Анализ конь с розовой гривой презентация. Презентация на тему "«Конь с розовой гривой» В. Астафьев". Организационная структура урока

«Все мы родом из детства…»

Антуан де-Сент Экзюпери


Родина писателя…

Река Енисей

Село Овсянка


Сколько лет прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой.

В. П. Астафьев


«Жизненные уроки героя» по рассказу В. Астафьева

«Конь с розовой гривой »


Доброта отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим


Сюжет

  • Обещание бабушки купить пряник
  • Сбор ягод
  • Наставления Саньки
  • Переживания
  • «Отчет и расчет»

  • искушение
  • искушение
  • преступление
  • преступление
  • муки совести
  • муки совести
  • наказание
  • наказание
  • прощение
  • прощение

Задача каждой группы -

найти в тексте соответствующий эпизод,

важную цитату для пересказа.


« День был ясный, летний. На длинных стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики и, наверное, только пчёлы слышали, как они звенели. Возле муравейника на обогретой земле лежали полосатые цветки граммофончики, и в голубые их рупоры совали головы шмели. Они ненадолго замирали…должно быть, заслушивались музыкой. Берёзовые листья блестели, осинник сомлел от жары, сосняк по увалам был весь в синем куреве. Над Енисеем солнечно мерцало…Тени скал лежали неподвижно на воде… Железнодорожный мост колыхался тонким кружевцем…»


Мудрость глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт


«И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная.

Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти,

поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта

Нет у меня таких слов, чтоб смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею…

Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала.

Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать».


Синквейн «Бабушка»

  • Существительное
  • Прилагательное (два)
  • Глагол (три)
  • Предложение из четырех слов
  • Существительное (вывод, обобщение)

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

В.П. Астафьев Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Презентацию составила: Гурьева К.С., учитель литературы

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) Из крестьянской семьи. Воспитывался бабушкой, мать утонула в Енисее, когда мальчику было 7 лет. Окончил 6 классов в Игарке, где жил с отцом и мачехой; в 1936-37 - беспризорник, потом детдомовец. В 1941-42 учился в ФЗУ; на фронте, куда ушел добровольцем, был шофером, связистом артиллерийской бригады; с 1943 - на передовой, получил тяжелое ранение, контужен. С 1945 жил на Урале (Чусовой, с 1963 - Пермь), побывал подсобным рабочим, слесарем, кладовщиком. После публикации в 1951 своего первого рассказа «Гражданский человек» в газете «Чусовской рабочий» стал ее литературным сотрудником (до 1955). В 1950-е гг. издает в Перми книги рассказов для детей («До будущей весны», 1953, «Огоньки», 1955; итоговый сб. « Зорькина песня», 1960), роман о преобразовании отсталого колхоза «Тают снега» (1958). С 1958 - член Союза писателей СССР, в 1959-61 учился на Высших литературных курсах в Москве при Литературном институте им. М. Горького. С конца 1960-х гг. жил в Вологде, в 1980 вернулся в родные места, жил в Красноярске и селе Овсянка.

Вопросы В какое время и где происходят события рассказа? Назовите приметы того времени, а также место действия. От чьего лица ведётся повествование в рассказе? Что вы можете рассказать о герое рассказа? Почему мальчику очень хотелось, чтобы ему купили пряник конём? Ответьте текстом.

Вопросы Почему герой рассказа любил бывать в семье соседа дяди Левонтия? Почему мальчик отправился в лес? Почему этому плану не суждено было сбыться, ведь вначале всё складывалось хорошо?

Теория литературы Фабула – последовательное изображение на основе сюжета событий в художественном произведении. Эпизод – отрывок художественного произведения, обладающий относительной законченностью.

Задача каждой группы - найти в тексте соответствующий эпизод, важную цитату для пересказа.

Вопросы Почему, уже зная об обмане, бабушка всё же покупает внуку пряник - коня с розовой гривой? Почему же бабушка Катерина Петровна всем, кого встречала в это утро, рассказывала про проступок внука?

В.П. Астафьев Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе «Конь с розовой гривой»

Работа с текстом «Бабушка ещё долго поносила Левонтьиху, самого Левонтия, била себя руками по бёдрам, плевалась, а я подсаживался к окну и с тоской глядел на соседний дом…» - Чем было вызвано такое состояние рассказчика? Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не созрело, напластались луку- батуна, наелись до зелёной слюны, а недоеденный побросали…» - Выпишите глаголы из этого отрывка. Как они характеризуют этих ребят?

Работа с текстом Обратите внимание, как называет писатель детей Левонтия: «ребятишки Левонтия », « левонтьевские орлы», «братья Левонтьевы», « левонтьевская орда», народ – Что можно сказать об отношении автора к детям? Как оно менялось и почему? Почему из всей истории рассказчик особенно запомнил «того дивного коня с розовой гривой»? Чем особенно дорог ему этот подарок?

Художественно-выразительные средства «Стоял он (дом) сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застеклёнными окнами – ни забор, ни ворота…» - Какой художественный приём использовал автор, какую роль он выполняет? «- Я, Петровна, простор люблю! – и обводил рукой вокруг себя. – Хорошо! Как на море! Ничего глаз не угнетает!» - Кому принадлежат эти слова, как они его характеризуют, что мы знаем о нём из текста? Назовите художественное средство.

Словарь сибирских диалектизмов Увал. Туесок. Заполошная. Шаньга. Заимка. Поскотина. Яр. С какой целью автор их использовал в тексте и не заменил другими словами?

Итоги Произведение Астафьева очень поучительное, т.к. … в нем описываются как плохие черты характера: обман, мошенничество; так и хорошие черты: доброта, доверчивость, снисходительность.

Практическое задание Как я понимаю смысл названия рассказа «Конь с розовой гривой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и граждановедения в 6 классе «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Название: «Жить надо по совести».

Цели урока - формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное р...

Урок-исследование по литературе в 6 классе "Уроки доброты и нравственности в рассказе В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой".

Разные виды исследовательской работы на уроке: групповое исследование, коллективное исследование, индивидуальное исследование - подводят учащихся к осмыслению нравственных уроков произведения: б...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

1 Уроки доброты в рассказе Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой »

1. Как зовут бабушку героя? а) Михайлова; б) Николаевна; в) Петровна. 2.Как зовут главного героя? а) Санька, б)Гришка, в) Мишка. 2. О чём мечтали все деревенские мальчишки? а)о прянике конём; б)об игрушечном коне; в) о настоящем коне. 3. За что бабушка обещала купить герою рассказа пряник? а)уборка в доме; б) работа в огороде; в) собранные в лесу ягоды. 4. Как назывался предмет, который ребята взяли в лес? а) корзинка; б) ведерко; в) туесок 5 . Из-за чего произошла ссора между левонтьевскими ребятишками в лесу? а)из-за съеденных ими ягод; б)из-за героя рассказа; в) просто так. 6 . Что посоветовал сделать Санька герою рассказа, чтобы тому не попало от бабушки? а)вообще не ходить домой; б) всё честно рассказать бабушке; в) наложить в туесок травы, а сверху засыпать ягодой. 7 . Что просил шантажом у главного героя его лучший друг? а) калач; б) булка; в) шаньга. 3

4 “Я ещё не осознал тогда всю огромность потери, постигшей меня. Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушкины глаза, отдать ей последний поклон. И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта, - да от лукавого эта работа. Нет у меня таких слов, которые бы смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею. Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать...”

5 В какое время и где происходят события рассказа? Назовите приметы того времени, а также место действия. От чьего лица ведётся повествование в рассказе? Что вы можете рассказать о герое рассказа? 3.Почему мальчику очень хотелось, чтобы ему купили пряник конём? Ответьте текстом.

6 “Пряник конём! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, копыта тоже розовые. Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо. Но пряник - совсем другое дело. Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса - потерял, - хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться - тут он, тут конь-огонь! С таким конём сразу почёту сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся. И в чижа первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его. Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива”.

7 Почему герой рассказа любил бывать в семье соседа дяди Левонтия? Почему мальчик отправился в лес? Почему этому плану не суждено было сбыться, ведь вначале всё складывалось хорошо?

9 Задача каждой группы - найти в тексте соответствующий эпизод, важную цитату для пересказа.

10 Почему же бабушка Катерина Петровна всем, кого встречала в это утро, рассказывала про проступок внука? Почему, уже зная об обмане, бабушка всё же покупает внуку пряник - коня с розовой гривой?

11 игрушка лакомство символ

12 Написать мини-сочинение: Как я понимаю смысл названия рассказа «Конь с розовой гривой»

13 Домашнее задание: Выучить наизусть описание летнего дня.

14 ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ: http://www.bgshop.ru/Details.aspx?id=9524680 http://lit.1september.ru/articlef.php?ID=200600907 http://www.cultnord.ru/Severnye_kozuli.html










Включить эффекты

1 из 9

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация на тему "В.П, Астафьев "Конь с розовой гривой" дает характеристику друзей главного героя, черты характера главного героя. В качестве шаблонов использованы фотографии, демонстрирующие жизнь в деревне. Изображения призваны проиллюстрировать основные события в рассказе.

  1. Завязка
  2. Характеристика друзей главного героя
  3. Черты характера главного персонажа
  4. Кульминация
  5. Развязка
  6. Выводы

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Немилов М., Рябов Ю.

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

Слайд 1

  • Текст - Михаил Немилов
  • Оформление - Юрий Рябов

Слайд 2

В этом произведении рассказывается о деревенском мальчике- сироте, которому бабушка пообещала привезти «Пряник конём» за то, что тот соберёт ягод, а бабушка их продаст. Об этом прянике мечтали все деревенские мальчишки. Пряник этот: «белый-белый; А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые.»Если у кого-то появлялся такой пряник, то остальные сразу начинали уважать, подлизываться, почести оказывать, чтобы только им позволили откусить от пряника кусочек или хотя бы лизнуть его.

Слайд 3

Один из друзей мальчика, Санька, давал дурные советы и побуждал на дурные поступки. Сначала Санька на спор заставил мальчика выбросить из туеска, наполненного наполовину, ягоды. Мальчик так и поступил. Потом посоветовал заполнить опустевший туесок травой, а сверху присыпать ягодами; мальчик опять последовал совету.

Слайд 4

От радости бабушка не стала проверять ягоды, похвалила за работу и легла спать. Ночью паренёк не мог заснуть. Он размышлял о том, что с ним будет и решил наутро признаться во всем бабушке.

Слайд 5

Наутро, когда мальчик проснулся, бабушки уже не было дома (уехала в город). Мальчишка очень расстроился. Он пошёл с друзьями порыбачить на озеро. По вечер увидел плывущую с другого берега на лодке бабушку. Он побежал к дому, но,когда увидел идущую от лодки бабушку, решил убежать подальше оттуда.Мальчик ещё долго слышал бабушку, кричавшую вслед, но вскоре крик затих. Он бежал так долго, что и сам не заметил, как оказался на верхнем конце села.

Слайд 6

Паренек вспомнил, что именно там живёт его двоюродный братишка Кеша. Тётя Феня – Кешина мама, накормила мальчика, но на ночь остаться не разрешила. Тётя отвела его к бабушке.Бабушка очень ругалась и сердилась, поэтому мальчик быстро забрался в кладовку.А бабушка ещё долго разговаривала с тётей Феней.

Слайд 7

Наутро, когда проснулся, он обнаружил, что приехал дедушка. Мальчик долго страшился выйти, но вошёл дедушка, они поговорили и дедушка придал юноше уверенность.Мальчишка вышел из кладовки; бабушка всё еще злилась. Он сел за стол и стал есть приготовленную ему еду. Бабушка ещё долго ворчала и ругалась.Он не спорил, потому что знал, что будет хуже.Парнишка не надеялся ни на какое прощение или снисходительность, Но в самом конце бабушка со словами: «Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато ещё когда обманешь бабушку…» - протянула внуку коня с розовой гривой.

Слайд 8

***Произведение Астафьева очень поучительное,т.к. в нем описываются как плохие черты характера: обман, мошенничество; так и хорошие черты: доброта, доверчивость,снисходительность.

  • Слайд 9

    Конец!

  • Посмотреть все слайды

    Конспект

    Цели урока

    Задачи урока :

    Оборудование

    Методические приемы

    План урока:

    3. Словарная работа. 1 мин.

    6. Физминутка. 1 мин.

    9. Тестирование. 7 мин.

    10. Домашнее задание 1 мин.

    ХОД УРОКА

    1. Слово учителя.

    2. Фронтальный опрос .

    3. Словарная работа : увал, туесок, шаньга.

    4 . .

    5. Инсценирование эпизодов . Работа в группах.

    Физминутка

    7. Работа по иллюстрациям.

    8. Тестирование. (Приложение 1)

    9. Выводы. Обобщения. Оценки с комментированием.

    Приложение 1

    1. Как зовут бабушку героя?

    а) Алёша; б) Миша; в) Коля.

    Литература




    4. Рассказы В.П.Астафьева.

    Цели урока : углубить понимание идейно-художественного богатства рассказа, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте.

    Задачи урока :

    1. Обучение анализу поступков героев через слова, действия (глаголы).
    2. Формирование у школьников таких нравственных качеств как честность, доброта, долг.
    3. Воспитание чувства сострадания и любви ко всему живому у учащихся, вызвать интерес к урокам литературы.

    Оборудование : иллюстрации к рассказу, тесты, компьютер с проектором, словарные слова (увал, туесок, шаньга).

    Методические приемы : беседа по вопросам, пересказ эпизодов, выразительное чтение, анализ текста, сценки.

    План урока:

    1. Вступительное слово учителя. Сообщение цели и темы урока. 1 мин.

    2. Фронтальный опрос по проверке усвоения содержания учащимися. 5 мин.

    3. Словарная работа. 1 мин.

    4. Пересказ эпизодов с использованием опорных - слов глаголов. 8 мин.

    5. Работа в группах. Инсценирование отдельных эпизодов. 5 мин.

    6. Физминутка. 1 мин.

    7. Работа с текстом (выборочное чтение). 5 мин.

    8. Работа по иллюстрациям. 5 мин.

    9. Тестирование. 7 мин.

    10. Домашнее задание 1 мин.

    11. Подведение итогов урока. Оценки с комментированием. 1 мин.

    ХОД УРОКА

    1. Слово учителя.

    Основная тема многих рассказов Астафьева - тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает человека старше, меняет его. Случай, описанный в рассказе, как раз из таких.

    Класс разделён на две группы, где одна группа выискивает слова, характеризирующие положительные качества героя-рассказчика, а другая группа - отрицательные качества его, глаголы, сопутствующие слова находят и подтверждают примерами из текста. В конце урока учащиеся составляют полную характеристику героя-рассказчика.

    2. Фронтальный опрос .

    Что является завязкой рассказа?

    (Эпизод, в котором рассказывается, как бабушка послала героя за земляникой и пообещала ему "пряник конем". Это почти сказочное начало.)

    Исполнилась ли мечта мальчика - получить "пряник конем"? (Да, исполнилась. Это был сказочный конь: "По скобленому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой")

    Казалось бы, счастливое завершение истории. Но какой ценой достался мальчику этот конь? Почему через много лет, после многих событий, автор пишет: "А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой"? Попробуем ответить на эти вопросы вслед за автором,

    Каким образом герой надеется осуществить свою мечту? (Герой отправляется за земляникой вместе с левонтьевскими ребятишками, чтобы "трудом своим заработать пряник". Обратим внимание на инверсию "трудом своим", которая выделяет слово. "труд" - мальчик понимает, что даром ничего не достается)

    Какие важные детали вы отметили в описании дороги на увал? (Соседские ребята "несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку берестяные туески... ковшик без ручки". Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд. Обратим внимание, с какой посудиной идет за земляникой герой-рассказчик: "Я брал старательно и скоро покрыл дно аккуратненького туеска". В этой семье знают цену труду)

    Как ведут себя по дороге соседские ребята? Какие глаголы по могают понять отношение автора к их поведению?

    3. Словарная работа : увал, туесок, шаньга.

    4 . Пересказ эпизода с использованием опорных слов-глаголов .

    ("Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились"; "заскочили в чей-то огород", "напластали беремя луку-батуна" (значит, нарвали столько, сколько поместилось в полы рубашки); "наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали". Глаголы действия показывают, что ведут себя эти ребята неразумно, как маленькие зверьки: хватают, сколько могут урвать, при этом еще и дерутся)

    Как противопоставлены герои в эпизоде сбора ягод? (Герой рассказа трудится старательно, даже не потому что ему хочется пряника - он по-другому не умеет: "Я брал старательно". Вспоминает слова бабушки: "Главное - закрыть дно посудины", это помогает ему, подгоняет: "стал собирать ягоды скорее". Герой не решается идти на речку, пока не собраны ягоды, "не набрал полную посуду". "Лев онтьевские" же хитры, ленивы, к тому же ябеды. Старшой "надавал пинков" и брату, и сестре за то, что "жрали" ягоды. Здесь опять автор использует значимые глаголы: "рассердился", "бросил", "жрут", "валяются", "подскочил", "пнул", "взвыл", "кинулся", "бьются", "катаются", "раздавили")

    Как герой оказался в зависимости от Саньки?

    5. Инсценирование эпизодов . Работа в группах.

    (Санька использует беспроигрышный прием - поддразнивает героя: "Бабушки Петровны испугался! Эх ты!", и тот проговаривается о прянике. Санька "что-то быстро смекнул": "Скажи уж лучше - боишься ее, и еще жадный!" Тут герой и попадается "на уду": "А хочешь, все ягоды съем?" Отступать было поздно. Мальчику важно было "не спасовать, не струсить, не опозориться", не показаться жадным. Так и получилось, что "левонтьевская орда" вмиг уничтожила землянику, с таким трудом собранную мальчиком)

    Какие слова передают внутреннюю борьбу героя, прежде чем он отказался от того, чему учила бабушка? (Эти слова: "покаялся", "хорохорился я", "гаснущим голосом", "напустил на себя отчаянность", "махнул на вес рукой". Тут уж героя понесло - он хвастается: "Я еще у бабушки калач украду!" Он становится таким же, как левонтьевские ребята)

    Как после этого развлекались ребята? Пересказ эпизода и обобщения после этого. (Развлечения их были жестокими: растерзали рыбину "за некрасивый вид", "пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа", тот умер. Похоронив стрижа, скоро забыли о нем, потому что нашли новое развлечение: "забегали в устье холодной пещеры, где жила... нечистая сила")

    Как левонтьевские ребята и рассказчик относятся к своим по ступкам? (Левонтьевским все нипочем: Санька "заржал", он злорадствовал: "Нам-то ништяк! Ха-ха! А тебе-то хо-хо!" Рассказчик понимает, что ему проступок с рук не сойдет, понимает, что виноват. Герои противопоставлены через действия: "тихо плелся я за левонтьевскими ребятами" - "они бежали впереди меня гурьбой и гнали по дороге ковшик без ручки")

    Физминутка

    Почему герой решил обмануть бабушку? (Во-первых, "бес" Санька научил, как обмануть бабушку, во-вторых, герой был уже подготовлен к этому обману всеми глупыми и дурными поступками, совершенными за день. К этим поступкам добавились еще мел-кис пакости, на которые подбил героя Санька - герой крадет калачи, чтобы ублажить шантажиста и ябеду Саньку. К тому же он боялся наказания и хотел избежать неприятностей)

    Только ли страх перед бабушкой мучит героя? Как он меняется в ходе своих размышлений? (Мальчику нелегко дался обман: он "даже чуть было не всплакнул", потом "приготовился к каре за содеянное злодейство". То есть он понимает, что совершил "злодейство". Поэтому его мучит совесть: "Бабушку надул. Калачи украл. Что только будет?" "А что если разбудить ее и все-все рассказать?" Даже на рыбалке мальчик думает: "И зачем я так сделал? Зачем послушался левонтьевских? Вон как хорошо было жить! Ходи, бегай и ни о чем не думай. А теперь?" Мальчик вспоминает и о бабушке, и о матери, и о дедушке, жалеет себя: "И пожалеть меня некому". Но когда Санька опять начинает учить его, как обмануть бабушку, передразнивает ее, герой решает: "Не буду так делать! И слушаться тебя не буду!" Когда показывается лодка с бабушкой, стыд гонит героя прочь)

    6. Работа с текстом (выборочное чтение).

    Найдите описание рыбалки, описание летнего дня: "День был ясный, летний". Прочитаем выразительно. Какова роль пей зажной зарисовки? (Сначала герой просто наслаждается теплом, запахами трав, цветов: "клонились к земле рябенькие кукушкины слезки", "на длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики", "лежали полосатые цветки-граммофоны". Постепенно его взгляд поднимается вверх - на листья березы, осинник, сосняк. Он вглядывается вдаль, видит кружево моста, откуда должна приплыть бабушка. Он внутренне готовится к встрече и объяснению с ней, его мучит стыд. Мир природы, красота и гармония летнего дня контрастируют с миром обмана и эгоизма, куда был вовлечен мальчик, которому не хватило мужества не пойти на поводу у "левонтьевских")

    Какова развязка истории? (Развязка растянута, все никак не разрешается внутренний конфликт героя с самим собой, мучительно тянется осознание вины. Герой слышит, как бабушка рассказывает о своем и его позоре дедушке: "Тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог разобрать, что говорила она дальше, потому что закрылся полушубком, забился в него, чтобы помереть скорее". Мальчик чувствует, что всему миру явен его позор, что каждому встречному бабушка рассказала об обмане, что он не только обманул бабушку, а виноват и в том, что бабушка невольно обманула покупателей земляники. Наконец, напряжение достигает кульминации: дедушка пожалел мальчика, и накопившиеся слезы "хлынули безудержно". Дедушка помог внуку выйти из невыносимого положения: "Попроси прощенья...")

    7. Работа по иллюстрациям.

    Какой эпизод запечатлен на иллюстрации к рассказу? Опишем рисунок.

    Почему бабушка купила все-таки "пряник конем" обманувшему ее внуку? (Бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих "злодеяниях". Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Потому и пишет через много лет

    8. Тестирование. (Приложение 1)

    9. Выводы. Обобщения. Оценки с комментированием. Какие нравственные качества мы должны воспитывать в себе?

    Приложение 1

    Тест по рассказу В.П.Распутина "Конь с розовой гривой"

    1. Как зовут бабушку героя?

    а) Михайлова; б) Николаевна; в) Петровна.

    2. Что просил шантажом у главного героя его лучший друг?

    а) калач; б) булку; в) шаньга.

    3. Как звали брата героя, которого тётка Августа забрала с собой на лесоучасток?

    а) Алёша; б) Миша; в) Коля.

    4. Что произошло с матерью героя?

    а) Она утонула; б) Её сбила машина.

    5. Как звали тётку, которая после побега героя с речки от бабушки накормила его?

    а) Васяна; в) Петровна; в) Феня.

    6. Как назывался предмет, который ребята взяли в лес?

    а) корзинка; б) ведерко; в) туесок.

    Литература

    1. Поурочные разработки по литературе 6-й класс. (В помощь школьному учителю). В.Я.Полухина, В.П.Журавлев.
    2. Учебник для общеобразовательных учреждений (в двух частях) 2008 г.
    3. Критические статьи из журнала "Литература в школе" 2005 г. № 6.
    4. Рассказы В.П.Астафьева.










    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели и задачи:

    Познавательные:

    • познакомить учеников с жизнью и творчеством В.П.Астафьева;
    • показать автобиографический характер рассказа;
    • отработать умения давать характеристику персонажам произведения, производить сравнительную характеристику персонажей, пересказывать близко к тексту;
    • умение формулировать проблемные вопросы и отвечать на них;
    • определять тему и основную мысль литературного произведения;
    • рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе.

    Развивающие:

    • развивать устную монологическую и диалогическую речь учащихся;
    • развивать умение вести дискуссию;
    • развивать умение сопоставлять, анализировать.

    Воспитательные:

    • воспитывать интерес к творчеству В.П.Астафьева;
    • воспитывать патриотизм и любовь к Родине;
    • воспитывать нравственное мировосприятие учащихся.

    Оборудование:

    • выставка книг В.П.Астафьева;
    • фотографии, иллюстрирующие жизнь писателя;
    • проектор;
    • презентация к уроку.

    Опережающее домашнее задание:

    • рисунки учащихся к рассказу;
    • план рассказа.

    Ход урока

    1) Организационный момент.

    Сообщение темы и цели урока.

    Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом замечательного сибирского писателя В.П.Астафьева, окунемся в мир сибирской деревни 30-х годов прошедшего столетия, попробуем понять смысл данного произведения и для себя ответить на извечные вопросы нравственности и морали.

    2) Выступление заранее подготовленного учащегося с небольшим сообщением о жизни В.П.Астафьева.

    "Виктора Петровича Астафьева по праву называют истинно русским писателем. Родился 1 мая 1924 в д.Овсянка Красноярского края, в семье крестьянина. Родители были раскулачены, Астафьев попал в детский дом. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение. Вернувшись с фронта, Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем в Пермской области. В 1951 в газете "Чусовской рабочий" был опубликован его первый рассказ Гражданский человек. В Перми вышла и первая книга Астафьева "До будущей весны" (1953)."

    Хочу добавить, что Рассказ "Конь с розовой гривой" входит в сборник под названием "Последний поклон", который писатель создавал на протяжении нескольких лет. Рассказ "Конь с розовой гривой" был опубликован в 1963 году и имеет автобиографический характер.

    Итак, а сейчас проверим ваше внимание. Опрос:

    Как называлось село, в котором родился писатель? (Овсянка).

    Совершенно верно. Село Овсянка находится в Красноярском крае, на берегу Енисея, в очень живописном уголке сибирской природы. С этим местом у Астафьева связаны и самые горькие, и самые светлые воспоминания. До последних дней жизни Виктор Петрович не покидал свою малую родину, дарующую ему силы и вдохновение. Давайте сейчас посмотрим презентацию и представим то место, где писатель постигал уроки жизни.

    Просмотр презентации.

    Какое настроение возникает при просмотре? Помогают ли зрительные образы постичь смысл произведения?

    Почему детство маленького Вити можно назвать трагическим? (Он рано потерял мать; ему было всего семь лет, когда она утонула в Енисее)

    Какие воспоминания сохранил Астафьев о бабушке Катерине Петровне? (Через всю жизнь пронес писатель самые теплые и добрые воспоминания о своей бабушке. Она оставила неизгладимый след в жизни внука, оказала влияние на формирование самых лучших нравственных качеств. Это истинно русский характер, вобравший в себя все нравственные начала.)

    С каким рассказом Астафьева вы уже познакомились в прошлом году? Чем похожи эти рассказы?("Васюткино озеро". В обоих рассказах поднимаются нравственные проблемы: становление личности, закалка характера, постижение непростых жизненных истин.)

    Вывод: рассказ "Конь с розовой гривой" автобиографичен; через личные переживания писателя воспроизведен рассказ о целом поколении людей, чье детство выпало на трудные предвоенные годы; именно в такое трудное время ковался народный русский характер, формировались нравственные устои.

    3) Давайте обратимся к тексту рассказа и озвучим его план, составленный вами дома.

    (Обсуждение плана рассказа). А сейчас на основе вашего плана составьте таблицу-характеристику каждого пункта плана.

    Примерный план:

    1. Левонтьевское семейство.
    2. За земляникой (пряник конем).
    3. В лесу.
    4. Ссора.
    5. Жалко ягод.
    6. Шалости на реке.
    7. Санька советует обмануть бабушку.
    8. Кража калача.
    9. Бабушка уезжает на рынок.
    10. Рыбалка.
    11. Переживания мальчика в ожидании бабушки.
    12. Обман раскрыт.
    13. Бабушка простила.
    14. Дивный конь с розовой гривой.
    15. Урок на всю жизнь.

    Таблица-характеристика эпизода.

    № п/п ЭПИЗОД ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ
    1. Левонтьевское семейство.
    2. За земляникой (пряник конем).
    3. В лесу.
    4. Ссора.
    5. Жалко ягод.
    6. Шалости на реке.
    7. Санька советует обмануть бабушку.
    8. Кража калача.
    9. Бабушка уезжает на рынок.
    10. Рыбалка.
    11. Переживания мальчика в ожидании бабушки.
    12. Обман раскрыт.
    13. Бабушка простила.
    14. Дивный конь с розовой гривой.
    15. Урок на всю жизнь.
    ВЫВОД

    Обсуждение таблицы.

    4) Творческая работа - характеристика персонажа.

    Класс разделить на пять групп (бабушка, Витя, дядя Левонтий, тетка Васеня, Санька). Представитель группы выбирает карточку с именем персонажа, затем герой рассказа обсуждается в группе. Через 10 минут группа представляет своего персонажа; остальные должны угадать, о ком идет речь.

    5) Беседа с классом.

    Какова тема и основная мысль рассказа Астафьева?

    Когда и где происходят события рассказа?

    Кто повествует об этих событиях?

    Почему Витя любил бывать в семье дяди Левонтия?

    Почему бабушка запрещала внуку общаться с левонтьевскими ребятишками?

    Расскажите, какие моменты вы изобразили на своих рисунках. Объясните, почему именно эти эпизоды вам больше всего понравились?

    (Учащиеся представляют свои работы)

    Попробуйте сами сформулировать проблемные вопросы к данному рассказу (запись в тетрадях). Учащиеся задают друг другу вопросы.

    6) В заключение сделаем выводы о самом главном (по вопросам учебника):

    Каким предстает перед нами герой рассказа? Нарисуйте устно его портрет.

    Почему бабушка, несмотря на обман внука, купила ему "пряник конем"?

    Какие нравственные уроки извлек герой из этой истории?

    Прочитайте заключительные слова рассказа. Объясните их смысл.

    7) Рефлексия.

    Сочини "синквейн" на тему урока. Учащиеся работают 2-3 минуты, затем озвучивают свои "синквейны". Например,

    • Русский характер.
    • Закаленный, истинный, сибирский.
    • Любит, страдает, помнит.
    • Послание будущим поколениям.
    • Астафьев.

    8) Заключительное слово учителя.

    Мне хочется закончить наш урок словами Виктора Петровича Астафьева:

    "И не только в защиту себя, для спасения своей души в этой мятущейся жизни трудится стихотворец, он верит, что слово его спасет мир от бурь и потрясений:И так было всегда - поэзией двигала вера в доброту и милосердие:"

    С нами осталось Слово Астафьева, нетленные уроки жизни, которые мы черпаем из его произведений.

    8) Выставление оценок.

    Домашнее задание.

    Письменно составить словарик сибирских диалектизмов, местных слов. Подумать, как эти слова помогают охарактеризовать героев рассказа.

    Английский язык