатели имеют области Узбекистана и республики Северного Кавказа, самая низкая продолжительность жизни типична для наиболее проблемных территорий в экономическом, природно-климатическом или экологическом отношении. В России это слаборазвитые регионы с неблагоприятным климатом - республика Тыва и северные автономные округа, а в Казахстане – Карагандинская область, где высока доля занятых в отраслях с вредными условиями труда.

Хотя все регионы исследуемых стран показывают довольно высокий уровень образования , но все же выделяется группа столичных и крупнейших городов (Москва, Санкт-Петербург, Алматы, Киев, Харьков, Ташкент). За ними с относительно большим отрывом следуют промышленно развитые территории, затем добывающие регионы. Наиболее низкие показатели доступности образования характерны для аграрных регионов, где система ВУЗов не развита, а профессиональное образование имеет только местное значение. В пристоличных областях формально низкий индекс образования объясняется отсутствием собственных городов-центров (Московская, Ленинградская, Алматинская области).

Наиболее существенна региональная дифференциация по уровню доходов . В переходный период усилились экономические преимущества столиц рассматриваемых государств, а также наиболее богатых экспортными (в первую очередь топливными) ресурсами территорий (Атырауская, Мангистауская области Казахстана, Тюменская область). Следом в рейтинге расположены промышленно-развитые центры Казахстана и России, а аутсайдерами по экономическому развитию являются сельскохозяйственные регионы всех стран. Рассматривая межстрановую региональную дифференциацию можно отметить, что наименее экономически развитыми являются практически все регионы Узбекистана и аграрные области Украины и Казахстана, а также республики Северного Кавказа.

В целом ранжирование регионов по интегральному ИЧР имеют те же тенденции, что индекс доходов, так как именно он оказывает максимальное влияние. Наиболее высокие показатели имеют в первую очередь столицы, в которых сконцентрированы власть, капитал, научный, образовательный и культурный потенциалы, расположены штаб-квартиры крупнейших компаний и т.д. Высокие позиции по уровню социального развития занимают регионы, наиболее богатые нефтью и газом. На следующий уровень попадают регионы с развитой перерабатывающей промышленностью – черной и цветной металлургией, некоторыми отраслями машиностроения, нефтехимии. Регионы с самым низким уровнем экономического развития имеют, как правило, наиболее выраженную сельскохозяйственную специализацию. Только в России более четко выделяется группа депрессивных промышленных регионов. Таким образом, на этапе переходного периода второй половины 90-х годов социальное развитие региона определяется практически полностью экономической составляющей, что еще раз подтверждает невозможность рассмотрения социальных и экономических компонентов развития по отдельности.

Диспропорции и дисбаланс между социальными и экономическими компонентами ИЧР

Общемировые тенденции свидетельствуют о синхронном развитии и равном влиянии каждого компонента индекса человеческого развития (долголетия, уровня образования и доходов) на итоговое значение ИЧР, однако в странах СНГ и их регионах выявлена иная ситуация (см. таблицу 2).

Таблица 2. Коэффициенты корреляции между ИЧР и его компонентами

Коэффициент корреляции ИЧР

Индекс продолжительности жизни

Индекс уровня образования

Индекс доходов

страны мира

регионы СНГ

страны мира

регионы СНГ

страны мира

регионы СНГ

О республиках бывшего СССР забывать негоже: территория умолчания между российским и «совершенно западным» образованием не способствует объективному взгляду ни на мировое высшее образование, ни на конкретных российских абитуриентов. Так какова же связь между вузами Москвы и Киева, Кишинева и Тбилиси - и при чем здесь лично вы?

Порвался ли красный флаг

Есть ли у нас единое образовательное пространство сегодня? Да. Оно едино хотя бы настолько, насколько сохраняется единое культурное и историческое пространство.

Когда-то у всех нас был общий поэт номер один - и сегодня Молдова как ни в чем не бывало проводит пушкинский фестиваль, а университеты Таллинна и Тарту отмечают день рождения великого пушкиниста ХХ века Юрия Лотмана.

Когда-то у нас была общая война номер два - и вот не один лишь Киев, а еще почему-то Москва, Минск, Кишинев и Ереван по видеомосту смотрят и слушают, как возвращается в украинские учебники истории наименование «Великая Отечественная война», изъятое оттуда при прежнем министре образования Украины.

СССР больше нет, конечно. Однако в российском Ижевске невзначай открывается азербайджанская школа. Приднестровский университет (Молдова) имени Тараса Шевченко (Украина) проводит свою презентацию в нашей Госдуме (Россия, Москва). МГИМО создает землячества - азербайджанское, армянское, белорусское, грузинское, казахское, кыргызское, латвийское, молдавское, таджикское, узбекское и украинское. РГГУ издает учебник украинского языка для украинских диаспор России и СНГ. ЮФУ совместно с вузами Украины и Беларуси принимает участие в некоей программе МИГО - по ней студент-«технарь» может заодно с основным получить еще и гуманитарное образование. В региональной Сетевой академии Cisco при Гомельском государственном университете (Беларусь) занимаются около 100 студентов из ближнего зарубежья (граждане Азербайджана, Армении, Грузии, России, Туркменистана, Узбекистана, Украины). Мэрия Москвы посылает в Крым пособия (для школьных кабинетов русского языка) и профессоров - проводить тренинг для местных учителей. В вузы Грузии поступает порядка 200 азербайджанцев. Во французской Сорбонне затевают спецкурс «Классика литератур СНГ» - и вот несколько республик снова рядом, на соседних страницах. Блогеры-преподаватели из России и Беларуси в неформальной интернет-обстановке делятся педагогическим опытом. В ближнем зарубежье действуют филиалы российских вузов. Российско-национальные университеты открыты в Армении, Белоруссии, Кыргызстане, Таджикистане. Обмен образовательными услугами между странами поддерживается работой по сопоставлению аналогичных документов об образовании и ученых степенях. В области образования подписываются многосторонние международные соглашения между странами бывшего СССР. Министры образования стран СНГ встречаются и общаются…

Итак, СССР действительно больше не существует? Тогда откуда такая, как сказали бы в Одессе, «картина маслом»?

Честно говоря, не всегда именно ностальгия по бывшему Союзу является источником совместных проектов или просто схожих решений. Причины могут быть разными. То глобальные тенденции вмешаются - и тогда украинцы сравнят свое независимое тестирование с американскими тестами, а ведь оно до боли похоже на наш ЕГЭ. То более локальные общности поднимут головы - и тогда Киевский славистический университет организует олимпиаду для школьников из славянских стран, на которой россияне оказываются бок о бок с украинцами. То же можно сказать о сетевом университете ШОС, объединяющем вузы Азии, среди которых случайно попадаются и «некогда советские».

Зато когда в мае 2010 года президент России Медведев читает лекции киевским студентам, а в сентябре он же становится почетным доктором Бакинского университета, - такое не воспринимается как стопроцентно международные акции. Мы, потребители этих новостей, просто не можем не вспомнить о временах единой страны.

Общее образовательное пространство СССР раскололось, порвалось, потрескалось, но оно подобно книге, которую имеет смысл аккуратно подклеить - и прочитать. Ведь между школами и вузами вновь отдельных стран возможны какие угодно связи, просто это не всегда видно из Москвы и не всегда ею контролируется.

Образовательное пространство существует независимо от того, как много человек это заметили. Оно обладает некоторыми общими характеристиками. Одна из главных - язык межнационального общения на этом пространстве. Не английский, как во всем мире, а русский.

Русский язык

Многие бывшие союзные республики около 20 лет назад затеяли движение прочь от русского языка. А как обстоят дела сегодня?

Наиболее жесткую позицию занимает Прибалтика. Директор Центра государственного языка Латвии категорически против разговоров о возможности разрешения преподавания на русском языке в государственных вузах страны. Можно обучать студентов только на официальных языках ЕС, а тот факт, что русский - вообще-то язык ООН, Латвии не указ. В соседней Эстонии число учеников, желающих получить образование на русском, продолжает снижаться. Родители отдают детей в эстонские школы ради будущей карьеры детей, а русские школы закрываются, хотя и не все.

Похожая ситуация была и на Украине. (Кстати, и в Латвии, и на Украине выходили учебники русского языка мягко говоря, с не лучшими примерами нашей речи. Для чего? Не иначе как для того, чтобы принизить культурное значение великого и могучего.) Однако после недавней смены власти у жителей Украины появилось право сдавать тесты в вузы в том числе и на русском. Это поможет русскоязычной молодежи Украины не путать термины, которые на языках братских славянских народов всё-таки сильно различаются.

В азиатских государствах тоже наметилось движение навстречу русскому языку. Летом в Ташкенте в Национальном университете Узбекистана состоялся межвузовский круглый стол, посвященный преподаванию русского языка. Возможно, цели этого мероприятия на самом деле вполне прозаичные - расширить в итоге доступ местной молодежи в российские вузы, но на круглом столе дипломатично говорилось о языке как о средстве гуманизации. Тогда же парламент Армении решил, что пора вновь открывать русские школы: ранее они были закрыты (за исключением двух на всю страну - для неармян по национальности и неграждан Армении). В результате население Еревана устроило акцию протеста, видя в этой «экспансии» угрозу армянскому языку - и даже потребовало отставки армянского министра образования. Что и говорить, вернуть русский язык на утраченные позиции будет нелегко.

Тем не менее, наш с вами язык способен даже ущемлять язык той или иной республики, сам при этом не будучи ее официальным государственным языком. Так случилось в Гагаузской автономии в Молдове: там учатся на русском, что в ущерб гагаузскому языку - одному из местных языков.

Как в зеркале

Правильно ли считать большой конкурс в современный вуз прямым потомком советской очереди? Вряд ли. Вообще объяснить наличие общих моментов и тенденций в образовательных системах стран бывшего СССР можно по-разному - хотя в числе прочих причин вполне могут быть названы и советские привычки. Например, украинские абитуриенты, не чуя конкуренции, по-капиталистически серьезной, так же задерживают сдачу оригиналов документов в вузы, как и россияне. Впрочем, начинать говорить на эту тему надо было бы с того, что в обеих странах есть манера задерживать информирование о правилах приема очередного года.

И в России, и в Грузии принимаются санкции в отношении репетиторов. В России - потому, что «к ЕГЭ можно подготовиться и без репетиторов», а в Грузии репетиторы вызывают пристальный интерес у налоговиков. Оба эти повода сводимы к идее социальной справедливости, а она набрала наибольший вес именно во времена СССР. Всё сходится: само репетиторство-то еще при царизме процветало! Хотя и среди бедных студентов.

И напротив, есть соблазн сказать: вот не развалился бы Союз с его крепкой системой образования - и не было бы стольких «двоек» у новоиспеченных студиозусов! Прошлый учебный год «подарил» Москве печально известный диктант с удивительными неологизмами «поциэнт» и «через-чюр», а Киеву - 64% неудовлетворительных оценок первокурсников Политеха по физике и 53% - по математике. А Союз действительно развалился, но пенять на это поздно.

Ни антисоветскими, ни просоветскими не назовешь простые факты, похожие на российские реалии: поступающие в вузы Литвы могут указать в заявлении до 12 вузов, в вузы Украины - до 5, в Узбекистане поступают по баллам, а в Азербайджане есть преференции льготникам. Знаменитая азербайджанская льготница Сафура Ализаде заняла пятое место на Евровидении-2010 - но совершенно непонятно, насколько буржуазно Евровидение.

В этом контексте вообще многое неочевидно. Школьная медаль, значимость которой при поступлении отменили и Россия, и Украина, представляет собой что-то вроде медали за ударный труд рабочего - или это знак отличия для будущих белых воротничков? Кого воспевают те же Россия с Украиной, повышающие сегодня статус бакалавров, человека труда (социализм) - или профессионала среднего звена (капитализм)? Скорее всего, в ответах на эти вопросы общее советское прошлое двух республик окажется совершенно ни при чем. А вот настоящее во всей его сложности - конечно же, да. Так что займемся поиском поучительных различий.

Учимся у «младших»

Россия - традиционно «за старшую», но это не значит, что она автоматически учитель для младших. Ей самой есть что узнать хоть от Беларуси - европейского изгоя, хоть от Грузии - вообще недавнего ярого врага; да и не только от них. По крайней мере, это даст шанс поразмыслить над чужим опытом и не воспринимать свою практику как единственно возможную. Вообще высокомерие как минимум ненаучно.

Во всех школах Грузии по инициативе ее президента учителями английского языка с 1 сентября работают прибывшие из англоязычных стран педагоги. Совершенно очевидно, что, благодаря этому, дети раньше заговорят по-английски. Тогда как Россия до недавнего времени ограничивала для иностранных преподавателей возможность работать в наших вузах - соответственно, срок, когда студенты могли начинать говорить на «языке» мировой науки, был отодвинут на будущее.

В Беларуси негосударственные вузы проработали меньше 10 лет, их закрыли либо вытеснили за пределы страны: так, Европейский гуманитарный университет, ранее обучавший студентов в Минске, сейчас вынужденно делает это в соседнем Вильнюсе. Душить инициативу преподавателей-энтузиастов со своим видением образования, конечно, нехорошо. Однако жестко ведущая себя Беларусь и не озабочена сегодня, как Россия, масштабной проблемой закрытия «псевдовузов»; абитуриенты Витебска и Могилева могут бояться чего угодно - но не того, что «их вуз закроют».

Пока Россия развивает систему колледжей - что в целом не в русле идеи полного общего среднего образования, - Таджикистан постепенно переходит на 12-летнее среднее образование, а в Литве активно обсуждается вопрос о введении системы 13-летнего среднего образования. А мы видим, что не стоит воспринимать какую бы то ни было тенденцию как единственно точно обоснованную и главную.

Не быть центром мира иногда полезно. При известной нелюбви к Москве большинство россиян ждут покорения мировых рейтингов именно московскими вузами, однако на самом деле вузам «периферии» не стоит расслабляться: у них есть все шансы. Ведь в той же Литве в международный рейтинг Webometrix попал не вильнюсский вуз, а Каунасский технологический университет.

И снова Литва: в этом году там впервые подавали документы в вузы по Интернету, был компьютерный сбой - это как раз тот случай, когда нам нужно учиться на чужих ошибках, чтобы не допускать своих: сбившись, система не бездействовала, а рассылала абитуриентам sms-ки, что они никуда не поступили. Вице-министр образования даже извинялась потом за это.

А особенно интересно наблюдать за Украиной: ее различия с Россией каждый раз наталкивают на размышления. Украина учит выбирать на выпускном тестировании не обществознание, а историю и математику; она сделает тесты по математике разноуровневыми; она организует тестирование для «сов» - в 11 утра; она восстановила льготу выпускникам подготовительных отделений; она планирует выносить вопрос об увеличении набора по специальности или об открытии нового факультета как минимум на голосование облсоветов; она дает более гуманитарный, нежели у нас, обязательный для поступления набор дисциплин; ее абитуриентам массово интересна специальность «Транспортные технологии». Также Украина напоминает нам приемчики из общего советского прошлого: именно тогда действовал так называемый «средний балл за аттестат», и сейчас в России это забыто, а в братской республике - как раз актуально. В результате ребята вынуждены подтягивать «лишние» предметы, и сообщают, что продажи бланков классных журналов странно возросли: понадобились запасные? Но и уровень знаний среднего абитуриента, не исключено, тоже возрастет.

Свет клином не сошелся

Понаблюдав за образовательной миграцией потомков советских людей, вы убедитесь, что это не менее занятно, чем, подняв взоры к небу, изучать довольно сложную тему миграции птиц в зоологии. Птицы не обязаны улетать в теплые края! Пернатые бывают разными - синантропами, оседлыми, полуоседлыми, кочующими и перелетными… Точно так же представление о том, что россияне стремятся непременно учиться в Москве или уж в университетах Великобритании, Франции, Германии или США, а на их студенческие места в Россию охотно усаживаются, скажем, украинцы, довольно поверхностно.

Спору нет, из-за демографического спада наша страна будет расширять прием на бюджетные места ребят из СНГ, причем почти на общих основаниях с российскими выпускниками (почти - потому что порой вашим конкурентам из ближнего зарубежья в дополнение к заявлению нужно написать еще и мотивационное письмо). Уже становится тенденцией, что в этих условиях юные эстонцы, например, нередко выбирают московские студенческие билеты и петербургские зачетки. Известен и маршрут, которым они «летят» (в каждой республике он свой): наши северо-западные соседи действуют через Таллиннский институт Пушкина как через посредника посольства России.

А вот украинцы, несмотря на то, что налаживается даже двусторонняя практика взаимного предоставления бюджетных мест, едут не только в Россию, но и, подобно нам, посматривают на Великобританию и Канаду. И, конечно, нужно упомянуть, что украинских студентов, так же, как и наших, отбирают для обучения в Европе в рамках программы Erasmus Mundus.

Вообще и здесь возможны варианты: азербайджанцы, не желая менять цветущий, солнечный Баку с гранатовыми деревьями на его улицах на туманы Альбиона, тем не менее получают двойной диплом - азербайджанско-британский. Такая возможность открывается для них вследствие договоренности между Азербайджанским университетом языков и университетом Essex.

А молдаване вообще ведут себя наименее стандартно. Они едут за дипломами даже в Китай: эта страна зовет жителей Молдовы на учебу и дает стипендии. Всё серьезно: вначале в течение года стипендиат проходит подготовительный курс по изучению китайского языка, студенты отбираются по конкурсу.

Постсоветское образовательное пространство существует. Оно соприкасается с образовательным пространством всего мира - и больше не может быть для нас террой инкогнита.

Страны СНГ, некогда были советскими республиками, на территории которых существовала единая система образования и единые образовательные стандарты. Дипломы и аттестаты республик признавались на территории всего Советского Союза. С распадом СССР системы образования и стандарты республик стали отличаться друг от друга, в связи с чем, встал вопрос о создании единого образовательного пространства на территории стран СНГ, с ориентацией на европейские стандарты. Для решения данного вопроса, страны СНГ в 1999 году вошли в зону Болонского процесса.

Концепция формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств

Определение 1

Единое образовательное пространство стран СНГ – это общие принципы государственной политики, направленные на единство и согласованность образовательных программ, нормативных сроков обучения, критериев оценивания знаний и получение образования, признаваемого на всей территории бывшего СНГ.

Цель Концепции – это создание принципов, направлений, условий и этапов создания единого образовательного пространства.

Основная идея Концепции – это сближение национальных систем образования стран СНГ, для формирования единой (общей) системы образования, с учетом национальных особенностей каждой республики.

Принципы Концепции:

  • гуманизация системы образования;
  • образование должно иметь светский характер;
  • демократизация образования;
  • ориентир на общечеловеческие ценности;
  • общедоступность и непрерывность образования;
  • преемственность образовательных программ;
  • наличие разнообразных образовательных учреждений, учебных программ и современных технологий обучения;
  • единение культурного и образовательного пространств;
  • возможность получения образования бесплатно (реализация конституционного права каждого гражданина на получение образования).

Меры, призванные обеспечить единую систему образования в странах СНГ:

  1. Предоставление каждому гражданину страны-участницы возможности получения бесплатного образования, с момента достижения установленного законом возраста.
  2. Установления четких оснований, закрепленных в законе, по которым ребенок может быть отчислен из учебного заведения.
  3. Создание специальных учебных заведений для детей с различными видами заболеваний, которые не имеют возможности посещать общеобразовательные учреждения (обеспечение возможности получения образования всем гражданам).
  4. Юридическая ответственность родителей за неисполнение обязанностей по получению детьми базового образования.

Характеристика системы школьного образования в странах СНГ

Согласно установленной Концепции система школьного образования в странах СНГ имеет следующие характерные аспекты:

  1. Ориентир на классно-урочную систему, которая на сегодняшний день признана малоэффективной, так как не учитывает потребности и индивидуальные особенности учеников.
  2. Создание системы мониторинга и повышение уровня квалификации педагогических работников.
  3. Разработка и внедрение единых образовательных стандартов.
  4. Соблюдение прав учеников и их родителей, направленных на предоставление возможности участия в образовательном процессе.
  5. Внедрение и использование современных и актуальных технологий в образовательный процесс.
  6. Пропаганда необходимости получения образования.
  7. Введение обязательной работы школьных психологов с детьми, с целью установления дифференцированного подхода к учащимся.
  8. Единение законодательных законов в сфере школьного образования и законодательства государства.

Замечание 1

Таким образом, данные аспекты должны способствовать созданию и развитию единой системы школьного образования в странах СНГ, с целью признания всеми странами аттестата об образовании и полученных знаний.

Характеристика системы высшего образования в странах СНГ

Система высшего образования в странах СНГ на сегодняшний день имеет ориентир на систему высшего образования в Европе и США. С 2011 года многие страны СНГ перешли на двухуровневую систему высшего образования: бакалавриат и магистратура.

Бакалавриат. Срок обучения не менее 3-х лет. В России обучение на бакалавриате рассчитано на 4 года. После окончания бакалавриата выпускники получают диплом об оконченном высшем образовании. Однако не все работодатели признают дипломы бакалавров, так как за такой короткий срок обучения не возможность полноценно овладеть необходимыми навыками и компетенциями. Особенно это касается технических специальностей. Так же проблема состоит в менталитете старшего поколения, которые считают, что бакалавриат – это своего рода неоконченное высшее образование.

Обучение на бакалавриате заключается в изучение общих и профильных дисциплин, сдаче промежуточных и итоговых экзаменов, письменных проверочных работ. В ряде учебных заведений внедряется система «кредитов», бальная система изучения дисциплин. В основном это дистанционные заочные ВУЗы.

По итогу обучения студенты сдают государственные экзамены и защищают выпускную квалификационную работу (дипломная работа, имеющая исследовательское направление). В ряде учебных заведений студенты-выпускники сдают либо экзамены, либо проходят процедуру защиты дипломной работы.

Поступление в магистратуру необходимо тем, кто желает осуществлять научную и исследовательскую деятельность. Обучение в магистратуре схоже с бакалавриатом. Отличие только в том, что в учебной программе магистратуры отводится больше времени на творческие, исследовательские и научные работы, а также на практическую деятельность. По итогу окончания магистратуры студент-выпускник сдает государственные итоговые экзамены и защищает магистерскую диссертацию. При успешной сдаче итоговых испытаний присваивается ученая степень.

Таким образом, реформа системы образования в странах СНГ положительно отражается на создании единого образовательного пространства, путем внедрения опыта стран Европы и США.

В современном мире давно не секрет, что в каждом государстве люди живут иначе. Это касается не только традиций и особенностей культуры, но и уровня жизни в целом. Так, все давно привыкли к тому, что в некоторых государствах жизнь лучше. Именно в эти страны больше всего людей хотят перебраться на постоянное место жительства. Именно о том, где лучше всего живётся населению, мы сегодня и поговорим, представив рейтинг конца 2018 года.

Критерии оценивания при составлении рейтинга стран мира в 2019 году

Сразу следует сказать, что нет единого и неоспоримого рейтинга, который бы подводил итоги того, как жилось жителям отдельных стран в конкретном году. Во-первых, составители рейтингов склонны в той или иной мере доверять отдельным показателям, при учёте которых распределяются места государств в рейтингах. Кто-то уделяет большее внимание экономической сфере, кто-то - культурной, а кто-то старается максимально объективно оценивать все возможные показатели. Во-вторых, нельзя однозначно говорить о жизни в отдельной стране в целом. Дело в том, что абсолютно в каждом государстве есть менее развитые регионы и провинции, где уровень жизни существенно ниже, нежели в крупных финансовых и культурных центрах страны. Кроме того, ситуация в городах и деревнях тоже может существенно отличаться.

Лучшие страны по уровню жизни 2019 года - это, по мнению многих, самые хорошие уголки планеты, в которых можно прожить беззаботную прекрасную жизнь

Мы будем рассматривать списки стран с учётом целого ряда показателей, влияющих на положение страны в рейтинге. К ним относятся:

  • уровень безопасности в стране. Сюда входят не только статистические данные об уровне преступности, но и ощущение безопасности самих жителей страны;
  • финансовая составляющая: уровень заработных плат, ВВП на душу населения, уровень безработицы, сооношение доходов граждан страны и местных цен;
  • развитие инфраструктуры;
  • политическая стабильность;
  • социальные гарантии, обеспечение государством жителей необходимой поддержкой;
  • экологический фактор;
  • культурная жизнь страны;
  • наука и уровень образования.

Однако самым объективным, пожалуй, критерием является удовлетворённость постоянных жителей страны ситуацией в своём государстве.

Рейтинг стран по уровню жизни

Итак, нельзя сказать, что в 2019 году общая картина по миру существенно изменилась. Первые позиции рейтинга принадлежат тем же государствам, что и в прошлые годы.

Норвегия

На первом месте Норвегия - небольшое государство с населением чуть более чем пять миллионов человек. Надо сказать, название этой страны редко мелькает в новостных сводках, само же государство неохотно вмешивается в ход мировой политики, предпочитая вести более размеренную и спокойную жизнь. Наверное, в этом и есть некий секрет того, почему граждане Норвегии так довольны своей страной и своим правительством. Между тем, согласно данным ООН, в рейтинге стран мира по ИЧР (индекс человеческого развития) именно Норвегия заняла почётное первое место.

Карта мира по ИЧР, данные на 2019 г

Индекс человеческого развития является комплексным сравнительным показателем ожидаемой продолжительности жизни, грамотности, образования и уровня жизни в отдельных государствах. Эти данные часто используются при составлении мировых рейтингов.

Высокий уровень жизни в Норвегии объясняется следующими факторами:

  • высокий уровень медицинского обслуживания;
  • низкая стоимость местного жилья, всевозможные программы поддержки для молодых семей;
  • хорошие условия кредитования на среднее и высшее образование, а также достойный уровень самого образования в стране;
  • обеспечение государством социальных гарантий;
  • низкий уровень преступности;
  • хорошие пособия для безработных граждан (хотя стоит отметить, что получать его имеют право не все);
  • высокие заработные платы, полностью предоставляющие гражданам возможность себя обеспечивать;
  • хорошая экологическая ситуация, развитая сфера туризма.

Завораживающий вид на ночной Берген

Все абсолютно разнообразно - есть просто менее способные и более способные. А так, система образования так умно устроена, что все детки очень быстро и даже несколько рано развиваются умственно. Если в странах СНГ ребенок будет на протяжении всей школьной жизни на уроке математики или химии смотреть в книгу и видеть …., то там школьникам все очень доступно и интересно для них преподносится - там дети ничего не «зубрят» потому, что «надо» - там они просто это все понимают! Даже если посмотреть их учебники и вообще книжки для детей и школьников - это супер - все работает на желание это учить и усваивать(что самое главное) как умно все - и картинки и стили написания текстов. По всюду, во всех странах дети с различным уровнем успеваемости. Но, опять же - в Норвегии все это в школах контролируется и «подгоняется» если что


Cirsten
http://valhalla.ulver.com/f187/t10324–6.html

Однако уровень жизни в стране можно оценить не только с помощью статистических данных. Местные жители поддерживают политику норвежского правительства в первую очередь потому, что государственные деятели заботятся о благоустроенности нового поколения. Так, большую роль в этом играют нефтяные фонды, оказывающие финансовую помощь молодёжи. К слову, Норвегия - крупнейший производитель нефти и газа в Северной Европе, местных ресурсов хватает не только на обеспечение потребностей жителей страны, но и на экспорт.

Осло, столица Норвегии

Таблица: данные по стране

Видео о жизни населения

Австралия - государство, территория которого шестая по площади в мире. Население составляет чуть более 24 миллионов человек . Это континентальное государство занимает второе место в мировом рейтинге стран по качеству жизни граждан. Такая позиция обусловлена следующими факторами:

  • низкие проценты налогообложения. Гораздо ниже, нежели в большинстве развитых стран (налогообложение при минимальной заработной плате составляет всего около 8%);
  • высокие заработные платы. Так, средняя ежечасная заработная плата местного жителя составляет порядка семнадцати евро - это один из самых высоких показателей в мире;
  • развитый сельскохозяйственный сектор и лёгкая промышленность;
  • развитая туристическая отрасль;
  • большинство населения довольны своей жизнью, так как проживают на побережье Австралии, где вполне мягкий и комфортный климат. Кроме того, экология страны находится на достаточно хорошем уровне, так как правительство ежегодно выделяет большие суммы на борьбу с загрязнением окружающей среды.

Побережья страны весьма привлекательны для туристов

Таблица: показатели по государству

К слову, Австралия на сегодняшний день является весьма привлекательной для иммигрантов, так как в стране катастрофически не хватает рабочей силы. Государство не только обеспечивает иностранцев рабочими местами (многие из которых попросту не привлекательны для местных жителей), но и гарантирует иммигрантам ряд социальных пособий. Кроме того, спустя четыре года иностранец при желании может получить гражданство страны.

Видео: отзыв иммигрантов после года проживания в Австралии

Швеция

Швеция - государство-сосед Норвегии. Она занимает третье место в мире по качеству жизни населения. Полагается, что предками современных шведов были викинги - воинственный и целеустремлённый народ. И, если с воинственностью современных шведов легко можно поспорить (страна старается не участвовать в международных конфликтах, даже во времена Первой и Второй мировой войны Швеция соблюдала нейтралитет), то в целеустремлённости и стремления к самостоятельности потомков викингов сомневаться не приходится. Так, даже шведские девушки предпочитают сперва реализоваться в плане карьеры или бизнеса, только после чего задумываются о семье. Согласно статистике, женщины в этой стране в среднем обзаводятся первым наследником только к тридцати годам - это самый высокий показатель по Европе.

Столицей и крупнейшим городом Швеции является Стокгольм

  • развитый производственный сектор;
  • стабильная экономическая и политическая ситуация - ВВП страны с каждым годом стабильно возрастает;
  • обеспечение правительством полного пакета социальных гарантий;
  • низкий уровень безработицы;
  • доступность получения образования как для граждан страны, так и для иммигрантов;
  • свобода самовыражения населения;
  • низкий уровень преступности, практически полное отсутствие коррупции.

Видео: переезд в Швецию

Швеция является одной из самых «щедрых» стран мира. Её ежегодные пожертвования в пользу нуждающихся стран и государств, столкнувшимся с бедствиями и катаклизмами, составляет около 1% от всего ВВП - это абсолютный мировой рекорд.

Таблица: показатели по стране

Швейцария - маленькое европейское государство, которое имеет целый ряд особенностей, способных удивить иностранца . Так, несмотря на небольшую территорию страны, оно имеет сразу несколько государственных языков: немецкий, французский, итальянский, романшский (швейцарский ретороманский). Столицы страны как таковой нет (формально), фактически же столицей и культурным центром Швейцарии считается город Берн. Плотность населения страны довольно большая - на 41000 километрах квадратных проживает более восьми миллионов человек.

Русское название страны восходит к названию кантона Швиц, который был ядром первого объединения кантонов в 1291 году

На почтовых марках и не только можно встретить такое название, как Helvetia. Это ещё одно наименование Швейцарии. В русском языке оно также может употребляться, однако не так часто, как привычное нам название. В русском варианте Helvetia будет звучать как Гельве́ция.

Факторы, влияющие на положение Швейцарии в мировом рейтинге:

  • низкий уровень преступности;
  • развитая туристическая сфера. Даже несмотря на то, что территория страны невелика и не имеет выходов к морю, на территории Швейцарии можно найти немало баз отдыха и туристических мест, куда могут отправиться на отдых как жители страны, так и иностранные туристы;
  • высокая заработная плата и доступность получения работы (низкий показатель безработицы);
  • высокое качество продуктов;
  • качественное медицинское обслуживание - поправить здоровье в Швейцарию едут желающие со всего мира;
  • хорошая экология - лучшая по странам Европы.

Таблица: показатели по стране

Видео о ценах и зарплатах в государстве

Нидерланды

Нидерланды - одно из государств-основателей Европейского Союза. На относительно небольшой территории страны (чуть более 41 тысячи квадратных километров) проживает более семнадцати миллионов человек. Нужно отметить, что экономика государства с каждым годом уверенно растёт, а уровень жизни населения продолжает улучшаться. Это делает Нидерланды желаемым местом для переезда, с точки зрения многих иммигрантов. К числу факторов, способствующих привлечению иностранцев в страну, относится и приятный тёплый климат государства.

Амстердам - столица Голландии (Нидерландов), город свободы, где нет никаких ограничений

Несмотря на то, что официально государство называется Нидерланды, среди людей широко закрепилось название «Голландия». Однако под последним должен пониматься лишь ряд определённых провинций, употреблять его в отношении всего государства было бы фактической неточностью.

Роттердам - город в Нидерландах и самый крупный европейский порт

Высокое качество жизни населения обуславливается следующими факторами:

  • развитая местная промышленность (в стране производят автомобили мирового класса, химическую и текстильную продукцию, а также развита отрасль добычи и переработки металла);
  • высокая занятость населения;
  • создание благоприятных условий для ведения малого и среднего бизнеса (условия щадящие даже для иностранных бизнесменов);
  • развитое сельскохозяйственное русло - страна полностью обеспечивает себя продуктами питания, а также много экспортирует молочных продуктов, мяса, овощей, цветов и так далее;
  • низкий уровень преступности;
  • хорошая экология.

Последние два фактора, к слову, благоприятно сказываются на продолжительности жизни населения. В прошлом году этот показатель достигал 81 года - это один из самых высоких показателей в мире.

Таблица показателей

Германия

Германия - одна из самых влиятельных стран в Европе и в мире . Она ведёт активную внешнюю политику и участвует не только в решении вопросов, касающихся непосредственно самой Германии, но и принимает участи в урегулировании внешних конфликтов. Эту политику не всегда поддерживают жители страны, поэтому говорить о полном доверии населения своему правительству нельзя. Тем не менее, в Германии хорошо обеспечиваются социальные гарантии, а уровень безработицы активно снижается.

Берлин - столица и культурный центр страны

  • высокие заработные платы, которых среднестатистическому немцу хватает для обеспечения себя всем необходимым;
  • социальные гарантии;
  • высокое качество медицинского обслуживания;
  • большое внимание уделяется науке;
  • обеспечение граждан достойным образованием;
  • хорошая экологическая ситуация (хотя в некоторых регионах страны с этим можно было бы поспорить);
  • свобода самовыражения граждан.

Видео: Германия. Ожидания и реальность

Таблица параметров

Дания

Королевство Дания - небольшая страна в Северной Европе, основными ценностями которого сами датчане считают самобытную культуру и плодородные земли. На сегодняшний день королевство занимает первое место по внешнеторговому обороту на единицу проживающих в стране. В стране очень развит сельскохозяйственный сектор, причём отношение к сельскому труду у местных жителей существенно отличается от европейского или российского. Так, датчане уважают труд фермеров намного больше, нежели работу офисных сотрудников либо деятелей искусства. Именно работе на полях и в наше время посвящается немало произведений датских авторов.

В мире ежегодно проводится немало исследований на предмет того, акой народ считает себя наиболее счастливым. В ходе многих из них выясняется, что жители Дании попадают в десятку стран, где живут самые счастливые люди. Так, согласно исследованиям, проведённым в Лестерском университете Англии, выяснилось, что самые счастливые люди в мире - датчане, а их ближайшими соседями по рейтингу стали жители Норвегии.

Сказочные улицы столицы страны Копенгагена

Интересный факт: Дания весьма толерантно относится к людям, которые так или иначе не похожи на окружающих. Именно Дания была первой европейской страной, легализировавшей однополые браки.

Таблица: сведения по стране

Видео: факты о жизни в Дании

Сингапур - это без преувеличения одно из самых развитых и перспективных азиатских государств . Оно расположено на островах в Юго-Восточной Азии. Государство имеет совсем маленькую территорию - всего 719 квадратных километров, однако с 1960 действует программа намыва территории. Это стало необходимой мерой для Сингапура, так как численность населения страны все время увеличивается, поэтому многие регионы государства сильно перенаселены. Как утверждает статистика, Сингапур занимает второе место в мире по плотности населения - на столь небольшой территории проживает более четырёх с половиной миллионов человек. Государство состоит из 63 островов, они со всех сторон окружены водой. Поэтому, пожалуй, одним из главных источников поступлений в бюджет является туристическая отрасль. Надо сказать, государство развивается необычайно стремительными темпами. Так, после обретения независимости (в 1965 году от Малайзии) Сингапур представлял собой очень бедное и отставшее от технического прогресса того времени государство. На сегодняшний же день Сингапур является одним из финансовых центров Азии, а архитектура местных городов поражает своей красотой и грандиозностью даже туристов из развитых стран.

Сингапур завораживает своей архитектурой

Сингапур нельзя назвать страной с доступными ценами на продукты питания или жилье. Тем не менее, местное население получает достаточно, чтобы иметь возможность себе позволить приобретать все необходимое и даже больше. Более того, около 3% местного населения - долларовые миллионеры.

Это небольшое островное государство отличается привлекательными условиями для иностранных бизнесменов - фирму здесь можно открыть всего за 10 минут. Как правило, и иностранцы, и граждане Сингапура предпочитают вкладывать в туристическую отрасль, так как самобытность культуры и мягкий тёплый климат чрезвычайно заманчивы для туристов.

Таблица сведений

Видео: самый богатый на свете город - Сингапур

Канада

Канада - второе по площади государство в мире. Оно имеет самую длинную в мире береговую линию. Несмотря на огромную площадь страны, её население составляет чуть более 36 миллионов человек - это на 6 миллионов меньше, чем в современной Украине. Так как плотность населения, как мы видим, небольшая, многие канадцы имеют возможность вести тихую размеренную жизнь, занимаясь сельским хозяйством. Именно сельскохозяйственная отрасль в стране является одной из ведущих. Канада - технологически и промышленно развитое государство, оно имеет тесные торговые связи в первую очередь с США, однако за последние годы активно представляет свою продукцию и на общемировом рынке.

Оттава - столица Канады и один из ее главных культурных центров

Канада - мультикультурная страна. Здесь вполне толерантно относятся к национальным, религиозным или культурным меньшинствам. Кроме того, на законодательном уровне страны в качестве государственных закреплены сразу два языка - английский и французский.

Таблица сведений

Видео: трудности россиянки при переезде в Канаду

Новая Зеландия

Новая Зеландия - небольшое островное государство, которое долгое время было изолировано от внешнеполитических процессов в силу своей удалённости от других стран. Так, ближайшие соседи Новой Заландии Австралия и Новая Каледония находятся на расстоянии 1700 и 1400 километров соответственно. Так как долгое время государство находилось под властью Великобритании, многие бытовые моменты и элементы культуры местные жители переняли именно от британцев. Английский язык на острове - первый государственный. Также государственными языками признаны маори и уникальный новозеландский жестовый язык. Новая Зеландия - страна необычайных пейзажей, последние пару десятков лет она активно работает над развитием туристического сектора. Также государство знаменито отменной экологией, низким уровнем преступности и практически полным отсутствием коррупции.

Небоскреб «Небесная башня» в Окленде - самое высокое строение в Южном полушарии

Таблица сведений

Ситуация с Россией и странами СНГ

Несмотря на то, что после распада СССР все получившие неожиданную самостоятельность государства начали свой индивидуальный путь развития, ни одно из бывших стран Советского Союза не может похвастаться особыми достижениями на фоне других развитых государств.

Так, согласно рейтингу, представленному ООН, Россия занимает 49 место в мире по качеству жизни населения. Надо сказать, это на одну позицию выше, нежели в прошлом году. Справедливо будет заметить, что специалисты ООН в первую очередь руководствовались тремя критериями при составлении мирового рейтинга:

  • здоровье населения и состояние местной экологии;
  • доступность образования, общая культурная ситуация в стране (свобода самовыражения, активные культурные и социальные движения, заинтересованность государства в поддержке деятелей искусства и так далее);
  • уровень жизни населения (прежде всего в плане состоятельности).

Так, согласно рейтингу, Украина и Армения заняли 84 место в мире, замыкая число стран с высоким ИЧР. К слову, Украина сильно спустилась в рейтинге по сравнению с 2016 годом - тогда она занимала 55-е место. О причинах говорить не приходится - агрессивная политика государства, военные конфликты и финансовые трудности ощутимо ударили по качеству жизни простого населения.

Видео: какая страна самая счастливая

Как видим, ситуация в мире вполне предсказуема. Как правило, первые позиции в рейтинге стран мира по уровню жизни достаются тем государствам, которые имеют крепкий финансовый фундамент. Они обычно могут похвастаться наличием природных ресурсов и развитой промышленность. Большую роль нередко отыгрывает и туристическая сфера, существенно пополняющие бюджеты привлекательных для туристов государств. Тем не менее, стоит понимать, что ситуация в мире может измениться в кратчайшие сроки, поэтому, если вас интересуют рейтинги, стоит регулярно интересоваться ситуацией в мире и узнавать новую актуальную информацию по данному вопросу.

5 Поделитесь с друзьями!
Окружающий мир